Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений icon

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений



НазваниеБилеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений
Дата конвертации02.08.2012
Размер42,36 Kb.
ТипРеферат
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: 1. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".2. Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений.


Билет № 20 1. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 2. Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений. 1. «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека... Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон... Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому много могли дать «человеческому» (Н. Бердяев). Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. «Преступление и наказание» — роман, воспроизводящий картины социальных страданий город- ской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. Это и судьба самого Мар-меладова. Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери. Судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким. Мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздраженной матерью, в атмосфере постоянных ссор. Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства. Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет — и последовательно опровергает теорию Рас-кольникова: если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи-процентщицы, Раскольников убивает и Лизавету — ту самую униженную и оскорбленную, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор. Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают. Если разрешить себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидри-гайлов — тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный» от всяких предрассудков. Свид-ригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущие не только к раскаянию, но даже к чисто официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет эту явку с повинной. Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку. Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Религия любви и самопожертвования приобретает исключительное и решающее значение в христианстве Достоевского. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа. В образе Рас-кольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны. Протест Раскольникова связан с острой жалостью к бедным, страдающим и беспомощным. 2. Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли М. И. Цветаевой на протяжении всей жизни — а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни и творчества — черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вздоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, «чистым лириком». Одна из главных черт этого «чистого лирика» — самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. Они проявляются в постоянном ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире иных — нетворческих — людей, в мире быта. Своеобразие цветаевской позиции — ив том, что ее лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта: Цветаева ратовала за предельную искренность поэзии, поэтому любое «я» стихотворений должно, по ее мнению, полновесно представительствовать за биографическое «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением. Поэзия Цветаевой — прежде всего вызов миру. О любви к мужу она скажет в раннем стихотворении: «Я с вызовом ношу его кольцо!»; размышляя о бренности земной жизни и земных страстей, пылко заявит: «Я знаю правду! Все прежние правды — ложь!»; в цикле «Стихи о Москве» представит себя умершей и противопоставит миру живых, хоронящих ее: По улицам оставленной Москвы Поеду — я, и побредете — вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет, — И наконец-то будет разрешен Себялюбивый, одинокий сон. («Настанет день — печальный, говорят...») В стихах эмигрантских лет цветаевское противостояние миру и ее программный индивидуализм получают уже более конкретное обоснование: в эпоху испытаний и соблазнов поэт видит себя в числе немногих, сохранивших прямой путь чести и мужества, предельной искренности и неподкупности: Некоторым, без кривизн, — Дорого дается жизнь. («Некоторым — не закон...») Но главное противостояние в мире Цветаевой — это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. Подчеркивая вечность противостояния, она обращается к истории, мифу, преданию, наполняя их собственными чувствами и собственным мироощущением. Вспомним, что лирическая героиня Марины Цветаевой всегда равна ее личности. Поэтому многие сюжеты мировой культуры, вошедшие в ее поэзию, становятся иллюстрациями к ее лирическим размышлениям, а герои мировой истории и культуры — средством воплощения индивидуального «я».




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconВ лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №13: Проблематика романа И. А. Гончарова "Обломов" Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой....
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconПоэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №11 Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения). Тема...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №16: Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения). 2*. Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного из стихотворений

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconПоэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин"
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №18: Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №14: Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного из стихотворений Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына "Матренин двор"

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconКоллективизации в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина"
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №15: Человек и природа в лирике А. А. Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений Тема коллективизации...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconВ романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Лирический цикл А. А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме". Чтение наизусть одного из стихотворений
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №22: Патриотическая тема в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Лирический цикл А. А. Блока...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconСемьи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного из стихотворений
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №21: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского....
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №4: Автор и его герой в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Чтение наизусть отрывка из романа Поиски правды в пьесе М. Горького "На дне"

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №20: Гуманизм романа Ф. М. Достоевского \"Преступление и наказание\" Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений iconИдейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание на тему: «Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы