Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений icon

Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений



НазваниеИсследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений
Дата конвертации02.08.2012
Размер214,61 Kb.
ТипИсследование
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина


ВВЕДЕНИЕ В русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений. Способыобразования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть,например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, врезультате сходства выполняемых функций, появления ассоциаций по смежности.Таким образом, значения являются переносимыми. Лексико-семантические варианты многозначного слова по-разному зависятодин от другого и различно связаны между собой. В учебной литературеназывается разное количество традиционных типов переносных значений слов. Водних случаях выделяют только метафору и метонимию, в других - метафору,метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Традиционные виды переносныхзначений слова ( метафора, метонимия, синекдоха, функциональный переносзначения ) связаны с диахронией семантической структуры и относятся кфигурам образной речи ( тропам ). Различия в числе переносных значенийобъясняются тем, что синекдоху считают разновидностью метонимии, афункциональный перенос - разновидностью метафоры. Метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическаяметафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью иновизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексическойвыразительности, но способ построения образов. Задача данной работы: изучение метафоры, ее структуры, разновидности,использование метафоры в русском языке. Цель работы: исследование метафоры в творчестве С. Есенина. Метафорой - ( от греч. metaphora - перенос. ) - называется троп илимеханизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторыйкласс предметов, явлений и т. д., для характеризации или наименованияобъекта, входящего в другой класс, либо наименования другого классаобъектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В расширительномсмысле термин метафора применяется к любым видам употребления слов внепрямом значении. Метафора - наиболее распространенное средствообразования новых значении, большая часть наших обыденных понятий по своейсути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой:идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встаетсолнце. Ассоциируя две различные категории объектов метафора семантическидвойственна. Двуплановость, составляющая наиболее существенный признак «живой » метафоры, не позволяет рассматривать ее в изоляции отопределяемого. В образовании и соответственно анализе метафоры участвуютчетыре компонента: основной и вспомогательный субъекты метафоры, к которымприменяются парные термины и соотносимые свойства каждого объекта иликласса объектов. Эти компоненты не полностью представлены в структуреметафоры, в частности остаются необозначенными свойствами основногосубъекта метафоры, составляющие ее семантику. Вследствие этого метафорадопускает разные толкования. Когда говорят «Собакевич был настоящиймедведь», то имя «медведь», сохраняя отнесенность к классу медведей,характеризует индивида, входящего в другой естественный род. СходствоСобакевича с медведем охватывает диффузный комплекспризнаков ( косолапость, крепость, цвет сюртука и т. д. ), создающая образиндивида. Значение метафоры формируется признаками именуемого классаобъектов ( или их аналогами ), совместимыми с субъектов метафоры. Содержащийся в языковой метафоре образ обычно не приобретаетсемиотической функции, т. е. не может стать означающим некоторого смысла.Это в частности отличает метафору от символа ( в узком смысле ). В метафореустойчивое значение. Оно прямо ассоциируется со словом как своимозначающим. В символе устойчив образ, выполняющий функцию означающего.Символ может быть не только назван, но и изображен. Значение символа неимеет четких контуров. Метафору объединяет с символом и отличает от знакови сигналов отсутствие регулятивной функции, а следовательно и прямойадресации. Метафора является не только ресурсом образной ( поэтической ) речи, нои источником новых значений слов, которые наряду с характеризующей способнывыполнять номинативную, т.е. непосредственно связанную с отражением явленийдействительности функцию, закрепляясь за индивидом в качестве егонаименования ( прозвище Медведь ), либо языковой номинацией некоторогокласса объектов ( «анютины глазки», «роза ветров» ). В этом случаеметафоризация приводит к замещению одного значения другим. Когитивная ( познавательная ) метафора является отражением реальной илиприписываемой общности у соответствующих предметов:Стена.1. Вертикальная часть здания, помещения...2. перен. В сражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей; Провалиться.1. Упасть в какое-нибудь отверстие...2.перен. Пропасть, исчезнуть ( прост ). Образной называется метафора, создающая зрительное впечатление обобозначаемом и имеющая экспрессивно -оценочное значение:Звезда.1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.2. перен. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость;Крест .1. Фигура из двух пересекающихся под углом линий. 2. перен. Страдания, испытания ( устар. ) Изобразительность метафорических именований основывается на применении сформированного образа одних предметов к другим: образ змеи - к человеку, цвет зеленый - к молодости, образ игры в бирюльки - к жизни. ( заниматься пустяками ). Частным случаем образной метафоры является эмоциональная метафора. Для ее возникновения достаточно лишь субъективно - эмоционального сходства явлений: Мычать.1. Издавать звуки, кричать ( о корове, быке ).2. перен. Невнятно говорить, издавать нечленораздельные звуки ( разг.);История.1. Действительность в ее развитии, движении.2. перен. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал. Существует также стертая метафора, которая утратила семантическиемотивированные связи значений:Пачка.1. Несколько однородных предметов, сложенных, упакованныхвместе. Пачка папирос.2. Часть костюма балерины - несколько коротких юбок из тонкой материи, нашитых одна на другую ( спец. ). В метафоре наблюдается сложность отношений прообраза и образа.Метафорические связи весьма прихотливы и чаще всего являются имплицитными (скрытными ). На семном уровне это выглядит как переход гипосемы ( частоконнотативной ) из производящего значения в гипосему или гиперсемупроизводного. В слове лиса ‘ хищное млекопитающее из семейства собачьих cдлинным пушистым хвостом ‘ имеется скрытая коннотативная сема ‘ хитрость ‘,по народной традиции приписываемая этому животному. Второе значение этогослова - ‘ хитрый, льстивый человек ‘ возникло на основе коннотативногосозначения и включает его как гипосистему в новое значение слова. Вопрос первичной функции метафоры решается по-разному. В риторике илексикологии метафора рассматривалась прежде всего как средство номинации.Однако есть основания считать исходной для метафоры функцию характеризации,связывающая ее с позицией предиката. Семантическая двуплановость метафорызатемняет ее предметную отнесенность. Референция (отнесенностьактуализованных , включенных в речь, имен, именных выражений , именныхгрупп или их эквивалентов к объектам действительности ) метафорыосуществляется обычно через установление ее анафорической связи с прямойноминацией предмета. Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения,употребленного в переносном значении ( вместо улей - « келья восковая »), иразвернутой. Примером развернутой метафоры является следующий отрывок извступления к поэме В.Маяковского « Во весь голос », в котором поэтуподобляет свою позицию грозному оружию: Парадом развернув моих страниц войска, Я прохожу по строчечному фронту...Метафора характеризуя тот или иной предмет, явление, понятие делится нанесколько типов: индивидуально - авторская, антропоморфная, генитивная,зооморфная, синестезия (кинестезия).1. Индивидуально - авторская метафора - ассоциативная семиляция по субъективным семам : Твое солнце когтистыми лапами Прокогтялось в душу как нож...; Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне...2. Антропоморфная метафора - приписываются свойства человека либо животным, либо неодушевленным предметам. Море смеялось. Монах помойного ведра.3. Генитивная метафора - одна из компонентов употребляется в форме Р.п. Тростинки мачт.4. Зооморфная метафора - приписываются свойства животного человеку, либо неодушевленному предмету. Совесть - когтистый зверь. Собакевич был настоящий медведь.5. Синестезия ( кинестезия ) - языковая метафора, но происходит семиляция чувственных признаков, сенсорных. Горькие мысли, сладкие мечты, холодное сердце, горячая любовь. Будучи многоаспектным явлением, метафора составляет предмет изученияряда отраслей знаний и разделов лингвистики. Как определенный вид троповметафора изучается в поэтике (стилистике, риторике, эстетике), как источникновых значений слов - в лексикологии, как особый вид речевого употребления- в прагматике, как ассоциативный механизм и объект интерпретации ивосприятия речи - в психолингвистике и психологии, как способ мышления ипознания действительности - в логике, философии (гносеологии) и когитивнойпсихологии. Наиболее полно метафора изучена в лексикологии. Оба основных типа полнозначных слов - имена предметов и обозначенияпризнаков - способны к метафоризации, значения. Чем более многопризнаковым,информативно богатым и нерасчлененным является значение слова, тем легчеоно метафоризируется. Среди имен это прежде всего конкретныесуществительные - имена естественных родов, реалий и их частей, создающиеметафорические перифразы ( баловень судьбы, питомец брани ). Средипризнаковых слов - это прилагательные, обозначающие физические качества (колючий ответ ), описательные глаголы ( совесть грызет, мысли текут ) и др.Иногда выделяемая сентенциональная метафора порождена аналогией междуцелыми ситуациями ( не бросай слов на ветер ). По способу воздействия на адресата метафора делится на эпифоры идиафоры. Для первых основой является экспрессивная функция ( апелляция квоображению ), для вторых - суггестивная (апелляция к интуиции). Покогнитивной функции метафоры делятся на второстепенные ( побочные ) ибазисные ( ключевые ). Первые определяют представление о конкретном объектеили частной категории объектов, ( совесть - когтистый зверь ), вторые ( это всегда диафоры ) определяют способ мышления о мире ( картину мира )или о его фундаментальной части ( весь мир театр, и мы его актеры ). Метафоризация значения может происходить в пределах однойфункциональной категории слов либо сопровождаться синтаксическим сдвигом.Метафора, не выходящая за пределы конкретной лексики, используется дляцелей номинации. Вторичная для метафоры функция служит техническим приемомобразования имен предметов ( белок глаза, ножка стола ). Номинативнаяметафора часто порождает амонимию. Метафоризация значения признаковых словзаключается в выделении в объекте ( соответствующем классе объектов )признаков, уподобляемом признаком, присущим другому классу предметов (тупойнож и тупая боль, тупое шило и турой ученик). Метафора этого типа имеетэвристическую, познавательную ценность и служит источником полисемии слова.Закономерности расширения сочетаемости признаковых слов сводятся кдвижению от конкретных к абстрактным и к действию принципов антропо изооморфизма. Метафоризация значения может сопровождаться переходомсуществительного из именной порции в предикатную.Метафора этого типа имеет своей целью индивидуализацию объекта. Образнаяметафора вводит в язык синонимы ( пугливый и заяц ). Обратный описанномупроцесс перехода признакового значения в категорию конкретной лексики нетипичен для метафоры. Для выяснения природы метафоры важно определить ее синтаксическиесвойства. Предложение с метафорическим сказуемым синтаксически сходно сутверждением тождества по следующим чертам:1) оно выражает фактуальное суждение ( метафора , как и тождество, констатируется) ;2) указывает на неградуированный ( статичный ) признак ;3) дает константную характеристику предмета;4) не допускает синтаксического распространения признаковыми словами, указывающими на меру сходства. Оно отличается от предложений тождества по следующим признакам:1) истинность метафорически выраженного суждения не всегда может быть логически установлена;2) предикатная ( образная ) метафора не может быть кореферентна своему субъекту;3) метафорическое предложение асимметрично, т.е. не допускает инверсии своих членов.Эти свойства сближают метафорические предложения с утверждениями сходства,подобия. Синтезируя конценты тождества и подобия, предложения ссубстантивным метафорическим предикатом наиболее близки к предложениямклассифицирующего типа ( Вы роза и Этот цветок роза ). Метафорическихпредикат принимает отрицание только в контексте прямого выражения. Естественное место метафора находит в поэтической, художественной речи,в которой она служит эстетической ( а не собственно информативной ) функцииязыка. Это проявляется в том, что к метафоре нет стандартного вопроса. Впоэзии, не придерживающейся принципа эксплицитности, метафора употребляетсяпо преимуществу во вторичной для нее номинативной функции, внося в именныепозиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характернабинарная метафора ( метафора - сравнение ), объединяющая в генитивноесочетания имена сопоставляемых предметов - объектов (брильянты росы,тростинки мачт). Благодаря образу метафора связывает язык с мифом иискусством и соответствующими им способами мышления - мифологическим,художественным, синтетическим. Метафора играет большую роль в формированииконцептуальных систем. В поэзии и прозе метафора не только средство лексическойвыразительности, но способ построения образов. Всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует отчитателя умения понять и почувствовать создаваемый его образно -эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся вней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатствлитературы. Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения. Но естьнекоторые особенности, присущие именно метафоре. Задумаемся, с какой цельюмастера стиха и прозы прибегают к этому приему, называя только то, с чемсравнивается изображаемый предмет или понятие, и утаивая его прямоенаименование? Делается это для того, чтобы заставить работать мысль ивоображение читателя. Метафора требует от нас духовного усилия, котороесамо по себе благотворно. Стихотворение А.С.Пушкина « Пророк » являет собойвыразительный пример того, как развернутая метафора практически реализуетту самую задачу, которая сформирована в заключительном стихе: « Глаголом жги сердца людей ». Проникая разумом и чувством в смысл каждого из звеньев развернутойметафоры, мы неизбежно подвергаемся мощному воздействию поэзии: метафора -своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя. Можно выделить два основных типа метафор. В первом из них неназванный,но подразумеваемый предмет может быть выявлен с достаточной отчетливостью.Так, читая у Пушкина: Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года,мы понимаем, что « утро года » - это весна и как - то иначе толковать этуметафору невозможно. Или возьмем такие строки у А.А. Фета: Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.Метафора « серебряные змеи » звучит чрезвычайно таинственно, пробуждаетсложные эмоции, по предметный план ее вполне конкретен, это вьюга, поземка. Метафоры второго типа допускают разные понимания, соединяют несколькопредметных значений. Так, возможны варианты в толковании выражения « угль,пылающий огнем », в «Пророке». Не подыскать единственного конкретногозначения для есенинского « розового коня ». На основе метафор первого типа могут строиться аллегории. Метафоравторого типа порой приближается к символу. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафорысвоей свежестью и новизной. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талантраскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия удивительнобогата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств идраматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичностии живописности образов. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтическогосамораскрытия: Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз............................................................... Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в белой накидке............................................................... Мелколесье. Степь и дали, Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени нам бесконечно дороги иблизки и « зеленокосая » есенинская березка - самый любимый образ поэта; иего старый клен « на одной ноге », стерегущий « голубую Русь »; и цветы,низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели- дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся ввечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку онарождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Визображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит вбелой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала»,«пригорюнились девушки - ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словнобелою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель,как цыганская скрипка», и «березы в белом плачут по лесам», «кленочекмаленький матке зеленое вымя сосет», «тихо - в чаще можжевеля по обрыву,осень - рыжая кобыла - чешет гриву», «вечер, свесившись над речкой полощетводою белой пальцы синих ног», сосна «покачнулась как старушка», «чиститмесяц рога». Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы -все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком. Болото «куритоблаком», ивы «вызванивают в четки». Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги: Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет... ......................................................... Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. .......................................................... Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем. ......................................................... О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. ......................................................... Гаснут красные крылья заката, Тихо дремлют в тумане плетни. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаетромантическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта - синий, голубой и золотой. Эти цветовые тонаусиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосетглаза», «солнца струганные дранки загораживают синь» и т.п.), создаютатмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим»,«предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражаютчувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»,«заметался пожар голубой» и т.п.). Золотой блеск переливается в его стихах:«Сердце - глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотаясорви - голова». Отсюда неожиданность, смелость многих красочных эпитетов у Есенина.Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле», или «розовый конь», или «синеесчастье». Эта романтическая струя, если так ее можно назвать, занимаетзначительную долю в есенинской стилистике. Стилистические средства цветовойхарактеристики Есенин умеет использовать исключительно тонко для созданияпоэтического настроения: Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихою болью Что - нибудь вспомнить из ранних лет. В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен»удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнегорисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символаммногозначности, а к вещности и конкретности отличает поэтику Есенина. Поэтсоздает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их пофольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенскогомира и из мира природы и стремиться охарактеризовать одно существительноедругим. Вот, например, образ луны. Поэт говорит: «Золотою лягушкой лунараспласталась на тихой воде !» или «Хорошо бы, на стог улыбаясь, мордоймесяца сено жевать». Или «Луна, как желтый медведь, в мокрой травеворочается». Лягушка, морда, медведь - все очень конкретно и сразупереносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт. У Есенина вечер золотой метелкой «расчищает путь», «синий сумракбредет», как стадо овец. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами посебе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего наземле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщийметафоризм ( что позже приведет поэта к имажинистам ). Люди, животные,растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери -природы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служитьстихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка -девушка. Что шепчет тебе ветер ? О чем звенит песок ? Иль хочешь в косы - ветви Ты лунный гребешок ? Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или одевушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русскоголеса, а она человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты,стройности, юности; она светла и целомудренна. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «странаберезового ситца», «весенней гулкой ранью»)-образ мифологический,символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода, весны,радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым влучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственнаяпесня, благословение всего живого. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят изкрестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусая огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив. Солнце сравнивается с сохой, месяц - с ягненком или с пастушьим рожком.Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение. В «Небесном барабанщике» почти отсутствуют образы, навеянные старойхристианской поэтикой. («Сердце - свечка за обедней», - этот, да еще два -три подобных образа только, пожалуй, и встретишь во всем стихотворении. Привсей планетарности, космической устремленности образов «Небесногобарабанщика» основа их жизненно реальна. Это относится и к развернутомуобразу - метафоре «солнце - барабан», играющему важную идейно -композиционную роль в стихотворении, и образу «белого стада горилл», идругим. Верьте, победа за нами! Новый берег недалек. Волны белыми когтями Золотой скребут песок. Нам ли страшны полководцы Белого стада горилл? Взвихренной конницей рвется К новому берегу мир. Мы идем, а там, за чащей, Сквозь белесость и туман Наш небесный барабанщик Лупит в солнце - барабан. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватываютвнезапно воображение, где на первый взгляд в природе нет броских,запоминающихся картин и многое давно уже примелькалось, поэт вдругнеожиданно и смело открывает новые краски: Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает... А по двору метелица Ковром шелковым стелится. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Дремлет лес под сказку сна... Метафоричность образов - это черты художественного стиля поэта. О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешнепредметной и психической жизни, пользоваться различными приемамиметафоризации, выпуклого конкретно - вещественного выражения переживаний,идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике ив исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годамиесениская конкретно - предметная образность видоизменялась, качественнообогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами. Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубинылеса луны, он даже слышит, как ...Нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. Хвойной позолотой взвенивает лес Меж кустов ворковала река. Эту неповторимую и тленную красоту поэт пытается продлить, хотя быметафорически, в бытие природы. Отсюда слияние женского образа с пейзажем: С алым соком ягод на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И как снег лучиста и светла. Ивы - кроткие монашки. Обращение к сравнительной поэтике раскрывает глубинную, пожалуй,генетическую связь образов, символов, поэтических реалий, окружающихесенинского героя. Это и образ страдания - сердца, преображенный Есениным вразветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос ит.д. Это и образ коня - судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды,осенней темной ночи, пути - дороги, времени: Что когда - то было ясно соколу пора - времечко, Что летал - то млад - ясен сокол по поднебесью... Совершенным символическим аналогом человека в поэтическом мироощущенииславянских народов является дерево. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэтписал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционныелитературно - фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны -вестники несчастья: Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, ещене осознавшую переход к новой жизни. Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница. Чаще всего наименование животных приводятся в сравнениях, в которых сживотными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними вдействительности, но объединенные по какому - либо ассоциативному признаку,служащему основой для его выделения. Как скелеты тощих журавлей, Стоят ощипанные вербы... Синий сумрак, как стадо овец;по цветовому сходству: По пруду лебедем красным Плавает тихий закат;по близости и сходству функций: Как птицы, свищут версты Из - под копыт коня... Как желна, над нею мгла носилась;по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку: Я был, как лошадь загнанная в мыле, Пришпоренная смелым седоком... Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии -песни форму параллелизма: Не кукушки загрустили - плачет Танина родня. В произведениях Есенина анималистическое ( изображение животных )сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ: Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Ноосень не только «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»:образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках,движениях. Вот почему возникает сопоставления явлений природы с животными: месяц -«ягненочек кудрявый», «жеребенок», «золотая лягушка», весна - «белка», тучи- «волки». К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница- «бревенчатая птица», печь - «верблюд кирпичный». На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природыпоявляются свойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти,клювы: Волны белыми когтями Золотой скребут песок; Клен и липы в окна комнат, Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят; Чистит месяц в соломенной крыше Обоймленные синью рога. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальныхсравнениях создает своеобразие стиля С. Есенина, синкретизм образов. Использование в произведениях названия животных обычно сопровождаютсяприлагательными - эпитетами, чаще всего со значением цвета: желтый ворон,медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красныйлебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица,; рыжаякобыла, рыжее стадо, рыжие щенята. Больше всего цветовых определений имеетслово конь: белый, буланый, красный, розовый черный. Эпитеты конкретизируютобразы животных и служат средством их поэтизации, авторской оценки. Поэт наделяет их человеческими качествами: И журавли ,печально пролетая, Уж не жалеют больше не о ком. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где - то иволга. Образы животных используют и как символы, традиционно установившиеся врусской литературе и фольклоре, например лебеди - символ красоты. Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: красный конь- символ революции, розовый конь - образ молодости, черный конь -предвестник смерти. Для положительной обрисовки образов животных используются иэмоциональная лексика, и словообразовательные средства, и метафорическиеэпитеты, и особые интонации. Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время ипространство связаны с движением ( восход поливает красной водой капустныегрядки, болото курит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл изрощи ). Есенинская метафора бывает и именной и глагольной, каждая из которых всвою очередь подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся.Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» - цветы и олицетворяющая:«желтый лик» - диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсьмогилой» - умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» - зазвонили. Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры, аолицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворениенаряду с общими для метафоры и сравнения формами ( глагольная: «прибрелавесна»; именная: «подол вечера»; эпитетная; «сонная тишина» ) имеет и своиспецифические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плыветзадумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив идик»). Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалосьбы, простые слова ( снег, цветение, голубой, песни и т.д. ) метафоризуютсяи даже символизуются, неся в себе дополнительный художественный смысл,полученный в контексте есенинского творчества. В стихотворении «Поет зима - аукает...» умело и со вкусом использованыантропоморфные метафоры и сравнения. Зима «аукает» и «поет», «баюкает»мохнатый лес, «метелица ковром шелковым стелится», а вьюга ревет и злится. Дремлет лес под сказку сна. Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает... А по двору метелица Ковром шелковым стелится. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий идругих элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачнонайденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую -то первозданность. Например: Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенскойумиротворенной тишины. В стихотворении «Микола» интонация «сказочно - волшебная». Создаваясвой сказочный мир, поэт находит новые метафоры и эпитеты. Кружевом лес украшен, Ели словно купина, По лощинам черных пашен - Пряжа выснежного льна. Злые скорби, злое горе Даль холодная впила; Загораются, как зори, В синем небе купола. Под березкою - невестой, За сухим посошняком, Утирается берестой, Словно мягким рушником. Былинную тональность «Песни о Евпатии Коловрате» усиливают метафоры,для которых материалом служит не только земная природа, но и тела«небесные»: звезды - ласточки загадывают «думу - полымя», называя месяц«желтым ягнищем», советуют ему не «бодаться» с тучами. А сам месяцнаходится на «привязи» и на землю «кровью кашляет», видя, как татары льютреки крови. Как взглянули звезды - ласточки, Загадали думу - полымя: Чтой - то Русь захолынулася, Аль не слышит лязгу бранного? Щебетнули звезды месяцу: «Ой ты, желтое ягнятище! Ты не лени траву небесную, Перестань бодаться с тучами». Как взглянул тут меся с привязи, А ин жвачка зубы вытерпла, Поперхнулся с перепужины И на землю кровью кашлянул. Для поэта природа - это чудесный и необъятный храм, в котором всепрекрасно. Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнутыстроки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыханиесамой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых раннихстихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся вдвижении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежатв основе художественных изысканий Есенина. ЛИТЕРАТУРА1. Толковый словарь русского языка. в 4-х томах. Под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. Издательство «Терра», М., - 1996 г.2. Лингвистический энциклопедический словарь. Под редакцией профессора В.Н. Ярцева. «Советская энциклопедия», М.,- 1990 г.3. Словарь русской литературы. Под редакцией М.Т. Уртминцева. Издательство «Три богатыря», Нижний Новгород, - 1997 г.4. Краткий словарь литературоведческих терминов.Л. Тимофеев, Н. Венгров. Издательство « Учпедиз », М., - 1963 г.5. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. Составил А.А. Воротников. Минск, «Валев» - 1995 г.6. Литература. Справочник школьника. Под редакцией В.Я. Липкова, Н.Г. Быковой. Филологическое общество «Слово», М.,-1995 г.7. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц . В 3-х частях, часть 1. Под редакцией Е.И. Дибровой. Издательство «Феникс» г. Ростов - на - Дону, 1997 г.8. Современный русский язык. Составили Н.С. Волгина, Д.Э. Розенталь. Издательство «Высшая школа», М., - 1971 г.9. История русской советской литературы. В 4-х томах. Под редакцией А.Т. Дементьева. Том 1. Издательство «Наука», М., - 1967 г.10. Художественные искания Есенина. А.А. Волков. «Советский писатель»., М., - 1976 г.11. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. Прокушев Ю.Л. Издательство «Молодая гвардия», М., - 1989 г.12. Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. Составил П.Ф. Юшин. Издательство «Современник», М., - 1978 г.13. Сергей Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах. Под редакцией Е.А. Есениной, С.А. Васильева. Издательство «Правда», М., - 1970 г.14. Сергей Есенин. Избранное. Под редакцией Ж.Т. Новосельской, С. Крившенко. Издательство «Дальневосточное», Владивосток, 1972 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconДокументы
1. /Исследование метафоры в творчестве С. Есенина..doc
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconМоу лицей №102 Научный
«Для всего, писал К. Паустовский, в русском языке есть великое множество хороших слов». В русском языке, по словам А. И. Герцена,...
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconВ. А. Доманский Дендронимы в творчестве С. Есенина «Русь моя, деревянная Русь!»
Дендронимы в творчестве С. Есенина// Есенинское энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы. Материалы Международной научной конференции,...
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconРусском языке База данных по всем грантам
Список интернет-сайтов, содержащих информацию о грантовых конкурсах для научно-исследовательских проектов на русском языке
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Аргументация на английском языке»
Целью факультатива является (а) ознакомление с ключевыми аспектами специфических средств аргументации в английском языке; (б) овладение...
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconПеречень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы: Задания для самостоятельной работы студентов «Типы лексических значений слов в татарском языке»
Семантическая структура слова. Определение полисемии. Многозначные и однозначные слова
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconМетафора греч metaphora перенос
Метафора придает речи исключительную выразительность. Помимо словесной метафоры большое распространение в художественном творчестве...
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconВопросы к экзамену Объект и предмет психологии
Способы построения новых образов. Агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, схематизация
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений icon«Почему мы так говорим»
Создать базу для изучения новых лексических понятий и для формирования новых лексикологических умений
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина введение в русском языке существует множество средств, которые используютсядля построения образов, для образований новых лексических значений iconДендронимы в творчестве С. Есенина// Есенинское энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвященной 111-летию со дня рождения С. А. Есенина. Москва- константиново-Рязань. 2007. С. 189-200

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы