Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины icon

Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины



НазваниеПоложение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
Дата конвертации02.08.2012
Размер179,8 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация городского округа «Город Калининград»

комитет по образованию

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №9





Положение

о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины


г. Калининград

2011

Положение о рабочей программе учебного курса,

предмета, дисциплины

  1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МАОУ СОШ № 9 (далее – Школа) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ.

  2. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (далее – рабочая программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной или авторской программе по учебному предмету.

  3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся.

  1. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

    1. Классификация рабочих программ

    • Рабочие программы, разработанные на основе Примерных (типовых) программ:

  • Адаптированная программа: изменения носят структурный характер (перекомпоновка тем, часов), не затрагивающий содержания образования; изменения в содержании затрагивают не более 30%.

  • Модифицированная программа: изменения в содержании более 30% при сохранении обязательного минимума стандарта содержания образования.

    • Авторская рабочая программа: оригинальная программа, полностью разработанная автором/коллективом авторов, отличающаяся новизной и актуальностью, не противоречащая по содержанию государственным целям в области образования и действующему законодательству РФ.

  1. Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • ФГОС (базовый/профильный уровни);

  • Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни);

  • Методические письма о преподавании предмета;

  • Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);

  • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе;

  1. Технология разработки рабочей программы

  1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному курсу, предмету, дисциплине на учебный год или ступень обучения.

  2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса, дисциплины) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.

  3. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора школы.

  1. Утверждение рабочей программы

  1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора Школы.

  2. Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:

  • Адаптированные программы утверждаются на уровне Школы. На титульном листе рекомендуются грифы: «Рассмотрена на заседании МО. Протокол № …от….20…года», «Принята на заседании НМС. Протокол №….от….20…года», «Утверждаю. Директор школы…» (приложение № 1).

  • Модифицированные и авторские программы утверждаются с учетом внешних согласований. Экспертиза указанных программ проводится по выбору составителя (автора) в учреждениях высшего профессионального педагогического образования, имеющих лицензированное право экспертизы образовательных программ соответствующего уровня и направленности. Титульный лист в данном случае имеет два грифа «Согласовано. Руководитель экспертного учреждения. Дата и личная подпись», «Утверждаю. Директор школы…». Авторские программы необходимо сопровождать развернутым экспертным заключением на официальном бланке экспертного учреждения и подписью двух экспертов (приложение № 2).

  1. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор Школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

  2. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, дисциплину, направление деятельности и пр.

4. Структура рабочей программы

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса, дисциплины) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

  4. Учебно-тематический план

  5. Содержание учебного курса

  6. Календарно-тематическое поурочное планирование

  7. Контрольно-измерительные материалы

  8. Перечень учебно-методического обеспечения

  9. Список литературы

5. Содержание рабочей программы

  1. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

  2. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

  4. Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование тем разделов, общее количество часов; выполняется в виде таблицы. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты, контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса.

  5. Содержание учебного курса – структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы раздела, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

  6. Календарно-тематическое поурочное планирование – структурный элемент программы, который изменяется ежегодно; выполняется в виде плана-сетки с указанием тем урока, дат проведения, количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и оборудования. Может быть дополнено домашним заданием, типами и формами уроков, информационным сопровождением.

  7. Контрольно-измерительные материалы – структурный элемент программы, который включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Это могут быть тексты контрольных и самостоятельных работ, тестовые задания, педагогические тесты, проверочные карточки-задания и др. Подобрать их можно из разных источников или разработать самим. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

  8. Перечень учебно-методического обеспечения – структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

  9. Список литературы – структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

  1. Оформление рабочей программы

    1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

    2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе (приложения № 1,2) указывается:

    • полное наименование Школы в соответствии с Уставом,

    • название рабочей программы (предмет, курс, дисциплина),

    • адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся),

    • уровень обучения (базовый или профильный)

    • срок реализации,

    • гриф рассмотрения на заседании МО,

    • гриф утверждения программы научно-методическим советом,

    • гриф утверждения программы директором школы,

    • сведения о составителе или авторе (составителях или авторах) программы с указанием должностей и квалификационных категорий,

    • сведения о рецензентах (если требуется),

    • прочие данные (например, результаты экспертизы КОИРО, гриф согласования с КОИРО).

6.3. В тексте пояснительной записки следует указать:

  • соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;

  • на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

  • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

  • цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)

  • используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой Школы);

  • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю;

  • формы контроля и возможные варианты его проведения;

  • обоснование форм и методов преподавания.

При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания, в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а календарно-тематическое поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.

    1. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Может использоваться формулировка требований с учетом формирования ключевых компетенций.

    2. Учебно-тематический план должен содержать наименование тем разделов, общее количество часов. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты, контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса.

Оформляется в виде таблицы, количество столбцов в которой зависит от особенностей учебного материала.

Например,

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 















Итого











6.6. Календарно-тематическое поурочное планирование выполняется в виде плана-сетки с указанием темы урока, даты проведения, количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и оборудования. Может быть дополнено домашним заданием, типами и формами уроков, информационным сопровождением.

Например,

Вариант 1

№ урока

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Оборудование

Дата

план

факт































Вариант 2

№ урока

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт































Вариант 3


№ урока

Название раздела

Тема урока
 

Количество

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы

содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Информационное сопровождение

Д/З

Дата




по плану

факт







































Вариант 4

№ урока

Тема урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

ИКТ

Вид контроля

Дата

план

факт

Название раздела, количество часов

























Вариант 5

№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

ИКТ

Вид контроля

Дата

план

факт

Название раздела, количество часов






















Вариант 6

№ урока

Тема урока

Элементы содержания урока

Оснащение

Вид контроля

Дата

план

факт

Название раздела, количество часов






















План-сетка может отличаться от представленных вариантов.

6.7. В перечне учебно-методического обеспечения методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Пример:

Методические пособия:

А. Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник. - М.: Мнемозина, 2007 г.

Медиаресурсы:

Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, Коминфо, 2006г.


6.8. Список литературы должен приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Приложение № 1


О
Рабочая программа

по предмету:

«Обществознание»

базовый уровень, 10 класс


2011-2012 учебный год



Составитель:

Петрова Н.И., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 9,

высшая квалификационная категория

бразец оформления титульного листа


адаптированной рабочей программы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация городского округа «Город Калининград»

комитет по образованию

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №9







Приложение 2


О
Рабочая программа

по предмету:

«Обществознание»

базовый уровень, 10 класс

/модифицированная на основе Примерной программы «Обществознание»; УМК под ред. Л.Н. Боголюбова/



Калининград

2010

Составитель:

Петрова Н.И., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9,

высшая квалификационная категория

бразец оформления титульного листа модифицированной Рабочей


Калининград

2011

Приложение № 2


О

Рабочая программа

элективного курса
«Основы научно-исследовательской деятельности учащихся»


10-11 класс, 34 часа



Автор:

Петрова Н.И., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9,

высшая квалификационная категория

бразец оформления титульного листа


авторской рабочей программы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация городского округа «Город Калининград»

комитет по образованию

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №9







Приложение 2


О
Рабочая программа

по предмету:

«Обществознание»

базовый уровень, 10 класс

/модифицированная на основе Примерной программы «Обществознание»; УМК под ред. Л.Н. Боголюбова/



Калининград

2010

Составитель:

Петрова Н.И., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9,

высшая квалификационная категория

бразец оформления титульного листа модифицированной Рабочей


Калининград

2011





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconПоложение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном...
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconПоложение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном...
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconУчебный курс проектирование учебного курса
Рабочая тетрадь является основным рабочим документом слушателя учебного курса «Проектирование учебного курса». В рабочей тетради...
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconРезультаты изучения учебного предмета
Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconРезультаты изучения учебного предмета
Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconУчебного предмета «Литература» Место учебного предмета «Литература» в базисном учебном плане. Литература как учебный предмет является обязательной для изучения на ступенях основного общего и среднего (полного) образования на базовом и профильном уровнях
В соответствии с названными нормативными документами (раздел 1, пункт 4, 5) для обязательного изучения предмета «Литература» отводится...
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconУчебного предмета «Литература» Место учебного предмета «Литература» в базисном учебном плане. Литература как учебный предмет является обязательной для изучения на ступенях основного общего и среднего (полного) образования на базовом и профильном уровнях
В соответствии с названными нормативными документами (раздел 1, пункт 4, 5) для обязательного изучения предмета «Литература» отводится...
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины криминология Направление подготовки 030900 – «Юриспруденция»
Цель дисциплины: дать студентам и слушателям знания теоретических и практических проблем предмета криминологии. Сформулировать систему...
Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины iconПротокол дополнений и изменений к рабочей программе дисциплины (модуля)
Кафедра
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы