|
Примерный план семинарских занятий по философии на нефилософских факультетах Семинар 1. Платон «Гиппий Больший» (или «Пир»): Вопросы: 1. Постановка проблемы идеального; 2. Проблема идей и вещей. Платон «Апология Сократа»: 1. Этический поворот сократической философии; Семинар 2. Платон «Федон» Вопросы: 1. Учение Платона о душе и доказательства ее бессмертия (Федон); Платон «Государство», кн 6-7. Вопросы: 1. Онтология Платона: теория «двух миров» умопостигаемого и видимого. (символ пещеры).
Семинар 3. Аристотель «Физика», кн. 4, гл. 10-14 Вопросы: 1.Проблема онтологического статуса времени, 2. Базовые противоречия объективного существования времени, 3. Аристотелевская концепция времени Семинар 4. Аристотель («Метафизика, фрагменты); Вопросы: 1. Что такое метафизика (философия)? 2. Учение о сущем. «Что есть сущее как таковое?» 3. Актуальное и потенциальное измерение бытия; 4. Критика учения об идеях Аристотель «Большая Этика», (1 – 3 гл. фрагменты): Вопросы: 1. Определение добродетели. Семинар 5. Августин «Исповедь» (кн.11) Вопросы: 1.Время как «растяжение души», субъективация времени Ансельм Кентерберийский «Прослогион». Гл. II-III: Вопросы: 1. Онтологическое доказательство Фома Аквинский «Сумма Теологии» (часть 1, вопрос 2) Вопросы:
Семинар 6. Р. Декарт «Рассуждение о методе» Вопросы: 1. Четыре основных правила; 2. Критерии достоверности принцип самоочевидности; 3. Принцип сомнения и принцип «cogito» Семинар 7. Т. Гоббс «Левиафан». 1. Аргументация Т. Гоббса по вопросу неизбежности конфликта личных притязаний в досоциальном бытии индивидов; 2. Отношение к собственности; 3. Социальный номинализм; 4. Сопоставительный анализ представлений Гоббса об идеальном устроении общества в сравнении с позициями Локка и Руссо. Семинар 8. Дж. Локк (фр. 1-ой гл.) Вопросы: 1. Вторичные и первичные качества 2. «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах». Г. Лейбниц (фр. 1-ой гл.) Вопросы: 1. Принцип «предустановленной гармонии» 2. «В разуме нет ничего, чего не было бы чувствах, кроме самого разума». Семинар 9. Дж. Беркли «Трактат о принципах человеческого познания» (Введение) Вопросы: 1. Способ бытия субъектом («быть, значит воспринимать) и способ бытия объектом («быть, значит быть воспринимаемым») 2. Последствия принципа «esse est percipi»; 3. Способы доказательства принципа «esse» - 1. от самоочевидности; 2. от редукции первичных качеств к вторичным; 3. от фиктивности общих понятий Семинар 10. Д. Юм «Трактат о человеческой природе» Вопросы: 1. Анализ принцип причинности; 2. Незавершенность опыта и поспешность генерализаций 3. Анализ природы «Я». Десубстантивация субъекта. вторичным; 3. ичных качеств кым") Семинар 11. И. Кант «Критика чистого разума» (4 антиномии) Вопросы: 1. Тетическая и антитетическая части 4-х антиномий. Доказательства; 2. Решение антиномий как «ключ ко всей трансцендентальной философии». Основание деления мира на феномены и ноумены. 3. Антиномии как столкновение законов чистого разума. Пределы познания. Семинар 12. И. Кант «Критика практического разума»: 1. Классификация проявлений воли на максимы и императивы. Критерий применимости категорического императива для удостоверения моральности поступка; 2. Первая редакция категорического императива. Алгоритм верификации морального поступка. Отличие моральных поступков от легальных; 3. Доказательства бытия Бога и бессмертия души в этической философии И. Канта; 4. Ноуменальность воли и способности к моральному действию. И. Кант «О мнимом благе лгать из человеколюбия»:
3. Элементы деконструкции: нейтральна ли этика Канта или протестантский дух второй критики… Семинар 13. Гегель «Наука логики»: 1. Интуиция тождества бытия и мышления. Панлогизм Гегеля как философия «реальности-о-которой-говорят»; 2. Критика ноуменального («вещей-в-себе») в философии Канта; 3. Принцип обоснования абсолютной системности у Гегеля (всеохватность и истинность). Ступени развития Абсолютной Идеи как путь к ее самосознанию; 4. Наличное бытие как первая ступень становления бытия («Наука логики»). Семинар 14. А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление»:
Семинар 15. Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»:
Семинар 16. Ницше «Генеалогия морали»: Вопросы: 1. Проект «переоценки всех ценностей»; 2. Принцип «генеалогии» как ключевой сюжет постклассической мысли. Маркс К. Двенадцать тезисов о Фейербахе; Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле: Вопросы: 1.Сущность постклассического поворота в философии и основные отличительные черты постклассических стратегий философствования; 2.Проблема рефлексии: от картезианского cogito до «школы подозрения»; Семинар 17. Т. Кун «Структура научных революций»: Вопросы: 1. Критерии «конкурентоспособности» теорий; 2. «Приоритет парадигм». И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»: 1. Индуктивизм, конвенционализм, методологический фальсификационизм, методология научно-исследовательских программ. Семинар 18. Т. Нагель «Что все это значит» (гл.2-4), «Что значит быть летучей мышью»: Вопросы: 1. Психофизический узел (проблема: сознание-тело); 2. Редукционистские программы изучения сознания; 3. Проблематичность объективации сознания; 4. Антиредукционистские программы. Невоспроизводимость «онтологии от первого лица». |
![]() | Методические рекомендации по их подготовке Раздел I. История эстетической мысли. Тема: Аристотель «Поэтика» Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир. // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1, 2 | ![]() | Философия Как устроен мир идей по Платону Литература: В. Ф. Асмус. Платон. М., 2005; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994; Диалоги Платона... |
![]() | Образ Сократа у Платона по диалогам "Апология Сократа", "Критон", "Федон", "Гиппий Больший" | ![]() | Тела платона. Тела Платона Платон высказал и ряд других положений, оказавшихся плодотворными для развития математики. Так, в диалоге "Пир" выдвигается понятие... |
![]() | Программа дисциплины Философская антропология для специальности 030100. 68 «Философия» Незавершенность и неполнота как свойства человеческого бытия. Платон. «Пир». Смысл размышлений о любви и влюбленности в «Пире» и... | ![]() | Программа дисциплины Философская антропология для специальности 030100. 68 «Философия» Незавершенность и неполнота как свойства человеческого бытия. Платон. «Пир». Смысл размышлений о любви и влюбленности в «Пире» и... |
![]() | Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель В 428 г до н э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии... | ![]() | 1. Краткая биография Аристотеля 3 Политика и объекты политики 4 Государство по Аристотелю 5 Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля... |
![]() | Платон Платон «Предметы располагаются и познаются при помощи их методического деления и подобающего наименования. А поэтому классификация и наименование... | ![]() | Т-17. Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм Какой из фотонов, соответствующий красному или фиолетовому свету, имеет больший импульс? |