Зарождение европейской культуры icon

Зарождение европейской культуры



НазваниеЗарождение европейской культуры
Дата конвертации31.07.2012
Размер96,88 Kb.
ТипРеферат
Зарождение европейской культуры


ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. МИФ И РИТУАЛ. С античной Греции начинается путь человечества от мифа к логосу.Преодоление мифа и замена его знанием за тысячелетия сформировало новый типчеловека, культуры, цивилизации. Именно там около 500 лет до нашей эры, вовремя, названное К. Ясперсом "осевым", рождалась "западная" модель культурысо своей рациональностью, демократизмом, направленностью на завоеваниеприроды. Эта культура возникла не на пустом месте. Ей предшествовалиархаические культуры, существовавшие тысячелетиями; рациональному сознаниюпредшествовало мифологическое, природе как объекту, сцене для деянийчеловека предшествовала освященная, одушевленная, магическая природа. Около 6 тысяч лет назад начинается история минойской цивилизации наострове Крит, когда небольшая колония эмигрантов впервые прибыла на остров.Они привезли с собой свою Богиню, а также аграрную технику, что позволяетотнести этих новых поселенцев к представителям неолита. В последующиетысячелетия происходило постепенное развитие гончарного ремесла, ткачества,гравировки и других ремесел, а также торговли, металлургии и архитектуры.Формировался живой и радостный художественный стиль, столь характерный дляКрита. Подобная, хотя и более отсталая, земледельческая оседлаяматриархальная культура, видимо, существовала на большей части территорииЕвропы, пока ее не захлестнули волны миграций индоевропейцев. Где-то между4000 г. до н. э. и 2000 г. до н. э. они принесли сюда совсем другуюкультуру - патриархальную, расслоенную, пастушескую, мобильную иориентированную на войну. Индоевропейцы были кочевниками, чейпервоначальный дом является предметом ученых споров. Вероятно, их ранняяобласть обитания локализуется в южно-русских степях, на юго-востоке Европыи северо-востоке Передней Азии. Они приручали диких коней (главноекультовое животное - лошадь) и создали колесницы, тогда как другие народыЕвропы и Азии разводили в основном крупный рогатый скот. Боевые колесницы дали им превосходство в бою над врагами, формировалсяслой воинов и военной знати, возникала героическая мифология. Женскиебожества старой Европы заменялись или смешивались с индоевропейскимимужскими божествами. В соответствии со структурой большой патриархальнойсемьи, возглавляемой отцом-"патриархом", верховное божество индоевропейцеввыступает как "бог-отец".На самом деле мы почти ничего не знаем о доиндоевропейской мифологии. Чтокасается индоевропейцев, мы можем судить об их мифах и обрядах при помощисравнительно-исторических исследований зафиксированных мифов разныхнародов, остаткам погребальных курганов и жертвоприношений. Древнейшийписьменный источник, связанный с индоевропейской мифологией - Веды,наиболее древняя часть которых - Ригведа, представляющая собой сборникгимнов, писавшийся между первым и вторым тысячелетиями до н. э. Эти гимныпроизносились во время ритуалов (прежде всего, жертвоприношений), ипредставляли собой просьбы к богам, олицетворяющим природные силы(например, Агни - бог огня, оставивший свой след в русском языке). Одним изнаиболее почитаемых, судя по Ригведе, был шаманский бог Сома (в древнемИране - Хаома), отождествляемый с напитком, изменяющим сознание и играющимочень важную роль в ритуалах (ср. с древнегреческими Элевсинскимимистериями, возможно, имеющими те же индоевропейские истоки). Обращение кмифологии крайне важно для понимания архаической культуры, мифологическиепредставления составляют "костяк" архаического сознания. Одно из главныхреволюционных изменений во взглядах на миф, произошедших в нашем веке -новое понимание его значения, впервые обозначенное в концепцииМалиновского, показавшего, что миф в архаических обществах является нестолько средством познания мира, сколько выполняет чисто практическиефункции, поддерживая традиции и непрерывность племенной культуры. Мифкодифицирует мысль, укрепляет мораль, выступает как инструмент разрешениякритических проблем, относящихся к благополучию индивида и общества. Такимобразом, миф, с одной стороны, является продуктом архаического сознания, ас другой - инструментом его регуляции. В архаическом обществе мифология является доминантой духовнойкультуры. По сей день среди философов, антропологов, психологов ипредставителей других областей знания ведутся споры о природе и роли мифов,структуре мифологического сознания. Например, как считает К.Г. Юнг, разницамежду архаичным и современным человеком прежде всего в том, что у первогоменее развиты структуры саморефлексии, сознательного "я", и по этой причинеон воспринимает собственные психические содержания, лежащие на перифериисознания, как нечто внешнее. "В начале формирования сознания психикафактически находится вовне в форме намерений и сил произвола и только впроцессе душевного развития она постепенно врастает в человека" (Юнг,1993). Духи, души предков по Юнгу - отщепленные части индивидуальнойпсихики, для взаимоотношения с которыми и предназначены мифы, магия,ритуалы. На огромном фактическом материале Юнг показал гомогенность,общность в различных видах человеческой фантазии (включая миф, поэзию,сновидения). Чтобы объяснить единство символического языка человеческоговоображения, Юнг постулировал существование в психике человека коллективно-психологического субстрата, почвы индивидуальной психики - коллективногобессознательного. Функциональные структуры коллективного бессознательного -архетипы - Юнг сравнивал со стереометрической структурой кристалла. Этопервичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласнокоторым образуются мысли и чувства всего человечества. Результатомактуализации архетипов становятся архетипические идеи, являющиеся основнымисодержаниями мифологических представлений. Таким образом, в науке сложилосьпредставление о мифах как о структурах, выражающих "необычную"психологическую реальность, т.е. как о символических системах. Основные категории сознания архаичного человека, такие какпространство, время, причинность, были сформированы именно мифологическимипредставлениями. Одной из важнейших черт мифа как жанра является отнесениедействия к мифическому времени. Практически мифологическое моделированиеосуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого(лишь в некоторых поздних мифологических системах - отчасти и будущего - вэсхатологических мифах) (Мелетинский Е.М., 1995). Сущность вещей сводится к их генезису, описать вещь или весь мир – тоже самое, что поведать историю её (его) творения. Действия мифическихсуществ, совершенные во время творения, становятся парадигматическими. М. Элиаде говорит о "платоновской" структуре всякой мифологии: всеэмпирическое рассматривается архаичным человеком как "тени" вечныхоснований. Мифологическое мышление принципиально не исторично, игнорируетисторическую гетерогенность, все многократные изменения профанногоэмпирического времени сводит к однократным актам творения, совершенным втрансцендентное время . К этом времени не применима наша категория"далекого прошлого" - каждый год в дни праздников архаичный человекпереходит в священное время - первичное мифическое время, преобразованное внастоящее (Элиаде М., 1994). Итак, время воспринимается мифологическимсознанием как качественно неоднородное, циклическое, обратимое. Пространство также неоднородно - существует сакральный центр мира("пуп земли") и периферия, где нарастает хаос. Только сакральная частькосмоса представляется архаичному человеку реальностью в полном смыслеслова; этот центр - место, где совершается ритуал. Основателем ритуализма считается Дж. Фрейзер, сопоставивший отдельныемифологические мотивы с традиционными обрядами и выдвинувший теорию опроисхождении большинства мифов из ритуалов. Особенно обстоятельно Фрейзеррассмотрел мифологический мотив "умирающего и воскресающего бога" в связи саграрными календарными культами и более архаичными ритуалами посвящения(МНМ, 1991). Дискуссии об отношениях мифа и ритуала ведутся и по сей день,но можно с уверенностью сказать, что практически каждому ритуалусоответствует миф о его происхождении. Обратное не всегда верно, но еслимифы и не отсылают к ритуалу прямо, "они не порывают связи с ритуалом илежащим в его основе идеями, становясь другим (дополнительным) способом ихвыражения" (Топоров В.Н., 1988). Ритуал занимает стержневое положение в жизни архаичных обществ. Понекоторым данным, "праздники" в своей совокупности могли занимать половинувсего годового времени (Топоров В.Н., 1988). Что представляет из себяритуал в психологическом плане трудно понять, не находясь внутри него, т.е.в рамках той же культуры и в том же состоянии сознания. Основным годовымритуалом практически в любом архаическом обществе является ритуал"обновления мира" (Элиаде М., 1995), связанный скосмогоническими мифами,составляющими "костяк" мифологических представлений. Основной смыслкосмогонического процесса - превращение первозданного хаоса в упорядоченныйкосмос, "неозначенного" и, следовательно, недифференцированного "нечто" всистему бинарных оппозиций ("земля-небо", "свет-тьма", "инь- ян" ). Виндоевропейской мифологии главная такая оппозиция - это отец-небо иоплодотворяемая им обожествляемая земля-мать (в противоположность светломубогу - "темная", "черная"), от брака которых рождаются остальныемифологические объекты. В ритуале, как и в мифе, главное - структура, "положительные илиотрицательные оценки героев, та или иная мотивация их поступков вторичны поотношению к самим действиям, составляющим синтагматическую структуру"(Мелетинский Е.М., 1995). Таким образом, основным содержанием такогоритуала является схема порождения системы категорий, определяющей имифологические представления. И в силу этиологизма мифологическогомышления, в котором "причина" вещи есть её "сущность", по этой схеме, вэтих категориях и будет восприниматься мир. "В силу операциональностиопределения объектов в мифопоэтическом мышлении (как это сделано?, какпроизошло? и т.п.) актуальная картина мира неминуемо и неразрывносвязывается с космологическими схемами" (Топоров В. Н., 1988). То, что эти категории определяют не только "теоретическую картинумира", но и всю практическую деятельность людей, подтвердить нетрудно: "Вархаических и древних обществах космическая модель... является основойнекоей универсальной глобальной символической модели, которая реализуется вритуалах..., в устройстве "мужского дома" и племенного селения, храма игорода, в семейно-брачных отношениях, в одежде, в приготовлении пищи, впроизводственной деятельности, в самых разнообразных планах в сфереколлективных представлений и поведения. На всех этих уровняхвоспроизводятся те же символы и структурные конфигурации" (Мелетинский Е.М., 1995). Основной космогонический ритуал, который формировал категориальнуюструктуру сознания архаичных индоевропейцев - это ритуал человеческогожертвоприношения, впоследствии заменяемого разными видами жертвенныхживотных (в особенности конем, а также быком, овцой, свиньей, собакой). Прирасчленении человека как образа первосущества по новому организуетсякосмос. Его части тела соотносятся с разными частями вселенной, которые ивозникают из них, что соответствует данным индийской космологии(расчленение первочеловека Пуруши), германо-скандинавской (расчленениевеликана Имира), славянской (соответствующие мотивы др.-рус. "Голубинойкниги") и другим традициям. Другая группа ритуалов, наиболее распространенных наряду скосмогоническими - ритуалы инициации. Эти ритуальные схемы широкораспространены и в мифологических представлениях. Более того, В.Я. Пропппоказал, что "цикл инициации" - древнейшая основа большинства волшебныхсказок у всех народов. Он выделил сказочные мотивы, соотносимые с обрядамипосвящения - "разрубание и оживление", "проглатывание и извергание","получение волшебного средства или волшебного помошника" и многие другие.По Проппу, с циклом инициации тесно связан цикл смерти; "весь обрядинициации испытывался как побывка в стране смерти, и наоборот, умершийпереживал все то, что переживал посвящаемый (Пропп В.Я., 1946). Сейчасобщепризнанно, что инициационные ритуалы имеют главной темой смерть ивоскрешение, воспринимаются как смерть и новое рождение самими участниками;более того, так воспринимаются любые переходы человека из одного статуса вдругой (МНМ, 1991). Смерть также уподобляется возвращению к хаотическомусостоянию, предшествующему сотворению мира в космогонических ритуалах. Дальнейшее развитие общеиндоевропейского мифологического фонда вотдельных традициях характеризовалось рядом сходных тенденций, которые иопределили существенное сходство результатов преобразования этого фонда вкаждой отдельной мифологии. К таким общим тенденциям относится прежде всегогруппировка основных божеств пантеона по трем главным функциям: жреческой(магическо-сакральной), военной и хозяйственной, которые (как убедительнопоказал в серии своих работ Ж. Дюмезиль) соответствовали трем основнымаспектам социальной жизни ранних индоевропейских обществ. Мифологическая эпоха длилась тысячелетие за тысячелетием и породиламножество великих и удивительных культур древности, однако где-то около 500лет до н.э. происходит, по словам К. Ясперса, "самый резкий поворот вистории человечества". В эту эпоху были разработаны основные категории,которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодняопределяющих жизнь людей. Это время Упанишад и Будды, Конфуция и Лао-цзы,Заратустры и библейских пророков, Гомера, Платона, Гераклита и многихдругих гениев, стоящих у истоков культур новой эры. Осевое время растворяеткультуры древности, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть -независимо от того, является ли носителем нового народ древней культуры,или другие народы. Все то, что существовало до осевого времени, пусть онодаже было величественным, подобно вавилонской, египетской, индийской иликитайской культуре, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся.Древние культуры продолжают жить лишь в тех своих элементах, которые вошлив осевое время, восприняты новым началом. По сравнению с ясной человеческойсущностью осевого времени предшествующие ему древние культуры как бы скрытыпод некоей своеобразной пеленой, будто человек того времени еще не достигподлинного самосознания. Монументальность в религии, в религиозномискусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственныхобразованиях древности была для людей осевого периода предметомблагоговения и восхищения, подчас даже образцом ( например, для Конфуция,Платона ), но таким образом, что смысл этих образцов в восприятиисовершенно менялся (К.Ясперс,1994). Существуют разные точки зрения на то, что подвигло целые культуры наэтот гигантский процесс рефлексии, когда, по словам К. Ясперса, "сознаниеосознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление". По мнению А.Вебера, этот поворот истории был осуществлен именно индоевропейскимизавоевателями с их героикой и "трагическим духом". Вряд ли такогообъяснения достаточно, как недостаточно и чисто социально-экономическихобъяснений. Как бы то ни было, новая европейская культура начала отсчетсвоего времени. Литература: 1. "История Европы", 1988. 2. "Поэтика мифа", Мелетинский Е.М., 1995. 3. "Мифы народов мира", 1991. 4. "Морфология сказки", Пропп В.Я., 1946. 5. "О ритуале. Архаический ритуал в фольклорных раннелитературных памятниках", Топоров В.Н., 1988. 6. "Священное и мирское", Элиаде М., 1994. 7. "Проблемы души нашего времени", Юнг К.Г., 1993. 8. "Смысл и назначение истории", Ясперс К., 1994.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Зарождение европейской культуры iconКультурология Содержание: Преамбула темы: Исходные понятия курса Зарождение европейской культуры
В то же время курс предполагает выделение ряда культурных феноменов для более детального анализа, выявляющего законы сосуществования...
Зарождение европейской культуры iconПрограмма дисциплины греческая архаика как основа европейской культуры
Дисциплина «Греческая архаика как основа европейской культуры» относится к блоку факультативных дисциплин. Общий объем часов 60 ч.,...
Зарождение европейской культуры iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Зарождение европейской культуры iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Зарождение европейской культуры iconЛомка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1

Зарождение европейской культуры icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа предназначена для студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра, изучающих теорию и историю...
Зарождение европейской культуры icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа предназначена для студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра, изучающих теорию и историю...
Зарождение европейской культуры iconСоциокультурная ситуация в Средневековье. Отличительные особенности западноевропейской средневековой культуры Термин «Средневековье»
Она представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности, охватывающую более чем...
Зарождение европейской культуры iconВизантийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей
Хотя, конечно, общее явления борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному....
Зарождение европейской культуры iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа предназначена для студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра, изучающих теорию и историю...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы