Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие icon

Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие



НазваниеН. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие
страница1/11
>Н.И. НИРЕТИН<><><>АВТОНОМНОЕ <> <> ВЫЖИВАНИЕ <> <> ЧЕЛОВЕКА <>
Дата конвертации01.07.2012
Размер0,82 Mb.
ТипМетодическое пособие
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический

институт им. А.П. Гайдара»


Н.И. НИРЕТИН


АВТОНОМНОЕ

ВЫЖИВАНИЕ

ЧЕЛОВЕКА

В ПРИРОДЕ

Методическое пособие




Арзамас

АГПИ

2005


УДК 355.58 (075.8)

ББК 68.69 я73


Н68


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Арзамасского государственного педагогического института

им. А.П. Гайдара

Рецензент

М.С. ЛЮБОВ, старший преподаватель кафедры география АГПИ,

кандидат педагогических наук

НИРЕТИН Н.И.


Н68 АВТОНОМНОЕ ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ. Методическое пособие. - Арзамас: АГПИ, 2005. – 65 с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам педагогических институтов для более глубокого изучения темы «Экстремальные ситуации в природных и городских условия» и, в частности, такой экстремальной ситуации, как вынужденная автономия.


Материал, изложенный в пособии, может быть использован преподавателями ОБЖ в школах при изучении тем по автономному выживанию в природе, а также руководителям кружков «Школа выживания». Интересна она будет и для тех, чья деятельность связана с природной средой, а также организаторам туристических походов.


© Арзамасский государственный

педагогический институт

им.А.П.Гайдара, 2005


Оглавление





Введение …………………………………………………………..

4

Факторы выживания ……………………………………………..

5

Стресс и пути его преодоления ………………………………

12

Роль воды в обеспечении жизнедеятельности человека, способы добычи и обеззараживания воды ………………….


16

Питание в условиях автономного существования …………

20

Голодание и правила его преодоления ………………………

20

Что можно употреблять в пищу и способы ее добычи ….…

21

- охота ……………………………………………………….

22

- рыбная ловля …………………………………………….

25

Декоративные съедобные растения …………………………

28

Приготовление пищи …………………………………….……..

29

Водообеспечение ………………………………………………..

32

Оборудование убежищ (укрытий) …………………………….

35

Оборудование костра …………………………………………..

42

Способы разжигания костра …………………………………..

46

Способы подачи сигналов бедствия …………………………

50

Ориентирование на местности ……………………………….

53

Движение по выбранному маршруту …………………………

59

Дополнительные рекомендации и советы по выживанию в различных экстремальных ситуациях ………………………..


60

- зима, мороз 30 градусов, машина сломалась ………

60

- защита ног при движении по песчаной местности …

60

- в сырую погоду ……………………………………………

61

- чем можно заменить мыло ……………………………

61

- преодоление болот ………………………………………

61

- если вы решили отправиться на зимнюю рыбалку …

61

- если вы внезапно провалились под лед ………………

62

- если отстали от группы …………………………………

63

- если заблудились в лесу …………………………………

63

- носимый аварийный запас (личная миниукладка) …

63

Заключение ……………………………………………………….

65

Литература ……………………………………………………….

65



ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая деятельность человека в природе и экстремальные ситуации природного характера, можно сделать вывод, что вероятность экстремума для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Люди, чьи профессии связаны с природой (геологи, геодезисты, охотники – промысловики, метеорологи и др.), хотя и чаще рискуют, но, как правило, лучше подготовлены к влияниям неблагоприятных воздействий природной среды, особенно, если их деятельность проходит в одной климатической зоне. Сложнее положение специалистов, вынужденных изменять условия работы. Состояние изменившихся условий порождает необходимость акклиматизации и в этом случае экстремальная ситуация переносится тяжелее, да и незнакомая местность осложняет процесс выживания.

Особое значение и наибольшую экстремальность имеет пребывание человека в автономии, т.е. в условиях оторванности от всего привычного, необходимого для жизнедеятельности, от коллектива с его взаимопомощью и т.д. Применительно к природным условиям автономия – это когда человек остается один на один с природой.

В ситуации автономии человек может оказаться в силу своей профессиональной деятельности в природе или в силу вынужденности (вынужденная автономия).

В первом случае человек, как правило, обеспечен всем необходимым для профессиональной жизнедеятельности в сложившихся условиях. Он имеет определенные запасы пищи, воды, медикаментов, других необходимых продуктов, средства и приспособления для приготовления пищи, средства для укрытия от непогоды и температурных перепадов, средства сигнализации, связи и т.п.

При вынужденной автономии человек может оказаться без ничего, что значительно усилит экстремальность ситуации.

Ситуации возможной вынужденной автономии многообразны и могут встретиться на жизненном пути каждого человека. Но в то же время, несмотря на многообразие, они подвержены общим закономерностям и возможностям систематизации. Наиболее характерными являются ситуации возможной вынужденной автономии, связанные с аварией транспортных средств (сухопутных, воздушных, морских), с потерей ориентировки или с потерей коллектива. В условиях подобных ситуаций люди могут оказаться в различных климато-географических зонах: в тайге, в пустыне, в водах океана, в условиях жары или холода.

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье?

А ведь это непросто и не только потому, что запасы воды и пищи ограничены, но, главное, на человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т.е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостата – постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т.е.  возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconДокументи
1. /Автономное выживание/~$ганизация временного лагеря.doc
2. /Автономное...

Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconДокументи
1. /Автономное выживание/~$ганизация временного лагеря.doc
2. /Автономное...

Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие по педиатрии
Методическое пособие подготовлено: Быковым В. О., Водовозовой Э. В., Душко С. А., Губаревой Г. Н., Кузнецовой И. Г., Кулаковой Е....
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие для учителей изо уфимцева С. М. учитель изобразительного искусства 2012 Содержание
Данное методическое пособие разработано с целью привлечения внимания к творческому развитию учащихся
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие для начинающих классных руководителей Составил : социальный педагог М. Л. Павлиш 2011
Данное методическое пособие является справочником классного руководителя, куратора группы среднего профессионального образования
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие по выполнению и защите выпускных квалификационных работ г. Ростов на д ону 2009 г
Методическое пособие разработано профессором юфу л. М. Рабкиным и доцентом юфу с. А. Федоровым
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие по французскому языку издательство Томского политехнического университета
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов языковых специальностей, изучающих французский язык как первый и второй иностранный...
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие для студентов Казань 2005 Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета кгу
Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П....
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconМетодическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников
Данное методическое пособие разработано для специалистов образовательных учреждений непосредственно работающих с детьми «группы риска»:...
Н. И. Ниретин автономное выживание человека в природе методическое пособие iconУчебно-методическое пособие основы векторного и тензорного анализа часть I i для студентов бакалавриата
Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы