Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации icon

Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации



НазваниеМетодические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации
страница1/4
Дата конвертации30.07.2012
Размер493,56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>
  1   2   3   4


МетодиЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации

(одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России

26 ноября 2009 г., протокол № 80)



    1. 1. Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (приложение № 1).



2. Рекомендации предназначены для оказания помощи аудиторским организациям при проведении аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования.

            1. Рекомендации не распространяются на страховые медицинские организации в части проверки правильности формирования резервов по обязательному медицинскому страхованию.

    1. Рекомендации используются при проверке соблюдения аудируемым лицом правил формирования страховых резервов, установленных действующим законодательством, и правильности отражения страховых резервов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.




    1. 3. Основные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях:

орган страхового надзора – федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

аудируемое лицо – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензии в установленном действующим законодательстве порядке;

математический резерв формируется в целях оценки обязательств страховщика по договорам страхования жизни, которые могут возникнуть в связи с наступлением страховых случаев;

резерв расходов на обслуживание страховых обязательств формируется в целях оценки предстоящих расходов страховщика по обслуживанию и исполнению договора страхования жизни, в течение срока действия договора страхования жизни после уплаты единовременной страховой премии или по истечении периода уплаты страховых взносов;

резерв выплат по заявленным, но неурегулированным страховым случаям по договорам страхования жизни формируется в целях оценки неисполненных или исполненных не полностью обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат по заявленным на отчетную дату страховым случаям или обязательств, срок исполнения которых на отчетную дату наступил исходя из условий договора страхования жизни, а также при досрочном расторжении договора страхования жизни;

резерв выплат по произошедшим, но не заявленным страховым случаям по договорам страхования жизни формируется в целях оценки неисполненных на дату расчета обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат в связи со страховыми случаями, произошедшими в отчетном периоде или предшествующих ему периодах, но не заявленными страховщику;

резерв дополнительных выплат (страховых бонусов) формируется в целях оценки обязательств страховщика по причитающимся к уплате страховым бонусам по договорам страхования жизни, предусматривающим участие в инвестиционном доходе страховщика;

выравнивающий резерв по договорам страхования жизни формируется в целях оценки дополнительного обеспечения обязательств страховщика в случае дефицита страховых премий (взносов), возникшего в результате применения при расчете страховых резервов более консервативного базиса расчета, чем при расчете страховых премий (взносов);

резерв незаработанной премии – это часть начисленной страховой премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах;

резерв заявленных, но неурегулированных убытков является оценкой неисполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах;

резерв произошедших, но незаявленных убытков является оценкой обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая расходы по урегулированию убытков, возникших в связи со страховыми случаями, происшедшими в отчетном или предшествующих ему периодах, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке не заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах;

стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением;

стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств формируется для компенсации расходов страховщика на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика;

допустимый уровень ошибки – это максимальная величина ошибки, признаваемая аудитором несущественной в отношении проверяемой совокупности.


    1. 4. Аудитору следует получить представление о системе внутреннего контроля аудируемого лица в части формирования аудируемым лицом страховых резервов.

                  1. Понимание аудитором системы внутреннего контроля, которое является важным для аудита, как правило, приобретается на основе предыдущего опыта работы с аудируемым лицом и дополняется:

  1. запросами к надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры аудируемого лица наряду с использованием документации аудируемого лица;

  2. изучением документов и записей, создаваемых в рамках системы внутреннего контроля;

  3. наблюдением за деятельностью и операциями аудируемого лица, включая наблюдение за организацией компьютерных операций.



              1. 5. В ходе изучения системы внутреннего контроля аудируемого лица следует рассмотреть следующие вопросы:

  • наличие ошибок при формировании страховых резервов, допущенных в предыдущие периоды (свидетельства прошлого аудита);

  • наличие в конце отчетного периода нестандартных поправок в расчете страховых резервов;

  • анализ остатков по счетам страховых резервов и соответствие их масштабам деятельности аудируемого лица (аналитические процедуры);

  • наличие в организации утвержденных и согласованных в установленном порядке положений о формировании страховых резервов, определяющих состав и порядок формирования страховых резервов;

  • наличие в организации специального должностного лица либо подразделения, ответственного за формирование страховых резервов;

  • наличие и функционирование актуарного департамента или актуариев, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации;

  • соответствие актуария, ответственного за формирование страховых резервов, квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством;

  • определение способа расчета страховых резервов (полностью компьютеризированный, смешанный или ручной расчет страховых резервов), а также тип используемой компьютерной программы;

  • наличие надлежащей организации подготовки и ввода информации в базу данных для расчета страховых резервов, а также наличие контрольных процедур при осуществлении данных операций.



                1. 6. Для предварительного рассмотрения функционирования системы внутреннего контроля аудитор может проводить сквозной тест, то есть проследить выполнение контрольных процедур в отношении операций по формированию страховых резервов. В том случае, когда такие операции являются типичными, проведенная процедура может рассматриваться как часть тестов средств контроля. Однако, учитывая характер и объем сквозных тестов, выполняемых аудитором, можно сказать, что сама по себе данная проверка не предоставляет достаточных надлежащих аудиторских доказательств в поддержку оценки функционирования средств контроля.

    1. C целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств функционирования системы внутреннего контроля должны выполняться тесты средств контроля относительно эффективности:

  1. структуры системы внутреннего контроля, то есть того, насколько хорошо она организована с точки зрения предотвращения ошибок при расчете страховых резервов и их отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  2. средств внутреннего контроля в течение рассматриваемого периода.

Тесты средств контроля выполняются в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».



    1. 7. В рабочих документах аудитору следует изложить:

  1. свое понимание системы внутреннего контроля аудируемого лица в части формирования страховых резервов;

  2. оценку функционирования системы внутреннего контроля в части формирования страховых резервов.



Приложение 1


Перечень нормативных правовых актов, используемых при подготовке Рекомендаций


  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2009 № 32н «Порядок формирования страховых резервов по страхованию жизни»;

  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2002 № 51н «Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (в ред. от 20.10.2008 № 114н);

  5. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2007 № 287-ФЗ).



Приложение 2


Контрольный лист проверки соблюдения требований нормативных правовых актов при формировании страховых резервов и их отражении в финансовой (бухгалтерской) отчетности


п/п

Аудиторские процедуры

Исполнитель, дата

Примечание

1.

Получите у руководства аудируемого лица либо у специального должностного лица документы, на основании которых формируются страховые резервы (лицензия на право проведения страховой деятельности, положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни, учетная политика организации)







2.

Проанализируйте методы формирования страховых резервов. В случае если аудируемое лицо использует методы формирования страховых резервов, отличные от методов, установленных Правилами формирования страховых резервов, проверьте обоснованность применения методов, разработанных аудируемым лицом







3.

Проанализируйте последовательность применения выбранного метода расчета страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, в течение отчетного года







4.

Получите перечень остатков по счетам страховых резервов, который соответствует бухгалтерской (финансовой) отчетности и включает информацию о начальном сальдо, движении по счетам и сальдо конечном.

Проверьте перечень на предмет правильности математических подсчетов







5.

Сравните остатки по счетам, подлежащие проверке в данном разделе, с остатками по сальдовой ведомости аудируемого лица и расчету страховых резервов







6.

Проанализируйте остатки по счетам страховых резервов и сравните их с данными предыдущих периодов и общими ожиданиями с учетом уровня деятельности клиента







7.

При выявлении значительных или неожиданных отклонений выясните причины расхождений и получите объяснения клиента.

Все объяснения должны быть подкреплены ссылками на подтверждающие документы







Резервы по страхованию жизни

8.

Получите расчет резервов по страхованию жизни и рассмотрите следующие вопросы, чтобы убедиться, что резервы по страхованию жизни по значительным договорам отражены в соответствии с действующими принципами законодательства:

  • правильность отражения показателей, на основе которых рассчитываются резервы по страхованию жизни;

  • правильность расчета резервов по страхованию жизни;

  • правильность исчисления доли перестраховщиков в резервах по страхованию жизни







9.

Рассмотрите необходимость привлечения эксперта по актуарным расчетам для проверки правильности формирования резервов по страхованию жизни







Резерв незаработанной премии

10.

Получите расчет резерва незаработанной премии и рассмотрите следующие вопросы, чтобы убедиться, что резерв незаработанной премии по значительным договорам (страховая премия по которым превышает установленный допустимый уровень ошибки) отражен в соответствии с действующим законодательством:

  • правильность отражения страховой премии, сроков действия договора в расчете страховых резервов;

  • правильность исчисления базовой страховой премии для расчета резерва незаработанной премии;

  • правомерность уменьшения страховой брутто-премии на сумму начисленного вознаграждения и отчислений от страховой брутто-премии в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

  • правильность расчета резерва незаработанной премии по дополнительным соглашениям к договорам (досрочное расторжение, изменение условий договоров);

  • правильность применения метода формирования резерва незаработанной премии по учетной группе;

  • правильность исчисления доли перестраховщиков в резерве незаработанной премии







11.

В случае необходимости выполните тесты средств контроля и процедуру прослеживания в отношении выбранных значительных договоров страхования в целях формирования резерва незаработанной премии







Резерв заявленных, но неурегулированных убытков

12.

Получите расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков и рассмотрите следующие вопросы, чтобы убедиться, что резерв заявленных, но неурегулированных убытков по значительным убыткам (превышающим установленный допустимый уровень ошибки) отражен в соответствии с действующим законодательством:

  • наличие документов о наступлении страховых случаев (заявления, телефонограммы от страхователей, предварительные уведомления от страховщиков - участников соглашения о прямом возмещении убытков, счета убытков, бордеро и т.п. от перестрахователей), поступивших к аудируемому лицу;

  • правильность формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков;

  • отсутствие случаев включения в резерв заявленных, но неурегулированных убытков убытков, превышающих максимально возможную величину убытков, в том числе и превышающих страховую сумму, определенную в договоре;

  • правомерность и обоснованность отказов в страховой выплате;

  • правильность исчисления доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков







13.

В случае необходимости выполните тесты средств контроля и процедуру прослеживания в отношении выбранных значительных заявленных убытков в целях формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков







Резерв произошедших, но незаявленных убытков

14.

Получите расчет резерва произошедших, но незаявленных убытков и рассмотрите следующие вопросы, чтобы убедиться, что резерв произошедших, но незаявленных убытков отражен в соответствии с действующим законодательством:

  • правильность группировки данных об оплаченных на отчетную дату убытках для расчета резерва произошедших, но незаявленных убытков;

  • правильность расчета показателей при формировании резерва произошедших, но незаявленных убытков;

  • правомерность выбранного количества периодов наступления убытков (периодов оплаты (развития)) для расчета резерва произошедших, но незаявленных убытков по соответствующей учетной группе;

  • правомерность выбранного метода расчета резерва произошедших, но незаявленных убытков в случае если аудируемое лицо заключает договоры, относящиеся к какой-либо учетной группе, для которой нет необходимого объема данных об оплаченных убытках за требуемое число периодов;

  • правильность исчисления доли перестраховщиков в резерве произошедших, но незаявленных убытков







Стабилизационный резерв

15.

Рассмотрите следующие вопросы, чтобы убедиться, что стабилизационный резерв отражен в соответствии с действующим законодательством:

  • правильность применения порядка формирования стабилизационного резерва (обязательный или добровольный) в зависимости от вида страхования;

  • правильность исчисления базы для расчета стабилизационного резерва;

  • обоснованность выбранного метода распределения расходов в целях расчета стабилизационного резерва;

  • ограничение размера стабилизационного резерва, формируемого в обязательном и добровольном порядке, предельными значениями







16.

Если стали известны факты возможного несоблюдения требований нормативных правовых актов, получите дополнительные сведения о характере такого несоблюдения и обстоятельствах, при которых оно имело место, а также другую достаточную информацию, особенно необходимую для оценки влияния на непрерывность деятельности аудируемого лица (например, приостановление действия лицензии или иные санкции)







17.

Если есть предположение, что аудируемое лицо не соблюдает требования нормативных правовых актов, то оформите документально отмеченные факты и обсудите их с руководством аудируемого лица







18.

Убедитесь, что вся необходимая информация, касающаяся остатков по счетам страховых резервов, надлежащим образом задокументирована в рабочих документах аудитора









Руководитель проверки _____ /__________/ Контроль _____ /__________/

подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи


Дата: Дата:

  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации icon12. Федеральное правило (стандарт) Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Общие принципы и объем аудита. Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудиторская деятельность, аудит
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconУказания об объеме форм бухгалтерской отчетности страховых организаций
Бухгалтерская отчетность страховой организации как единая система данных о финансовом положении страховой организации, финансовых...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconУчет страховых резервов
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» основой финансовой устойчивости страховщиков...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconОбразцы форм бухгалтерской отчетности страховых организаций бухгалтерский баланс страховой организации
Ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая фор­ма / форма собственности по окопф / окфс
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации icon2. Аудит бухгалтерской отчетности
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconО формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-i «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Российской Федерации и получивших лицензию на осуществление страховой деятельности, приказываю
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconI. Отчет о размещении средств страховых резервов
«Отчет о размещении средств страховых резервов» и формы №14п-страховщик «Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации icon35. Федеральное правило (стандарт) «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.» Виды и характеристика аудиторских заключений. Понятие заведомо ложного аудиторского заключения
Наченный для пользователей финансовой отчетности – аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными стандартами аудита...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconБухгалтерского учета и отчетности
Бухгалтерский учет и аудит Аудиторская деятельность Стандарты и методики проведения аудита Рекомендации аудиторским организациям,...
Методические рекомендации по проверке формирования страховых резервов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации iconМетодические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 30. 12. 96 №112
В. Д., Пономарева Л. В. Комментарии к новым формам бухгалтерской отчетности организации. – М.: Инфра-м, 2003. – 190 с., Реформа бухгалтерского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы