|
Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой Я не верю с стихи, Которые льются. Рвутся – да! Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешьбезошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации. Если существуют поэты, воспринимающие мир посредством зрения,умеющие смотреть, закреплять увиденное в зрительных образах, то Марина былане из их числа. Мир открывался ей не в красках, а в звучаниях. «Когдавместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александрародилась я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: «По крайней мере,будет музыкантша». Музыкальное начало было очень сильным в творчествеЦветаевой. В ее поэзии нет и следа покоя, умиротворенности,созерцательности. Она вся – в буре, в вихревом движении, в действии ипоступке. Более того, ей было свойственно романтическое о творчестве как обурном порыве, захватывающем художника, ураганном ветре, уносящем его.Откроешь любую книгу – сразу погружаешься в ее стихию – в атмосферудушевного горения, безмерности чувств, постоянного ухода от нормы,драматического конфликта и противоборства с окружающим миром. Вечная и самая дорогая Цветаевой тема – свобода и своеволие незнающей меры души. Она дорожит и любуется этой прекрасной, окрыляющейсвободой: Не разведенная чувством меры – Вера! Аврора! Души – лазурь! Дура – душа, но какое Перу Не уступалось – души за дурь? Свободна сама поэзия Цветаевой. Ее слово всегда свежее, незатертое, прямое, конкретное, не содержащее посторонних смыслов. Такоеслово передает жест не только душевный, но и физический; оно, всегдаударное, выделенное, интонационно подчеркнутое, сильно повышаетэмоциональный накал и драматическое напряжение речи: «Нате! Рвите! Глядите!Течет, не так ли? Заготавливайте чан!» Но главным средством организации стиха был для Цветаевой ритм. Это– сама суть, сама душа ее поэзии. В этой области она явилась и осталасьсмелым новатором, щедро обогатившим поэзию XX века множеством великолепныхнаходок. Она беспощадно ломала течение привычных для слуха ритмов,разрушала гладкую, плавную мелодию поэтической речи. Ритмика Цветаевойпостоянно настораживает, держит в оцепенении. Ее голос в поэзии – страстныйи сбивчивый нервный монолог, стих прерывист, неровен, полон ускорений изамедлений, насыщен паузами и перебоями. В своем стихосложении Цветаева вплотную приблизилась к ритмикеМаяковского: Опрокинутыми… Нот, планет – Ливнем! - Вывезет!!! Конец… На-нет…По словам Марины, это – как «физическое сердцебиение – удары сердца –застоявшегося коня или связанного человека». Поэзия Марины Цветаевой немелодична, ненапевна, дисгармонична.Наоборот, она вобрала в себя рокот волн, раскаты грома и крик, затерявшийсяв арии морского шторма. Цветаева восклицала: «Я не верю стихам, которыельются. Рвутся – да!». Она умела рвать стих, дробить на мелкие части,«разметать в прах и хлам». Единица ее речи не фраза и не слово, а слог.Цветаевой свойственно расчленение стихотворной речи: слово деление ислогоделение: В Россию – вас, в Россию – масс, В наш-час – страну! в сей-час – страну! В на-Марс – страну! в без-нас – страну! Особую роль с системе средств выразительности Цветаевой играетпауза. Пауза – это тоже полноправный элемент ритма. В противовес привычнойпостановке пауз на конец строки у Цветаевой они смещены, сплошь и рядомприходятся на середину строки или на следующую строфу. Поэтомустремительный стих поэта спотыкается, обрывается, поднимается: Двадцать лет свободы – Всем. Огня и дома – Всем. Игры, науки – Всем. Труда – любому, Лишь бы были руки. Синтаксис и интонация как бы стирают рифму. И дело здесь встремлении Цветаевой говорить цельно и точно, не жертвуя смыслом. Еслимысль не вмещается в строку, необходимо либо «досказать» ее, либооборваться на полуслове, забывая о рифме. Коль мысль уже оформлена, образсоздан, заканчивать стих ради полноты размера и соблюдения рифмы поэтсчитает излишним: Не чужая! Твоя! Моя! Всех как есть обнесла за ужином! - Долгой жизни, Любовь моя! Изменяю для новой суженой… На марш – Цветаева всегда хотела добиться максимума выразительности приминимуме средств. В этих целях она предельно сжимала, уплотняла свою речь,жертвовала эпитетами, прилагательными, предлогами, другими пояснениями,строила неполные предложения: Все великолепье – Труб – лишь только лепет Трав – перед тобой. Марина Цветаева – большой поэт, ее вклад в культуру русского стихаXX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой– это ритмы XX века, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозныхреволюционных битв. |
![]() | А. С. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой | ![]() | Жизнь и творчесво Марины Цветаевой |
![]() | Жизнь и творчество Марины Цветаевой | ![]() | Цель : Проследить, как жизнь и судьба Марины Ивановны Цветаевой повлияли на её творчество Проследить, как жизнь и судьба Марины Ивановны Цветаевой повлияли на её творчество |
![]() | Цели проекта Узнать больше нового и интересного об истории родного города через жизнь и творчество Марины Цветаевой | ![]() | Семинар по лирике М. Цветаевой. Марина Цветаева. Судьба и стихи. Цели урока: Познакомить и заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой Портрет М. Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины, книги о Цветаевой и сборники её стихотворений, ноты романсов, кассета с романсом... |
![]() | Тема: Поэтический мир Марины Цветаевой. Цель Цель: Познакомить обучающихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений | ![]() | Анализируя источники, выявить черты субкультуры юности девушки Целью данной работы является выявление характерных черт субкультуры юности на примере юности Марины Цветаевой, основываясь на ряде... |
![]() | Тезисы Тема : Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток... | ![]() | Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток... |