Этапы профессиональной ориентации icon

Этапы профессиональной ориентации



НазваниеЭтапы профессиональной ориентации
Дата конвертации30.07.2012
Размер67,2 Kb.
ТипРеферат
Этапы профессиональной ориентации


План:1. Введение.2. Характеристика профессий – профессиограмма.3. Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности.4. Процесс профессионального самоопределения. Введение В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать,где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. Практическивыбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выборпрофессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика,порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, техтребований, которые они предъявляют к личности работающего, и уменийоценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Характеристика профессий – профессиограмма Размышляя, какую выбрать профессию в будущем, каждый из нас так илииначе собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранныесведения вы анализируете. Критически оцениваете систематизируете, и на ихоснове складывается представление об определенной профессиональнойдеятельности. Фактически вы на простейшем уровне занимаетесь составлениемпрофессиограмм – характеристик профессий с требованиями, которые онипредъявляют к личности работающего. Чтобы профессиограмма отражала истинное положение дела, надостараться получить как можно больше сведений о той или иной профессии Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнатьсодержание будущей профессии, оценить свою профпригодность (см. ниже) кней. Кроме того, она может определить и те качества, которые нужноразвивать у себя. Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности. Профориентация является самостоятельной областью знания, ноформируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики,философии, медицины, права. Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются еецелями: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую. Тема реферата пересекается в основном с психолого-педагогической функцией, поэтому я подробнее раскрою ее. Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процессусвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей,позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность.Поэтому профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматриватьпрежде всего с позиций социального заказа общества. Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочейсилы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда,повышение профессиональной активности и производительности труда, экономиюрабочего времени Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровьюи отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той илииной профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая функция — это прежде всего выявление иформирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им впоиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала быиндивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям;определение путей и условий эффективного управления профессиональнымсамоопределением школьников.Способности и профессиональная пригодность. Если требования, предъявляемыепрофессией к работающему, совпадают с его личными качествами ивозможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами,профпригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, какуспешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат прежде всего способностииндивидуума. Под этим понимают такие индивидуально – психологическиеособенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либодеятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличиемспособностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний иумений. Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается нес готовыми способностями, а с задатками, т. е. С определеннымифизиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. О непригодности человека к определенному можно говорить в том случае,если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будутусугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Профессиональная пригодность – формирует качество и во многомнаходится в руках самого человека. Из литературных источников известныпримеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физическинездоровый, слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимсяполководцем, а страдающий заиканьем Цицерон – знаменитым оратором. Поэтомуважно заниматься самовоспитанием (в него входят: самопознание,самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения) Изменчивость профпригодности обуславливается изменчивостью не толькокачеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом. Например изменяются орудия труда (от счет к компьютеру),соответственно изменяются и требования профессии к человеку. Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразныхвидах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности. Интересы и склонности Любая профессия предъявляет требования кинтересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практическойдеятельности, процессу труда или его результату. Интерес – этоиндивидуальная психологическая особенность человека, котораяхарактеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладетьзнаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности,препятствия... До сих пор значительная часть юношей и девушек, заканчивающих среднююшколу, избирают профессию, не соответствующую их возможностям испособностям, не имеет достаточно полного представления о современных видахтруда. В частности, это относится и к Дагестану. Очень часто молодые людипоступают в ВУЗы на тот или иной факультет по решению своих родителей. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматьсяопределенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонностьобычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениямдействительности и устойчивое стремление самому действовать в этомнаправлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть иразличие. Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересностроить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегоднячеловеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли. Может ли сам человек управлять своими интересами? Обратимся к эпизодуиз хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когдаглавный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли ( на Томаснизошло вдохновение, и он вызвал интерес к работе у всех соседских ребят) Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своимиустойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда синтересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят опрофессиональных интересах. Процесс профессионального самоопределения. Итогом, результатом профессиональной ориентации является наличие ушкольников сформированного самоопределения, поэтому управлениепрофориентацией может осуществляться только через процесс развитияпрофессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можноразделить на несколько этапов Перед молодым человеком лежит множество путей достижения целипрофессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще неконкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциальносуществует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот периодвремени можно рассматривать как первый этап направленной активностиличности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активногопоиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения всуть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социальногоположения индивида и других факторов, воздействующих на егопрофессиональное и в целом социальное становление. Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является«осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступенипроисходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на негосо стороны общества. Степень осознанности может быть различной: отпримитивных форм функционирования до убеждений. Третьим этапом профессионального развития индивида является реализацияим жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества,так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позициичеловека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так ипрофессиональной ориентации. Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается, с однойстороны, как ядро, наиболее значимый компонент профессионального развитиячеловека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса. Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс,завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человекасформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональнойдеятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, чтопроцесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своегоразвития В определении видов деятельности, призванных способствоватьпрофессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать ихвозрастные особенности. Младшие школьники включаются в предметно-практическую познавательнуюдеятельность, которая реализуется непосредственно в учебном процессе. Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественнополезная деятельность такие как: учебная, трудовая, производительный труд,спортивная и др. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная,приобретающая для старшеклассника приобретающий характер: он направляетсвои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые вдальнейшем будут связанны с его профессиональной деятельностью. Список использованной литературы:1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.2. Прощинская Е. Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для старших классов. М., 1996.3. Проблемы занятости молодежи: региональный подход//Педагогика. – 1999. -№ 1.4. Подготовка учителя технологии к профориентационной работе//Педагогика. –1999. - № 2.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этапы профессиональной ориентации iconОб установлении полномочий, обязанностей и ответственности директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися приказываю
Возложить на директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися следующие обязанности
Этапы профессиональной ориентации iconОб установлении полномочий, обязанностей и ответственности директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися приказываю
Возложить на директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися следующие обязанности
Этапы профессиональной ориентации iconОтчет о выполнении контрактного задания в период с 01. 09. 2011 по 30. 08. 2012 Казань – 2012 информация о мбоу «Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»
Повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе обеспечения многоуровневости, универсальности, разнопрофильности реализуемых...
Этапы профессиональной ориентации iconПоложение об Инновационном центре профессиональной ориентации и дополнительного образования псп 02. 5 – 2007
Об Инновационном центре профессиональной ориентации и дополнительного образования
Этапы профессиональной ориентации iconКалендарь и анонсы мероприятий на апрель 2011 года в рамках проектов «карьерный старт»
...
Этапы профессиональной ориентации iconЭтапы профессиональной самореализации
Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (до 45 лет)
Этапы профессиональной ориентации icon«Бакалавр» Пояснительная записка
Цель творческого испытания диагностика абитуриентов и выявление их реальной профессиональной ориентации, проявленной в личностных...
Этапы профессиональной ориентации icon31. 1-04/757 20. 10. 2010 Об утверждении и введении в действие Положения о Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Государственного университета – Высшей школы экономики
Утвердить и ввести в действие Положение о Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Государственного...
Этапы профессиональной ориентации iconФгаоу впо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»
Этапы профессиональной ориентации iconПрограмма предназначена для профессиональной ориентации в области дизайна

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы