Сократ и Платон о человеке и обществе icon

Сократ и Платон о человеке и обществе



НазваниеСократ и Платон о человеке и обществе
Дата конвертации24.07.2012
Размер252,18 Kb.
ТипРеферат
Сократ и Платон о человеке и обществе


Реферат по обществоведению на тему: «Сократ и Платон о человеке и обществе» ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План1. Введение2. Сократа) Познай самого себяб) Сократ о государстве3. Платона) Мир идей Платонаб) Учение о государстве4. Заключение Введение Сократ и Платон были людьми необычайной образованности и широтыинтересов, они пользовались всяким случаем, чтобы не только высказать своимысли, но и сослаться на предшественников, обратиться к их авторитету илипоспорить с ними, процитировать и внимательно проанализировать строкуфилософа или поэта, призвать на помощь слово учителя или писателя. Полнотасочинений Платона и Сократа помогает восстановить сложную картину историигреческой философии, культуры и литературы, атмосферу идейных споров,рождение научной терминологии новых художественных форм, отточенного языкаклассической прозы. Несмотря на то, что легендарные мыслители Сократ и Платон былихарактерным продуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили втом же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительноотличаются. Сократ (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 - 347 до н. э.)встретились в 408 г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В20 лет Платон, подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовилсяучаствовать в поэтическом соревновании как автор трагедии и случайно передтеатром услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько егоувлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительнофилософии. Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речиСократа были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их внеумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и трепет,а однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда.Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зевак,невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но самаречь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, неговоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских приемов,закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речьбыла ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе каквызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лоском ипоклонением формальной красоте. «Низкого роста и лысый, с раздутым животом,толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыминоздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьедестала и внезапнопоявившимся среди богов». Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учениюСократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философскиешколы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языкиутверждали, что «Тимей», одно из главных его сочинений, не что иное, какпересказ одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем неменее, впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбыСократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существованиеистины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благуи красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считалПлатона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценилСократа и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платонподготовил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы егокто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлиялона Платона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при егосмерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из еговыдающихся сочинений. Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частоеупотребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего«от автора». Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считатьСократовскими, но это один из немногих дошедших до нашего времениисточников. Второй источник – «Воспоминания» Ксенофонта, более недалек иповерхностен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идейПлатона, вложенных им в уста Сократа-персонажа. Сократ: «Познай самого себя» Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственногомировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократсознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступилпротив античного материалистического миропонимания, естественнонаучногознания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем "тенденции, или линииПлатона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистическихи просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающеесяместо в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогрессчеловеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел вдуховную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в егосудьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целыеэпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла донаших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века квеку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовскоймысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей ипророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Исократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можноориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократуво все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всемсвоеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческогоразума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательствомв дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "стольвеликого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюдуприсутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научныеисследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этомотношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин.Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своимученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательновыполнял все религиозные обряды. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считалделом ненужным и безбожным. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учениюСократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только такиминдивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманиюсправедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софистыподвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому,согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и внем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философскийвопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух,сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой дляобращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейшийпуть вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическаяэтика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственноеучение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим"прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобынаставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон" Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов инамечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходнымпунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеетсвоей целью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувствчеловека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенныхзадач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночьпредназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей цельюпомогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производилапищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года;более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобылюди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, нораспространял его путем устной беседы в форме своеобразного,методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясьруководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократбродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественныхсобраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" сафинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старалсяпоказать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральнаяжизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устнуюпропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философскихинтересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познаниюсущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такоедобродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобыбыть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как"всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахождения"всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его особыйфилософский метод. "Сократский" метод, имевший своей задачей обнаружение"истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической"диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство добитьсяистины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоленияэтих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытиепротиворечий в мышлении и столкновение противоположных мнений являетсялучшим средством обнаружения истины". Между тем как Гераклит учил о борьбепротивоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив своевнимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь наэлейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые отчетливопоставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способемышления. Основные составные части "сократического" метода: "ирония" и"майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию."Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно исистематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведениесобеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственногоневежества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставилсвоей задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утвержденияхсобеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" -"повивальное искусство" Сократа (намек на профессию его матери). Сократхотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новойжизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная задача"сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности, установитьвсеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задачадолжна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения". Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Онсравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединениюпротиворечащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единствуна основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигаетобщего понятия. Так, например, исследование отдельных проявленийсправедливости или несправедливости открывало возможность определенияпонятия и сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и"определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если"индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа исравнения, то "определение" - это установление родов и видов, ихсоотношения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре с Евтидемом,готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такоесправедливость и несправедливость, Сократ применил свой "диалектический"метод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить вграфу "дельта", а дела несправедливости - в графу "альфа", затем он спросилЕвтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу "альфа"(несправедливости). То же предложил он и в отношении обмана, воровства ипохищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократаможно ли что-либо из перечисленного занести в графу "дельта"(справедливости), Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократзадал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабствожителей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобныйпоступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительнообмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителейнеприятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми,указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократа касаютсятолько друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначальноотнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графусправедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно,прежнее "определение" неправильно и что следует выдвинуть новое"определение": "По отношению к врагам такие поступки справедливы, а поотношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следуетбыть как можно справедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и,снова прибегая к "индукции", показал, что и это "определение" неправильно итребует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ сноваобнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником заистинное,а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говоритьтолько правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, еслион, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто быприближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести вграфу "дельта", а не "альфа", как это предполагается предыдущим"определением". Равным образом, продолжает "индукцию" Сократ, несправедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, нежелающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарствопринять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается,что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократспрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своегодруга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизньсамоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, илиэтот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушаяснова предыдущее "определения" и приходя к выводу, подсказанному Сократом,что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этогоСократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольногопоступка, продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще более точного"определения" справедливости и несправедливости. В конечном итогеполучается определение несправедливых поступков как тех, которыесовершаются в отношении друзей с намерением им навредить. Истина инравственность для Сократа - понятия совпадающие. " Между мудростью инравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе иумным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное ихорошее, руководиться этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чемсостоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные надобродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такиепоступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, алюди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить,впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершаюттолько мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадаютв ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступкиоснованы на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякаядругая добродетель есть мудрость". Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо ипрекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти) 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности) 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Сократ о государстве Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А "земледельцыи другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь онизнают только то, что имеет отношение к делу и служат ему... А потому, еслипознание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не можетбыть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему, ремесленнику,земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах) недоступно знание. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он былидеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменностиморальных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовскаяпроповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе,что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных принятьсяза политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинскогогражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановленияполитического господства аристократии, вернуться к "заветам отцов". По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самымиобразованными государствами и народами", потому что они "самые набожные". Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образецперсидского царя", потому что персидский царь считает земледелие и военноеискусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконнаяпринадлежность "благородных господ", родовой землевладельческойаристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он даетвозможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих исклонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всехискусств, источник жизненных потребностей "для благородного господина",лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждаетк храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. Приэтом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам каквредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни -против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеалСократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная,непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандистская деятельностьСократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, нетребовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям,но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвыи вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и непозволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданиндолжен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородныхгоспод". Мир идей Платона Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и неотдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный,материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельноецелое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, нозато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Этосамые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миромидей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи,управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится ввечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественноеабсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаётсуществование вполне реального, независимого от сознания человека, то естьобъективного идеального бытия. Основные философские принципы платонизма: > Идея вещи есть смысл вещи. > Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество. > Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. > Идея вещи невещественна. > Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба. Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладомв историю философии менее всего является его объективный идеализм какмировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному,оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, какзакон проявления этого единичного, как модель его построения. Учение о государстве Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя изосновных положений своего этико-политического учения. Государственныеформы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия,плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличаетсяот тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захватвласти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим утирании.Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих иморальных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам. Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны вжанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит омодели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описаниекакого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такогогосударства, которого нигде и никогда не было, но которое должновозникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект,утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проектоптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, вовремена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, а его шуринДеон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить своитеории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшимселением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его толькопродали в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажиневольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Также бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузахгосударственное управление на основах разума. Платона многое в уже существующих государствах не устраивалопринципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главнаяпричина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотоговека" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстныхинтересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии сэтим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государствана четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстныхинтересов" в их строе. . Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. . Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. . Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании. . Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вниманиеавтор уделяет определению в государстве места правящего класса. По егомнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительнофилософы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государстваПлатона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какойбы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, чтолюбое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзяулучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять"идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именнопоэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальныхлюдей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, тамне будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаютсязаконами и устройством государства, то естественно предположить, что в немсуществуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования "идеального" государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, ккоторому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые длягосударства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами,торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотряна то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди,все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственногоразвития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделениетруда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственнойприхоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классывоинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (этодостигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переходэтот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если дажесреди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, тоего необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, чтодля благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом,для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будетзаниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельнодля "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженностановится правителем (третий класс), то это грозит крахом всемугосударству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением"против системы, ведь для блага всего государства в целом человек долженделать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен. Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелями умеренность(знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолетьопасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные ичеловеческих), Платон пишет о том, что "идеальное" государство должнообладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью,мужеством, рассудительностью, справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, ноправителифилософы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрыерешения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правителифилософы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительность должна бытьприсуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает насвой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетельюсправедливостью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды,касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это естьсправедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромноезначение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно неможет быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастовогостроя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно,ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал самавтор, описывая "порочные" государства (например, расслоение общества волигархическом государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческогостроя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" всепроизводственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесьже Платон пишет, что в рабство можно обращать только "варваров", неэллинов,во время войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочныхгосударствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следуетизбегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате"Государство" "...класс рабов как один из основных классов образцовогогосударства не предусматривается, не указывается, не называется". Это незначит, что автор выступает против угнетения человека человеком, просто,по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметь частнойсобственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы",где также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платонперекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, ноосуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос:кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека кнекоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном" государстве этуфункцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правителифилософы.При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важнейшаясоставляющая "идеального" государства, и его выполняют все без исключения(доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государства). Такимобразом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они нетолько определяют способности человека, но и осуществляют регламентациюбрака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическиминедостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет заобразец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновениинизшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение наразряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьмитруда. Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всемнеобходимым. "Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожаяслабейших и регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентацияважнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, долженрешать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в"идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людейПлатон считает основой такого государства. Во времена древности, "золотоговека", когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, каксейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и многовремени посвящали занятиям философией. Во многом единство древнихобуславливалось отсутствием родителей (у всех одна мать земля). Платонхочет достичь того же результата, "обобществив" не только людскоеимущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: "Этомоя вещь", или "Это моя жена". По идее Платона, мужчины и женщины не должнывступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляютфилософы, совокупляя лучших с лучшими, а худших с худшими. После родов детиотбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто незнает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаютсяотцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писалВ.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой единствалюдей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым авторуделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри классастражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляюткоммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускаетсреди высших классов бедности или богатства, и, следовательно, по логикеавтора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух,пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном"государстве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобыудержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своихдействиях, чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с"человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своимиовцами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашимпредставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пустьдаже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумнымжеланиям меньшинства". Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушлиот прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и всоздании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде. Заключение Сократ – одно из самых загадочных явлений античного духа, чтообъясняется переходным характером его философии. Он еще совершенно чуждобъективного идеализма и конструктивизма Платона, но ясно, что Платонвырастает на его плечах и немыслим без его пропедевтики. Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, егороковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшаяантичная жизнь, ни века последующей культуры. Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой.Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ – поставилпроблему жизни, набросился на жизнь как на проблему. Сократ хотелперевести жизнь в царство самосознания. Он хотел силами духа исправитьжизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, иотсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти чтонегреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, чтовсякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека,и он будет добродетельным. Сократ первый захотел понять жизнь. Музыкально -трагическую безысходность бытия он захотел расчленить, разложить попонятиям. Сущность сократовской эстетики – прекрасное то, что разумно, что имеетсмысл. Сократ впервые открывает пестроту жизненных переживаний, он стараетсявсе единичное обязательно возвести при помощи рассудка во всеобщее и темсамым уже перейти от пестрой смены жизненных переживаний к их обобщеннойпроблематике. Красота есть красота смысла, сознания, разума – историческая позиция,которая возникла в истории античной эстетики. И Сократ был еепровозвестником. Того, что высказал Сократ об искусстве и прекрасном,вполне достаточно, чтобы мы считали его первым начинателем эстетики всмысле проблемы сознания. Эти идеи при всей их простоте настолькофундаментальны, что без них немыслимо никакое философствование об искусствеи прекрасном. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачуобоснования идеализма и выступил против античного материалистическогомиропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ историческибыл зачинателем " тенденции, или линии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистическихи просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающеесяместо в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогрессчеловеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел вдуховную культуру человечества. Платон - это одна из самых сложных и мучительно противоречивыхпроблем в истории философии, одно из наиболее трудно понимаемых историко-философских самопротиворечий. Платон - первый в Европе последовательный представитель объективногоидеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона естьучение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теориюнеобходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую ихфактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякомудонаучному их пониманию. Можно с полным правом утверждать, что именно этасторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила еготысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли. Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотелочертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, каклюбовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза наэто прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знаниеподлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всейокружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона втечение всего его творческого пути. Секрет значимости Платона заключается не в буквальном содержании егофилософии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности егонаучных, религиозных, эстетических или социологических теорий.Конструктивно – логические принципы мысли, проповедь самоотверженногослужения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм иантидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык вот в чем разгадкатайны тысячелетней значимости Платона. Свой реферат хочется закончить словами: «Люди в поисках высшеймудрости, помните, что главное не просто овладеть этой мудростью, но вечностремиться к ней». Литература 1. Антология мировой философии. В 4-х томах.-М..1968.-Т.I. - Ч.I. 2. Асмус В.Ф. Античная Философия. - М.. 1976 3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. - М.. 1993 4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. - Спб, 1994.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сократ и Платон о человеке и обществе iconДревне Греческая философия о человеке и обществе
Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники ( тгусур ) Кафедра Философии Реферат на тему : «Древнегреческая...
Сократ и Платон о человеке и обществе iconФилософия Как устроен мир идей по Платону
Литература: В. Ф. Асмус. Платон. М., 2005; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994; Диалоги Платона...
Сократ и Платон о человеке и обществе iconПлатон Тимейплатон тимей сократ, Тимей, Критий, Гермократ Сократ. Один, два, три а где же четвертый из тех, что вчера были нашими гостями, любезный Тимей, а сегодня взялись нам устраивать трапезу? Тимей

Сократ и Платон о человеке и обществе iconПлатон и Сократ

Сократ и Платон о человеке и обществе iconСократ и Платон: фундамент классической философии

Сократ и Платон о человеке и обществе iconКонкурс 2011 года «Науки о человеке и обществе»
Российский фонд фундаментальных исследований объявляет о проведении конкурса 2011 года на получение финансовой поддержки (грантов)...
Сократ и Платон о человеке и обществе iconПлатон о государстве и обществе
Поэтому они могут инициировать идеальноегосударство и быть его правителями. Они же должны разрабатывать строгиеправила для себя и...
Сократ и Платон о человеке и обществе icon571 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 2)

Сократ и Платон о человеке и обществе icon571 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 1)

Сократ и Платон о человеке и обществе icon476 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 2)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы