Культура Исламского Востока icon

Культура Исламского Востока



НазваниеКультура Исламского Востока
Дата конвертации30.07.2012
Размер293,59 Kb.
ТипРеферат
Культура Исламского Востока


Воронежский государственный агроуниверситет факультет агробизнеса Курсовая работа по теме " КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА " студента 1 курса заочного отделения высшего образования набор октября 1998 года Комарова Алексея Анатольевича Учебный шифр: АБ/98115 Домашний адрес: г. Воронеж Московский пр., д. 95, кв. 2 СОДЕРЖАНИЕ|Введение |3 ||Культура Исламского Востока |4 ||Ислам - вера и образ жизни |4 ||Ислам в новое и новейшее время |17 ||Список литературы |22 | 1. ВВЕДЕНИЕ Культуру Востока невозможно рассматривать, не затронув такую тему, какрелигия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (послехристианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общаячисленность мусульман на земном шаре достигает 900 миллионов человек (около90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет взарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты,почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из болеечем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентовнаселения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключениемКипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане,Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде странпоследователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей(Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, внекоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау,Камерун, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютнойчисленности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане иБангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде,Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия,Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада,Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, наостровах Фиджи. В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (илиофициальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран,Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в ихофициальное название: Исламская Республика Иран, Исламская РеспубликаПакистан, Исламская Республика Мавритания и др. 2. КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА 1. ИСЛАМ - ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во всевремена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи иполитики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людейобъявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаевсвоих отцов. Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоевнаселения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякиймусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама:"нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здеськратко выражены два главных догмата ислама: существует единый,единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллахизбрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текстсвященной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионнуюмассу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоеви культурных ориентаций. Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известныхвсем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовыхвосклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабскогописьма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе иАмерике: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д. Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе)Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллахединственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никогоподобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующиеислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахльаль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в тогоже бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей(Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказилии забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада,своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как быпоследняя попытка наставить людей на праведный путь, последнеепредупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когдавсем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или вадский огонь. Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный инеграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главныхобязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульмансостоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различныхрелигиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершатьих можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальноеомовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульманедолжны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села,округа. Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, ицентр религиозных проповедей и диспутов. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занятомолитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивымиразмышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных,путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того,существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан исоответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым позначению праздником в исламе. Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большоеколичество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина.Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть вазартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти идругие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности всемидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствахусиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста врамадан. Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у негоесть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж -паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба- небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень"(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с небалюдям как знак своего могущества и благоволения. Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, какрамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разноевремя года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемониюритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют водуиз близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественныепроцессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой опребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия. Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память ожертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончаниехаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечаетсямолитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди,совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуютсяуважением родных в своих родных местах. Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог наимущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяетсясреди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписываетсяеще и садака - добровольные пожертвования и милостыня. На самом деле все эти социально - экономические регуляторысправедливости внутри исламской общины с самого начала были и осталисьблагими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом,садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легкообходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансовогопредприятия кредитора и должника. Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не такуж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительныхслучаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть замененапеском, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, дляпутешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующеечисло дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоитв полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, нозато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаватьсялюбым удовольствиям. Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. В средние векадействительно одним из предписаний мусульманской религии состояло участие всвященной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, чтосамо мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении ив добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течениевосьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”) надлежитвоевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать ихимущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям.Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разномутолковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некотороеразличие между приверженцами разных немусульманских религий. Кмногобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов,отношение резко враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми изневерных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. Изнайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9: 124). К людям же, “имеющимписание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказываютуважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, напутях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране естьпредписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями ихристианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины(9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иныхрелигий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащиеили истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата)мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих кистребительной войне против всех иноверцев. В сегодняшнее время понятие джихад трактуется значительно шире, и именнов таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, вчастности резолюциях и постановлениях различных общемусульманскихконференций. Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книгиислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коранпроизносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется варабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная кМухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простыемусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизниобщества, текстами Корана оправдывают свои поступки. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, чтоесть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной,Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуютангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам издревнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти богаи исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и всеполучат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждатьсяв раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существуетбожественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначилего судьбу. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческимиморальными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский ихристианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизнии будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем неменее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым,прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - этоего могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральноепредписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорностичеловека воле Аллаха. Ислам является очень широкой по охвату системой социальногорегулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиознозначимыми. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннемвозрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается вприсутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священныхтекстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, дляженщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь дочетырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящеевремя на практике многоженство встречается относительно редко, а внекоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронятобычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба,головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в ДеньСуда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела инамерения. Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служатразные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особоповязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядовпосторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная дляноски в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман.Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократноевосхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен"считается благочестивой обязанностью. Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства,нет. В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения половотразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненноесущество, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коранепризнаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняяжестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные праваженщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчилположение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов. В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот жепатриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, ноимущественные различия, богатство и бедность признаются естественнымфактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедныхпризван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частнаясобственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполнезаконной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретилрост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса междуинтересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавшихот ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено. Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мыбез труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианскоемировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу— к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще,грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников иземледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы. Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями еговозникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,реодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной ксепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольноскоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывалавоинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу изкризиса: завоевание новых земель. Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали вкороткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморьяи Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под “зеленымзнаменем пророка”. В покоренных арабами странах повинности крестьянскогонаселения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностейв новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоростал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв.ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странаххалифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии играниц Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение вXIV-XVI вв. , главным образом через арабских и индийских купцов, и почтиначисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислампроник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народамПричерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и ЗападнойСибири. Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общностирелигии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли,напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разныхтечениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлениемшиизма (“шия” по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движениипроявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, тоесть что это была своего рода религиозная оболочка национальногоантиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизмпринял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбысреди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертыйхалиф — Али был кровным родственником пророка — его двоюродным братом изятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так какони были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то естьпопросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора опреемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Алибыл убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизмшироко распространился как выражение протеста против власти Арабскогохалифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн палимучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурныйпраздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносятсебе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памятимучеников. Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророкаМухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные”общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не осталсяединым, внутри него возникли различные течения. Господствующим сталотечение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатыйимам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребываетневидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди.Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иранеи с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальнойгосударственной религией. Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей исоставляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ееоснователя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана,Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательновоплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственную династиюАгаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань счленов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманскихрелигиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуиныАравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала доXI века. От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшаямистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовыхпоходов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, отназвания секты происходит французское слово “assassin” — убийца. Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователейхалифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Даразипоследователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане). В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охватившийбольшинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признаютзаконность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в немвозникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональномдухе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной воли у человека,признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом.Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору длясвоей власти.Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх вхалифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,“несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след надальнейшем развитии мусульманского богословия. В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четырешколы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам ихоснователей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнегофанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепиласьсреди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школамаликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденностии вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет. В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашескоетечение суфизма (от слова “суфи” — грубая шерстяная ткань). Оно зародилосьв недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучениисказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии непридавали большого значения внешней обрядности, а искали истинногобогопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили допантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявлениеили эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфногопредставления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особоезначение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическоетечение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманскихфанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующихмонахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена былипризнаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давалимонашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в своюочередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские орденаприменяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски идругие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большоезначение мистическому возгласу: “Ху!”. С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятиепервоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово“тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учениефанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и другихневерных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды— послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику.Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом. В новейшее время усложнение социально-экономических и политическихусловий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии вXVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн АбдельВаххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскошигородских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровойханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизнипервых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов,уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, непризнавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокойборьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государствеНеджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккойи Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области,ваххабитизм сделался господствующей религией. Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты икрестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил МохаммедАли, принявший прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника между людьми ибогом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенствои братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявилсебя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон.Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, быложестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевогонастроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявшийпрозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение. Онтоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли ипр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияниехристианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллыподверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называтьсябехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялосьбольше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже вЗападной Европе и в Америке. Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительныедвижения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение вСудане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себямахди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбоймусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь ВосточныйСудан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалосьоколо 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом. Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что онаэнергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейнаяжизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовыеотношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целикомрелигиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело местополное сращивание государственной и церковной власти: глава государства(халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составлялоштат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. Иуголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе— шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманскиебогословы. Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет большесветские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это,собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата.Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; советулемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главемусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам —видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламомразъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, правасчитались непререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисторелигиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студентыизучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Языкпреподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабскаясистема письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она дляних и мало приспособлена. Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупнойэкономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, иэто имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф).Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), изпожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах СреднейАзии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и ониприносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилосьмногочисленное духовенство. Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другимирелигиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массахмусульманские верования очень часто переплетаются с древними,домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастуюоказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в СреднейАзии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, ана самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время висламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся внего, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культуземледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму.Повсюду в среде мусульман распространена также вера в магию, ношениеамулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функциизаклинателей, знахарей. Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама схристианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислампочти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, гдесейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь преждехристианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказебольшинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены былинекоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших преждехристианами. Обратных случаев массового обращения какого-либомусульманского народа в христианство история не знает. Правда, сПиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результатехристианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло врезультате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а неидейной победы одной религии над другой. Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религиейХриста? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятностинародным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт. В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странахпроизошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшеесяпосле второй мировой войны широкое прогрессивное демократическое движение встранах “третьего мира” привлекло к еще более радикальным переменам вмусульманских традициях и к их общему ослаблению. Характер переменпроисходил сообразно различным социально-политическим условиям. Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманскогодуховенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов,модернизация культа и пр., но и о более глубоких сдвигах. В ряде странпроведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройкуправовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законамшариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения.В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отменысултаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы). Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которыхявляются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкоепредставление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общейверой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами всовременном мире. Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблемасоотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащейпосредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающегоособой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, даотчасти и на практике - нераздельны.Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единствополитического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупнымимусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль. 2. ИСЛАМ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важнымпереломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономическихструктурах стран Востока, становление нового класса - национальнойбуржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространениеидей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь за собойперемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой исламскоймотивации новых религий общественного бытия. Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новымисторическим условиям, начавшимся в середине XIX века и продолжающийся ипоныне, многие исследователи обозначают термином “мусульманскаяреформация”, хотя он принципиально отличен от реформации христианской.Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили вразличные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых,“мусульманская реформация” выражалась, прежде всего, в пересмотре (илипопытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизнии лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы.В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичныххристианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ вИсламе. Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама системамусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикциишариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи былиокончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этимосуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положенийханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в рядестран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, непредусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама вобщественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи среформами Мухаммада “Али в Египте и политикой танзимата в Османскойимперии. Потребности социально-экономического развития ставили мусульманскихбогословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого рядатрадиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьмаболезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводудопустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковскойсистемы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения овзимании ссудного процента (риба’), а с другой - в связи с шариатскимзапретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму онаприобрела в Египте, где муфти Мухаммад ‘Абдо в 1899 году издал фатву,разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являютсяростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемогориба’. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы всоответствие с интересами национальной буржуазии. Расширение практики капиталистического предпринимательства вмусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатскихположений (как в случае с риба’), но и оживление некоторых традиционныхпринципов, имевших широкое распространение в период мусульманскогосредневековья, например мушарака и кирад (принципы торговогосотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явлениявоспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы,например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частяхмусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома ифинансовые предприятия исма’илитов ходжа и бохра, меманов),воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции созданиямусульманских торговых домов, но которые по сути свей, имели ужекапиталистический или полукапиталистичекий характер. Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественногосознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национальногосамосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этогопроцесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама оединстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идеюсолидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма иполучившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман наконфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм,сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин отпредставителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с однойстороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в конечном счете, оказывались орудиемв руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось втой или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественноймысли конца XIX начала XX века. В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны впервую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада.Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию вустановлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Импротивостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностейраннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По мереразвития национального самосознания и национально-освободительного движениявсе более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя напротяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики),выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политическойборьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде(например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитскомже Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положенийдогматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением кмессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемогопериода характерна также активизация участия в политической борьбесуфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новыеисламские религиозно-политические движения, как, например, движениесануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связаноантиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством‘Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-му’минин. В конце XIX и, особеннов начале XX века, большой размах по всему мусульманскому миру приобретаетдвижение за реформацию Ислама, представители которого вступают в оструюпалемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светскихконцепций общественного развития. Одновременно начинает складываться имеждународное исламское движение, основанное на концепции исламскойсолидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманскаяорганизация Всемирный исламский конгресс (Му’тамар ал-‘алам ал-ислами). Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, созданиемировой системы социализма, углубление кризисных явлений вкапиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы передпредставителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось, преждевсего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развитияосвободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленныеконцепции так называемого “третьего пути”, отличного как откапиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционнымценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, таки светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственноприемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаютсяконцепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламскойэкономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенноотличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющиеобщую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную. Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современныхусловиях традиционной исламской модели политической организации общества, вкотором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (припризнании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялисьбы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики всоответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепциипредставляют собой модернизацию политической и социально-экономическойдоктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны.Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”,осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иныхнорм (например, в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизациябанковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), так и“снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, средикоторых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числапоследователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (преждевсего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственностимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламскихцентров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государствАравии. Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии,играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламскойреспублики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайскаяисламская партия в Малайзии, Джамаат-и-ислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в томчисле и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партияисламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозныеучебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманскиеуниверситеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческиепредприятия (исламские банки, страховые компании). Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второйполовине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторыхнорм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введениеопределенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовныепреступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийскихмонархиях. В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делахстали играть международные мусульманские организации, действующие как направительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболеезначительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатскихгосударства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманскиестраны представлены в ней главами государств и правительств. Своюдеятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИКпроводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целыйряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламскоеагентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре,Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характернадвойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаютсяантиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные противмеждународного империализма и сионизма, с другой - нередко звучатантикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странахраспространения. Среди неправительственных мусульманских международных организацийнаибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году вМекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этихорганизаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительнобольшую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественнона пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встречрелигиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различныхстранах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Атеистический словарь, М, из - во полит. литер., 19862. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;3. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986;4. Ислам, краткий справочник, Из - во "Наука", М. 19835. История Древнего Востока, М. 19886. Л. Климович, Книга о Коране, М. 19867. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.8. С. Токарев, Религия в истории народов мира, М. 1986




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Исламского Востока iconКультура Исламского Востока
Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия,...
Культура Исламского Востока iconКультура исламского мира

Культура Исламского Востока iconМифы Древнего Востока. Культура Шумера и Аккада. Реформы Уруинимгина. Культура Вавилона и Ассирии закон
Политическая и социальная культура древневосточных обществ (государственное устройство и структура общества)
Культура Исламского Востока iconОсновы исламского правосудия
Целью спецкурса является усвоение студентами принципов и ведущих начал организации институтов исламского правосудия шариатских судов,...
Культура Исламского Востока iconКультура Древнего Востока
Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV iii тыс до н э). Она вызывает...
Культура Исламского Востока iconЛекция №4 Тема: Культура Древнего Востока
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV iii тыс до н э)....
Культура Исламского Востока iconКультура Древнего Востока

Культура Исламского Востока iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура Исламского Востока iconРабочая программа дисциплины политические учения востока
Востока. Использовать полученные знания для анализа современных процессов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Уметь выражать...
Культура Исламского Востока iconКризис современной западной культуры и философия Востока Негативные тенденции
Н. В. Абаев. «Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы