Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» icon

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»



НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Дата конвертации24.07.2012
Размер301,93 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Санкт-Петербургский филиал Государственного университета –

Высшей школы экономики


Факультет менеджмента

Отделение прикладной политологии


Программа дисциплины

Публичная политика и права человека


для направления 030200.68 Политология подготовки магистра
для магистерской программы «Политические институты и политические инновации»


1, 2 курсы


Автор программы:

Сунгуров А. Ю., д. пол. н., с.н.с., asungurov@mail.ru,


Одобрена на заседании кафедры прикладной политологии «25» декабря 2010 г.

Зав. кафедрой А.Ю. Сунгуров _____________________

протокол № 5


Руководитель магистерской программы «25» декабря 2010 г

А.Ю. Сунгуров _____________________


Согласована УМО «20» апреля 2011 г.

Начальник В.В.Шереметова ______________________

Утверждена НМС «10» мая 2011 г

Председатель В.Э. Гордин ____________________


Санкт-Петербург

2010



  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.68 «Политология», обучающихся по магистерской программе «Политические институты и политические инновации» изучающих дисциплину «Публичная политика и права человека».

Программа разработана в соответствии с:

  • Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030200.68 «Политология»;

  • Образовательной программой 030200.68 Политология;

  • Рабочими учебными планами университета по направлению подготовки 030200.68 «Политология» для магистерской программы «Политические институты и политические инновации».




  1. Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Публичная политика и права человека» - знакомство углубленное изучение существующих подходов к анализу категорий публичной политики и прав человека, а также основных институтов публичной политики и защиты прав человека.

Курс призван дать студентам системные знания в области современных концепций публичной политики и прав человека для формирования необходимой основы понимания сути процессов, связанных с институционализацией прав человека.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения предлагаемого курса студенты должны:

  • знать основные теоретические подходы современной политологии применительно к изучению публичной политики и прав человека;

  • уметь использовать понятийный аппарат политологии для анализа социально-политических процессов в области подготовки и принятия публичных решений, а также связанных с институционализацией прав человека;

  • иметь четкое представление об основных принципах и процедурах деятельности международных и национальных институтов защиты прав человека.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «Публичная политика и права человека» входит в цикл специальных дисциплин направления 030200.68 «Политология».


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Теория политики»

  • «Политический анализ и прогнозирование»

  • «Философия»


Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком на уровне, позволяющем им свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях, и монографии по темам курса.






  1. Формы контроля знаний студентов

Текущий контроль знаний студентов: семинарские занятия, эссе (на 1 и 2 курсе).

Промежуточный контроль – зачет (на 1 курсе).

Итоговый контроль – экзамен (на 2 курсе).

  1. Методика формирования результирующей оценки


Результирующая оценка рассчитывается с учетом работы магистранта в течение всего периода изучения дисциплины и формируется на основе результатов, полученных при проведении всех видов контроля знаний (текущего, промежуточного и итогового). Результирующая оценка выводится по формуле средней взвешенной результатов контроля знаний студентов с учетом введенных весов и складывается из следующих видов работ (работы оцениваются по десятибалльной шкале):

1 курс:

Оитог1 = 0,3·Осем + 0,3·Оэссе1+ 0,4·Озач1,

где Оитог1 - результирующая оценка за первый год обучения,

Осем – оценка за работу на семинарах

Оессе1 – оценка за эссе на 1 курсе

Озач - оценка за промежуточный зачет.

После проведения промежуточного контроля выводится результирующая оценка за первый период обучения итог1), которая составляет 50 % итоговой оценки.

2 курс:

Оитог2 = 0,3·Осем + 0,3·Оессе2 + 0,4·Оэкз,

где Оитог2 - результирующая оценка за второй год обучения,

Осем – оценка за работу на семинарах

Оессе2 – оценка за эссе на 2 курсе

Оэкз - оценка за итоговый экзамен.

После проведения итогового контроля выводится результирующая оценка за второй период обучения итог2), которая составляет 50 % итоговой оценки.

Итоговая результирующая оценка (Орез)выводится по формуле:

Орез = итог1 + Оитог2) : 2.


    Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.



По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. Плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично




  1. Тематический план






Наименование тем

Аудиторные часы

Самостоя-тельная

работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1 КУРС

1

Понятие публичной политики

2

6

8

10

18

2

Понятие публичной сферы и его современное развитие

4

6

10

12

22

3

Концепции прав человека (появление и развитие).

4

6

10

12

22

4

Права человека и право. Поколения прав человека.

2

6

8

11

19

5

Концепция прав человека: некоторые нерешенные проблемы и противоречия.


2

6

8

10

18

6

Международная система защиты прав человека

4

8

12

16

28




ИТОГО ЗА 1 КУРС

18

38

56

71

127

2 КУРС

7

Институционализация прав человека в постсоветской России

4

2

6

8

14

8

Институты-медиаторы как важный компонент развития публичной политики и становления консолидированной демократии.


2


4

6

8

14

9

Взаимодействие общественных организаций и органов власти в современной России.

4

4

8

8

16

10

Примеры реализации практик публичной политики в современной России.


4

4

8

9

17

11

Роль академического сообщества в развитии публичной политики.

2

2

4

8

12




ИТОГО ЗА 1 КУРС

16

16

32

41

73

ИТОГО


34


54

88

112

200




  1. Основное содержание курса


1 КУРС


ТЕМА 1. Понятие публичной политики

(2 часа лекций + 6 часов семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Традиции использования определения публичный (public) в российской и зарубежной общественной науки. Соотношение курсов «Государственное и муниципальное управление» и «Public administration». Основные характеристики и условия существования публичной политики. Развитие публичной политики в контексте концепции демократического транзита.


Литература

Основная


Беляева Н.Ю. «Публичная политика» как термин, понятие и научная категория.// Публичная политика -2005. Сборник статей. – СПб.:Норма, 2006, с. 14-20.

Никовская Л.И. Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором. // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008. С.122-131.


Дополнительная

Беляева Н.Ю. Публичная политика в России: сопротивление среды. // Полис, 2007, 1, с. 22-31.

М.Б.Горный. Содействие развитию демократии – путь к публичной политике. // Публичная политика - 2005. Сборник статей. / Под редакцией М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма., 2006. С. 56-61. http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=708

Сунгуров А.Ю. Публичная политика как поле взаимодействия и как процесс принятия решений. – В кн. Публичная политика – 2005. Сборник статей. – СПб: Норма, 2006, с. 7-14. http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=701

Polsby Nelson W. Legitimacy in British Policy making: functional alternatives to the civil Service. // British Journal and Politics and international Relations. Vol. 3, N 1, April 2001, pp. 8-35.


Семинар 1.

Вопросы для обсуждения.

- Чем отличается понятие публичной политики от категории публичной политики?

- Какие исследовательские направления в области публичной политики вы можете выделить?

- Что такое ЯН-индекс?


ТЕМА 2. Понятие публичной сферы и его современное развитие.

(4 часа лекций + 6 часов семинаров + 12 часов самостоятельной работы)


Концепция публичной сферы Ю.Хабермаса. Эволюция публичной сфера в современной России в советское и постсоветское время. Понятие частно-публичной сферы. Роль академического сообщества в развитии публичной сферы.


Литература

Основная

Малинова О. Ю. Трансформация публичной сферы и перспективы гражданского общества в постсоветской России (1980-2000 гг.). // В поисках гражданского общества; НовГУ имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2008. С. 148-165.

Малинова О.Ю. Символическое пространство современной политики. Основные тенденции трансформации публичной сферы. Публичная политика в современной России: субъекты и институты. Сб.ст. /отв.ред.-сост. Н.Ю.Беляева. - М.: ТЕИС, 2006, с.60-71.

Шматко Н.А.. Феномен публичной политики. – Социологические исследования, 2001, № 7, с. 106-112.


Дополнительная

Дзялошинский И.М. Информационная открытость власти как основа публичной политики. // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008. С.132-145.

Семенов А.В. Институционализация публичной сферы в политическом пространстве региона. Автореф. дисс. канд. полит.н.: 23.00.02./ Институт истории и политических наук Тюменского государственного университета. – Пермь, 2010. - 24 с.


Семинар 2.

Вопросы для обсуждения.


- Какие изменения публичной сферы произошли в ХХ веке?

- Была ли публичная сфера в СССР?

- В чем отличие публичной сферы в первом и втором десятилетиях постсоветской России?


ТЕМА 3. Концепции прав человека (появление и развитие).

(4 часа лекций + 6 часов семинаров + 12 часов самостоятельной работы)


Понятие прав человека. Концепция прав человека как часть идеологии либерализма. Американская и Французская революции и идеология прав человека. Революция в России 1917 года и ее влияние на концепцию прав человека. Разгром немецкого фашизма, Нюрнбергский процесс и создание ООН. Современные представления о правах человека.

Существующие определения прав человека. Права человека как синоним свободы. Права человека как отражение достоинства личности. Права человека как притязание на обладание определенными предпосылками и возможностями. Права человека как характеристика отношения «человек-государство». Права человека как инструмент ограничения власти. Вариант комплексного определения.


Литература

Основная

Марек Новицкий. Лекции по правам человека. // Права человека / Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 7. - СПб.: Норма, 2010, с. 31-52; // Правозащитный портал «Права человека в России» http://www.hro.org/node/181#m1

Александр Сунгуров. Права человека и другие близкие понятия: подходы к пониманию. // Права человека / Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 7. - СПб.: Норма, 2010, с. 7-30


Дополнительная

В.В.Смирнов. Политология прав человека и политические права в России // Полис, 2010, №6, с. 90-105. // Полис, 2010, №6, с. 106-115.

Александр Сунгуров. Права человека как технология очеловечивания власти. // Civitas, 2003, 2, с. 31-35. http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=304


Семинар 3.

Вопросы для обсуждения.


- Почему концепция прав человека получила повсеместное признание?

- С какой концепцией происхождения права связана концепция прав человека?


ТЕМА 4. Права человека и право. Поколения прав человека.

(2 часа лекций + 6 часов семинаров + 11 часов самостоятельной работы)


Концепции права и их эволюция. Естественная концепция происхождения права и ее связь с религиозными представлениями. Позитивистская концепция права: достижения и проблемы. Историческая концепция права. Юридическое и легистское правопонимания. Советская трактовка права. Проблема совместимость концепции естественных прав человека с различными концепциями права.

Первое поколение прав человека: личные, гражданские и политические права. Второе поколение: социально-экономические права. Третье поколение прав: права ущемляемых меньшинств. Существуют ли коллективные права человека? Четвертое поколение прав: право народов на достойную жизнь и т.д. Предложения о существовании пятого и последующих поколений прав человека.

Литература

Основная

Дженевра Луковская. Проблема универсальности прав человека. // История государства и права, 2007, № 12. С.32-35. http://www.lebed.com/2007/art5194.htm

Малинова О.Ю. Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института. – В кн.: Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Учебное пособие. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2003, с. 80-91

С. И. Глушкова. Индивидуальные, групповые, коллективные и всеобщие права в условиях мультикультурализма. // Полис, 2010, №6, с. 131-140.


Дополнительная

Д.В.Дубровский. Индивидуальные и коллективные права: противоречия практики. – В кн.: Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. / Под ред. О.Ю.Малиновой и А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005, с.20-27.


http://strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=394

П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова Антропология прав человека: универсализм и релятивизм. – В кн.: Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. / Под ред. О.Ю.Малиновой и А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005, с.31-41.


http://strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=395


Семинар 4.

Вопросы для обсуждения.


Какие споры идут вокруг третьего поколения прав человека?

На какие аспекты прав человека опираются сторонники и противники ношения хиджаба в школе в современной Франции?


ТЕМА 5. Концепция прав человека: некоторые нерешенные проблемы и противоречия

(2 часа лекций + 6 часов семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Проблема соотношения прав меньшинств и прав человека. Соотношение принципа универсальности прав человека и принципа мультикультурализма. Совместная борьба за их реализацию в условиях авторитарной власти и возможность противопоставления прав личности и прав победивших социальных и этнических групп. Проблема соотнесения и гарантий прав потерпевших и прав подсудимых. Проблема защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом. Права человека и проблема гуманитарных интервенций.


Литература

Основная

Ольга Малинова. Универсальные права человека и вызовы культурного релятивизма. // Права человека / Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 7. - СПб.: Норма, 2010, с. 62-72

Александр Сунгуров. Миропорядок в XXI веке: суверенитет государства и защита прав человека. // Права человека / Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 7. - СПб.: Норма, 2010,с. 83-91.


Дополнительная

А.С. Карцов. Права человека и толерантность. // Полис, 2010, №6, с. 116-130.

Мутагиров Д.З. К вопросу о соотношении прав и обязанностей человека и гражданина. // Политэкс, 2008., том 4, №3, с. 191-211.

Jack Donnelly. The Relative Universality of Human Rights // Human Rights Quarterly 29 (2007) 281–306.


Семинар 5.

Вопросы для обсуждения.


- Когда начинается право на жизнь?

- Как можно гарантировать справедливость гуманитарных интервенций?


ТЕМА 6. Международная система защиты прав человека.

(4 часа лекций + 8 часов семинаров + 16 часов самостоятельной работы)


Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Дискуссии вокруг ее принятия. Совет Безопасности ООН как орган, разрешающий гуманитарные интервенции. Успехи и неудачи миротворческих сил ООН. Приоритет прав человека и проблема политического противостояния. Специализированные организации ООН и различные аспекты прав человека (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН и т.д.). Введение поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Трансформация Комитета по правам человека в Совет по правам человека ООН. Организация Объединенных наций и неправительственные организации.

Совет Европы как организация, созданная в 1948 г. для достижения целей развития демократии и утверждения принципов прав человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и последующие протоколы. Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека как механизмы применения Конвенции. Роль Парламентской Ассамблеи Совета Европы в защите прав человека. Реформы Европейского суда по правам человека, реализуемые и планируемые. Институт Комиссара Совета Европы по правам человека. Совет Европы и европейские неправительственные организации.

Институт Омбудсмана как институт публичной власти и институт защиты прав человека.


Литература

Основная

Международные институты защиты прав человека. Система ООН: Учебное пособие / Автор-составитель Т.Л.Барандова; под ред. А.Ю.Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 9. – СПб.: Норма, 2010. - 88 с.

А.Ю.Сунгуров. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). – СПб.: Норма, 2005, главы 2-5.

Шульц О.Г. Место и роль института верховного комиссара ООН по правам человека а международном механизме защиты прав человека. // Государство и право,2005, №4, с. 99-103


Дополнительная

Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. - М.: Норма, 2001. - 304 с.

Хаммарберг Томас. Права человека в Европе: Незавершенная миссия. Точка зрения Комиссара по правам человека Совета Европы. – Страсбург, 2007. – 115 с.

Zehra F. Kabasakal Arat. Human Rights and Structural Adjustment // Journal of Human Rights, 7:397–399, 2008


Семинар 6.

Вопросы для обсуждения.


- В чем отличие систем защиты прав человека Организации объединенных наций и Совета Европы?

- В чем заключаются основные функции института омбудсмана?


Семинар 7.

Тренинг по составлению жалобы в Европейский Суд по правам человека.


2 КУРС


ТЕМА 7. Институционализация прав человека в постсоветской России

(4 часа лекций + 2 часов семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Декларация прав человека Съезда народных депутатов РСФСР 1990 г. Отражение концепции прав человека в проектах российской конституции РФ и в тексте Конституции РФ 1993 г. Комиссии по правам человека в Верховном совете РСФСР и в региональных Советах. Варианты Института Уполномоченного по правам человека и его конституционное закрепление. Позиция официальной России на международных встречах по правам человека начала 90- гг. Вступление РФ в Совет Европы и принятые при этом обязательства. Принимаемые законы и правоприменительная практика.

Комиссия по правам человека при Президенте РФ: председательство С.А.Ковалева, В.А.Карташкина и Э.А.Памфиловой. Комиссии по правам человека в регионах России: модели развития и деятельности. Возникновение и работа Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Институт Уполномоченного по правам человека в периоды работы на посту Уполномоченного С.А.Ковалева, О.О.Миронова и В.П.Лукина. Прокуратура как правозащитный институт.


Литература

Основная

Сунгуров А.Ю. Институализация прав человека в современной России: первые штрихи к картине. // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008. С. 217-232.

А.Ю.Сунгуров. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). – СПб.: Норма, 2005, главы 6-7.


Дополнительная

Александр Даниэль. Возможно ли принуждение к демократии? Выступление на «толковище» 20 июля 2007 года, посвященном 80-летию председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой. // Публичная политика - 2007. Сборник статей. / Под редакцией М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма., 2008. С. 119-126.

Сунгуров А.Ю. Влияние предыдущего профессионального опыта на деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. // Политэкс, 2009, №3, с. 233-248.


Семинар 8

Вопросы для обсуждения.


- Почему первый Уполномоченный по правам человека в России был отправлен в отставку Государственной думой спустя год после его избрания?

- В чем были сходство и различия Института Уполномоченного по правам человека и Комиссии по правам человека при Президенте РФ?


ТЕМА 8. Институты-медиаторы как важный компонент развития публичной политики и становления консолидированной демократии

(2 часа лекций + 4 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Понятие институтов-медиаторов. Институт Уполномоченного по правам человека как пример института-медиатора. Общественные советы и общественные палаты при органах власти. Общественные наблюдательные комиссии и опыт их развития. Фабрики мысли и центры публичной политики: условия их появления и развития . Институты-посредники и формы их взаимодействия с гражданскими организациями.


Литература

Основная

Сунгуров А.Ю. «Фабрики мысли» и Центры публичной политики. – В кн.: Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления. / Под ред. Л.В.Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006, с. 94-103.

Анна Тарасенко. Инкорпорирование некоммерческих организаций в процессе государственного управления в России. // Пути модернизации: траектории, развилки и тупики: Сборник статей. / под ред. В.Гельмана и О.Маргания. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010, с. 382-404.


Дополнительная

Сунгуров А.Ю. Центры публичной политики: возможные направления анализа деятельности и основные функции. – В кн. Публичная политика – 2004. - СПб: Норма, 2004, с. 59-65.

М.Б.Горный. Центры публичной политики конца ХХ - начала XXI века. // Публичная политика - 2005. Сборник статей. / Под редакцией М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма., 2006.

Загорский А. Экспертное сообщество и внешнеполитический истеблишмент. // Pro et Contra, 2003, Том 8, №2, с. 7-17


Семинар 9.

Вопросы для обсуждения.


- В чем специфика Центров публичной политики как разновидности фабрик мысли?

- Какие основные функции выполняют Общественные палаты и Общественные советы?


ТЕМА 9. Взаимодействие общественных организаций и органов власти в современной России

(4 часа лекций + 4 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Общественные и гражданские организации и их типология. Модели взаимодействия: партнерская и патерналистская модели, модели игнорирования и конфронтации. Условия и факторы реализации различных моделей. Возможные варианты количественной оценки уровня взаимодействия власти, общественных организаций и бизнеса: ЯН-индекс и другие варианты. Государственные и общественные институты, участвующие в процессе развития партнерских моделей взаимодействия.

Литература

Основная

Нездюров А.Л., Сунгуров А.Ю. Взаимодействие органов власти и структур гражданского общества: возможные модели и их реализация в общественно-политической жизни современной России. // Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под ред. Л.И.Якобсона. – М.: Вершина, 2008. C. 209-236.


Дополнительная

Брянцев И.И. Роль публичной политики в консолидации регионального сообщества. // Политическое управление и публичная политика XXI века. / Редкол.: О.А.Гаман-Голутвина (отв. ред.) и др. – М.: РАПН, РОССПЭН, 2008. - С.317-333.

Сунгуров А.Ю. Государство и гражданское общество: как может иерархическая структура взаимодействовать с сетевой?. – В кн.: Россия в постсоциалистическом мире. – М.: РОО «Содействие сотрудничеству Института им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», 2006, с. 84-90. http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=680

Александр Сунгуров. Гражданский форум в Москве. Заметки участника. - В кн.: Межсекторные взаимодействия (Методология, технологии, правовые норм, механизмы, примеры). Настольная книга - 2002. Альманах. /Под ред. Н.Л.Хананашвили. - М.: РБФ "НАН", 2002, с.148-163.

http://strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=290


Семинар 10.

Вопросы для обсуждения.


- Какие модели взаимодействия власти и гражданских организаций реализуются в современной России?

- Как определяется ЯН-индекс?


ТЕМА 10. Примеры реализации практик публичной политики в современной России

(4 часа лекций + 4 часа семинаров + 9 часов самостоятельной работы)


Социальная политика по отношению к людям с ограниченными возможностями. Развитие политики по отношению к людям с ограничением свободы передвижения. Перспективы развития политики пробации. Общественный контроль деятельности силовых структур. Экологическая политика. Гражданское образование и образования в области прав человека.


Литература

Основная

Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов. Модернизация социальных услуг в контексте либерализации социальной политики. . – В кн.: Пути России: проблемы социального познания / Под общей ред. Д.М.Рогозина. – М.: МВШСЭН, 2006, с. 357-365..

А.Ю. Сунгуров. Гражданское образование: в поисках оптимальной модели регионального развития. // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия - 2008. / Под редакцией А. Е. Шадрина. - М.: Агентство социальной информации, 2008. С. 275-294.

Сунгуров А.Ю. Взаимодействие правоохранительных органов и общественных организаций в современной России: накопленный опыт и реализуемые модели. // Публичная политика – 2008. Сборник статей. / Под ред. М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма, 2009, с. 78-101.


Дополнительная

Нездюров А.Л. Публичные (общественные) слушания как механизм социального партнерства. // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. / Практическое пособие. / Под ред. А.Е.Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России. – М.: Агентство социальной информации, 2008, c. 114-128.

В.Н.Якимец Индекс для оценки и мониторинга публичной политики. // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008. С. 107-121.

Якимец В.Н., Никовская Л.И. Типология публичной политики в регионах России. // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики. Сборник научных статей / отв. ред. Л.В.Сморгунов, Е.В.Морозова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010, с. 42-50.

Никовская Л.И., Якимец В.Н. Качественный анализ состояния публичной политики в регионах России (на основе замеров ЯН-индекса). // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики. Сборник научных статей / отв. ред. Л.В.Сморгунов, Е.В.Морозова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010, с. 118-139.


Семинар 11.

Вопросы для обсуждения.


- Опишите возможности ограничения общественного контроля в современной России

- В чем состоит специфика общественных слушаний как механизма социального партнерства?


ТЕМА 11. Роль академического сообщества в развитии публичной политики

(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Концепция «публичной социологии» Майкла Буравого и ее обсуждение в российской академической среде. Перспективы и возможности публичной политологии. Деятельность исследовательских комитетов Российской ассоциации политической науки по правам человека и по гражданскому обществу и правам человека.

Литература

Основная

Буравой Майкл. Приживется ли публичная социология в России? // Laboratorium, 2009, №1, с.162-170.

Малинова О.Ю. Об опыте взаимодействия профессионального сообщества политологов с властью и гражданскими организациями. // Публичная политика – 2006. Сборник статей. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма, 2006, с. 42-54.



Дополнительная

Сунгуров А.Ю. Экспертное сообщество в поисках себя.- В сб.: Гражданский форум - Санкт-Петербург № 3. СПб, 2003 с.190-198.

http://strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=300

Guy, Mary E Ties That Bind: The Link between Public Administration and Political Science. Journal of Politics, Aug2003, Vol. 65 Issue 3, pp. 641-656.

(EC – Publ. Policy)

Косолапов Н. Политика, экспертиза, общество: узлы взаимозависимости. // Pro et Contra, 2003, Том 8, №2б с. 18-31.

Фадеева Л.А. «Чужих меж нами нет»: политологи в региональном сообществе (Пермский случай). // Публичная политика – 2006. Сборник статей. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма, 2006, с. 74-81.



Семинар 12.

Вопросы для обсуждения.


- Можно ли сегодня говорить о зарождении публичной политологии?

- В рамках какие исследовательских комитетов РАПН изучаются процессы публичной политики?


10. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. . Примерные темы эссе


1 курс

1. Подходя к определению публичной политики.

2. Основные характеристики и условия существования публичной политики.

3. Развитие публичной политики в контексте концепции демократического транзита.

4. Концепция публичной сферы Ю.Хабермаса.

5.Эволюция публичной сферы в современной России в советское и постсоветское время.

6. Роль академического сообщества в развитии публичной сферы.

7. Концепция прав человека.

8. Современные представления о правах человека.

9. Права человека как инструмент ограничения власти.

10. Проблема соотношения прав меньшинств и прав человека.

11. Соотношение принципа универсальности прав человека и принципа мультикультурализма.

12. Проблема соотнесения и гарантий прав потерпевших и прав подсудимых.

13. Проблема защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом.

14. Права человека и проблема гуманитарных интервенций.

15. Права человека и международный правопорядок.

16. Международно-правовая кодификация, классификация и регламентация основных прав и свобод человека.

17. Содержание и порядок защиты гражданских (политических, социальных, экономических, культурных, коллективных) прав.

18. Правовой механизм международного контроля в области обеспечения прав человека.


2 курс

1. Различные аспекты международной защиты прав отдельных категорий лиц: женщин, детей, беженцев, переселенцев, мигрантов, трудящихся (по выбору студента)

2. Проблемы имплементации международных норм в области прав человека в правовую систему государств

3. Защита прав человека в сфере условий юстиции и пенитенциарной системы

4. Реализация права убежища

5. Защита прав человека в чрезвычайных ситуациях.

6. Институт Уполномоченного по правам человека.

7. Прокуратура как правозащитный институт.

8. Общественные и гражданские организации и их типология.

9. Модели взаимодействия власти и общества.

10. Социальная политика по отношению к людям с ограниченными возможностями.

11. Перспективы развития службы пробации.

12. Общественный контроль деятельности силовых структур.

13. Экологическая политика.

14. Гражданское образование и образование в области прав человека.

15. Перспективы и возможности публичной политологии.



    Требования к эссе: объем – 2000-3000 слов, т.е. примерно 10 страниц (12 шрифт, Times New Roman, 1,5 интервала, стандартные поля). Студентам рекомендуется выбирать тему эссе, исходя из целей написания магистерской диссертации.

10.2. Примерные вопросы для проведения промежуточного контроля (зачета)

1. Основные характеристики и условия существования публичной политики.

2. Развитие концепта «публичная политика».

3. Концепция публичной сферы Ю.Хабермаса.

4. Эволюция публичной сфера в современной России в советское и постсоветское время.

5. Понятие частно-публичной сферы.

6. Роль академического сообщества в развитии публичной сферы.

7. Понятие прав человека.

8. Концепция прав человека как часть идеологии либерализма.

9. Американская и Французская революции и идеология прав человека.

10. Революция в России 1917 года и ее влияние на концепцию прав человека.

11. История создания ООН.

12. Современные концепции прав человека.

13. Подходы к определению прав человека.

14. Дискуссии вокруг Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.

15. Совет Безопасности ООН как орган, разрешающий гуманитарные интервенции.

16. Успехи и неудачи миротворческих сил ООН.

17. Приоритет прав человека и проблема политического противостояния.

18. Специализированные организации ООН в сфере защиты прав человека

19. Правовой и политический статус Европейская Комиссия и Европейского Суда по правам человека.

20. Роль Парламентской Ассамблеи Совета Европы в защите прав человека.

21. Реформирование Европейского суда по правам человека.

22. Институт Комиссара Совета Европы по правам человека.

23. Взаимодействие Совета Европы с европейскими неправительственными организациями.

24. Институт Омбудсмана как институт публичной власти и институт защиты прав человека.


10.3. Примерные вопросы для прохождения итогового контроля (экзамена) по дисциплине

1. Основные характеристики и условия существования публичной политики.

2. Развитие концепта «публичная политика».

3. Концепция публичной сферы Ю.Хабермаса.

4. Эволюция публичной сфера в современной России в советское и постсоветское время.

5. Понятие частно-публичной сферы.

6. Роль академического сообщества в развитии публичной сферы.

7. Понятие прав человека.

8. Концепция прав человека как часть идеологии либерализма.

9. Американская и Французская революции и идеология прав человека.

10. Революция в России 1917 года и ее влияние на концепцию прав человека.

11. История создания ООН.

12. Современные концепции прав человека.

13. Подходы к определению прав человека.

14. Дискуссии вокруг Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.

15. Совет Безопасности ООН как орган, разрешающий гуманитарные интервенции.

16. Успехи и неудачи миротворческих сил ООН.

17. Приоритет прав человека и проблема политического противостояния.

18. Специализированные организации ООН в сфере защиты прав человека

19. Правовой и политический статус Европейская Комиссия и Европейского Суда по правам человека.

20. Роль Парламентской Ассамблеи Совета Европы в защите прав человека.

21. Реформирование Европейского суда по правам человека.

22. Институт Комиссара Совета Европы по правам человека.

23. Взаимодействие Совета Европы с европейскими неправительственными организациями.

24. Институт Омбудсмана как институт публичной власти и институт защиты прав человека.

25. Декларация прав человека Съезда народных депутатов РСФСР 1990 г.

26. Отражение концепции прав человека в проектах российской конституции РФ и в тексте Конституции РФ 1993 г.

27. Вступление РФ в Совет Европы и принятые при этом обязательства..

28. Деятельность Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

29. Прокуратура как правозащитный институт.

30. Понятие институтов-медиаторов.

31. Институт Уполномоченного по правам человека как пример института-медиатора.

32. Общественные советы и общественные палаты при органах власти.

33. Общественные наблюдательные комиссии и опыт их развития.

34. Фабрики мысли и центры публичной политики: условия их появления и развития.

35. Институты-посредники и формы их взаимодействия с гражданскими организациями.

36. Социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями.

37. Перспективы развития политики пробации.

38. Общественный контроль деятельности силовых структур.

39. Экологическая политика.

40. Гражданское образование и образование в области прав человека.

41. Общественные и гражданские организации и их типология.

42. Модели взаимодействия: партнерская и патерналистская модели, модели игнорирования и конфронтации.

43. Государственные и общественные институты, участвующие в процессе развития партнерских моделей взаимодействия.

44. Концепция «публичной социологии» Майкла Буравого.

45. Перспективы и возможности публичной политологии.

46. Деятельность исследовательских комитетов Российской ассоциации политической науки по правам человека и по гражданскому обществу и правам человека.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Литература ко всему курсу


Базового учебника нет. Для успешного освоения дисциплины рекомендуется изучить рекомендуемую научную литературу.


Основная литература:


Глушкова С.И. Права человека в России:. Учебное пособие. –М.:Юрист, 2005. – 494 с.

Публичная политика в современной России: субъекты и институты. Сб.ст. /отв.ред.-сост. Н.Ю.Беляева. - М.: ТЕИС, 2006. - 348 с.

Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. / Редкол.: А.Ю.Сунгуров (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2008 – 422 с.

Публичная политика: от теории к практике: / сост. и научн. ред. Н.Ю.Данилова, О.Ю.Гурова, Н.Г.Жидкова. – СПб.: Алетейя, 2008. – 356 с. – (Серия «Левиафан)




Дополнительная литература:


Меркушев В.Н. Права человека в контексте культурных раздичий: сравнительный анализ современных политологических концепций. – Екатеринбург: УрО РАН, 2005. - 149 с.

Политическое управление и публичная политика XXI века. / Редкол.: О.А.Гаман-Голутвина (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 408 с. – (Современная российская политическая наука)

Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. / Под ред. О.Ю.Малиновой и А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005. – 272 с.

http://strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=355

Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики. Сборник научных статей / отв. ред. Л.В.Сморгунов, Е.В.Морозова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. – 370 с.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с. http://www.krotov.info/lib_sec/22_h/hab/haber_1.htm

Экспертный институт. Избранные доклады (1992-1997). – М.: Изографус, 2002. – 688 с.

Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М.: Изд-во МНИМП, 1997, 296 с.

Mark Considine. Making Public Policy. Institutions, Actors, Strategies. – Cambridge: Polity Press, 2005. – 262 p.

Donnely Jack. Unversal Human Rights in Theory and Practice. – Inhaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1993

Philip Leach. Taking a case to the European Court of human rights. Second edition. Oxford University press. 2005.

Yvonne Terlingen. http://www.chrgj.org/publications/docs/wp/Alston%20Lillich%20Lecture.pdf The Human Rights Council: A New Era in UN Human Rights Work? (http://www.un-ngls.org/article.php3?id_article=332)

Philip Alston. Promoting the accountability of members of the new UN Human Rights Council (http://www.chrgj.org/publications/docs/wp/Alston%20Lillich%20Lecture.pdf)

Nigel Rodley. The work of non-governmental organizations in the world-wide promotion and protection of Human Rights. Bulletin of Human Rights 84 (1991). P.41-63

Bill Bowring. The Russian Federation, Protocol № 14 (and 14bis), and the Battle for the Soul of the ECHR, 257-258

Meeting the challenge: transforming the Commission on Human Rights into a Human Rights Council, Amnesty International (http://www.amnesty.org/en/library/info/IOR40/008/2005/en)

Response to Criticism of the U.N. High Commissioner for Human Rights. Letter from Human Rights Watch to Sectretary Rice (http://www.hrw.org/fr/news/2005/12/14/response-criticism-un-high-commissioner-human-rights)

Consolidated Guidelines for State reports under the International Covenant on Civil and Political Rights. CCPR/C/66/GUI/Rev.2 (www.un.org)

A Guide for Non-governmental Organiations Reporting to the Committee on the Rights of the Child. NGOCRC (http://www.crin.org/docs/resources/publications/NGOCRC/NGOCRC-Guide-en.pdf)

Tatyana Lokshine, Natalia Taubina. Russia and the UN Committee on Human Rights – what happens to states that have failed to learn the rules of conduct in a decent society? Press statement (ридер)

International Criminal Tribunal For The Former Yugoslavia (www.pict-pcti.org)

Основные факты об Организации Объединенных Наций. М. Изд.: Весь мир, 2005. С.3-82.

Стандарты Европейского Суда по правам человека и российская правоприменительная практика: Сборник аналитических статей / Под ред. М.Р. Воскобитовой. . М.: Издательство «Анахарсис», 2005.

Адвокатская деятельность.- Уч.-практ. пос.- 3 изд.- М., Статут, 2005.

Международная защита прав человека.//Под ред К. А. Москаленко. Изд. Четвертое. Москва, 2006.

Кравчук.Н. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Защита прав ребенка в современной России.- Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004. С.41-45

Кравчук.Н. Европейский суд по правам человека и защита прав ребенка// Международная система защиты прав человека.- Бюллетень Мемориал-EHRAC, №4 – зима 2005. С.3-4

Кравчук.Н. Обеспечение права ребенка на жизнь и воспитание в семье в России в свете рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка// Гражданин и право, 2009, №10. С.16-23

Кравчук.Н. Оценка Европейским Судом по правам человека действий и решений национальных органов по делам о праве ребенка на жизнь и воспитание в семье.— Права человека: Законодательство и судебная практика: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Алферова Е.В., Конюхова И.А. – М., РАН. ИНИОН, 2009.

Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика. Под общей ред. А.В.Деменевой. – Екатеринбург: Изд. «Чароид», 2003. С.7-45

Реабилитация права. Интервью с Биллом Баурингом, Полит.ру. (http://www.polit.ru/article/2010/11/22/rights/)

Российские жалобы в Европейском Суде – практика по неприемлемым делам. Полит.ру (http://www.polit.ru/article/2009/11/18/dikov/)


Автор программы А.Ю.Сунгуров





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет- высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы