Рабочая программа учебной дисциплины «История» icon

Рабочая программа учебной дисциплины «История»



НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «История»
Дата конвертации30.06.2012
Размер395,65 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

Воронежский государственный институт физической культуры


Рабочая программа учебной дисциплины

«История»



  1. Цель и задачи дисциплины:

Дисциплина «История» разработан с учетом требований государственного стандарта высшего профессионального образования. Эти требования ориентируют на повышение уровня образованности будущих специалистов как важного условия для профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Данный курс является важнейшей составной частью цикла гуманитарных дисциплин, освоение которых необходимо будущим специалистам как творческим и всесторонне развитым личностям, имеющим собственную гражданскую позицию.

Цель дисциплины - дать студентам понимание основных закономерностей и особенностей исторического процесса, основных этапов и содержания отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения.

Задачи дисциплины:

  • выявить актуальные проблемы исторического развития России,

  • на примерах из различных эпох показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

  • показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

  • проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее время. Осознать историческое место и выбор пути развития России на современном этапе

  • сформировать основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать исторические события и процессы.



Изучая дисциплину «История» студенты должны научиться глубоко анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно их оценивать, не допускать нигилистического и поверхностного отношения к прошлому, извлекать из него необходимые уроки.

Важно, чтобы они уяснили географические, этносоциальные, экономические и культурные факторы становления российской государственности, самобытный характер исторического пути России, оценили героизм и мужество своих предков в борьбе с внешними врагами и в преодолении внутренних препятствий, стоящих на пути к поставленным целям.

Изучаемый предмет призван формировать у студентов чувство патриотизма, уважения к своему народу и его прошлому.

Курс «История» изучается лекционно-семинарским методом с использованием активных форм обучения. Контроль за его усвоением осуществляется на семинарских занятиях. По завершению курса обучения принимается экзамен. По желанию студент может написать реферат по одной из тем всеобщей истории, результаты защиты которого учитываются на экзамене.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В процессе изучения курса истории студент овладевает следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

ОК-2- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной области

ОК-3- способностью занимать активную гражданскую позицию;

ОК-4-умением анализировать и оценивать исторические события и процессы ;

ОК-5-владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-6-умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-13- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-17-владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-18-способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных система.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории (ОК-2, ОК- 4);

-место и роль России в мировой истории и в современном мире (ОК-5, ОК-13);

-базовые ценности отечественной истории и культуры (ОК-1);

уметь:

-логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

-определять свою гражданскую позицию, проявлять патриотизм (ОК-3);

-ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК-2, ОК-13);

-применять методы и средства исторического познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК-2, ОК- 5);

-определять свою гражданскую позицию, проявлять патриотизм (ОК-4);

владеть:

-навыками целостного подхода к анализу проблем общества (ОК-2, ОК-5, ОК-13);

-навыками использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации (ОК-13);

-основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17, ОК-18).



  1. Содержание дисциплины



3.1.Тематический план



п/п

Наименование тем

(модулей)

дисциплины

Лекции

Семин.

и практ.

занятия

СРС

Всего

часов в трудоемкости

Лекции Семинары и пр. занятия СРС Всего


















1.

Введение в курс дисциплины «История».

2

2

4

8

2.

Славянский этногенез. Древнерусское государство и Русь удельная (1Х – первая половина ХУ вв.).

1

4

5

10

3.

Московское государство во второй половине ХУ – ХУ11 вв.

1

2

3

6


















4.

Эпоха Петра Великого. Особенности развития Российской империи в

ХУ111 в.

2

4

6

12

5.

Россия в первой половине Х1Х в. Кризис системы крепостничества.

2

2

4

8

6.

Время великих реформ и пореформенное развитие России во второй половине Х1Х в.

2

2

4

8

7.

Российская империя в условиях социальных и военных потрясений начала ХХ в.

2

2

4

8

8.

Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в России.

2

2

4

8

9.

Советское государство и общество в условиях социалистической реконструкции и нарастания угрозы новой мировой войны.

2

2

4

8

10.



Великая Отечественная война советского народа.

2



2


4

8






11.




Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1985 гг.



2




4



6



12






12.





Советский Союз в эпоху «перестройки». Крушение державы.



1





2




3



6







13.

Социально-экономические и политические процессы в российском обществе после развала СССР. Геополитическое

положение России в

современном мире.

1



2



3

6







Итого:

22


32


54

108







    1. Содержание разделов дисциплины



Тема (модуль) 1. Введение в курс дисциплины «История». Понятие и предмет исторической науки. Ее генезис и методология. Основные формы и функции исторического знания. Понятие и виды исторических источников. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению истории. Место России в сообществе мировых цивилизаций. Факторы самобытности исторического пути России. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Задачи изучения истории в вузе.

Тема (модуль) 2. Славянский этногенез. Древнерусское государство и Русь удельная (1Х – первая половина ХУ вв.).

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: происхождение, расселение, хозяйство, быт, религиозные верования, родоплеменные отношения, взаимоотношения с соседями.

Этнокультурные и социально-политические предпосылки становления государственности у восточных славян. Возникновение первых протогосударственных объединений. Скандинавский фактор. Научные дискуссии о генезисе древнерусского государства (норманская и антинорманская теории).

Основные этапы становления и развития Киевской Руси. Первые древнерусские князья – Рюриковичи. Причины и историческое значение принятия христианства. Государственно-политическая структура Киевской Руси: великий и удельные князья, «лествичный» порядок престолонаследия. Княжеские усобицы. Экономические и социальные процессы в древнерусском государстве. «Русская правда» - первый древнерусский письменный свод законов. Международные связи и внешняя политика киевских князей. Особенности развития древнерусского государства.

Причины и последствия экономического и территориально-политического обособления русских земель. Крупнейшие феодальные центры: Новгородская республика, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

Геополитическое положение русских земель в период политической раздробленности. Отношения с «половецкой степью». Ликвидация военной угрозы с Запада. Отражение агрессии немецких и датских рыцарей, борьба с Ливонским орденом. Роль Александра Невского в русской истории. Военная экспансия с Востока. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия. Распад древнерусского этноса.

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Борьба московских князей за политическое лидерство в русских землях и освобождение Руси от ордынского гнета. Роль русской православной церкви в объединительных процессах и борьбе за независимость. Иван Калита. Сергий Радонежский. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Феодальная война второй четверти ХУ в. за московский престол. Соперничество Московского и Литовского княжеств за «русское наследство». Признание большинством русских земель политического верховенства Москвы.

Тема (модуль) 3. Московское государство во второй половине ХУ – ХУ11 вв.

Предпосылки и особенности образования единого русского государства. Дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы. «Великое стояние на реке Угре». Окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Создание централизованных органов государственного управления. Боярская дума,

местничество и кормление при Иване 111. Введение новых символов государственной власти. Великий московский князь – государь всея Руси. Смутное время в православно-церковной жизни. Борьба с ересью жидовствующих.

Экономическое положение Московского государства на рубеже ХУ – ХУ1 вв. Вотчинное и поместное землевладение. Формирование сословной структуры общества. Бояре и дворяне. Черносошные и владельческие крестьяне. Начало законодательного оформления крепостного права. Судебник 1497 г.

Василий 111 – продолжатель политики Ивана 111. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения великокняжеской власти и церкви. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – Третий Рим».

Начало самодержавия в России. Борьба боярских группировок за власть в первые годы правления Ивана 1У. Реформы в конце 40 – 50-х гг. ХУ1 в. Избранная Рада. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земские соборы. Формирование сословно-представительной монархии.

Внешняя политика Ивана 1У Грозного: присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало Ливонской войны. Разрыв с Избранной Радой.

Опричнина. Завершение Ливонской войны. Присоединение Сибири.

Иван 1У Грозный в отечественной историографии.

Смутное время в Московском государстве на рубеже ХУ1 – ХУ11 вв.: предпосылки, причины, сущность, периодизация, основные события, итоги.

Российское государство при первых Романовых. Особенности царствования Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых. Социально-экономическое и политическое развитие страны. Восстановление разрушенной экономики. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение первых мануфактур. Появление наемного труда. Рост городов и торговли. Формирование общероссийского рынка. Повышение роли дворянства и ослабление влияния боярской аристократии. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Церковные реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви. Трансформация сословно-представительной монархии в абсолютную.

Социально-политическая борьба в Российском государстве в ХУ11 в. Городские бунты. Восстание под предводительством Степана Разина. Раскольническое движение.

Основные направления российской внешней политики. Войны с Польшей, Швецией и Турцией. Присоединение к России Левобережной Украины. Освоение Россией сибирских и дальневосточных земель.


Тема (модуль) 4. Эпоха Петра Великого. Особенности развития Российской империи в ХУ111 в.

Необходимость преобразований в России. Реформы в военной, экономической и административно-государственной сферах. Изменения в культуре и быту. Социальная политика Петра 1. Внешняя политика Российского государства в первой четверти ХV111 в. Утверждение абсолютизма. Создание Российской империи. Цена и историческое значение петровских реформ. Оценка личности и деятельности Петра 1 в отечественной историографии.

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.: их причины, сущность и последствия. Определяющие тенденции политического, социально-экономического и культурного развития Российской империи при Екатерине 1, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Петре 111.


Россия во второй половине ХУ111 в. Развитие промышленности и предпринимательства. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины 11. Созыв и роспуск «Уложенной комиссии». Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Областная реформа. Борьба самодержавия с вольнодумством.


XVlII в. Русско-тypецкие войны, их итоги. Участие России в разделах Речи Посполитой. Русское военное искусство: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Правление Павла 1.


Тема (модуль) 5. Россия в первой половине Х1Х в. Кризис системы крепостничества.


Правление Александра 1: от правительственного либерализма к правительст­венному консерватизму. Деятельность «Негласного комитета». Указ «О вольных хлебопашцах». Крестьянская реформа в Прибалтике. Реформы в сфере народного образования. Реформы государственного управления: проекты и реальность. Причины и последствия непоследовательности правительст­венного курса. М.М. Сперанский и А.А Аракчеев. Военные поселения. Укрепление позиций консервативной бюрократии.


Тайные общества, их цели и методы борьбы. Конституционные проекты П.Пестеля и Н.Муравьева. Восстание 14 декабря 1825 г. Значение декабризма.

Внутренняя политика Николая 1. Кодификация российского законодательства. Централизация и бюрократизация государственного управления. Создание «Собственной Его Императорского Величества канцелярии». Учреждение тайной полиции. А.Х. Бенкендорф. Цензурный, школьный и университетский указы. Секретные крестьянские комитеты и реформа государственных крестьян П.Д.Киселева. Финасовая реформа Е.Ф.Канкрина. Начало промышленного переворота.

Нарастание кризисных явлений. Отставание России от передовых государств мира.


Общественная мысль и идейные движения в России в первой половине Х1Х в. Форми­рование ведущих идейных течений: консервативно-охранительного, либерального, революционно-демократического. Теория «официальной народности» С.С.Уварова. "Философические письма» П.Я.Чаа­даева. Поиск путей социально-экономического и политического обновления Рос­сии. Западники, славянофилы, революционные демократы.

Развитие культура в России в первой половине Х1Х века. «Золотой век» русской поэзии.


Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присое­динение Грузии, Бессарабии, Финляндии. Отношения России с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. Освободительная миссия русской армии в Европе. Рост международного авторитета России. Венский конгресс. Создание «Священного Союза». Большая Кав­казская война. Вхождение Кавказа и Закавказья в состав Российской империи. Восстание 1830 - 1831 гг. в Польше. Поражение России в Крымской войне.


Тема (модуль) 6. Время великих реформ и пореформенное развитие России во второй половине Х1Х в.


Системный кризис россий­ского самодержавия и крепостничества. Осознание Александром 11 необходимости кардинальных преобразований. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. и их историческое значение. Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права. Реформирование «почвенного» уклада. Земская, городская, судебная и военная реформы. Реформы в области народного образования и печати. Политиче­ский кризис конца 1870 - начала 1880-х гг. Проект «конституции» М.Г.Лорис­-Меликова. Трагическая гибель Александра 11 - царя Освободителя.


Контрреформы Александра 111. Централизация власти. Укрепление сословных привилегий дворянства. Огра­ничение земского и городского самоуправления. Усиление реакции в области про­свещения. Великодержавная национальная политика.

Характер и основные на­правления экономического развития России в последней четверти Х1Х в. Завершение промышленного переворота. Начало индустриализации страны. Законодательное регулирование «рабочего вопроса».

Общественная мысль и общественно-политическое движение в России во второй половине Х1Х в. Консервативное направление (М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев). Либеральное направление (К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, Д.А.Милютин). Радикальное направление (революционные народники 60-70-х гг. – М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, С.Г.Нечаев). Либеральное народниче­ство 80-90-х гг. (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов).


Первые рабочие организации - «Южнороссийский союз рабочих» и «Северный союз рус­ских рабочих». Обращение российской интеллигенции к марксизму. Особенности «русского» марксизма. Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда». Марксист­ские кружки и группы в России в 80-е - начале 90-х гг. Марксизм и народничество. «Легальный марксизм» в России. Начало революционной деятельности В.И. Уль­янова (Ленина). Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Образование РСДРП.

Развитие русской культуры во второй половине Х1Х в. Ее вклад в сокровищницу мировой культуры.

Внешняя политика Российского государства во второй половине Х1Х в. Завоевание Казахстана и Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Александр III – царь Миротворец.


Тема (модуль) 7. Российская империя в условиях социальных и военных потрясений начала ХХ в.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации, революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ века. Особенности царствования Николая 11. Поиск путей модернизации страны в условиях сохранения самодержавия. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества. Вызревание революционной ситуации. Русско-японская война.

Революция 1905 – 1907 гг.: причины, характер, движущие силы, особенности. «Кровавое воскресенье». Взрыв антиправительственных выступлений. Возникновение Советов. «Булыгинская дума». Всеобщая октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Отступление революции в 1906 – первой половине 1907 гг. Отношение к революции ведущих политических лагерей. Политические партии России: их генезис, классификация, программы, тактика. Рождение и первый опыт российского парламентаризма. Деятельность Государственной думы первого и второго созывов. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Окончание революции, ее итоги и уроки.

Социально-экономические и политические процессы в России в 1907 – 1914 гг. Столыпинские реформы. Экономический бум 1909 – 1913 гг. Рост рабочего, крестьянского и национально-освободительного движения в 1910 - 1914 гг.


1917 г. и падение самодержавия. Предпосылки и характер революции. Февральские события в Петрограде. Образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депyтатов и Временного правительства. Отречение Николая 11 от престола. Двоевластие. Борьба за выбор пyти общественного развития в России в марте-октябре 1917 г.Тактика политических партий. Внyтренняя и внешняя политика Временного правительства в условиях двоевластия. Июльский кризис. Конец двоевластия. Поляризация политических сил. Противоречия в лагере социалистических партий. Курс большевиков на подготовку вооруженного восстания. Корниловский мятеж. Большевизация Советов. Рост социальной и политической напряженности. Россия на пороге общенациональной катастрофы.


Тема (модуль) 8. Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в России.


Октябрьская революция 1917 г. и ее всемирно-историческое значение. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Роль В.И. Ленина в подготовке восcтaния. Большевистский переворот. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Образование Советского пpавительства - Совета Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным. Борьба за установление советской власти на местах. Роспуск Учредительного собрания. Начало yтверждения однопартий­ной большевистской диктатуры. Выход Советской России из мировой вой­ны. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.

Гражданская война. Ее причины, характер, периодизация, ход военных действий. Красный и белый террор. Иностранная интервенция. Победа советской власти в гражданской войне, ее цена. Судьба российской эмиграции.


Натурализация экономики. Милитаризация труда. Чрезвычайщина. Продразверстка. Центра­лизация управления. Начало долговременного планирования: план ГОЭЛРО. Формирование административно-командной системы управления экономикой.


Тема (модуль) 9. Советское государство и общество в условиях социалистической реконструкции и нарастания угрозы новой мировой войны.


Социально-экономический и политический кризис в стране конца 1920 - начала 1921 гг. Переход к новой экономической политике. Цель, задачи и сущность нэпа. Замена продразверстки продовольственным налогом. Введение рыночных отношений: свободы торговли, хозрасчета, кооперации. Создание концессий. Объявление государственной монополии на внешнюю торговлю. Государственное регулирование внyтренней торговли и денежного обращения. Достижения и противоречия нэпа. Свертывание нэпа.


Переход к форсированному строительству социализма в СССР. Экономические процессы. Курс на социалистическую индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства. Сталинская концепция «большого скачка». Первые пятилетки. Их итоги и цена достижений.


Перемены в культурной жизни страны в период нэпа. «Культурная революция» - составная часть строительства социализма. Ее основные задачи и методы осуществления. Ликвидация неграмотности. Организация новой системы народного образования. «Кадры решают все!». Подготовка кадров специалистов для народного хозяйства. Формирование советской интеллигенции. Утвер­ждение коммунистической идеологии. Внедрение принципа «социалистического реализма» в литературе и искусстве. Борьба с религией и церковью. Формирование нового человека - строителя социализма.

Массовые репрессии 1930-х гг. и их по­литико-идеологическое обоснование.


Утверждение советской модели тоталитарного государства. Конституция СССР 1936 г. - законодательное закрепление «победы социалистического строя». Социально-экономические, политические и культурно-психологические предпосылки установления культа личности Сталина.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы. Изменение международной обстановки после первой мировой войны. Вaшингтoнско-Версальская система и ее антисоветская направленность. Международная изоляция РСФСР. Внешнеполитические задачи советской дипломатии. Дуализм во внешней политике Советского государства. Курс на миро­вую пролетарскую революцию. Создание III Коммунистического Интернационала. Гену­эзская конференция и Раппальский договор 1922 г. с Германией. Выход Советского государства из международной изоляции. Полоса дипломатического признания СССР. Осложнение отноше­ний с Англией в 1927 г. Конфликт на КВЖД. Изменения международной обстановки в связи с мировым экономи­ческим кризисом 1929-1933 гг. Возникновение первых очагов будущей мировой войны в Азии и Европе. Борьба Советского Союза за создание системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций. Западная политика «умиротворения» агрессора. «Мюнхенский сговор». Осложнение ситуа­ции на Дальнем Востоке. Рост угрозы начала второй мировой войны. Советско-германские переговоры 1939 г. Пакт Молотова-Риббентропа. Начало второй мировой войны. «Странная война» в Европе. Германо-советский договор «О дружбе и границе». Присоединение к СССР За­падной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Латвии, Литвы, и Эстонии. Утверждение советской власти на присоединенных территориях. Советско-финская война. Пакт о нейтралитете с Японией. Подготовка Германии к войне против СССР.

Военно-экономические мероприятия советского руководства по укреплению обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны. Советская военная доктрина. Рост военно-экономическогo и военно-техническогo потенциала СССР в предвоенный период. Третья пятилетка. Новые виды вооружения. Реорганизaция и техническое переоснащение Красной Армии. Военно-­политические и стратегические просчеты сталинского руководства накануне Великой Отечественной войны.


Тема (модуль) 10. Великая Отечественная война советского народа.


Нападение фашистской Германии на СССР. Поражения Красной Ар­мии в начальный период войны. Мобилизация сил на борьбу с врагом. Перевод всей жизни страны на военные рельсы. Битва под Москвой и ее значение. Победа под Сталинградом, на Курской дуге и освобождение Киева – начало и завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Изгнание врага с территории СССР. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Полная и безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Советский тыл в годы войны. Борьба в тылу врага.

Деятельность антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции.

Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны.

Источники и цена победы советского народа. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войны.

Дискуссионные вопросы второй мировой и Великой Отечественной войны.


Тема (модуль) 11. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1985 гг.


Mеждународное положение и внешняя политика СССР в 1945-1985 гг.: от «xолодной войны» к политике «разрядки». Коренные изменения в международной обстановке после завершения второй мировой войны. Рост влияния СССР на международной арене. Создание ООН. Начало «холодной войны». План Маршалла. Политика «железного занавеса». СССР и восточно-европейские страны «народной де­мократии». Создание Совета Экономической Взаимопомощи. Конфликт с Югосла­вией. Поддержка СССР национально-освободительного движения в Китае, Се­верной Корее и Северном Вьетнаме.

Либерализация внешнеполитического курса СССР в период хрущевской «отте­пели». Расширение со­трудничества с Западной Европой и США. Нормализация отношений с Югославией. Создание военно-политического блока социалистических государств - Организации Варшавского Договора. Кризисные события в ГДР (1953 г.), Венгрии и Польше (1956 г.). Ухудшение отношений с Китаем и Албанией. Крах колониальной системы. Советская по­мощь странам «социалистической ориентации».

Карибский кризис (1962 г.). Внешнепо­литические инициативы СССР по ограничению оружия массового поражения во второй пол. 60-х гг. Достижение СССР воен­но-стратегического паритета с США. Курс на рязрядку международной напряженности. Хельсинское совещание (1975 г.) по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе и его значение.

Особенности сотрудничества Советского Союза с социали­стическими странами. Доктрина Брежнева об ограниченном суверенитете стран социализма. События в Чехословакии 1968 г. Осложнение отношений с Ки­таем. Советская помощь народу Вьетнама в борьбе против американской агрессии. Ввод советских войск в Афганистан. Крах политики разрядки. Обострение международ­ной напряженности и новый виток гонки вооружений в первой половине 1980-х гг.

Социально-экономическое и культурное развитие СССР. Последствия Великой Oтечественной войны в социальной, экономической и духовной сферах. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Четвертый пятилетний план (1946-1950 гг.). Ускоренное развитие воен­но-промышленного комплекса. Создание ядерного оружия. Диспро­порции в развитии экономики. Положение в сельском хозяйстве. Засуха и голод 1946 г. Усиление административного давления на колхозы. Денежная реформа 1947 г. Oтмeнa карточной системы. Жизнь и быт советских людей после войны.

Основные направления развития промышленности и сельского хозяйства в условиях хрущевской «oттепели». Социальная переориентация экономической политики. Меры по решению продо­вольственной проблемы. Освоение целины. Ускорение научно-технического про­гресса. Влияние НТР на ход общественного развития. Освоение космоса. Использование ядерной энергии в мирных целях. Укреп­ление оборонного могущества страны. Развитие высшего и среднего образования. Массовое жилищное строительство. Рост жизненного уровня советских людей. Противоречия проводимой Н.С.Хрущевым социально-экономической политики.

Хозяйственная реформа А.Н. Косыгина середины 60-х гг. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства. 24 съезд КПСС об исчерпании возможностей экстенсивных факторов роста экономики и необходимости ее перевода на интенсивные рельсы развития. «Невоспри­имчивость» советского производства к научно-техническим достижениям. Остаточный принцип финансирования социальной сферы. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической жизни страны во второй половине 70-х - начале 80-х гг.


Послевоенные ожидания народа-победителя. Укрепление режима лич­ной власти Сталина. Подавление инакомыслия. Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искус­ства. «Дискуссии» по философии, политэкономии, биологии, языкознанию. Борьба с «космополитизмом». Новая волна репрессий. «Ленинградское дело». «Де­ло врачей».

Смерть Сталина. Борьба за власть в советском руководстве. Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Десталинизация советского обще­ства. Реабилитация жертв массовых репрессий. Внутрипартийные разногласия. Поражение «aнтипартийной группировки» 1957 г. «Оттепель» в общественно-политической, культурной и научной жизни. Зарождение правозащитного движения. Принятие 22 съездом КПСС третьей Программы КПСС – программы строительства коммунизма. Противоречия хрущевской «оттепели». Трагедия в Новочеркасске. Oтстранение Н.С. Хрущева от власти. Критика хрущевского «субъективизма» и «волюнтаризма». Провозглашение Л.И Брежневым принципа «коллективного руководства». Курс на «совершенствование социализма на основе стабильно­сти». Теория «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. «Застой» во всех сферах жизни советского общества в конце 70-х - начале 80-х гг. Неудачные попытки его преодоления в рамках административно-командной системы социализма. Советский Союз при Ю.В. Андропове и К.У.Черненко.


Тема (модуль) 12. Советский Союз в эпоху «перестройки». Крушение державы.


КПСС: курс на ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость перестройка. Политика демократизации и гласности. Попытки реформирования командно-административной системы на основе внедрения в социалистическую экономику рыночных механизмов. Углубление экономического кризиса в СССР в конце 80-х – начале 90-х гг.

Реформы в политической сфере. Организация новых органов представительной власти - Съездов народных депутатов и постоянно действующих Верховных Советов СССР и союзных республик. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о ведущей и направляющей роли КПСС. Появление неформальных общественно-политических объединений и независимых СМИ. Легализация новых политических партий и обще­ственных движений.

Перестройка и международное положение СССР. «Новое мышление» во внешней политике Советского государства. Итоги.

Обострение межнациональных отношений. Рост противоречий между общесоюзными и республиканскими органами государственной власти. Возникновение националистических организаций и движений. Начало борьбы за национальную суверенизацию. Введение поста Президента СССР и избрание на него М.С. Горбачева. Избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина. Провозглашение государственного суверенитета РСФСР и другими союзными республиками. Всесоюзный референдум в марте 1991 г. о сохранении обновленного СССР. «Новоогарев­ский процесс». Разработка проекта соглашения о создании нового СССР на конфедеративной основе - Союза Советских Суверенных Республик. Консолидация консерватив­ных сил. Создание ГКЧП. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ее провал. Запрет деятельности КПСС. Распад общесоюзных государственных структур. Беловежские соглашения лидеров России, Украины и Белоруссии о денонсации Союзного договора 1922 г. и прекращении деятельности СССР. Причины и последствия крушения СССР.


Тема (модуль) 13. Социально-экономические и политические процессы в российском обществе после развала Советского Союза. Геополитическое положение России в современном мире.

Социально-экономическое развитие России в 90-е гг. ХХ – начале ХХ1 в. Курс на радикальную социально-экономическую модернизацию страны. Программа либеральных экономических реформ. Начало ра­дикальных экономических преобразований: «шоковая терапия». Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. Приватизация государственных предприятий и жилья. Итоги. Падение промышленного и сельскохозяйственного произ­водства. Увеличение зависимости России от внеш­него рынка и международных финансовых организаций. Криминализация экономи­ческих отношений. Падение жизненного уровня населения. Корректировка курса реформ. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере. Августовский (1998 г.) денежно-финансовый кризис и его последствия. Поиски выхода из кризиса. Смена правительственных кабинетов Е.М.Примакова, С.В.Степашина, В.В.Путина и М.М.Касьянова. Экономическая политика Президентов РФ В.В.Путина и Д.А.Медведева. Россия в условиях мирового экономического кризиса.

Политические процессы в России в 90-е гг. ХХ – начале ХХ1 в. Утверждение принципа разделения властей в государственном механизме РСФСР. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Указ Президента Б.Н.Ельцина 21 сентября 1993 г. о поэтапной конституционной реформе. Октябрьские со­бытия 1993 г. Принятие Конституции РФ. Начало поэтапной конституционной реформы. Ликвидация советской политической системы. Выборы в Государственную думу второго созыва и Президента РФ. Обострение межнациональных отно­шений. Военный конфликт в Чечне. Выборы в Госдуму 1999 г. Добровольная отставка Б.Н.Ельцина. Основные направления и тенденции развития политической системы России при Президентах РФ В.В.Путине и Д.А.Медведеве.

Культура в современной России.

Складывание новой геополитической ситуации в мире в конце ХХ – начале ХХ1 вв. Геополитические последствия распада СССР для России. Альтернативы геополитического выбора у современной России. Национально-государственные интересы России в современных усло­виях. Геостратегия России в ближнем и среднем зарубежье. Возможные перспективы сближения со странами СНГ. Восточное направление геостратегии России. Oтношения России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Западное направление в российской геостратегии. Вступление РФ в Совет Европы. Россия и НАТО. Юг в геостратегических расчетах России. Участие России в решении глобальных проблем.


  1. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины


4.1. Рекомендуемая литература (основная)

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен

до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.


Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред.А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

История России: Учебник /А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2008.

История России: Учебник /Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г. Деева. – М., 2000.

История России (IX-XX вв.) Учебник /Отв. ред. Я.А. Перехов. – М.,1999 .

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-

Запад – Восток. М., 2008.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник. – М., 2009.

Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп.

(под ред. проф. В.С. Порохни). – М., 2003.



    1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Блок М. Ремесло историка. – М., 1986.


Боффа Д. История Советского Союза. В 2т. М., 1990, 1994.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. М., 2009.

Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учебное пособие /Под ред. И.Я.Фроянова. – М., 2005.

История России /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2009.

История России в контексте мировых цивилизаций /Под ред. В.В.Рябова, А.И. Токарева и В.В.Кириллова. - М., 2001.

История России. ХХ век: Учебное пособие /А.Н. Боханов, М.М Горинов, В.П. Дмитренко и др.- М., 2000.

История России с древнейших времен до конца ХХ в.: Учебное пособие / Под ред. М.М. Горинова и др.- М., 2000.

История России с древнейших времен конца ХУ11 века: Учебное пособие (А.П. Новосельцев. А.Н. Сахаров. В.И. Буганов и др.) /Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М., 2000.

История России с начала XVIII века до конца XIX века: Учебное пособие (А.В. Милов, П.Н. Зырянов. А.Н. Боханов) /Отв. ред. А.Н. Сахаров - М., 1999.

История России: Учебное пособие /Отв. ред. Шаповалов В.А. – Ростов на Дону, 2000.

Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала ХХ1 века: Учебное пособие /Р.А.Арсланов, В.В.Керов, М.Н.Мосейкина и др.; под ред. В.В.Керова. – М., 2008.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

Спирин Н.В. История государства российского. Ч.2. (ХХ в.): Учебное пособие. – М., 2006.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие. – Брянск, 2000.

Семенникова Л.И., Головкина Н.Л., Сдобнина Т.В., Черкесова Н.Н. Отечественная история: Конспект лекций. – М., 2004.

Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г.Пихои. – М., 2006.

4.3. Рекомендуемые электронные средства обучения и контроля знаний студентов

http://rushistory.stsland.ru/index.html

Российская история. История России с древнейших времён до наших дней. Отечественная история

Сайт содержит множество актуальных статей по отечественной России с древнейших времён по современное время, Учебный курс по Истории Отечества в краткой и в развёрнутой формах, раздел Картографии, раздел терминов (общий словарь, словарь титулов, званий и чинов, словарь терминов и понятий по русской истории VI-XVII веков, XVIII-XIX веков), Электронные учебники по истории.


http://www.istorya.ru/

История России и Всемирная история


http://www.gumer.info/ представление различных, полярных точек зрения на исторические, культурные, религиозные события


http://www.rusempire.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=178

Российская империя. История государства российского. Сайт по истории России с древнейших времен по наши дни


http://www.polithistory.ru/

Официальный сайт государственного музея политической истории России

http://www.sovr.ru/

Официальный сайт Государственного Центрального Музея Современной Истории России


http://www.hrono.ru/index.html

ХРОНОС – всемирная история в Интернете. Главным структурообразующим элементом ХРОНОСа стали хронологические таблицы и система указателей (биографических, предметных, географических, этнографических, религиоведческих и пр.).

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html

Атлас всемирной истории ( Atlas of World History).


4.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Электронные образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии;

Аудиовизуальные средства: слайды, презентации на цифровых носителях, видеофильмы;

Компьютеры, проекторы.



    1. Методы преподавания дисциплины: лекции; семинары, письменные или устные домашние задания; аналитические задания; обсуждение подготовленных студентами эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов.



  1. Перечень практических заданий для самостоятельной работы

Тема (модуль) 1.

1.Составьте таблицу с указанием факторов, предопределивших специфику истории России.

2.Подготовьте материал для проведения дискуссии на тему «Россия относится к ? типу развития».

3.Составьте перечень видов источников с краткой характеристикой каждого из них.

4.Составьте таблицу содержащую перечень признаков и черт человеческих сообществ, относящихся к прогрессивному, циклическому и непрогрессивному типам.

Тема (модуль) 2.

1. Подготовьте таблицу, в которой отразите динамику религиозных верований восточных славян до принятия христианства на Руси.

2. Составьте генеалогическую схему древнерусских князей от Рюрика до Мстислава Великого с указанием наиболее значимых событий их правления.

3.Постройте генеалогическую схему правления династии московских князей от Даниила Александровича до Василия 11 Темного с указанием наиболее значимых событий их правления.

4.Составьте таблицу, в которой укажите формы зависимости русских земель от ордынских ханов. Обоснуйте вывод о невхождении русских земель в состав ордынского ханства.

Тема (модуль) 3.

1.Подготовьте таблицу, в которой отразите противоречия во взглядах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

2.Составьте генеалогическую схему великих князей московских от Ивана 111 до Федора Иовановича с указанием наиболее значимых событий их правления.

3.Составьте хронологию основных событий смутного времени.

4.Составьте генеалогическую схему правления первых Романовых в ХУ11 в. с указанием наиболее значимых событий в царствование каждого из них.

Тема (модуль) 4.

1.Подберите материал, характеризующий хронологию, содержание и результаты петровских реформ

2.Подберите материал, дающий личностную характеристику российских правителей эпохи дворцовых переворотов ХУ111 в.

3.Подготовьте таблицу, в которой отразите ход крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

4.Составьте таблицу войн, в которых участвовала Россия в ХУ111 в.

Тема (модуль) 5.

1.Дайте сравнительную характеристику государственной деятельности М.М.Сперанского и А.А.Аракчеева.

2.Составьте таблицу, в которой сравните программные положения конституционных проектов Н.Муравьева и П.Пестеля.

3.Подготовьте сравнительную схему взглядов западников и славянофилов.

4.Подготовьте таблицу основных войн, в которых участвовала Россия в первой половине Х1Х в.

Тема (модуль) 6.

1.Составьте таблицу реформ с кратким описанием их содержания, проведенных в царствование Александра 11.

2.Составьте таблицу, в которой сравните три течения в народничестве: пропагандистское, бунтарское и заговорческое.

З.Используя карту определите основные этапы и последствия присоединения Средней Азии к России.

4.Подготовьте таблицу основных войн, в которых участвовала Россия во второй половине Х1Х в.

Тема (модуль) 7.

1.Дайте сравнительную характеристику стратегии и тактики ведущих политических партий и организаций России в революции 1905-1907 гг.

2.Используя карту, укажите основные театры военных действий и покажите места важнейших сражений, в которых принимала участие Россия в годы первой мировой войны.

3.Составьте таблицу, в которой перечислите основные демократические завоевания февральской революции.

4.Подготовьте таблицу основных составов Временного правительства и их деятельности со 2 марта по 25 октября 1917 г.

Тема (модуль) 8.

1.Составьте таблицу, в которой отразите результаты выборов в Учредительное собрание по партийным и другим спискам. Обоснуйте основной вывод, вытекающий из данных таблицы.

2.Используя карту, покажите положение фронтов и места основных сражений Красной Армии в годы гражданской войны и иностранной интервенции.

3.Составьте таблицу, где в хронологической последовательности перечислите основные мероприятия советской власти, составивших политику «военного коммунизма».

4.Составьте политический портрет В.И.Ленина.

Тема (модуль) 9.

1.Составьте таблицу, в которой в хронологическом порядке перечислите основные мероприятия большевиков по осуществлению новой экономической политики.

2.Подготовьте материал, раскрывающий сущность проводимой западными державами накануне второй мировой войны политики «невмешательства» и «умиротворения».

3.Составьте схему трех предвоенных пятилеток с указанием поставленных перед ними основных задач и результатов их выполнения.

4.Составьте политический портрет И.В.Сталина.

Тема (модуль) 10.

1.Составьте таблицу основных периодов Великой Отечественной войны с указанием важнейших сражений.

2.Используя карту, покажите основные места дислокации партизанского движения в тылу немецко-фашистских войск.

3.Составьте сравнительную таблицу потерь стран-участниц второй мировой войны.

4. Составьте военно-исторический портрет одного из ведущих советских полководцев времен Великой Отечественной войны (по выбору).

Тема (модуль) 11.

1. Составьте политический портрет Н.С.Хрущева.

2.Составьте политический портрет Л.И.Брежнева.

3.Составьте политический портрет Ю.В.Андропова.

4.Составьте политический портрет К.У.Черненко.


Тема (модуль) 12.

1.Составьте таблицу основных реформ, проведенных в эпоху перестройки, в политической, экономической и духовной сферах.

2.Используя карту, покажите места и раскройте причины межнациональных столкновений, имевших место в СССР в период перестройки.

3.Подготовьте материал для дискуссии на тему «Перестройка – политика обновления или ликвидации социализма в СССР?».

4.Составьте политический портрет М.С.Горбачева.


Тема (модуль) 13.

1.Подготовьте сравнительную таблицу об основных экономических параметрах РСФСР в 1990 г. и РФ в 2008 г.

2.Составьте схему российских геополитических потерь в результате ликвидации СССР.

3.Используя карту, охарактеризуйте геополитическое положение и основные направления геостратегии современной России.

4.Составьте политический портрет Б.Н.Ельцина, В.В.Путина, Д.А.Медведева (по выбору).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю директор игнд а. К. Мазуров
Рабочая программа учебной дисциплины по направлению 650100 Прикладная геология, специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски...
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 Утверждаю Проректор директор ипр а. К. Мазуров 2011 г. Рабочая программа дисциплины «история нефтегазовой отрасли и основы нефтегазового дела»
Готовность выпускников к производственно-технологической и проектной деятельности, обеспечивающей модернизацию, внедрение и эксплуатацию...
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconУчебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 утверждаю директор игнд: А. К. Мазуров 2009 г. Гидрологические расчёты рабочая программа учебной дисциплины для направления
Рабочая программа составлена на основе гос по направлению 280400 (560700) «Природообустройство», утвержденного 17. 03. 2000 г
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 21/01 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский политехнический университет»
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности 130203 "Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых"
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины обществознание
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины история экономических учений Направление: 08. 01. 00 «Экономика» Москва 2011

Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconУчебной дисциплины ф тпу 1 21/01 рабочая программа дисциплины методологические проблемы современной науки направление ооп для всех направлений и специальностей ооп тпу
Пререквизиты история, Философия, Концепции современного естествознания, История и методология науки
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconУчебной дисциплины ф тпу 1 21/01 рабочая программа дисциплины методологические проблемы современной науки направление ооп для всех направлений и специальностей ооп тпу
Пререквизиты история, Философия, Концепции современного естествознания, История и методология науки
Рабочая программа учебной дисциплины «История» icon1. Общие положения стр. 3 Порядок составления рабочей программы учебной
Рабочая программа учебной дисциплины документ, содержащий краткое описание учебной дисциплины и состоящий из следующих разделов
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины мерзлотоведение
Рабочая программа предназначена для магистров обучающихся по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по программе...
Рабочая программа учебной дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины «история востоковедения в россии»
Корреквизиты: «История Китая», «История Японии», «История Кореи», «история стран Восточной Азии»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы