|
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ № 6 за 2008-2009 учебный год.
МО в своей деятельности объединяет 18 педагогов.
Тематика заседаний подчинена проблеме, над которой работает методическая сеть школы «Формирование компетенции в сфере познавательной деятельности учащихся». Перед учителями МО были поставлены следующие задачи:
Для реализации поставленных задач были запланированы 3 тематических заседания и 2 организационных.
3. Анализ учебной деятельности. Повышение качества начального общего образования – одна из приоритетных задач работы школы в целом и ее начального звена в частности. Согласно анализу результатов общей и качественной успеваемости аттестованных учащихся 3-4 классов за 2006-2008 годы (Приложение № 7) отмечается: - снижение общей успеваемости на 1,1% (от 100% до 98,9%); - нестабильный характер качественной успеваемости с тенденцией к уменьшению (58%; 56,3%, 44,2%). Снижение показателя в 2008-2009 учебном году (общей успеваемости на 1,1%, качественной успеваемости на 12,1%) обусловлено недостаточным уровнем организации индивидуальной работы с учащимися, просчетами учителей в осуществлении текущего и итогового контроля, выбытием хорошо успевающих учащихся. Сравнительный анализ результатов успеваемости и качества в разрезе систем обучения (Приложение № 8) позволяет констатировать:
Необходима целенаправленная работа учителя по осуществлению дифференциации и индивидуализации, по формированию общеучебных умений и навыков, развитию мотивационной составляющей обучения, чтобы это не становилось главной причиной снижения результативности обучения. Общая успеваемость выпускников 4 классов на протяжении трех последних лет остается стабильной 100% при понижении качественной успеваемости от 56,6% до 45%. (Приложение № 9). Общая успеваемость выпускников 4 классов по основным предметам федерального компонента учебного плана составляет 100% при нестабильной качественной успеваемости (Приложение №10). По результатам итоговых контрольных работ по математике и русскому языку в сравнении с итогами предыдущего года отмечается позитивная динамика общей (+5%, от 91% до 96%)и качественной успеваемость (+6%, от 91% до 96%) по русскому языку и снижение общей (- 4%, от 100% до 96%) и качественной успеваемости (-8,6%, от 90,6% до 82%) по математике (Приложение №11). Снижение общей и качественной успеваемости по математике объясняется просчетами в организации индивидуальной работы с учащимися со средне-низкими учебными возможностями. Недостаточная работа по отработке вычислительных навыков (письменные приемы), по формированию навыков и умений планирования самостоятельной работы, выполнения исполнительских действий, действий самоконтроля у выпускников не способствуют развитию математической грамотности. Улучшение результатов по русскому языку стало следствием ряда мероприятий, предпринятых педагогическим коллективом в 2008-2009 учебном году (Приложение №12). По итогам окружного мониторинга качества подготовки выпускников 4 классов (Приложение №13) установлен достаточный уровень общей и качественной успеваемости по всем контролируемым предметам (успеваемость по русскому языку – 99%, по математике – 100%, по литературному чтению – 99%, качество успеваемости: 92%, 94%, 96% соответственно). Результаты итогового контроля (в виде контрольных работ) за реализацией федерального государственного образовательного стандарта по математике, русскому языку, литературному чтению в 1-3 классах свидетельствуют:
- навыков правописания безударных гласных в корне слова у учащихся 2г, б, 3-х классов; - навыка оформления орфограммы графически у учащихся 3-х классов; - навыка деления слов на слоги у учащихся 2г (Наволенко Г.Я., «Школа России»), 2б (Козлова С.Г., «Начальная школа XXI века»), 2в (Медведева Н.В., «Школа 2100») классов; - выполнения звуко-буквенного анализа слова у учащихся 1г (Городиская О.А., «Гармония»), 1в (Попова В.А., «Школа 2100») классов; - навыка переноса слов у учащихся 2-х классов.
4. Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства.
Совершенствование педагогического мастерства осуществлялось на основе изучения передового педагогического опыта современной школы вообще и опыта учителей города, через курсы повышения квалификации, участие в работе заседаний МО, самообразование. В текущем учебном году учителя начальных классов Ермолова Р.М., Чистова Л.С. прошли курсы повышения квалификации (г. Ноябрьск ИУУ ЯНАО «Вариативные системы начального образования. УМК «Школа России»). Прошли процедуру аттестации и повысили квалификационную категорию следующие учителя начальных классов: 1) Шишкина Л.А. (высшая квалификационная категория); 2) Медведева Н.В. (первая квалификационная категория); 3) Ермолова Р.М. (вторая квалификационная категория); 4) Толстых Т.В. (вторая квалификационная категория); Подтвердили квалификационную категорию следующие учителя начальных классов: 1) Гусарова В.Г. (высшая квалификационная категория); 2) Кульметьева Л.Ю. (первая квалификационная категория); 3) Попова В.А. (первая квалификационная категория); 4) Наволенко Г.Я. (вторая квалификационная категория); 5) Городиская О.А. (вторая квалификационная категория). Учителя с целью повышения преподавания внедряют различные педагогические технологии:
Все учителя в этом году внедряют различные образовательные технологии. Изучение современных образовательных технологий для МО учителей начальных классов является актуальным. Говоря об обобщении передового педагогического опыта, хочется отметить, что учителя Блинова В.А. и Дукач Е.М. приняли участие в фестивале педагогических идей и опубликовали разработки уроков литературного краеведения на сайте «Фестиваль педагогических идей Открытый урок» 2008-2009 учебный год. Медведева Н.В. опубликовала статью «Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника» в журнале «Начальная школа плюс до и после». Дукач Е.М. и Наволенко Г.Я. принимали участие в школьном конкурсе классных руководителей «Самый «классный» классный», где Елена Михайловна стала победителем. Участвуя в реализации Программы развития школы учителями разработаны дидактические материалы по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка», «Разноуровневое обучение по русскому языку 4 класс». Разработаны брошюры: «Фразеологические обороты в начальной школе», «Тесты для 1 класса», Сборник «Мы учимся творить» (олимпиадные задания). Показаны открытые уроки и занятия по математике, истории в рамках педсовета «Компетентностный подход в обучении». В ходе реализации преемственности между школой и ДОУ «Крепыш» учителями были проведены совместные уроки для первоклассников и детей из детского сада. Учителями первых классов разработаны рабочие программы по программам Занков Л.В., «Школа 2100», «Школа России», УМК «Гармония». 5. Содержание работы методического объединения за учебный год. Заседания МО проходили в различной форме: методические тренинги, проблемно-деловые игры, творческие дискуссии, в форме КТД. Следует отметить заинтересованность педагогов в изучении предложенных вопросов, их высокую явку на каждое заседание МО. В начале учебного года состоялось организационное заседание МО, на котором обсуждались вопросы: 1.Утверждение календарно-тематического планирования на 2008-2009 учебный год. (Блинова В.А.) 2.Знакомство с ВШК на 2008-2009 учебный год. (Гончарова Е.К.) 3.Утверждение плана Мо на 2008-2009 учебный год. (Блинова В.А.) 4.Утверждение календарно-тематического планирования школы будущего первоклассника на 2008-2009 учебный год. (Блинова В.А.) 5.Вести с августовской конференции педагогических работников города Ноябрьска. Знакомство с проектом Министерства образования науки РФ. (Блинова В.А.) Были приняты следующие решения: 1. Утвердить календарно-тематическое планирование на 2008-2009 учебный год по единой форме в строгом соответствии с программой для 2-4 классов (форма прилагается), с учётом 10% Н.Р.К., с соблюдением числа контрольных работ. Учителям 1 классов разработать рабочие программы по предметам федерального компонента учебного плана: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология. 2. Предложить на утверждение план работы МО учителей школы I ступени заместителю директора по Н.М.Р. 3. Утвердить календарно-тематическое планирование на 2008-2009 учебный год школы будущего первоклассника. 4. Изучить подробно проект Министерства образования науки РФ. Для реализации задачи по изучению Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения было проведено заседание МО по теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения». Заседание прошло по следующему плану: 1 .Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. (Блинова В.А.) 2.Стандарт как общественный договор. (Дукач Е.М.) 3.Сущностные характеристики ГОС второго поколения. (Блинова В.А.) 4.Стандарт как система требований. (Городиская О.А., Медведева Н.В.) 5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. (Кульметьева Л.Ю.) 6. Практическая работа. (Козлова С.Г.) 1. Слушали Блинову Викторию Александровну Виктория Александровна рассказала об основных задачах модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Виктория Александровна отметила, что это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. 2. Слушали Дукач Елену Михайловну Елена Михайловна рассказала почему возникла необходимость пересмотра целей современного образования. Изменение тенденций развития современного общества, возникновение проблем в образовании привели к изменению целей и в образовании. Основными тенденциями развития систем образования в мире являются:
Елена Михайловна рассказала, что новый социальный и государственный заказ нашей страны: формирование личности готовой занять социально-значимое место, способность к сознательному выбору, ответственности за него, самореализации в социуме. Также Елена Михайловна познакомила с основным требованием к системе Российского образования. Таковым является переход от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества. В конце своего выступления Елена Михайловна представила коллегам портрет будущего выпускника школы 2020 года и портрет современного учителя. 3. Слушали Блинову Викторию Александровну Виктория Александровна представила сущностные характеристики государственных образовательных стандартов второго поколения. Она представила основные различия между классической и новой образовательной парадигмах . В классической парадигме это «ответная», репродуктивная, деятельность обучаемого, а в новой это активная, творческая деятельность обучающегося. 4.Слушали Городискую Ольгу Александровну и Медведеву Нину Владимировну Ольга Александровна и Нина Владимировна в своём выступлении отметили, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определённую совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы образования. 5. Слушали Кульметьеву Ларису Юрьевну Лариса Юрьевна рассказала, что ориентация образовательных стандартов на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований ГОС.
Учителям было предложено проанализировать предложенные задания для оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального образования и в экспертном заключении отобразить и прокомментировать необходимость использования критериев. Были приняты следующие решения:
3. Учителям 4 классов разработать рабочие программы по учебным предметам для 1 классов на 2009-2010 учебный год. Для реализации задачи по внедрению и освоению положения о разработке рабочих программ прошло заседание МО по теме: «Разработка рабочей программы как элемент системы деятельности педагога по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Заседание прошло по следующему плану: 1. Изучение положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в образовательных учреждениях города Ноябрьска, реализующих программы общего образования. (Блинова В.А.) 2. Трудности в составлении и реализации рабочей программы в учебной деятельности. (Михайлова В.Д.) 3. Составление КТП. По первому вопросу выступила Блинова Виктория Александровна. Она познакомила коллег с примерным положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в образовательных учреждениях города Ноябрьска, реализующих программы общего образования. Виктория Александровна познакомила с нормативно – правовой базой, в соответствии с которой было разработано настоящее положение. Так же коллегам были представлены основные функции и структура рабочей программы. Из структуры программы Виктория Александровна подробно остановилась на разделе «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование». По второму вопросу выступила Михайлова Вита Дмитриевна. Она поделилась с коллегами с трудностями в составлении и реализации рабочей программы в учебной деятельности. Виктория Дмитриевна отметила трудоёмкую работу по сравнению примерной программы и авторской:
В конце заседания учителям было предложено практическое задание по составлению КТП. Учителям были представлены сравнительные анализы примерных программ начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторских программ. На основании сравнительного анализа учителями было составлено КТП по математике, русскому языку и окружающему миру. На заседании была принята единая форма КТП. Были приняты следующие решения:
Для реализации задачи овладения всеми учащимися стандартами начального общего образования прошло заседание МО по теме: «Контроль и оценка уровня обученности учащихся по литературному чтению в начальной школе». Заседание прошло по следующему плану: 1 .Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. (Блинова В.А.) 2. Виды контроля результатов обучения. (Королёва Л.П.) 3. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников. (Городиская О.А.) 4. Стандарт начального общего образования по литературному чтению. (Некрасова Ж.Н.) 5. Оптимальная оценка знаний, умений, навыков, способов деятельности учащихся на уроках риторики, окружающего мира, литературного краеведения. (Блинова В.А.) По первому вопросу выступила БлиноваВ.А., она сообщила, что проверка и оценка достижений младших школьников явится весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Виктория Александровна отметила, что система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитание и развития. По второму вопросу выступила Королёва Любовь Павловна. Она напомнила о существующих видах контроля результатов обучения:
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения были предложены задания разных видов:
По третьему вопросу выступила Городиская Ольга Александровна. Ольга Александровна рассказала, что на современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; - степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной); - степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.); - уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания. Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). По четвёртому вопросу выступила Некрасова Жанна Николаевна. Она отметила, что приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Жанна Николаевна познакомила учителей с отличиями в целях обучения литературному чтению Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Стандартами второго поколения по литературному чтению. По пятому вопросу выступила Блинова Виктория Александровна. Она отметила, что на уроках риторики, окружающего мира и литературного краеведения, как и на других уроках применяются следующие виды проверки:
Наиболее подходящей и оптимальной для этих уроков является такая форма проверки как тестовые задания. Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 7 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время. Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий следующие:
А для ученика следующие:
Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой. Были приняты следующие решения:
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Рекомендации:
6. Внеклассная работа МО за год. В течение года учителями МО были подготовлены учащиеся для участия в городских олимпиадах и различных городских и всероссийских конкурсах. Итоги участия учащихся школы I ступени в конкурсах, олимпиадах, марафонах в 2008-2009 учебном году
Учащиеся школы принимали участие во всероссийском конкурсе по математике «Кенгуру» . Рейтинг по школе выглядит следующим образом: 2 классы 1 место -- Смирнова Мария 2 а класс (Учитель Шишкина Л.А.) 2 место – Михалишина Полина 2 а класс (Учитель Шишкина Л.А.) 3 место – Шевнин Артём 2 а класс (Учитель Шишкина Л.А.) 3 классы 1 место -- Мацуева Анастасия 3 6 класс (Учитель Дукач Е.М.) 2 место – Салецкий Сергей 3 в класс (Учитель Королёва Л.П.) 3 место – Горобцова Екатерина 3 а класс (Учитель Дукач Е.М.) 4 классы 1 место -- Перепелица Наталья 4 б класс (Учитель Блинова В.А.) 2 место – Нуждина Анна 4 б класс (Учитель Блинова В.А.) 3 место – Попова Наталья 4 в класс (Учитель Ермолова Р.М.) В течение года были проведены предметные недели по русскому языку и математике. С 8 по 14 декабря 2008-2009 учебного года в школе была проведена предметная неделя по математике. В течение недели все дети принимали участие в конкурсе ребусов и стенгазет по математике. Наиболее активно приняли участие в конкурсе ребусов учащиеся 1 а класса (учитель: Гусарова В.Г.), 1 г класса (учитель: Городиская О.А.), 2 в класса (учитель Медведева Н.В.) Учащиеся 3 и 4 классов принимали участие в школьной олимпиаде по математике. Результаты олимпиады в 3 классах: 1 место Чумакова Кристина 3а 2 место Шкута Никита 3 б Кислов Дмитрий 3 а 3 место Коновалова ирина 3 б Рейтинг учащихся 3 классов по математике:
Результаты олимпиады в 4 классах:
Рейтинг учащихся 4 классов по математике:
С 19 по 24 января 2008-2009 учебного года в школе была проведена предметная неделя по русскому языку. Неделя началась с линейки открытия, на которой детям было предложено поучаствовать в различных конкурсах и попробовать свои силы в школьной олимпиаде по русскому языку. Активное участие дети приняли в конкурсе ребусов. За оригинальность при составлении ребусов были награждены Кумышева Лалина 1г класс (учитель Городиская О.А.) и Зырянова Милана 2 в класс (учитель Медведева Н.В.), за изобретательность – Бурмистрова Анна 2 в класс (учитель Медведева Н.В.), за индивидуальность – Курохтина Дарья 2 б класс (учитель Козлова С.Г.) и Старовойтов Иван 2 г класс (учитель Наволенко Г.Я.), За современный подход – Тархова Анастасия 2 б класс (учитель Козлова С.Г.). Учащиеся 3 и 4 классов принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку. Результаты олимпиады в 3 классах: 1 место Чумакова Кристина 3а Коновалова Ирина 3б 2 место Ушакова Анастасия 3в 3 место Живой Олег 3г Рейтинг учащихся 3 классов по русскому языку:
Результаты олимпиады в 4 классах:
На основании вышеизложенного следует, что в течение всего года работа МО учителей начальных классов была направлена на решение основной проблемы -- формирование компетенции в сфере познавательной деятельности учащихся. Задачи, поставленные перед методическим объединением выполнены. Необходимо продолжить работу над формированием компетенции в сфере познавательной деятельности учащихся. На основании вышеизложенных проблем в работе педагогов, Мо учителей начальных классов предстоит решить в новом учебном году следующие задачи:
|
![]() | Уважаемые руководители методических объединений! В данной брошюре предлагаю методические материалы для подготовки анализа работы методического объединения за истекший 2008-2009 учебный... | ![]() | План работы методического объединения учителей начальных классов моу «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1» на 2011-2012 учебный год Тема: Комплексное использование современных технологий для достижения метапредметных образовательных результатов на 1 ступени обучения... |
![]() | План работы мо начальных классов моу сош №29 на 2010 / 2011 учебный год Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2010-2011 учебный год | ![]() | План работы методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению... |
![]() | Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла гоу сош №1621 2010-2011 учебный год Деятельность методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2010/2011 учебном году строилась в соответствие... | ![]() | Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы, иностранного языка за 2008-2009 учебный год В 2008-2009 учебном году учителя мо и коллектив школы продолжили работу над методической темой : Внедрение современных педтехнологий... |
![]() | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов гоу сош №1621 с этнокультурным (еврейским) компонентом образования за 2010 2011 учебный год Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной,... | ![]() | Анализ работы моу сош поселка Жилино за 2008-2009 учебный год Количество учителей – 17 (без совместителей и находящихся в отпуске по уходу за ребенком) |
![]() | П гоу сош №136 2009- 2010 учебный год ротокол Методического объединения учителей от 20 г | ![]() | План школьного методического объединения классных руководителей первой ступени на 2010 2011 учебный год Цель методического объединения учителей начальных классов: создание необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства... |