Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 icon

Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011



НазваниеИсследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011
Дата конвертации24.07.2012
Размер309,89 Kb.
ТипИсследование
скачать >>>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет)»


Кафедра «Управление и информатика

в технических системах »


ИССЛЕДОВАНИЕ ТИРИСТОРНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЭВМ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


к лабораторной работе по дисциплине


«ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ»


Москва 2011



Составители:

к.т.н., проф. Фалк Г.Б.

к.т.н., доц. Денисова Т.С.

к.т.н., доц. Ваганова М.Ю.

к.т.н., докторант Володин С.М.

аспирант Шабанов Н.С.



Основным содержанием работы является обучение по теме «Электромеханические устройства и системы постоянного тока» на основе экспериментального исследования основных характеристик электроприводов постоянного тока типа «Управляемый выпрямитель – двигатель постоянного тока », в том числе с использованием компьютера. Для студентов III курса специальности «Управление и информатика в технических системах» - 220100.

УДК 65.011.56


Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением ПЭВМ: метод. указания к лаб. работе по дисциплине “Электромеханические устройства и системы”/ Моск. Гос. институт электроники и математики; сост. Г.Б. Фалк, Т.С. Денисова, М.Ю. Ваганова, С.М. Володин, Н.С.Шабанов 2011, С. 25.


Табл. 6, Ил. 5. Библиограф.: 6 назв.


Содержание

Стр.


  1. Описание предметной области.

Электропривод постоянного тока с тиристорным управляемым выпрямителем.


4

2. Описание стенда ЭМП1-К.

6

3. Выполнение лабораторной работы

10

3.1. Цель лабораторной работы

10

3.2. Порядок выполнения лабораторной работы

10

3.3. Выполнение заданий по лабораторной работе.

11

4. Содержание отчета по лабораторной работе

23

Литература

24



1.Описание предметной области


Предметом исследования являются основные регулировочные и динамические характеристики электроприводов постоянного тока с тиристорными управляемыми выпрямителями.


Тиристорный управляемый выпрямитель (УВ).

Управляемые выпрямители на тиристорах состоят из силовой части, в которую кроме самих тиристоров обычно входят специальные трансформаторы, и схемы управления тиристорами.

Силовая часть включается в одно- или трехфазную сеть переменного тока. У однофазных (по первичной стороне) трансформаторов, применяемых в преобразователях малой мощности, на вторичной стороне напряжение либо однофазное, либо двухфазное со сдвигом на 180о. У трехфазных трансформаторов, применяемых в преобразователях средней и большой мощности, на вторичной стороне число фаз от 3 до 24.

У нереверсивных УВ полярность выходного напряжения не может изменяться, у реверсивных – может изменяться в зависимости от входного воздействия. Реверсивные УВ имеют двойной комплект тиристоров, один из которых обеспечивает вращение двигателя в одном направлении, другой – в противоположном.

Принцип работы управляемого тиристорного выпрямителя основан на том, что в положительный полупериод тиристор открывается и пропускает ток только в том случае, если на его управляющий электрод подан соответствующий импульс. Закрывается тиристор либо напряжением противоположной полярности, либо при спаде тока до нуля. Меняя момент открытия тиристора (угол запаздывания), можно изменить среднее значение выходного напряжения и тока.

Рассмотрим работу простейшего двухфазного УВ (рис.1,а), в котором двухфазная система напряжений и получена выводом средней точки вторичной обмотки трансформатора (Um – амплитуда напряжения на полуобмотке). Выпрямление и регулирование напряжения на якоре двигателя осуществляется тиристорами VS1 и VS2.В момент времени, определяемый углом запаздывания (рис.1,б), на управляющий электрод тиристора VS1 от схемы управления поступает разрешающий импульс напряжения, тиристор открывается и подает положительное напряжение на якорь двигателя. Если бы сопротивление якоря было чисто активным, то ток якоря i, протекающий через тиристор VS1, изменялся бы по тому же закону, что и напряжение (толстая линия, ограничивающая заштрихованный участок –180о на рис.1,б). Закрытие тиристора произошло бы при прохождении тока через нуль (напряжением противоположной полярности). Затем со сдвигом на 180о этот процесс повторился бы в цепи тиристора VS2 . В интервале 180о – ( + 180о) ток якоря был бы равен нулю, т.е. привод работал бы в режиме прерывистого тока.



а) б) в) г)

Рис.1.Принцип работы тиристорного управляемого выпрямителя


В действительности обмотка якоря обладает кроме активного сопротивления индуктивностью, и ток не может нарастать и исчезать скачком, а должен изменяться плавно. Закон изменения тока i при работе только тиристора VS1 показан на рисунке 1,в пунктирной линией. Причем при прохождении напряжения через нуль ток в нуль не обращается, а продолжает некоторое время протекать под действием ЭДС самоиндукции якоря, преодолевая отрицательное напряжение питания. Тиристор VS1 закрывается в момент времени, соответствующий углу , когда ток тиристора i1 становится равным нулю; при этом график мгновенных значений выпрямленного напряжения имеет как положительный, так и отрицательный участок. При определенных условиях граница возможного интервала проводимости первого тиристора может оказаться равной или больше угла открытия второго тиристора + 180о. Тогда при открытии тиристора VS2 тиристор VS1 будет закрыт, т.к. на его отрицательный электрод поступит более высокий потенциал через открывшийся тиристор VS2. В этот момент мгновенное значение тока тиристора VS2 должно стать равным току якоря, протекающему до этого через тиристор VS1; наступает режим непрерывного тока (рис.1,г).

Выпрямленный ток имеет две составляющие: постоянную и переменную. Постоянная составляющая обеспечивает создание вращающего момента, соответствующего нагрузке двигателя. Переменная составляющая вызывает дополнительные потери мощности в двигателе, причем она резко возрастает в режиме прерывистого тока. Поэтому в системе УВ-Д стремятся обеспечить режим непрерывного тока; в большинстве схем для этого последовательно с якорем двигателя приходится включать дополнительную индуктивность, называемую дросселем или реактором.

В рассмотренной схеме в режиме непрерывного тока = + 180о и среднее значение выпрямленного напряжения

,

где – максимально возможное значение среднего напряжения, соответствующее углу запаздывания =0; U – действующее значение напряжения на полуобмотке.

Рассмотренный УВ является нереверсивным, т.е. обеспечивает только одну полярность выходного напряжения и соответственно одно направление вращения двигателя. Реверсивные УВ выполняются с двойным комплектом тиристоров, комплекты включаются по встречно- параллельной или перекрестной схемам.


2. Описание стенда ЭМП1-К.


Стенд ЭМП1-С-К предназначен для проведения лабораторных занятий по дисциплине « Электромеханические устройства и системы».

Машинная часть стенда представляет собой соединенные механически машину постоянного тока, трехфазный асинхронный двигатель и маховик. Технические данные этих машин приведены в таблице 1. В данной лабораторной работе машина постоянного тока исследуется в режиме двигателя независимого возбуждения, в качестве нагрузочной машины для исследуемого двигателя используется асинхронный двигатель в режиме динамического торможения, а маховик используется для сглаживания электромеханических переходных процессов. На одном валу с двигателями находится ротор оптоэлектронного преобразователя угловых перемещений, используемого для измерения частоты вращения роторов двигателей.

Таблица 1. Технические данные электрических машин и преобразователя

Машина постоянного тока (код 101.2)

ПЛ-062

Номинальная мощность, Вт

90

Номинальное напряжение якоря, В

220

Номинальный ток якоря, А

0,56

Номинальная частота вращения, мин–1

1500

Возбуждение

Независимое /параллельное/
последовательное

Номинальное напряжение возбуждения, В

220

Номинальный ток обмотки возбуждения, А

0,2

КПД, %

57,2

Направление вращения

Любое

Режим работы

двигательный/генераторный

Асинхронный двигатель (код 106)

АИР 56

Число фаз на статоре

3

Схема соединения обмоток статора



Частота тока, Гц

50

Номинальная полезная активная мощность, Вт

120

Номинальное напряжение, В

220/380

Номинальный ток статора, А

0,73 / 0,42

КПД, %

63

cos H

0,66

Номинальная частота вращения, мин–1

1350

Маховик




Момент инерции, Нмс2

0,009

Масса, кг, не более

7

Преобразователь угловых перемещений (код 104)

ВЕ 178А

Количество выходных каналов

6

Выходные сигналы

серия импульсов и опорный импульс

Число импульсов за оборот в серии

2500

Диапазон изменения рабочих частот вращения вала, мин-1

0…6000


Аппаратная командно-измерительная часть стенда представляет собой набор панелей, из которых, как из кубиков конструктора, может быть собрана требуемая схема исследования. Код аппаратуры указан на лицевой части каждой панели и ,для удобства, приведен на каждой электрической схеме методических указаний.

Перечень силовых и командно-измерительных устройств, используемых в данной лабораторной работе, с их условными обозначениями на схемах, приведен в таблице 2.

Таблица 2. Перечень устройств

Обозначение

Наименование

Код

Параметры

А1

Выпрямитель

322

Трехфазный диодный мост 380 В / 2 А

А3

Реостат возбуждения машины постоянного тока

308.1

0..2000 Ом;

0,1..0,3 А

A7

Трехфазная трансформаторная группа

347.1

380 ВА;

U1: 220, 225, 230 В /

U2: 133, 220, 225, 230, 235, 240, 245 В

А8

Тиристорный преобразователь/регулятор

207.2

~3380 В / 2 А

6 тиристоров

А9, А10

Линейный реактор

314.2

~220/380 В; 50 Гц; 0,5 А;

0,3 Гн /10 Ом

А11

Блок датчиков тока и напряжения

402.3

3 измерительных преобразователя «ток – напряжение»

5 А /1 А – ±5 В;

3 измерительных преобразователя «напряжение–напряжение»

1000 В / 100 В – ±5 В

А12

Терминал

304

6 розеток с 8 контактами;

68 гнезд

А13

Коннектор

330

8 аналог. дифф. входов;

2 аналог. выхода;

8 цифр. входов/выходов

А14

Блок ввода/вывода цифровых сигналов

331

8 входов типа «сухой контакт»;

8 релейных выходов

А15

Персональный компьютер

550

IBM совместимая ПЭВМ, монитор, «мышь», клавиатура; плата сбора информации National Instruments PCI-6024E

G1

Трехфазный источник питания

201.2

~ 380 В; 16 А

G2

Источник питания двигателя

постоянного тока

206.1

 0…250 В / 3 А (якорь)

 200 В / 1 А (возбуждение)

G3

Регулируемый автотрансформатор

318.1

U1: 220 В / U2: 0..240 В; 2 А

G4

Трехфазный асинхронный двигатель

106

120 Вт; ~220/380 В ?/Y / 1350 мин-1

G5

Преобразователь угловых перемещений

104

6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот (оптоэлектронный)

G6

Машина постоянного тока

101.2

90 Вт; 220 В; 0,56 А (якорь)/

200 В; 0,2 А (возбуждение)

Р1

Указатель частоты вращения

506.2

–2000..0..2000 мин1

Р2

Блок мультиметров

508.2

3 мультиметра 0..1000 В ;

0..20 А

ВНИМАНИЕ! В стенде используется довольно высокое напряжение до 380 В. Будьте осторожны и внимательны при работе, существует опасность поражения электрическим током. В случае возникновения нештатных ситуаций (возгораний, задымлений и т.д.) немедленно отключите трехфазный источник питания G1, нажав на красную кнопку-гриб, отключите неисправный блок. Сообщите о случившемся сотрудникам кафедры.

В случае использования при проведении исследования персонального компьютера можно воспользоваться рядом специализированных программных приложений.


Описание работы с программой «Реверсивный тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока».


Данная программа предназначена для управления исследуемым коллекторным двигателем постоянного тока в составе замкнутого реверсивного тиристорного электропривода с ПИД-регулятором (пропорционально-интегрально-дифференциальный), а также для регистрации и отображения параметров управляемого двигателя. Программа имеет минимальное число настроек и обладает простым, удобным и интуитивно понятным интерфейсом.

Необходимым условием корректной работы программы является правильное подключение к коннектору А13 и блоку ввода/вывода цифровых сигналов А14.

Ниже перечислены неочевидные возможности интерфейса программы, а также некоторые замечания.

  • Масштабирование временных диаграмм производится путем нажатия на графике левой клавиши мыши и, не отпуская ее, перемещения манипулятора слева направо и сверху вниз. Возврат к начальному масштабу осуществляется обратным перемещением манипулятора – справа налево и снизу вверх.

  • Двигать график осциллограмм относительно осей координат можно путем нажатия и удержания на нем правой кнопки мыши и ее одновременного перемещения в нужную сторону.

  • Для удобства определения значений величин на экране отображаются текущие координаты указателя мыши.

  • Очистить область построения механической характеристики можно, нажав на соответствующую виртуальную кнопку или нажав клавишу «Пробел».



3. Выполнение лабораторной работы.

3.1. Цель лабораторной работы.

Целью лабораторной работы является изучение схем и характеристик электропривода постоянного тока с тиристорным управляемым выпрямителем (система УВ - ДПТ).

Принципиальная схема исследования показана на рис.2. В данной работе статические и динамические характеристики привода снимаются при питания якоря двигателя от тиристорного управляемого выпрямителя (ключ В2 замкнут, ключ В1 разомкнут) и независимом возбуждении обмоток статора..




Рис.2. Принципиальная схема исследования


Нагрузка на валу исследуемого двигателя создается нагрузочной машиной, в качестве которой используется асинхронный двигатель в режиме динамического торможения. Измерение частоты вращения ротора осуществляется оптоэлектронным измерителем скорости «ИС».


3.2. Порядок выполнения лабораторной работы.

1.Ознакомиться с конструкцией испытательного стенда, записать технические данные изучаемого электропривода и измерительных приборов, используемых в работе.

2.Произвести опыты по определению характеристик разомкнутого нереверсивного электропривода «УВ – ДПТ» .

3.Произвести опыты по определению характеристик разомкнутого реверсивного электропривода «УВ – ДПТ»

4.Произвести опыты по определению характеристик замкнутого реверсивного электропривода «УВ – ДПТ».

8.Выполнить необходимые расчеты и построить характеристики.

9.Оформить отчёт по работе.


3.3. Выполнение заданий по лабораторной работе.

Задание 1. Исследование разомкнутого нереверсивного электропривода «Тиристорный управляемый выпрямитель – двигатель постоянного тока независимого возбуждения».

1,а. Общие положения.

В этом задании исследуется система управления исполнительным двигателем постоянного тока с использованием нереверсивного тиристорного управляемого выпрямителя. Управляемый выпрямитель состоит из трехфазного трансформатора, обмотки которого соединены по схеме «звезда/треугольник», и 6 тиристоров, соединенных по мостовой схеме. Регулировочные характеристики, соответствующие якорному управлению, снимаются в режиме холостого хода двигателя и в режиме нагрузки. Регулировочные характеристики, соответствующие полюсному управлению, снимаются только в режиме холостого хода двигателя.


1,б. Собрать электрическую схему соединений (рис.3).

Примечание: для правильной работы тиристорного преобразователя необходимо прямое следование фаз питания. Поэтому строго следуйте нумерации силовых соединений на электрической схеме.

Убедитесь, что устройства, используемые в экспериментах, отключены от сети электропитания.

Соедините гнезда защитного заземления "" устройств, используемых в эксперименте, с гнездами «РЕ». Для этого рекомендуется использовать желто-зеленые провода.

Соедините необходимую для исследования аппаратуру из списка, приведенного в таблице 2, в соответствии с электрической схемой соединений (рис. 3).

Примечания:

    1) Для соединения двух частей обмотки возбуждения машины постоянного тока (Е2–Е3) рекомендуется использовать перемычку.

2) Для мультиметров, работающих в режиме амперметра (Р2.1 и Р2.3) используйте входы А и COM. Для мультиметра, работающего в режиме вольтметра (P2.2) используйте входы V и COM.




Рис. 3 Электрическая схема соединений для исследования нереверсивного электропривода «Управляемый тиристорный выпрямитель – ДПТ».

Пояснения к электрической схеме соединений.

Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.

Тиристорный преобразователь/регулятор А8, работающий в режиме нереверсивного управляемого выпрямителя, питает регулируемым напряжением обмотку якоря двигателя постоянного тока G6, работающего с независимым, возбуждением. При этом половины обмотки возбуждения двигателя G6 следует соединить последовательно.

Трехфазная трансформаторная группа А7 преобразует напряжение источника G1 в пониженное напряжение, подаваемое на тиристорный преобразователь/регулятор А8.

Источник питания двигателя постоянного тока G2 используется для питания обмотки возбуждения двигателя G6 в случае включения последнего по схеме с независимым возбуждением.

Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р1 электромашинного агрегата.

На асинхронный двигатель G4, работающий в режиме нагрузочной машины (тормоза) и обеспечивающий нагрузку на валу исследуемого двигателя, подается напряжение постоянного тока от регулируемого автотрансформатора G3 через выпрямитель А1.

С помощью мультиметров блока Р2 контролируются ток и напряжение якоря, а также ток возбуждения двигателя G6.

Блок А3 используется в качестве реостата Rрв для регулирования тока в обмотке возбуждения двигателя G6.

1,в. Регулирование скорости двигателя изменением напряжения якоря.

Регулировочные рукоятки регулируемого автотрансформатора G3, тиристорного преобразователя А8 и источника питания G2 двигателя постоянного тока поверните против часовой стрелки до упора.

Переключатель сопротивлений блока А3 установите в положение «0».

Переключатель режима работы источника G2 установите в положение «РУЧН».

Номинальное вторичное фазное напряжение трехфазной трансформаторной группы А7 установите равным 133 В, первичное – 220В.

Включите выключатели «СЕТЬ» блока мультиметров Р2 и указателя частоты вращения Р1.

Включите выключатель «СЕТЬ» тиристорного преобразователя/регулятора А8.

Включите источник G1. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся светодиоды.

    Примечание. Если в момент включения источника G1 произойдет случайное однократное срабатывание автоматического выключателя (черный ручка-флажок опустится), – отключите G1, верните защитное устройство в первоначальное состояние и снова включите G1. При повторном срабатывании обратитесь к инженеру.

Нажмите кнопку «ВКЛ.» на лицевой панели источника G2.

Нажмите кнопку «3Ф ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ» на лицевой панели преобразователя А8 и удерживайте ее до тех пор, пока не начнет светиться расположенный рядом с ней светодиод.

Вращая регулировочную рукоятку тиристорного преобразователя А8, разгоните двигатель G6 до частоты вращения 1500 об/мин.

Вращая регулировочную рукоятку преобразователя А8, изменяйте угол управления преобразователя А8 (угол запаздывания открытия тиристоров ?) в диапазоне 0 - 110 град. с шагом 10 град. и заносите значения ?, напряжения на якоре(показания вольтметра Р2.2 блока Р2) и указателя частоты вращения Р1 в таблицу 3.

Включите выключатель «СЕТЬ» регулируемого автотрансформатора G3.

Вращая регулировочную рукоятку автотрансформатора G3, создайте с помощью нагрузочной машины момент нагрузки на валу двигателя М1, при котором установится ток якоря двигателя равным примерно 0,3 А и поддерживайте его в ходе эксперимента.

Эксперимент проводится аналогично опыту холостого хода и данные заносятся в таблицу 3.

Таблица 3.Данные исследования нереверсивного привода.

Опытные данные

Расчетные данные

? ,град.

Холостой ход

Нагрузка

Холостой ход

Нагрузка

UЯ, В

n, об/мин

UЯ, В

n, об/мин

, рад/с

, рад/с


По завершении эксперимента сначала у автотрансформатора G3, а затем у преобразователя А8 поверните регулировочные рукоятки против часовой стрелки до упора. Используя опытные данные, вычислите значения угловой скорости вращения  ротора двигателя и занесите полученные результаты в таблицу 3. Постройте при холостом ходе и нагрузке зависимости UЯ=f(?)-характеристику управления преобразователя; =f(?) – зависимость скорости привода от угла запаздывания открытия тиристоров ? и =f(UЯ) – регулировочную характеристику двигателя.

1,г. Исследование двухзонного регулирования скорости привода изменением напряжения якоря и тока возбуждения двигателя.

Повторяя действия, изложенные в разделе 1,в , разгоните ротор двигателя в режиме реального холостого хода до частоты вращения порядка 800 об\мин при Rрв =0. Запишите значения n, ? , UЯ , Iя и Iв.

Изменяя сопротивление реостата А3, включенного в цепь обмотки возбуждения, от 0 Ом. до 2000 Ом с шагом 400 Ом, необходимо снять значения частоты вращения ротора n и тока возбуждения Iв. Значения Iв (показания амперметра Р2.1 блока Р2) и n (показания Р1) занести в таблицу 4.


Таблица 4.Данные исследования двухзонного привода при полюсном управлении.

Опытные данные

Расчетные данные

IВ, А

n, об/мин

, рад/с


По завершении эксперимента поверните регулировочную рукоятку преобразователя А8 против часовой стрелки до упора и отключите выключатель "СЕТЬ". Отключите источник G1 нажатием на кнопку – «гриб красный».

Используя опытные данные таблицы 4, рассчитайте и постройте регулировочную характеристику при полюсном управлении =f(IB).


Задание 2. Исследование разомкнутого реверсивного электропривода «Тиристорный управляемый выпрямитель – двигатель постоянного тока независимого возбуждения».

2,а. Общие положения.

В этом задании исследуется система управления исполнительным двигателем постоянного тока с использованием реверсивного тиристорного управляемого выпрямителя. Управляемый выпрямитель состоит из трехфазного трансформатора, обмотки которого соединены по схеме «звезда/звезда», и 6 тиристоров. Тиристоры соединены по схеме двух встречно – параллельно включенных комплектов, каждый комплект представляет собой трехфазный управляемый выпрямитель с нулевым проводом. Характеристики снимаются в режиме холостого хода.


2,б. Собрать электрическую схему соединений (рис.4)

Примечание: для правильной работы тиристорного преобразователя необходимо прямое следование фаз питания. Поэтому строго следуйте нумерации силовых соединений на электрической схеме.

Убедитесь, что устройства, используемые в экспериментах, отключены от сети электропитания.

Соедините гнезда защитного заземления «» устройств, используемых в эксперименте, с гнездами «РЕ».

Соедините необходимую для исследования аппаратуру из списка, приведенного в таблице 2, в соответствии с электрической схемой соединений (рис. 4).


Пояснения к электрической схеме соединений.

Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.

Тиристорный преобразователь/регулятор А8, включенный как реверсивный тиристорный управляемый выпрямитель, питает регулируемым напряжением обмотку якоря двигателя постоянного тока G6, работающего с независимым возбуждением.

Линейные реакторы А9 и А10 ограничивают уравнительный ток реверсивного преобразователя А8.

Трехфазная трансформаторная группа А7 преобразует напряжение источника G1 в пониженное напряжение, подаваемое на тиристорный преобразователь/регулятор А8.

Источник питания двигателя постоянного тока G2 используется для питания обмотки возбуждения двигателя G6 в случае включения последнего по схеме с независимым возбуждением.

Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р1 электромашинного агрегата.

С помощью мультиметров блока Р2 контролируются ток и напряжение якоря двигателя М1.

Датчики тока и напряжения блока А11 гальванически изолируют от силовой электрической цепи и нормирует сигналы о токе и напряжении якоря и токе возбуждения исследуемого двигателя G6.

Асинхронный двигатель G4 в опытах холостого хода не используется.




Рис. 4 Электрическая схема соединений для исследования реверсивного электропривода «Управляемый тиристорный выпрямитель – ДПТ».


2,в. Регулирование скорости и направления вращения двигателя изменением напряжения якоря.

Номинальное вторичное фазное напряжение трехфазной трансформаторной группы А7 установите равным 133 В, первичное – 220В.

Регулировочную рукоятку тиристорного преобразователя А8 поверните против часовой стрелки до упора.

Включите выключатели «СЕТЬ» блока датчиков напряжения и тока, блока мультиметров Р2 и указателя частоты вращения Р1.

Включите источник G1. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся светодиоды.

Нажмите кнопку «ВКЛ» на лицевой панели источника питания двигателя постоянного тока G2.

Включите выключатель «СЕТЬ» тиристорного преобразователя/регулятора А8.

Вращая регулировочную рукоятку тиристорного преобразователя А8, установите его угол управления 100 град.

Нажмите кнопку «РЕВЕРСИВНЫЙ 3Ф ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ» на лицевой панели преобразователя А8 и удерживайте ее до тех пор, пока не начет светиться расположенный рядом с ней светодиод.

Вращая регулировочную рукоятку тиристорного преобразователя А8, разгоните двигатель G6 до частоты вращения (1000 – 1100) об/мин.

Вращая регулировочную рукоятку преобразователя А8, изменяйте угол управления (угол запаздывания открытия тиристоров ?) в диапазоне 30 - 170 град. с шагом 10 град. и заносите значения ?, напряжения на якоре (показания вольтметра Р2.2 блока Р2) и указателя частоты вращения Р1 в таблицу 5. Внимательно следите за знаком напряжения и направлением скорости.


Таблица5.Данные исследования реверсивного привода

Опытные данные

Расчетные данные

?, град.

UЯ, В

n, об/мин

, рад/с


По завершении эксперимента отключите источник G1 нажатием на кнопку – «гриб красный». Отключите выключатели «СЕТЬ» всех используемых в эксперименте блоков.

Используя опытные данные таблицы 5, вычислите значения угловой скорости  двигателя и занесите полученные результаты в таблицу.

Постройте зависимость UЯ=f(?) – характеристику управления преобразователя; =f(?) – зависимость скорости привода от угла ? и =f(UЯ) – регулировочную характеристику двигателя.


Задание 3. Исследование замкнутого реверсивного электропривода «Тиристорный управляемый выпрямитель – двигатель постоянного тока независимого возбуждения».

3,а. Общие положения.

В данном задании в отличие от задания 2 исследуются характеристики замкнутого реверсивного электропривода «Тиристорный управляемый выпрямитель – двигатель постоянного тока независимого возбуждения». Силовая схема соединений та же, что и в задании 2 (рис. 4). В схеме управления используется ПИД-регулятор (пропорционально-интегрально-дифференциальный), который в соответствии с заданием по скорости или возмущающим воздействием автоматически изменяет угол запаздывания открытия тиристоров, регулируя тем самым напряжение на якоре двигателя.

3,б. Собрать схему подсоединения к компьютеру (рис.5).

Схема собирается только лаборантом или под его непосредственным наблюдением.

Пояснения к электрической схеме соединений.

Терминал А12 служит для разветвления на отдельные проводники сигнальных кабелей управления, тиристорами.

Блок А14 служит для усиления цифровых сигналов.

Коннектор А13 выполняет функцию связующего звена между компьютером А15, блоком датчиков тока и напряжения А11, указателем частоты вращения P1 и блоком ввода-вывода цифровых сигналов А14.

Компьютер А15 используется в режиме информационно-измерительной и управляющей системы.

3,в. Автоматическое регулирование скорости и направления вращения в режиме реального холостого хода.

  • Убедитесь, что устройства, используемые в экспериментах, отключены от сети электропитания.

  • Номинальные первичные и вторичные фазные напряжения трехфазной трансформаторной группы А7 установите равным 220 В.

  • Регулировочную рукоятку тиристорного преобразователя А8 поверните против часовой стрелки до упора.




Рис. 5. Схема подсоединения к компьютеру для исследования замкнутого реверсивного электропривода «Управляемый тиристорный выпрямитель – ДПТ».


  • Включите выключатели «СЕТЬ» блока мультиметров Р2, указателя частоты вращения Р1, блока датчиков тока и напряжения А11 и блока ввода/вывода цифровых сигналов А14.

  • Включите источник G1. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся светодиоды.

  • Нажмите кнопку «ВКЛ» на лицевой панели источника питания G2 двигателя постоянного тока.

  • Включите выключатель «СЕТЬ» тиристорного преобразователя/регулятора А8.

  • Задайте автоматический режим управления преобразователем А8, для чего нажмите кнопку «УПРАВЛЕНИЕ» на его лицевой панели.

  • Нажмите кнопку «РЕВЕРСИВНЫЙ 3Ф ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ» на лицевой панели преобразователя А8 и удерживайте ее до тех пор, пока не начнет светиться расположенный рядом с ней светодиод.

  • Включите персональный компьютер А15. Запустите программу «Реверсивный тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока». Для этого выберите виртуальную кнопку ПУСК на рабочем столе Windows, далее по меню Все программы / Учебная техника / Электрический привод /3.2. «Реверсивный тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока».

Обратите внимание на мнемоническую схему на экране монитора – это функциональная схема исследуемого вами замкнутого электропривода с ПИД-регулятором. На этой схеме:

М – исследуемый двигатель постоянного тока, получающий питание от тиристорного управляемого выпрямителя;

Р – ПИД-регулятор, реализованный в виде программы на ПЭВМ и изменяющий угол запаздывания открытия тиристоров в зависимости от соотношения заданной ?зад и фактической ? угловой скорости;

BR – измеритель скорости, являющийся датчиком обратной связи по скорости;

ЗИ – задатчик интенсивности , т.е. скорости нарастания входного сигнала.

  • Нажмите на виртуальную кнопку «Параметры» и задайте параметры управления электроприводом. Например, используйте уставки по умолчанию, нажав виртуальную кнопку «Использовать уставки по умолчанию». Обязательно запишите значения пропорциональной P, интегральной I и дифференциальной D составляющих ПИД-регулятора. При правильно работающей программе Р = 0,5 ; I = 0,7 ; D = 0.

  • Запустите сбор данных, нажав виртуальную кнопку «Запустить» .

  • Нажмите виртуальную кнопку «ПУСК».

  • Вращая виртуальную регулировочную рукоятку, установите задание скорости вращения двигателя G6, например 150 рад/с. Электродвигатель должен разогнаться.

  • Вращая виртуальную регулировочную рукоятку, изменяйте задание зад скорости вращения двигателя G6. Задайте 5 – 6 значений скорости в диапазоне (+150рад\с) – (-150рад\с), включая 0 (таблица 6).В эту же таблицу заносите значение скорости , до которой разгонится двигатель, и напряжение на якоре UЯ .Установившееся значение  определяйте по диаграмме скорости на экране компьютера, напряжение UЯ по показанию вольтметра блока Р2. Внимательно следите за знаками скорости и напряжения.

Таблица 6.Данные исследования замкнутого реверсивного привода

Опытные данные

зад, рад/с

, рад/с

UЯ, В

  • Остановите двигатель, нажав на виртуальную кнопку СТОП. Остановите сканирование.

  • Используя данные таблицы 6, после завершения эксперимента постройте в виде графиков зависимости =f(зад) и = f(UЯ) .




    3,г. Опыты по снятию динамических характеристик. (Выполняется по указанию преподавателя).

  • Опыт 1. Нажмите на виртуальную кнопку «Параметры» и задайте те же параметры ПИД-регулятора, что и в п.3,в. Значения параметров запишите .

  • Запустите сбор данных, нажав виртуальную кнопку «Запустить» .

  • Вращением виртуальной регулировочной рукоятки или набором с клавиатуры установите задание скорости двигателя ?зад =0.

  • Нажмите виртуальную кнопку «ПУСК».

  • Электродвигатель может начать вращаться, но должен быстро остановиться. Как только на экране монитора увидите, что частота вращения ротора установилась равной нулю, набором с клавиатуры задайте ?зад ?120 рад/с. Электродвигатель G6 должен разогнаться.

  • После того как скорость достигнет заданного значения ( по времени в пределах примерно 9с), остановите сканирование и сохраните полученные временные диаграммы как изображение.

  • Проделайте то же самое для значений:


Опыт 2. P =0,5; I = 0,4; D = 0. Опыт 3. P = 0,5; I = 0,2; D = 0 .

Запишите их значения.

  • Выйдите из прикладной программы. По завершении эксперимента отключите источник G1 нажатием на кнопку – «гриб красный» . Отключите выключатели «СЕТЬ» всех используемых в эксперименте блоков.

  • Разберите схему и аккуратно разложите провода в предназначенные для них ящики.

  • Примите за базовый набор параметров настройки регулятора набор, заданный «По умолчанию», и проведите обработку опытных диаграмм.

На основе сравнения результатов опытов 1,2 и 3, проводимых при одинаковых значениях Р и различных I :

а) сделать количественную оценку времени выхода на заданную установившуюся скорость;

б) провести качественную оценку изменения характера переходного процесса при уменьшении параметра I относительно базового.


4. Содержание отчета о лабораторной работе.


1.Теоретические сведения и расчетные формулы.

2.Технические данные электрических машин стенда и измерительных приборов. Эти данные могут быть представлены в виде ксерокопий таблиц 1 и 2 с комментариями об используемых диапазонах измерительных приборов.

3.Электрические схемы исследования по рис. 1, 2, 3 , 4 и 5; схемы могут быть представлены в отчете в виде ксерокопий.

4. Таблицы № 1, 2, 3, 4, 5 и 6.

5. Графики статических характеристик:

По таблице 3

UЯ=f(?), =f(?) и =f(UЯ) при холостом ходе и нагрузке.

По таблице 4

=f(IB).

По таблице 5

UЯ=f(?),  = f(?),  = f(UЯ)

По таблице 6

=f(зад) , = f(UЯ)

6. Графики динамических характеристик по заданию 3 (распечатки с компьютера).

7. Выводы по результатам эксперимента.

8.Литература.


Литература.

1.Арменский Е.В., Фалк Г.Б. Электрические микромашины. Учебное пособие.-М.: Высшая школа, 1985.

2.Арменский Е.В., Фалк Г.Б. Электромеханические устройства автоматики. Учебное пособие.- М.:МИЭМ, 2002.

3.Москаленко В.В. Электрический привод. Учебное пособие.- М.:ИЦ «Академия», 2005. Разделы 4.6 – 4.8.

4.Онищенко Г.Б. Электрический привод. Учебник.- М.:ИЦ «Академия», 2006. Раздел 5.2. (Шифр МИЭМ 621.313.9 О-58).

5.Розанов Ю.К., Соколова Е.М. Электронные устройства электромеханических систем. Учебное пособие.-М.:ИЦ «Академия»,2004. Разделы 2.2 , 5.4 и 5.5

6.Фалк Г.Б. Технические средства автоматизации и управления: исполнительные устройства. Учебное пособие.- М.:МИЭМ, 2004.


Учебное издание


ИССЛЕДОВАНИЕ ТИРИСТОРНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЭВМ


СОСТАВИТЕЛИ:


ФАЛК ГЕННАДИЙ БОРИСОВИЧ:

ДЕНИСОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

ВАГАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА

ВОЛОДИН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ШАБАНОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconИсследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011
«Управляемый выпрямитель – двигатель постоянного тока», в том числе с использованием компьютера. Для студентов III курса специальности...
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconИсследование исполнительного двигателя постоянного тока с использованием пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011
«Электромеханические устройства и системы постоянного тока» на основе экспериментального исследования основных характеристик двигателей...
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconИсследование исполнительного двигателя постоянного тока с использованием пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011
«Электромеханические устройства и системы постоянного тока» на основе экспериментального исследования основных характеристик двигателей...
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconИсследование частотного асинхронного электропривода с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2010
«Преобразователь частоты – трехфазный асинхронный двигатель», в том числе с использованием компьютера. Для студентов III курса специальности...
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconИсследование частотного асинхронного электропривода с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2010
«Преобразователь частоты – трехфазный асинхронный двигатель», в том числе с использованием компьютера. Для студентов III курса специальности...
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconОтчет по лабораторной работе №3 «Исследование свойств разветвленной цепи постоянного тока»

Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconОтчет по лабораторной работе №3 «Исследование свойств разветвленной цепи постоянного тока»
Рассчитать ток I1 в схеме рис 1 при указанных в таблице величинах R1, E1=E10 и двух значениях напряжения uab
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconЛабораторная работа №1 «Исследование разветвленной цепи постоянного тока»
В цепях постоянного тока с источниками эдс и тока, экспериментально исследуется обобщенный закон Ома и принцип наложения. Определяются...
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconПрограммирование на языке «СИ» в операционной среде «unix» Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Операционные системы» 220101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Москва 2007
Программирование на языке «Си» в операционной среде unix. /Московский государственный институт электроники и математики; Сост.: Ю....
Исследование тиристорного электропривода постоянного тока с применением пэвм методические указания к лабораторной работе по дисциплине «электромеханические устройства и системы» Москва 2011 iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы «Исследование условий труда на рабочем месте оператора пэвм»
Цель работы: Ознакомление с основными факторами вредного влияния компьютера на организм, а также гигиеническими проблемами, возникающими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы