Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» icon

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»



НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
Дата конвертации24.07.2012
Размер343,4 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Международно-правовые стандарты защиты прав личности в уголовном судопроизводстве


Направление подготовки

юриспруденция


Наименование магистерской программы

521400 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности


Степень выпускника

МАГИСТР


Ижевск 2011

  1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)


Целью освоения дисциплины (модуля) «Международно-правовые стандарты защиты прав личности в уголовном судопроизводстве» является более глубокого и детального изучения проблем применения международных норм и принципов в процессе производства по уголовным делам.

Задачи освоения дисциплины:

- изучение международных принципов и норм, содержащих рекомендации к организации и деятельности правоохранительных органов и судов;

- изучение международных принципов уголовного судопроизводства, их отражение в уголовном процессе России;

- изучение практики Европейского Суда по правам человека по делам против Российской Федерации;

- изучение практики Европейского Суда по правам человека по делам против иных государств, приемлемой для Российской Федерации;

- изучение применения правоохранительными органами Российской Федерации международных норм и принципов при производстве по уголовным делам;

- изучение применения судами Российской Федерации международных норм и принципов при рассмотрении уголовных дел.


  1. Место дисциплина в структуре ООП

Дисциплина входит в цикл профессиональный вариативной части ООП.

Дисциплина адресована студентам первого курса магистерской программы: уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности.


Изучению дисциплины предшествуют: философия права; компьютерные технологии в науке и образовании; история политических и правовых учений; социология права; теория и методология уголовно-процессуального доказывания.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы------------компетенции на повышенном уровне.

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению сравнительного правоведения, актуальных проблем уголовно-процессуального права; алгоритма принятия уголовно-процессуальных решений; правовых и организационных проблем реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве; правовых и организационных проблем деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве; правовых и организационных проблем обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве в цикле профессиональном базовой и вариативной части ООП.

Программа дисциплины построена линейно-хронологически, в ней выделены разделы «Международные принципы и нормы, влияющие на уголовное судопроизводство», «Международные принципы и нормы, содержащие рекомендации к организации и деятельности правоохранительных органов, адвокатов и судов», «Решения Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве».


  1. Компетенция (и) обучающегося, формируемая (ые)

в результате освоения дисциплины


ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания

ОК-5 обладание культурой поведения, готовности к кооперации с коллегами, работой в коллективе

ПК-1 способность участия в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

ПК-2 способность осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

ПК-3 способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

ПК-4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

ПК-7 владеть навыками подготовки юридических документов

ПК-8 быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства

ПК-11 способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения

ПК-12 способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействия его пресечению

ПК-13 способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации

ПК-14 быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции

ПК-15 способность толковать различные правовые акты

В результате освоения дисциплины обучающейся должен:

  • Знать: содержание основных международных норм и принципов, используемых в уголовном судопроизводстве; их реализацию в уголовном процессе; применение указанных норм при производстве по уголовному делу; влияние международных норм и принципов на принятие процессуальных решений по уголовным делам; влияние решений Европейского суда на практику производства по уголовным делам;

  • Уметь: анализировать международные нормы, принципы, а также Решения Европейского суда по правам человека в целях их использования в уголовном судопроизводстве;

  • Владеть навыками применения международных норм и принципов в процессе расследования преступлений, а также в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.




  1. Структура дисциплины по видам учебной работы,

соотношение тем и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Семестр 1




п/п

Разделы, темы дисциплины

Неде-

ля семе-

стра

Виды учебной работы

(в часах)

Л.

ПР.

Сам.

Раб.




Формы текущего контроля успевае-

мости

Формируемые компетенции (код)

1

2

3

4

N




Всего компе-

тенций

1.

Раздел 1.




2

2




























1.1.

Тема 1

1

2

2







ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-8

ПК-12







2.

Раздел 2




2

4




























2.1.

Тема 1.

2

1

2







ОК-1

ОК-5

ПК-1

ПК-3

ПК-7







2.2.

Тема 2

3

1

2







ОК-1

ОК-5

ПК-1

ПК-3

ПК-7







3.

Раздел 3.




2

12




























3.1.

Тема 1.

4




2







ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-8

ПК-15







3.1.

Тема 1

5




2







ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-12

ПК-15







3.2.

Тема 2.

6




2







ПК-2

ПК-4

ПК-11

ПК-12

ПК-15







3.3.

Тема 3.

7




2







ПК-2

ПК-4

ПК-11

ПК-13

ПК-14







3.4.

Тема 4.

8




2







ПК-2

ПК-4

ПК-11

ПК-13

ПК-14







3.5.

Тема 5.

9




2







ПК-1

ПК-3

ПК-8

ПК-13

ПК-14








Форма промежуточной аттестации – зачет.



Наименование раздела учебной дисциплины

Всего часов (ауд.)

Лекций (час.)

Семинарских занятий (час.)

Самостоятельной работы (час.)

Форма текущего контроля

1

Международные принципы уголовного судопроизводства

4

2

2




Эссе, опрос, дискуссия на тему,творческий конспект, рецензия на конспект и эссе

2

Международные нормы, регламентирующие деятельность суда, правоохранительных органов и адвокатов

6

2

4




Эссе, опрос, дискуссия на тему,творческий конспект, рецензия на конспект и эссе

3

Решения Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве

14

2

12




Эссе, опрос, дискуссия на тему,творческий конспект, рецензия на конспект и эссе




  1. Содержание дисциплины

    1. Темы и их аннотации

Тема: Международные принципы уголовного судопроизводства (2 часа).

Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права. Определение целей уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах. Борьба с преступностью как цель уголовного судопроизводства, определяемая в международных документах. Соблюдение интересов личности как фундаментальное направление в уголовно-процессуальной деятельности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Гуманизм уголовного процесса. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве.

Тема: Международные нормы, регламентирующие деятельность суда, правоохранительных органов и адвокатов (2 часа)

Бангалорские принципы поведения судей. Независимость судебных органов. Требования, предъявляемые к судьям: независимость судей, объективность судей, честность и неподкупность судей, соблюдение этических норм, соблюдение принципа равенства, компетентность и старательность. Усмотрение судей.

Основные международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. Место прокуратуры в национальных системах уголовного правосудия. Функции органов прокуратуры, относящиеся к сфере уголовного процесса. Требования, предъявляемым к прокурорам. Целесообразность в решениях прокуроров. Дискреционные полномочия. Международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов проедварительного расследования. Требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. Международные нормы, регламентирующие деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве. Обязательства, возлагаемые на адвокатов международными нормами в уголовном судопроизводстве. Общепринятые профессиональные стандарты, устанавливаемые для адвокатов.

Тема: Решения Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве (2 часа)

Понятие и значение решений Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве России. Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в РФ, их анализ. Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в иных государствах, их анализ.


    1. Планы практических занятий (при наличии в учебном плане)

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий: более углубленное изучение заявленных проблем; разбор материала, который сложен для восприятия и самостоятельного изучения студентами; исследование теоретических и практических проблем, возникающих в процессе правоприменения в связи с использованием международных норм, принципов и Решений Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве. Для уяснения проблем применения Решений Европейского суда в уголовном судопроизводстве предлагается решение задач по материалам судебной практики.


Тема 1 Международные принципы уголовного судопроизводства (2 часа).


Понятие международных принципов, их содержание:

- законность;

-справедливость;

- принцип истины;

- принцип равенства;

- принцип гласности (открытости);

- публичность;

- состязательность;

- принцип участия общественности в уголовном процессе;

- уважение чести и достоинства личности;

- неприкосновенность личности;

- охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;

- принцип обеспечения эффективной правовой помощи;

- принцип неприкосновенности личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции;

- принцип презумпции невиновности;

- свобода обжалования процессуальных действий и решений;

- язык уголовного судопроизводства.


Литература:

  1. Абдрашитов В.М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека и проблемы реализации принципа презумпции невиновности // Моск. журн. междунар. права. 2008, № 4 – С. 4-11.

  2. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005.ом уголовном., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и граж

  3. Борисов И.Б., Шайловский Д.А. Соотношение отдельных позиций Европейского суда по правам человека с национальным законодательством // Конституционное и муниципальное право -2009 - № 3 – С. 25-30.

  4. Голубок С.А. Международно-правовые стандарты права на судебную защиту // Правоведение – 2007 № 1 – С. 112-125.

  5. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.


Тема 2. Международные нормы, регламентирующие деятельность суда (2 часа). (Семинар 1)


  1. Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.

  2. Разбирательства уголовного дела в отсутствии подсудимого.

  3. Право подсудимого на пересмотр судебного решения вышестоящим судом.

  4. Эффективность и своевременность исполнения судебных решений.


Литература:

  1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005.ом уголовном., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и граж

  2. Костылева Е.Д. Понятие, виды и источники европейских международно-правовых стандартов в области прав человека // Право и государство – 2007 - № 3 – С. 24-29.

  3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.


Тема 2. Международные нормы, влияющие на деятельность органов прокуратуры, органов расследования, адвокатов, защитников (2 часа).

(Семинар 2)


  1. Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования.

  2. Упрощение досудебного производства.

  3. Отказ от судебного преследования или его прекращение.

  4. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование.


Литература:

  1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005.ом уголовном., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и граж

  2. Костылева Е.Д. Понятие, виды и источники европейских международно-правовых стандартов в области прав человека // Право и государство – 2007 - № 3 – С. 24-29.

  3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.


Тема 3. Решения Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве (12 часов).

Тема 3.1. (2 часа).

Право на жизнь в решениях Европейского Суда по правам человека принятых по жалобам на приговоры судов Российской Федерации по уголовным делам.


Литература:

  1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005.ом уголовном., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и граж

  2. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  3. Конь Г.И. Обеспечение права на жизнь в решениях Международного и Европейского судв по правам человека // Вестник МГУ. Серия Право. 2006 - № 2 - С. 94-105.

  4. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.

  5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.


Тема 3.2.. (2 часа).

Право на справедливое судебное разбирательство в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судов Российской Федерации по уголовным делам.

Право на судебное разбирательство в разумный срок в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судов Российской Федерации по уголовным делам.


Литература:

  1. Девятова О.В. Решения Европейского суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования. М., 2009.

  2. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.

  4. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  5. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.


Тема 3.3. (2 часа).

Право на публичное судебное разбирательство в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судом Российской Федерации по уголовным делам.

Право на разбирательство независимым и беспристрастным судом в решениях Европейского Суда по правам человека.

Право на разбирательство судом, созданным на основании закона.


Литература:

  1. Девятова О.В. Решения Европейского суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования. М., 2009.

  2. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.

  4. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  5. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.


Тема 3.4. (2 часа).

Защита прав обвиняемого в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судом Российской Федерации по уголовным делам.

Минимальные гарантии прав обвиняемого.

Право знать о своем обвинении.

Право на защиту и юридическую помощь.

Право на помощь переводчика.

Право на вызов свидетелей.

Право на компенсацию в случае судебной ошибки.


Литература:

  1. Девятова О.В. Решения Европейского суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования. М., 2009.

  2. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.

  4. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  5. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.


Тема 3.5. (2 часа).

Защита прав потерпевшего в решениях Европейского Суда по правам человека.


Литература:

  1. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  2. Ибрагимов И.М. Международно-правовые императивы по защите прав потерпевшего // Московский журнал международного права – 2008, № 4 – С. 12-30.

  3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.

  4. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  5. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.


Тема 3.6. (2 часа).

Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в иных государствах, их анализ.


Литература:

  1. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  2. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство – 2007, № 3 – С. 125-132.

  3. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  4. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.




    1. Программа самостоятельной работы студентов


Темы коллоквиумов

  1. Судебная ошибка и право на компенсацию при ее наличии.

  2. Право на эффективное средство правовой защиты.

  3. Разумный срок в решениях Европейского суда по правам человека.


Темы рефератов

  1. Решения Европейского Суда по правам человека против Франции.

  2. Решения Европейского Суда по правам человека против Турции.

  3. Решения Европейского Суда по правам человека против Украины.

  4. Решения Европейского Суда по правам человека против Соединенного Королевства.

  5. Решения Европейского Суда по правам человека против Италии.

  6. Решения Европейского Суда по правам человека против Германии.

  7. Решения Европейского Суда по правам человека против Греции.

  8. Решения Европейского Суда по правам человека против Польши.

  9. Решения Европейского Суда по правам человека против Финляндии.

Решения Европейского Суда по правам человека против Азейбаржана

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов указаны в разделе Учебно-методическое обеспечение.


Темы докладов


  1. Регламентация участие прокурора по уголовным делам в международных актах.

  2. Международные акты о защите прав лиц, имеющих психические расстройства, в уголовном процессе.

  3. Международные акты о защите прав несовершеннолетних в уголовном процессе.

  4. Международные акты о защите прав потерпевших в уголовном процессе.

  5. Международные акты о защите прав свидетелей в уголовном процессе.

  6. Справедливость как принцип уголовного процесса в международных актах, проблемы его ее реализации.


Содержание самостоятельной работы студента

Вопросы для самостоятельного изучения 40 часов

Вопросы к коллоквиуму 20 часов

Тематика рефератов

Тематика докладов 22 часа

Учебно-методические материалы для СРС


Неделя семестра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Формы контроля










рз

д

рз

д

рз

д

рз

к

рз




  1. Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу коммуникативных технологий:

. - лекции: информирующие, ориентирующие на самостоятельную работу, аналитического типа;

- семинарские занятия: нацелены на проверку самостоятельной работы, формирования навыков и умения анализировать вопросы государственно-правовой практики.

Использование традиционных технологий обеспечивает изучение основных положений, связанных с реализацией международных принципов, норм и Решений Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: интерактивные технологии.

При проведении практических занятий используются коммуникативные и интерактивные технологии. При проведении семинарских занятий используются инновационные образовательные технологии: написание эссе и творческих конспектов с последующим рецензированием; групповые доклады с презентациями.

Данные технологии обеспечивают усвоение предлагаемого материала и возможность его применения на практике, достичь целей и задач освоения дисциплины; сформировать знания и умения и заявленные компетенции.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в формах:

- оценка текущей работы студента на семинарских занятиях в баллах:

активная работа на занятиях – до 5 баллов; написание эссе и творческого конспекта – до 5 баллов за каждую работу; подготовка рецензии на эссе и конспект – до 5 баллов за каждую работу.

- подготовка одним или двумя студентами (по желанию) доклада с презентацией, отражающего основные положения доктрины конкретного мыслителя ( по выбору студента) – до 75 баллов.

Видом промежуточной аттестации является зачет, результат, которого складывается из суммы полученных баллов и сдачи устного зачета по предложенным вопросам.

Вопросы к зачету по курсу

«Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»


  1. Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права.

  2. Цель уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах.

  3. Соблюдение интересов личности как фундаментальное направление в уголовно-процессуальной деятельности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

  4. Гуманизм уголовного процесса.

  5. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве: Универсальные документы ООН. Документы, принятые структурными подразделениями ООН. Документы, принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

  6. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве: Документы Совета Европы. Документы структурных подразделений Совета Европы.

  7. Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека. Документы Совета Европейского Союза. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  8. Бангалорские принципы поведения судей.

  9. Требования, предъявляемые к судьям: независимость судей, объективность судей, честность и неподкупность судей, соблюдение этических норм, соблюдение принципа равенства, компетентность и старательность.

  10. Усмотрение судей.

  11. Основные международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов прокуратуры.

  12. Место прокуратуры в национальных системах уголовного правосудия.

  13. Функции органов прокуратуры, относящиеся к сфере уголовного процесса.

  14. Требования, предъявляемым к прокурорам.

  15. Целесообразность в решениях прокуроров. Дискреционные полномочия.

  16. Международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов проедварительного расследования.

  17. Требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

  18. Международные нормы, регламентирующие деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве.

  19. Обязательства, возлагаемые на адвокатов международными нормами в уголовном судопроизводстве.

  20. Общепринятые профессиональные стандарты, устанавливаемые для адвокатов.

  21. Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования.

  22. Упрощение досудебного производства.

  23. Отказ от судебного преследования или его прекращение.

  24. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование.

  25. Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.

  26. Разбирательства уголовного дела в отсутствии подсудимого.

  27. Право подсудимого на пересмотр судебного решения вышестоящим судом.

  28. Эффективность и своевременность исполнения судебных решений.

  29. Основные международные стандарты, касающиеся прав потерпевших от преступлений.

  30. Возмещение потерпевшему причиненного им преступлением вреда.

  31. Средства правовой защиты при грубых нарушениях международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права.

  32. Право на использование средств правовой защиты.

  33. Гарантии защиты женщин-жертв преступлений.

  34. Основные международные стандарты, касающиеся защиты прав обвиняемых.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Нормативные акты и основная литература

  1. Конституция РФ.

  2. Устав ООН от 24 октября 1945 г.

  3. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Права человека: Сборник международных документов. – М., 1986.

  4. Международный пакт о гражданских и политических правах – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2200 А (ХХ1), 16 декабря 1966 г.

  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; № 31. Ст.3835 36. т. 3710.

  6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными – Конгресс организации объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 30 августа 1955 года).

  7. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года.

  8. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года.

  9. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания – резолюция 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года.

  10. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью – резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года // Международные акты о правах человека / Сборник документов. – М., 2000.

  11. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Страсбург. 1959. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Страсбург. 1978. Ратифицирована ФС РФ. 13.10.1999.

  12. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции и взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999.

  13. Европейская конвенция о выдаче. Париж. 1957. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче. Страсбург. 1975. Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче. Страсбург. 1978.

  14. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола к ней и Второго дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999.

  15. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001 года (по состоянию на 01.09. 2011 года..

  16. О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции: Указание Генеральной прокуратуры РФ № 42/35 от 23. 06. 1998.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев А.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применении их судами Российской Федерации. М., 1996.

  2. Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986.

  3. Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. М., 1977.

  4. Богатырев А.Г. Конвенции по борьбе с преступлениями международного характера. М., 1990.

  5. Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе. СПб, 1997.

  6. Волженкина В.М. Европейская конвенция о защите прав человека и российский уголовный процесс. СПб., 1998.

  7. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004.

  8. Девятова О.В. Решения Европейского суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования. М., 2009.

  9. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

  10. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.

  11. Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.

  12. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.

  13. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.

  14. Мюллерсон Р.А. Права и свободы человека в международном праве. М., 1991.

  15. Нафиев С.Х., Васин А.Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при расследовании преступлений. Казань, 1998.

  16. Право Совета Европы и России. Краснодар, 1996.

  17. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов. М., 2010.

  18. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи / Сост. В.П. Кружков, П.В. Крашенинников. М., 1996.

  19. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) / Правоведение. 1996. № 1.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.igpan.ru/rus

www.shpl.ru

http://www.nbmgu.ru

http://www.lib.pu.ru


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- аудитория для проведения лекционных и семинарских занятий, позволяющая использовать оборудование для дистанционного проектирования;

- компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет


Методические указания для преподавателей

по курсу «Международные стандарты по защите прав личности

в уголовном процессе»


Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций


1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Применение международных норм и принципов в уголовном судопроизводстве» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят в основном обзорно-консультативный характер, которые читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Преподаватель должен разъяснить международные нормы и принципы, которые должны учитываться правоприменителем в процессе производства по уголовному делу. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, международного права и др.


10. Порядок утверждения рабочей программы


Разработчик рабочей программы дисциплины


ФИО

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебные E-mail и телефон)

Татьянин Д.В.

К.ю.н.




Ст. преподаватель

916-007



Экспертиза рабочей программы

Первый уровень


Наименование кафедры

протокола, дата

Подпись зав. кафедрой

Уголовного процесса и правоохранительной деятельности

№1 от 02.09.2011

З.З. Зинатуллин

Выписка из решения

Содержание программы и применяемые технологии соответствуют требованиям










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
«Правовые и организационные проблемы обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мордовский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство спорта, туризма и молодежной политики российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования воронежский государственный институт физической культуры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы