Бюджетный дефицит icon

Бюджетный дефицит



НазваниеБюджетный дефицит
Дата конвертации23.07.2012
Размер130,04 Kb.
ТипРеферат
Бюджетный дефицит


1Введение.Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства нафедеральном , региональном (субъектов федерации) и местном уровнях сгосударственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, атакже населением по поводу формирования и использования централизованногофонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственнойвласти. СосредотоБюджет является формой образования и расходования денежных средств чениефинансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовойполитики государства.Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построениябюджетной системы принято называть бюджетным устройством.Федеральные, региональные и местные органы государственной власти иуправления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжениеопределенную часть перераспределяемого национального дохода, котораянаправляется на строго определенные цели в зависимости от разграниченияфункций между уровнями управления.Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:федеральный бюджет РФ;бюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональнымибюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городскиебюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;местные бюджеты.Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовойполитики государства, цели которой обуславливаются его экономическойполитикой. При этом значение государственного финансового регулированиячерез бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитыватьпроисходящие в настоящее время изменения в практике перераспределенияфинансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степениосуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должнаусиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.До 1991 г. бюджетная система станы была единой.В последние годы в условиях создания Российского государства, развитиярыночных отношений, многообразие форм собственности, усилениясамостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетномустройстве. В соответствии с действующим законодательством сталисамостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил названиефедерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ,бюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований.Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областныхбюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округови около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные,поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условияхреализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу,использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетногопроцесса.Бюджетный процесс представляет собой регламентированную закономдеятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению иисполнению бюджетов.Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичноеперераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит названиеконсолидированных бюджетов.Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются ииспользуется для аналитических и статистических целей.Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства,утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой иодобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Черезфедеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые дляпоследующего их перераспределения и использования для целейгосударственного регулирования экономического развития страны и реализациисоциальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средствфедерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органовгосударственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов ,резервов и др.Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, вкоторой выделяются целевые направления государственной деятельности,вытекающие из основных функций государства.В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетныерасходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) икапитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделенияфинансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и накакие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономическогоанализа государственных расходов.Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются всоответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. понаправлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям инаселению и т.д.Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты потекущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Онвозникает при использовании государственного кредита для покрытиябюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходовнад доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовыхсредств у населения, банков и предприятий или другого государства или умеждународных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средствдля финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещениегосударственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ,коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной частибюджета приобрело в основном налоговый характер.Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи впользу бюджета.Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3)занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами иналогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации ,внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов. Кненалоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.Налоги и сборы являются основными источниками формирования не толькофедерального, но и региональных и местных бюджетов.Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленныхдоходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов извышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходовдополнительные средства в различных формах. Они получили названиерегулирующих доходов.Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметьнеобходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансироватьдоходную и расходную часть бюджетов.Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансированиецелевого мероприятия, называются субвенциями.Министерство финансов Российской Федерации как федеральный органисполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управлениефинансами и разработку финансовой политики государства.Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляетконтроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых изфедерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . Поистечении года отчет об исполнении федерального бюджета иконсолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - этофинансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежносталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит -нежелательное для государства явление: его финансирование на основеденежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионныхсредств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицитнельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофическихсобытий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он можетбыть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложенийв развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисноготечения общественных процессов, а скорее становится следствием стремлениягосударства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественноговоспроизводства.2Факторы роста бюджетного дефицита.Государственный бюджет - это экономические отношения между государством исубъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводуформирования централизованного фонда денежных средств, направляемых навыполнение общегосударственных задач и функций.Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет безсальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегдабюджетный дефицит является негативным явлением.Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспеченияполной занятости рекомендовал проводить политику дефицитногофинансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результатечрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когдаобычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать кисточникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно,нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья,наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он являетсяотражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособностиправительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этомслучае требуется принятие не только срочных и действенных экономическихмер, но и соответствующих политических решений.Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровнюинфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрываетсянизкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международныестандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счетэмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чемсредняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от другихвидов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаютсяналогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источникомфинансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так какони не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитногооборота.Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличениененалоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставатьсярезко дефицитным. На 1996 предельный размер дефицита федерального бюджетабыл установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к ВВП. Этот дефицитдолжен был быть профинансирован за счет внутренних источниковфинансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссиигосударственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнегофинансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб. На конец года, по даннымМинфина России, консолидированный бюджет исполнен со следующимирезультатами:Таблица 1.Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1996 г.| | |В том числе || |Консолидированный |Федеральный |Бюджеты территорий|| |бюджет |бюджет | || |трлн. руб.|в % к ВВП |трлн. |в % к |трлн. |в % к ВВП|| | | |руб. |ВВП |руб. | ||Доходы |558,5 |24,7 |281,9 |12,5 |322,9 |14,3 ||Расходы |652,7 |28,9 |356,2 |15,8 |342,8 |15,2 ||Дефицит |94,2 |4,2 |74,3 |3,3 |19.9 |0,9 |Ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительноболее плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальноесоотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовымиметодами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкоеувеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастаниюинфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительствосистематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за триквартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн.руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессоввыразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резкомповышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытаяинфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическомуровне - 10,8 %.Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центральногобанка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел крадикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлениюобщеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишьза счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность.Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом.Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальныхбюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 года они достигли 68,7 %.Финансирование же за счет займов расходов федерального правительстваувеличилось за этот период с 10 % до более трети (около 19 % - за счетприроста внутреннего долга, около 16 % - внешнего).Таблица 2Финансирование дефицита федерального бюджета России в 1996 г.|Общее финансирование |74,3 ||В том числе: | ||Внутреннее финансирование |41,0 ||Из него: | ||Кредиты Банка России |- 0,2 ||Государственные краткосрочные обязательства |38,1 ||Казначейские обязательства |- 7,3 ||Облигации государственного сберегательного займа |6,3 ||Внешнее финансирование |33,3 ||Из него: |22,5 ||Кредиты международных финансовых организаций | ||Кредиты правительств иностранных государств, |10,8 ||иностранных коммерческих банков и фирм | |“Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительствоувеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов,выпуск казначейских налоговых освобождений (КНО), векселей, других денежныхсуррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их наболее широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило кустановлению новых видов налогов, включая и такие экзотические, как налогина пересечение границы физическими лицами, на импорт наличной валюты. Изтеории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мерприводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономическогороста или, что точнее в нынешних российских условиях, сохранению или дажеускорению экономического спада,” - делает вывод А. Илларионов.А. Илларионов выступает с резкой критикой правительства, допустившегонеоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1995 - 1996гг., когда рыночная экономика в России по существу уже сложилась, и многиечрезвычайные проблемы отступили. Величина государственного долга (47 % ВВПдля всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по егомнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающимэти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %,Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их болеевысокого уровня экономического развития могут себе позволить относительновысокий показатель государственного долга. Помимо этого показательгосударственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежноймассой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга длякаждой страны зависит в первую очередь от способности государства егообслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в своюочередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется:отношение государственного долга к денежной массе в середине 1996 годадостигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя вГреции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженностисреди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремягосударственной задолженности в России весьма и весьма тяжело.3Возможности выхода из создавшейся ситуации.проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственногодолга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, иможно ли вообще как-то изменить такое положение?В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению бюджетногокризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основываетсяна нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказананедавно в газете “Московский Комсомолец” известным экономистом НиколаемШмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи “Авансы и долги”десятилетней давности. В интервью, озаглавленном “Опять авансы, опятьдолги” в качестве действенного метода преодоления кризиса называетсяэмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающиесредства, Шмелев отвечает так: “Поменять всю налоговую систему - нужныгоды. А их нет. ... Все деньги с внутреннего рынка государство ужевысосало. А с внешнего рынка много не соберешь. Остается неестественныйметод: напечатать деньги. ... Да, это немного инфляция, но это замкнутыйкруг, из которого иначе не выбраться. ... При том искусственно созданномденежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемыеинъекции достаточно безопасны. Другого способа я не вижу”Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличныхденег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичныхденег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же -всего лишь около 10 %”.Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средствапреодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка, приводящая кэмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениватьсякак мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потомунедопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путемразмещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политикаустранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшееуравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный,требующий конкретных мер в самых разных областях государственнойэкономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, исокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не засчет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, ипривлечение в страну иностранного капитала.4Бюджетный дефицит на западе.Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитойрыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако вусловиях относительно устойчивого экономического положения, динамичноразвивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связямибюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается каккрайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают житьмногие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметитьнаметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицитаэкономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицитбюджета составлял 4.9 % к ВВП. Выступая летом 1995 года в конгрессе Б.Клинтон предложил сбалансировать бюджет за предстоящие десять лет.Президент заявил, что правительство и конгресс обязаны сбалансироватьбюджет, но лишь на основе поддержания развития американской экономики и присохранении традиционных американских ценностей.5Вывод.В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетныйдефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичнымиявлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям нетолько экономического, но и чисто политического характера. Ведь довериенарода к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяетдоверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможнов условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документастраны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно,наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться вконкретных результатах.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине
Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и пути его преодоления

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и методы его снижения

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и связанные с этим проблемы

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит: причины, последствия, методы регулирования

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике

Бюджетный дефицит iconВыпускная квалификационная работа
На тему: «Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия» Руководитель В. А. Суровнева Рецензент Е. Б. Селиванов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы