Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов icon

Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов



НазваниеИзучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов
Дата конвертации23.07.2012
Размер104,52 Kb.
ТипРеферат
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Удмуртский Государственный Университет Факультет романо-германской филологии Кафедра общей психологии Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех школьных возрастных группах Выполнили студенты гр.423 и 424 Бюркланд Ярослав Безносов Владимир Проверил: Кагиров Артур Юрьевич Ижевск 1999 Введение. Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовыхособенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Дляэтого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятогокласса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам былопредложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себеубавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств). Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которыене могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективныхпризнаков мы считаем нужным причислить следующие: - Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время, предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было выбрано более удачно. - Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные группы могут представлять объективный срез данной социальной группы. Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями быливыдвинуты следующие гипотезы: - Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь о своих психологических качествах собственное мнение. - Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет более свойственно третьему классу, чем остальным двум. - Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах - ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах неразграничение психологических и непсихологических качеств не должно присутствовать. С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению –увеличиваться. Младший школьный возраст. Качество учебной работы школьника, а также и все его поведениеоценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений сокружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежноотносящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться,окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежновыполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьникполучает и новые права. Очень важным для младшего школьника является такжеи то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать состороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играетпоощрение, награда. Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрастеявляется переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязываетего к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленнойдеятельности, воспитывает чувство долга и ответственности передокружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает вребенке волевые качества. Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, чтосказывается на общей направленности его личности, переживаниях,представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшегошкольного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятсянайти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей.Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения ивоспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшиешкольники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как вхорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание впервую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей. В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношенийребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляетсяего эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональностимладших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что,чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этомсмысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу бытьспокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственныдевочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чеммальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их непроявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.) В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этомотношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чащевсего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. Умладших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляетсядаже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страхподнимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственныхглазах. В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведениемальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающиеиз разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым,боязнь быт осмеянным и т.п. Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу бытьтолстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что вданный период развития происходит особенно интенсивное формированиеморальных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральнойстороны его личности. Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляетсяопределенными правилами общественного поведения. Такая организация классапрактически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостьюусвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали. Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив,выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни идеятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса,школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего классахарактерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, нехочу быть злым и т.п. В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него иновые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобывыполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, идомашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это иотражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу бытьленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенкупринципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательнопоставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинитьсвои умственные процессы этой цели. В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучиватьучебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрируетбольшое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у менябыла хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьникаимеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какиепсихологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенокиногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получатьдвоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешаетему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества. Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слово том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний отипично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины иженщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболееважных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половойпринадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения,связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себясоответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик икакой должна быть девочка. Подростковый возраст. Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии егосамосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновениемчувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к мируи себе. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что междуим и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, несчитать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права.Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми,но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но естьогромное желание в признании его среди взрослых. В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своейиндивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторыхпоявляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемоеположение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцомравнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценказавышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильнопереживает если он находит себя хуже других. В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вотдевочкам нужно спокойствие и скромность. Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочкилень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрастепроисходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. Ив данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышеннойраздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается«меланхолией» или агрессивным поведением. В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавитьскромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувствоиндивидуальности». Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу«настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины». Ранняя юность.В возрастной психологии юность определяется как стадия развития началаполового созревания и до наступления взрослости. По отечественнойпериодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст(14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточнымзвеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созреванияв формировании личности. Большие изменения в собственном организме ивнешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностьюположения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением кругалиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместевзятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельностьв юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремитсявыстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенныхкритериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувствасобственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательномварианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развитерефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различныесферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительныекачества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи стенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляютсясобственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно удевушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши большедумают о будущем. Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальнуюценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических инепсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данноговозраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у нихсоответствующие чувства и ожидания. Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Состройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов). Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» ивысказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемыхобъяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поискууниверсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы натесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройстваобщества. Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческихспособностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит киндивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такиеответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествамартистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своейуникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временныхпредставлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменениемжизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшаетсязастенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем. Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочекболее субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, вответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чему юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью. Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипныхпредставлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более«материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество,выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать:нерешительность, застенчивость, скромность. В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкиецели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная чертаюношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша такжезадумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаемжелания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть. Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок ичеловек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я,одиночества, непонимания. Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассникболее заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие.Юность – завершающий этап первичной социализации. Заключение. В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом,подтвердились частично. На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям ирезультатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах неодин раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность.Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказалсяи авторитет учителя. Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологическиекачества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количествоисключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано синдивидуальными особенностями, а не с возрастными. Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, чтосвязано с возрастными особенностями данной группы школьников. В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением кактрадиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствияустоявшимся представлениям исследованных групп школьников. Список использованной литературы. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва,1984. Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -Москва, 1973. Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989. Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconИсследование особенностей самооценки

Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной психологии»
Причины нарушения развития в детском возрасте. Соотношение симптомов болезни и возрастных особенностей
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной психологии»
Причины нарушения развития в детском возрасте. Соотношение симптомов болезни и возрастных особенностей
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconТемы для ранжирования для воспитателей коррекционных групп доу
Разработка плана воспитательного мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconНеинвазивные методы исследования в оценке возрастных особенностей тканей челюстно-лицевой области 14. 00. 21 – «Стоматология»
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава»
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов icon«Согласовано» Заместитель руководителя мбоу «сош №» / / фио 200 г. «Утверждаю»
Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей обучающихся и рассчитана на...
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основам специальной педагогики и специальной психологии»
Причины нарушения развития в детском возрасте. Соотношение симптомов болезни и возрастных особенностей
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconТема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных качеств одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных качеств — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики...
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconОбразовательная программа ученика 8 класса мкоу ермаковской основной общеобразовательной школы
Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных...
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов iconНазвание учреждения, ф и. о и должность проводившего мероприятие
Степень учета интересов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выборе формы и содержания воспитательного мероприятия,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы