№ урока
| Дата проведен. | Тема урока | Кол-во час.
| Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат)
| Вид контроля ( измерители) | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Обору- дование |
1. |
| Цветовой круг | 1 | Введе-ние новых знаний | Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета. | Знать: -понятие цветовой круг; -составные и основные цвета; -теплые и холодные цвета; -контрастные и сближенные цвета. Уметь: -различать теплые и холодные цвета; -контрастные и сближенные цвета; -смешивать краски для по- лучения нужного цвета и оттенка
| Контроль выполнения упражнений |
| Раскрасить квадраты контраст-ными цветами | Акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра- для уча- щихся; То же, таблицы- для учи- теля |
2. |
| Экскур- сия в осенний парк | 1 | Урок- наб- люде- ние | Наблюдение и словесное описание природы. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива. | Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива. Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пей- заже. | Ответы на вопросы |
| Подоб- рать репро-дукции картин об осени |
|
3-4 |
| Декора- тивный цветок | 2 | Введе-ние но- вых знаний | Условность декоративного изображения. Колорит. | Знать: -понятия “теплый и холодный колорит”; -приемы работы акварелью «по -сухому» и «по - сырому». Уметь: -выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка; -работать в технике «мазок» | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Понятие о симметрии и асимметрии | При- нести открытки с изобра- жением цветов | Для уча- щихся- альбом, художест- венные матери- алы, краски; Для учи- теля - от- крытки с цвета- ми, буке- ты цветов |
5. |
| Живопис-ные упражне- ния, монотипия «Веселые кляксы» | 1 | Урок- прак- тикум | Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы. | Знать: -приемы работы акварелью, гуашью; -технику печатания «монотипия». Уметь: -выполнять заливку плоскости цветом; -получать плавные переходы от одного цвета к другому; -выполнять рисунок в технике «монотипия» | Ответы на вопросы. Контроль выполнения трениировоч-ных упражнений. | Воображение как ос- нова творческой деятельности человека | Самос- тоятельно сде- лать упраж- нения 3,4. Дать работе назва- ние | Для уча- щихся - акварель гуашь, палитра, бумага, кисти, газеты (подсте- лить), плитка из оргстекла |
6. |
| «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти | 1 | Введе-ние новых знаний
| Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность. | Знать: -жанр ИЗО - пейзаж (определение, особенности); - строение дерева; -изменение цвета в зависимости от освещения; -законы перспективы. Уметь: -выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Цвет как средство передачи эмоциональ-ного состояния автора работы | Принести по 2 овоща каждому и фрукты (если есть дома) | Для детей- альбом, простой карандаш, краски, цветные карандаши, фломас- теры, гуашь. -разные листья, детские рисунки, картины. |
7. |
| Рисование овощей и фруктов | 1 | Введе-ние новых знаний | Натюрморт как жанр ИЗО. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения. | Знать: -жанр ИЗО - натюрморт (определение и особенности); -особенности формы разных овощей и фруктов; -приемы смешения красок; -правила построения ком- позиции. Уметь: -смешивать краски для по- лучения нужного цвета и оттенков; -учитывать освещенность предметов; -выполнять рисунок с натуры. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
| Написать по 3 загадки про овощи и фрукты | -Альбом, краски, палитра, кисти; трафареты, бумага, кисти, краски, палитра, методи- ческая таблица «Цветовой круг».
|
8. |
| Хохлома. Золотые узоры. | 1 | Введе-ние новых знаний | Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи. | Знать: -понятия декоративно - прикладное искусство, орнамент; -особенности хохломской росписи и ее элементы. Уметь: -выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы | История народных промыслов Народная живопись и ее особен- ности. Сюжеты хох- ломской росписи. | Принести изделия хохломы (если) есть, книги о ней | -Акварель или гуашь, кисти, палитра, тряпочка -Трафа- реты- формы доски под роспись |
9. |
| Рисуем отгадки к народным загадкам. | 1 | Урок- обобщение | Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению) | Контроль выполнения практической работы | Построение композиции, формулиров-ка собственно- го замысла. Назначение пословиц, поговорок, загадок, объяснение их смысла | Выпол- нить иллюстра цию на свое усмотрение | _Для детей и учителя: книжки- загадки, альбомы, графи- ческие материалы |
10, 11 |
| Узор в полосе. Эскиз декоратив- ной росписи сосуда. | 2 | Введе-ние новых знаний | Художественные промыс- лы: гжель, жостово, городец, ковроткачество и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. | Знать: -художественные промыслы России; -контрастные цвета; -виды и элементы орнамента; Уметь: -придумывать узоры; -выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Манера выполнения изделий мастерами гжели, жосто ва, городца и др. | Принести полоски орнамента - остатки от выполне-ния отделоч-ных работ | -Бумага, Графичес-кие материалы,краски; -натурный материал, методические таблицы «Цветовой круг» и “Контрастные цвета”. |
12. |
| Рисование домашних животных ”Рыжий кот”. | 1 | Введе-ние новых знаний | Анималистический жанр. Изображение животных: -анатомическое строение, -пропорции, -цветовой окрас. | Знать: -особенности анималисти- ческого жанра ИЗО; -анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных; -отдельные произведения выдающихся художников. Уметь: -выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Герои - животные в литературе, устном на- родном творчестве. | Сделать карандашом наброски с домаш- ней кошки (когда она долго сидит, спит). | -Альбом, карандаш простой, акварель, цветная или черная тушь игрушки кошки, книги с иллюстра-циями, сувениры |
13 |
| Мультип-ликацион-ные герои | 1 | Введе-ние новых знаний | Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимация. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма | Знать значение понятия мультипликация. Уметь выполнять последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и облаков) | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Создание рисованного кино | Завер-шить работу в цветовом решении | -Альбом, гуашь, акварель карандаш, кисти, от-крытки с героями мультфильмов |
14 |
| Веселый Дед Мороз
| 1 | Введе-ние новых знаний | Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами. | Знать: -особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов; -средства выразительности и эмоционального воздействия. Уметь: -использовать в своей работе различные художественные и подручные мате- риалы разной фактуры; -работать с ножницами | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Новый год в жизни че- ловека, в искусстве. Творческое восприятие действительности. Пропорции человеческой фигуры. | Завершить апплика-цию, вырезать по 3 снежинки. Принести лоскутки ткани. | Иллюст- рации с изобра- жением Деда Мо- роза, новогодние открытки, бумага, вата, цветная бумага, клей, мишура |
15 |
| Раппорт ткани | 1 | Введе-ние новых знаний | Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора. | Знать: -способы размножения изображений; -особенности шаблона и трафарета; -понятие раппорт; -сферу применения различных способов размножения изображений. Уметь: -изготавливать шаблоны и трафареты; -придумывать декоративный мотив; -использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов. - | Ответы на вопросы. Контроль выполнения пракической работы. |
| Изгото- вить трафарет елочки и вы- пол- нить ряд из елочек | Куски ткани с узором, шабло- ны, тра- фареты, бумага, гуашь, клей, куски белой ткани или бумаги; |
16 17 |
| Гравюра на картоне | 2 | Введе-ние новых знаний | Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдаю- щихся художников - графиков. Техника изготовления гравюры на картоне. | Знать: -виды графики и гравюры; -выразительные средства графики (линия, пятно и др); -отдельные произведения художников-графиков (А.Дюрер, И.Я.Билибин и..) Уметь: -выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. |
| При- нести поролон, ножницы,гуашь, га- зеты (подстилать тряпочки,мыло, 2-5 листов плот- ной бумаги | Альбомные листы (раз- розненные), 2-3 тонкий и средний картон, клей (лучше ПВА), кисти, гуашь, ножницы, паролон. |
18 19 |
| Работа в технике граттажа | 2 | Введе-ние новых знаний | Графика как вид ИЗО. Штрих, линия, пятно - основные средства художественной выразитель- ности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда. | Знать: -основные средства художественной выразительности графики; -особенности техники граттажа; -технику выполнения разных видов штрихов; -отдельные произведения художников-графиков. Уметь выполнять рисунок в технике граттажа. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировоч-ных упражнений и практической работы | Хроматичес-кие и ахроматические цвета. Символизм черного и бе- лого цветов.
| Потрени-роваться в выполне- нии штрихов-ки (разные способы). | Таблицы Иллюстра-ции; желток, черная тушь или гуашь для грунта; бумага, кисть, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, спицы 20 |
20 |
| Наброски с натуры фигуры человека | 1 | Введе-ние новых знаний | Портрет как жанр ИЗО. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы. | Знать: -особенности жанра ИЗО -портрета; -конструктивно- анатомическое строение человека, пропорции его тела; -законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объём; -назначение наброска и особенности его выполнения. Уметь: -анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого ; -выполнять набросок с натуры фигуры человека. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Индивиду-альные особенности изображае- мого человека. Канон и модуль. | Выпол- нить наброски с членов семьи в домаш- ней обс-тановке (каран-даш)
| Для учите- ля-методичес-кие таблицы (скелет, мышечная система человека, пропорции людей разного возраста); куклы бу- мажные и объемные; бумага, графичес-кие материалы-для учащихся |
21 |
| Русские богатыри | 1 | Введе-ние вовых знаний | Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри-защитники Отечества. Архитектура старинных русских городов. Одежда древнерусского воина и его снаряжение. | Знать: -как одевались древнерусские воины; -особенности архитектуры древнерусских городов; -особенности фигуры богатыря; -произведения живописи с изображением русских богатырей. Уметь: -анализировать содержание произведений живописи; -определять средства художественной выразительности; -изображать древнерусских воинов | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Героико-фантастический метод изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи | Украсить снаряже-ние воина- богатыря | Былины “ Илья Муромец и Калин-царь”, “Вольга и Микула”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” “Алеша Попович и Тугарин”, картина В.Васнецо- ва “Богатыри”.
|
22 |
| Транспорт | 1 | Введе-ние новых знаний | Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин. | Знать: -особенности формы современных машин разных видов. Уметь: -анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин; -выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скоростью | Завершить работу (прорисо-вать детали) | Для уча-щихся- модели машин (иг-рушки), ка-рандаши, краски, бу-мага, кисти книги. Для учителя-фотогра-фии и иллюстра-ции с машинами. |
23 24 |
| Натюрморт из геомет-рических фигур | 2 | Введе-ние новых знаний | Натюрморт как жанр ИЗО. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы. | Знать: -особенности жанра ИЗО- натюрморта; -линейное построение натюрморта; -элементы линейной перспективы. Уметь: -выполнять рисунок- натюрморт из геометрических тел- с переда- чей объема с помощью светотени | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. |
| Завер-шить конус (светоте-невое решение) | Бумага, карандаш, резинка. Для учителя-натураль-ная постановка из геометри-ческих тел, детские мячики, кубики, модели- куб, конус, призма, шар. |
25 26 |
| Натюрморт из разнород-ных пред-метов: геометри-ческих тел, овощей, фруктов | 2 | Введе-ние новых знаний | Объемное изображение формы предмета. Моделировка свето- тенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи. | Знать: -закономерности линейной пер- спективы; - композиционные приемы; -градацию светотеней; -вожможности цвета; -особенности теплого и холодного колорита; -отдельные произведения мастеров живописи. Уметь: -анализировать форму предметов; -строить натюрморт; -выполнять рисунок – натюрморт- с использованием возможностей цвета | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Выражение цветом в на-тюрморте настроения и пережеваний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, слу-чайность и порядок. | Подобрать книги с рисунками дома. | Муляжи фруктов и овощей, набор “Геометрические тела”. Бумага, карандаш, резинка. |
27 28 |
| Наброски с натуры модели домика | 2 | Введе-ние новых знаний | Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи. | Знать: -виды перспектив; -основные закономерности линейной перспективы; -правила объемного изображения; -основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм; -отдельные произведения живописи. Уметь: -анализировать форму предметов (домов, различных построек); -делать наброски с натуры модели домика | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Изображение различных построек в произведени-ях живописи. | Найти в книгах старин-ные терема | Бумага, карандаш, другие графичес-кие материалы, спичечные коробки; -натурный материал, проволоч-ные модели призм, кубов. |
29 |
| Рисование по представ-лению.”Старинный терем “из геометри-ческих фигур | 1 | Введе-ние новых знаний | Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье. | Знать: -понятие архитектура; -отдельные произведения художников; -особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек. Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линей-ной перспективы | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Понимание смысла, соержащегося в украшениях и в элементах архитектуры. | Нарисо-вать оконный наличниксо ставнями (каран- даш) | Альбом, карандаш, геометри-ческие тела (кубики, спичечные коробки, пирамид-ки). -фотогра-фии архи-тектурных сооруже-ний, репро-дукции живопис-ных произведе-ний. |
30 |
| Буквица | 1 | Введе-ние новых знаний | История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов. | Знать: -роль художников в создании книги; -понятия буквица и вязь; -виды шрифтов. Уметь: -писать текст печатными буквами; -украшать текст буквицей. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | История письменности | Написать печатны-ми буквами свое имя и украсить его первой буквой “букви-цей” | Для учителя-различные шрифты, таблицы, мел, доска. Для учащихся- Бумага, простой и цветные карандаши, акварель, линейка, фломасте-ры |
31 32 |
| Иллюстри-рование сказки П.Ершова “Конек-Горбунок” | 2 | Введе-ние новых знаний | Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения. | Знать: -творчество художников-иллюстраторов И. Билибина, В.Васнецова, Ю.Васнецова, М.Врубеля и др.; -закономерности композиции; -основы цветоведения. Уметь: -выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Выражение своего отношения к изображаемому средствами художественной выразитель-ности. Народный лубок. | Начать выполнять работу в цвете с легкой проклад-ки основных частей компози-ции: небо, земля, море ит.д. | Альбомы, карандаши,акварель, банка, кис-ти, тряпка; репродук-ции народных лубков, репродук-ции работ художни-ков, детские книги с красочными иллюстрациями разных художников, крига П.Ершова “Конек-Горбунок” |
33 34 |
| Портрет в скульптуре | 2 | Введе-ние новых знаний | История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека. | Знать: -из какого материала выполняют скульптуру; -инструменты для выполнения работы; -выразительные возможности скульптуры; -пропорции лица человека; -творчество выдающихся скульпторов-портретистов. Уметь: -выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Роль авторского восприятия, его индивидуальной манеры в выражении отношения художника к портретируемому. | Дать название героям своих портре-тов | Газета или клеенка, пластилин, баночки до 200 гр. для каркаса головы, деревянная подставка, брусочек высотой 10-15 см 2х2 см.4 -то же, методические таблицы “Строение головы”, “Пропорции лица человека” |
35 |
| Четыре разных портрета (по одной схеме) | 1 | Введе-ние новых знаний. | Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием. | Знать: -пропорции и мимику лица; -расположение координатных (опорных) точек лица; -схему изменений, происходящих с мимикой лица; Уметь: -выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений | Посетить художест-венный музей, с целью знакомст-ва с портретом в скульпту-ре. | Для учащихся-фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, тряпки, краски. Для учителя- доска, мел; |