Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 icon

Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5



НазваниеРабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5
Дата конвертации23.07.2012
Размер290,26 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

Рабочая программа.

предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд»

класс: 5


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее поурочное планирование представляет собою сис­тему уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Немен­ского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем. Предпочтение отдается изучению традиционной русской и карельской культуры.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, фор­мы и методы проведения занятий, которые соответствуют совре­менным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например:

  1. Урок - сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать мате­риал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

  1. Комбинированные уроки:

а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упраж­нения по отработке выполнения основных элементов городецкой росписи).

б) сообщение новых знаний +практикум: импровизация.

При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавли­вают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бу­мажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении сле­дующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с об­становкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованкем музыкального и литературного материала.

3. Обобщающие уроки:

а) уроки-викторины. Например:«Рольдекоративного искусст­
ва в жизни человека и общества».

б) урок-игра.

в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество
материала и используется часто при изучении объемных тем, на­
пример, «Народные промыслы и ремесла», урок-праздник «Красота
земли родной».

Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:

  1. Знакомство с произведениями искусства должно быть впе­чатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литератур­ного и музыкального ряда при проведении урока по теме «Декора­тивное искусство Древней Греции».

  2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литера­турный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведе­ний, сказки, легенды.

  3. Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по те­ме целесообразно проводить в игровой форме: игра «Вниматель­ный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

4. В домашнее задание стоит включать игровые моменты и
творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составле­
ние кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», или со­
ставление вопросов для КВН.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диа­лога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональ­ным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда.

В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Этому способствуют ежегодные творческие отчеты в рамках общешколь­ного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, апплика­ции как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО.

Особую ценность представляют коллективные виды работ, на­пример, изготовление панно по теме «История костюма» («Вы по­едете на бал?», «Наш хоровод», «На улицах средневекового горо­да» и т. п.)

Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличност­ные отношения. Распределяя работы и обязанности между членам коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответ­ственность за порученное дело.

Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмо­сферы в общении с учащимися.

Очень важно приложить усилия к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребенка, для этого нагрузка и за­дания для детей дифференцируются с учетом способностей лично­стных пристрастий и возможностей учащихся.

В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач уро­ка; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих това­рищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

Знания и умения учащихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


Тематическое планирование 


урока

Тема урока

Коли-чество часов

Формирование
 новых знаний

Практическая работа

Материалы

1 четверть.   Декоративные корни народного искусства.

 

1.

Рисуем отгадки

к народным

загадкам.



Устное народное творчество –

основа для произведений

изобразительного искусства.

Иллюстрированная книга –

объёмное произведение искусства.

Иллюстрирование

русских народных загадок (рисование
или аппликация).

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

2.

Древние образы

в народном искусстве.



Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию
из различных элементов древнерусской символики.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, цветные мелки.

3.

Декор русской избы.



Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Наброски с натуры модели домика.

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными
и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в орнаментальную композицию.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки или уголь.

4 – 5.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.




Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда
и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы
с основными предметами.

 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

6.

Конструкция, декор предметов

народного быта и труда.




Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Варианты:

  • солонка, шкатулка,

  • карельская 

  • прялка,

  • деревянные ложки.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, картон,
ножницы,

клей.

7.

Образы и мотивы

в орнаментах карельской вышивки.




Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках
на полотенце.

1 вариант:
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

2 вариант:

Русский народный орнамент в полосе.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки, фломастеры,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

8.

Народный праздничный костюм.




Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма
и декор женских головных уборов. Разнообразие форм
и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках
и регионах России.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России
с использованием разных техник
и материалов.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки, ткань,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

9.

 Современное повседневное декоративное искусство.  Что такое дизаин?



Формирование представлений о дизайне интерьера.Познакомить с работой дизайнера.

 Проект комнаты. 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

 

 

 

 

 

 

2 четверть.   Связь времён в народном искусстве.

 

10.

Древние образы
в современных народных игрушках.

Промыслы нашего края.




Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.

1 вариант:
Лепка и декор  игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).

2 вариант:
Лепка и декор Дымковской игрушки.

Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы.

11.

Богородская деревянная резная игрушка
с элементами движения.



Деревянная резная игрушка
с элементами движения. Городской фольклор ярмарок. Художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей. Выразительность движений и звуковых эффектов богородской игрушки.

Выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам русских сказок, басен И. А. Крылова.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки.

12.

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.




Слияние промысла
с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

1 вариант:

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).

2 вариант:

Выполнение эскиза изделия  под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).

3 вариант:

Импровизация
по мотивам Гжели

(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель).

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей, пластилин, сосуд, водоэмуль-сионная белая краска.

13.

Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.




Единство формы предмета и его декора в  городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи:  изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага, тонированная под дерево бумага.

14.

Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.



Разнообразие форм подносов
и  вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание
в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

1 вариант:

Выполнение фрагмента жостовской росписи
с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.

2 вариант:

Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются
на чёрном поле крупных подносов.

Гуашь,
большие и маленькие

кисти, бумага, чёрная, синяя, красная, светло-коричневая
бумага
для основы,

ножницы,

клей.

15.

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла.

 



«Золотая Хохлома» - роспись
по дереву золотым, красным
и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов
в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор
из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага.

16

Керамика Скопина (Рязань),

Опошни (Полтава).



Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи
в народном творчестве (ковши-утицы, птицы-солонки,
кони-качалки, звери-свистульки, медведь-кувшин и т. п.).

Выполнение эскиза
и роспись «волшебного» фигурного сосуда – сосуд-зверь, сосуд-птица

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

17-18.

Промыслы нашего края.

Карельская роспись.




Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Сравнение видов росписи.

Выполнение фрагмента росписи

 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,

19.

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни (обобщение темы).



Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту
и интерьере.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

3 четверть.     Декор – человек, общество, время.

 

20.

Зачем людям украшения.



Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство.  Костюм и одежда.

Сообщение новых знаний.

Карандаш, бумага.

21.

Декор и положение человека
в обществе.



Роль декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших
и низших сословий общества.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

22 – 23.

Украшения
в жизни древних обществ. Греческая вазопись.



Роль декоративного искусства
в Древней Греции.  Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Эскиз сосуда 
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

Гуашь или

акварель, тушь,

кисти, бумага.

24.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.




Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.

1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.

2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант:

Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

25-26.

Одежда говорит
о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).



Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения
в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

1 вариант:

Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант:

Декоративная открытка «Мисс Барокко».

 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага, ватные палочки, кусочки ткани, ножницы, клей.

27.

Современная одежда
по мотивам национальных костюмов.



Национальные традиции
в культуре народа. Одежда
и национальный колорит. Живопись, скульптура,
графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

28.

Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).



Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.

Карандаш, бумага.

4 четверть.   Декоративное искусство в современном мире.

 

29.

Современное повседневное
и выставочное декоративное искусство.



Многообразие материалов
и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
и его роль в создании художественного образа.

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

30 – 31.

Современное декоративное искусство. Витраж.



Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

32.

Создание коллективной декоративной работы
из мозаики.



Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Выполнить работу
в технике мозаики
из цветной бумаги
на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

33 – 35.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

2-3ч

Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».

Материалы по выбору учащихся.




























Материально-техническая база предмета:

Наличие кабинета черчения и ИЗО в школе - большое благо. В 2004/05 уч. году класс был оборудован новыми столами и стульями, а также классной доской. В сентябре 2006года в класс поставили компьютер и проектор. Использование компьютера кардинально расширяло возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Материальная база кабинета не пополнялась и не обновлялась более 20 лет, дидактический материал пополняется самодельным материалом.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) в школу поступили компакт-диски: Шедевры русской живописи (жизнь и творчество великих русских живописцев в увлекательных интерактивных рассказах); Мировая художественная культура (учебно-методическое пособие); «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». Просмотр осуществляется с помощью мультимедийного проектора, проецируя изображение на большой экран.

Комплект мультимедийных компакт-дисков CD-ROM


  1. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. Виртуальный музей. 72 музыкально-литературных интерактивных рассказов.

  2. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. С ресурсом легко работать, т.е. он имеет функцию автозапуска. Представлены материалы по зарубежной культуре (история музеев, мультимедийные экскурсии, коллекции полотен, отсортированные по жанрам, стилям, музеям). Музеи: Эрмитаж, Метрополитен музей, Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Лондонская национальная галерея, Британский музей, ГМИИ им. Пушкина. Ресурс возможно использовать на уроках МХК, литературы, ИЗО.

3. Шедевры русской живописи. С ресурсом удобно и легко работать. Он включает 33 интерактивных урока, которые можно использовать на уроках литературы, русского языка, МХК, ИЗО. Последовательность картин отражает историю развития русской культуры, помогает школьникам увидеть тематическую и идейную близость произведений живописи и литературы. При работе с диском можно одновременно решать несколько задач: расширение эстетического кругозора учащихся, развитие их устной и письменной речи. Очень удачный выбор произведений и музыкального сопровождения. Мультимедийные экскурсии дают возможность услышать искусствоведческий анализ выбранного шедевра.

4. Россия на рубеже третьего тысячелетия: Россия 2000, История России, наука, культура, искусство. Диск может быть использован фрагментарно (видеоматериалы, иллюстрации) на уроках истории и обществознания, при изучении современной России, а на уроках географии, биологии, МХК, музыки, ИЗО в проектной деятельности.

На диске кратко отражена история России от начала правления Рюрика до 2000 года, есть разделы "Россия 2000" (территория, население, экономика, религиозный состав, флора и фауна), "наука", "культура", "Искусство".

Показ материалов идет на фоне музыки русских композиторов, имеются гимны дореволюционной России, СССР, современный гимн России. Материалы расположены в хронологической таблице по определенным периодам, на картах. Интерес представляют изображения родовых печатей, гербов, флагов, денежных знаков, видеофрагменты, демонстрации достижений науки и техники, памятников культуры.

  1. Мировая художественная культура. Компакт-диск содержит самоучитель по работе с программами-приложениями пакета Microsoft Office – Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000, Microsoft PowerPoint 2000. Можно самостоятельно создавать новые мультимедийные (т.е. включающие слайды, звук, анимацию, видеофрагменты) лекции, составлять новые тесты.

Компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядное пособие, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. В данном компакт-диске имеются презентации:

  • Жанры живописи (картины из собраний Государственной Третьяковской галереи)

  • Карл Брюллов (1799 – 1852) 200-летию со дня рождения посвящается

  • Лики женской красоты в русской живописи

  • Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной»

  • Рафаэль (1483 – 1520) , (слайды с картинами и фресками)

6. История искусств.

Предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд»



  1. Набор муляжей «Фрукты».

  2. Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное рисование) С.И. Дембинский.

  3. Диафильмы:

  • Древнерусское зодчество

  • Бостонский музей изящных искусств

  • Таланты крепостной неволе

  • Государственный Исторический музей

  • Культура Древнего Египта

  • Культура Древней Греции

  • Архитектура Московского Кремля 17-18 вв.

  • Виды и жанры изобразительного искусства

  • Культура Европы в конце 15- первой половине 17 века

  • Литература и искусство Западной Европы 18-19вв.

  • Культура и просвещение в России в 1 четверти 18 века

  • Культура России 17 века

  • Культура России во второй половине 19 века

  • Изобразительное искусство эпохи Возрождения. Италия

  • Перспектива

  • Работа над натюрмортом

  • Русский народный костюм

  • Мир цвета

  • Основные черты советской архитектуры

  • Виды декоративно прикладного искусства

  • Леонардо да Винчи

  • Гербы твоей страны

  • Паоло Веронезе

  • Образ матери в изобразительном искусстве

Слайды (диапозитивы):

  • И.Я. Билибин - художник русской сказки

  • А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан

  • Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина

  • А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.

  • Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский

  • Зарубежное изобразительное искусство эпохи просвещения

  • Русское искусство 18 века. Архитектура.




  1. Модели для рисования гипсовые.

  2. Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые, 2 мольберта.

  3. Репродукции художников:

  • Айвазовский (набор репродукций)

  • В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»

  • И Грабарь «Февральская лазурь»

  • И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»

  • А. Куинджи «Берёзовая роща»

  • А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»

  • Импрессионисты ( Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)

  • Гравюры В. Фаворского

  • В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»

  • В.Перов «Проводы покойника»

  • И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком…»

  • М. Врубель «Царевна-Лебедь»

  • В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»

  • В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»

  • Н. Рерих «Заморские гости»

  • З. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет»

  • Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»

  • Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»

  • В. Серов «Девочка с персиками»

  • А. Саврасов «Грачи прилетели»

  • А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег»,»Сенокос»

  • К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»

  • А. Иванов «Явление Христа народу»

  • И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова»,»Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»

  • «Владимирская Богоматерь»

  • А. Венецианов «На пашне. Весна.»

  • Б. Кустодиев «Масленица»

  • О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»

  • И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»

  • П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»

  • В. Тропинин «Кружевница»

  • К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

  • И. Шевандронова «В сельской библиотеке»

  • П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»

  • Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити

  • Фаюмский портрет

  • Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы

  • И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»

  • В. Мухина «Рабочий и колхозница»

  • Д. Моор «Помоги», 2Ты записался добровольцем?» и мн. др.

  1. Портреты художников.

  2. ТСО: диапроектор, демонстрационный экран, магнитофон.

  3. Методические рисунки и пособия(выполненные учителем):

  • пособие по цветоведению

  • цветовая символика рыцарских гербов

  • солярные знаки

  • течения в искусстве

  • изображение фигуры человека (пропорции)

  • изображение костюмов разных стилей

  • изображение фасадов зданий разных стилей

  • изображение порталов и оконных проёмов

  • схемы основных элементов ордеров, изображение храмов

  • основы композиции

  • поэтапное рисование животных

  • перспектива комнаты

  • перспектива улицы

  • демонстрация элементов отдельных построек древнерусских городов (из бумаги)

  • образцы архитектурных макетов

  • макеты мемориальных комплексов

  • аппликативная фигурка для объяснения движений человека, его формы, пропорций

  • образцы фабричных обоев

  • импровизированная витрина с коллекцией изделий народного декоративного искусства «Ярмарка»

  • примеры персонаже кукольного театра

  • примеры разных щрифтов и др.

  1. Раздаточные пособия выполненные учителем:

  • Московский кремль

    • Архитектура Санкт-Петербурга

    • Музеи мира

    • Архитектура России

    • Произведения искусства (живопись, скульптура)

    • Фигура человека

    • Филворд «Виды искусства»

    • Филворд «Жанры искусства»

    • Архитектура пространственной среды исторических городов (планы городов) и др.

    • Ребусы

11. Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников архитектуры:

  • Афинский Акрополь

  • Казанский собор

  • Зимний дворец

  • Собор св. Петра в Риме

  • Кремль

  • Кижи

  • Пирамиды в Гизе

  • Собор Парижской Богоматери

  • Ландшафтная архитектура

  • Памятники мегалитической архитектуры

  • Древнегреческие храмы

  • Царскосельский дворец

  • Фрагменты природы и др.

10. Проспекты и рекламные буклеты.

11. Произведения художников русской лаковой миниатюры, разнообразные виды народной деревянной игрушки, жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись и др.

12. Образцы детских работ в разных техниках.

13.Собственные презентации:

  • Музеи искусств

  • Карельская роспись

  • Сказка в русской живописи

  • Выставка картин Бориса Поморцева

  • Игры Дедов Морозов

  • Детская художественная школа (клип)

  • Олония - гусиная столица

  • Сказочная гжель

  • Символика древних образов. Рушники.

  • Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома

  • Народный праздничный костюм

  • Герб

  • Что я знаю о живописи и др.

Учебно-методическое обеспечение:

класс

программа

Кол.час

Пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

5


«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы

М 2005г

1

Учебник 5 кл. «Декоративно прокладное искусство в жизни человека».

Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 2001г.5кл.

Н.А. Горяева «Твоя мастерская» 5 кл. Тетрадь по ИЗО.

Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класс. 2007г.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан при­менительно к учебной программе «Изобразительное...
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Программа: Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов...
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconПояснительная записка Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» и входит...
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconПояснительная записка Учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд»
Учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе программы «Изобразительное искусство...
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconТематическое планирование по изо 1 класс
«Изобразительное искусство и художественный труд» авт. Б. М. Неменский, изд-во «Просещение», М. 2000г
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4
«Изобразительное искусство и художественный труд, 1–9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, утверждённой мо РФ в...
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconПояснительная записка к ктп календарно-тематическое планирование по изо, 9 класс
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б. М. Неменского, 2005г
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconКалендарно-тематическое планирование по изо, 8 класс, составлено на основании программы министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б. М. Неменского, 2005г
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconПроект: «Я – художник в театре»
«Художник и зрелище» (программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 4 классы»)
Рабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5 iconМетодическое пособие для уроков изо. Главная цель художественного образования
Автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы» Б. Н. Неменский
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы