Бюджетный дефицит icon

Бюджетный дефицит



НазваниеБюджетный дефицит
Дата конвертации23.07.2012
Размер221,89 Kb.
ТипРеферат
Бюджетный дефицит


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫХарьковский национальный университет имениВ.Н.Каразина Экономический факультетКУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: БЮДЖЕТНЫЕ ДЕФИЦИТ.КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТАВыполнилСтудент Лащенов Борис ВикторовичГруппа Ф-42Харьков. 2002 год СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………… Основная часть 1.Главные понятия. Понятие бюджетного дефицита. 2.Проблемы связанные с бюджетным дефицитом. Ситуация в мире. 2.1.Влияние на . процентные ставки 2.2. Рост государственного долга 2.3. Различие в подходах оценки влияния бюджетных дефицитов насостояние экономики разными экономическими школами 3. Основные концепции регулирования бюджетного дефицита 3.1.Ежегодно балансируемый бюджет 3.2.Бюджет балансируемый на циклической основе. 3. Функциональные финансы. 4. Фискальная политика как регулирующий инструмент дефицита бюджета 4.1. Автоматические стабилизаторы 5.Балансирование бюджета и инфляция Заключение. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономическойструктуры любого современного общества играет государственноерегулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономическойполитики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государствуосуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовыймеханизм - финансовая система общества, главным звеном которой являетсягосударственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государствообразует централизованные и воздействует на формирование децентрализованныхфондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных нагосударственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью дляпроцветания любого государства его “сбалансированного” государственногобюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при егоформировании, в частности дефицит государственного бюджета. Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой можно представить все многообразие подходов по регулированию экономики любого государства. 1. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношениягосударства на региональном и местном уровнях с государственными,акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением поповоду формирования и использования централизованного фонда денежныхресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти.Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешнойреализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построениябюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Региональные и местные органы государственной власти и управленияпосредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определеннуючасть перераспределяемого национального дохода, которая направляется настрого определенные цели в зависимости от разграничения функций междууровнями управления. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовойполитики государства, цели которой обуславливаются его экономическойполитикой. При этом значение государственного финансового регулированиячерез бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитыватьпроисходящие в настоящее время изменения в практике перераспределенияфинансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степениосуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должнаусиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Единствобюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетныхклассификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всехуровней и согласование принципов бюджетного процесса. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную закономдеятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению иисполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичноеперераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетнойклассификации, в которой выделяются целевые направления государственнойдеятельности, вытекающие из основных функций государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводствабюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей)и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделенияфинансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и накакие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета.Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономическогоанализа государственных расходов. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются всоответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. понаправлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям инаселению и т.д. Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затратыпо текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Онвозникает при использовании государственного кредита для покрытиябюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходовнад доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовыхсредств у населения, банков и предприятий или другого государства или умеждународных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средствдля финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещениегосударственных обязательств, и различные займы (Национального банка,коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.) В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной частибюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратныеплатежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов государственного бюджета (свыше1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможеннымипошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Среди неналоговых доходов главными являются средства полученные: от приватизации ; внешнеэкономической деятельности; реализации государственных запасов. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Налоги и сборы являются основными источниками формирования не толькогосударственного, но и региональных и местных бюджетов. Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят названиезакрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия егорасходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных заним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получилиназвание регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам властииметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы,сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые нафинансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - этофинансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежносталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит -нежелательное для государства явление. Его финансирование на основеденежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионныхсредств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицитнельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофическихсобытий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он можетбыть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложенийв развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисноготечения общественных процессов, а скорее становится следствием стремлениягосударства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественноговоспроизводства. 2.1 Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15 – 20 % всех расходов или 3 – 6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. Это подтверждают последние выборы в Конгресс США, где в центре политических дебатов был вопрос дефицита государственного бюджета. По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения, и как следствие- приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы (снижение ставки банковского процента в первую очередь), пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики. Как не печально, идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах – это перманентный диалектический политико-экономический процесс. Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицитапоказывает, что многие, процветающие сегодня страны, имели в прошломзначительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943 – 45 годы, имели дефицит государственногобюджета в размере 105 – 230 % от уровня доходов, или 50 – 70 % от расходов,или 22 – 31 % от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г., не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита. К началу 90-х годов бюджетный дефицит в расходной части бюджета СШАсоставлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии -- 15,6%, Италии --25,2%. Стихийно складывался в 1991 году дефицит бюджета СССР, он достигпочти 20,7 % валового национального продукта. Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так, высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские странытакже вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшениюфинансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширенияпроизводства. Так, по данным Конференции Британской промышленности,увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн.фунтов стерлингов в год. Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютнойобласти, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут ксокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торговогобаланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический уронв экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя кбанкротству некоторых банков. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешнорешают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов ирасходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играетмощная законодательная база, защищающая национального производителя.Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер вгосударстве. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднегопроизводителя на внутреннем рынке, и национального производителя отимпортеров (в том числе пользующихся не легитимными субсидиями), даетположительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции исоответственно налогооблагаемой прибыли (доходной части бюджета). Такженеобходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита встранах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита,анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостейсвязанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурныйдефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявитьпервопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. 2.2 Следствием бюджетных дефицитов является государственный долг.Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительныхсальдо бюджета правительства за вычетом дефицитов, которые имели место напротяжении рассматриваемого времени. Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого«скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к его появлениюприводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателейиспользуемых при составлении статей доходов, а также использованиепоследних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процессаправительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной частибюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статейпоследнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводитк накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, какувеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов поего обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджетастраны. Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, что нельзя неучитывать в качестве внутреннего Государственного долга задолженностьгосударства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платыработников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, какувеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличиватьреальный бюджетный дефицит. Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертахдефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можновыделить следующие 2 доминирующие позиции. Первая основывается на незнании экономики и поверхностном здравомсмысле. Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долгавоспринимается как знак грядущей катастрофы. Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против. Вотосновные положения второй позиции. Национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Дляпокрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям как на внутреннем,так и на внешнем рынках.. Национальный долг, с одной стороны, являетсяпассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаггосударственного заимствования). Таким образом стоимость в результатегосзаимствований не теряется. И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хроническинесбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличиягосдолга? Во-первых, необходимость обслуживания долга ограничивает возможностиправительства балансировать текущий бюджет или тратить средства,направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны,большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишьформой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходятвладельцам государственных ценных бумаг. Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существеннойальтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияетна будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаютсянедофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаютсяинвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимостькак самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом. Надо заметить, что долг, вызванный необходимостью финансированиятрансфертов, не налагает ни на кого реального прямого бремени. В-третьих, существует проблема соотношения величины государственногосектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растетгосударственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частныйсектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, несопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращенияинвестиций пострадают будущие поколения. Наиболее тягостным для будущих поколений является внешний долг, ибоего выплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданамигосударства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет странерасширить государственный сектор без урезания частного сектора. 2.3 Многие экономисты кейнсианского направления считают, что дефицитыпоследних лет оказывают стимулирующее влияние на экономику. Но кейнсианцывсе в большей степени обеспокоены тем, что эти дефициты в конечном счетевызовут инфляцию избыточного спроса. Напротив, экономисты неоклассического направления, возглавляемыеРобертом Барро из Гарварда, доказывают, что дефициты оказываютнезначительное воздействие на экономику. Они считают, что люди обычноосознают, что сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высокихналогов в будущем, для того чтобы покрыть дополнительные выплаты процентов,вызванные дефицитами. Следовательно, предполагается, что расходы в домашниххозяйствах сокращаются в ответ на рост дефицитов, то есть увеличиваютсясбережения в ожидании сокращения в будущем объема дохода после уплатыналогов, который можно было бы использовать на потребление. Посколькуувеличение частных сбережений полностью уравновешивает увеличениегосударственных заимствований, величина ставки процента не изменяется.Таким образом, удастся избежать и эффекта вытеснения, и появления торговогодефицита. Но абсолютное большинство экономистов отрицают такой взгляд, заявляявместо этого, что в 80-х годах наблюдались многочисленные и разнообразныеотрицательные последствия крупных дефицитов. Так, некоторые экономистыобъясняют биржевую панику октября 1987 г. в США в значительной степенинеспособностью государства приблизиться к решению проблемы крупногодефицита федерального бюджета. В любом случае обеспокоенность размерами дефицитов и нарастающийгосударственный долг породили многообразие предполагаемых ответных мер, Если стимулирующая фискальная политика сопровождается жесткой денежнойполитикой, которая ограничивает рост предложения денег в целях борьбы синфляцией, то именно это сочетание мер экономической политики являетсяособенно стимулирующим для роста ставок процента. Дефицитное финансированиеувеличивает спрос на деньги, в то время когда органы, регулирующие денежноеобращение, ограничивают их предложение. При финансировании своих дефицитов правительство должно выходить нарынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получениесредств. , Это подталкивает процентные ставки вверх. Рост ставок процента,в свою очередь, также имеет два важных последствия. Во-первых, он неспособствует частным инвестиционным расходам, что, конечно, есть эффектвытеснения, рассмотренный ранее. Поскольку экономика находится всостоянии, близком к полной занятости, эффект вытеснения может быть оченьзначительным. Следовательно, хотя ряд экономистов готов признать, чтократкосрочное воздействие дефицитов является стимулирующим по своемухарактеру, они высказывают опасения, что в долгосрочном плане дефицитыснизят темпы роста экономики. Это утверждение основывается на том, чтодефициты используются для финансирования оборонных расходов и расхоовгосударства на потребительские нужды за счет сокращения инвестиций вмодернизацию предприятий и оборудование. По общему мнению, дефицитысталкивают экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане. Во-вторых, более высокий уровень процента по правительственным ичастным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательнымидля иностранцев. В то время как возникший на этой основе приток иностранныхсредств может способствовать финансированию и дефицита, и частныхкапиталовложений, такой приток средств представляет собой прирост внешнегодолга. В этом случае выплата процентов и погашение долгов иностранцамвызывает сокращение будущего национального производства. Следующая проблема, связана с тем, что для того, чтобы приобрестивысокодоходные национальные ценные бумаги, иностранцы должны первоначальноприобрести национальную валюту данного государства за свою валюту. Этоувеличивает спрос на национальную валюту и увеличивает ее обменнуюценность. Такое усиление национальной валюты оказывает депрессивноевоздействие на экспорт и увеличивает импорт, приводя к неблагоприятномуторговому балансу. Так как чистый экспорт является компонентой совокупногоспроса, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее влияние наэкономику. По мере падения экспорта в экспортноориентированных отрасляхподнимется уровень безработицы. А неблагоприятный торговый балансозначает, что экспорт недостаточен для того, чтобы расплачиваться заимпорт. Эту разницу можно оплачивать: во-первых, массированными заимствованиями у частных лиц и организацийв зарубежных странах. Но в этом случае страна превращается в должника, во-вторых, большая часть таких активов, как фабрики, заводы, торговыепредприятия может быть продана иностранным инвесторам. Для того чтобырасплатиться с этими долгами и выкупить эти активы в будущем, нужно будетэкспортировать больше, чем импортировать. Другими словами, в этом случаенеобходимо будет потреблять и инвестировать меньше, чем производить. С другой стороны приток зарубежных средств увеличивает внутренниересурсы и, следовательно, помогает удержать процентные ставки на уровнеболее низком, чем они были бы без такого притока капиталов. Иначе говоря,приток иностранных средств имеет тенденцию сокращать масштабы эффектавытеснения. Подводя итог проблемам возникающим в связи с дефицитом бюджета, можноотметить что, стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как засчет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта ,вызванного дефицитом. 3.1. Ежегодно балансируемый бюджет В настоящее время экономисты выделяют три основные концепции регулирования бюджета. Ежегодно балансируемый бюджет, бюджет балансируемый на циклической основе, функциональные финансы. Ежегодно балансируемый бюджет в начале прошлого века считался основнойцелью государственных финансов в развитых капиталистических странах. Однакотакая концепция регулирования бюджета не является экономически нейтральной,она наоборот усугубляет цикличность экономики. Например, если происходитпадение производства, что приводит в свою очередь к увеличению безработицы,а следовательно и к падению налоговых поступлений, то в таком случае, чтобыне дать вырасти бюджетному дефициту необходимо либо увеличить ставкиналогов для увеличения доходной части, либо уменьшить государственныерасходы, либо применить комбинацию этих методов. Однако, эти меры по своейсути являются сдерживающими для экономики, следовательно они приведут куменьшению совокупного спроса и значит только углубят падение производства. С другой стороны такая концепция регулирования бюджета может вызыватьускорение инфляции. Если в процессе инфляции увеличиваются доходы, этоприводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений. Дляликвидации бюджетных излишков государство должно либо снизить ставкиналогов, либо увеличить государственные расходы, либо использоватькомбинацию этих методов. Все это в свою очередь приведет к усилениюинфляционного давления. На основе этих примеров видно что ежегодно балансируемый бюджетобладает основным недостатком – он усугубляет цикличность экономики. Однакоряд экономистов выступает в поддержку такого бюджета, так как по их мнениюэто дает возможность ограничить нежелательное и неэкономическое расширениегосударственного сектора. Можно сказать, что в этом случае на экономикудействует политика, так как по мнению этих экономистов, дефицит бюджетапозволяют политикам проводить популистскую политику, увеличиватьгосударственные расходы на всякие дающие им популярность среди народа цели,без принятия при этом непопулярных но сбалансированных действий поувеличению например налогов. 3.2. Бюджет балансируемый на циклической основе. Бюджет балансируемый на циклической основе как раз и предполагает борьбу с цикличностью. При этом регулирование происходит не в пределах года, а шире – в пределах цикла подъема или спада. Для того, чтобы противостоять спаду, необходимо увеличить расходы и снизить налоги, что должно привести к увеличению бюджетного дефицита. Это должно сказаться на инфляции. В процессе дальнейшего инфляционного подъема можно увеличить налоги и уменьшить государственные расходы. Доходы бюджета увеличатся и превысят расходы, возникающее при этом положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга возникшего в период спада. Таким образом, фискальные действия правительства должны создать позитивную антициклическую силу, которая даст возможность сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за несколько лет. Минусом такой концепции регулирования бюджетного дефицита являетсянеравномерность по длительности и самих циклов подъема и спада. Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемыи спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине идлительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречиес задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Длительный и глубокий спад,за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означатьпоявление большего дефицита в период спада, маленького или никакогоположительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклическогодефицита бюджета. 3.2 Функциональные финансы В соответствии с идеей функциональных финансов вопрос обалансировании бюджета - на ежегодной или на циклической основе -второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов являетсяобеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансированиеэкономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождаетсяустойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающимгосударственным долгом - пусть будет так. В соответствии с даннойконцепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками,малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативамипродолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджетявляется - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержаниямакроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идяна введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответтем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов,к которым может привести проведение политики функциональных финансов, еесторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая систематакова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мереускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровнеправительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемовравновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться (см. рис. 1). Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создаватьденьги возможность правительства финансировать дефицит практическибезгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большимгосударственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чемполагает большинство людей. 5. Как рассматривалось ранее величина дефицита бюджета , аследовательно и зависящие от нее негативные или позитивные для экономикипоследствия во многом зависят и от фискальной политики государства. Вфискальной политике существует ряд налогов которые меняются автоматически взависимости от величины доходов. По определению – автоматическийстабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицитабюджета в период спада и увеличивать положительное сальдо в период инфляциибез необходимости принятия каких-либо шагов со стороны политиков. Сложностьсостоит в том, что в реальной жизни расходную часть сокращать не толькодостаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономическойточки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; сполитической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишьмалая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этомгоду. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранеепрограмм, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразныхфедеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статейрасходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики,эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения встране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статьеувеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике нехватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме.Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая темсамым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматическиестабилизаторы[1] имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходныйналог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет взависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и,соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает ростпокупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительныепредпосылки к возникновению инфляции. Таким образом автоматическиестабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматическиизменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону,например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают флуктуациикривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабоконтролируемые изменения величин макроэкономических показателей. 5. Балансирование бюджета и инфляция . При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита., а при данной величине бюджетного излишка егодефляционное влияние зависит от того , как он будет ликвидироваться.Способы финансирования дефицита;1. Займы у населения.2. Создание денег. 1.Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предприятиями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновестного уровня процентной ставки. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению ставки процента, а так как инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента, то таким образом будут уменьшаться некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. 2.Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Государственные расходы могут увеличиваться , не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, мы приходим к выводу, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов. Действия государства в случае профицита бюджета. Вызванная избыточным спросом инфляция требует фискальных действий со стороны правительства, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. В этом случае возможны следующие действия. 1. Погашение долга 2. Изъятие из обращения свободных средств. 1.Правительство может использовать дополнительные средства, для выкупа своих долговых обязательств. Однако , эта мера может снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая долговые обязательства у населения , правительство передает свои избыточные поступления обратно на финансовый рынок , вызывая таким образом падение ставки процента и стимулируя соответственно инвестиции и потребление. 2. Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм , приостановив их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока расходов и доходов. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. То есть эти средства не создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Исходя из этого можно сделать вывод , что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга. Заключение Сущность государственного бюджета любой страны определяется еесоциально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемоймеждународной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночнымиотношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многихстран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самоймощной и экономически развитой страны в мире. Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли вбюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ееоценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетногодефицита. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран сразвитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными.Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения,динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективнымимеждународными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах)не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долгжили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотясправедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию ксокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Так, например,в США в 1992 году дефицит бюджета составлял 4.9 % к ВВП. Принятие продуманных законов направленных на поддержаниенационального производителя и развитие производства в целом, а так жеразработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий ксбалансированному бюджету государства. . Литература 1. Schiller, Bradley R., The macroeconomy today, 1991, The AmericanUniversity p 498 2 Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 19953.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело,1997 4. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист»№1, 1998-----------------------




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине
Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и пути его преодоления

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и методы его снижения

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и связанные с этим проблемы

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит: причины, последствия, методы регулирования

Бюджетный дефицит iconБюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике

Бюджетный дефицит iconВыпускная квалификационная работа
На тему: «Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия» Руководитель В. А. Суровнева Рецензент Е. Б. Селиванов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы