Ильин И. А icon

Ильин И. А



НазваниеИльин И. А
Дата конвертации23.07.2012
Размер202,59 Kb.
ТипРеферат
Ильин И.А.


П Л А Н. Введение. 1. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина. 2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе И.А. Ильина “Аксиомы религиозного опыта”). Заключение. Сноски и примечания. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиознымиверованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этотопыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческогоотношения : верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовнойсистеме и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять,углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественныхпотребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов икомпромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно,из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это ипроисходит с современным человечеством : у него остались догматы, учения иобряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность иискренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной ижизненной силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим ивоинствующим безбожием. Современное человечество богато “православными“,“католиками” и “протестантами”, им христианство чуждо и непонятно. А телюди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, онилишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И этасвоеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньшетревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовногорелигиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернутьсясначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущейрелигиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобызатем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующиевыводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначевидели, по иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и нетак строили свою жизнь. Их верование прежде всего было цельно : целостноохватывало их существо, и целостно определяло их действия. А целостностьверы есть аксиома подлинного религиозного опыта. Я считаю, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, ведь жизньчеловека потерявшего веру теряет всякий смысл. И сейчас предпринимаютсяпопытки решения этой проблемы. Такие философы как И. Смирнов, В. Ю.Верещагин, Н. П. Полторацкий в своих работах обращаются к наследию ИванаАлександровича Ильина, пытаются воскресить его идеи, взгляды и убеждения.Но несмотря на все это, степень разработки данной проблемы крайне низка.Этот вопрос мало освещен в работах современных философов, а об авторе, т.е. И. А Ильине, о человеке, который является по сути последним защитникомчистоты православия, отстаивавшего право народа на самобытное национальноесознание. На сегодняшний день просто забывают. Поэтому основная цель моей работы - философски обсудить проблемуправославия религии, как одной из основных черт русского национальногохарактера, выделенную И.А. Ильиным. Задачи, которые я перед собой ставлю :Представить И. А. Ильина как православного философа и мыслителя на основеисторико - биографического анализа его творчества.Дать характеристику истинной религии по произведению И.А.Ильина “Аксиомырелигиозного опыта”. 1. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, правовед,Литературный критик, православный мыслитель родился 28 марта 1883 года впотомственной дворянской семье. Отец Ильина - Александр Иванович,губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебнойпалаты ; дед - Иван Иванович полковник, служил начальником кремлевскогодворца. Мать Ильина - Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Дед поматери - Юлиус Швейкерг был коллежским советником. Таковы русская инемецкая ветви рода Ильина. С детства на формирование личности исследователя и мыслителя оказываливоздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье.Впоследствии, в тяжелые минуты жизни, Ильин нередко обращался как бы ищасовета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получалтребуемую духовную поддержку. С детской поры закладывались в сознанииребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию,представления об основах духовности. Росло понимание, что овладениесвободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души идвижение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепкое сознание, чтодуховность есть ключ к истинному счастью. Ильин родился в Москве, вырос в этом городе, с юности впитывал егодивные природные, исторические и религиозные ароматы. Глубоко воспринял оннеиследуемые и неописанные влияния национальной истории, религиозныхсокровищ древней русской столицы. Навсегда он и остался москвичом, русскимчеловеком, чья судьба неотъемлема от Москвы. Учился Иван Александрович легко и успешно. В 1901 году окончив сзолотой медалью знаменитую Первую московскую гимназию, он поступает вуниверситет на юридический факультет. В этот период Ильина интересуютфилософские и государственные вопросы. Он пытается разобраться в философииКанта, в его взглядах на таинственную, а потому особенно притягательную“вещь в себе” . В 1906 году Иван Александрович оканчивает высшее учебноезаведение России с получением кандидатской степени и остается при кафедреэнциклопедии права и истории философии права для подготовки кпрофессорскому званию. За три года он написал 6 работ : “О научении ФихтеСтаршего” издания 1794 года ; “Учение Шеллинга об Абсолютном” ; “Идеиконкретного и абстрактного в теории познания Гегеля” ; “Идеи общей воли уЖан Жака Руссо” ; “Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fydei”; “Проблема метода в современной юриспруденции”. В 1909 году И. А. Ильин сдал магистерские экзамены, прочитал двеиспытательные лекции - и только после этого был утвержден в звании приват -доцента юридического факультета. С этого года начинается егопреподавательская деятельность. Затем Ильин проводит два года в научнойкомандировке за границей. В основном она прошла в знаменитых университетахГермании - в Гейдельберге , Фрайбурге, Берлине . Побывал он и в Париже, вцитадели французского просвещения Сорбоне. Вернувшись в 1912 году народину, Иван Александрович погружается в активную педагогическуюдеятельность и не оставляет ее вплоть до своего изгнания в 1922 году. 1918 год знаменателен для Ильина публичной защитой магистерскойдиссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”,по итогам которой соискателю единогласно Ученым советом были присужденысразу обе степени - магистра и доктора государственных наук. Научный иобщественный авторитет Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе. Ноего научная работа, общение со студентами выходили из общего процесса ломкии переустройства общества в условиях свершившийся революции ; власть ненуждалась в таком правоведе. Их не устраивали не только научные воззренияфилософа и юриста - неприемлемы были его идеологические взгляды иполитическая позиция. Иван Александрович Ильин был убежденным и активнымпротивником большевиков, это и послужило основанием для неоднократныхрепрессивных мер против ученого. За четыре с половиной года его брали подстражу шесть раз. Последний арест - приговор по 58 - й статье УК РСФСР красстрелу, но в последний момент смертная казнь была заменена пожизненнымизгнанием из Отечества. Так, в октябре 1922 года Ильин оказался в Германии. Началась перваяполовина его эмигрантской жизни. Иван Александрович стал одним изоснователей Русского научного института в Берлине (1923 г.), где работалпрофессором до июня 1934 года, а в 1923 - 24 г.г там же исполнялобязанности декана юридического факультета. В 1924 году его избираютчленом - корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.Одновременно И. А. Ильин выступал с многочисленными публичными лекциями повсей Европе - Франция, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия,Эстония и другие страны. Ширился круг научно - познавательных интересов. Стараясь осмыслитьпроисходящее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изученииреальных исторических процессов, подвергая скурпелезному анализуэкономические, государственные системы прошлого, но не менее настойчивостремится проникнуть в природу философии, экономику, истоки и механизмыморали. Ученый исходил из того, “что кризис, приведший Россию кпорабощению, унижению, мученичеству к вымиранию”, был в основе своей непросто “политический и не только хозяйственный, а духовный”. В эти годы И. А. Ильин пишет свои лучшие произведения, посвященныеширочайшему кругу вопросов из области философии, права, истории,литературы. Однако и в Германии история брала свое. К власти пришлинацисты. Ильина изгоняют из Русского института, запрещают ему всякиепубличные выступления, не допускают издания его статей и книг,конфисковывают печатные работы. Помимо духовного насилия нацисты прибегли ик другим инквизиторским средствам : семью ученого фактически обрекают наголодную смерть. Усиливаются преследования, доносы нагнетают атмосферузлобности и подозрительности. Вновь замаячила вероятность арестов,реальной угрозой стала тюрьма или концлагерь. Летом 1938 года с помощью друзей И. А. Ильин покидает Германию инаправляется в Швейцарию, где он и проводит последние шестнадцать лет,читая публичные лекции и работая над реализацией своих научных замыслов.Умер И. А. Ильин в пригороде Цюриха - Цоликоне 21 декабря 1954 года ввозрасте 71 года. Таковы скучные строчки биографии великого философа, патриота, всю своюжизнь посвятившего одной единственной любви - России, её возрождению.“Теперь мне 65 лет, - писал И. А. Ильин, - я подвожу итоги и пишу книгуза книгой. Часть их я напечатал по-немецки., но с тем, чтобы претворитьнаписанное по - русски. Ныне пишу только по - русски. Пишу и откладываю -одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам.Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет.И мое единственное утешение вот в чем : если мои книги нужны России, тоГосподь убережет их от гибели ; а если они не нужны ни Богу, ни России, тоони не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России”. Философский взгляд на мир, глубокое понимание диалектики особенного ивсеобщего составляют определенную черту личности И. А. Ильина.Исповедуемый им философский подход оказывал существенное воздействие на всестороны его творчества. Доскональное знание истории философии, осознание еероли в становлении общества, воспитании человека придавали исключительноесвоеобразие раскрытию им фундаментальных проблем общественного устройства,духовной жизни людей, неуходящего влияния истории на современность. Для уяснения философских позиций Ильина важно отметитьосновополагающее обстоятельство, без которого образ философа будет неверен.И. А. Ильин последовательный проводник и проповедник идей русскогоправославия. Его философия религии обращена на познание путей духовнойсвободы, укрепления личности посредством сердечного созерцания исозерцающей любви. Основные его труды : “Религиозный смысл философии. Триречи” (1924), “О сопротивлению злу силою” (1925), “Путь духовногообновления” (1935), “Основы христианской культуры” (1937), “Аксиомырелигиозного опыта”(1953), “Путь к очевидности” (1957). Всем своим творчеством философ подтвердил верность традициям русскойкультуры, подняв собственное религиозно - философское постижение жизни навысочайший уровень духовности. Требование конкретности, поиск очевидностиИльин воплотил в каждой своей работе. Все они способствуют углубленномупониманию тех или иных периодов творческой истории, намечают перспективывыхода из трагических тупиков социального процесса. Одно из важных и первоочередных направлений исследований Ильинаявляется философия религии. Эта область постижения основ бытия ичеловеческой истории на долгие годы была исключена из духовной жизнисоветских людей. И на этом удручающем фоне беспамятства и забвения истоковнародной жизни религиозно - философские труды И. А. Ильина призванывосполнить серьезнейший пробел в отечественной культуре. Его религиозныеисследования привлекают внимание своей неординарностью и самобытностью,имеют национальный характер и последовательную линию на осмысление иразвитие идеи православия. И. А. Ильин был убежден, что отечественная религиозная философиядолжна пересмотреть свое призвание, уточнить свой предмет и метод в свете“всех пережитых блужданий и крушений”, добиваясь “ясности, честности ижизненности”. Он считал, что русская религиозная философия должна отойти отподражания западным образцам. Ей более пристало - не выдумывать икопировать, а обратиться к глубинам национального духовного опыта, стать“убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности”. Обновление ирассвет русской религиозной философии И. А. Ильин связывал с отказом отпраздного умозрительного и соблазнительного абстрактного, а фактическиумозрительного конструирования. Только на этом пути философская мысльсможет дать русскому народу, человечеству в целом “что - нибудьзначительное, верное и глубокое”. В ином случае она “окажется мертвым иненужным грузом в истории русской культуры”. Интерес к философии религии у А. И. Ильина сформировался рано исохранялся на протяжении всей его жизни. В его произведениях обсуждаютсявечные вопросы веры, ее истоков, путей формирования. Можно сказать, что ниодно сочинение философа не обошлось без обращения к проблемам религии,духовности. Он пользовался каждой возможностью выявить и указать их место вчеловеческой жизни. Работа Ильина “Аксиомы религиозного опыта” посвящена описаниюприроды духовной религиозности как внутренней направленности человеческойдуши и человеческой культуры, приобретающей высшее измерение, значение иценность. Этот труд по особому дорог автору. Он посвятил его своей жене -Наталии Николаевне Ильиной, верному и преданному сотруднику по бесприютнойжизни, помощнице, любимой. Двухтомное сочинение было опубликовано незадолгодо конца автора. Работа над ним продолжалась более 30 лет. А началась она в 1919году, когда философ поставил перед собой задачу, исходя из того, что“целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта”, попыталсяобнаружить наличие других подобных аксиом и выявить, в чем они состоят. И. А. Ильин отказывается от анализа нескончаемого по сути, рядачеловеческих предрассудков, страхов и суеверий , блужданий и заблуждений.Он обращается к духовно - здравому, сущему и подлинному религиозному опыту.На передний план в его работе выступает понятие духовности . Рассуждая о“духе”, “одухотворенности”, “духовной религиозности”, Иван Александровичимеет в виду не какие - либо метафизические теории, не Дух Божий, а именночеловеческую духовность - ту внутреннюю направленность и соответствующую ейжизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуревысшее измерение, высшее значение и ценность. В этом произведении Ильин пытался вскрыть и показать природурелигиозной духовности. “Поэтому, - замечает он, - я искал эти аксиомыименно в духовной религиозности и должен был признать, что чем духовнеечеловеческая вера, тем полнее соблюдаются в ней находимые мною аксиомы ; идалее, что во всех явлениях слепо - инстинктивной, больной или извращеннойрелигиозности можно с ясностью проследить и установить, как недуховностьили даже противодуховность угашала аксиоматические основы религиозногоопыта и как от этого искажалась самая человеческая религия в ее молитвах,учениях и обрядах: заблудший личный опыт создавал химеру вместо догмата,механически - мертвенную или прямо кощунственную молитву, уродливые илидаже чудовищные обряды и безнравственную “церковную практику” Таким образом, изучая биографические данные жизненного пути И. А.Ильина, я пришел к выводу, что : 1. несмотря на все трудности, которые возникали на пути этоговыдающегося человека, он не утратил любви к своей Родине, своему народу.Эта любовь постоянно жила в его душе, и нашла свое выражение в работахвеликого мыслителя и философа. 2. говоря о творческом пути Ильина можно сказать, что в своемфилософском творчестве он затронул и раскрыл многие сложнейшие проблемыпознания и самосознания, проанализировал пути возникновения и разрешениясоциальных конфликтов, но одно из важных направлений его исследованийявляется философия религии. В этих исследованиях он говорит о том, чтопришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности,исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающем своюудостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно - искренней,ведущей человека через смирение к единению с Богом. И все это помогает нам представить Ивана Александровича Ильина, какправославного мыслителя и философа. 2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе И. А. Ильина “Аксиомы религиозного опыта” ) Что же такое религиозная вера ? Религиозная вера предполагает, преждевсего, духовное внимание. Вера - это доверие к показаниям духовного опыта -преимущественно перед субъективными душевными впечатлениями и передчувственными наблюдениями, регистрируемые рассудком. Дух имеет свой опыт,вынашиваемый особыми внутренними опытами человека. Эти опыты требуют от насособой культуры из за то даст нам свою достоверность и очевидность, котораяможет и не согласоваться с мнимой достоверностью лично - душевногопроисхождения и с шатко - условной очевидностью чувственных вещей. И вот,доверие к этой духовной достоверности и к этой духовной очевидности и естьто, с чего начинается религиозная вера. Человек, лишенный духовного опытаили не считающийся с ним , не будет иметь веры. Человек, имеющий духовныйопыт, но не дошедший в нем до настоящей достоверности и очевидности, -увязнет в рассудочных сомнениях и не дойдет до веры. Таким образом, Ильинговорит о том, что для веры необходима духовная очевидность, необходимпрежде всего, духовный опыт : нужно жить духовными актами, пребывать вних, наполнять их своей душой, строить себя ими, полагать их в основусвоего бытия. От этого образуется некоторое внутреннее отточенное“зрение”, направленное к Совершенству ; это зрение откроет человекудуховные Предметы, в которых он удостоверится даже до несомненности. И лишьтогда он начнет доверять духовному опыту и этим Предметам -преимущественно перед другими источниками недуховного опыта и вера егоприобретает настоящую силу. Вера и религия суть явления духовной свободы ; и каждый человекпризван свободно восхотеть божественного, свободно уверовать и свободнопредаться Богу. В этом сущность религиозной автономии. Нестесненное,добровольное приятие составляет самую существенную черту или “форму”религиозности потому, что она является актом любви, действием “сердца” ; а “сердце” есть свободнейшая из сил человеческого духа, не терпящая ниповелений, ни запретов. Религиозная вера горит всей своей силой и совершаетвсе свое призвание только тогда, когда она есть проявление свободной любвик безусловному Совершенству, - любви, нашедшей в Боге свой истинныйПредмет и свой неиссякаемый источник. По словам автора, любить Совершенство - значить желать его,сосредотачиваться на нем, вживаться в него, созерцать его и вследствииэтого узнавать и принимать его как реальный центр личной жизни. И поэтому воснове каждой настоящей веры лежит свободное принятие бога горениемискренней любви. Из этого можно сделать вывод, что настоящая духовнаярелигиозность вырастает из свободной и вдохновенной любви человека кСовершенству. “ любовь к совершенству”” - это совсем не пустое выражение. Эта живаяреальность и величайшая движущая сила человеческого духа и человеческойистории. Все основатели великих духовных религий - Конфуций, Лао - Цзя,Будда, Моисей были движимые этим чувством. А христианину достаточнораскрыть Евангелие и начать чтение его для того, чтобы убедиться, что всеобращавшиеся ко Христу верою, узнавали его лучом этого чувства. Строить религию можно только на духовной свободе. Строить ее же настрахе значит исключить из нее начало духа, призванного к преодолениюстраха. Ведь страх - это чисто отрицательное движение души, и построенныйна нем религиозный акт ведет по ложным путям. Примером является религияпервобытных людей. Но не следует понимать религию, как выспрашивание себе у бога земногоблагополучия. Сама сущность такого выспрашивания полагает всю тяжестьотношения человека к Богу на личный интерес просящего : человек обращаетсяк богу своей “корыстью”. Все иные, более бескорыстные, духовные,возвышенные и углубленные мотивы, - любовь, созерцание, радость,благодарение “за все”, очищение, восхождение к совершенству, восприятиеблагодати, Единение, отступают или исчезают совсем ; и “слишкомчеловеческое” становится мерой человеческого опыта. Если рассматриватьмолитву господию, то “Отче наш” мы увидим, что она содержит рядпрошений, но все “просьбы” покрыты принятием воли Божьей, а единственноепрошение, с виду относящееся к “земным богам” (о хлебе насущном) , приточном рассмотрении греческого первоисточника, имеет в виду “хлебнасущный”, т. е. свыше исходящий, и разумеет питание духовное. Вот почемулюди тонкого и глубокого религиозного опыта, просят только о такой помощи,которая необходима не для личного счастья, а для осуществления Божьего делана земле ; они просят только о том , что лежит за пределами их личных сил,напряженных и использованных до последней степени ; и просят о ней толькотогда, когда знают себя, идущими по правому пути ; в остальном же просяттолько о дарах духа и любви ... Неверным путем идет человек, который добивается в жизни магическойвласти и думает прийти к этому на путях религиозного опыта. Магия и религияне одно и тоже. Они различны и тогда, когда в магии появляются элементырелигиозные, а в религии - магические элементы. Магия ищет не Бога и не живого отношения к Нему : она ищет могущества; и не - Бога всемогущего, созерцаемого в смирении и преклонении, абогоравного могущества для человека, протягивающего руку к власти - отгордости и самовозвеличения. Поэтому магия есть действие не религиозное,которые не ищутся им что бы то ни стоило и на любых путях, и не являются сего стороны предметом демонического посягательства. По ложному пути идут и те, которые считают земной человеческий разумили волю - за первое, основное и ведущее начало религиозного опыта.Категории рассудка становятся мерой религиозного созерцания, но ведь уже впределах обычного эмпирического мира человеческое мышление всегда отстаетот бытия, оно улавливает лишь ничтожную часть его и никогда не исчерпываетего. А ведь дух познается и удостоверяется живым духовным опытом, а неотвлеченными рассуждением духовного бескрылого и беспомощного “ума”. Что же касается воли, то на самом деле религиозный опыт не может бытьприобретен решением и усилием пустой воли. Ибо воля, сама по себе, -сильна, но слепа, определительна, но произвольна ; сосредотачивающая, но нелюбовна ; упорна, но не разумна. Она способна держать и вести, но не знает,куда и во имя чего. И если она становится началом религии, то она конечноможет создать власть и выковать дисциплину, особенно при помощи страха иугроз, но власть эта окажется орудием земной похоти, а дисциплина -черствым и греховным орудием властолюбия. Сама по себе воля способна толькок произвольному решению, а религия произволом не создается. Воля призванаподчиняться опыту духа - и - сердца - и созерцанию - и совести сразу. Ибоволя без духа - страшна,, греховна и безбожна ; воля без сердца - черства ипроизвольна ; воля без совести - изворотлива и цинична ; воля безсозерцания - слепа и сокрушительна ; воля без разума темна и жадна. Ивыросший из неё “религиозный” опыт гибелен. Наконец, по ложному путиидут те, которые пытаются строить религию на слепом, гипнотическомподчинении человека человеку в вопросах веры и религии. Духовный опыттребует постоянного душевного очищения и многих творческих усилий; онтребует от человека любви, воли, духовного “вкуса”, характера, выдержки иупражнения. Настоящая религиозная вера - духовна, и покоится на свободном ицелостном приятии веруемого содержания. Такое приятие даётся тольконевынужденной, органически свободно расцветающей любви к Совершенству;любовь же есть сила, не поддающаяся предписанию и не угасающая по запрету..Корень, питающий веру человека, должен быть заложен в нём самом, а не вдругом. Религиозность состоит в том, что личный дух имеет в самом себелюбовь к Богу, а следовательно, инициативу и основание своей веры. Человекпризван свободно восхотеть Бога, выносить в себе соответствующуюпотребность, жажду и любовь, и окрепшей любовью осуществить свойрелигиозный опыт и свою веру. Иначе религия превратиться из искреннегосостояния в лицемерное; цельность исчезает, половинчатое станет слабым,достойное - недостойным, и свободный человек станет рабом своегосочеловека. Только то составляет силу духа и силу религиозной веры, чтововлекает в них человека добровольно и цельно, заставляя его свободнопредаваться им и присутствовать в своей вере и в веруемом содержании всейсвоей силой. А такова именно свободная духовная любовь. Человек призванбыть в религии свободным сыном Бога, а не покорным рабом человека. Религия человека не сводится к любви, и не исчерпывается ей: онавовлекает всего человека - и созерцает и волю, и лишение, и все акты духа,и все действия человека, и всю его жизнь. Но она родится из любви, онарешается любовью и без любви невозможна. Религиозное откровение должно быть воспринято сердцем и сердечнымсозерцанием. И если это свершилось, то человек будет иметь религиозныйопыт. Религия живёт огнём чувства и невозможна без него. А раз этот огоньгорит, то он рано или поздно откроет человеку взор для религиозных событий,вразумит его мысль для богословского учения и научит его личной и церковнойдисциплине. Таково значение сердца в составе религии. Религиозный опыт родится в одухотворённом сердце, - в виде любви кБогу. Любимое должно быть подлинно узрено, - духовным созерцанием. Разумпризван помогать сердцу и созерцанию, - присущим ему чувствампознавательной ответственности, тягой к трезвению и очищению; разум обещаетрелигиозному опыту свою созерцательную мысль и “№умную” любовь к Богу. Воляпризвана принять всё это богатство духа к ограждению, закреплению иосуществлению. А сила чувственных состояний и восприятий должна датьрадость этому осуществлению, развёртывая жизнь человека в великий Божийсад, в сад духовной культуры... Самым драгоценным и могучим религиозным актом является сердечноесозерцание. Когда человеческая любовь пополняется священным жизненнымсодержанием, которым действительно стоит жить, и за которое стоит боротьсяи умереть, то она сказывается духовной любовью. Она овладевает человеческимвоображением, чтобы прожечь и очистить его, чтобы сообщить ему прочноеукоренение и достойный предлог, тогда человек приобретает дар сердечногосозерцания, - новый акт, - дивный орган восприятия и опыта, подъемлющий иокрыляющий душу. Этот акт и есть важнейший в составе религиозного опыта. Его можнообозначить как “сердечное созерцание” или просто как “созерцание”.Созерцание означает духовное рассматривание и духовное Видение, способноевоспринимать и чувственные и нечувственные предметы, но очищающие исимволически углубляющие чувственный взор человека. Такое пониманиесозерцания ещё раз нам доказывает, что воспринять бога, “принять” Его,уверовать в Него и предаться Ему, можно только силой цельного сердечногосозерцания. Никакое рассуждение, никакое доказательство, никакое волевоерешение подавить в себе всё сомнение и заставить себя веровать - не могутзаменить сердечного созерцания. Ибо вера достаётся через вчувствование вдуховное Совершенство, - вчувствование, удостоверяющее даже вопреки всякимрассудочным противо-доказательствам” и вносящее в душу цельность,недоступную ни для какой волевой дисциплины. Все акты человека обновляются, очищаются и углубляются от участияэтой драгоценной духовной силы. Все сферы жизни заживают новымисодержаниями: воспитание, дружба, преподавание, брак, семья, врачевание,служба, суд, воинское дело, политика, хозяйство - все приемлет дарырелигиозного обновления, в которых так настоятельно нуждается современнаякультура человечества. Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы: Земнаялюбовь находит свой смысл как цельное выражение духовной близости. Страхоблагораживается и становится сердечным благоговением перед Богом. Человекнаучается просящей молитвы и постигает с ясностью, о чём можно просить Богаи о чём нельзя. Магия перестаёт быть соблазнительной, потому что человекнаучается смирению и чувствует себя уже получившим не по заслугам - и силудуха, и власть сердца. А акт сердечного созерцания важнейшим в составерелигиозного опыта. З А К Л Ю Ч Е Н И Е. Таким образом, познакомившись с творчеством этого поистиневыдающегося мыслителя и философа, я пришла к выводу, что он был человеком,для которого будущее России не безразлично, не безразлично духовная жизньнарода и не важно, признан ли он или отвергнут. Вопрос о сущности и условиях возникновения религиозного опыта иорганически связанного с ним чувства нравственной ответственности, занимаетцентральное место в философском творчестве Ивана Александровича Ильина. Издесь автор говорит о том, что жизнь без веры превращается в существование.Человек по своей природе должен быть религиозным. И в наше время каждыйрелигиозный человек должен быть готов к тому, что другие люди самыхразличных религий и исповеданий, и особенно вовсе неверующие, спросят егооб источниках и основаниях его веры, ибо мы живём в такую эпоху, когдаисточники являются, по видимому, ”деструктивными” - и эти основанияотвергнуты и поруганы. Основанием всякой религиозной веры является личныйрелигиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опытеОткровение. Перед своим религиозным опытом современный человек не имеетправа стоять в беспомощности и недоумении: он должен активно и ответственностроить его и владеть им, как верным путём, ведущим к Богу; он должензнать, куда он идёт, как он ориентируется в тумане разноверия и соблазнов,каков его путь и почему он считает свой путь верным; он должен уметьотзываться на вопросы затруднённых и беспомощных и спешить им на помощь.Иными словами, он должен владеть своим религиозным актом, чтобы защищатьего от соблазнов и покушений, и чтобы помогать другим, ещё не выносившимсвоего религиозного опыта. И самым драгоценным и могучим религиозным актомявляется сердечное созерцание, а оно в свою очередь является важнейшим всоставе религиозного опыта. Познакомившись с идеями и взглядами Ивана Александровича Ильина, япришла к выводу, что его теория истинной религиозности - это как раз то,что на сегоднящий день недостаёт нашему народу. Я целиком и полностью согласна с его позицией о возвращении к истокамрелигиозности, ведь для того, чтобы религиозный опыт был целостным, надопроследить этапы его становления не потеряв ни одной составляющей единицы,иначе можно потерять его целостность. Я считаю, что особенность творчества Ильина заключается в том, что онвсегда не навязывал своих точек зрения, и всю свою любовь и преданностьРодине он выразил в своих произведениях, которые написал для своего народа,народа живущего на его Родине. И в заключении своей работы мне ещё раз хочется подчеркнуть, что вплеяде выдающихся русских мыслителей XX столетия видное место принадлежитИвану Александровичу Ильину - философу, политическому мыслителю ипублицисту, - человеку, у которого есть чему поучиться и нынешнему ибудущему поколению. СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 22 “О молитве” с. 345-363. 2. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993,гл. 13 “Религиозный смысл пошлости” с. 207-223,гл. 14 “О вырождении религиозного опыта” с. 223-239,гл. 15 “О религиозном очищении” с. 241-256. 3. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 18 “О религиозной цельности” с. 289-301. Л И Т Е Р А Т У Р А. 1. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, с. 94-107, с. 3-33. 2. Лосский Н.О. “История русской философии” М:Высшая школа:1991, с.495-498. 3. “Проблемы самобытности России в творчестве И.А. Ильина” Ростов-на-Дону:РВШ МВД РФ:1995, с. 5-11, с. 78-79. 4. “Русская Идея”/составитель и автор вступительной статьи М.А.Маслин/ М:Республика:1992, с.429-443. 5. “Философский словарь” под редакцией И.П. Фролова. 6-е изд., переработанное и дополненное. М:Политиздат:1991. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ РОСТОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН Реферат по философии : “Религиозная философия И. А. Ильина” Соискатель РВШ МВД Российской Федерации подполковник милиции Глебов Г. В. Научный руководитель : Доктор философских наук, профессор подполковникмилиции Верещагин В. Ю. г. Ростов - на - Дону 1997 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ильин И. А iconИльин А. Ю
Иван Александрович Ильин был свидетелем и участником событий, приведших в начале 20 века к исчезновению Российской империи, полному...
Ильин И. А iconА. Ю. Ильин И. А. Ильин о политическом развитии России
Политическое развитие России в ХХ столетии можно рассматривать с двух позиций: преемственности и прерывности. Преемственность характеризуется...
Ильин И. А iconА. Ю. Ильин И. А. Ильин о политическом развитии России
Политическое развитие России в ХХ столетии можно рассматривать с двух позиций: преемственности и прерывности. Преемственность характеризуется...
Ильин И. А iconИльин А. Ю
Социальность, как стремление к справедливости и братству, писал И. А. Ильин, в своей основе имеет духовный и даже мистический характер....
Ильин И. А iconИльин А. Ю. О причинах политического кризиса в России начала XX века по работам И. А. Ильина
Иван Александрович Ильин был свидетелем и участником событий, приведших в начале 20 века к исчезновению Российской империи, полному...
Ильин И. А iconИльин А. Ю. Причины разложения духовных основ государственности в советской России
Социальность, как стремление к справедливости и братству, писал И. А. Ильин, в своей основе имеет духовный и даже мистический характер....
Ильин И. А icon2006 Ильин А. Ю. Мировоззренческие и методологические основы политической философии И. А. Ильина
Определяя важнейшие задачи, стоящие перед страной, размышляя над способами их решения, русский ученый, философ, правовед, мыслитель...
Ильин И. А iconНаучная работа на кафедре: Статьи и доклады ( Прочее ) ( А. П. Ильин, Г. Г. Савельев, Н. Ф. Стась, В. Н. Лисецкий ). 1П1 Материалы о кафедре и её сотрудниках в сми (
П1 Научная работа на кафедре: Статьи и доклады (Прочее) (А. П. Ильин, Г. Г. Савельев, Н. Ф. Стась, В. Н. Лисецкий)
Ильин И. А iconВестник тгпи №8 ● 2007
Алемасова Н. В., Ильин Ф. Е., Кобелева Е. И. Экологическое состояние поверхностных и грунтовых вод Тюменской
Ильин И. А iconА. п ильин "31 августа" 2009 г. Дисциплина Химия Вид учебной работы Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы