Рабочая программа дисциплины (модуля) icon

Рабочая программа дисциплины (модуля)



НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
страница1/3
Дата конвертации29.07.2012
Размер451,15 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра криминалистики и судебных экспертиз


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»


Направление подготовки

030900 Юриспруденция


Профиль подготовки

030910,030911, 030912. 030913


Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

очная


Составитель рабочей программы

Сараева Ф.К


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 9 от 30.03.2011


Ижевск 2011

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представляющий собой совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации.


Составитель рабочей программы

Сараева Ф.К.


1.Цель и задачи освоения дисциплины


Дисциплина изучается на основе и в тесной связи с учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла раскрывающими конфликтологические аспекты в правовой, управленческой и педагогической сферах.


Целью освоения дисциплины Конфликтология является: формирование базовых представлениях о конфликте как социальном явлении, его природе и механизмах возникновения, развитая и завершения конфликтов; приобретение необходимых знаний, навыков и умения управления конфликтами для успешного осуществления нормотворческой, правоприменительной, педагогической, правоохранительной, экспертно-консультационной, профессиональной деятельности.


Задачи освоения дисциплины:

- систематизация междисцип­линарных конфликтологических представлений студентов,

- формирование навыков анализа, моделирования развитие конфликтной ситуации, применения на практике методы и приемы профилактики, управления и разрешения конфликтов.

- совершенствование умения студентов самостоятельно осваивать прикладные конфликтологические знания для работы к конкретной сфере юридической практики.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина входит в цикл ГСЭ., профессиональная часть.ООП бакалавриата.

Дисциплина адресована студентам бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, 1 год обучения.


Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению Профессиональной этики, Безопасности жизнедеятельности в цикле ГСЭ (базовая и вариативная части), Гражданского права, Трудового права, Уголовного права, Административного права, Экологического права, Международного права, Криминалистики в профессиональном цикле базовой и вариативной части ООП.

Программа дисциплины построена в виде последовательного изложения теоретического материала, закрепляемого на практических занятиях.

Основу курса составляют 3 модуля.

Модуль 1. Теоретически основы и методы конфликтологии.

Модуль 2. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия. Внутриличностные конфликты.

Модуль 3. Технология предупреждения и управления конфликтами.


3.Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины.


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

-способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-10);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

- о природе конфликта, научных основах междисциплинарного подхода к изучению конфликта;

- о причинах различных социальных конфликтов и особенности их протекания

- о закономерностях конфликтного и неконфликтного поведения;

-о истории медиации как методе альтернативного разрешения споров и его правовом регулировании в России и в зарубежных странах.

- о возможностях управления нестандартной ситуацией и оказания позитивного влияния на окружающих.

  • Уметь:

- распознавать модели поведения, закономерно приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства;

- прогнозировать развитие внутри и межкорпоративных конфликтных ситуаций;

- предупреждать появление нежелательных конфликтов;

- выбирать наиболее эффективную тактику поведения в нестандартной ситуации.


  • Владеть:

- навыками научного анализа конфликтов различных уровней;

- навыками позитивного влияния на партнеров и успешного ведения переговоров;

-навыками постановки управленческих целей и их эффективного достижения;

- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения конфликтности;

- навыками неконфликтного поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета;

- навыками управления эмоциональными переживаниями;

- навыками профилактики, управления, конструктивного подхода к разрешению конфликтов;

- навыками поведения в стрессовой ситуации.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.





п/п


Разделы, темы
дисциплины


Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.

1

2

3

4

5




Семестр 1

1.

Модуль 1. Теоретически основы и методы конфликто-

логии.


































1.1.

Тема 1.

Сущность и содержание науки конфликтологии. История развития науки конфликтологии


1-2

2

2

2

доклады, вопросы,

уточнения,

собеседо-вание.

ОК-1

ОК-3

ОК-5

ОК-10




4

1.2.

Тема 2 Механизм возникновения конфликта, его динамика и структура. Типология конфликтов

3 -5

2

4

2

выступлениястудентов,

вопросы,

уточнения, рубежный контроль.

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-7

ОК-9

5

2.

Модуль 2

Конфликты в различных сферах

человеческого взаимо-

действия. Внутрилич

ностные конфликты



































2.1.

Тема 1 Социальные конфликты

6-7

2

4

4

доклады, вопросы,

уточнения, индив.

экспресс опрос.

ОК-4

ОК-5

ОК-2

ОК-8

ОК-9

5

2.2.

Тема 2

Конфликты в организации и в сфере управления. Диагностика конфликта

8-9

2

2

4

опрос,

вопросы,

уточнения, поверка решенных задач.

ОК-5

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-10

5

2.3.

Тема3

Социально-трудовые конфликты

10

--

2

2

выступлениястудентов,

вопросы,

уточнения, поверка дом. зад, собеседо-вание.

ОК-1

ОК-2

ОК-6

ОК-9

ОК-10

5

2.4.

Тема 4

Межличностные конфликты. Конфликтные личности

11-12

2

2

2

доклады, вопросы,

уточнения, ,экспресс опрос.

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-8




4

2.5.

Тема 5 Внутриличностные конфликты. Суицидальное поведение

13-14

2

2

4

вопросы,

уточнения, поверка готовности к дел. игре.

Руб.контр.

ОК-1

ОК-3

ОК-7

ОК-9

ОК-5

5

3

Модуль 3

Технология предупреждения и управления кон­фликтами.


































3.1.

Тема 1

Насилие в конфликтах.

15

--

2

2

доклады, вопросы,

уточнения,

собеседо-вание.

ОК-3

ОК-1

ОК-7

ОК-9

ОК-10

5

3.2.

Тема 2 Поведение личности в конфликте. Технология управления конфликтом

16-17

2

2

2

доклады, вопросы,

уточнения, индив.

экспресс опрос.

ОК-1

ОК-3

ОК-5

ОК-10




4

3.3.

Тема 3 Переговоры в конфликтных ситуациях

18

-

2

4

доклады, вопросы,

собеседо-вание,

уточнения,

разрешение проб.

ситуаций.

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

5

3.4.

Тема 4

Медиация ее основные принципы и методы.

19

2

-

2

вопросы,

уточнения, рубежный контроль

ОК-1

ОК-4

ОК-7

ОК-9




4

Форма промежуточной аттестации – зачет



5. Содержание дисциплины


5.1. Содержание курса лекционных занятий.


Модуль 1

Лекция 1.1. Наука конфликтология: история возникновения и развития, предмет, задачи, методы. Связь конфликтологии с другими науками. (2часа)

Общее понятие конфликта. О конфликте - древние философы ( Хилон, Перианд,Гераклит). Интерес к разработке общей концепции конфликта в социологии к концу 1950-х гг. Развитие конфликтологии в США и Европе в конце Х1Хв. Конфликтология в России. Этапы развития конфликтологии в России. Конфликтология в настоящее время как самостоятельная научная дисциплина. Объект и предмет науки конфликтологии. Задачи конфликтологии - познавательно-теорети­ческие и утилитарно-практические. Основные вопросы конфликтологии, комплекс понятий и проблем. Комплексный характер конфликтологии, связь с другими науками. Задачи курса конфликтологии для бакалавров юридического факультета в вузе.


Лекция 1.2. Механизм возникновения конфликта, ее динамика и структура.

Типология конфликтов. (2часа)

Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликта. Понятия: конфликтогены, кон­фликтная ситуация, инцидент. Динамика конфликта, ее основные формы. Объективные и субъективные факторы в конфликте. Процесс развития конфликта. Стадии конфликта: предконфликтная, инцидент, эскалация, кульминация, завершение Постконфликтная ситуация, ее характеристика и особенности. Структурные элементы конфликта. Типология конфликтов.


Модуль 2

Лекция 2.1. Социальные конфликты. (2 часа)

Понятие конфликтов в обществе. Нормативное регулирование конфликтов. Общество и природа. Социальный конфликт: его субъекты, предмет, управление. Экономический конфликт: субъекты, предмет, управление. Политический конфликт: субъекты, предмет, управление. Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты): субъекты, предмет, управление. Юридические конфликты.


Лекция 2.2. Конфликты в организации и в сфере управления». (2 часа)

Понятие «организация», внешняя и внутренняя среда организации. Конфликт в организации и его субъекты. Классификация и анализ конфликта по составу сторон (межличностные, межгрупповые, группа—личность). Источники конфликта в организации и в сфере управления. Структурные конфликты. Инновационные конфликты. Позиционные конфликты. Конфликты справедливости. Конфликт ресурсов. Динамические конфликты. Профилактика и управление конфликтами в организации и в сфере управления. Способы разрешения конфликтов данной категории.


Лекция 2.3. Межличностные конфликты. Конфликтные личности. (2 часа)

Понятие межличностного конфликта и его особенности. Содержательный и психологический аспекты межличностного конфликта. Причины межличностных конфликтов. Классификация межличностных конфликтов: по сфе­рам существования, по своему эффекту и функциональным послед­ствиям, по критерию реальности. Конфликтные личности. Конфликты на предварительном следствии, анализ типичных следственных ситуаций конфликта. Конфликты в организованной преступной группировке (ОПГ). Профилактика и управление межличностными конфликтами.


Лекция 2.4. Внутриличностные конфликты. (2 часа)

Понятие внутриличностного конфликта, его особенности и специфика. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Постфрейдистские концепции внутриличностных конфликтов: А.Адлер, К. Юнг, Э.Фромм . Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону. Ролевые конфликты. Уровень притязаний. Когнитивный диссонанс. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы при его возникновении. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.


Модуль3.

Лекция 3.1. Поведение личности в конфликте. Технология управления конфликтом. (2 часа)

Поведение личности с точки зрения конфликтологии. Основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Гендерный аспект речевого поведения в конфликте. Пять основных стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации, их характеристика и анализ тактики поведения. Технологии рационального поведения в конфликте. Приемы и правила управления эмоциями в процессе разрешения конфликта


Лекция 3.2. Медиация: история возникновения, основные принципы и методы. Стадии медиации. (2 часа).

Понятие медиации. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Особенности и различия между разрешением конфлик­тов в суде и их разрешение с помощью медиации. Правовое регулирование медиации в России и в зарубежных странах.

Основные методы и принципы медиации. Функции медиатора. Стадии медиации. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации. Медиация в межгрупповых конфликтах.


Методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям

Выбор методов обучения и закрепления практических навыков в ходе практических занятий

основан на требованиях ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 030900, задачами которого является развитие общекультурной и профессиональной компетенции, самостоятельности при решении социальных и профессиональных задач.

Организация семинарских (практических) занятий зависит не только от содержания, цели, формы и организации занятия. Необходимо учитывать также двухсторонний характер процесса обучения: совместная деятельность преподавателя и студентов. Темы практических занятий должны быть в свободном доступе для студентов, то есть, находиться на кафедре в печатной либо электронной форме.

При рассмотрении теоретических вопросов на семинарских занятиях студентам за одну-две недели сообщается тема и цель занятия, указывается литература для самостоятельного изучения. Студентам рекомендуется ознакомиться со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов, правоведов, конфликтологов.

Не рекомендуется увлекаться ксерокопирования статей, книг, чужих конспектов. Кроме конспектирования, желательно, готовясь к занятиям, ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, журналах, посвященных изучаемой теме, а также воспользоваться Интернетом. В ходе практических занятий приветствуется вопросы и высказывая студентами своих суждений.

Практические занятия в форме ролевой, деловой игры требуют более тщательной подготовки. За две недели студенты получают установку на проведение игры. Им сообщается тема и цель занятия, а также тема и цель игровой ситуации, указываются литература, нормативно-правовые акты для подготовки к занятию.

Студенты должны ознакомиться с рекомендуемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры, подготовить вопросы и свои предложения если таковые возникли.

За несколько дней до игры преподаватель собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место проведения, сущность подго­товки к ней, особенности предлагаемых ролей, распределяет роли. По предложению студентов вводятся новые роли, вно­сятся изменения и дополнения в ситуацию. Не исключается, более того поощряется, самовыдвижение студентов на роли, По завершению деловой игры проводиться ее разбор и подведение итогов, которые осуществляют не только преподаватель, но и эксперты из числа студентов группы. Эксперт рас­сматривает уровень подготовленности студентов к деловой игре, кратко анализирует вы­ступления всех участников, отмечая положительные и отри­цательные моменты, дает им оценку. Для того чтобы обеспечить объективность и критичность, экспертам желательно заранее подготовить схему анализа, которая учитывает:

-активность и творчество студентов;

- знание основных конфликтогенов и умение управлять своим поведением;

- умение предупреждать появление конфликтов;

- владение навыками эффективной тактики поведения в конфликтной ситуации в ходе ведения совещания;

- наличие навыков управления собственными эмоциями;

- навыки позитивного влияния на партнеров и умение правильно строить отношения в коллективе.

Экспертом выставляется также оценка учебной группе в целом, она должна быть обоснованна и аргументирована. Остальные эксперты могут согласиться с ней или же высказать свою точку зрения.

Для закрепления знаний, навыков и осуществления текущего контроля преподаватель в практические занятия включает решение ситуативных задач по конфликтологии. Для успешного их решения студентам рекомендуется накануне просмотреть теоретический лекционный материал, поскольку задачи даются именно по данной тематике.

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) История экономики
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины модуля
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа модуля (дисциплины) эксперимент и математические методы обработки результатов
Указываются цели (1…N) освоения модуля (дисциплины) в области обучения, воспитания и развития, соответствующие целям ооп
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология и педагогика
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология и педагогика
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы