Рабочая программа дисциплины (модуля) icon

Рабочая программа дисциплины (модуля)



НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
страница1/4
Дата конвертации29.07.2012
Размер0,59 Mb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
  1   2   3   4

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра криминалистики и судебных экспертиз


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Направление подготовки

030900 Юриспруденция


Профиль подготовки

030910,030911, 030912. 030913


Степень выпускника

БАКАЛАВР


Составитель рабочей программы

Русских Ж.А.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 9 от 30.03.2011


Форма обучения

очная


Ижевск 2011

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляющий собой совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации.


Составитель рабочей программы

Русских Ж.А.


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» является формирование информационной культуры студентов, приобретение необходимых знаний, навыков, умений использования информационных технологий для успешного осуществления нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, педагогической профессиональной деятельности в условиях информационного общества.


Задачи освоения дисциплины:

  • осознать значение информации в развитии информационного общества;

  • изучить методы и средства получения, хранения, обработки и защиты информации в юридической деятельности;

  • получить навыки по работе с ЭВМ, как средством управления информацией;

  • получить навыки подготовки и оформления юридических документов, обработки статистических показателей, эффективного поиска правовой информации;

  • изучить и применять методы защиты информации.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в базовую часть информационно-правового цикла ООП бакалавриата.


Дисциплина адресована студентам первого курса бакалавриата по направлению подготовки 030910, 030911, 030912, 030913.


Изучению дисциплины предшествует общеобразовательный школьный курс «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)», входящий в федеральный компонент стандарта среднего (полного) общего образования.


Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению всех дисциплин вариативной части информационно-правового цикла: основы информационной безопасности, электронный документооборот, информационные системы, юридическая статистика; дисциплин базовой и вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла: экономика, логика; а также дисциплин профессионального цикла, в том числе: информационное право, криминология, криминалистика, судебные экспертизы и др.


Программа дисциплины построена по блочной схеме,

в ней выделены разделы:

  1. Теоретические основы применения информационных технологий.

  2. Основы работы с компьютером как средством управления информацией.

  3. Информационные технологии сбора, хранения, поиска и обработки и информации в юридической деятельности.

  4. Коммуникационные технологии в юридической деятельности

  5. Информационные технологии защиты информации.

  6. Информационные системы в юридической деятельности.


3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

  • Уметь: применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

  • Владеть: навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.




п/п

Разделы, темы дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр

Самраб.




1

2

3




СЕМЕСТР 1

МОДУЛЬ 1. Введение в дисциплину

1-5

























1.

Раздел 1. Теоретические основы применения информационных технологий




























1.1.

Тема 1. Информация и информационные процессы в правовой сфере

1

3




2

решение задач

ОК-10







1

1.2.

Тема 2. Государственная информационная политика

1-3

2










ОК-10







1

1.3.

Тема 3. Информационные технологии и информационные системы

3-5

2










ОК-10

ОК-11




2

2.

Раздел 2. Основы работы с компьютером как средством управления информацией

2-5




14



3


3

выполнение лабораторных работ, устный опрос, собеседование,

рубежный контроль




ОК-11




1

МОДУЛЬ 2. Информационные технологии осуществления информационных процессов в юридической деятельности

6-12

























3.

Раздел 3. Информационные технологии сбора, хранения, поиска и обработки информации в юридической деятельности




























3.1.

Тема 1. Методы и средства осуществления информационных процессов в правовой сфере




3

14

3

решение задач, выполнение лабораторных работ в комп. классе




ОК-11




1

3.2.

Тема 2. Методы сбора и анализа статистической юридической информации




2

14




выполнение лабораторных работ в комп. классе




ОК-11




1

4.

Раздел 4. Коммуникационные технологии в юридической деятельности




























4.1.

Тема 1. Локальные и глобальные компьютерные сети




1

6




выполнение лабораторных работ в комп. классе







ОК-12

1

5.

Раздел 5. Информационные технологии защиты информации




























5.1.

Тема 1. Информационные угрозы (2 часа)




2










ОК-10







1

5.2.

Тема 2. Методы защиты информации




2

2

3

рубежный контроль

ОК-10







1

МОДУЛЬ 3. Информационные системы в юридической деятельности

12-17

























6.

Раздел 6. Информационные системы в юридической деятельности




























6.1

Тема 1. Основные направления информатизации юридической деятельности




2













ОК-11




1

6.2.

Тема 2. Правовые автоматизированные информационно-поисковые системы.




1

16



4

выполнение лабораторных работ в комп. классе;

рубежный контроль




ОК-11




1

Форма промежуточной аттестации –экзамен



5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации (содержание лекционного курса)

МОДУЛЬ I.


Раздел 1. Теоретические основы применения информационных технологий


Тема 1. Информация и информационные процессы в правовой сфере (3 часа)


Понятие информации. Способы классификации информации. Виды информации, используемой в юридической деятельности (нормативно-правовая и ненормативно-правовая и их подвиды).

Понятие и виды информационных процессов. Закономерности информационных процессов протекающих в правовой сфере.

Информационное общество, информационная культура. Сущность и значение информации в развитии информационного общества.


Тема 2. Государственная информационная политика (2 часа)


Основные этапы государственной политики в информационной сфере.

Государственная политика в области правовой информатизации. Направления правовой информатизации. Приоритетные направления развития государственной политики в информационной сфере. Концепция развития электронного правительства.


Тема 3. Информационные технологии и информационные системы. (2 часа)


Понятия информационной технологии и информационной системы и их взаимосвязь. Классификация информационных систем, используемых в юридической деятельности.


МОДУЛЬ II


Раздел 3. Информационные технологии сбора, хранения, поиска и обработки информации в юридической деятельности.


Тема 1. Методы и средства осуществления информационных процессов в правовой сфере (3 часа)


Методы и средства обработки правовой информации.

Метод моделирования и формализации. Понятие и виды социально-правовых моделей. Метод алгоритмизации. Алгоритм, понятие, виды, способы описания. Применения метода алгоритмизации в правовой сфере.

Методы и средства поиска и систематизации правовой информации


Тема 2. Методы сбора и анализа статистической информации (2 часа)


Понятие статистической информации. Виды статистических показателей. Способы сбора и обработки статистических данных. Представление результатов статистической обработки и их анализ


Раздел 4. Коммуникационные технологии в юридической деятельности


Тема 1. Локальные и глобальные компьютерные сети (1 час)


Понятие компьютерных сетей. Классификация компьютерных сетей. Применение возможностей глобальной сети Интернет в юридической деятельности. Правовые ресурсы сети Интернет.


Раздел 5. Информационные технологии защиты информации


Тема 1. Информационные угрозы (2 часа)


Классификация информации по степени доступа. Понятие и виды информации с ограниченным доступом. Сведения, составляющие государственную тайну (секретная информация). Конфиденциальная информация.

Требования информационной безопасности. Информационные угрозы: понятие и классификация. Потеря и разрушение информации. Несанкционированный доступ и утечка информации. Компьютерные преступления: понятие, классификация, способы совершения. Компьютерные вирусы: понятие и классификация.


Тема 2. Методы защиты информации (2 часа)


Этапы построения политики безопасности. Правовая и организационная защита информации. Аппаратная и программная защита информации. Криптография. Методы защиты информации от потери и разрушения. Методы защиты от несанкционированного доступа и утечки информации. Особенности защиты сведений, составляющих государственную тайну.


МОДУЛЬ III


Раздел 6. Информационные системы в юридической деятельности


Тема 1. Основные направления информатизации юридической деятельности (2 часа).


Информатизации правотворческой деятельности, судебной системы, правоохранительных органов, избирательной системы, экспертной деятельности.


Тема. 2. Правовые автоматизированные информационно-поисковые системы. (1 час)

Общая характеристика правовых информационно-поисковых систем. Организация поиска информации. Особенности и границы использования.


5.3. Планы лабораторного практикума

Описание базы лабораторных занятий, форм их проведения:

Для выполнения лабораторного практикума подготовлены следующие учебные пособия: Практикум по информатике1, Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности юриста2.


Занятия проводятся в компьютерных классах Института права, социального управления и безопасности УдГУ, оборудованных на 12 рабочих мест,

с соблюдением правил техники безопасности и Санитарных правил и норм3.


Лабораторные работы помогают овладеть основными информационными технологиями, используемыми в юридической деятельности, получить опыт работы на электронно-вычислительной машине, сформировать навыки работы с различными информационными системами, используемыми в профессиональной деятельности.


Лабораторные работы обеспечивают формирование повышенного уровня компетенцй ОК-10, ОК-11, ОК-12.


МОДУЛЬ I

Входной контроль (2 часа)

в форме теста (вопросы составляются на основе школьного курса информатики; тест содержит 10 вопросов; результат отображается в процентах; проводится на первом практическом занятии).


Раздел 2. Основы работы с компьютером как средством управления информацией

Тема 1. Основы пользовательского интерфейса операционной системы Microsoft Windows (3 часа)

Контрольные вопросы:

  1. Роль и назначение операционной системы Windows (возможности операционной системы Windows раскрываются в сравнении с возможностями операционных систем других семейств; в сравнении с возможностями различных версий семейства операционных систем Microsoft Windows).

  2. Основы работы с манипулятором мышь.

  3. Основные элементы интерфейса.

  4. Методы запуска и закрытия приложений.

  5. Виды окон.

  6. Элементы стандартного окна приложения.

  7. Изменение размера и местоположения окна.

  8. Переключение между одновременно загруженными программами.


Методические рекомендации

Изучение темы «Пользовательский интерфейс операционной системы Microsoft Windows» нацелено на повторение и систематизацию знаний по работе с данной операционной системой. После изучения этой темы студент должен четко знать название и назначение элементов интерфейса операционной системы Microsoft Windows, способы выполнения основных команд. Данные знания и умения оперировать основными понятиями необходимы для самостоятельного изучения документации к любому программному продукту, работающему под управлением указанной операционной системы, а также способствуют развитию информационной, коммуникативной культуры учащихся. По данной теме проводится индивидуальный устный опрос каждого студента по контрольным вопросам, при этом ответы сопровождаются демонстрационными примерами. Особое внимание следует уделить вопросу о роли и назначении операционной системы Microsoft Windows, ответ на который студенты должны подготовить самостоятельно. При этом студент должен ясно представлять себе назначение любой операционной системы, а также выделить дополнительные возможности ОС Microsoft Windows.

При подготовке к занятию студент должен выучить определения операционной системы, название и назначение основных элементов интерфейса; обратить внимание на различные способы выполнения команд; ознакомиться с кратким описанием темы (см. Практикум по информатике. Часть 1. С. 4-11.); просмотреть дополнительную литературу по данным вопросам.

В ходе практических занятий студент выполняет практические задания, приведенные в указанном практикуме, а затем предъявляет выполненные задания и отвечает на контрольные вопросы.


Задания, выносимые на лабораторную работу: см. Практикум по информатике, Часть 1, С. 4-11.


Рекомендуемая литература:

  1. Камалова Г.Г., Русских Ж.А. Практикум по информатике. Ижевск: Детектив-информ, 2001. Ч.1.

  2. Информатика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Н.В. Макарова, Л.А. Матвеев, В.Л. Бройдо и др. ; под ред. Н.В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007 и др. издания.

  3. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие для втузов рек. МО РФ / под ред. С.В. Симоновича. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009 и др. издания

  4. Информатика и математика для юристов : учеб. пособия для вузов рек. МО РФ. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.


Тема 2. Файловые операции в операционной системе Microsoft Windows (3 часа)

Контрольные вопросы:

  1. Понятие файла и каталога.

  2. Свойства (характеристики) файлов и каталогов.

  3. Шаблоны (маски) имен файлов и каталогов.

  4. Приложения, предназначенные для выполнения файловых операций.

  5. Буфер обмена: понятие, примеры использования.

  6. Файловая система: понятие, примеры. Перемещение по файловой системе.

  7. Файловые операции и способы их выполнения.

  8. Поиск файлов и каталогов.

  9. Расширения наиболее часто используемых форматов.


Методические рекомендации

Данная тема посвященна работе с файловой системой операционной системы Microsoft Windows. Студент должен знать основные понятия файловой системы, уметь оперировать ими, знать алгоритмы выполнения файловых операций различными способами. Особое внимание следует обратить на знание необходимого теоретического материала. Вопросы 2, 3, 6, 9 подготавливаются студентами самостоятельно на основе знаний, полученных при изучении школьного общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ», с использованием дополнительной литературы.

При подготовке к занятию студент должен выучить определения файла и каталога; обратить внимание на свойства файла и каталога; изучить использование групповых имен (шаблонов); ознакомиться с кратким описанием темы (см. Практикум по информатике. Часть 1. С. 12-18.); просмотреть дополнительную литературу по данным вопросам. Данная тема сдается в форме устного опроса.

В ходе практических занятий студент выполняет практические задания, приведенные в указанном практикуме, предъявляет выполненные задания и отвечает преподавателю на контрольные вопросы, сопровождая свой ответ демонстрационными примерами.


Задания, выносимые на лабораторную работу: см. Практикум по информатике. Часть 1. С. 12-18.

  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) История экономики
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины модуля
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа модуля (дисциплины) эксперимент и математические методы обработки результатов
Указываются цели (1…N) освоения модуля (дисциплины) в области обучения, воспитания и развития, соответствующие целям ооп
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология и педагогика
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология и педагогика
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) педагогика и психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) психология
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы