Археологические исследования на территории Дагестана icon

Археологические исследования на территории Дагестана



НазваниеАрхеологические исследования на территории Дагестана
Дата конвертации22.07.2012
Размер256,08 Kb.
ТипРеферат
Археологические исследования на территории Дагестана


Содержание 1. Введение. 2. Общие сведения о различных исторических памятниках на территории Дагестана. 3. Археологические гипотезы и исследование города Дербента. 4. Схожесть и различия в архитектуре у дагестанских и соседних народов. 5. Бронза и медь в IV – II тыс. до н. э. на территории нынешнего Дагестана. 6. Ремесленные производства на территории Дагестана в эпоху Средневековья. 7. Зороастризм в Дагестане. 8. Заключение.Дагестан в переводе означает “Страна гор”. В Дагестане бытует сказка овсаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество.Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок зацепился за случайнуюскалу. Вниз по каменным уступам покатились языки, которые достались местнымжителям, каждому селению - свой. Эта легенда дала, вероятно, Дагестанувторое название, кроме страны гор - страна языков. Среди самых крупныхнародностей Дагестана, имеющих свой язык, можно назвать аварцев, даргинцев,лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов,бежтинцев, агулов, табасаранов. 72 языковых наречия насчитывают народностиДагестана. 30 вершин Дагестана превышают 4000 м, а высшая точка его - гораБазардюзю достигает высоты 4466 м. Горы занимают площадь 25, 5 тыс.квадратных километров, а средняя высота всей территории Дагестана равна 960м. Породы, слагающие горы Дагестана, резко разграничены. Главные из них -черные и глинистые сланцы, крепкие доломитизированные и слабые щелочныеизвестняки, а также песчаники. Дагестан имеет огромное число рек - 6255, нобольшинство из них - водотоки до 10 км. Все реки относятся к бассейнуКаспийского моря, хотя непосредственно впадают в него только 20. К другимкрупным рекам горного Дагестана можно отнести Уллучай (111 км), Чирагчай(93 км). 92 % рек Дагестана относится к типу горных, с величиной среднегоудельного падения 50 м/км. Две основные реки вырываются из гор - Сулак насевере (протяженность его 144 км) и Самур (213 км) на юге. Река Сулак несетв себе воды четырех Койсу (рек) Аварского, Андийского, Казикумухского иКара - Койсу. Вследствие значительной сухости климата, а такжесвоеобразного выпадения осадков с максимумом в летний период, площадьоледенения в Дагестане значительно меньше, чем в более увлажненных районахЦентрального и Западного Кавказа.Велик интерес путешествующих по Дагестану к его истории. В республикеимеется 346 исторических памятников, охраняемых государством и не менее300, охраняемых обычаями. Все их можно разделить на археологические (15 -20 и более веков назад), исторические (от 6 и до начала 20 в.),революционные, военные (начиная с 1917 г.). Наиболее впечатляют в Дагестанемощные оборонительные сооружения и среди них многокилометровая стенаДагбара, протянувшаяся по горам от Дербента до аула Ягдык. Мировойизвестностью пользуется крепость Нарын - Кала в Дербенте, самая древняяпостройка, которой датирована VI в. Близ селения Хучни высится на отрогегоры над рекой Рубас легендарная крепость семи братьев. На Гунибском платосохранились развалины крепости X - XIII веков. Старинную крепость можноувидеть у аула Аракс. Бесконечные набеги и войны вынуждали жителейДагестана строить башни - боевые, сигнальные, жилые. Они разбросаны повсему Нагорному Дагестану. Самые древние сохранившиеся башни - боевая (XVIIвека) в ауле Изари и сторожевая (XVIII века) в ауле Корода. Сигнальныебашни высятся над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада иТиндинага над Килой. Башни на территории республики - молчаливые свидетелибурных событий истории Дагестана, память народа.Множество крепостных сооружений возникло в XIX веке в период Кавказскойвойны. В Верхнем Гунибе хорошо сохранилась Гунибская крепость, где сейчаснаходится турбаза. На Хунзахском плато стоит Аранинская крепость,сооруженная в 1867 году. Отреставрирована преображенская крепость имостовое укрепление из трех круглых башен, сооруженных в 1859 году наАндийском Койсу близ Ботлиха. В Дагестане целые аулы могут считатьсяисторическими памятниками. Можно назвать всемирно известный аул Кубачи,возникший в VI веке, известный своими мастерами - ювелирами, граверами,чеканщиками, оружейниками. Немало в аулах и селениях Дагестана культовыхсооружений ислама, который принесли сюда арабы, завоевавшие этот край в 6 -м веке. Среди них самые известные - мечеть XI - XII веков в Уркарахе, Джума- Мечеть (XII - XV веков) с Караван - сараем в старинной части Дербента,минарет в Нижнем Дженгутае (1845 г.). Есть в Дагестане и следы христианствав укромном местечке Датуна расположен храм IX - XI веков.При исследовании Верхнечирюртовского городища в Дагестане, в хазарском слоеархеологами обнаружены две христианские церкви из камня, а такжемногочисленные предметы христианского культа. Менее распространены такиеисторические памятники как мавзолеи, гробницы, надгробья, со вкусомоформленные родники. Известны мавзолей в селе Хучни (XVIII век), мавзолейXX века в селении Ахты. Интересны также надгробья древних кладбищ Дербента.Как прекрасные творения старых мастеров смотрятся каменные мосты XIX века вАхты и Ташкошуре, железобетонный мост через Ахтынчай, построенныйитальянцами. Из обилия архитектурно оформленных родников можно отметитькупольные родники начала XIX века в Тарках.На основании достоверных источников и исследований, сохранившихся до нашихдней древних укреплений Дербента, было сделано заключение, что городоснован в VI веке н. э. персидскими царями Сасанидской династии, и "отцомгорода" считался знаменитый царь Хосров I Ануширван, впервые отгородившийсяв этом месте мощными стенами от набегов хазар с севера. Таким образом,предполагалось, что возраст города составляет вполне солидное число - почти1500 лет.Но сравнительно недавно, в 1971 г., начавшиеся в Дербенте археологическиераскопки дали поистине сенсационные результаты, свидетельствующие о том,что эти места видели времена гораздо более древние. Раскопки выявилидревнее поселение, возникшее на рубеже IV - III тысячелетий до нашей эры,то есть пять тысяч лет тому назад! На территории ныне существующей цитаделибыли найдены остатки построек, многочисленных предметов труда и быта,сельскохозяйственных орудий и зернохранилищ, говорящих о существованииздесь одного из древнейших земледельческих хозяйств, характерных длятогдашнего Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Европы. Найденные врезультате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров иразрушений, а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают,что, когда скифы в VIII - VII вв. до н. э. совершали свой поход на БлижнийВосток, им уже приходилось штурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента.Раскопки обнаружили появившуюся здесь на рубеже VIII - VII вв. до н. э.мощную крепость со стенами из крупного бутового камня, просуществовавшую сперестройками и ремонтами до прихода сюда Сасанидов. Цитадель Нарын - калаVI века н. э. возводилась на остатках древней кладки. В III - I веках до н.э. на территории нынешних Азербайджана и Южного Дагестана возниклогосударство Кавказская Албания, в состав которого входил тогда Дербент. I -III века нашей эры были периодом расцвета Дербента, о чем свидетельствуетбольшое количество привозных изделий и украшений из Сирии, Индии и Египта,найденных в могильниках этого времени. При строительстве стали применятьсяхорошо обработанный камень с резьбой, глиняный раствор, алебастр. Появлениеквадратных крепостных башен свидетельствовало о дальнейшем развитииискусства фортификации. В середине III в. н. э. Дербент был захваченперсидским царем Шапуром I, который "разрушения и пожарища учинил". Однакоокончательно под власть персов город попал только в IV в. н. э., а новый,важнейший этап строительства мощнейших крепостных сооружений начался приХосрове I Ануширване (531 - 579 гг). "Строительство Дербентского комплексавелось по этапам: сначала цитадель и северная стена города, потом южнаястена, а позднее - Горная стена (Даг - Бары). В VI веке была возведена ипервая поперечная стена, отделявшая обживаемую часть Дербента у цитадели отнезаселенной приморской (две другие поперечные стены появились в X - XVIIIвеках)". Усиленное строительство укреплений Дербента происходило вобстановке постоянной нестабильности, вызванной появлением в конце IV в. н.э. "царства гуннов", а затем и Хазарского каганата. В VI - VII векахДербент превращается в развитый средневековый город, обладающий, помимовоенно-оборонительного значения, достаточно высоким уровнем социально -экономического развития. Интереснейший памятник, выразительноесвидетельство древности города, расположен в Северо-западной части цитаделиНарын - кала. Это подземное сооружение, крестообразное в плане и перекрытоекрестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скалеводохранилищем. Однако внимательное археологическое изучение позволилоисследователям установить, что перед ними - крестово - купольныйхристианский храм, построенный на земле в V в., а затем погребенный мощнымитысячелетними культурными напластованиями. По свидетельству историков,Дербент до середины VI в. был христианским центром Кавказа.На юге Дагестан граничит с Азербайджаном; здесь архитектура лезгин, живущихпо соседству в разных республиках, в общем, сходна, но архитектураазербайджанцев от дагестанской отличается.На юго-западе Дагестана, по ту сторону Главного хребта, находится входящаяв состав Азербайджана Закатальская область. Когда-то она принадлежалаКахетинскому царству. 300 лет тому назад персидский шах Аббас истребилздешнее грузинское население. На освободившуюся таким образом территориюпереселились из Дагестана аварцы и цахуры, а также жители из коренногоАзербайджана. Здесь переселенцы строили уже не в традициях зодчества техземель, откуда вышли, а сообразно с тем, что застали на месте и подвлиянием архитектуры соседней Кахетии. Архитектура аварцев, живущих вЗакатальском районе Азербайджана, не имеет ничего общего с архитектуройаварцев в Дагестане.На западе Дагестан граничит с Грузией: с Кахетией на юге этого участка, асевернее - с Тушетией. Архитектура тушин от дагестанской весьма отлична:дома стоят не вплотную, а разреженно, крыши у них скатные, шиферные. Ввысокогорной, безлесной зоне Тушетии жилища в прошлом были каменными,башенными. Башни эти, как и нынешние тушинские постройки, стояли разреженнои имели скатные крыши. На севере Дагестан граничит с селениями терскихказаков и с ногайскими землями. Казаки строили в традициях южнорусских, аногайцы, перейдя к оседлости, - по кабардинскому типу и в какой-то мере подвлиянием кумыков. На северо-западе Дагестан граничит с Чечней. И здесь мысталкиваемся с удивительным фактом: зодчество дагестанцев везде отличаетсяот зодчества их соседей, тогда как при переходе из Дагестана в Чечню незаметно особых различий в характере построек. Архитектура этой части Чечни,будучи подобна дагестанской, в то же время отличается от архитектурыкоренной Чечни. В Дагестане кладка велась не на извести, а на глине,поэтому местные сооружения были подвержены разрушению в гораздо большеймере, а при надобности и разбирались на камень.Раскопки археологов в равнинной прикаспийской полосе, в Чиркейском,Верхнегунибском и других поселениях подтверждают, что еще в IV—II тыс. дон. э. на территории нынешнего Дагестана была развита культура обработкибронзы. Кинжалы, наконечники копий, топоры и женские украшения из бронзыотличались сложной формой и орнаментом. Бронзовые культовые статуэтки людейи животных, найденные в большом количестве во многих районах Дагестана,говорят о наличии крупных очагов бронзового литья в самых высокогорныхселениях уже в I тыс. до н. э. Высокий художественный уровеньантропоморфных бронзовых фигурок, сложные технические приемы литьясвидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей. Основная массабронзовых фигурок обнаружена в культовых высокогорных святилищах недалекоот селений Согратль, Арго, Ратлуб, Кахиб и других.В. И. Марковин, тщательно изучив древнюю пластику Северного Кавказа,достаточно убедительно доказывает, что эти статуэтки связаны с культомплодородия и использовались во время особых языческих обрядов и ритуальныхцеремоний, которые совершались на вершинах гор, холмов или в рощах, гденаходились святилища.Большой интерес вызывает бронзовая литая подвеска, так называемая Мадонна,из Верх-нечирьюртовского могильника. Характерной особенностью подвескиявляется условность изображения на ней матери с ребенком. Подвескавыполнена довольно схематично, обобщенно, однако мастер сумел простыми, нодостаточно выразительными средствами передать в металлопластике образ непросто женщины, но Богоматери. Видимо, с принятием христианства срединаселения северо-восточного Дагестана начал распространяться культБогородицы.Среди металлических изделий, найденных в Верхне-чирьюртовском могильнике,встречаются наконечники ремней, бляшки с характерной для искусствакочевников растительной орнаментацией.Своеобразие и локальные особенности декоративно-прикладного искусствагорного Дагестана в эпоху раннего средневековья особенно нагляднопрослеживаются на материалах раскопок Бежтинского могильника (VIII — Хвв.).Так, ажурные пряжки с зооморфными (животными) изображениями отличаютсяединством стиля и высоким мастерством исполнения. Почти все пряжки этоготипа полуовальные, различаются лишь размерами и количеством сюжетныхкомпозиций. Одна из пряжек Бежтинского могильника экспонируется в музее вразделе археологии. Пряжка обрамлена рамкой из “елочки”, а также тремямноголепестковыми розетками, помещенными под каждой петлей. Внутреннеепространство пряжки разделено на две части горизонтальным стержнем, такжеукрашенным “елочкой”. В нижней части — композиция, образованная двумявздыбленными конскими фигурами в профиль, симметрично расположенными по обестороны витого стержня. В верхней части композиции — стилизованные головымедведей, обращенные вверх в сторону, противоположную фигурам коней.Зооморфная тематика нашла воплощение в различных изделиях ремесленниковгорного Дагестана. Среди них: браслеты в виде змей, шейные гривны,подвески, фибулы. Голова барана, змея, петух — эти литые бронзовые фигурки(с небольшими петельками для пришивания к одежде), олицетворяющие доброеначало, должны были ограждать их владельцев от “темных”, злых сил.Во II в. до н. э. в период включения Дагестана в Кавказскую Албанию(древний союз двадцати шести горских племен) наступает расцвет оружейного иювелирного искусства. Местные ювелиры делают височные украшения, бронзовыебраслеты, золотые серьги, что подтверждают находки в Урцекинском,Таркинском и Хабадинском могильниках.Расцвет ремесла и торговли способствовал зарождению центров ремесленногопроизводства, предшествовавших такому крупному центру металлообработки, какЗирехгеран (страна кольчужников) — древнее название аула Кубачи,распространенное на Востоке. В средневековье кубачинские мастера былиизвестны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг,удил, стремян. В XII—XIII вв. высокого совершенства достигло искусствокубачинцев и в изготовлении бронзовых котлов. На туловах так называемыхалбанских котлов изображались крылатые грифоны, животные (часто барсы),птицы...Скульптурные элементы подтверждают преемственность бронзовой культовойпластики горного и северного Дагестана. Ранние котлы, декорированныерельефными изображениями, имели шаровидную форму. Полоски в центре туловаскрывали швы, скрепляющие отдельно отлитые части котлов. Более поздниекотлы украшались изобразительными сюжетами, а форма их стала болееприземистой.Бронзовые котлы в Кубачах и в наше время хранятся в комнатах-музеях,выставляются на самом почетном месте, высоко чтятся и передаются изпоколения в поколение как часть приданого дочери. И по сей день, котлыиспользуются во время больших общественных ритуальных трапез (свадьба,похороны, поминки и т. д.).Самым древним изделием из литой бронзы считается светильник “чирах”. Такиесветильники сохраняли свои функции до начала XX в. По форме и пропорциямчирах близок античным светильникам. В длинное горлышко светильниказакладывался войлочный или тряпичный фитиль, смоченный маслом или нефтью. Ксредней части светильника прикреплялась цепочка с металлической палочкой наконце для регулирования пламени. Иногда конец цепочки венчала фигурка птички — изображение, восходящее к домусульманскому почитанию птицы как символа неба, света. Порой тулово светильника украшалось рельефным или гравированным растительным орнаментом.Особая группа изделий из металла — медночеканная посуда. Известнымицентрами медно-чеканного производства в XII в. стали селения, расположенныеблиз крупных разработок залежей меди: даргинское селение Кубачи, лакские —Кумух и Кунди, позднее — аварское селение Гоцатль. Чеканная утварь,бытовавшая в каждом дагестанском доме, была очень практична: легкоправилась, хорошо лудилась, а при необходимости медночеканные изделияпереплавлялись и делались заново. До середины XIX в. посуду ковали из кускамеди, лишь после установления торговых связей с Россией утварь сталичеканить из листовой меди и латуни.В ассортимент медных изделий входили кувшины-водолеи, большие водоносныесосуды, кружки для питья, подойники, мерки веса, большие настенные блюда скрупным орнаментом, служившие для украшения стен сакли. Узор кубачинскогоподноса XVIII в. во многом следует принципам чеканки Кавказкой Албании: вцентре изображения — солярный знак, фриз декорирован выступающимиэлементами, широкие края блюда равномерно заполнены деталями орнамента.Большие кубачинские водоносные сосуды “мучалы” имеют оригинальную форму,настолько странную, что легко поверить в легенду о том, будто в древностиони спасли Кубачи: враги повернули вспять, приняв мучалы, блестевшие насолнце, за пушки.Как почти все предметы народного прикладного искусства Дагестана, этотсосуд сохраняет некоторые особенности архаичного искусства, в частности еготяготение к антропоморфным формам. В мучале явно угадываются чертычеловеческого лица.Кубачинский сосуд “нукнус”, напоминающий ведерко, также оригинален поформе. В прошлом нукнус, являясь частью приданого, имел обрядовоеназначение: в нем невеста приносила в день свадьбы муку, сахар или мед сложками, воткнутыми черенками вниз. Через сорок дней содержимое ведеркараздавалось жителям селения. Ведерки обычно занимают верхнюю полку вкомнате-музее и служат доказательством богатства хозяина. Их количество вдомах колеблется от четырех до десяти. Кубачинки чистят эти ведеркидревесным углем с таким усердием, что часто протирают их до дыр: существуетповерье, что нечищеная посуда привлекает злых духов, которые боятся блеска.Основной мотив орнамента на нукнусе — “копытца”, соединенные между собойточечным узором, который образует звездочки, полукружия...Вторым крупным центром удожественном обработки металла в Дагестане послеКубачей является лакское селение Кумух со всеми прилегающими к немунаселенными пунктами — Хури, Цовкра, Чара, Унчукатль, Кунди и другими.Самым крупным промыслом у лакцев было производство медной посуды. Из медиизготовляли разнообразную дешевую утварь, отличавшуюся изяществом форм,простотой декора, наносимого штихелем по луженой поверхности.Наибольшее распространение среди произведений лакских мастеров получиливодоносные сосуды “вараки” и водолейные кувшины “гунгуми”.Большинство изделий лакских медников предназначалось для внутреннего рынка.Но малоземелье, трудные экономические условия жизни в горах вынуждалимастеров отходничать — искать кусок хлеба вдали от родины — в городахЗакавказья, Северного Кавказа. России и за рубежом.Выполняя заказы, мастера использовали и традиции тех мест, где имприходилось работать или сбывать свои изделия. Поэтому среди медной утварилакских мастеров можно найти образцы, выполненные в традициях не толькоДагестана, но и Азербайджана (особенно работы медников из селения Лагич),Грузии, Армении, Ирана, государств Средней Азии.Почти в каждом аварском селении были свои мастера медночеканного дела.Наиболее известными центрами этого ремесла считались аулы Гоцатль иИчичали.Аварские водоносные кувшины из Гоцатля обычно выполнялись из красной меди ипокрывались полудой. Это строгие монументальные сосуды с шаровиднымтуловом, высоким узким горлом и откидной крышкой. Скульптурность формподчеркнута чеканными полосками, расположенными поперек горловины и наподдоне, выпуклыми медальонами на “плечиках” с элементами гравированногорастительного орнамента, который оттеняет красный цвет меди на фонесеребристой полуды. На более старых изделиях, покрывавшихся полудой многораз, гравированный орнамент почти не виден, а основную декоративную рольиграют чеканные элементы. Большое место среди медно-чеканных изделий всех народностей Дагестаназанимают круглые подносы различной величины. В чеканном орнаменте подносовпреобладают копьевидные элементы, “крутящиеся” свастические выкружки —солярные мотивы, всевозможные розетки из лепестков и точек.С художественной традицией бронзового литья было тесно связано и искусствоювелирной обработки серебра, возникшее в Дагестане в эпоху средневековья.Формы и размеры витых браслетов в виде обручей, височных украшений имужских наборных поясов VI — XII вв. повторяются в аналогичных изделияхXVII — XIX вв. Почти в каждом селении Дагестана были мастера серебряногодела, изготовлявшие всевозможные женские украшения: пояса, застежки,кольца, игольницы, а также мужские пояса и газыри. Выполнялись они назаказ. Эта статья дохода служила подспорьем к занятию сельским хозяйством.Искусство ювелирной обработки серебра передавалось из поколения в поколениеи было профессиональным. Наиболее древние из сохранившихся вещей отличаютсяскульптурностью формы и изобразительностью. Представленные в музее браслетыи серьги, обильно украшенные крупной зернью, чеканкой, покоряют высокимуровнем мастерства, культурой обработки металла. Средневековье после некоторого спада горного дела, имевшего место вVI—VIII веках, продолжило традицию технологического малахита. Поделочныесорта камня, будучи очень редкими, перешли в разряд престижных. Меняетсясоциальная сфера распространения малахита. Он включается в формы иокружение, ранее для него незнакомые. Один из таких примеров — недавняянаходка археологов Дагестана. В погребении V—VI веков (раннеесредневековье) — предполагается, что это захоронение вождя одного из племенгуннов-савиров, господствовавших тогда в прикаспийском Дагестане, — средипринадлежностей поясного набора найден поясной наконечник византийскойработы, украшенный зернью и перегородчатой инкрустацией со вставками изграната и малахита. Массовый характер носили такие производства, какковровое, суконное, войлочное, бурочное, ювелирное и другие. Вряд ли вгорах Дагестана можно найти хоть одно селение, где жители не занимались бытем или иным ремеслом дополнительно к своим основным занятиям -скотоводству и земледелию. Уже в эпоху средневековья отдельные ремесленныепроизводства горцев превращаются в мощные кустарные центры, где всенаселение занималось одним ремеслом и вся экономика аула, а иногда и группысоседних селений были подчинены этому занятию. Таких селений в Дагестанеизвестно немало: Кубачи, Харбук, Кази-Кумух, Амузги, - центры изготовленияоружия; Балхар, Сулевкент, Испик - центры гончарства; Гоцатль, Хури, Кунди- центры медно-чеканного дела; Куппа - "шапочный" аул; Сиух - "бурочный"аул; Микрах, Ахты и десяток других аулов южного Дагестана являютсякрупнейшими центрами ковроделия и т.д.Однако и в пределах Дагестана производство художественных изделий получилонеодинаковое развитие. В одних случаях это было домашнее изготовлениеразличных изделий и утвари для нужд семьи, в других - уже развитоеремесленное производство художественных изделий на заказ или на обмен, втретьих - развитый кустарный промысел, занятый выделкой предметовдекоративно-прикладного искусства на внутренний или внешний рынок.Творческим трудом многих десятков поколений дагестанских мастеров вразличных видах декоративного искусства создана глубоко самобытная инеобычайно высокая культура орнаментального искусства. Однако наиболеедревние памятники, сохранившиеся от эпохи средневековья, свидетельствуют отом, что декоративное искусство горцев было изобразительным, так же как ивсех других народов Кавказа.Религиозная мысль предков современных народов Дагестана развивалась вусловиях постоянных контактов с культурами стран Ближнего Востока, которыеуходят корнями в глубокую древность. Свидетельством тому важнейшее духовноеявление доисламского периода - зороастризм, древнеиранская религиознаясистема, оставившая отчетливые следы в мировоззрении народов Дагестана.Зороастризм представляет собой сложную совокупность вероучения, идеологии,морали, а также зачатков философского мышления. Это универсальный языкособой самобытной культуры, складывавшийся примерно с VI в. до н. э. (когдапоявились наиболее древние тексты Авесты) и по X в. н. э. включительно(когда уже в условиях господства ислама и формирования мусульманскойкультуры создавались пехлевийские сочинения). Исследования Усишинского,Калкнинского, Таркинского, Урцекского и Дербентских могильников албанскогопериода в плане их социальной стратификации местного общества показалозначительные сдвиги в социально-экономическом развитии местного населения.Результатом такого процесса стала прогрессирующая урбанизация.Средневековые авторы говорят о появлении городов Цри, Чога, Бердака,Дербента и др. Формирование устойчивого населения, возникновение новых,более крупных политических образований естественно влекли за собой иизменения в духовной жизни общества. Многочисленные культы, существовавшиеранее, уже не соответствовали новым формам государственных образованийдагестанских племен, каковыми выступали раннефеодальные княжества и военныесоюзы, включенные в сложную структуру сасанидской империи. Существенныммоментом принятия зороастризма было то, что он легко вписывался в древниеместные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы- солнцу, огню, воде и земле, без которых не мыслил себя человек-земледелеци скотовод. О распространении зороастризма в древнем Дагестане говорится ив арабской рукописи "Карнамаги - Аноширван". В ней Аноширван Хосров Iрассказывает о том, как ему добровольно покорилась часть хазар, и онприказал построить там храмы огня для обучения молодых людей своимверованиям и зороастрийским обрядам. Известно, что сасанидские правителипредпринимают в Прикаспии грандиозные усилия по укреплению северных границимперии от вторжения кочевников. Кувад I и особенно его сын ХосровАнуширван (531-579) строят многочисленные укрепления у выходов из ущелий,образуемых горами Кавказа. Ибн ал Факих называет 360 крепостей, якобыпостроенных Ануширваном в Предкавказье. Ал Истахрий пишет, что Хосроиприлагали большую заботу к этой приграничной области... Наряду состроительством фортификационных строений в Дербенте, сасаниды укрепляют игорода Семендер и Беленджер, являющиеся важными узлами в общей системеукрепления региона. Одновременно сасаниды строят здесь и храмы огня. Храмыогня (атурашаны) представляли собой святилища с каменными изображениями(уздесами) символов перевоплощений божеств. Агафангел (автор древней"Истории Армении") сообщает об изображениях в храмах огня и статуэткахлюдей, сделанных из золота, серебра, бронзы и камня. Скептики, полагают,что зороастризм в Дагестане не имел влияния, а в указываемый периоддагестанцы были язычниками. Однако, несмотря на определенные трудности искептицизм, археологические и этнографические материалы свидетельствуют отом, что "волшебный" огонь зороастризма горел на вершинах дагестанских гор.Широкое распространение обрядов и культов Солнца и Огня подтверждаетсяархеологическими исследованиями в Приморском Дагестане. Первое описаниезороастрийских могильников в Дагестане принадлежит Е. И. Козубскому. Вкниге "История города Дербента", изданной в 1906 году, он описываетнесколько зороастрийских погребений, обнаруженных недалеко от гор.Дербента. Зороастрийскими можно считать и погребения в каменных ящиках,найденных на возвышенности Мискинбулат, вблизи селения Параул; там жеобнаружено культовое место в виде кострища - атуран (место горящего огня).Около атурана найдена и средневековая ритуальная посуда. Шестнадцатькаменных гробниц, высеченных в скале, найдены недалеко от селения Карамахив урочище Бега Барг. Такие же скальные склепы обнаружены недалеко отселения Усища. В урочище Бонда-Кала, недалеко от селения Гапшима,расположен могильник с каменными склепами. В одном из них найдены 19захоронений, в которых находилось также разнообразное оружие, украшения,датируемые III-VI вв н.э. Недалеко от селения Верхний Каранай, навозвышенности Чапчах, найден склеп VI в., предназначенный для коллективныхзахоронений. Астаданы обнаружены и в других населенных пунктах Дагестана.Несомненно, древние обычаи коллективных захоронений встречаются и упоследователей других древних религий. Однако зороастрийцы с их строгимиобрядами почитания чистоты огня, воды и земли заменили погребальные ямыкаменными ящиками. Материалы археологических раскопок в Дагестане позволяют проследить непрерывность существования и эволюцию каменных ящиковво всех их разновидностях. В V-VII вв. н. э. каменные ящики являютсянаиболее распространенным типом погребальных сооружений во всем Дагестане.Для исследованных поселений этого периода характерны зольные отложения,которые встречаются во всех их слоях. И даже на Урцекском городище, жилищно-бытовые сооружения которого возведены исключительно из камня, сохранилисьмассивные зольники. Подобная специфика, по мнению исследователя М. Г.Гаджиева, является свидетельством культа и всеобщего почитания огня ихобитателями, хотя надо признать, что и солнечные культы характерны длямногих древних верований. Но, ритуальное почитание огня, солнца вкосмогонии Зороастра повлекли за собой изготовление многочисленныхпредметов маздеитского культа, ставших в наше время произведениямисредневекового декоративно-прикладного искусства. Свидетельством тому сталинайденные в раннесредневековых могильниках бронзовые зеркала, пряжки,бляшки и геммы с изображением солнца и других персонажей Авесты. Так, впроцессе раскопок 1980 г, в одном из исследованных в Агачкале склепов,предназначенном для коллективных захоронений, обнаружено 10 бляшек. Нанекоторых из них изображена сцена, характерная для маздеитского культа,состоящая из трех фигур в момент ритуального обряда. В центре выделяетсяфигура язата - божества перед алтарем. Справа и слева показаны сидящиефигуры людей, одна из которых держит в руке курильницу и чашу с огнем -адурог, у другого в руках пучок прутьев, по видимому, барсом - ритуальнаяплеть зороастрийцев. Несомненно, оригинальные изделия раннего средневековьязапечатлели ритуал, связанный с мировоззрением древнего населения. Вверхнечирюртовском могильнике обнаружена гемма, на продольном щитке которойнанесено изображение птицы Пародарш. Два парящих крыла рассматриваются каксимвол зороастризма. Оно является египетским по происхождению (символ богасолнца Гора) и представляет круг с крыльями с двух сторон. Зороастрийцыизображают еще и птичий хвост. Внутри круга помещается фигура мужчины,одетого и увенчанного короной. Известный востоковед Л. И. Лавров, описываянадмогильные стелы на кладбищах шамхалов в Кази-Кумухе, обратил внимание нато, что на всех стелах высечены геральдические изображения, напоминающиезороастрийский символ развернутых крыльев. Исследования Г. Курухава,позволили предположить, что символы со стел шамхалов имеют отношение ккульту солнца, огня и их генетическое родство с маздеитской символикой. ВДагестане, как отмечает В. М. Котович, "изображения птиц на расписнойкерамике, да и в нескольких изображениях, часто встречаются в сочетании ссолярными кругами, иллюстрируя хорошо известную семантическую связь "птица-солнце". На гемме из акушинского каменного склепа IX в. вырезаноизображение легендарного зебувидного быка, символизирующее Вретрагну - богапобеды и света. Другая гемма из того же могильника изображает скорпиона -символ перерождения зла и тьмы Ахримана. Там же обнаружена гемма сизображением коня с приподнятой левой ногой. В зороастризме символ одногоиз праведных "ашванов" - ипостась божества Митры, Вретрагны и Хварны. Геммаиз Дербента, найденная в цитадели Нарын-Кала, передает условное изображениечетырех животных - быка, архара, оленя и горного козла. Образы этихживотных представляют символизацию того или иного доброго божества впантеоне зороастризма. С культом зороастризма связываются и обнаруженные вмогильниках Большого Буйнакского кургана, в Агачкале, в Галла, на гореЗиберхо подвески в виде головы быка. В Дагестанском государственномобъединенном историко-архитектурном музее хранится жезл иранскогопроисхождения с бычьей головой. По преданию жезл был вручен ШамилемЧохскому наибу в знак принятия наибства. Жезл, булаву с бычьей головойобычно держит парсийский, зороастрийский священнослужитель во времяпосвящения его в сан, в знак вступления его в борьбу со злом. Культзороастризма на протяжении веков претерпел достаточно заметные изменения.Как и всякая другая религия, зороастризм в Дагестане приобретал местныеособенности и определял мышление, в том числе и художественное. Получившеевсемирное признание благодаря прекрасным произведениям торевтики, чеканнымметаллическим сосудам - сасанидское искусство имело глубокие корни вДагестане. Сцены охоты, восседания царя, фантастические птицы - украшаютчаши, блюда, кувшины, найденные в Дагестане. Они привлекают внимание нетолько изяществом и совершенством форм, но и прекрасным композиционнымразмещением фигур, смелым и четким рисунком. В связи с этим интереснопредположение искусствоведа Э. В. Кильчевской, которая считает, что всасанидскую эпоху дагестанцы могли учиться ремеслу как в Иране, так издесь, в Дагестане. Убедительным свидетельством сасанидского влияния врегионе является обнаружение иранских монет во многих могильниках VII-IXвв. Название сел. Кубачи на персидском языке звучит "Зерихгеран" - т.е."кольчужные мастера" Амузган, в переводе означает наставник, мастер, чтоявляется свидетельством, что эти ремесленные центры Дагестана сложились ещев сасанидскую эпоху. Местные мастера не только владели сложным искусствомювелирного производства, но и, творчески переосмысливая различные мотивы,создавали изделия из камня, кости, отвечающие традиционным вкусам своихзаказчиков. Уникальными являются найденные в катакомбе Беленджира костяныенакладки седла с выгравированными на них сценами охоты. На одной изнакладок сохранилась часть изображения всадника, стреляющего из лука.Мастерство древнего художника особо ярко отразилось в изображении лошади.Она запечатлена в летящем галопе. Хвост ее на сасанидский манер связан вузел. На второй накладке изображены фигуры вепря и гепарда, устремленные вразличные стороны. Вепрь в ярости устремился на охотника. По стилювыполнения, сюжета они восходят к стереотипным канонам сасанидскогоискусства. Вепрь - символ Врэтрагны, божества победы. Другая линияраннесредневековой архитектуры - украшение храмов художественной резьбой ирельефами, где местные сюжеты органически вплетались в мифологию, дополняяту картину, которую рисовал Зороастр. В Дагестане сохранилось множествосредневековых резных камней прообразами, которых были каменные барельефы,когда-то украшавшие зороастрийские храмы огня; таковы всемирно известныекубачинские барельефы, а их по подсчетам А. И. Иванова более 500экземпляров. По преданию многие из них украшали древний языческий храм. Наэтих рельефах мы встречаем изображения львов, оленей, коней, птиц,грифонов. Вероятнее всего, здесь изображены ипостаси божеств Врэтрагны наего перевоплощения - конь, птица, кабан; Тиштрийя - первозданный бык,олень; Митры - лев и т.д. Интерпретация представленных композицийподтверждает принадлежность их к единому архитектурному комплексу. Однако,на наш взгляд, это не был "дворец какого-то местного феодала", как полагалакадемик И.А.Орбели. Скорее всего, некоторые каменные рельефы из Кубачи, атакже известные резные двери из Кала-Корейша украшали зороастрийский храмогня. Наше предположение подтверждают и известные бронзовые котлы,прообразами которых являются чаши для священного и ритуального огня. Именнотакие бронзовые котлы с рельефами зороастрийских мифологем и ручками в видеощерившихся барсов найдены в средневековых храмах огня в Иране. Интересны ирельефные изображения борьбы льва и единорога, высеченные на оконномтимпане XI в. Образ единорога и связанные с ним мифы сложились на ДревнемВостоке. Изображения мифического единорога украшают ворота башни Иштар вВавилоне (XV в. до н.э.). На огромных каменных рельефах Персепольскогодворца (V в. до н.э.) по обеим сторонам центральной лестницы, ведущей вападану (зал аудиенций), львы, встав на задние лапы, терзают единорогов.29Аналогичная сцена терзания отчеканена на серебряном ахеменидском блюде (Vв. до н.э.). Рельефными изображениями единорога, выполненными красочнымимонохромными изразцами, отделан дворец царя Артаксеркса II в Сузах (IV в.до н.э.). В Кубачах описаны и остатки круглой средневековой башни,напоминающей зороастрийскую культовую башню. Около селения обнаружены такжемогильники с каменными ящиками - астоданами (костехранилищами). Наконец,арабский географ Абу Хамид Андалуси (в XII в.) описывает похороны вКубачах, которые очень напоминают зороастрийские. Возможно, именно вКубачах находился один из зороастрийских центров Дагестана. И, может быть,именно это обстоятельство обеспечивало постоянный и длительный контакт ссасанидской культурой, ярко выраженный в средневековом искусстве аулаЗирехгеран, Амузган, Сутбук, Ашты и др. И. А. Орбели считал, что предкинынешних кубачинцев были "одной из разновидностей албанских племен,сохранивших в своем племенном наименовании ("Угъбуган"-албан), несомненно,древнее название своей страны - Албании". В Агульском районе, близ селенияБуркихан, сохранились развалины, некогда носившие название "Алпан". Целыйряд лексем, относящихся к зороастризму, обнаруживается в фольклоре народовДагестана. Отголоски культа солнца прослеживаются в обрядах вызываниясолнца. В день зимнего праздника игби, проводимого в селении ШалитлиЦунтинского района, выпекали кольцеобразный ритуальный хлеб - иг, которыйолицетворял Солнце (Авест. дрон). Лезгины же при обращении к солнцу делаличучело Ала - пехъ. Образ Ала-пехъ А. Р. Шихсаидов возводит к одному изглавных божеств лезгин - богу солнца, называемому Алпан. В селах, в особыхместах разжигались священные огни. Эти места, называемые в зороастризме"пави" - (чистое место), представляли собой участок на вершине горы,выровненный каменной кладкой, или специальные башни, освященные чистойводой и молитвами. Такие места обнаружены во многих селениях Дагестана.Так, в селении Кунки (Дахадаевский район) сохранилась площадка, котораяиздавна называется "Ца биркна" - место горящего огня. По преданию здесьразжигался священный огонь. От ахеменидской эпохи дошло несколькоизображений жрецов. Здесь они предстают одетыми в доходящие до колен туникис длинными рукавами и широкие штаны. Головным убором им служит напоминающаяшлем шапка с кусками матери по бокам, которыми прикрывали рот. Согласнотрадиции одеяние было белого цвета (белая одежда - одежда зороастрийцев) инапоминало дагестанские черкеску и башлык. Кстати, башлык не толькопрекрасно приспособлен к тому, чтобы прикрыть волосы, лицо, бороду (этонеобходимо в целях ритуальной чистоты), но также защищать от холода, жары ипыли. Ритуал чистоты обусловил поведения зороастрийцев, во многом определилособенности их образа жизни своих последователей. В 741 г. от халифа Омарапоследовал указ о повсеместном введении арабского языка. Усиливаетсяантагонизм между мусульманами и зороастрийцами, которых называли "гебрами"(искаженное кяфир - неверный). В IX в. были уничтожены практически всехрамы и алтари огня, а также зороастрийские святыни. К концу IX веказороастризм окончательно сдал свои позиции в Дагестане. Известно, что присельджуках (XI-XII вв.) зороастрийцы подверглись жестокому преследованию инасильственному обращению в ислам. При шахе Султан - Хусейне (1694-1722)был принят указ о насильственном обращении зороастрийцев в ислам, ещеостававшихся в Иране и Азербайджане.Археологические раскопки памятника раннего средневековья - городища Торпак-кала, находящегося на территории поселка Белиджи в приморской части ЮжногоДагестана, привели к неожиданному открытию. Ученые Института истории, языкаи литературы Дагестанского филиала РАН вскрыли очередной пласт памятника иобнаружили там фрагменты керамических изделий, а затем и остатки строений,датируемые куда более ранним историческим периодом - началом третьеготысячелетия до нашей эры (эпохой ранней бронзы). По мнению ученых,обитатели городища были носителями Куро-араксской культуры, ареалраспространения которой охватывает восточный Кавказ, Закавказье, частьсовременной Турции и территории Ближнего Востока. Интерес археологоввызвали поделки из обсидиана, которые практически не встречаются натерритории Дагестана. Однако особое внимание археологов привлекли прекрасносохранившиеся керамические изделия, формы которых абсолютно отличаются отнаходимых ранее в Дагестане. По мнению ученых, изучение этого памятникавнесет огромный вклад в освещение вопросов культурно-исторического развитияВосточного Кавказа и даст не найденные до сих пор ответы на некоторыевопросы общности и взаимопроникновения культур народов, населяющих регион.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Археологические исследования на территории Дагестана iconАрхеологические находки на территории Миллеровского района

Археологические исследования на территории Дагестана iconСтаврополье в древности
Это примитивные каменные орудия: режущие кремневые пластины и отщепы. Известны и археологические находки и на территории Ставрополья,...
Археологические исследования на территории Дагестана iconДисциплина История культуры региона
Археологические данные, мнения учёных о культуре первых народов на территории Сибири
Археологические исследования на территории Дагестана iconПримерный перечень вопросов к зачёту
Археологические данные, мнения учёных о культуре первых народов на территории Сибири
Археологические исследования на территории Дагестана iconЯзычество древних славян
Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические...
Археологические исследования на территории Дагестана iconЯзычество, как идеология и мировоззрение древних славян
Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические...
Археологические исследования на территории Дагестана iconВведение Роль варягов в создании древнерусского государства
Несмотря на множество современных научных и технических достижений, многочисленные археологические находки и исторические исследования,...
Археологические исследования на территории Дагестана iconЭтногенез народов Дагестана

Археологические исследования на территории Дагестана iconХозяйство Дагестана III в

Археологические исследования на территории Дагестана iconВодные макрофиты на территории южно–минусинской котловины н. И. Шевченко
Исследования проводились в течение лета 2004 и 2005 гг на девяти различных водоемах, в том числе реки Ташеба, Уйбат, Биджа, Аскиз...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы