Школы античной философии icon

Школы античной философии



НазваниеШколы античной философии
Дата конвертации22.07.2012
Размер57,05 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Выделяют три периода развития античной философии: первый - от Фалеса до Аристотеля, второй - греческую философию в римском мире и, наконец, третий - неоплатоновскую философию. Первый период развития античной философии был периодом натурфилософии (философское учение о природе). Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. Третий период античной философии ? век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Проблемы античной философии:

Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:

  • космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как «physis» (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»;

  • мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

  • метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

  • методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

  • эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;

  • проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика;

  • и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Школы античной философии:

Ионийская (или милетская школа) школа - древнейшая натурфилософская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы - монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий.

Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным.

Анаксимандр (610 -- ок. 540 годы до н.э.) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами (апейрон).

С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Элейская школа связана с именами трех философов - Парменидом, Зеноном и Мелисом.

Парменид. Мир для него единое, вечно существующее бытие. Он неизменен, постоянен, всегда один и тот же. По мнению Парменида, все есть бытие, небытия в мире нет. Бытие не конкретно, это - не вода, не огонь, не земля, не воздух. Оно всегда находится в покое, вне времени.

Его ученик Зенон считал, что всякое понытие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд опорий, доказательств, напрвленных против признания и истинности движения.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа.

Академию в Афинах основал Платон. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души, кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу -- Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Аристотель - величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики, и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А., особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавал ей определённость. Материя пассивна - она материал для формы. Согласно его учению о человеке, душа - это форма тела, а разум - форма души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos (крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение, осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство предмета, свойства и образа действий.

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего ? от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа основана Зеноном в конце IV в. до н.э.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Школы античной философии iconКонтрольная работа по философии на тему №5 «Общая характеристика античной философии»
...
Школы античной философии iconОбразовательный стандарт томского политехнического университета по направлению подготовки
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Школы античной философии iconКосмоцентризм и онтологическая проблематика в античной философии

Школы античной философии icon1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной...
Школы античной философии iconПредмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Школы античной философии iconПарадигматическое влияние античной философии на раннее христианство

Школы античной философии icon11. Фундаментальные проблемы античной философии, основные ее школы и направления
Главным предметом философского исследования в период раннего эллинизма становится субъективный мир личности. Философия позднего эллинизма,...
Школы античной философии iconДобро и зло в преломлении восточных религий, античной философии и христианства

Школы античной философии iconОбщие аспекты философии Сократа 3 Идеи Сократа о жизни, смерти и бессмертии 12
И это его обращение к теме человека было тем более естественным, что античной философии всегда была присуща мысль о человеке как...
Школы античной философии iconИ. В. Киреевский об античной философии
Ранняя философия истории И. В. Киреевского. Идея «русско-европейского» просвещения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы