Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет icon

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет



НазваниеФ. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет
Ф.М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Престу
Дата конвертации22.07.2012
Размер70,97 Kb.
ТипОтчет
Лекции по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание


Достоевский «Преступление и наказание».Творческая история – первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет 1-го преступления. Студент, исключенный изуниверситета за неуплату, решился на убийство, с тем, чтобы сделатьсчастливой свою семью, а потом он думает, что будет жить честно. Новозможно ли такое после убийства? Он называл убийство – поступком, но нерешался назвать его преступлением. Достоевский решил задумать ещё однуповесть: «Пьяненькие». Главным героем должна была быть Сонечка Мармеладова.Но он сжег рукописи обеих повестей, но затем очень быстро написал по этимдвум повестям одну – «Преступление и наказание». Петербург в то время былпоражен вестями из газет: о том, что студент Данилов убил ростовщика и егослужанку ради денег. А 4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов стрелялв царя Александра 2, по идейным соображениям. Достоевский предугадалсобытия и создал образ Раскольникова, он отразил то, что реальнопроисходило в России. «Что будет потом?» - вопрос, над которым Достоевскийбудет думать, создавая «Преступление и наказание». + Это роман о русскомобществе, ощущение, которого было, что Россия после реформ зашла в тупик.Роман начинается с обнажения тупиков, в которые зашли все герои романа. Ссамого начала романа мы узнаем, что главный герой обнищалый студент, чтоему приходится уйти из университета. Ощущение голода, униженности приводитк тому, что Раскольников пытается найти выход из положения. Низкие потолкиего коморки постоянно давят на его душу. Все герои романа живут также: ни укого нет собственного дома. Затем автор знакомит нас с семействомМармеладовых. Мармеладовы снимают на большую семью одну комнату,разделенную на две. В этом же доме снимут комнату Лужин и Лебезятников.Соне нельзя жить с семьей Мармеладовых. Соня живет по желтому билету,поэтому она снимает отдельную комнату, она тоже живет не в уютной старо-мебелированной комнате, с желтыми обоями, за перегородкой у неё живетСвидригайлов. Когда в Петербург приезжает Дуня, сестра Раскольникова, еёжених помещает её в дешевый номер. У Алены Ивановны тоже нет своего дома.Все герои романа находятся в нервном напряжении. Катерина Мармеладоваболела чахоткой, казалось, она была в забытьи, она не ждет мужа с деньгамии трезвым. Мармеладовы не стесняются скандалить на людях. Так иРаскольников тоже не смущается на показ выставлять свои отношения сЛужиным. В романе четко видна злоба всех на всех. Все герои остервеневшие,озлобившиеся, никто не мирится с такой жизнью. Все придумываютисключительно страшные и странные решения проблемы, идеи. Герои – идеологи.Достоевский в отличии от Тургенева делает своих героев не теоретиками, азаставляет их действовать. Они реализуют свои идеи на практике. Все онипоэтому, каждый по-своему, станут преступниками. Судьбы героевперекликаются параллельно. Можно выделить парных героев. Достоевскому важнопоказать состояние эпохи, сломанной и расколотой (фамилия главного героя).1861 год принес России не развитие, а завел её в никуда. До последнегомомента Раскольников сомневается «сможет ли он это сделать?» Раскольниковсовершает этот поступок ради идеи. Эта идея родилась из желания выйти изтупика, в который уже попали все… Раскольников берется изменить положение.Но у Роди есть и ещё одна причина: ему охота проверить соответствует ли онсвоей идеи, хватит ли у него решительности? Эксперимент над самим собой. Онполагает, что все люди делятся на две группы: Твари дрожащие и Правоимеющие. Право имеющие – это сильные люди, на которых не распространяетсяморальный устой, они имеют право проливать кровь по совести. Эта идеяоснована на крае эгоизма, наполеонизма. Раскольников идет на преступление,чтобы узнать тварь ли он дрожащая, или право имеющий. Затем он скажет Соне:«я пошел, как умник и это меня и сгубило». Накануне он видел страшный сон.Раскольников не учел своей собственной человеческой натуры, совести.Достоевский с самого начала уверен, что с одной логикой, без совести, черезкровь не пройти, что на кровопролитии нельзя строить идеи. Преступлениерастет, как снежный ком: убийство не одного человека, как было задумано, атроих, обвиняют невиновного – Миколку. Раскольников знает, что совестьвозьмет свое. И у него появляется ощущение, что его будто ножницамиотрезали от всех и всего. Ноги сами ведут его обратно, на местопреступления. С одной стороны в нем пробуждается совесть, с другой – злоба,мадоннское и содомское начала. Раскольников задает теперь себе вопрос: «Нучто теперь делать?». Но ответ знает только Соня: ему надо принятьстрадания. +Поэтика романа. Роман – трагедия. Герой Достоевского дается нечерез описание жизни (Толстой), а через описание героев, через внутреннююдраму. Он обращается к ним во время высшего обострения конфликтов.Столкновение двух противоположных начал формирует новую личность. Время –13 дней. Место действия замкнуто, сжато – Петербург. Единство места,времени. Сюжетных линий несколько. Все сюжетные линии связываются в одноцелое – преступление, которое совершил Родя. В романе соблюдены, как вдраматическом произведении, три единства: места, времени, действия. УДостоевского основная повествовательная часть романа – диалоги, монологигероев, мало авторского голоса. Если у Толстого трудно отличить по голосудвух героев, то у Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос,свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но авторв романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищетистину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голосаразных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуетсядиалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознанийвступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голосабудут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознаниявсех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно,так как он считает, что у всех людей одно мадонское сознание, начало. Онсчитает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одномчеловеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться. «Преступлениеи наказание» - полифонический, многоголосый роман. Отсюда особенностьпостроения системы героев, система двойников.Раскольников и Свидригайлов. Свидригайлов – (человек темный, причина смертисвоей жены) вызывает у Сони интуитивно страх, человек лет пятидесяти, глазахолодные, пристальные, вдумчивые, казался моложе своих лет. Разговор сРаскольниковым первый: очень откровенный, о том верит ли Раскольников впризраков? Свидригайлов не только верит, но и видит их. Свидригайлов хочетрассказать Роде свою теорию. Свидригайлов считает, что он с Родей одногополя ягода. Свидригайлов атеист. Свидригайлов – худшая сторонаРаскольникова. Хотя Раскольников не верит в это, но Родю тянет кСвидригайлову, они, как в зеркало друг в друга смотрятся. Второй разговор.Говорят на общем языке. Свидригайлов предлагает сделку: Раскольников долженубедить Дуню остаться с Свидригайловым, взамен на деньги, которые помогутему уехать в Америку. Свидригайлов почти не человек, так как у него нетсовести, нет нравственности. На самом деле он хочет жениться нашестнадцатилетней девочке, ему нравится делать зло. Но, несмотря на это, онискренне любит Дуню – свою последнюю надежду на спасение. Свидригайлов такпредлагает и Дуне сделку, он говорит ей, что её брат убийца. ТакжеСвидригайлов помогает семье Мармеладовых финансово. Перед смертью он видитразные сны: страшные и прекрасные. Он кончает жизнь самоубийством.Раскольников тоже был близок к этому, но его спасло покаяние.Раскольников и Порфирий Петрович. П.П. – следователь. Раскольникова тянет кП.П. и Порфирий давно знает, что Раскольников к нему придет. П.П.: 35 лет,полный, без усов, курносый, бодрый, насмешливый, взгляд бабий, желчный,подмигивающий. Первый диалог. Почему люди идут на преступления? П.П.считает, что социальные мотивы не главное. Он понимает теориюРаскольникова. Но и сам делит людей на две категории: следователи ипреступники. П.П. для Раскольникова – черт, Раскольников для П.П. –преступник, муха, которую надо убить. Они говорят о том, верит ли он вНовый Иерусалим. Раскольников говорит, что он верит, верит и в ВоскресениеЛазаря. П.П. атеист, материалист, ему безразличен человек. П.П. понимает,что, так как Раскольников верит в Бога, то он признается в содеяном. Второйразговор. Раскольников сам к нему идет. Разговор заходит о наказании. ДляП.П. главное посадить в тюрьму преступника. П.П. предлагает Раскольниковупризнаться и получить минимальное наказание. Самое страшное дляРаскольникова страдать, совершить преступление, что П.П. понять не может.П.П. говорит, предлагает Раскольникову покончить жизнь самоубийством,оставив записку с признанием. И сближает безнравственность, безразличностьк человеку (жизни). Раскольников и Лужин. Лужин богат, 45 лет,высокомерный, угрюмый, осанистый, брюзгливый. Лужину надо добитьсярасположения Раскольникова. Теория Лужина делить на тех, кто может пошитьсебе кафтан и тех, кто не может. Лужин издевается над библейскимизаповедями. Для него главное добиться материального благополучия, несмотряни на что.Достоевский рассматривает человека в повседневной, реальной, бытовой жизни.Достоевский рассматривает человека изнутри с психологической точки зрения.Достоевского интересует вечный смысл происходящего с Раскольниковым вромане. Ключевые сцены: Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной.Раскольников не верит в Бога и ни считает нужным раскаяться перед Богом, вотличие от Мармеладова. Он ставит себя выше Бога, думает сделать мир лучше,чем сделал его Бог. Он должен признать себя грешником. ВоскресениеРаскольникова, его души. Приход к Христу. Притча «Фарисей и Мьибарь». Сценачтение Сони Раскольникову Евангелия: «Воскресение Лазаря». Она боится, чтоРаскольников не поймет, что он будет смеяться, но все же читает. Она верит,что он раскается и поверит в бога. Он Раскольников не отказывается от своейтеории. Но во время раскаянья он не верит-таки в Бога. Каторга. Он думает,что не помогло ему раскаяние, не помогла и Соня, но со временем… Соня иРаскольников. Оба грешники. Соня – приносит себя в жертву, для спасениясемьи. В лице Сони Раскольников видит жертву, спасительницу. Боитсяистинных грешников – Свидригайлова, отрицательной стороны Раскольникова. Новидит в Раскольникове положительные качества. Раскольников доверяет ей вовсем. Первый разговор. Сознание Раскольникова в содеяном. Рассказывает ейсвою теорию, истинную причину, почему он это сделал. Она сразу же говорит,что теория его – бред, что он преступник, что никто не может распоряжатьсяжизнью других. Второй разговор. Соня предлагает Раскольникову пойти наплощадь, раскаяться, одеть крест. Он идет, но креста не одевает.Безрезультатно. Третий разговор. После поминок Раскольников задает Соневопросы, как и Порфирий Петрович доставал Раскольникова. Соня все равнолюбит всех, как Бог. Она единственная, кто не делит людей на группы, длянеё все равны. Воскресение Раскольникова. Соня молится о нем, приходит кнему. Когда он выздоравливает, а Соня заболевает, то Родя понимает, что неможет жить без неё. Раскольников вытеснил злобу, отказался от своей теории,теперь он свободен, любовь, вера в Бога помогла ему. Теперь и каторжники кнему относятся лучше, все, что Соня читала ему в Новом Завете, то с ним ипроизошло. Раскольников разбил своего идола, соединился с людьми, уверовалв Христа. Человек Воскресился в новой жизни раз и навсегда.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconИдейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание на тему: «Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconАнализ романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке...
Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconПетербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconПроблема гуманизма в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Проблема гуманизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconОбраз Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconЛужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconТема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconИзображение петербурга достоевского в романе "преступление и наказание"

Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет iconИдейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы