Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике icon

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике



НазваниеБюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике
Дата конвертации22.07.2012
Размер204,09 Kb.
ТипРеферат
Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике


Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ Рязанская государственная сельскохозяйственная академия имени проф. П. А. Костычева. Кафедра экономики сельского хозяйства Курсовая работа по экономической теории на тему: “Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике”. Выполнил: студент ХХ группы экономического факультета Alexx Mc Проверил: Чиженко И.П. Рязань 2001. СодержаниеВведение. 3Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг: теория. 41. что такое бюджетный дефицит. 42. виды дефицита, нормальный и критический размеры. 53. способы финансирования дефицита госбюджета. 64. государственный долг. 9Глава 2. Российская практика. 121. проблема бюджетного дефицита в россии. 122. о бюджете на 2002 год 143. внутренний долг 154. из истории внешнего долга. 175. внешний долг в настоящее время. 186. управление внешним долгом. 207. проблема дефолта в современной россии. 21Заключение. 23Список использованной литературы. 25 Введение. Уже ХХI век... Каким в него вошла Россия, что ее ждет в новом времени?Какие ей нужно преодолеть трудности, какие решить проблемы, чтобы в будущемзанять достойное место в мире? Над этими вопросами ломают головы те, комунебезразлична судьба России, кто связывает свое будущее с ее будущим. Онизадумываются о выборе путей экономического, социального, духовного инравственного развития. Все эти проблемы взаимосвязаны и все нужно решатькак можно скорее. Естественно, меня, как будущего экономиста, большеинтересуют накопившиеся проблемы экономического характера. Их огромноечисло, но среди них можно выделить несколько наиболее актуальных ипринципиальных: проблема экономического роста, поддержание спроса,финансирование и развитие социальной сферы, проблема занятости, проблеманеплатежей в народном хозяйстве, проблема накопленных Россией долгов запоследние годы в результате внешних и внутренних займов. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита игосударственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление ихв российской экономике в настоящее время. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокийгосударственный долг характерны на современном этапе для большинствапромышленно развитых государств. В результате кредитной экспансиигосударства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняютсявысокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственногодолга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболееактуальных задач экономической политики не только России, но и другихстран. Из вышеперечисленных проблем больше всего меня привлекает проблемавнешнего долга. Развитие любой страны зависит и от её взаимоотношений сдругими странами, а кредитные отношения занимают не самое последнее местосреди них. Поэтому в практической части работы я уделил рассмотрениювнешнего долга России и связанных с ним аспектов экономической деятельностибольшее внимание. Кроме того, в последнее время интерес к этой проблеме неуклонновозрастает, ведь скоро 2003 год, на который приходится пик выплат повнешнему долгу. И если Россия сможет преодолеть этот рубеж, то, я уверен,скоро она встанет рядом с развитыми странами и докажет своё право на этоместо.Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг: теория. Что такое бюджетный дефицит. Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие "бюджет" имеетдва толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов,средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь тогосударство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение междудоходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств,характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенныйпериод, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое"кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамикуего наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношениемежду доходами и расходами. В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны дляосуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычноон измеряется в виде процента от ВНП. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-точрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например,необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитиеэкономики, что отражает рост валового национального продукта, а некризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайныеобстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты накоторые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательноосуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.Иногда несбалансированный бюджет даже полезен. Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (илюбой другой экономической) политики является устойчивый экономическийрост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижениемсбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательнаясбалансированность бюджета сводит на нет действия налога какавтоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот).Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобыпогасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобыизбавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегревпри подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он неведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулированияэкономического роста. Виды дефицита, нормальный и критический размеры. Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурныйдефицит представляет собой вычисленную разность между текущимигосударственными расходами и доходами в предположении некоторогофиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когдаэкономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, асоциальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность междуреально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называетсяциклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении деловогоцикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический дефицит сократился, аструктурный неуклонно возрастал. В теории различают также активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения расходов. Он может бытьсвязан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданиюрабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это вконечном счете ведет к экономическому росту. Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-зазамедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а такженеплатежей со стороны предприятий и организаций. Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Онпредставляет собой разность между величиной общего дефицита и суммойпроцентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицитаувеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.евозрастает "бремя долга" в экономике. Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы егопреодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению кстоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях,когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайныхобстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал,неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наноситогромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры дляпреодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующийуровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрываетсянизкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международныестандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогдакак дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годовдефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25%доходов и превышал 5% ВВП.[1]Способы финансирования дефицита госбюджета: 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) увеличение налоговых поступлений в госбюджет. 3) выпуск займов; В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доходгосударства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпароста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит кповышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платятсвоеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется впользу государства через возросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи -сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговыхотчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжениясоздает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как завремя "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате котороговыигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общаянеустойчивость финансовой системы могут возрасти. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критическихситуациях — во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссииобщеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулыдля долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработнаяплата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетныйдефицит. В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильностиправительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель:конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национальногоэмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождатьсянепосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах,например в виде расширения кредитов Центрального банка государственнымпредприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей.В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая ихв срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производителизаранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Этодает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятийгосударственного сектора, то эти дефицита нередко непосредственнофинансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общийдефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие отмонетизации, официально считаются неинфляционным способом финансированиябюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьмаусловным. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджетвыходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так какразрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговойреформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. Вкраткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых,снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростомэффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентныхставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающееэкономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (вцелях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможнымувеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставокналогообложения и налоговых поступлений в бюджет. Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпускагосударственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента,что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистогоэкспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итогевозникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующийэффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматриваетсякак антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговойспособ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создаетвременную отсрочку для этого роста, что является характерным для многихпереходных экономик, в том числе и для российской. Если облигациигосударственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков,то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещениинепосредственно в Центральном Банке. В случае обязательного (принудительного) размещения государственныхоблигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные)процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицитапревращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказываютопределенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает кпринудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает такимобразом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы дляприобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценныхбумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынкессудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами.Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежнымизаемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуютудорожанию кредита — росту учетной ставки. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджетане имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностьюнеинфляционным. Государственный долг. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный периодвремени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительныхсальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг. Сразу отмечу, что в России сложился отличный от общемирового подход ктакому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге РоссийскойФедерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга навнутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, внастоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние всоответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся квнутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В мировой же практике существуют следующие определения: Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам,организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшимбременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенныеуслуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также,что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых ипредоставляется кредит. Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговыеобязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством;государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг отимени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательствамогут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет),долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки,которые не могут превышать 30 лет. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие поитогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансированияобразовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточнорегламентированы и включаются в программу внутренних заимствований наочередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря напринятие соответствующих законодательных актов. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономикипо сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг припогашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенныеизменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьмазначительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннегодолга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ — важнейший источник покрытия бюджетногодефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размердефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Сдругой стороны, для оценки величины государственного долга необходимоисследование роста бюджетного дефицита. Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых,возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложениядолгового бремени на будущие поколения. По поводу первой «опасности» можно отметить следующее: никто не можетзапретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживаниюгосударственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из:рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительствопродает новые облигаций и использует выручку для выплаты держателямпогашаемых облигаций); взимания новых налогов (с целью получениядостаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы),выпуска в обращение новых денег. Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долгатакова, что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев —внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он являетсяодновременно и государственным кредитом. Рост государственного долга влечет за собой реальные негативныеэкономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличиваетнеравенство в доходах, поскольку значительная часть государственныхобязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги изкарманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным,т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплатыгосударственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорватьдействие экономических стимулов развития производства, снизить интерес квложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилитьсоциальную напряженность в обществе. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу частисозданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов илисумм основного долга). В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитетстраны. В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов длярефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, этонеизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентнойставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращениечастных капиталовложений, в результате последующие поколения могутунаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всемивытекающими отсюда отрицательными последствиями.Глава 2. Российская практика.Проблема бюджетного дефицита в России. Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита.Однако, после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимыйподъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает. Рассмотрим основные причины этих явлений. Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося вусловиях перехода к рыночной экономике в России — это низкая эффективность. производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов вбюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективныебюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадомбывшего единого союзного государства. Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятнойдля нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как"бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитыестраны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаютсякрайне низкими. Кризис способствовал переходу правительства к более ответственнойфинансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые былпринят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит впервом полугодии составил 1.9/% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП.Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которогосоставляет порядка 2.5 млрд. долл. в месяц. Реструктуризация государственного долга способствовала сокращениюрасходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнениефедерального бюджета. В текущем году отмечался более высокий уровеньдоходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращаласьзадолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялисьметоды целевого финансирования расходов бюджета. Исполнение федерального бюджета происходило в условияхвосстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередьоживлением промышленного производства в связи с расширениемэкспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основнымизадачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были переломтенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развитияреального сектора экономики Превышение фактической величины доходов федерального бюджета надплановой обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, непредусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога надобавленную стоимость. Неналоговые доходы получены в основном за счетпоступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущемгоду объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть,вызванным ростом цен. Федеральный бюджет в I полугодии 2001 года на основе данных офинансировании исполнен с профицитом в сумме 62,8 млрд. рублей, или 1,6% кобъему ВВП за I полугодие 2001 года. Эти средства были направлены восновном на погашение государственного долга.Таблица 1 Основные характеристики федерального бюджета[2]| |2000 |2001 | Парижскому клубу |3,21 |3,26 |3,15 |3,33 |3,39 |3,33 | |Лондонскому клубу|1,83 |2,85 |3,18 |3,12 |3,47 |3,79 | |Управление внешним долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупностьмероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов,изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпускуновых государственных ценных бумаг. В Государственной думе еще в 1996 г. была создана специальная комиссияпо государственному долгу и зарубежным активам РФ. Основной формой контроляи влияния с ее стороны на правительственную политику в этой областиявляется ежегодное утверждение бюджета и его составных частей - программ,внешних и внутренних заимствований и предоставляемых РФ государственныхкредитов. Особое внимание Государственная дума в соответствии с Бюджетнымкодексом стала уделять такому важнейшему показателю, как предельный объемгосударственных внешних заимствований. Лимит государственного долга - этоотносительный ограничитель. Бюджетный кодекс предусматривает возможностьего изменения путем внесения соответствующих поправок в закон о бюджете. Ноэто достаточно трудоемкий и длительный путь, требующий веских обоснований. Об условности показателя лимита внешнего долга свидетельствует, например, и описанный выше факт уменьшения суммы государственного долга Счетной палатой. Важным моментом в совершенствовании управления внешним долгом послеавгуста 1998 г. стало решение об обязательном законодательном контроле надновыми внешними заимствованиями. Этот контроль должен осуществляться путемутверждения Государственной думой ежегодных программ внешних заимствований Новые нормы по управлению внешним долгом были внесены в августе 2000г. в Бюджетный кодекс РФ. Они предусматривают выделение в программегосударственных внешних заимствований РФ всех тех заимствований, объемкоторых превышает 10 млн. долл., и обязательств по реструктуризации долгаРФ, если их объем превышает 10 млн. долл. Кодексом также предусматривается,что договоры (соглашения) о реструктуризации либо списании задолженности РФиностранным кредиторам подлежат ратификации, если они не были включены вданную программу на очередной финансовый год, а размер реструктурируемогообязательства превышает 10 млн. долл.Проблема дефолта в современной России. Что произошло 17-ого августа. Правительство, приняло решение о выпуске ценных бумаг для обеспечениястраны деньгами. Предполагалось, что пока будет стабильная ситуация вэкономике страны законодательная часть власти разделится на более-менеечеткие группы как в других странах, а потом можно будет уже проводитьзаконы, которые так нужны стране. Но этого не произошло - дума необъединилась. Ценных бумаг в обращении уже становится слишком много, поэтомупонимая, что когда-то надо выплачивать долги, и они становятся слишкомбольшими, к тому же зная, что даже если Россия объявляет дефолт по всемвидам займов, то ни каких санкций от мировых институтов власти непоследует, правительство, решает резко остановить нарастающие долги иобъявляет, что может произойти девальвация рубля. И по рассчитанному плану17-ого августа ставки ГКР резко взлетели, и ЦБ объявил дефолт. То есть государственные ценные бумаги России использовались не какэкономический инструмент, а способ сохранения стабильности в некоторыйпериод правления современной российской думы. Но сейчас проблема имеет совершенно другой характер. Как я уже показывал (Таблица 3), пик платежей России по внешним долгамприходится на 2003 год. Существует две точки зрения на эту проблему. Многие зарубежные экономисты считают, что у России не возникнетзатруднений с выплатой внешней задолженности в 2003 году. Старший экономистмосковского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль отмечает, чтомакроэкономическая ситуация в России остается стабильной. Об этом, по егословам, свидетельствует уровень золотовалютных резервов, положительноесальдо платежного баланса, а также предусмотренный в бюджете на 2002 годапрофицит. В случае возникновения проблемы с выплатой внешнего долга этифакторы сыграют роль амортизаторов. В то же время, указал Рюль, экономикаРФ по-прежнему сильно зависит от цен на энергоносители, и это продолжаетделать экономику России уязвимой. В российских правительственных и деловых кругах к вопросу о выплатахдолгов в 2003 году подходят осторожнее. Глава Банка России считает, чтосумма в 18 млрд. долларов будет неподъемной, и о проблеме реструктуризацииплатежей 2003 года надо вести переговоры с кредиторами, в том числе спредставителями Парижского клуба. Тем не менее, в случае решения Россией проблемы 2003г. ее кредитныйрейтинг может быть повышен. Россия достигла хороших показателей по запасамзолотовалютных резервов, по сбору налогов, по исполняемому с профицитомбюджету. Однако этого, по мнению иностранных инвесторов, недостаточно.Нужно форсировать проведение многих реформ, среди которых судебная иземельная, т.к. инвесторы хотят более действенной и законной защиты своихинвестиций, а судебная реформа будет призвана быть гарантом инвестиций,механизмом возврата в страну вывезенных капиталов. Заключение. В своей работе я показал основные теоретические моменты теориибюджетного дефицита и постарался отразить основные черты этих проблемприменительно к российским условиям. Исполнение федерального бюджета происходило в условияхвосстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлениемпромышленного производства, расширением экспортоориентированных ипроизводств, в основном, связанных с нефтедобычей. Основными задачами,стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденциироста долгового бремени страны, создание условий для развития реальногосектора экономики. Что касается бюджета-2002, то он отличается от бюджета текущего годадвумя моментами. Во-первых, желанием подтянуть развитие социальной сферы,во-вторых, увеличением государственного финансирования инвестиционныхпрограмм. Дело в том, что в прошлом году правительство посчиталоцелесообразным вкладывать государственные средства в основном внепроизводственную сферу, куда частные инвестиции идут с большой"неохотой". А в промышленности и сельском хозяйстве участвовать лишь ввысокоэффективных проектах с быстрой окупаемостью. Надежды не оправдались,средств на инвестиционные программы оказалось явно недостаточно. И хотябюджет планируется бездефицитным, средств может не хватить и в новом году. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема госдолга. Внутренний долг 2001-ого года по сравнению с прежним несколькоуменьшился, что связано с переоформлением векселей Минфина России на болеедлительные сроки, однако увеличение привлечения внутренних средств (вчастности, по ГКО) для погашения внешнего долга говорит о том, чтовнутренний долг по прежнему актуален. Произошло и сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Что касается возникшей проблемы дефолта в 2003 году, то здесь мое мнение совпадает с мнением Кристофа Рюля: Россия сможет выплатить долги. Существующая система займов и управления государственным долгом должнабыть модернизирована на основе нового структурного деления, единой системыуправления и обслуживания, а также усиление контроля за эффективностьюпривлечения и расходования средств в рамках общей бюджетной реформы.Модернизация подразумевает: законодательное определение нового разбиениягосударственного долга РФ по составу; согласованное делениегосударственного долга на внутренний и внешний; развитие механизмауправления различными видами долга. В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но небезнадежно. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду.Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижаласьзадолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности повыплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, чтопозволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке ипроизводить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже приотсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга ибюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, онтребует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, акуда более длительный. Список использованной литературы.1. Федеральный закон РФ от 27.12.2000 №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на 2002 год". // Финансы № 5 2001.3. Васильев Т.И, Ильин С.С "Экономика. Справочник студента" М.: ООО "Фирма", филологическое общество "Слово", издательство "АСТ" 1999.-5444. Агапова Т.А, Серегина С.Ф. "Макроэкономика", учебник / под редакцией профессора А.В Сидоровича. – МГУ им. М.В Ломоносова, издательство "Дис" 1997.- 416 с.5. Костюк В.Н. "Макроэкономика", курс лекций. – М.: "Центр",1998.-384с.6. Маковская Е. "Искусство вылезать из петли"//. Эксперт №39 1997 год7. Тоцкий. А. "Возможности конверсии долгов". // Внешняя торговля, №2-3, 1994.8. Внешний долг // ЭКО, 2001 №8 стр. 89.9. Смирнов К., Викторов С. "Бюджетный фокус" // "КоммерсантЪ ВЛАСТЬ" №46 2001.10. Мельников В.Я. "Быть ли новому дефолту" // ЭКО, 2001 №4 стр. 55.11. Хейфец Б. "О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами". // Экономист 2001 №4. стр. 7312. Материалы Министерства финансов РФ // Экономическое развитие России №№ 7-8 2001. Реально из этого изобилия использовано 3-4 источника, остальное взято из Internet, В частности, с сайта http://www.cir.ru/ и иже с ним. Сдал на 4.-----------------------[1] Костюк В.Н. "Макроэкономика", курс лекций. Стр 35.[2] Экономическое развитие России №№ 2001 стр. 54[3] Экономическое развитие России №№ 8 2001 стр. 45[4] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политикена 2002 год".// Финансы № 5 2001. Стр. 3[5] Смирнов К., Викторов С. "Бюджетный фокус" // "КоммерсантЪ ВЛАСТЬ" №462001.[6] Экономическое развитие России №7 2001. стр. 40.[7] Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.// "Внешняя торговля", 1994 №2-3.[8] Маковская Е. ”Искусство вылезать из петли”. // "Эксперт" 1997 №39.[9] Большинство цифр этого параграфа взято из статьи Внешний долг // ЭКО,2001 №8 стр. 89.[10] Внешний долг // ЭКО, 2001 №8 стр. 91




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине
Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит и связанные с этим проблемы

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит и методы его снижения

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит и пути его преодоления

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconБюджетный дефицит: причины, последствия, методы регулирования

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике iconРоль государства в экономике
История эволюции представлений о роли государства в экономике. Меркантелисты. Классическая теория. Кейнсианская теория. Неоклассическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы