Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков icon

Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков



НазваниеИсследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков
Дата конвертации22.07.2012
Размер208,43 Kb.
ТипИсследование
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков


1. Введение. В настоящее время значительно возросло влияние средств массовойинформации на личность. Господствующее положение среди средств массовойинформации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-хначале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидениепрочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидениевытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция спрессой объясняется появлением на телевидении новых технологий: а) Цифровое телевидение. б) Телетекст. в) Компьютерные технологии. г) Спутниковое телевидение. В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации икак следствие затруднена возможность контроля за чистотой эфира. Получитьинформацию посредством телевидения оказалось значительно легче, чем каким-либо иным способом. Например, для того, что бы прочесть газету, необходимопойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее,чем выбрать его для просмотра из 5-12 программ телевидения, а во многихевропейских регионах количество программ уже превышает 20. Вышесказанное доказывает, что телевидение стало наиболее доступными простым способом получения информации. Рассмотрим влияние телевидения на агрессию у подростков. Для этогосначала разберёмся в психологическом состоянии подростка, уточним какуюкатегорию людей мы будем считать подростками, а так же выясним, что такоеагрессия? 2. Психологическое состояние личности подростка. Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются:детская психология, психология младшего школьника, психология подростка,психология юности, психология взрослого человека. Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильноподвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовкук самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения,выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимостиличности. В результате и под воздействием этих социально-личностныхфакторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими еголюдьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальнойпозиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезнойдеятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь междуинтересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. В результате психологических исследований установлено, чтоиндивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит впервую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. Вразличные периоды жизни человека соотношение между социальным ибиологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора напсихологическое развитие человека усиливается. Разновременная последовательность биологического и социальногосозревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются вподростковом возрасте. Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастныеособенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах,свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастомизменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, кокружающей действительности, изменяется значимость всего этого для даннойличности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы,убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающемуи к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействиемчеловека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится идействует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но исам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрастеизменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтомувыраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда изамаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли». Рост самосознания - это характерная особенность личности старшегошкольника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старшихшкольников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся болеекритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого исверстника. И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» уюношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическаяшкола в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходноговозраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Еслиэто происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созреваниеявляется одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следятдругие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первуюочередь актуализирует вопрос: «Кто Я?» В этот период происходит переход от внешнего управления ксамоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации обобъекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информациясубъекта о самом себе, то есть самосознание. Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннегомира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующеесобытие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести надругих приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойствоили ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляетсяизбирательность общения, потребность в уединении. «Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневникевосьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центромобщества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, необижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто невлезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всёблагополучно, и сама она социально очень активна. Чувствоодиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождениявнутренней жизни. А иногда подобное переживание может быть острым идраматичным. Как раз в этих случаях может оказывать первостепенное влияниерадио и телевидение, как самый доступный источник информации и позитивной,и негативной. Становление личности включает в себя также становление относительноустойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознаниюсвоих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могуи должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещёмогу сделать в жизни?» Н. Ф. Добрынин пишет: «Юноша хорошо понимает, что всякоевмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условияхколлективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у негос жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить нетолько сои способности, но даёт ему и уверенность в возможности техизменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё большевоспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться. Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладениеэтими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами истремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такогоовладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своейволи. Он задумывается над особенностями своего характера, так каквозможностей его проявления у него значительно больше, а умение оцениватьсобственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становитсяболее осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свойхарактер и развивать свои способности. Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться вдостоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, втесном общении, с которыми формируется его личность, с которыми он делитсясвоими мнениями, желаниями, в спорах, с которыми ищет и добивается истины.Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должныбыть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды». Исходя из слов И. С. Кона и Н. Ф. Добрынина, можно подвести итог опсихологическом состоянии личности подростка. К этому периоду у него ужедостаточно определены и стойки особенности характера, способностей,темперамента. Физическоеформирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшееприобретение - открытие своего внутреннего мира». Происходит переход отвнешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управлениянеобходима информация, которую юноша начинает искать, как в своёмвнутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Старший школьныйвозраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. Устаршеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но иотчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации,упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическимзнаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы изакономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующегопсихологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления. 3. ПРИРОДА И СТРУКТУРА АГРЕССИИ. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает“нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение емупридавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалосьлюбое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией сталипонимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ееприроды и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают подследующие четыре категории. Агрессия относится к:1. Врожденным побуждениям и задаткам;1. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;2. Познавательным и эмоциональным процессам;3. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.3.1. Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, чтоагрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Вчеловеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) иинстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена наупрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типанаправлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всечеловеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этихинстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, чтосуществует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ееразрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат целинаправлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергиятанатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушениюсамого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, чтоагрессия выводится наружу и направляется на других. Эту теорию можно отобразить следующей схемой: Разрушение Сохранение Танатос----------------------( Я (------------------------- Эрос |Изменение направления энергии Агрессия, направленная на других Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявлениеэмоций, сопровождающих агрессию.3.2. Экологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, которыйпридерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позициейЗ. Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденногоинстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и удругих живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своимисточником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организмеспонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь стечением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действийявляется совместной функцией:1. Количества накопленной агрессивной энергии.1. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.Это можно проиллюстрировать схемой. Представленной на рис.1.1. Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данныймомент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснуласьвовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно. Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живыесущества наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеютсдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителейсвоего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающимначалом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массовогоуничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренцутверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимымис выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.3.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, вышеописанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, ане эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.Агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;2. Сила препятствия на пути достижения цели;3. Количества последовательных фрустраций. Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнеепрепятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будеттолчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакциюбольшей силы.Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией нафрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение непроявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозынаказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которогоагрессивные действия направляются на другого человека, нападение накоторого ассоциируется с наименьшим наказанием. Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном наРис.1.2. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности противфрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данногоиндивидуума не действует сдерживающий фактор. Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопросследует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые неприносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление,агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которыеснижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).3.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель). В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собойусвоенное поведение в процессе социализации через наблюдениесоответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идетизучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в видетаблицы 1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивногоповедения.Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры.|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,||посредством: |гормоны, нервная система) || |Научения (например, || |непосредственный опыт, || |наблюдение) ||Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, || |возбуждение, внимание) || |Неприемлемым обращением || |(например, нападки, Фрустрация) || |Побудительными мотивами || |(например, деньги, восхищение) || |Инструкциями (например, приказы) || |Эксцентричными убеждениями || |(например, параноидальными || |убеждениями) ||Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием || |(например, материальное || |вознаграждение, неприятные || |последствия) || |Викарным подкреплением (например,|| |наблюдение за тем, как поощряют || |или наказывают других) || |Механизмами само регуляции || |(например, гордость, вина) | С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:1. Способов усвоения подобных действий;2. Факторов, провоцирующих их появление;3. Условий, при которых они закрепляются. Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влияниюпервичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детейагрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителейможет выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителейобычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоениечеловеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такогоповедения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышаетвероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относитсяи викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальноепоощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение исамонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением инаказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностейпредотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть двепричины:1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).2. социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях. В настоящее время теория социального научения является наиболееэффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если естьсведения об агрессоре и ситуации социального развития. Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природуагрессивности, можно сделать следующие выводы:Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакциейиндивидуума в ходе борьбы за выживание;Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социальноприемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивногоповедения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменениеусловий, способствующих проявлению агрессии. Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определимосновные понятия. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она непроявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вредаили ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегатьподобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себяследующие частные положения:1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;1. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;2. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”). Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которыепричиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группелюдей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживомуобъекту. Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность - поведениечеловека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинитьим неприятности, нанести вред. “Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующееопределение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение,противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологическийдискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха,подавленности). Проявление агрессии весьма разнообразно.Различают два основных типа агрессивных проявлений:Целевая агрессияИнструментальная агрессия Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранееспланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, которыйсам по себе не является агрессивным актом.Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах: Заградова,Осинский А. К., Левитов Н.Д.:1. По направленности: 8. Агрессия, направленная вовне; 9. Аутоагрессия - направленная на себя.2. По цели: 10. Интеллектуальная агрессия; 11. Враждебная агрессия.1. По методу выражения: 12. Физическая агрессия; 13. Вербальная агрессия.2. По степени выраженности: 14. Прямая агрессия; 15. Косвенная агрессия.3. По наличию инициативы: 16. Инициативная агрессия; 17. Оборонительная агрессия. Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивноеповедение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот жесмысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативнойреакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этомслучае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное,психологическое состояние непосредственно перед, или во время агрессивногодействия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладатьопределенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемойхарактеристикой активности и адаптивности человека. В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровыечерты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость,инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Этикачества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная состремлением к справедливости.Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивногопроявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации итревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующеесяналичием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения(“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояниесопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением,отчаянием. Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологическицелесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации.С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение,противоречащее позитивной сущности людей. Так какой акт поведения можно считать агрессивным?Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативныйподход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения какагрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормыформируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иныхдействий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка.Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательныхусловий:1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;2. Когда нарушены нормы поведения. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение ивоспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивнымипроявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственныхагрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках даннойцивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать своиагрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессиюболее тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения,завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляютсвои агрессивные импульсы в физическом насилии. 4. Культ скандалов в средствах массовой информации. СКАНДАЛ, - а, м . 1. Случай, происшествие, позорящее его участников. Политический словарь. 2. Происшествие, ссора, нарушающая порядок... С. И. Ожегов. Словарь русского языка Каждый день средства массовой информации пересказывают нам действияизвестных людей, которые скандализируют общество. Вспомним, как всероссийские СМИ, наперебой пересказывали скандал, учиненный колоритнейшимпредставителем российской политической субкультуры Владимиром Жириновским. Его не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где возлагал венкиПрезидент, после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с журналистамиканала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой затолкалкорреспондентку в свой “Мерседес”. Это достаточно характерный пример того, что скандалы сталинеотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своимобщественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но иполитической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходятстоль часто вследствие того, что много лет господствующая идеологиястаралась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь людипочувствовав свободу, но, не умея с ней обращаться, направляют свою энергию“не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическимитрадициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественноесознание. Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например,Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала. Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных ипослевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, дажеесли герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже онрассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом“Криминальном чтиве” Квентина Тарантино). Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. МайклДуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большогогорода”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Оноказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушитьвсе на своем пути. Когда он по дороге зашел пообедать, ему слишком долго не подавалигамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух. Посетители иперсонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол. А он, в своюочередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел получить свойгамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и спокойно уходит. Специально в качестве героя фильма выбран абсолютно обычный человек,не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейногомагазина происходит драка, и герой убивает его. Скандал - для героя фильма это попытка очиститься от “безумия 90-х”. В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна(кстати, сам фильм обрел скандальную славу и попал в ограничительные спискив разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека,бросающего вызов обществу и становящегося кумиром для многих тысячпоклонников, раскрыта образно и глубоко. Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающаяжестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля вживых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятсясверхзнаменитыми, у них появляются поклонники, их фото на обложкахжурналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами... Онигерои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью.Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса.Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографииМадонны. О том, что героями “чувственной культуры” становятся авантюристы,мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохиеребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писалеще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром являетсябожественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей,преднамеренно эпатирующих общество. CRN (Coefficient of Recognizing of Name - Коэффициент УзнаваемостиИмени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светскаяхроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы.Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей,зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манеравести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многиепроцветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во временаэкстремизма и скандальной агрессии. В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Этозаставляет телепродьюссеров уделять огромное внимание телевизионнойрекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболееинтересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно уподростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. В связи снизкой платёжеспособностью. Важен и тот фактор, что очень часто повторяютсяодинаковые ролики. Понятно, что это скорее раздражает, чем привлекаетпокупателя. Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы,материального богатства и внезапного успеха. 5. Заключение. Рассмотрев проблемы психологии подростка, мы приходим к выводу,что в этом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешнихисточников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность вуединении и переоценке своего «Я». Телевидение, совсеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником полученияинформации. Практически полный переход телевидения на коммерческую основуне привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательныепрограммы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержкина создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионныеканала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкогокачества. Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая дляширокой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически:«Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатыхвеществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола.Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об ихраскрываемости и задержании преступников. Даже в детских игровых, развлекательных программахпропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше именьше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе,как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошиекниги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег. Всё вышесказанное не доказывает того, что на телевидении в нашевремя нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ, нонеобходимо признать, что поток программ вызывающих агрессию значительнобольше. Как уберечь подростка от отрицательного влияния телевидения? Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждыйчеловек в силах сам разобраться, какие программы следует смотреть, а какиенет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять юношу каким-либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В-третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку той или иной программы,выразить своё мнение, вступить в дискуссию. Ни в коем случае нельзя запретить смотреть какую-либо программу,это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзныеобоснования решения о запрете. Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение нателевидении и в других СМИ, кардинально изменится. Будет оказыватьсязначительная государственная поддержка образовательным и воспитательнымпрограммам и телевизионным каналам. Будет пропагандироваться добро, любовьи духовность. Список литературы: 1. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984 2. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В. Ф. Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва, 1961 3. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией проф. А. И. Щербакова, Москва, «Просвещение», 19824. «Психология юношеского возраста», И. С. Кон, Москва, 19755. «Возрастная и педагогическая психология», под редакцией А. В. Петровского.6. Питирим Сорокин. Избранные работы7. Мошенники и авантюристы (В серии “Энциклопедия тайн и сенсаций)8. М. Лотман. Русский дендизм (в книге “Беседы о русской культуре”)9. М. Шепель. Секреты личного обаяния.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconИсследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconИсследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков

Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconСредства массовой информации как фактор социо- культурнго развития подростка Курсовая работа по психологии
Введение Проблемы воспитания и социо культурного развития подростков Влияние сми на социо- культурное развитие подростков Эмпирическое...
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconИсследование структуры машинного цикла микропроцессора Intel8080
Цель работы: исследование выполнения отдельных команд и простых программ; исследование процесса выполнения команд по машинным циклам,...
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconИсследование способности животных предсказывать погоду
Исследование влияния погодных условий на поведение медицинской пиявки. 16
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconУрок лекция (2 часа) Аудитория: обучающиеся 9-11 классов Цель : Анализ положительных и негативных сторон влияния компьютера, компьютерных игр и интернета на развитие детей и подростков. Задачи
Цель: Анализ положительных и негативных сторон влияния компьютера, компьютерных игр и интернета на развитие детей и подростков
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconИсследование режима цепей транзистрного каскада с общим эмиттером
Цель работы: Исследование влияния изменения параметров транзистора на стабильность рабочей точки для различных схем
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков icon… Введение
В связи с этим исследование влияния различных бытовых веществ на человека, как на представителя животного мира, является актуальной...
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconЛабораторная работа 3 Система команд микропроцессора Intel8080. Разработка простых программ с использованием команд передачи данных
Цель работы: Исследование выполнения отдельных команд передачи данных и простых программ; исследование процесса выполнения команд...
Исследование влияния телевизионных программ на агрессию у подростков iconЗаслуженный артист Российской Федерации
В создании высокохудожественных образов, спектаклей, кино- и телефильмов, концертных, цирковых программ, музыкальных, телевизионных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы