Нравственный выбор в литературе о войне icon

Нравственный выбор в литературе о войне



НазваниеНравственный выбор в литературе о войне
Дата конвертации22.07.2012
Размер106,77 Kb.
ТипРеферат
Нравственный выбор в литературе о войне


ТАМБОВСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯИм. Г.Р. ДержавинаРеферат по литературеУченика 11 класса «б»Селиванова Ильи«Проблема нравственного выбора»Научный руководитель:Бабушис Р.В.1999 г. Реферат по ЛИТЕРАТУРЕ на тему: «Проблема нравственного выбора» (по произведениям военного периода) Как это было! Как совпало- Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось! (Давид Самойлов) Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время оченьпротиворечивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новоесталкивается с тем, что подчас усматривает или становиться образцовым,классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняютсявзгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходилона рубеже 19 - 20 веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мыэто ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должныбыть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-топризнанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют насзадуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на негоглазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Этипроизведения - живая память о тех художниках, которые не оставалисьобыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти,столько в нем и человека», - пишет В. Распутин. И пусть нашей благодарнойпамятью будет наше неравнодушное отношение к их творениям. Мы пережили страшную войну, может быть самую ужасную и тяжелую посвоим жертвам и разрушениям за всю историю человечества. Война, котораяподнесла за собой миллионы не в чем неповинных жизней матерей и детей,пытавшихся хоть как то противостоять этому клину фашизма, уходящему всеглубже и глубже в сознание каждого человека на планете. Но спустя вот ужеболее полувека, мы начинаем забывать тот ужас и тот страх, что испытывалинаши отцы и деды, защищая Родину. Мы уже не удивляемся немногозамаскированной свастике гитлеровского нацизма. Странно, почему же страна инарод, который остановил фашизм, казалось бы раз и навсегда, теперьполучает таких людей как Илюхин и Баркашов. Почему же прикрываясь святымиидеалами единства и благополучия матери России, они в то же времяразгуливают с нацистскими свастиками на рукавах и изображениями Гитлера нагруди. И снова перед Россией стоит выбор – выбор настолько сложный инеоднозначный, что заставляет задуматься о смысле бытия мирского и оназначении нашего существования на планете сия. В этой работе я попытался, что называется вникнуть в саму сущностьэтих двух слов – выбор и нравственность. Что они значат для каждого из наси как мы поведем себя в ситуации подталкивающей нас на безнравственноепреступление, подталкивающей нас на преступление против самого себя, противустоявшегося мнения о чистоте души человеческой и о нравственности, противзаконов божьих. Выбор – есть не что иное как вариант дальнейшего пути развитиячеловеческого. Выбор с той только разницей отличается от фортуны, что выборесть преднамеренное, осознанное и продуманное поведение человека,направленное или лучше сказать исходящее от человеческих потребностей иглавного чувства самосохранения. Чем хороши и прекрасны, на мой взгляд, писатели военного периода, хотябы потому, что они являются зеркалом человеческой души. Они как быприблизясь к человеку, разворачиваются на определенный угол, показывая темсамым душу человека со всех его сторон. Вячеслав Кондратьев на мой взглядне является исключением.Повести и рассказы Кондратьева переносят нас и на Дальний Восток(там служили срочную в армии герои, там застала их война), и внастороженно - суровую, но спокойную Москву сорок второго. Но в центрехудожественной вселенной Кондратьева то овсянниковское поле - вворонках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, сваляющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первыхбоев танком. Ничем овсянниковское поле не примечательно. Поле как поле. Но длягероев Кондратьева всё главное в их жизни совершается здесь, имногим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем,кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый пригорок, каждаятропка. Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполненонемалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепотьмахры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкойпшенной каши в день на двоих. Всё это составляло жизнь солдатана переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасаланадежда, что живым и не искалеченным вряд ли отсюда выбраться. Теперь издали мирных времен может показаться, что одниподробности у Кондратьева не так существенны - можно и без нихобойтись: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки изгнилой, раскисшей картошки. Но ведь это всё правда, так было.Можно ли, отвернувшись от грязи, крови, страданий, оценить мужество солдата, понять по-настоящему, чего стоила народу война? Именно здесьи начинается нравственный выбор героя – между испорченной пищей, междутрупами, между страха. Клочок истерзанной войной земли, горстка людей- самых обыкновенных, но в тоже время по своему единичных на всей планете.Эти люди смогли выстоять, смогли пронести через всю войну человеческоесущество и человеческую душу, не разу не запятнанную в этой каше грязнойвойны. Кондратьев на небольшом пространстве полностью изобразилнародную жизнь. В малом мире овсянниковского поля открываютсясущественные черты и закономерности мира большого, предстаетсясудьба народная в пору великих исторических потрясений. В малом унего неизменно проступает большое. Та же дата на пачке концентрата, свидетельствующая, что он не из запаса, а сразу, без промедленияи задержек, попал на фронт, без лишних слов указывает крайнийпредел напряжения сил всей страны. Фронтовая жизнь - действительность особого рода: встречи здесьскоротечны - в любой момент приказ или пуля могли разлучитьнадолго, часто навсегда. Но под огнем за немногие дни и часы, аиногда в одном лишь поступке характер человека проявлялся с такойисчерпывающей полнотой, с такой предельной ясностью иопределенностью, которые порой в нормальных условиях недостижимы ипри многолетних приятельских отношениях. Представим, что война пощадила и Сашку, и того тяжелораненного солдата из “папаш”, которого герой, сам раненый,перевязал и к которому, добравшись до санвзвода, привел санитаров.Стал бы вспоминать этот случай Сашка? Скорее, всего нет, для него в нём нет ничего особенного, он сделал то, что считал само собойразумеющимся, не придавая ему никакого значения. Но тот раненыйсолдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его незабудет. Что из того, что он не знает о Сашке ничего, даже имени.Сам поступок раскрыл ему в Сашке самое главное. И если бы ихзнакомство продолжилось, оно бы не так уж много добавило к тому,что он узнал о Сашке в те считанные минуты, когда свалил егоосколок снаряда, и лежал он в роще, истекая кровью. И не однособытие не может охарактеризовать нравственность человека – чем этот. ИСашка отдал предпочтение правильному выбору – выбору человеческой совести ичеловеческого милосердия. Часто говорят, имея в виду судьбу человека, - река жизни. Нафронте ее течение становилось катастрофически стремительным, онавластно увлекала за собой человека и несет его от одногокровавого водоворота к другому. Как мало оставалось у неговозможностей для свободного выбора! Но, выбирая, он каждый разставит на карту свою жизнь или жизнь подчиненных. Цена выбора здесьвсегда жизнь, хотя обычно выбирать приходиться вещи как будто быобыденные - позицию с обзором пошире, укрытие на поле боя. Кондратьев пытается передать это неостановимое движение потокажизни, подчиняющего себе человека; иногда у него на первый планвыступает герой - Сашка. И хотя он старается использовать всевозникающие возможности для выбора, не упускает ситуаций, исходкоторых может зависеть от его смекалки, выдержки, он всё-таки вовласти этого неукротимого потока военной действительности - пока онжив и цел, ему снова ходить в атаку, вжиматься под обстрелом вземлю, есть что придется, спать, где придется... Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена подостоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкоеединодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашейвоенной литературы. Повесть эта, составившая имя ВячеславуКондратьеву, и сейчас напоминает нам об ужасах той войны. Но Кондратьев был не одинок, проблемы нравственного выбора пали и наплечи других писателей того времени. Юрий Бондарев писал много о войне,"Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы к решениюнравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первыхповестях - «Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги овойне - целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем снеге"наибольшей полноты и образной силы. Первые повести, самостоятельные во всехотношениях, были вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть может ещёне задуманному, но живущему в глубине памяти писателя. События романа "Горячий снег" разворачиваются под Сталинградом, южнееблокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодномдекабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжскойстепи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремилсяпробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха илинеуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волгеи может даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограниченовсего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондаревасамоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.Показывая тем самым верх человеческого героизма и безграничие русскогопатриотизма. В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает переднами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, вбогатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этотобраз не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов - командировартиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционнопринято считать лицами из народа,-- вроде немного трусливого Чибисова,спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубогоездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизииполковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупнопонятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов изваний, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романазаключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой,запечатлено без особых усилий автора - живой, движущейся жизнью. Образнарода, как итог всей книги, быть может более всего питает эпическое,романное начало повествования. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смертизаключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокостивойны и развязавших её сил. Умирают герои "Горячего снега" - санинструкторбатареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного советаВеснин, гибнет Касымов и многие другие... И во всех этих смертях виноватавойна. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенантаДроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как нивелика вина Дроздовского, они прежде всего - жертвы войны. Войны, котораятолько лишь своей сутью убивает в человеке все нравственное, миролюбивое иглавной задачей для любого человека на этой войне на сломаться, неподдаться этому ужасу и хаосу разрушений, как бы это не было трудно. В романе выражено понимание смерти - как нарушение высшейсправедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитогоКасымова: "сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское,безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым,истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвымиполуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённуютелогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почемуон так и не смог встать к прицелу. В этом невидящем прищуре Касымова былотихое любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и одновременноспокойная тайна смерти, в которую его опрокинула раскалённая боль осколков,когда он пытался подняться к прицелу". Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - этовозникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и кровь,её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно онаспособствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувствоскладывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени дляразмышлений и анализа своих чувств. И начинается всё это с тихой,непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. Авскоре - так мало времени проходит - Кузнецов уже горько оплакиваетпогибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когдаКузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, "снег на рукаве ватника был горячимот его слёз". Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте,Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная,цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем больи страдания многих. Личность Зои познаётся в напряжённом, словнонаэлектризованном пространстве, которое почти неизбежно возникает в окопе споявлениемженщины. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливогоинтереса до грубого отвержения. Но её доброты, её терпения и участливостидостаёт на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, её главныесобытия, её суровую, жестокую реальность женским началом, лаской инежностью. И заканчивая свой реферат, я хотел бы отметить, что наша литературанемало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствахпробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что именно отних, и нет от кого другого - зависит судьба страны. Отечественная войнане была "разборкой" между двумя кровавыми диктаторами - Гитлером иСталиным, как это внушают нынче некоторые склонные к изобретению сенсацийлитераторы. Какие бы цели ни преследовал Сталин, советские люди защищалисвою землю, свою свободу, свою жизнь - на это посягали фашисты. «...Правотабыла такой оградой, которой уступал любой доспех», - писал в ту пору БорисПастернак. И даже те, кто не испытывал ни малейших симпатий к большевикам исоветской власти, - большинство их, - заняли после гитлеровского вторжениябезоговорочно патриотическую, оборонческую позицию. "Мы знаем, что нынчележит на весах, и что совершается ныне", - это Анна Ахматова, у которой былочень большой счет к советской власти. Уровень правды в литературе военных лет по сравнению со второйполовиной тридцатых годов, временем опустошительных массовых репрессийдуховного оцепенения и мрака, казенной унификации в искусстве, резко вырос.Жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения,сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусствосталинских догм, от страха и подозрительности. Об этом тоже свидетельствуетлирическая поэзия. В голодном, вымирающем блокадном Ленинграде в жуткуюзиму тысяча девятьсот сорок второго года Ольга Берггольц писала:В грязи, во мраке, в голоде,в печали,Где смерть как тень тащиласьпо пятам,Такими мы счастливыми бывали,Такой свободой бурною дышали,Что внуки позавидовали б нам. Берггольц с такой остротой ощутила счастье свободы, наверное, еще ипотому, что перед войной ей полной мерой пришлось изведать жандармовлюбезности. Но это ощущение обретаемой, расширившейся свободы возникло умногих, очень многих людей. Вспоминая через много лет фронтовую юность,Василий Быков писал, что во время войны мы «осознали свою силу и поняли, начто сами способны. Истории и самим себе мы преподали великий урокчеловеческого достоинства». Берггольц с такой остротой ощутила счастье свободы, наверное, еще ипотому, что перед войной ей полной мерой пришлось изведать 'Жандармовлюбезностей'. Но это ощущение обретаемой, расширившийся свободы возникло умногих, очень многих людей. Вспоминая через много лет фронтовую юность,Василий Быков писал, что во время войны мы «осознали свою силу и поняли, начто сами способны. Истории и самим себе мы преподали великий урокчеловеческого достоинства». Война все подчиняла себе, не было у народа более важной задачи, чемодолеть захватчиков. И перед литературой со всей остротой и определенностьювстали задачи изображения и пропаганды освободительной войны, они служилиим по доброй воле, по внутренней потребности, честно, искренне, эти задачине были навязаны извне - тогда они становятся губительными для творчества.Война против фашизма была для писателей не материалом для книг, а судьбой -народа и их собственной. Их жизнь тогда мало отличалась от жизни их героев.И этот долг они выполнили до конца.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Нравственный выбор в литературе о войне iconНравственный выбор героев в Великой Отечественной войне

Нравственный выбор в литературе о войне iconДокументы
1. /Нравственный выбор.doc
Нравственный выбор в литературе о войне iconТема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе

Нравственный выбор в литературе о войне iconНиколай I
Венгрии 1848-49. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I россия...
Нравственный выбор в литературе о войне iconГосударственные деятели России
Венгрии 1848-49. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I россия...
Нравственный выбор в литературе о войне iconЦель: Привлечь внимание учащихся к литературе в фонде школьной библиотеки, раскрывающей нравственный смысл выбора жизненного пути, поиска вечных истин. Задачи
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т п.)
Нравственный выбор в литературе о войне iconДокументи
1. /За нравственный подвиг/За нравственный подвиг.doc
2. /За...

Нравственный выбор в литературе о войне iconПрограмма дисциплины Основания микроэкономики
Потребительский выбор и потребительское предпочтение. Функции спроса и потребительский выбор при бюджетном ограничении. Потребительский...
Нравственный выбор в литературе о войне iconПрограмма дисциплины Основания микроэкономики
Потребительский выбор и потребительское предпочтение. Функции спроса и потребительский выбор при бюджетном ограничении. Потребительский...
Нравственный выбор в литературе о войне iconПодготовка Германии ко второй мировой войне и ее начало
Первой мировой войне. Национал-социализм был так же укреплен тем, что страны, победившие в Первой мировой войне, в 1034 – 39 годах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы