Правовая реформа в 1990-х годах icon

Правовая реформа в 1990-х годах



НазваниеПравовая реформа в 1990-х годах
Дата конвертации21.07.2012
Размер391,94 Kb.
ТипРеферат
Правовая реформа в 1990-х годах


Московская государственная юридическая академия Курсовая работа по теории государства и права на тему: «Теоретические аспекты правовой реформы в современной России» Автор работы : Студент учебной группы 18 Московского вечернегофакультета Колпаков Николай Владимирович Руководитель работы : Профессор кафедры теории государства и праваКашанина Татьяна Васильевна 1999 – 2000 учебный год г.Москва ВСТУПЛЕНИЕ 1. Основные понятия. 2. Периодизация правовой реформы. 3. Особенности дореформенной правовой системы. 4. Цели и сущность правовой реформы. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ 5. Дореформенное государственное устройство. 6. Реформа Советов народных депутатов и введение институтаПрезидента. 7. Департизация власти. 8. «Парад суверенитетов» и распад СССР. 9. Система государственных органов России в 1992 году. 10. Федеративный договор и развитие федеративных отношений. 11. Конституционный процесс и противостояние ветвей власти в 1992-93годах. 12. Указ о поэтапной конституционной реформе. 13. Ликвидация системы советов. 14. Форма правления и особенности разделения властей по КонституцииРФ. 15. Особенности федеративного устройства по Конституции РФ. 16. Соотношение федерального и регионального права. Договора междуцентром и регионами. 17. Реформа органов государственной власти в субъектах РФ. 18. Муниципальная реформа. 19. Закрепление и реформа избирательной системы. 20. Реформа в сфере общественных объединений. 21. Свобода совести. 22. Реформа в сфере массовой информации. 23. Общие характеристики новой правовой системы. 24. Свойства Конституции РФ. 25. Значение международного права. 26. Значение прав человека. Судебная защита прав человека.Гражданство. 27. Государственные правозащитные органы. 28. Референдумное право. 29. Судебная реформа. 30. Новые принципы и правила судопроизводства. 31. Свобода передвижения. 32. Обновление законодательства, кодификация и формирование сводазаконов. 33. Соотношение экономической реформы и правовой реформы. 34. Правовая реформа и сохранение социальных завоеваний. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35. Теоретические аспекты правовой реформы. 36. Промежуточные итоги и перспективы дальнейшего развития ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Список использованной литературы. 2. Список правовых актов. ВСТУПЛЕНИЕ 1. Основные понятия. Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-либо,преобразование в какой – либо области государственной, политической,экономической жизни. Реформа, как правило, не затрагивает основы, правоваяреформа в современной России в этом плане исключение.(0) Либерализация – снятие ограничений, предоставление свободы действий.Либерализм – идеологическое, политическое течение, объединение сторонниковдемократии, демократических свобод и свободыпредпринимательства.(0)Либерализм ( от лат. Liberalis – свободный ) –свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм ит.д. и встать на собственные ноги. Сильный толчок своему развитиюлиберализм получил в эпоху Просвещения ( в противовес схоластике ),Реформации ( в противовес лютеранству ). Как политическое направлениелиберализм противостоит консерватизму и реакции; как экономическая доктринавыступает за свободноесоревнование, за не ограничиваемый государствомтоварообмен; в области мировоззрения – за космополитизм, терпимость игуманность, в религиозной области борется против ортодоксии. С точки зренияфилософии либерализм близок индивидуализму, подчёркивает ценность личностив противовес ценности коллектива. Носителем либерализма во все времена былабуржуазия. (ФЭС) Гуманизация, гуманизм – человечность, гуманность общественнойдеятельности в отношении к людям. Из программы движения эпохи Возрождения,освобождение от идеологической закрепощённости.(0)Гуманизм ( от латhumanitas – человечность ) – рефлектированный антропоцентризм, которыйисходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека,за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя егосверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойныхчеловека целей. Гуманность ( от лат. humanus – человечный ) – человечность,идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному.Главная цель – гармоничное развитие свойственных человеку ценностныхспособностей чувств и разума ( по Цицерону ), высшее развитие человеческойкультуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению кдругим людям и ко всему творению. Своё обоснование и оформление идеигуманизма получили в XVIII веке. Из долга гуманности в настоящее времявыводится долг сопротивления государству при известных условиях. Всякаядеятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной;возникло даже понятие «преступление против человечества». (ФЭС) Демократизация – организация на более экономических началах.Демократический строй – политический строй, основанный на принципахнародовластия, свободы, равноправия.(0)Демократия ( от греч. demos –народ иkratos – власть ) – форма государственно – политического устройстваобщества, при которой народ является источником власти. Признаётся правонарода участвовать в решении государственных дел в сочетании с широкимкругом гражданских прав и свобод. (ФЭС) Правовое государство – государство, в котором не издаётся никакихзаконов, противоречащих идее права, в котором государственный интерес,постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институтытакого государства ( особенно суды и полиция ) точно соблюдают существующиезаконы.(ФЭС) Правовое государство – государство, где право перестаёт бытьсредством воплощения воли правящей элиты, а становится мерилом жизни нетолько для народа, но и для неё самой.(К) Отличительные признаки правового государства: (1) верховенство права, (2) разделение властей, «система сдержек и противовесов», (3) широкие и реальные права и свободы личности, (4) взаимная ответственность государства и личности. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленныйобъективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянновоспроизводимый людьми и их организациями ( государством ) ииспользуемый ими для достижения своих целей. (КП) Система права – внутреннее строение ( структура ) отражающееобъединение и дифференциацию юридических норм.(КП) Система права отражаетвзаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а такжеразделение норм права на относительно самостоятельные группы (специализацию ). (К) Понятия «органы государственной власти» и «государственные органы»рассматриваются как синонимы. 2. Периодизация правовой реформы. Правовой реформе в современной России предшествовала правовая реформав Советском Союзе в 1985 – 1991 годах. Правовая реформа в РСФСР до 1990года шла в фарватере правовой реформы в СССР. В 1990 году принятаДекларация о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 году СССР прекратилсвоё существование, Российская Федерация получила государственныйсуверенитет, а её правовая система – самостоятельное развитие. Кульминацияправовой реформы пришлась на 1993 год – год принятия новой КонституцииРоссийской Федерации. Затем правовая реформа получила развитие всоответствие с новой Конституцией. Представляется, что правовая реформа донастоящего времени не закончена, так как не приняты многие необходимыеосновополагающие законы. Правовая реформа продолжается и в настоящее время. 3. Особенности дореформенной правовой системы. Основные особенности дореформенной советской правовой системы: (1) Идеологизированность. Правовая система пронизана официальнойидеологией марксизма – ленинизма. Социально – классовый подход к субъектамправа. (2) Правовой нигилизм. Отрицательное отношение советской власти кправу, затем – использование в своих интересах. (3) Абсолютный примат интересов государства над интересами личности.Господство публично – правового регулирования и сужение сферы частногоправа. (4) Незначительная роль закона. Общие, принципиальные положенияустанавливались партийными директивами, детальные вопросы социально –правовой регламентации решались ведомственными актами. Большую роль игралисекретные инструкции и указания партийных органов. 4. Цели и сущность правовой реформы. Конституция РФ 1993 года провозгласила РФ демократическим федеративнымправовым (ст.1), а также социальным (ст.7) и светским (ст.14) государством.Однако на момент принятия Конституции РФ 1993 года, да и по состоянию на2000 год Россию можно назвать демократическим, правовым и социальнымгосударством лишь условно. Следовательно, цель правовой реформы –построение правового государства. В частности, цель правовой реформы вполитической сфере – построение демократического государства, установлениедемократического режима, а в социальной сфере – построение социальногогосударства. Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшейценностью в РФ, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностьюгосударства (ст.2), закрепила широкие права и свободы человека, а такжегарантии их защиты (гл.2). Носителем власти и единственным источникомвласти провозглашён многонациональный народ РФ (ст.3). Кроме того,Конституция закрепила верховенство Конституции РФ и федеральных законов(ст.4), разделение властей (ст.10), идеологическое и политическоемногообразие, многопартийность (ст.13), единство экономическогопространства, свободу экономической деятельности и равенство формсобственности (ст.8) и другие основополагающие конституционные принципы.Полагаю, что проведение в жизнь основополагающих конституционных норм исоставляет сущность правовой реформы. Конечно, правовая реформа началась задолго до принятия Конституции РФ1993 года. Но Конституция явилась промежуточным итогом правовой реформы,закрепила многие её завоевания и одновременно направила её дальнейшееразвитие. Так что рассмотрение целей правовой реформы в свете КонституцииРФ, на мой взгляд, вполне оправдано. В России фактически создаётся новая правовая система. Так какневозможно в рамках курсовой работы разобрать всю российскую правовуюсистему, остановлюсь на основополагающих, принципиальных и проблемныхмоментах, имеющих теоретическое значение. В данной работе рассматриваютсяполитические и теоретико – правовые аспекты правовой реформы. Первый Президент РФ Б.Ельцин (1991—1999) много лет руководилпроведением правовой реформы и определял основные её направления. В1991—1993 годах он руководил работой по подготовке проекта новойКонституции России. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ 5. Дореформенное государственное устройство. По Конституции СССР 1977 года вся власть принадлежала народу, оносуществлял её через Советы народных депутатов, все другие государственныеорганы были подконтрольны и подотчётны советам народных депутатов (ст.2.).Однако реально Советы народных депутатов на всех уровнях контролировалисьКПСС, «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром егополитической системы, государственных и общественных организаций» (ст.6).КПСС направляла своих представителей в Советы народных депутатов черезбезальтернативные выборы, вмешивалась в деятельность Советов народныхдепутатов и других государственных органов. Форму правления можноохарактеризовать как советскую, а ещё точнее – партийно-советскуюреспублику. Суверенитет государственной власти ущемлялся. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и СоветаНациональностей, однако большинство вопросов рассматривалось на совместныхзаседаниях. Депутаты осуществляли свои полномочия на непостоянной основе,их мандат носил императивный характер, депутаты были подотчётны не толькоизбирателям, но и выдвинувшим их организациям и могли быть отозваны в любоевремя. На период между сессиями Верховного Совета большая часть егополномочий передавалась Президиуму Верховного Совета. Совет Министров СССРобразовывался Верховным Советом, был подотчётен и подконтролен ему. Конституция РСФСР во многом дублировала Конституцию СССР, а системагосударственных органов РСФСР воспроизводила систему государственныхорганов СССР. СССР действовал как федерация. Конституция СССР закрепляла за каждойреспубликой право свободного выхода из СССР (ст.72), однако реализация этойвозможности была парализована до 1991 года. Предметы ведения СССР и союзныхреспублик были разграничены Конституцией СССР, действовал приоритетобщесоюзного законодательства. РСФСР представляла собой неоднородную, ассимметричную федерацию,автономные республики, края и области, автономные области, автономныеокруга имели разный статус. Её внутригосударственное устройство можноохарактеризовать также как унитарно-федеративное, унитарное по отношению ккраям и областям и федеративное по отношению к автономным республикам. 6. Реформа Советов народных депутатов и введение институтаПрезидента. В 1989 году была изменена система Советов народных депутатов СССР.Устанавливалась двухступенчатая система Советов народных депутатов: Съезднародных депутатов, работающий на непостоянной основе, и Верховный Совет,избираемый Съездом из народных депутатов и работающий на постоянной основе.Введены альтернативные выборы, право выдвижения кандидатов предоставленособраниям по месту жительства. Конституция установила равноправиекандидатов и свободу агитации. Однако оставались возможности длязлоупотреблений при выдвижении кандидатов. В 1989 году состоялись выборы народных депутатов на альтернативнойоснове. Эти выборы и I Съезд народных депутатов стали большими событиями вполитической жизни страны. В 1990 году аналогичные изменения были внесены и в Конституцию РСФСР. В том же 1990 году в Конституцию СССР по инициативе М.Горбачёва быливнесены изменения, введена должность Президента СССР. Он являлся высшимдолжностным лицом страны. По всевластию Советов нанесён серьёзный удар. ПоКонституции Президент избирается всенародно, однако М.Горбачёв предпочёл впорядке исключения избраться на Съезде. Создан Совет Федерации в составеПрезидента, Вице-президента СССР и высших должностных лиц 15 союзныхреспублик. 17 марта 1991 года одновременно с референдумом СССР о судьбе самогоСССР состоялся референдум РСФСР о введении института Президента РСФСР,избираемого на 5 лет на всеобщих прямых выборов на альтернативной основе.Народ поддержал эту инициативу, вскоре в Конституцию РСФСР были внесенысоответствующие изменения. 12 июня 1991 года впервые в истории России былипроведены всеобщие выборы главы государства, на должность Президента РСФСРизбран Б.Ельцин. Одновременно Вице-Президентом РСФСР избран А.Руцкой. 7. Департизация власти. КПСС, согласно статье 6 Конституции СССР являлась «руководящей инаправляющей силой советского общества, ядром его политической системы,государственных и общественных организаций», она контролировала все Советынародных депутатов, государственные органы всех уровней и основныеобщественные объединения. В конце 1990 года после долгих обсуждений былавидоизменена статья 6 Конституции и принят Закон СССР «Об общественныхобъединениях», который установил свободу деятельности и равноправиеобщественных объединений, в том числе политических партий. Оппозиционныепартии получили право на существование, началась их регистрация. После проведения альтернативных выборов депутатов всех уровнейкоммунисты стали терять места в советах. Серьёзное поражение они потерпелина выборах Председателя Верховного Совета РСФСР в 1990 году, на которыхвышедший из КПСС Б.Ельцин одержал победу над 1-м секретарём ЦК КПРФИ.Полозковым. На всенародных выборах Президента РСФСР в 19991 годукандидат, поддержанный КПСС Н.Рыжков проиграл тому же Б.Ельцину. После победы на выборах Президент РСФСР Б.Ельцин подписал указ оликвидации парткомов в органах государственной власти и на предприятиях,однако до августовского путча он почти нигде не исполнялся. После провала путча августа 1991 года Президент РСФСР Б.Ельцин издалуказы о приостановлении деятельность КПСС на территории РСФСР,национализации её имущества и архивов, о департизации Вооружённых Сил идобился их исполнения, а М.Горбачёв сложил полномочия ГенеральногоСекретаря ЦК КПСС, оставаясь ещё некоторое время Президентом СССР. 6 ноября 1991 года, в канун 74-й годовщины Президент РСФСР своимуказом распустил все организационные структуры КПСС и КП РСФСР, мотивируяэто тем, что «КПСС никогда не была партией. Это был особый механизмформирования и реализации политической власти путем сращивания сгосударственными структурами или их прямым подчинением КПСС. Руководящиеструктуры КПСС осуществляли свою собственную диктатуру, создавали загосударственный счет имущественную основу для неограниченной власти». В1992 году Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность большинстваположений Указа Президента, признав, что КПСС не была общественнымобъединением, а её руководство фактически управляло советским государством.При этом КС подтвердил конституционность деятельности первичных организацийкомпартии и их право на создание в рамках Конституции РФ новой партиикоммунистической ориентации. 8. «Парад суверенитетов» и распад СССР. В 1989—1991 союзные республики приняли декларации о государственномсуверенитете, провозглашающие приоритет республиканского законодательстванад общесоюзным. Некоторые республики взяли курс на выход из СССР иобразование независимых государств. 12 июня 1990 года I Съезд народныхдепутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Главы союзных республик, в том числе Председатель Верховного СоветаРСФСР, настаивали на перераспределении полномочий из союзного центра вреспублики и инициировали Новоогарёвский процесс – работу над новым союзнымдоговором. Предполагалось преобразовать федеративное союзное государство вконфедерацию. Одновременно усиливались сепаратистские тенденции в республиках всоставе РСФСР. Многие автономные республики и автономные области былипреобразованы в республики, некоторые приняли свои декларации огосударственном суверенитете. Пионерами внутрироссийского сепаратизмастали Татарстан и Чеченская Республика. Подыгрывали сепаратистскимтенденциям М.Горбачёв и Б.Ельцин, первый – обещанием вывести эти республикина подписание союзного договора, второй – призывами брать столькосуверенитета, сколько они смогут проглотить. 17 марта 1991 года состоялся референдум о судьбе СССР. Населениебольшинства союзных республик проголосовал за сохранение Союза, но это непредотвратило распад СССР. Накануне предполагаемой даты подписания нового Союзного договора – 18августа 1991 года – группа должностных лиц СССР во главе с Вице-ПрезидентомСССР Г.Янаевым осуществила государственный переворот. Было объявлено осоздании ГКЧП СССР – неконституционного органа, сосредоточившего всюполноту власти. Приняты ограничения свободы печати, теле- и радиовещания, ав Москву введены войска. Президент СССР М.Горбачёв изолирован в Крыму иотстранён от власти. Президент РСФСР Б.Ельцин возглавил сопротивлениепутчу, указом возложил на себя полномочия Верховного ГлавнокомандующегоВооружёнными Силами СССР на территории России. Дом Советов России ( ныне –Дом Правительства РФ ) превратился в штаб сопротивления. Б.Ельцин объявилдействия ГКЧП незаконными, квалифицировал их как государственный переворот.По стране прокатилась волна выступлений, в Москве произошли известныесобытия. Путч закончился провалом и арестом его участников. М.Горбачёв вернулся к власти, однако начал стремительно терятьполномочия и рычаги управления. Руководители большинства союзных республиквзяли курс на выход СССР, Новоогарёвский процесс забуксовал. Послеподписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и Алма-Атинского Протокола СССР как субъект международного права прекратил своёсуществование. Президент СССР М.Горбачёв сложил полномочия. 9. Система государственных органов России в 1992 году. По состоянию на начало 1992 года мы имеем следующую систему органовгосударственной власти. Президент является высшим должностным лицом, афактически – и главой государства. Правительство подотчётно одновременно иПрезиденту, и Съезду, и Верховному Совету. Президент в обход Конституции иСъезда народных депутатов назначает себя главой Правительства, а затемвозлагает исполнение обязанностей председателя правительства на Е.Гайдара.Съезд народных депутатов и Верховный Совет вспоминают о своём всевластии,оказывают давление на Правительство, требуют, чтобы экономические реформыпроходили под их контролем. При этом из-за многочисленности и разнородностиСъезд не в состоянии выработать программу вывода страны из экономическогокризиса. Накапливались поправки к Конституции РФ 1978 года, они начиналипротиворечить друг другу и принципам права. Полномочия Президента иПравительства, Съезда и Верховного Совета пересекались. Законы принималисьВерховным Советом и подписывались Президентом, однако его вето легкопреодолевалось. Форму правления невозможно определить однозначно. По-видимому этосмешанная президентско-парламентарно-советская республика. Президентскаявласть, апеллируя к воле народа, набирает силу. Всевластие советовзаконодательно не отменено, и они не хотят отдавать власть В такойпротиворечивой и неустойчивой системе заложено противостояние. Выход толькоодин – конституционная реформа. 10. Федеративный договор и развитие федеративных отношений. После распада СССР во многих республиках России развилисьсепаратистские тенденции. Так, в Татарстане состоялся референдум с крайнезапутанной формулировкой, которую можно было истолковать как выходТатарстана из России. Народ проголосовал «за», были внесены соответствующиеизменения в Конституцию Татарстана. Позднее Конституционный Суд РФ призналнеконституционной постановку вопроса. Кроме того, Татарстан пытался ввестисобственную денежную единицу. Сепаратистские тенденции развивались и вдругих субъектах Федерации, появилась угроза распада России. Выход был найден в подписании Федеративного договора. Договор состоялиз трёх блоков, первый – по республикам, второй – по краям и областям,третий – по автономным областям и округам. Сущность Договора –разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и субъектов РФ. Договор был подписан представителями всехсубъектов РФ, кроме Татарстана и Чечни, и включён в Конституцию РФ. Федеративный договор по своей роли не был государствообразующим,Россия оставалась конституционной, а не договорной федерацией. Но онстабилизировал федеративное устройство, сдержал сепаратистские тенденции,вместе с тем явился шагом на пути к построению подлинной федерации, многиеполномочия были переданы на уровень субъектов РФ. Были у Федеративного Договора и недостатки, один из которых –ассимметричность федерации, неравный статус субъектов РФ. Статус республикбыл выше статуса краёв и областей. Такой дисбаланс привёл к попыткампреобразования областей в республики. Так, в 1993 году Свердловская областьобъявила о преобразовании в Уральскую республику, но вмешался Президент РФ. Главы администраций краёв и областей почти всегда назначалисьПрезидентом РФ, избирались населением лишь в порядке исключения. Системыорганов государственной власти в краях и областях устанавливались всоответствии с Законом РФ «О краевом, областном совете и краевой, областнойадминистрации», республики устанавливали систему органов государственнойвласти самостоятельно. В большинстве республик была установленапрезидентская или смешанная президентско-парламентская форма правления,действовали избираемые населением Президенты. Однако Верховных СоветМордовии упразднил пост Президента, а конституционный суд РФ подтвердилконституционность такого решения. 11. Конституционный процесс и противостояние ветвей власти в 1992-93годах. В 1990 году сформирована Конституционная комиссия при ВерховномСовете, её председателем назначен Б.Ельцин, она работала над проектом новойконституции. Основные разногласия вызывали распределение полномочий междуПрезидентом и Парламентом, структура Парламента и порядок принятия новойКонституции. VI съезд народных депутатов РСФСР подтвердил необходимость принятияновой Конституции, однако на VII съезде работа над новой Конституцией быласвёрнута, вместо этого были приняты многочисленные поправки к действующейКонституции. Отношения между ветвями власти обострились в декабре 1992 года, когдаСъезд в очередной раз не утвердил в должности Председателя Совета Министров-- Правительства РФ Е.Гайдара. На следующий день Президент РФ Б.Ельцинподверг резкой критике работу Съезда и попытался сорвать его заседание.Выход был найден на переговорах Президента РФ Б.Ельцина, ПредседателяВерховного Совета РФ Р.Хасбулатова и Председателя Конституционного Суда РФВ.Зорькина. Председателем Совета Министров – Правительства РФ после долгихконсультаций и многократных голосований назначен В.Черномырдин. Съездпостановил назначить на 11 апреля 1993 года референдум по основнымположениям новой конституции. Однако руководство Верховного Совета заволокитило разработку новойКонституции. VIII cъезд продолжил обструкцию политики Президента иПравительства. Кроме того, ВС РФ активно вмешивался в работу Банка России,распоряжался бюджетными средствами, что приводило к инфляционным всплескам.20 марта 1993 года Президент в телеобращении к народу объявил об «особомположении», смысл которого в том, что решения Съезда народных депутатов иВерховного Совета, нарушающие разделение властей, не имеют юридическойсилы. В ответ Верховный Совет созвал чрезвычайный IX съезд. КонституционныйСуд РФ собрался и по собственной инициативе, и, не имея текста Указа,признал телеобращение Президента неконституционным (!), что дало Съездуоснование рассмотреть вопрос об отрешении Президента от должности.Характерно, что Указ об особом положении впоследствии был заменён.Конституционный Суд под руководством В.Зорькина вопреки Закону “ОКонституционном суде РСФСР”, всё активнее вмешивался в политическоепротивостояние. Президент РФ по Конституции мог быть отрешён от должности двумятретями голосов народных депутатов в случае нарушения Конституции.Президенту было бы сложно не нарушать Конституцию, так как послемногочисленных поправок она стала противоречит самой себе и превратилась вбесконечный юридический лабиринт. Импичмент не состоялся, не хватило 60 –70 голосов. Результаты голосования были предсказаны АдминистрациейПрезидента РФ, но на случай успешного голосования по импичменту былзаготовлен вариант немедленного разгона Съезда. После прповалившейся попытки импичмента Съезд по инициативе Президентаназначил на 25 апреля 1993 года всероссийский референдум по вопросам (1) одоверии Президенту (2) об одобрении социально экономической политикиПравительства (3) о досрочных выборах Президента (4) о досрочных выборахнародных депутатов. По первым двум вопросам относительное большинствонаселения высказалось положительно, по третьему голоса разделились почтипополам, по четвёртому возникла коллизия. Более 46 миллионов избирателей из69 миллионов проголосовавших порголосовали за досрочные выборы, но решениене было принято. Вопрос затрагивал Конституцию РФ, поэтому для его решенияпо Закону “О референдуме РСФСР” требовалось абсолютное большинство – болееполовины от 107 миллионов избирателей. После референдума Б.Ельцин опубликовал свой проект новой Конституции,который предусматривал усиление власти Президента, упразднениедвухступенчатого парламента и создание двухпалатного парламента, и в июне1993 года созвал Конституционное Совещание. На КС преобладали сторонникиПрезидента, и его проект был взят за основу. Представители ВерховногоСовета приняли участие в работе КС. Они выступали за сохранение действующейформы правления, но остались в меньшинстве. Были на КС и разногласия пофедеративному устройству, руководители республик требовали включитьФедеративный Договор в текст новой Конституции и тем самым закрепитьассимметричность Федерации, с чем не мог согласиться Президент. Было неяснои то, кто должен принимать новую Конституцию. Съезд народных депутатов нипри каких обстоятельствах не принял бы ельцинскую Конституцию, а принятиееё на Конституционном совещании не было бы легитимным, следовательноединственно возможным вариантом оставалось всенародное голосование попроекту Конституции. Конституционное Совещание работало в экстремальном режиме. Президентнеоднократно заявлял, что Верховный Совет буден распущен и состоятся выборыв новый Парламент. Руководство Верховного Совета готовилось дать «последнийи решительный бой» Президенту на осеннем Съезде. Ситуация накалялась. 12. Указ о поэтапной конституционной реформе. 21 сентября 1993 года в 20 часов Президент РФ Б.Ельцин обратился кгражданам России по телевидению и представил основные положения УказаПрезидента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нарушениедействующей Конституции Президент распустил и упразднил Съезд народныхдепутатов и Верховный Совет. «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация,угрожающая государственной и общественной безопасности страны», «Съезд иВерховный Совет предпринимают систематические и все более активныеусилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебнуюфункции», «Конституционная реформа в Российской Федерации практическисвернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатовРоссийской Федерации о принятии новой Конституции», «В текущей работеВерховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядокподготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях сталоголосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидируетнародное представительство», «В действующей Конституции РоссийскойФедерации не предусмотрена процедура принятия новойКонституции», «безопасность России и ее народов - более высокаяценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданнымзаконодательной ветвью власти» - вот далеко не полный список причин,побудивших, вынудивших Президента пойти на нарушение Конституции. «В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципународовластия средством прекращения противостояния являются выборы нового парламента Российской Федерации» - отмечается в Указе. Выборы депутатовГосударственной Думы назначены на 12 декабря 1993 года. УтвержденоПоложение о выборах депутатов Государственной Думы, которое неоднократноизменялось в процессе избирательной кампании. До принятия Конституции РФ вводилось в действие Положение «Офедеральных органах власти на переходный период», которое по содержаниюпочти совпадало с главами 5 и 6 будущей Конституции РФ, со следующимиотличиями: не были предусмотрены отрешение Президента от должности ироспуск Государственной Думы, один и тот же кандидат на должностьПредседателя Правительства мог представляться на утверждение дважды,руководители органов исполнительной власти субъектов РФ по должностивходили и в Совет Федерации, и в Правительство РФ. Совет Федерации,состоящий из глав законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, изконсультативного органа с неопределенными полномочиями превращался в палатупарламента. Однако Положение так и не заработало в полной мере. Государственным органам до начала работы нового парламента указпредписывал руководствоваться Указами Президента и ПостановлениямиПравительства РФ. Временная форма правления в период с 21.09.1993 по25.12.1993 – суперпрезидентская республика. Конституция и законы РФ,законодательство субъектов РФ действуют в части, не противоречащей Указу.Кроме того, Указ подтверждает гарантированные Конституцией права человека!Указ становится временным центром правовой системы России. В ответ на действия Президента руководство распущенного ВерховногоСовета объявило о немедленном отстранении Б.Ельцина от должности ПрезидентаРФ и возложении обязанностей Президента РФ на Вице-Президента РФ А.Руцкогои о созыве чрезвычайного Съезда, на который прибыло менее половиныдепутатов. Дом Советов России ( ныне – Дом Правительства РФ ) превратилсяв штаб сопротивления, было сформировано параллельное Правительство, нореальной власти оно не имело. Правительство РФ вело политику изоляции«Белого Дома». Конституционный Суд РФ ночью собрался на экстренное заседание, впожарном порядке рассмотрел действия Президента и квалифицировал их какгрубое нарушение Конституции, достаточное для немедленного прекращенияполномочий. Были и особые мнения, так, судья КС А.Кононов предложилрассмотреть конституционность Верховного Совета и Съезда народныхдепутатов, сформированных в период деятельности неконституционной КПСС.Позднее Председатель КС В.Зорькин предложил так называемый «нулевойвариант» – одновременную отмену всех решений Президента, Съезда иВерховного Совета, изданных с 21 сентября, однако такое развитие событий втот момент не представлялось возможным. Похоже, Председатель КС задалсяцелью спасти любой ценой действующую Конституцию. Переговоры представителей сторон при посредничестве РусскойПравославной Церкви не предотвратили трагические события. 3 октябрясторонники Верховного Совета по призыву А.Руцкого предприняли штурм зданияМэрии Москвы и Останкинского телецентра, который привел к многочисленнымжертвам. В ответ Президент ввёл чрезвычайное положение и отдал приказ оштурме Дома Советов силами армии. Остатки Верховного Совета разогнаны,руководители сопротивления арестованы. Указом «Об основах правового регулирования в период поэтапнойконституционной реформы» установлено, что до начала работы ФедеральногоСобрания правовое регулирование по ряду вопросов осуществляет Президент РФ.Позднее он указами признавал недействующими многие положения Законов РФ,стоящие на пути конституционной реформы. Конституционное Совещание доработало проект Конституции РФ, Президентвынес его на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года, одновременно свыборами в Федеральное Собрание, состоялся референдум по Конституции РФ.Относительным большинством, небольшим перевесом, при низкой, едвапревысившей половину списочного состава, явке избирателей Конституция былапринята и с 25 декабря вступила в силу, а 11 января 1994 года начало работуФедеральное Собрание. Конституция РФ 1993 года –- шестой по счёту ОсновнойЗакон России ( начиная с 1906 года ), но первый, принятый всенародно. 24 декабря 1993 года, накануне вступления в силу Конституции РФ,Президент издаёт Указ «О приведении законодательства РФ в соответствии сКонституцией РФ», изменены или отменены («признаны недействующими») нормыболее 40 законов РФ. Все указы по вопросам поэтапной конституционнойреформы вынесены на рассмотрение Федерального Собрания, но реальнорассмотрены не были. Ни один из таких образцов президентскогозаконотворчества впоследствии не стал предметом рассмотренияКонституционного Суда. 13. Ликвидация системы советов. Указ № 1400 подтвердил полномочия представительных органов (Советов)на местах, но многие Советы поддержали распущенный Верховный Совет, другиевмешивались в деятельность исполнительных органов, третьи долгое время несобирались из-за отсутствия кворума. Вообще, многочисленные и работающие нанепостоянной основе Советы в условиях отсутствия партийного контроля немогли эффективно работать. 9 октября Президент РФ издаёт Указ о реформе представительных органоввласти и органов местного самоуправления. Представительные органы всубъектах Федерации (кроме республик) должны избираться в количестве до 50депутатов ( число сокращено в несколько раз ) и работает на постояннойоснове. Исполнительно-распорядительная функция передана местнымадминистрациям. Деятельность Советов уровней ниже субъекта РФ прекращается.Республик указ коснулся в меньшей степени – им предложено реформироватьпредставительные органы власти и органы местного самоуправления. Так как краевые и областные советы расформированы, а новыепредставительные органы ещё не созданы, формирование Совета Федерации изглав законодательных и исполнительных органов власти становитсяневозможным. Президент РФ назначает выборы депутатов Совета Федерациипервого созыва с двухлетним сроком полномочий. Выборы проводятся подвухмандатным округам, совпадающим с субъектами федерации 22 октября 1993 года Президент утверждает Положение об основныхначалах организации и деятельности органов государственной власти на периодпоэтапной конституционной реформы. Положение не распространяется нареспублики. Более 40 положений Закона РФ «О краевом, областном совете,краевой, областной администрации» признаны недействующими. Утверждены такжеОсновные положения по выборам в органы государственной власти и органыместного самоуправления 14. Форма правления и особенности разделения властей по КонституцииРФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется наоснове ( обращаю внимание – на именно на основе, а не на абсолютномпринципе – Н.К. ) разделения на законодательную, исполнительную исудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны. ( Статья 10 Конституции РФ ). Государственную власть вРоссийской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации,Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. ( Часть 1Статьи 11 Конституции РФ ). Федеральные органы государственной власти,структура которых упомянута в статье 112,( имеются в виду федеральныеминистерства, государственные комитеты и другие федеральные ведомства ) встатье 11 не упоминаются, возможно это – внутреннее противоречиеКонституции. Форму правления можно охарактеризовать как президентскую республику снесущественными чертами парламентской ( иначе говоря – полупрезидентскаяреспублика ). Президент избирается на всеобщих выборах. Он формально невозглавляет Правительство, но полностью его контролирует. Президентназначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, ноимеет возможность настаивать на утверждении Председателя под угрозойроспуска Государственной Думы. Государственная Дума может выразитьнедоверие Правительству, однако и в этом случае его судьбу будет решатьПрезидент. Государственная Дума может быть распущена Президентом, однаковсегда может избежать роспуска. Сосредоточение в руках Президента больших полномочий оправдано напервых порах перехода к рыночным отношениям, в государствах, где сильнымонархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью, встранах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах, впериод проведения реформ. Все эти факторы имеются в России на сегодняшнийдень, поэтому фактическое установление президентской республики в Россиивполне оправдано. ( Основы российского права, с.121 ). «Право Президентасамому формировать Правительство позволяет избежать «правительственноговакуума», а также обеспечить стабильность в государственном управлении»(там же). Кроме того, президентская республика более демократична посравнению с парламентарной, так как не только законодательная, но иисполнительная власть в лице Президента получает свой мандатнепосредственно от народа. Президент склонен назначать членов Правительствапо профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу, хотя нередкии назначения по принципу личных предпочтений. По форме правления и системе разделения властей, да и по порядкупринятия Конституция РФ 1993 года больше всего похожа на КонституциюФранцузской Республики 1958 года, однако Президент России имеет несколькоменьшие полномочия, чем Президент Франции. Президент избирается на всеобщих выборах, однако его полномочиясокращены с 5 до четырех лет. Никто не может быть Президентом более двухсроков подряд – оригинальная для мировой практики норма, характерная дляпостсоветского пространства. Всенародное избрание Президента – одна изосновных гарантий молодой российской демократии Президент Российской Федерации является главой государства, гарантомКонституции Российской Федерации, прав и свобод человека игражданина, в установленном Конституцией Российской Федерации порядкепринимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности, обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти, в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства, представляет РоссийскуюФедерацию внутри страны и в международных отношениях (ст.80). Он такжеявляется Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, вводитчрезвычайное и военное положение, а также имеет ряд других полномочий,характерных для главы государства. Президент обладает большими полномочиями по контролю надисполнительной властью. Он формирует Правительство, назначает Председателяс согласия Государственной Думы и остальных членов Правительства попредставлению Председателя. Он имеет право председательствовать назаседаниях Правительства, отправлять в отставку Правительство, отменятьПостановления Правительства в случае их противоречия Конституции РФ,федеральным законам или его указам. Указы Президента, как следует изстатей 90 и 115, обязательны для Правительства. Существует мнение, что онявляется фактическим главой исполнительной власти. Однако Президент обладает рядом полномочий и в сфере законотворчества.Он подписывает и обнародует ( либо отклоняет ) федеральные законы, а посложившейся конституционной практике – возвращает законы, принятые снарушением Конституции. Ни один закон РФ, в том числе конституционнаяпоправка, не может вступить в силу без подписи Президента, хотя в рядеслучаев он обязан подписать закон. Президент также назначает референдум всоответствии с ФКЗ «О референдуме РФ». По сложившейся конституционнойпрактике Президент осуществляет временное правовое регулирование техотношений, которые должны быть урегулированы федеральным законом, если егопринятие затягивается (например, государственные символы РФ). В сфере судебной власти Президент не обладает самостоятельнымиполномочиями, (правосудие осуществляется только судом ), однако онназначает судей, применяет согласительные процедуры, передаёт дела, в томчисле споры о компетенции, на рассмотрение соответствующих судов,приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФдо судебного решения, решает вопросы гражданства и политического убежища, атакже осуществляет помилование. Здесь разобраны не все полномочия Президента, а те, которые помогаютвысветить место Президента в системе органов государственной власти.Проанализируем часть 1 статьи 11 Конституции РФ: Федеральное Собрание(законодательная власть, ст.94), Правительство РФ ( исполнительная власть,ст.110 ), федеральные суды ( судебная власть, ст.118 ), Президент упомянутпервым и нигде не отнесён ни к одной из ветвей власти, упомянут только какглава государства (ст.80). Прихожу к выводу: Президент не относится ни кодной из трёх классических ветвей власти. Он олицетворяет президентскую,верховную власть. Но верховная власть не является абсолютной, так какПрезидент обязан соблюдать Конституцию и федеральные законы, его указыявляются подзаконными актами и могут быть отменены в судебном порядке. Пост Вице-президента РФ упразднён. Во всех случаях, когда Президент РФвременно не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняетПредседатель Правительства РФ, а в случае досрочного прекращения полномочийПрезидента в течение трёх месяцев должны состояться выборы Президента. Парламент – Федеральное Собрание имеет двухпалатную, двухэлементнуюструктуру, в отличие от двухступенчатой структуры распущенного в 1993 годупарламента. В Конституции РФ 1993 года чётко прописаны полномочия палатпарламента и стадии законотворческого процесса, что нетипично дляКонституций. Государственная Дума избирается населением по смешаннойпропорционально-мажоритарной системе. Государственная Дума выполняетбольшую часть законотворческой работы, рассматривает все законопроекты,только она может принимать федеральные законы. Роль Совета Федерации взаконотворческом процессе не так велика. Он только рассматривает законы,принятые Государственной Думой, причем вето Совета Федерации преодолеваетсяквалифицированным большинством, а не рассмотренный закон считаетсяодобренным. Но исключительно велика его политическая роль, он представляетсубъекты федерации. Его членами являются главы законодательных иисполнительных органов власти субъектов федерации, которые, в конечномсчёте, ответственны за исполнение законов на местах. Совет Федерацииявляется центром взаимодействия представителей региональной власти.Двухпалатное Федеральное Собрание не имеет единого Председателя, Президиумили иные координирующие органы. Палаты проводят совместные заседания толькодля различных слушаний ( ст.100 ), совместных решений палаты не принимают идаже территориально расположены раздельно. Возможно, в этом есть иполитический смысл – ни при каких обстоятельствах не допустить превращениеПарламента в единый центр оппозиции Президенту, как это случилось в 1993году. Федеральное собрание не может пересматривать Конституцию, положения еёглав 1, 2, 9. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми голосовобеих палат Федерального Собрания, то созывается особый учредительно —представительный орган – Конституционное Собрание РФ, которое можетподтвердить неизменность Конституции РФ, разработать и принять проект новойКонституции РФ либо вынести его на всенародное голосование. О новой судебной системе и разделении властей в субъектах РФ речьвпереди. Банк России имеет двойственную природу. Он является одновременно игосударственным органом, подотчётным Государственной Думе, и банком,осуществляющим банковскую деятельность. Основную функцию – защиту иобеспечение устойчивости рубля – он осуществляет независимо от другихорганов государственной власти. Он осуществляет лицензирование кредитныхорганизаций, а лицензирование – функция исполнительной власти. Но он невходит в систему органов исполнительной власти, как и в другие две ветвивласти. Счётная палата – государственные органы парламентского контроля заисполнением федерального бюджета. Уполномоченный по правам человека –единоличный орган – правозащитник, назначаемый Государственной Думой. Но кзаконодательной ветви власти их отнести нельзя. Статья 129, посвященная прокуратуре, входит в главу 7 «Судебнаявласть». Но прокуратура не входит в судебную систему и правосудие неосуществляет. Не подотчётна прокуратура и Парламенту, как до 1993 года.Основная функция прокуратуры – надзор за соблюдением законов. Федеральный закон 1997 года не называет Центризбирком РФ и другиеизбирательные комиссии государственными органами. Но они обладают всемипризнаками государственных органов: компетенцией, структурой,властнымиполномочиями, местом в аппарате государства. Функция избирательных комиссий– организация и проведение выборов и референдумов. Центризбиркомформируется на паритетных началах Президентом и палатами Парламента. Таким образом, Президент РФ и его Администрация, Генеральнаяпрокуратура и другие органы прокуратуры, Банк России, Счётная палата,Уполномоченный по правам человека, Центризбирком РФ и другие избирательныекомиссии, являясь государственными органами и элементами «системы сдержек ипротивовесов», не входят ни в одну из трех ветвей власти. Кроме того,полномочия палат Парламента выходят далеко за пределы законотворчества(статьи.102, 103). То есть о «чистом», классическом разделении властейговорить не приходится. Да его и нет нигде в чистом виде. Наиболее точнопринцип разделения властей проведён в Конституции США 1789 года. Принципразделения властей должен быть взят за основу (ст.10), но он не долженвосприниматься как догма. Жизнь оказывается сложнее любых схем. Да и немогли авторы принципа разделения властей Дж. Локк и Ш.Л.Монтескье, жившиенесколько веков назад в условиях монархии, предположить, что нампотребуется, скажем, Центризбирком. Правительство РФ – классический высший орган исполнительной власти,подотчётный Президенту и Государственной Думе, но преимущественноПрезиденту. Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительнойвласти, все федеральные органы исполнительной власти ( федеральныеминистерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие )подчинены Правительству. МИД и «силовые» министерства и ведомстваподчиняются и Президенту, и Правительству. Ст.112 Конституцииустанавливает, что Председатель Правительства в течение недельного срокапредставляет Президенту предложения о структуре федеральных органовисполнительной власти, что истолковано Конституционным Судом РФ как правоПрезидента РФ утверждать и изменять вышеупомянутую структуру попредставлению Председателя Правительства. На мой взгляд, это недостаток.Каждый новый Председатель Правительства, или старый Председатель новогоПравительства обязан перекраивать структуру исполнительной власти,нестабильность исполнительной власти негативно сказывается на её работе.Кроме того, Президент может реорганизовать или упразднить органы,полномочия которых установлены федеральным законом, и тем самым создатьзатруднения при их применении. Например, в 1998 году Президентпреобразовал Госналогслужбу в Министерство по налогам и сборам, асоответствующие изменения в Налоговый Кодекс РФ были внесены только годспустя. На мой взгляд, это тот самый случай, когда полномочие Президентацелесообразно передать Парламенту путём внесения изменений в Конституцию иустановить, что структура федеральных органов исполнительной властиутверждается и изменяется федеральным законом. 15. Особенности федеративного устройства по Конституции РФ. Конституция РФ 1993 года не включила в себя Федеративный договор 1992года. Она установила, что разграничение предметов ведения междуфедеральными и региональными органами государственной власти осуществляетсяКонституцией РФ, Федеративным договором и другими договорами ( ст.11 ч.4 ),но Федеративный договор действует в части, не противоречащей Конституции.Основная часть Федеративного договора – разграничение предметов ведения иполномочий, но Конституция разграничила предметы ведения ( статьи 71 – 73), причём иначе, чем Федеративный договор, «расхождение договора оразграничении предметов ведения и полномочий с текстом Конституциисвидетельствует о том, что по данному вопросу положения Федеративногодоговора перекрыты и его действие фактически прекращается» ( КонституцияРФ. Вопросы и ответы ). Конституция в определённой мере сблизила, «подровняла» статусреспублик и других субъектов федерации (ч.1ст.5, ч.2.ст.72) по принципусимметричной федерации. Полномочия субъектов федерации – не республикрасширены до полномочий республик. В частности, им предоставлено правопринимать уставы и законы. Вместе с тем Конституция установила принцип территориальнойцелостности. Статус субъекта РФ может быть изменён с согласия РФ.Фактически это означает запрет на односторонний выход из РФ. Сохранились в составе РФ и сложнопостроенные субъекты РФ (автономные округа в составе края или области ), хотя их стало значительноменьше. Отношения между органами государственной власти края, области иавтономного округа могут регулироваться федеральными законами и договорами.Конституционный суд по делу о толковании Конституции РФ постановил, чтоавтономный округ может в одностороннем порядке выйти из состава края,области. Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ попредметам совместного ведения, как следует из Конституции, должныразграничиваться договорами. Однако на практике они стали разграничиватьсяфедеральными законами, и Конституционный Суд при проверке конституционностиЛесного кодекса РФ подтвердил конституционность такой практики. В 1999 году принят Федеральный закон «О принципах и порядкеразграничения полномочий между ОГВ РФ и ОГВ СРФ», наиболее принципиальныеположения которого – верховенство закона ( договоры должнысоответствовать не только Конституции, но и федеральным законам ),обсуждение договоров в Совете Федерации и рассмотрение проектов федеральныхзаконов по предметам совместного ведения в законодательных органахсубъектов РФ. Остаются и негативные моменты федеративных отношений. Так, некоторыереспублики до сих пор неконституционно определяют договора о разграниченииприоритетной формой правового регулирования по сравнению с Конституцией РФ.По сведениям Министерства юстиции РФ около 20 % законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ противоречат Конституции РФ и федеральнымзаконам. 16. Соотношение федерального и регионального права. Договора междуцентром и регионами. Статья 4 устанавливает, что Конституция РФ и федеральные законы имеютверховенство на всей территории РФ. По предметам ведения РФ принимаютсяфедеральные конституционные законы и федеральные законы; по предметамсовместного ведения – федеральные законы и в соответствии с ними законы идругие НПА субъектов РФ; вне предметов ведения РФ и совместного ведения –законы и иные НПА субъектов РФ, а федеральные законы не принимаются, а вслучае их принятия практически не могут действовать ( ст.76 ч.6 ) Начиная с 1994 года, началось подписание договоров между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти отдельныхсубъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий (внутрифедеративных договоров ), к настоящему времени такие договорыподписаны почти со всеми субъектами РФ. Подписываются также соглашения поотдельным вопросам. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает право и обязанностьпрокуроров опротестовывать любые правовые акты, не соответствующиефедеральному закону. По сложившейся правоприменительной практике прокурорысубъектов РФ опротестовывают с последующим обращением в федеральные судыобщей юрисдикции законы субъектов РФ по предметам совместного ведения, несоответствующие федеральным законам. В настоящее время эта практиканаходится на рассмотрении Конституционного Суда РФ. 17. Реформа органов государственной власти в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ система органов государственной власти всубъектах РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основамиконституционного строя и федеральным законом об общих принципах организациипредставительных и исполнительных органов государственной власти, но такогозакона не было до 1999 года. Субъекты РФ на основе Конституции и договорово разграничении принимали Уставы, которые зачастую противоречилиКонституции РФ. Почти во всех республиках РФ была президентская форма правления,Президенты избирались населением. Главы органов исполнительной властиназначались Президентом, выборы проводились лишь с его разрешения в порядкеисключения. Но согласно закону 1995 года о порядке формирования СоветаФедерации выборы должны быть завершены до конца 1996 года. В 1996 году Конституционный Суд РФ рассмотрел «Алтайское дело».Уставом Алтайского края была установлена даже не парламентарная, а«суперпарламентская», почти советская форма правления. Краевоезаконодательное собрание сосредоточило в своём ведении большую частьполномочий без каких-либо «сдержек и противовесов». Законодательноесобрание назначало и освобождало от должности Главу Администрации и многихдолжностных лиц Администрации. Администрация была подконтрольна по всемвопросам Законодательному собранию. Законы края подписывались ПредседателемЗаконодательного Собрания. Конституционный суд признал все эти положениянеконституционными по принципу разделения властей. Глава Администрациидолжен избираться населением, подписание и опубликование законов долженосуществлять Глава Администрации, и недопустимо ставить исполнительнуювласть в подчинённое положение по отношению к законодательной, постановилКС. Субъекты РФ должны в основном исходить из федеральной схемывзаимоотношений исполнительной и законодательной власти. В 1999 году в обход Совета Федерации был принят Федеральный закон «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) органовгосударственной власти в субъектах РФ». Он окончательно закрепил принципвыборности высшего должностного лица ( главы высшего исполнительного органа), установил принципы принятия, подписания и обнародования законов,основания роспуска законодательного органа и отставки высшего должностноголица, главы высшего исполнительного органа и другие общие принципы. Законне делает каких-либо различий между республиками и другими субъектами РФ.Закон установил переходный период для приведения законодательства субъектаРФ в соответствии с ним – два года. Если рассматривать республики в составеРФ как государства, то установленную общую для всех форму правления (если вообще корректно говорить о форме правления субъекта РФ ) можноохарактеризовать как президентскую республику с незначительными чертамипарламентарной ( а в других субъектах РФ – как «губернаторскую» с чертами«думской» ). Необходимо отметить также, что в субъектах РФ также действуютполномочные представители Президента РФ, территориальные органы федеральныхорганов исполнительной власти, федеральные суды, органы прокуратуры, кое-где конституционные и уставные суды. В пределах ведения и полномочий РФфедеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единуюсистему исполнительной власти (ст.77 ч.2). 18. Муниципальная реформа. Ещё до принятия Конституции РФ Президент РФ инициировал муниципальнуюреформу, упразднил местные советы и передал исполнительно-распорядительныеполномочия местным администрациям. Статьёй 12 Конституции РФ установленасамостоятельность в пределах своих полномочий. Органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья8, глава 12 Конституции РФ и Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сталиправовой базой местного самоуправления. Местное самоуправление определяется как признаваемая игарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и подсвою ответственность деятельность населенияпо решению непосредственно или через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересовнаселения, его исторических и иных местных традиций. Указанный федеральный закон определяет предметы ведения органовместного самоуправления, основы деятельности представительного органаместного самоуправления, главы муниципального образования, схода граждан,территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления,гарантии местного самоуправления ( судебная защита, запрет на ограничениеправ местного самоуправления ). Структура органов местного самоуправленияопределяется населением самостоятельно на основе общих принципов,установленных федеральным законом и законом субъекта РФ. Населениегородского или сельского поселения независимо от численности населения неможет быть лишено права на осуществление местного самоуправления.Установлена ответственность как перед государством за нарушение закона, таки перед населением за утрату доверия. Ряд субъектов РФ предпринимает неконституционные попытки ограничитьправа местного самоуправления, а то и подчинить местное самоуправлениерегиональным властям. Так, законами Удмуртской Республики ряд муниципальныхобразований был преобразован в административно-территориальные единицы,подчинённые власти Удмуртии. Президент РФ передал эти законы нарассмотрение Конституционного Суда, многие их положения признанынеконституционными. До сих пор не приведён в соответствии с федеральнымзаконом Устав города Москвы, по которому Московские городские властивмешиваются деятельность районных управ: назначают глав управ, определяютструктуру местного самоуправления. Подобные нарушения наблюдаются во многихсубъектах РФ. 19. Закрепление и реформа избирательной системы. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также черезорганы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3 ). Высшим непосредственным выражением власти народа являютсяреферендум и свободные выборы (ч.3 ст.3). Граждане Российской Федерацииимеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме ( ч.2ст.30 ). Федеральный закон 1994 года «Об основных гарантиях избирательных правграждан РФ» закрепил и собрал воедино основные принципы избирательногоправа, «разбросанные» по другим законодательным актам: всеобщее и равноеизбирательное право, добровольное участие, прямые выборы, тайноеголосование, выборы на альтернативной основе, периодичность выборов,общественный контроль за выборами ( присутствие наблюдателей, в том числемеждународных ). Центральная избирательная комиссия и избирательныекомиссии субъектов РФ из временных органов, создаваемых под конкретныевыборы и референдумы, преобразованы в постоянные. Федеральный закон такжезакрепил основные принципы предвыборной агитации, финансирования выборов,голосования, определения итогов, основания ответственности и т.д. Основаниярегистрации кандидата – сбор подписей избирателей, а избирательные цензыпассивного избирательного права сведены к минимуму. Введение дополнительныхизбирательных цензов законами субъектов РФ неоднократно рассматривалосьКонституционным Судом РФ, такие законы признавались неконституционными. В 1995 году принят ФКЗ «О референдуме РФ», о референдумном праве речьвпереди. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан РФ» более подробно регламентировал все стадииизбирательного процесса на всех уровнях ( федеральном, региональном,местном ). А изменения 1999 года к закону ввели такие новшества, какизбирательный залог, предоставление сведений об имуществе и доходахкандидата. А сведения о неснятой судимости и о двойном гражданстве должныбыли содержаться во всех документах о кандидате, в том числе визбирательном бюллетене. Сведения о кандидатах проверяются. Санкция запредоставление недостоверных сведений, за нарушение закона при проведениипредвыборной агитации и её финансировании – отказ в регистрации либо отменарегистрации кандидата. В последние годы выборы в России проводятся в установленные закономсроки, на альтернативной основе, в присутствии наблюдателей, в том числемеждународных, и, по-видимому без массовой фальсификации результатов.Однако остаются частыми нарушения избирательного законодательства припроведении предвыборной агитации: злоупотребление служебным положением,недобросовестная агитация ( вплоть до грубой клеветы в СМИ ), незаконноефинансирование ( в обход избирательных фондов ) и другие нарушения. В 1999году было отказано в регистрации многим кандидатам в депутатыГосударственной Думы, представившим о себе недостоверные сведения. 20. Реформа в сфере общественных объединений. Основа правовой реформы в сфере общественных объединений –преобразование однопартийной системы в многопартийную. В СССР была одна политическая партия – КПСС, а все основныеобщественные объединения были подконтрольны КПСС. В 1990 году послеизменения статьи 6 Конституции и принятия Закона СССР «Об общественныхобъединениях» другие общественные объединения, в том числе политическиепартии, получили право на существование, было положено началомногопартийности. В 1991 году КПСС была запрещена (7). Конституционный Суд подтвердилзаконность запрета КПСС в той части, в какой она являлась частьюгосударственного аппарата, но подтвердил возможность воссоздания партиикоммунистической ориентации в рамках Конституции РФ. Такой партией сталаКПРФ. Развитию многопартийности содействовали и проводимые с 1993 годавыборы половины состава Государственной Думы по спискам политическихпартий, движений и блоков. Однако устойчивая двухпартийная илимногопартийная система до настоящего времени не сложилась. Согласно Конституции РФ 1993 года и Федеральному закону 1995 года «Обобщественных объединениях» в РФ признаются политическое и идеологическоемногообразие, многопартийность, общественные объединения равны передзаконом, не может устанавливаться государственная или обязательнаяидеология. За действия, запрещенные Конституцией РФ (ч.5 ст.13) закономпредусматривается л




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правовая реформа в 1990-х годах iconКуба в 1950-1990 годах

Правовая реформа в 1990-х годах iconПравовая система России во 2-й половине XLX начале ХХ вв. Судебная реформа

Правовая реформа в 1990-х годах iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебно-правовая реформа» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором Буревым А. А

Правовая реформа в 1990-х годах iconЗемельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий
Социально-экономические предпосылки земельной реформы и правовая основа ее проведения
Правовая реформа в 1990-х годах iconТема 19 Жилищная реформа Е. Г. Ясин 2011
Список «переходных» стран с показателями доли приватизированной за 1990-1994 гг части общественного жилого фонда (%)
Правовая реформа в 1990-х годах iconТема 19 Жилищная реформа Е. Г. Ясин 2012
Список «переходных» стран с показателями доли приватизированной за 1990-1994 гг части общественного жилого фонда (%)
Правовая реформа в 1990-х годах iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание: Александр II до коронации и в первые годы царствования. «Великие реформы» 1863-1874 годов. А. Необходимость реформ. Б. Отмена крепостного права. В. Земская реформа. Г. Городская реформа. Д. Судебная реформа. Е. Военная реформа

Правовая реформа в 1990-х годах iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание Александр II до коронации и в первые годы царствования «Великие реформы» 1863-1874 годов а. Необходимость реформ б. Отмена крепостного права в. Земская реформа г. Городская реформа д. Судебная реформа е. Военная реформа ж

Правовая реформа в 1990-х годах iconКонвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным...
Правовая реформа в 1990-х годах icon"Реформа" образования и ее подоплека
«реформу» несмотря на широкие протесты. Пишу слово «реформа» в кавычках, поскольку реформа это нечто созидательное. То, что делают...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы