1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений icon

1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений



Название1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений
Дата конвертации29.06.2012
Размер70,63 Kb.
ТипКнига
скачать >>>

Тема 1. Худ. образ творческая специфика худ. литературы. Ее познавательная функция.


1. Понятие худ. лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ. лит. Ценностная иерархия произведений.

Худ.лит – множество произведений, каждое из которых представляет собой самостоят. целое. Лит. произв. сущ. как завершенный текст, написанный на том или ином языке. – результ. творчества писателя.


Лит. появилась с письменностью. Рукописные книги. Печатная – 1440. И.Гутенберг. 1563, И.Федоров.


Споры о границах – у Жирмунского.

Иерархия: 1) драма – особый статус персонажа, текст четко поделен м\ду действ. лицами. Вещи, пейзаж - в побочном авт. тексте. 2) эпос. границы образа – персонажа не обозначены четко, размыты, природная среда показана более детально. 3) лирика – часто бесперсонажна. Понятие лирического субъекта (автор, лир. герой, ролевой герой, ролевой субъект)


2. Чувтсвенное и рацион. познание, их осн. степени. Природные задатки таланта, их разв-е. в зав-ти от типа культуры.

Чувственное (психология): 1) Ощущение – отр-е в сознании отд. св-в предметов и явл-й, непосрдественно возд-х на органы чувств. Синестезия – одно ощущение вызывает другое. Бунин – гипертрофия зрит. образов. 2) Восприятие – синтез в созн-ии, различн. ощ-й возд-х на органы чув-в. Избират. хар-р. Апперцепция – участие прошлого опыта в работе сознания. 3) Представление – отражение в созн-ии предметов и явл-й, не возд. на органы чув-в. Это рез-т оживления восприятия. Неуст., зав. от прошлого. Эйдетизм – способность к зеркально точному воспр-ю большего восприятия.

Рациональное: 1) Понятие(термин в науке) – отр-е в нашем созн-ии общих, существенных св-в предмета или явл-я. Абстрагируется от инд-ти, обощается.

Ф-ии: а) отличать предметы друг от друга. б) итог позн-я предмета.

Классиф-я: а) конечные \ бесконечные. б) общие \ единичные в) конкретные \ абстрактные

2) Суждение – связь м\ду собой понятий. 3) Умозаключение – связь м\ду собой суждений.

В разные времена таланты разв-сь по-разному. Средневековье – аскетизм, Возрождение – более плотское…


3. Значение слова «образ». Образ как эстетич. категория, его отл-е от понятия.

Образ – 1) философия: субъективное отр-е объекти-й действительности. 2) психология: представл-е, восприятие в сознании предмета в его целостности. 3) эстетика: воспроизв-е целостности предмета в опред. с-ме знаков.

Худ.образ – категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.


4. Фактографические образы. Могут ли они соперничать с вымышленными образами по силе возд-я на читателей? Почему писатели часть прибегают к вымыслу? Приведите пример претворения «жизн. материала» в «худ. сюжет». Иллюстративные образы.

Фактографические образы – точные, документальные, отражают дейст-ть. Встречаются в науке, публицистике, мемуаристике, иллюстрируют -> иллюстративные, вторичные.

Не могут соперничать, вымышленные – сильнее. Осн. ф-я фактор. образов – документальность, создать действительный образ.

Писатели прибегают к вымыслу, чтобы усилить возд-е на читателя. Художник ценит свободу самовыр-я, мысленного пересоздания действительности.

Примеры претворения «жизни м-ла» в «худ. сюжет»: 1) Ломоносов-Шувалову «О пользе стекла». 2) Солженицын. 3) Чехов «о-в Сахалин». 4) Ахматова «Реквием». 5) Герцен «Былое и думы».


5. Св-ва худ. образа. Почему имена лит. героев могут приобретать нарицат. зн-е?

Св-ва: 1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор опред. сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изобр-ии. Гоголь «Нос», С-Щ.

Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.


6. Многозначность худ. образа. Приведите примеры авт. разъяснений смысла изобр-я. Всегда ли можно согласиться с автором?

Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций.

Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры.

Тургенев «О и у».


7. Античные теории подражания (Платон, Аристотель), их роль в разв-ии эстетики. Различия м\ду П. и А. в оценке познават. возможностей иск-ва и в понимании тв. процесса.

Теории: Аристотель (мимесис и катарсис): Все иск-во, вся лит-ра – подражательна. Подр-е мимесис. Иск-во говорит не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться. Сущность иск-ва – познание истины, а истина познается ч\з мимесис. Допускал ложь в иск-ве, если она способствует изобр-ю чел. хар-ров и действий.

Платон: «Подражательное иск-во далеко от действ-ти. Оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачнее ее отображение. Подражание – стоит на 3-м месте от сущности». Платон отрицал познавательное зн-е поэзии и считал, что она расслабляет чел. душу. Аристотель же убедительно доказывает и познават. зн-е поэзии, и то, что она очищает чел. чув-ва, благотворно действует на психику и имеют глубокое общ-е значение.


8. Гегель об «идеализации» в иск-ве.

Худ. образ – рез-т «очищения» явл-я всего случайного, затемняющего сущность, рез-т его «идеализации». Идеал иск-ва – отд-е всеобщего от индивидуального. Наилучшей почвой идеала явл. идиллическое сост-е, т.к. в нем совершенно отсутствуют раздвоение, разлад м\ду самими по себе законными и необходимыми установлениями и живой инд-ю.


Тема 2.


1. Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.

Антропоцентризм иск-ва, т.к. предмет познания – прежде всего чел.-к несовп-е м\ду предметом изобр-я и познания: даже если речь, например, идет о пейзаже, он связан с чел. состоянием. Вторичная условность – персонажами могут быть вещи, животные; но подразумевается все равно чел-к.

Виды: 1) образ-персонаж (не только чел-к) (рассуждение) 2) образ-представление (чел-к, приравненный к вещи, портрет) (описание) 3) голос (первичный субъект речи).


2. Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как осн. источник «миросозерцания» художника. Иск-во как форма эстетич. сознания. Эстетическое и художественное.

Структура общ. сознания: 1) по горизонтали (формы): философия (не наука), политика, право, этика (все три отн-я м\ду субъектами), эстетика, религия, наука (все три – отн-я м\ду субъектами и объектами). 2) по вертикали: сознание делится на: теоретич. (рациональное систематизация знаний) и обыденное (жизненно-практ., нетеорет., но уместное. Есть у всех). <<< может быть конфликт (раск-в).

Источник «миросозерц-я» худ-ка – обыденное, нетеоретическое, органика и живость. Даже если автор вкладывает в пр-ние теорет. основу, обыденное все равно просвечивает.

---- иск-во как форма эсетит. сознания – не написано  ----

Эстетическое – особый род отн-й чел-ка к действительности. «катарсис» - очищение аффектов. Художественное – род чел-ой деят-ти, предполагающей достижение совершенства своих изделий, их эстетич. целостности. Эст-ое явл. дух. истоком худ-ого.


3. Аристотель о прекрасном. Какие 2 цели поэзии выделял Гораций? Когда эстетика оформляется в особую науку?

Аристотель: Прекрасное – эстетическое. Катарсис (очищение) нужно получать удовольствие от иск-ва. Красота – в величине и порядке.

Гораций: Поэзия должна поучать, развлекая. Приятное + польза. Всех голоса соединит, кто мешает приятное с пользой, И занимая читателя ум, и тогда же поучая.

Эстетика как наука вычленяется в 18в. Баумгартен «Эстетика»: эстетика – наука о совершенстве чувств. познания, низшая гносиология (высш. – рацио). Истинный отец эстетики – Кант.


Место эстетики в критической философии. И. Канта. Кант «осуждение вкуса», об искусстве в его отношении к природе, о гении и эстетической идее.

Кант – ображение к гносеологии, инструментам познания. Теория познания: 1)критика чистого разума 2)критика практического разума 3)критика способности суждения. Аналитика прекрасного. 4 момента суждения вкуса: 1)по качеству. Вкус свободен от интересов. Отличие прекрасного от хорошего. 2)по количеству. Прекрасно то, чтов сем нравится без доводов 3)по отношению к цели. Целеустремленность без цели: красота вызывает чувство целеустремленности, но мы не можем называть это целью.

2 вида красоты. Красота свободная (без темы – цветы, рисунок) и привходящая (сопутствующая – человек, здание). Сочетание эстетического удовольствия с интеллектуальным. 4)по модальности. Претензия суждения на всеобщность.

Искусство и природа. Прекрасно то искусство, кот напоминает природу. Гений – талант, который дает искусству правила, черты: оригинальность, образность, не может описать как он пишет, предельность, связь с природой.

Эстетическая идея не сводима к определяемому понятию. Богатство ассоциаций, многозначность.


Есть ли связь между красотой и общественной пользой? социологическое изучение представления о красоте (Черн. Плеханов). Связь есть. Плеханов: связь между трудом и красотой. Чернышевский: сравнение представления о красоте крестьян, аристократов, интеллигенции. О неприятном: лягушки, земноводные.


Эстетизм как абсолютизация эстетической ценности. Примеры эстетизма. Позиция лит. героя, автора.

Эстетизм как абсолютизация эст. ценностей – культ прекрасного в ущерб другим ценностям. 2 варианта: 1)Шиллер «Письма об эстетическом воспитании». Эстетизм противопоставлен революции. Искусство гармонизирует личность, воспитать чела через искусство можно прийти к гармоничному обществу. Эстетическая утопия 2)Кьеркегор. Демонический эстетизм. Ницше. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Позиция героя: смотрит на мир с т зр своего удовольствия, ультраэгоизм. Позицию героя нельзя приписывать автору. Брюсова упрекали в эстетизме. Брюсов: эстетизм должен быть холодным. Все в жизни – средство для поэзии.


Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания. Синкретизм содержания худ литры, ее полифункциональность. Воздействие на тв-во писателей философских концепций, а так же научных знаний (привести примеры)

Связь с формами общественного сознания: в литре отражаются воспитательные, философские, правовые, политические проблемы. Литра отражает жизнь в ее синкретизме, целом (разные типы обобщены в литре). Полифункциональность: литра доставляет удовольствие, учит, отражает жизнь и тд.

Пример влияния научных знаний на тв-во: медицина у Чехова и О-в Сахалин.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений icon1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Истинная лит-ра уходит в зарубежье. Сов лит-ра утрачивает статус худ-ти и условно названа лит-рой. Жесткий контроль гос-ва
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений icon1. Классицизм как худ направление, метод и стиль
Типизация. К отдаёт предпочтение общему. Не известен сложный психологизм. Носитель ряда родовых черт. Худ тип – форма макс худ обобщения,...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconН. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм
Рыбникова: обучение должно воздействовать на разл стороны восприятия; уч-ки д ясно понимать задачу; показать сложное в простом, новое...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений icon1. Каковы особенности др/рус лит-ры как лит-ры эпохи Средневековья?
Др/рус лит-ра – лит-ра средневекового типа. Возрождения не было. Лихачев – Предвозрождение (14-15 вв)
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconАндрей Тартаковский. «Русская мемуаристика xviii-1/3 XIX вв»
На границе худ и документальной лит-ры. Последняя грань романа – правда голого. Историч документ и литературно-эстетический памятник,...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconЛит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
С изо и музыкой, т к эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconЛит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
С изо и музыкой, т к эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconБилет 1 Материал и приём в литературе
Характер лит героя определяется с помощью речевой характеристики. Для оттенения худ образа автор использует описание природы, которое...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconЛитература как наука и ее связь с другими науками
Теория лит-ры теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся...
1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений iconЛопе де Вега
В лит-ру вошел как драматург-комедиограф. Театр вызывал у него самый живой интерес. В конце жизни он насчитал 1500 пьес. Нам известно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы