Философия марксизма диалектический материализм icon

Философия марксизма диалектический материализм



НазваниеФилософия марксизма диалектический материализм
Дата конвертации21.07.2012
Размер369,42 Kb.
ТипРеферат
Философия марксизма - диалектический материализм


Министерство образования Российской Федерации Лига развития науки и образования (Россия) Общество возрождения России (Италия) Международный «Институт Управления» Ярославский филиал Контрольная работа По дисциплине: Философия Тема: «Философия марксизма – диалектический материализм». Преподаватель: Кулаков М.В. Выполнил: студент 4 курса юридического факультета группы 41 ЮЗВ Зачётная книжка № 2028 Неустроев А.В. Г. Ярославль 2005 г. Оглавление.Введение 3Глава 1. Развитие философии марксизма 5Глава 2. О диалектическом материализме 8Глава 3. Марксистский философский материализм13Глава 4. Исторический материализм 16Заключение 23Список использованной литературы 25 Введение. Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетарита, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вслед за всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики. Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это — мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре. В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса. Марксистская философия была и остается ориентированной, преимущественно, на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач. Чем дальше человечество будет выходить из состояния господства архаических и современных видов частной собственности и отчужденного труда, чем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его «предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма. Глава 1. Развитие философии марксизма. Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получениястепени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защитуинтересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...». Начиная еще с 1842 года, он изучает новое для Германии общественноедвижение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистическойи коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первыевыступления немецких социалистов и коммунистов. Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксомпреимущественно средствами философского анализа; соответственно ирезультатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же,летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частнойсобственности и преодоления отчуждения в исторической перспективекоммунистического будущего. Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то естьоб экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации ипорабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостногомировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества былинарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривалсяпрактический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь изпрошлого» — причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось,что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных вфилософской картине «целостного человека», недоставало подлинной научнойосновы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы. В труде “К критике гегелевской философии права. Вступление” Марксдоказал, что для освобождения пролетариата необходимо уничтожениекапиталистической частной собственности и эксплуатации, что возможно черезреволюционную борьбу. В совместной книге “Святое семейство“ К. Маркс и Ф.Энгельс сформировали идею о том, что субъектом революции должен стать сампролетариат. Уже в начале своей деятельности Карл Маркс занял радикальную,противоположную либеральной позицию -- вместо эволюции предложилреволюционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазнойсобственности. Дальше - больше. Во втором совместном труде “Немецкаяидеология” (полностью был опубликован в 30-х годах ХХ в) был сделанрешительный вывод, что каждый класс, который стремится к власти, “долженпрежде всего завоевать себе политическую власть”. Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848), вкотором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь длязавоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаныосновные положения стратегии и тактики пролетарской партии, а именно, чтопартия ведет борьбу за ежедневные задания рабочих, объединяя их с борьбойза конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идеяпролетарского интернационализма, конкретизованная в лозунге “пролетариивсех стран, объединяйтесь!”. Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второйэтап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции былиособенно актуальны, то К. Маркс выдвинул идеи про возможностьнепосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической, прогегемонию пролетариата в революции (“Классовая борьба во Франции с 1848 по1850 годы”), понятие диктатуры пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), пронеобходимость политического союза пролетариата с крестьянством, проконечность слома старой буржуазной государственной машины в случае победыреволюции и создание новой системы (“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”).Притом большинство идей опирались на опыт западноевропейского пролетариата,опыт европейских революций. В 1867 году был опубликован первый том “Капитала”, в котором К. Марксдоказывал тезис про неминуемость гибели капитализма, описал основные чертыальтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Этообщество должно было бы опираться на общественную собственность на средствапроизводства, общественное равенство и социальную справедливость. Понятно,что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества.В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан IИнтернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал, чтозавоевание политической власти для пролетариата есть не тольконеобходимость, но и великая обязанность. С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма.Обобщив опыт восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождениенового типа демократии антипода либерально – пролетарской демократии,которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. ПоражениеКоммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государственациональной политической пролетарской партии со своими программами.Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи продиктатуру пролетариата, а также выдвинул идею про необходимость особенногопереходного периода от капитализма к социализму и про две фазыкоммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готскойпрограммы”). Можно утверждать, что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсомсформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистическогорадикализма, которая состояла из таких основных идей. Первое. Они исходили из доминирования классовой борьбы в общественнойжизни, в истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый планклассовую борьбу, как непосредственную движущую силу истории, и, особенно,классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словамВ.И.Ленина, лежит «центр тяжести» всей системы взглядов К. Маркса. Отсюдаее абсолютизация и упрощенный подход: или диктатура буржуазии, илидиктатура пролетариата – кто этого не понимает, тот за словами Ленина В.И., “ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”. Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеейведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль мессии –осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатациючеловека человеком, остаточно уничтожал деление на классы. “В этом исостояла б всемирно - историческая роль пролетариата – его историческоеназначение”. Третье. Исходя из идеи классовой борьбы, К. Маркс свел суть какого –либо государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицалсвои “грехи молодых лет”, когда считал, что сутью какого – либогосударственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата –центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт ПарижскойКоммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единствозаконодательной, исполнительной и судовой власти. Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии”пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить,сломать старую государственную власть, а уже потом создать новоегосударство. Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократиикак изъявление воли большинства народа через принуждение незначительногоменьшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения политическойвластью также необходимы демократические формы, но для него, как и всеполитические формы, демократия только средство достижения цели. Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что пролетариат, чтобыосуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особеннуюпартию, которая … осознала бы себя как классовая партия”. Потому что толькос ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой,пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени, когдаон существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха,найдя себе союзников среди других слоев трудящих. Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой дляпролетариата при условии проведения ею решительной и бескомпромисснойидеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, ибеспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии. В основекоммунистического движения лежит научная теория. Главное в марксизме - этодиалектический, причем материалистический метод познания явлений. Глава 2. О диалектическом материализме. Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, чтоего подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, егометод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкованиеявлений природы, его понимание явлений природы, его теория -материалистической. Исторический материализм есть распространение положениядиалектического материализма на изучение общественной жизни, применениеположений диалектического материализма к явлениям жизни общества, кизучению общества, к изучению истории общества. Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаютсяобычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные чертыдиалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельсатождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли издиалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскуюидеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ейсовременный научный вид. "Мой диалектический метод, говорит Маркс, в основе своей не толькоотличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. ДляГегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже всамостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, котороесоставляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное естьне что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову ипреобразованное в ней" (К.Маркс, Послесловие ко второму немецкому изданию 1-го тома "Капитала"). Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс ссылаются обычно наФейербаха, как на философа, восстановившего материализм в его правах.Однако это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождествененматериализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализмаФейербаха его "основное зерно", развив его дальше в научно-философскуютеорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Известно, что Фейербах, будучи в основномматериалистом, восставал против названия - материализм. Энгельс не раззаявлял, что Фейербах "несмотря на материалистическую основу, еще неосвободился от старых идеалистических пут", что "действительный идеализмФейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике ифилософии религии" (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.XIV, стр.652-654). Диалектика происходит от греческого слова "диалего", что значит вестибеседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности искусстводобиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника ипреодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, чтораскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мненийявляется лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способмышления, распространенный впоследствии на явления природы. превратился вдиалектический метод познания природы, который рассматривал явленияприроды, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - какрезультат развития противоречий в природе, как результат взаимодействияпротивоположных сил в природе. В своей основе диалектика прямо противоположна метафизике. Марксистский диалектический метод характеризуется следующимиосновными чертами: а) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу некак случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга,изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, - а как связное,единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом,зависят друг от друга и обусловливают друг друга. Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе неможет быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи сокружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может бытьпревращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающимиусловиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято иобосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающимиявлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений. б) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу некак состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а каксостояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления иразвития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается иотживает свой век. Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались нетолько с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точкизрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения ихвозникновения и отмирания. Для диалектического метода важно прежде всего не то, что кажется вданный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает иразвивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для негонеодолимо только то, что возникает и развивается."Вся природа, говорит Энгельс, начиная от мельчайших частиц ее довеличайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начиная от протиста(первичная живая клеточка. – авт.) и кончая человеком, находится в вечномвозникновении и уничтожении, в течении, в неустанном движении и изменении»(там же, стр.484).Поэтому, говорит Энгельс, диалектика «берет вещи и их умственные отраженияглавным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в ихвозникновении и исчезновении» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.XIV, стр.23).в) В противоположность метафизике диалектика рассматривает процессразвития, не как простой процесс роста, где количественные изменения неведут к качественным изменениям, - а как такое развитие, которое переходитот незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступаютне постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода отодного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно,наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественныхизменений.Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует пониматьне как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а какдвижение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход отстарого качественного состояния к новому качественному состоянию, какразвитие от простого к сложному, от низшего к высшему.«Природа, говорит Энгельс, есть пробный камень диалектики, и современноеестествознание, представившее для этой пробы чрезвычайно богатый, с каждымднем увеличивающийся материал, тем самым доказало, что в природе, в концеконцов, все совершается диалектически, а не метафизически, что она движетсяне в вечно однородном, постоянно сызнова повторяющемся круге, а переживаетдействительную историю. Здесь прежде всего следует указать на Дарвина,который нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав,что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательнотакже и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет»(там же, стр.23).Характеризуя диалектическое развитие, как переход от количественныхизменений к качественным изменениям, Энгельс говорит: «В физике… каждоеизменение есть переход количества в качество – следствие количественногоизменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы. Так, например, температура воды не имеет на первых порахникакого значения по отношению к ее жидкому состоянию; но при увеличенииили уменьшении температуры жидкой воды наступает момент, когда этосостояние сцепления изменяется и вода превращается – в одном случае в пар,в другом – в лед… Так, необходим определенный минимум силы тока, чтобыплатиновая проволока стала давать свет: так у каждого металла имеется своятеплота плавления; так, у каждой жидкости имеется своя определенная, приданном давлении, точка замерзания и кипения – поскольку мы в состоянии принаших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, укаждого газа имеется критическая точка, при которой соответствующимдавлением и охлаждением можно превратить его в жидкое состояние… Такназываемые константы физики (точки перехода от одного состояния в другоесостояние. – Ред.) суть большею частью не что иное, как название узловыхточек, где количественное (изменение) прибавление или убавление движениявызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где,следовательно, количество переходит в качество» (там же, стр.527-528).Переходя, далее, к химии, Энгельс продолжает:«Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих подвлиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель…Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два,как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон – тело, определенноотличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А чтосказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом илисерой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех другихтел!» (там же, стр.528).Наконец, критикуя Дюринга, который бранит во всю Гегеля и тут же втихомолкузаимствует у него известное положение о том, что переход из царствабесчувственного мира в царство ощущения, из царства неорганического мира вцарство органической жизни – есть скачок в новое состояние, Энгельсговорит: «Это ведь гегелевская узловая линия отношений меры, где чистоколичественное увеличение или уменьшение вызывает в определенных узловыхпунктах качественный скачок, как, например, в случае нагревания илиохлаждения воды, где точки кипения и замерзания являются теми узлами, вкоторых совершается – при нормальном давлении – скачок в новое агрегатноесостояние, где, следовательно, количество переходит в качество» (там же,стр.45-46).Г) В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметамприроды, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все ониимеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее,свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьбамежду старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим иразвивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития,внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего квысшему протекает не в порядке гармонического развертывания явлений, а впорядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке«борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этихпротиворечий.«В собственном смысле диалектика, говорит Ленин, есть изучение противоречияв самой сущности предметов» (Ленин, «Философские тетради», стр.263).И дальше: «Развитие есть «борьба» противоположностей» (Ленин, т.XIII,стр.301).Таковы коротко основные черты марксистского диалектического метода. Не трудно понять, какое громадное значение имеет распространениеположений диалектического метода на изучение общественной жизни, наизучение истории общества, какое громадное значение имеет применение этихположений к истории общества, к практической деятельности партиипролетариата.Если нет в мире изолированных явлений, если все явления связаны между собойи обусловливают друг друга, то ясно, что каждый общественный строй и каждоеобщественное движение в истории надо расценивать не с точки зрения «вечнойсправедливости» или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делаютнередко историки, а с точки зрения тех условий, которые породили этот стройи это общественное движение и с которыми они связаны.Рабовладельческий строй для современных условий есть бессмыслица,противоестественная глупость. Рабовладельческий строй в условияхразлагающегося первобытно-общинного строя есть вполне понятное изакономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении спервобытнообщинным строем.Требование буржуазно-демократической республики в условиях существованияцаризма и буржуазного общества, скажем, в 1905 году в России было вполнепонятным, правильным и революционным требованием, ибо буржуазная республикаозначала тогда шаг вперед.Все зависит от условий, места и времени.Понятно, что без такого исторического подхода к общественным явлениямневозможно существование и развитие науки об истории, ибо только такойподход избавляет историческую науку от превращения ее в хаос случайностей ив груду нелепейших ошибок.Дальше. Если мир находится в непрерывном движении и развитии, еслиотмирание старого и нарастание нового является законом развития, то ясно,что нет больше «незыблемых» общественных порядков, «вечных принципов»частной собственности и эксплуатации, «вечных идей» подчинения крестьянпомещикам, рабочих капиталистам.Значит, капиталистический строй можно заменить социалистическим строем, также, как капиталистический строй заменил в свое время феодальный строй.Значит, надо ориентироваться не на те слои общества, которые не развиваютсябольше, хотя и представляют в настоящий момент преобладающую силу, а на теслои, которые развиваются, имеют будущность, хотя и не представляют внастоящий момент преобладающей силы. В восьмидесятых годах XIX столетия, в эпоху борьбы марксистов снародниками, пролетариат в России представлял незначительное меньшинство всравнении с единоличным крестьянством, составлявшим громадное большинствонаселения. Но пролетариат развивался, как класс, тогда как крестьянство,как класс, распадалось. И именно потому, что пролетариат развивался, каккласс, марксисты ориентировались на пролетариат. И они не ошиблись, ибо,как известно, пролетариат вырос потом из незначительной силы впервостепенную историческую и политическую силу.Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо смотреть вперед, а не назад. Дальше. Если переход медленных количественных изменений в быстрые ивнезапные качественные изменения составляет закон развития, то ясно, чтореволюционные перевороты, совершаемые угнетенными классами, представляютсовершенно естественное и неизбежное явление. Значит, переход от капитализма к социализму и освобождение рабочегокласса от капиталистического гнета может быть осуществлено не путеммедленных изменений, не путем реформ, а только лишь путем качественногоизменения капиталистического строя, путем революции.Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а нереформистом.Дальше. Если развитие происходит в порядке раскрытия внутреннихпротиворечий, в порядке столкновений противоположных сил на базе этихпротиворечий с тем, чтобы преодолеть эти противоречия, то ясно, чтоклассовая борьба пролетариата является совершенно естественным и неизбежнымявлением. Значит, нужно не замазывать противоречия капиталистических порядков, авскрывать их и разматывать, не тушить классовую борьбу, а доводить ее доконца. Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо проводить непримиримуюклассовую пролетарскую политику, а не реформистскую политику гармонииинтересов пролетариата и буржуазии, а не соглашательскую политику«врастания» капитализма в социализм. Так обстоит дело с марксистским диалектическим методом, если взять его вприменении к общественной жизни, в применении к истории общества. Глава 3. Марксистский философский материализм Марксистский философский материализм в своей основе он прямопротивоположен философскому идеализму. Он характеризуется следующими основными чертами: а) В противоположность идеализму, который считает мир воплощением«абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания», - философский материализмМаркса исходит из того, что мир по природе своей материален, чтомногообразные явления в мире представляют различные виды движущейсяматерии, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений,устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерностиразвития движущейся материи, что мир развивается по законам движенияматерии и не нуждается ни в каком «мировом духе».«Материалистическое мировоззрение, говорит Энгельс, означает простопонимание природы такой, какова она есть, без всяких постороннихприбавлений (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.XIV, стр.651).Касаясь материалистического взгляда древнего философа – Гераклита, покоторому «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей,а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся изакономерно угасающим», - Ленин говорит: «Очень хорошее изложение началдиалектического материализма» (Ленин, «Философские тетради», стр.318). б) В противоположность идеализму, утверждающему, что реально существуетлишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь внашем сознании, а наших ощущениях, представлениях, понятиях, - марксистскийфилософский материализм исходит из того, что материя, природа, бытиепредставляет объективную реальность, существующую вне и независимо отсознания, что материя первична, так как она является источником ощущений,представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оноявляется отображением материи, отображением бытия, что мышление естьпродукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, аименно – продукт мозга, а мозг – орган мышления, что нельзя поэтомуотделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку.«Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношениимышления к бытию, духа к природе…. Философы разделились на два большихлагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которыеутверждали, что дух существовал прежде природы… составили идеалистическийлагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнула кразличным школам материализма» (К.Маркс, Избранные произведения, т.I,стр.329). И дальше: «Вещественный, чувственно воспринимаемый мир, к которомупринадлежим мы сами, есть единственный действительный мир… Наше сознание имышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктомвещественного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а духсам есть лишь высший продукт материи» (там же, стр.332).Касаясь вопроса о материи и мышлении, Маркс говорит:«Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя являетсясубъектом всех изменений» (там же, стр.302).Характеризуя марксистский философский материализм, Ленин говорит:«Материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю)независимое от сознания, от ощущения, от опыта… Сознание… есть толькоотражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное,идеально-точное) его отражение» (Ленин, т.XIII, стр.266-267).И дальше: «Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств,производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам вощущении… Материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух,сознание, ощущение, психическое – вторичное» (там же, стр.119-120).- «Картина мира есть картина того, как материя движется и как «материямыслит» (там же, стр.288).- «Мозг является органом мысли» (там же, стр.125). в) В противоположность идеализму, который оспаривает возможностьпознания мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний,не признает объективной истины, и считает, что мир полон «вещей в себе»,которые не могут быть никогда познаны наукой, - марксистский философскийматериализм исходит из того, что мир и его закономерности вполнепознаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом,практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективныхистин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще непознанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Критикуя положение Канта и других идеалистов о непознаваемости мира инепознаваемых «вещах в себе» и отстаивая известное положение материализма одостоверности наших знаний, Энгельс пишет:«Самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философскихвывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности.Если мы можем доказать правильность нашего понимании данного явленияприроды тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий,заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой«вещи в себе» приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телахживотных и растений, оставались подобными «вещами в себе», покаорганическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым «вещьв себе» превращалась в вещь для нас, как, например, ализарин, красящеевещество марены, которое мы теперь получаем не из корней марены,выращиваемой в поле, а гораздо дешевле и проще из каменноугольного дегтя.Солнечная система Коперника в течение трехсот лет оставалась гипотезой, ввысшей степени вероятной, но все-таки гипотезой. Когда же Леверрье, наосновании данных этой системы, не только доказал, что должна существоватьеще одна, неизвестная до тех пор, планета, но и определил посредствомвычисления место, занимаемое ею в небесном пространстве, и когда послеэтого Галле действительно нашел эту планету, система Коперника быладоказана» (К.Маркс, Избранные произведения, т.I, стр.330).Обвиняя Богданова, Базарова, Юшкевича и других сторонников Маха в фидеизмеи отстаивая известное положение материализма о том, что наши научные знанияо закономерностях в природе являются достоверными, что законы наукипредставляют объективную истину, Ленин говорит:«Современный фидеизм вовсе не отвергает науки; он отвергает только«чрезмерные претензии» науки, именно, претензию на объективную истину. Еслисуществует объективная истина (как думают материалисты), еслиестествознание, отражая внешний мир в «опыте» человека, одно толькоспособно давать нам объективную истину, то всякий фидеизм отвергаетсябезусловно» (Ленин, т.XIII, стр.102).Таковы коротко характерные черты марксистского философского материализма. Глава 4. Исторический материализм.Остается выяснить вопрос: что следует понимать с точки зрения историческогоматериализма под «условиями материальной жизни общества», которыеопределяют в конечном счете физиономию общества, его идеи, взгляды,политические учреждения и т.д.В самом деле, - что это за «условия материальной жизни общества», каковы ихотличительные черты? В чем же, состоит та главная сила в системе условий материальной жизниобщества, которая определяет физиономию общества, характер общественногостроя, развитие общества от одного строя к другому?Такой силой исторический материализм считает способ добывания средств кжизни, необходимых для существования людей, способ производстваматериальных благ – пищи, одежды, обуви, жилища, топлива, орудийпроизводства и т.п., необходимых для того, чтобы общество могло жить иразвиваться.Чтобы жить, нужно иметь пишу, одежду, обувь, жилище, топливо и т.п., чтобыиметь эти материальные блага, нужно производить их, а чтобы производить их,нужно иметь орудия производства, при помощи которых люди производят пищу,одежду, обузь, жилища, топливо и т.п., нужно уметь производить эти орудия,нужно уметь пользоваться этими орудиями.Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага,люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющиепроизводство материальных благ благодаря известному производственному опытуи навыкам к труду, - все эти элементы вместе образовывают производительныесилы общества.Но производительные силы составляют лишь одну сторону производства, однусторону способа производства, выражающую отношение людей к предметам исилам природы, используемым для производства материальных благ. Другуюсторону производства, другую сторону способа производства составляютотношения людей друг к другу в процессе производства, производственныеотношения людей. Люди ведут борьбу с природой и используют природу дляпроизводства материальных благ не изолированно друг от друга, не в качествеоторванных друг от друга одиночек, а сообща, группами, обществами. Поэтомупроизводство есть всегда и при всех условиях общественное производство.Осуществляя производство материальных благ, люди устанавливают между собойте или иные взаимные отношения внутри производства, те или иныепроизводственные отношения. Отношения эти могут быть отношениямисотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей, они могутбыть отношениями господства и подчинения, они могут быть, наконец,переходными отношениями от одной формы производственных отношений к другойформе. Но какой бы характер ни носили производственные отношения, онисоставляют – всегда и при всех строях – такой же необходимый элементпроизводства, как и производительные силы общества.«В производстве, говорит Маркс, люди воздействуют не только на природу, нои друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образомдля совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью.Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и толькочерез посредство этих общественных связей и отношений существует ихотношение к природе, имеет место производство» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.V,стр.429).Следовательно, производство, способ производства охватывает какпроизводительные силы общества, так и производственные отношения людей,являясь, таким образом, воплощением их единства в процессе производстваматериальных благ.Каков способ производства у общества, - таково в основном и само общество,таковы его идеи и теории, политические взгляды и учреждения.Или, говоря грубее: каков образ жизни людей, - таков образ их мыслей.Это означает, что история развития общества есть, прежде всего, историяразвития производства, история способов производства, сменяющих друг другана протяжении веков, история развития производительных сил ипроизводственных отношений людей.Значит, история общественного развития есть вместе с тем история самихпроизводителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихсяосновными силами производственного процесса и осуществляющих производствоматериальных благ, необходимых для существования общества.Значит, историческая наука, если она хочет быть действительной наукой, неможет больше сводить историю общественного развития к действиям королей иполководцев, к действиям «завоевателей» и «покорителей» государств, адолжна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ,историей трудящихся масс, историей народов.Значит, ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головахлюдей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства,практикуемом обществом в каждый данный исторический период, - в экономикеобщества.Значит, первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытиезаконов производства, законов развития производительных сил ипроизводственных отношений, законов экономического развития общества.Значит, чтобы не ошибиться в политике, партия пролетариата должна исходитькак в построении своей программы, так и в своей практической деятельности,прежде всего, из законов развития производства, из законов экономическогоразвития общества. Вторая особенность производства состоит в том, что его изменения иразвитие начинаются всегда с изменений и развития производительных сил,прежде всего – с изменений и развития орудий производства. Производительныесилы являются, стало быть, наиболее подвижным и революционным элементомпроизводства. Сначала изменяются и развиваются производительные силыобщества, а потом, в зависимости от этих изменений и соответственно с ними– изменяются производственные отношения людей, экономические отношениялюдей. Это не значит, однако, что производственные отношения не влияют наразвитие производительных сил и последние не зависят от первых. Развиваясьв зависимости от развития производительных сил, производственные отношенияв свою очередь воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя егоили замедляя. При этом необходимо отметить, что производственные отношенияне могут слишком долго отставать от роста производительных сил и находитьсяс ним в противоречии, так как производительные силы могут развиваться вполной мере лишь в том случае, если производственные отношениясоответствуют характеру, состоянию производительных сил и дают просторразвитию производительных сил. Поэтому, как бы ни отставалипроизводственные отношения от развития производительных сил, они должны –рано или поздно – прийти в соответствие – и действительно приходят всоответствие – с уровнем развития производительных сил, с характеромпроизводительных сил. В противном случае мы имели бы коренное нарушениеединства производительных сил и производственных отношений в системепроизводства, разрыв производства в целом, кризис производства, разрушениепроизводительных сил.Следовательно, производительные силы являются не только наиболее подвижными революционным элементом производства. Они являются вместе с темопределяющим элементом развития производства.Каковы производительные силы, - таковыми должны быть и производственныеотношения.Если состояние производительных сил отвечает на вопрос о том, какимиорудиями производства производят люди необходимые для них материальныеблага, то состояние производственных отношений отвечает уже на другойвопрос: в чьем владении находятся средства производства (земля, леса, воды,недра, сырые материалы, орудия производства, производственные здания,средства сообщения и связи и т.п.), в чьем распоряжении находятся средствапроизводства, в распоряжении всего общества, или в распоряжении отдельныхлиц, групп, классов, использующих их для эксплуатации других лиц, групп,классов.В соответствии с изменением и развитием производительных сил общества напротяжении истории – изменялись и развивались производственные отношениялюдей, их экономические отношения.Истории известны пять основных типов производственных отношений: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический,социалистический.При первобытно-общинном строе основой производственных отношений являетсяобщественная собственность на средства производства. Это в основномсоответствует характеру производительных сил в этот период. Каменные орудияи появившиеся потом лук и стрелы исключали возможность борьбы с силамиприроды и хищными животными в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу,наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работатьсообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищных животныхили соседних обществ. Общий труд ведет к общей собственности на средствапроизводства, равно как на продукты производства. Здесь не имеют ещепонятия о частной собственности на средства производства, если не считатьличной собственности на некоторые орудия производства, являющиеся вместе стем орудиями защиты от хищных зверей. Здесь нет эксплуатации, нет классов.При рабовладельческом строе основой производственных отношений являетсясобственность рабовладельца на средства производства, а также на работникапроизводства – раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить,как скотину. Такие производственные отношения в основном соответствуютсостоянию производительных сил в этот период. Вместо каменных орудий теперьлюди имели в своем распоряжении металлические орудия, вместо нищенского ипримитивного охотничьего хозяйства, не знавшего ни скотоводства, низемледелия, появились скотоводство, земледелие, ремесла, разделение трудамежду этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктовмежду отдельными лицами и обществами, возможность накопления богатства вруках немногих, накопление средств производства в руках меньшинства,возможность подчинения большинства меньшинством и превращения членовбольшинства в рабов. Здесь нет уже общего и свободного труда всех членовобщества в процессе производства, - здесь господствует принудительный трудрабов, эксплуатируемых нетрудящимися рабовладельцами. Нет поэтому и общейсобственности на средства производства, равно как на продукты производства.Ее заменяет частная собственность. Здесь рабовладелец является первым иосновным полноценным собственником.Богатые и бедные, эксплуататоры и эксплуатируемые, полноправные ибесправные, жестокая классовая борьба между ними – такова картинарабовладельческого строя.При феодальном строе основой производственных отношений являетсясобственность феодала на средства производства и неполная собственность наработника производства, - крепостного, которого феодал уже не может убить,но которого он может продать, купить. Наряду с феодальной собственностьюсуществует единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудияпроизводства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде. Такиепроизводственные отношения в основном соответствуют состояниюпроизводительных сил в этот период. Дальнейшее улучшение плавки и обработкижелеза; распространение железного плуга и ткацкого станка; дальнейшееразвитие земледелия, огородничества, виноделия, маслоделия; появлениенаряду с ремесленными мастерскими мануфактурных предприятий, - таковыхарактерные черты состояния производительных сил.Новые производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудьинициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность втруде. Поэтому феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде исовершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело скрепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства икоторый имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того,чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая.Частная собственность получает здесь дальнейшее развитие. Эксплуатацияпочти такая же жестокая, как при рабстве, - она только несколько смягчена.Классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми составляетосновную черту феодального строя.При капиталистическом строе основой производственных отношений являетсякапиталистическая собственность на средства производства при отсутствиисобственности на работников производства, - наемных рабочих, которыхкапиталист не может ни убить, ни продать, ибо они свободны от личнойзависимости, но которые лишены средств производства и, чтобы не умереть сголоду, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту и нести на шееярмо эксплуатации. Наряду с капиталистической собственностью на средствапроизводства существует и имеет на первое время широкое распространениечастная собственность освобожденных от крепостной зависимости крестьянина иремесленника на средства производства, основанная на личном труде. Вместоремесленных мастерских и мануфактурных предприятий появились громадныефабрики и заводы, вооруженные машинами. Вместо дворянских поместий,обрабатываемых примитивными крестьянскими орудиями производства, появилиськрупные капиталистические экономии, ведущиеся на основе агротехники иснабженные сельскохозяйственными машинами.Новые производительные силы требуют, чтобы работники производства былиболее культурными и понятливыми, чем забитые и темные крепостные,способными понять машину и правильно обращаться с ней. Поэтому капиталистыпредпочитают иметь дело со свободными от крепостных уз наемными рабочими,достаточно культурными для того, чтобы правильно обращаться с машинами.Но, развив, до колоссальных размеров производительные силы, капитализмзапутался в неразрешимых для него противоречиях. Производя все больше ибольше товаров и снижая цены на товары, капитализм обостряет конкуренцию,разоряет массу мелких и средних частных собственников, обращает их впролетариев и понижает их покупательную способность, ввиду чего сбытпроизведенных товаров становится невозможным. Расширяя же производство исобирая на громадных фабриках и заводах миллионы рабочих, капитализмпридает процессу производства общественный характер и подрывает тем самымсвою собственную базу, так как общественный характер процесса производстватребует общественной собственности на средства производства, между тем каксобственность на средства производства остается частнокапиталистической,несовместимой с общественным характером процесса производства.Эти непримиримые противоречия между характером производительных сил ипроизводственными отношениями дают знать о себе в периодических кризисахперепроизводства, когда капиталисты, не находя платежеспособного спросаввиду ими же учиненного разорения массы населения, вынуждены сжигатьпродукты, уничтожать готовые товары, приостанавливать производство,разрушать производительные силы, когда миллионы населения вынуждены терпетьбезработицу и голод не из-за того, что товаров не хватает, а из-за того,что товаров произведено слишком много.Это значит, что капиталистические производственные отношения пересталисоответствовать состоянию производительных сил общества и стали внепримиримое противоречие с ними.Это значит, что капитализм чреват революцией, призванной заменить нынешнююкапиталистическую собственность на средства производства социалистическойсобственностью.Это значит, что острейшая классовая борьба между эксплуататорами иэксплуатируемыми составляет основную черту капиталистического строя.При социалистическом строе, основой производственных отношений являетсяобщественная собственность на средства производства. Здесь уже нет ниэксплуататоров, ни эксплуатируемых. Произведенные продукты распределяютсяпо труду согласно принципа: «кто не работает, тот не ест». Взаимныеотношения людей в процессе производства характеризуются здесь, какотношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощисвободных от эксплуатации работников. Здесь производственные отношениянаходятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибообщественный характер процесса производства подкрепляется общественнойсобственностью на средства производства. Поэтому производительные силы развиваются здесь ускоренным темпом, таккак соответствующие им производственные отношения дают им полный простордля такого развития.Такова картина развития производственных отношений людей на протяженииистории человечества.Такова зависимость развития производственных отношений от развитияпроизводительных сил общества, прежде всего – от развития орудийпроизводства, в силу которой изменения и развитие производительных силприводят рано или поздно к соответствующим изменениям и развитиюпроизводственных отношений.«Употребление и создание средств труда (Под «средствами труда» Маркспонимает главным образом орудия производства. – Ред.), говорит Маркс, хотяи свойственные в зародышевой форме некоторым видам животных, составляютспецифически характерную черту человеческого процесса труда, и потомуФранклин определяет человека, как животное, делающее орудия. Такую жеважность, как строение останков костей имеет для изучения организацииисчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изученияисчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохиразличаются не тем, что производится, а тем, как производится… Средстватруда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показательтех общественных отношений, при которых совершается труд» (К.Маркс,«Капитал», т.I, стр.121, издание 1935 г.). Третья особенность производства состоит в том, что возникновение новыхпроизводительных сил и соответствующих им производственных отношенийпроисходит не отдельно от старого строя, не после исчезновения старогостроя, а в недрах старого строя, происходит не в результате преднамеренной,сознательной деятельности людей, а стихийно, бессознательно, независимо отволи людей. Оно происходит стихийно и независимо от воли людей. «Пролетариат, говорит Маркс, в борьбе против буржуазии непременнообъединяется в класс… путем революции он превращает себя в господствующийкласс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старыепроизводственные отношения» («Манифест коммунистической партии», издание1938 г., стр.52).И дальше: «Пролетариат использует свое политическое господство для того,чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать всеорудия производства в руках государства, т. Е. пролетариата,организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличитьсумму производительных сил» (там же, стр.50).«Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда онобеременно новым» (Маркс, «Капитал», т.I, стр.603, 1935 г.).Вот гениальная формулировка существа исторического материализма, даннаяМарксом в 1859 году в историческом «предисловии» к его знаменитой книге «Ккритике политической экономии»:Так обстоит дело с марксистским материализмом, если взять его в применениик общественной жизни, в применении к истории общества.Таковы основные черты диалектического и исторического материализма.Из этого видно, какое теоретическое богатство отстоял Ленин для партии отпокушений ревизионистов и перерожденцев, и какое важное значение имелопоявление в свет книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» для развитиянашей партии. Заключение. Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгомсоответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектическогомиросозерцания. Лишь объективный учет всей совокупности взаимоотношенийвсех без исключения классов данного общества, а, следовательно, и учетобъективной ступени развития этого общества и учет взаимоотношений междуним и другими обществами может служить опорой правильной тактики передовогокласса. При этом все классы и все страны рассматриваются не в статическом,а в динамическом виде, т. Е. не в неподвижном состоянии, а в движении(законы которого вытекают из экономических условий существования каждогокласса). Движение в свою очередь рассматривается не только с точки зренияпрошлого, но и с точки зрения будущего и притом не в пошлом понимании«эволюционистов», видящих лишь медленные изменения, а диалектически: «20лет равняются одному дню в великих исторических развитиях, - писал МарксЭнгельсу, - хотя впоследствии могут наступить такие дни, в которыхсосредоточивается по 20 лет» (т. III, с. 127 «Переписки»). На каждойступени развития, в каждый момент тактика пролетариата должна учитывать этуобъективно неизбежную диалектику человеческой истории, с одной стороны,используя для развития сознания, силы и боевой способности передовогокласса эпохи политического застоя или черепашьего, так называемого«мирного», развития, а с другой стороны, ведя всю работу этогоиспользования в направлении «конечной цели» движения данного класса исоздания в нем способности к практическому решению великих задач в великиедни, «концентрирующие в себе по 20 лет». Два рассуждения Маркса особенноважны в данном вопросе, одно из «Нищеты философии» по поводу экономическойборьбы и экономических организаций пролетариата, другое из«Коммунистического Манифеста» по поводу политических задач его. Первоегласит: «Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестныхдруг другу людей. Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработнойплаты, этот общий интерес по отношению к их хозяину, объединяет их однойобщей идеей сопротивления, коалиции… Коалиции, вначале изолированные,формируются в группы, и охрана рабочими их союзов против постояннообъединенного капитала становится для них более необходимой, чем охраназаработной платы… В этой борьбе – настоящей гражданской войне –объединяются и развиваются все элементы для грядущей битвы. Достигши этогопункта, коалиция принимает политический характер». Здесь перед намипрограмма и тактика экономической борьбы и профессионального движения нанесколько десятилетий, для всей долгой эпохи подготовки сил пролетариата«для грядущей битвы».«Коммунистический Манифест» о тактике политической борьбы выдвинул основноеположение марксизма: «коммунисты борются во имя ближайших целей и интересоврабочего класса, но в то же время они отстаивают и будущность движения». Воимя этого Маркс в 1848 г. Поддерживал в Польше партию «аграрной революции»,«ту самую партию, которая вызвала краковское восстание 1846 года». ВГермании 1848 – 1849 гг. Маркс поддерживал крайнюю революционную демократиюи никогда впоследствии не брал назад сказанного им тогда о тактике. Когда кончилась эпоха революций 1848 – 1849 гг., Маркс восстал противвсякой игры в революцию, требуя уменья работать в эпоху новой полосы,готовящей якобы «мирно» новые революции. В каком духе требовал Марксведения этой работы, видно из следующей его оценки положения в Германии внаиболее глухое реакционное время в 1856 году: «Все дело в Германии будетзависеть от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторымизданием крестьянской войны». В знаменитом обращении Интернационала от 9 сентября 1870 г. Маркспредупреждал французский пролетариат против несвоевременного восстания, но,когда оно все же наступило (1871 г.), Маркс с восторгом приветствовалреволюционную инициативу масс, «штурмовавших небо». Поражениереволюционного выступления в этой ситуации, как и во многих других, было, сточки зрения диалектического материализма Маркса, меньшим злом в общем,ходе и исходе пролетарской борьбы, чем отказ от занятой позиции, сдача безбоя: такая сдача деморализовала бы пролетариат, подрезала бы егоспособность к борьбе. Маркс был, прежде всего, революционер. Принимать тем или иным способомучастие в ниспровержении капиталистического общества и созданных имгосударственных учреждений, участвовать в деле освобождения современногопролетариата – вот что было его жизненным призванием. Философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовногорабства, в котором прозябали до этого все угнетенные классы. Экономическаятеория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем,строе капитализма. Освобождение общественного производства от оков капитализма,устранение классовых различий за счет уничтожения основ деления нагосподствующие и угнетенные классы – таково историческое призваниесовременного рабочего класса. Исследовать исторические условия, а вместе сэтим и самую природу этого переворота и, таким образом, выяснитьугнетенному классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природуего собственного дела – такова задача научного социализма, являющегосятеоретическим выражением пролетарского движения. Список использованной литературы.1. А.Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ, 1998г.2. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978г.3. В.И. Ленин «Философские тетради», стр.2634. К. Маркс и Ф.Энгельс Полное собрание сочинений, т.XIV, стр.23, 651, т.V,стр.429.5. В.И. Ленин, Полное собрание сочинений т.XIII, стр.301, стр.266-267, 119-120, 288, 125, 102.6. В.И.Ленин, «Философские тетради», стр.318.7. К.Маркс, Избранные произведения, т.I, стр.329, 302, стр.330, 406.8. К.Маркс, «Капитал», т.I, стр.121, издание 1935 г.9. «Манифест коммунистической партии», издание 1938 г., стр.52.10. Краткий курс истории ВКП(б) издание 1939г., стр. 64, 87, 135,137.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Философия марксизма диалектический материализм iconФилософия марксизма
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов...
Философия марксизма диалектический материализм icon43. Философское понимание истины. Истина и ее критерии
Вопрос об истинности знаний решался многими философами. Однако только диалектический материализм дал научное обоснование вопроса...
Философия марксизма диалектический материализм icon24. Философия марксизма
Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 1895) во второй половине XIX в и является составной частью более широкого...
Философия марксизма диалектический материализм iconОт лат evolutio развёртывание, в широком смысле синоним
Изменения в ходе эволюции носят разнонаправленный характер. Диалектический материализм рассматривает эволюцию и революцию как взаимосвязанные...
Философия марксизма диалектический материализм iconФилософия марксизма

Философия марксизма диалектический материализм iconДокументы
1. /философия марксизма .doc
Философия марксизма диалектический материализм iconАнкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» идр. Диалектический материализм и социология
Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование обще­ства, сознание и поведение живущих в...
Философия марксизма диалектический материализм iconУтверждаю: Директор Института гуманитарного образования д и. н проф. Л. Н. Харченко
Социальная философия. Идеализм и материализм в объяснении исторического процесса
Философия марксизма диалектический материализм iconКонтрольная работа по философии на тему: Марксистская философия (тема 15) Студент
Теоретические предпосылки философии марксизма
Философия марксизма диалектический материализм iconМатериализм Древней Греции
Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы