Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию icon

Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию



НазваниеФоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию
Дата конвертации28.06.2012
Размер236,48 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

ФОНИКА — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, звукоподражания, ср. (лингв.). Выражение какого-н. природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме, напр. мяу-мяу, ку-ку.

ВАРВАРИЗМ — в традиционной стилистической терминологии слово (элемент слова, оборот речи), заимствованное из другого яз. и воспринимаемое как нарушение общепринятой языковой нормы.


ДИАЛЕКТИЗМ — лингвистический термин, объединяющий старые более узкие термины традиционной стилистики: «вульгаризм» (см.), «провинциализм» (см.) и др., и обозначающий слово или выражение всякого диалекта, местного или социального, введенное в лит-ый язык. О стилистическом значении Д. и истории их введения в лит-ый язык см. «Диалектология».

Архаизмы


Словесные формы, которыми обозначаются предметы и явления, исчезнувшие из бытовой и социальной жизни. В художественном произведении эти устаревшие слова используются в качестве эстетического приема для художественной характеристики сюжета или персонажа. Словарные архаизмы часто употребляются или в иронических целях, или в значении торжественности характеристики: ведомый, лик, око.

Неологизмы


Явление поэтической лексики. Это недавно возникшие слова, еще не вошедшие восновной словарный фонд. Они иногда создаются по аналогии со старыми словами. Так, Н.Карамзин создал слово «промышленность» по аналогии со старинными русскими словами «промысел» и «промышлять». Другой способ создания неологизмов – придание существующему слову широкое или вообще иное значение. Ф.Достоевский использовал выражение чертежной техники «стушевать» и придал ему широкое психологическое значение – «стушеваться». Иногда слово не получает «правда гражданства», оставаясь принадлежностью только одного писателя: «декабрый» (В.Маяковский).

Инверсия


Синтаксический прием, когда нарушается обычный порядок слов. Она бывает ритмической и композиционной. Иногда она преследует большие содержательные цели. А.Вознесенский: «Я твой капиллярный сосудик, Россия. Мне больно когда, тебе больно, Россия». Смысл этой инверсии, выраженной постановкой запятой после «когда», состоит в опровержении традиционной формулы, подчиняющей интересы личности государству.

Эллипсис в лингвистике и риторике — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла или для усиления эффекта.

Анаколуф (от греч. anakуluthos - непоследовательный, неправильный), стилистическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении. Например "Мне совестно, как честный офицер" (А. С. Грибоедов). Обычно употребляется для придания стилистической характерности речи какого-либо персонажа.

Оксюморон


Сочетание, казалось бы, несочетаемых явлений, в переводе с греческого буквально «остроумно-глупое». На самом деле это смысловая образная единица, имеющая серьезное значение: «юные старики», «живой труп» (Л.Толстой), «слышно, как молчит тишина».

Троп


Явление художественной образности, переносные значения слова. Тропом называют метафору и метонимию, где уподобление одного слова другому или группы слов другим определяется по сходству или по связям (смежности). К тропам относятся гиперболы, литоты, эвфемизмы, каламбуры и т.п.

Метафора


Средство создания образности языка, где присутствует переносно-фигуральное значение слова, это явление поэтической семантики. Слово в иносказательном значении – троп. Метафора есть троп, когда одно явление жизни уподобляется другому по сходству, например, «Иван Петрович – умная голова», или «золотые руки». То есть человек обозначается через то, чем он думает или трудится. Метафоры имеют большую классификацию: овеществляющая («железная воля»), олицетворяющая («счастливый номер облигации»), конкретная («река бежит»), отвлеченная («поле деятельности»), и т.д.

Метонимия


Троп, выражающий уподобление одного явления другому по смежности, явления находятся в какой-либо связи друг с другом: «всю ночь глаз не смыкал», то есть не спал (смыкание глаз – это внешнее выражение покоя). Виды метонимии: уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию («сидеть сложа руки»); метонимия места, уподобление того, что где-либо помещается с тем, что его вмещает («аудитория ведет себя хорошо»). Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия: «зал кипит». Метонимия принадлежности, когда уподобляется предмет тому, кому он принадлежит: «ехать на извозчике», «люблю читать Шекспира». Уподобление действия с его орудием: «предать огню и мечу», «бойкое перо».

Синекдоха


Вид метонимии, уподобление части целому: «Сюда по быстрым их волнам все флаги в гости будут к нам» (А.Пушкин); «Француз – дитя, он вам шутя разрушит трон, издаст закон» (А.Полежаев); «Студент нынче пошел сознательный».

Сравнение


Художественный прием, в котором воссоздаваемый предмет уподобляется какому-нибудь другому предмету. Обычно сравнение в словесном искусстве носит метафорический характер: «Нева металась как больной в своей постеле беспокойной» (А.Пушкин).

Эпитет


Одно из художественных иносказаний, троп, в котором выделятся одно из главных качеств предмета или явления. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму: красна девица, гордый конь, возвышающий обман. Эпитет может быть прилагательным, существительным (волшебница-зима), деепричастием (играючи расходится ветер), наречием (волны ласково катились на берег).

Олицетворение


Вид метафоры, перенесение человеческих, или вообще черт живого существа на неодушевленные предметы и явления. Это перенесение зависит от того, какую словесную нагрузку несет в себе это стилистический оборот. В древности олицетворение было связано со всевозможными верованиями. Как художественное иносказание олицетворение выступает в качестве стилистического тропа.

Перифраз (перифраза)


Часто путают с пародией. В перифразе нет насмешки над мотивами того поэта, чья форма избирается для сатирического изображения совсем других явлений. Н.Добролюбов: «Выхожу задумчиво из класса…». Здесь пародируется не стихотворение М.Лермонтова, а школьная реформа знаменитого хирурги и педагога Н.И.Пирогова.

Аллегория


Это вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное понятие. Многие аллегории созданы в античный период и возникли как средство эстетической выразительности, они относятся к метафоре. Источники аллегории – в национальных традициях народов и часто присутствуют на знаменах, эмблемах и других явлениях жизни, носящих устойчивый характер. Классический пример аллегории, зафиксированный теорией литературы – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.


Символ


Художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадает с самим образом, он ему не тождественен.

Ирония как стилистический прием


Иносказание, когда выражается насмешка над человеком; обычно в контексте художественного текста ироническое слово противоположно буквальному смыслу. Ирония – слово, когда лукаво или насмешливо приписывает предмету качество, которого быть не может. И.АКрылов: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (здесь речь идет об осле). Ирония носит форму гротеска и пародии. Ирония может быть не только юмористической, но и сатирической. Ирония характерна для всех веков и национальных систем литературы.

Стихотворные произведения


Это особым образом организованная литературная речь с ее ритмическими элементами (сильные, слабые слоги), с особым эмоциональным лирическим пафосом. Стихи имеют свою национальную специфику в зависимости от языковых традиций: особый тип ритмической организации, интонации, лексического состава, стилистических приемов.

МЕТР — термин античного стихосложения, буквально: мера стиха, т. е. обозначение той единицы, к-рая лежит в основе ритма данного стихотворного произведения

Силлабический стих


Происходит от слова «силлабос», то есть «слог». Это слоговая система стиха, когда в стихе учитывается лишь количество слогов (в строке должно быть равное количество слогов), а не число ударений и не место их расположения: «Уме недозрелый, плод недолгой науки,// покойся, не понуждай к перу мои руки» (А.Кантемир).

МЕТРИЧЕСКОЕ стихосложение (от греч. metron - мера) (точнее - силлабо-метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе


ТОНИЧЕСКОЕ стихосложение, система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др.

Силлабо-тонический стих


Введен в России В.Тредьяковским и М.Ломоносовым. Система стихосложения, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

ИКТ — ритмическое ударение в стихе, то же, что акцент (см.).

Ямб


Один из размеров силлабо-тонического стиха, двусложный размер, где ударение стоит на втором слоге: «Куда ж поскачет наш проказник, с чего начнет он? Все равно…» (А.Пушкин). Как и все размеры такой стихотворной системы, ямбическая стопа может быть облегченной (пиррихий) и утяжеленной (спондей).

Хорей


Один из двусложных размеров силлабо-тонического стиха, где в стопе ударение стоит на первом слоге: «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца» (А.Пушкин). Как и в других размерах, в хорее очень часто присутствует утяжеление или облегчение, то есть спондей или пиррихий.

Дактиль


Стихотворный размер, где в стопе ударение располагается на первом слоге, а два последующих безударны.

Амфибрахий


Форма стихосложения, когда ударный слог стоит посередине трехсложной стопы: «дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокой бурей гонимый» (М.Ю.Лермонтов).

Анапест


Форма стихосложения, когда стопа имеет два первых безударных слога, а третий – ударный:

Дольник


Стихотворный размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. Очень распространен в 20 веке: «Черный ворон в сумраке снежном, черный бархат на смуглых плечах, томный голос пением нежным мне поет о южных ночах» (А.Блок). В дольнике возможно сочетание лишь ямба с анапестом, а хорея – с дактилем по сходству месторасположения ударных слогов.

Тактовик


Вид тонического стихосложения, нечто среднее между акцентным, тоническим стихом и дольником, размер, в котором трудно строго определить места ударений и безударных пауз: «Такая была ночь, что ни ветер гулевой,// ни русская старуха-земля // не знали, что поделать с тяжелой головой,// золотой головой Кремля» (В.А.Луговской).

Акцентный стих


Это форма стихосложения. Такое стихосложение иногда называют ударным, где регулируется число ударений в стихе, а безударные слоги располагаются свободно в зависимости от поэтической практики на том или ином национальном языке. Наиболее организованный акцентный стих представляет парную рифмовку.

Гекзаметр


Форма античного стихосложения – шестистопный дактиль. В новейшем русском стихосложении дактиль сочетается с хореем: «Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, боком одним с образцом схож и его перевод» (А.Пушкин). В новейшей поэзии гекзаметр используется в качестве поэтического каламбура: «Ванну, хозяин, прими, но принимай и гостей» (О.Мандельштам).

Цезура — Постоянный словораздел, стоящий на строго определенном месте. Цезура делит стих на две части, обычно равные или незначительно отличающиеся друг от друга.

анакруза  
анакруза, анакрузы, ж. (греч. anakrusis) (лит.). лишний против размера слог (или несколько слогов) в начале стиха,

Клаузула - . конец стиха, рифмическая концовка (лит.).

Рифма


Окончания стиха, созвучные в слоговом отношении и в фонетике. Разнообразие рифм сделало возможным образование эстетически различных окончаний стихов, системы строфики и системы рифмовки.

Ассонанс


Повторение гласных звуков, элемент поэтической фонетики. Часто ассонансом называют не вполне точную рифму.

Аллитерация


Это звуковая организация речи, применение в художественном тексте определенных элементов звуковой структуры языка: гласных и согласных звуков, пауз, повторений слов, сочетаний разных видов интонаций. Различаются виды звуковой организации, например, анафора, единоначатие – повторение начальных слов; эпифора – повторение конечных слов; кольцо, когда повторяется начальное и конечное слово в строке. Существует понятие эпанострофы, или стыка, когда повторяются слова и фразы конечных и начальных стихотворных строк:

«Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени угасшего дня.

Я на башню всходил

И дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня». (К.Бальмонт)

В звуковой организации стиха самые распространенные аллитерации – повторение согласных и ассонансы – повторение гласных.

Рифма точная


Полное совпадение опорных звуков: седой – гнедой, «Ты и добрый век и век-злодей, век-убийца молодых людей» (Е.Евтушенко). Иногда звуки, совпадающие в разных стопах, называются богатой рифмой. Богатство рифмы особенно ясно воспринимается в дактилических или гипердактилических окончаниях: «Век двадцатый, век великий спутника, сколько в тебе темного и спутанного» (Е.Евтушенко).

БОГАТАЯ РИФМА - рифма, в к-рой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного, напр.: "страх" и "кострах".


бе́лый стих, стих без рифм.

Строфа


Стихотворная группа строк, мотив которой переходит в аналогичную группу строк. В современной поэзии это упорядоченное чередование стихов с различными окончаниями и рифмами. Размер (длина) строфы обычно невелик, редко достигает 14 строк (Онегинская строфа). Строфа представляет собой синтаксическую и интонационную законченность. Строфы имеют довольно богатую классификацию в зависимости от национального языка, содержания произведения и размера (Александрийский стих в классицизме, трехстишие (терцина) в «Божественной комедии» Данте и т.д.). Бывают строфы непостоянной длины с неопределенным количеством строк (например, в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

ОКТАВА — вид строфы (см.). Состоит из 8 строк с обязательным чередованием рифм в следующем порядке: 1. ж, м, ж, м, ж, м, ж, ж или 2. м, ж, м, ж, м, ж, м, м; при этом первые три нечетные строки рифмуются между собой точно так же, как и первые три четные, а последние две дают парную рифму по схеме: а, б, a, б, а, б, в, в. Размер О. в силлабо-тоническом стихосложении — обычно 5- или 6-стопный ямб, в первоначальном силлабическом — 11-сложник (endecasillabo). Пример:

1 жа — «Гармонии стиха божественные тайны

2 мб — Не думай разгадать по книгам мудрецов:

3 жа — У брега сонных вод, один бродя, случайно,

4 мб — Прислушайся душой к шептанью тростников,

5 жа — Дубравы говору; их звук необычайный

6 мб — Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов

7 жв — Невольно с уст твоих размерные октавы

8 жв — Польются звучные, как музыка дубравы»

   (А. Майков).

Сонет


Четырнадцатистишие – как онегинская строфа. Старинная форма стиха, зародилась в Италии в 13 веке, создатель – Яколо да Лентини. Лидерами жанра были Данте Алигьери и Ф.Петрарка. В дальнейшем – в Англии – сонеты писал В.Шекспир. В России сонет появился в 18 веке, его родоначальником стал В.Тредьяковский (в трактате «Новый краткий способ к сложению российских стихов», где впервые были представлены образцы сонета, Тредьяковский говорит, что жанр требует особого развития темы: экспозиция, развитие сюжета, развязка). Это обычно пятистопный или шестистопный ямб. Вот как выглядит классический сонет со своеобразной строфикой и рифмовкой:

«Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум…

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм…»

И схемная запись: абабабссдеед. Это классический русский сонет.

Терцины


Трехстишия, где строки скреплены между собой переходящей из одной в другую рифмами. И снова пример из Пушкина:

«В начале жизни школу помню я.

Там нас, детей беспечных, было много.

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго».

Схема: абабсб. Терцинами написана «Божественная комедия» Данте.


НАПЕВНЫЙ СТИХ - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Различают три вида Н. с.: куплетный, песенный, романсный. См. также ИНТОНАЦИЯ


Говорной стих (Sprechvers) — стих, требующий — в отличие от декламационного стиха — произношения, близкого к интонации обычной разговорной речи. Наиболее ярким видом говорного стиха является вольный басенный стих, например:

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…»

и т. д. (Крылов).


____________________________________________________________________________

Внутренний мир художественного произведения является сочетанием "отражения" действительности и мироощущения художника.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - — пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического.


Художественное время – категория литературного произведения, которая обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует композицию произведения. Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными (например, охватывать день, год, несколько лет, века) и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени.


Под хроното́пом (от греч. ??ό???, «время» и ?ό???, «место») М. М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений». «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен.

Мотив


Постоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержаться во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. Особенно распространен в фольклоре и в балладах (похищение девушки волшебным чудовищем), присутствует и в классической литературе: метель у А.Пушкина, приключения Дон Жуана, гамлетизм.

Тема


Совокупность событий, образующих так называемый «жизненный материал» художественного произведения. Иногда в теории литературы тему называют «пассивным содержанием», ибо в ней не выражено явно отношение автора к изображаемым действиям и предметным картинам в художественном тексте.

Эпиграф


Короткий текст, помещенный автором перед основным сочинением. Очень он выражает в афористической форме главную идею произведения. Он присутствует во многих произведениях самого различного идейно-эмоционального пафоса, иногда приобретает форму пародии. Классический пример: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива. – Народная пословица». (эпиграф к «Ревизору» Н.Гоголя). Нередки случаи, когда эпиграф берется из какого-либо произведения, прежде всего популярного.

Реминисценция


Художественный прием, представляющий воспоминание о других произведениях. Реминисценция входит в состав мотивов произведения: «Звезда с звездой – могучий стык, кремнистый путь из старой песни» (О.Мандельштам, реминисценция из М.Лермонтова).

ЦИТАТА, цитаты, ж. (от латин. cito - призываю в свидетели). Дословная выдержка из какого-н. текста, сочинения. Подтверждать свои рассуждения цитатами из классиков.


ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.


Эпос


Один из трех родов – наряду с лирикой и драмой – литературы. Такой тип повествования, в котором присутствуют объективные характеры, описания, сюжеты. Это описательно-диалого-повествовательная структура. В переводе с греческого эпос означает повествование. Авторская оценка описанного выражается чаще всего через предметную детализацию: портретные детали, детали бытовой обстановки, детали действия. Редко, но встречается и прямая авторская оценка происходящего. Эпос – это изобразительный принцип, заключающийся в художественной типизации социального бытия и на этой основе также и социально-психологического сознания человека.

Лирика, лирическая поэзия


Род литературы, в котором преобладает субъективный взгляд поэта на мир, а стилистической формой является медитация (размышление). Как правило, в лирике отсутствует сюжет. То, что называют лирическим сюжетом, это не обычный классический сюжет, зафиксированный в теории литературы, а отрезки, части той же субъективной мысли автора, в которых есть некая законченность.

Драма (как род литературы)


Драма в родовой системе литературы занимает особое место. По существенному признаку – объективность изображения жизни – драма относится к эпическому роду. Однако вследствие особой специфичности своей структуры, выражающейся в «готовности» драмы превратиться в спектакль, то есть соединиться с музыкой, пантомимой, живописью, драма как бы получает «право» на самостоятельное родовое существование. Есть, впрочем, и лирическая драма (Метерлинк, Блок), предназначенная, как правило, для чтения одним человеком – автором или актером. По своему содержанию драма отражает наиболее острые в социальном и психологическом отношении моменты жизни.

Эпопея


Жанр эпического рода. Повествовательное произведение большой формы, где главной идеей является торжество, победа общенациональных или общенародных мотивов. Раннюю стадию эпопеи относят к так называемому героическому эпосу, в котором изображаются существенные общенациональные события. Пафосом эпопеи как жанра является обязательная победа коллективного мнения над индивидуальным. Об этом свидетельствуют, в частности, самые важные эпизоды древнегреческих эпопей Гомера «Илиада» и «Одиссея» (например, победа Одиссея в споре с Тирситом, которого не поддерживает толпа, полностью сочувствующая Одиссею).

Роман


Жанр эпического рода. Первоначально романом назывались все произведения, написанные на романских языках. В романе в центре повествования стоит личность с начала ее становления до завершения судьбы. Развитие этой личности осуществляется, как правило, на большом промежутке времени и пространства. Личность проходит все перипетии своей драматической судьбы. Итоги развития романического героя представляют, как правило, коллективный интерес, ибо сублимируют в себе кульминационные моменты общественной жизни. Романическая личность, как правило, относительно свободна от влияния жизненных обстоятельств, она самостоятельно формирует свою психологическую и социальную эволюцию. Романический герой в целом нравственно свободен и в состоянии сам влиять на среду, обстоятельства жизни. Роман имеет классификацию, определяемую тематическими и идейными обстоятельствами жизни героя. В классических романах герой, как правило, вступает в конфликт со средой, что часто определяет трагический пафос внутреннего бытия романической личности.

Вторым распространенным эпическим жанром является повесть. Она не отличается от романа, как иногда думают, объемом. Но в ней художник не увлекается всеми размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставится задачи глобального исторического характера, того, о котором сказано применительно к романическому герою: в ком «отразился век». Повесть по своим сюжетам и стилю отличается исключительным разнообразием. В определенные исторические периоды повесть по своему значению занимает равное с романом положение (20 век).


Малыми жанрами эпического рода следует считать рассказ и новеллу. В них обычно присутствуют один или два эпизода, лаконичный стиль повествования, один или два главных персонажа. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (Э.По, О’Генри), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.


ОЧЕРК — лит-ый жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. — писание с натуры.


БАСНЯ — жанр дидактической поэзии (см.), короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.


Обычно Поэмой. называют большое эпическое стихотворное произведение,

Элегия


Жанр лирического рода, небольшого размера, насыщенный эмоциональным содержанием, в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр используется для выражения любовного состояния, романтической патетики.

Ода


Жанр лирического рода. Начиная с античных времен, ода выполняла функцию торжественного утверждения героического события или праздника (спортивного, семейного), часто соединялась с музыкой и танцами. Долгое время ода не пользовалась общественной популярностью, пока не наступила эра классицизма. Эта эпоха провозгласила культ монархии, абсолютной власти, что потребовало и словесно-пропагандистского закрепления. Поскольку деятели культуры провозгласили тогда политическим идеалом «просвещенную монархию», поэты устраивали чуть ли не соревнования в стихотворных спорах о степени словесных восхвалений властителей. Здесь не было принципиальных различий между западноевропейскими и русскими одописцами. Может быть, только французский классицист Буало в своем «Рассуждении об оде» превзошел всех в самой идее прославления монархов


БАЛЛАДА, . лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.


ЭПИГРАММА, эпиграммы, ж. (греч. epigramma - надпись) (книжн.).

1. У древних греков - надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т. п. (истор., лит.).

2. В античной поэзии - небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - преимущ. сатирического содержания (лит.). Эпиграммы Катулла.


Трагедия


Разновидность драматического рода. Крупнейшие историки и теоретики литературы считают трагедию высшим типом творчества, отражающим самые напряженные отношения в человеческом обществе. Более того, трагедии как бы разрешалось нести в себе богоборческие мотивы. В античную эпоху, когда и была создана трагедия, так часто и происходило («Прикованный Прометей» Эсхила). Характеры в трагедиях должны быть возвышенны – это прямо предписывала эстетика крупнейшего философа древности Аристотеля. Герои упомянутой трагедии Эсхила возвышенны настолько, что, разумеется. преклоняясь перед мифологической идеей Бога, они дерзают вступить в споры с небесными силами.

Комедия


Жанр драматического рода, представляющий жизненные события в комических смешных формах. В ее основе лежит жизненная ситуация, которая представляет собой противоречие между внешней значимостью и внутренней мелочностью, ничтожностью. Комедия имеет многочисленные виды.

Драма (как жанр)


Один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряженны и допускают возможность благополучного разрешения. Как самостоятельный жанр драма сложилась во второй половине 18 в. у просветителей. Драма 19-20 в.в. является преимущественно психологической. Отдельные разновидности драмы смыкаются со смежными жанрами, используя их средства выразительности, например приемы трагикомедии, фарса, театра масок.

Ремарка


Чаще всего распространена в драматургии и являет собой дополнительную краткую характеристику автором происходящего. Иногда ремарка представляет рекомендацию автора актерам в смысле их жестов, мимики, темпа речи и т.д.

Монолог


Речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых – монолог Чацкого из «Горе от ума»)А.Грибоедова)

Диалог


В художественном произведении различаются монологическая и диалогическая речи. Последняя представляет речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета.

_________________________________________________

Стиль литературного произведения


Имеются два толкования этого понятия. Во-первых, это связь и взаимодействие между всеми элементами формы (предметная детализация, сюжет с кульминациями и развязками, стилевая структура). В узком смысле стиль – это особенность художественной речи данного произведения с его лексикой, семантикой, синтаксисом.

Романтика


Идейно-эмоциональная оценка художником действительности, когда представлен возвышенный идеал, персонифицированный какой-либо личностью, противостоящей обыденному, серому миру. Романтики культивировали подвиг, защищали такие нравственные понятия, как долг, гражданственность, возвышали личность не по ее внешним (служебным, профессиональным и т.п. качествам), а как самодостаточную, самоценную человеческую фигуру, чье нравственное содержание может противостоять, положительно оцениваясь, всем другим качествам человека. Романтика как теоретическая проблема была распространена в немецкой философии конца 18-начала 19 в.в. и в творчестве таких писателей, как Ф.Шиллер и И.-В.Гете. Традиции указанной трактовки личности была воспринята в России В.Жуковским, А.Пушкиным, М.Лермонтовым, Ф.Тютчевым. Не следует путать понятие романтики с понятием романтизма, который есть определенный художественный метод, впрочем, связанный эстетически с романтикой.

Реализм


Творческий метод в литературе, определяющий принципы отношения писателя к изображаемой действительности. Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой. В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека. Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту.

МОДЕРНИЗМ (дэ), модернизма, мн. нет, м. (фр. modernisme) (искус.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.


ПОСТМОДЕРНИЗМ в архитектуре и изо-искусстве - совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией - сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Изо-творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.


АВАНГАРДИЗМ (авангард) - совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconСхематически организационная структура предприятия представлена в Приложении 1
В состав отделов управления входят: финансовый отдел, бухгалтерия, отдел мтс,отдел сбыта, отдел труда и заработной платы, планово-экономический...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconИнструкция по его выполнению ая яя ый ий ой ое ее ые ие
Майя богиня земли и плодородия. Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют этимологией
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconПоливанов К. М
В исследованиях стиха Бориса Пастернака и В. С. Баевский и М. Л. Гаспаров обращали внимание на то, как различные его характеристики...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconЭлектродинамика электродинамика
Физики, изучающий электромагнитное поле и его взаимодействие с телами, имеющими электрический заряд. Предмет электродинамики включает...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconТезисы. При чтении поэзии понять не главное. Главное почувствовать музыку стиха, уловить настроение, созданное автором с помощью слов
Главное – почувствовать музыку стиха, уловить настроение, созданное автором с помощью слов
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconПоливанов К. М. (Государственный университет Высшая школа экономики, Москва)
В исследованиях стиха Бориса Пастернака и В. С. Баевский и М. Л. Гаспаров обращали внимание на то, как различные его характеристики...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconПиагет полимат (человек изучающий разное)
Он называет себя «генетическим исследователем», название может напоминать о его интеллектуальных приоритетах. Он биолог и философ...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconОтдел химической физики нииф спбгу лаборатория химической физики группа фотофизики и фотохимии органических молекул
В 1989 году профессор В. Е. Холмогоров организовал в нии физики спбгу отдел химической физики, в котором под руководством В. Е. Холмогорова...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconБорис Леонидович Пастернак Апеллесова черта «Апеллесова черта»
У поэта особое видение мира. Поэт находит особые слова, чтобы его выразить. Поэт облекает свои мысли в особую форму. Порой поэту...
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию iconИнтеллектуальная биография Альфреда Маршалла
По влиянию на развитие экономической теории ХХ века его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его "Принципы эко-номической науки"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы