Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» icon

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»



НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»
страница1/5
Дата конвертации28.06.2012
Размер1,11 Mb.
ТипВопросы к экзамену
скачать >>>
  1   2   3   4   5

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»

(дневное отделение, III курс, 5 семестр)


  1. Предмет и функции аналитической журналистики. Аксиомы аналитического способа освоения действительности.

Специфика аналитических жанров – в их нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивание авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем. Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитическим жанрам – взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция. Комментарий – основа аналитических жанров, он представляет собой общий композиционный и стилистический метод отражения и отображения действительности. В ходе исследования действительности журналист очень часто ставит перед собой задачу, связанную с определением будущего состояния заинтересовавшего его явления. Это называется прогнозированием. В журналистике формируются прогнозы нескольких видов: прогноз – обязательство, прогноз – уверенность, прогноз желание, прогноз предложение, прогноз информация, прогноз сомнение.

. Аналитическая журналистика


Хотя в первую очередь задача журналистики - сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика является сферой гражданского общества и поэтому она вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях и решениях, вынося на ее обсуждение общественно значимые проблемы. Аналитическая журналистика как раз и составляет основное содержание качественной прессы: тщательно сопоставляя между собой факты, журналисты-аналитики трактуют новость, комментируют ее и даже прогнозируют будущее. Образно говоря, аналитическая журналистика координирует деятельность общества.


Понятно, что работающему в этом виде журналистики необходимы аналитический склад ума, умение не только фиксировать очевидное, но и определять связи между явлениями, безбоязненно принимать на себя ответственность за решения.


Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих в той или иной ситуации, оценивать правильность выбора средств и путей развития ситуации, обоснованности точек зрения и идей. Само собой разумеется, что такие материалы имеют большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической - мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью.


Исследуя мир, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. И для этого он показывает все события с точки зрения той роли, которую эти события могут сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления удовлетворяют разнообразные потребности человека. Рассмотрим как аналитическая журналистика может помочь удовлетворить некоторые из них.


Во-первых, потребностью может быть получение удовольствия от процесса самого труда. Когда человек любит свою работу, то качество производимой продукции во много раз возрастает. Объяснить человеку, в чем прелесть труда, помочь ему понять и полюбить его, можно только показав роль и место конкретного человека в общей социальной жизни.


Во-вторых, - результат деятельности. Журналист-аналитик, убедительно показывающий, что создаваемый продукт или усвоенные знания принесут в дальнейшем свои плоды, помогает создать в обществе потребность в результатах труда. Например, если вы знаете, какие выгоды вам принесет учеба, то приобретение конкретных знаний станет вашей потребностью.


В-третьих, - вознаграждение за деятельность. Таким вознаграждением могут стать заработная плата или повышение по должности, слава или профессионализм. А может быть и радость близкого вам человека.


В-четвертых, - высокие цели, которым служат процесс или результат деятельности. К высоким целям можно отнести и построение истинно демократического общества, и устранение болезнетворных бацилл, и достижение личного счастья. Примером такого аналитического показа взаимосвязи малого и высокого может служить хорошо известное всем стихотворение о гвозде, которого не оказалось в кузнице, чтобы подковать коня полководца: в результате было проиграно сражение, враг вошел в город, жители были уничтожены. Ради спасения всей страны кузнец и должен был вовремя выковать гвоздик.


Поскольку человеку не всегда известны реальные причинно-следственные связи средств и целей, то ему трудно по достоинству оценить то, что он сейчас делает. Аналитическое выступление в средствах массовой коммуникации способно развеять сомнения в нужности и значимости конкретных фактов, событий, явлений.


Тематически можно выделить дюжину разновидностей журналистского анализа: политический, исторический, экономический, социологический, психологический, экологический, юридический, военный, спортивный, нравственный, искусствоведческий, художественный. Но независимо от того, какой конкретно теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует либо отдельные актуальные события (например, военный конфликт в Косово), либо процессы, протекающие в обществе (демократизация), либо ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса доллара).


Как правило, тематические аналитические материалы публикуются в специальных изданиях, например, политический анализ - в журналах "Открытая политика", "Российская Федерация", телепередачах "Итоги", "Зеркало", военный - в "Военно-историческом журнале", искусствоведческий - в журналах "Театр" или "Искусство кино" и телепрограмме "Театр плюс ТВ"... Но это не значит, что в других изданиях не могут появиться аналитические материалы: скажем, газеты "Красная звезда" и "Литературная газета" охотно печатают на своих страницах нравственный анализ современного общества.


Для того чтобы этот вид журналистики был интересен читателям, очень важен показ логической цепочки развития событий с возможным прогнозом на будущее. Что было, каково положение сейчас, что необходимо предпринять, что будет, если мы не предпримем этих шагов, что принесет пользу, а что вред, - приблизительно так строит свои рассуждения журналист-аналитик. Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов. Но их комментарии в большинстве случаев остаются за пределами аналитического материала, послужив лишь толчком к размышлениям по поводу выявленных фактов.


В последнее время аналитическая журналистика стала активно развиваться. Журналист охотно берется интерпретировать факты, подталкивая аудиторию к тому, чтобы она сама сделала нужные журналисту выводы. Такая специфика аналитической журналистики дает возможность журналисту изображать не столько реальный, сколько виртуальный мир. Расчет на то, что представление об образе жизни рано или поздно сформирует и саму жизнь, приводит к тому, что аналитическая журналистика активно моделирует образ мысли аудитории.


Однако журналистика, по мнению английского исследователя масс-медиа Д.Янга, может внезапно «создавать» социальные проблемы, представив их драматически непреодолимыми и подчеркнув их приоритетность. СМИ могут быстро и эффективно «посеять» публичное негодование и сконструировать то, что можно назвать моральной паникой вокруг определенного типа девиации. Через журнализм институционализируется потребность создания в обществе моральной паники [6].


Такое моделирование сродни манипуляции, поскольку журналист получает возможность вызвать определенную спровоцированную реакцию на свой материал, заранее управляя заданной им же самим ситуацией. Поэтому аналитическая журналистика очень опасное оружие в руках неумелых журналистов.


Роль аналитической журналистики значительно возрастает в условиях, когда средства массовой коммуникации выполняют определенные обязательства перед обществом: материалы, соответствующие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности, не должны прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств. Журналист становится ученым-исследователем, не имеющим права на ошибку: он несет ответственность за то, каким мир предстанет завтра.


Прогнозирование - сложный многоэтапный процесс научного предвидения, который входит обязательным компонентом в аналитическую деятельность журналиста. Сначала необходима поисково-прогнозная деятельность, когда журналист-исследователь занимается созданием научно обоснованного представления о наметившихся тенденциях развития какого-либо явления. Затем - нормативно-прогнозная деятельность, учитывающая соподчиненность и взаимосвязанность выявленных фактов. После этого журналист-исследователь пытается выявить все возможные варианты развития ситуации. И, наконец, предлагает единственный, по его мнению, план дальнейших действий.


Таким образом, прогнозирование всегда начинается с разработки программы исследований. Журналист предварительно знакомится с результатами исследований, проводившихся ранее. Он определяется с объектом и предметом своего наблюдения, выявляет проблемы и намечает цели исследования.


Отличительной чертой журналистского исследования все же становится то, что журналист не ставит перед собой задачу всестороннего изучения явления. Он лишь показывает его самые актуальные стороны на сегодня. Прогноз здесь - лишь в первом приближении к истине. Ведь первостепенной задачей все же остается стремление несколько продвинуть вперед анализ событий, добавив свою точку зрения, свое мнение к другим.


Создавая проблемно-аналитический комментарий ситуации, журналист, прежде всего, стремится направить внимание аудитории на важные новые факты, показать их причинно-следственные связи и подсказать возможные пути решения проблемы. Иногда журналист может предвосхищать события, готовить общество к их неизбежности.


Основой знаний об обществе и его деятельности являются факты. Это, во-первых, поступки отдельных людей или больших социальных групп. Во-вторых, - материальные или духовные продукты человеческой деятельности. В-третьих, - мнения, суждения и оценки.

Понятно, что предметом исследования становятся актуальные факты, явления, события, ситуации, которые могут изменить мотивацию дальнейших поступков аудитории. Ведь журналист нацеливается на познание сути факта, явления, события, ситуации, на анализ причин, условий, предпосылок их существования и развития. А выявив эти тенденции, он моделирует закономерности развития общества в целом, показывая типичные противоречия внутри комментируемого факта.


Смысл моделирования заключен в самом слове, переводящемся с латинского как "образец". Журналист отыскивает в окружающем его мире фактов и явлений те, которые, по его мнению, служат некоей моделью, образцом, копией фактов и событий, недоступных почему-либо для журналистского анализа. И на примере отобранных им фактов и явлений он прослеживает возможные тенденции развития схожих с ними фактов и явлений. Но, само собой разумеется, замещение объекта журналистского исследования моделью предполагает существование между ними общности, основанной на принципах единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности.


Одним словом, моделирование - это метод исследования различных явлений и процессов, основанный на воспроизведении свойств, связи, тенденций исследуемых процессов для оценки их состояния, прогнозирования и выработки обоснованных решений.


Как основные жанровые модели проблемно-аналитической журналистики отечественными исследователями выделяются следующие: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация, аналитический пресс-релиз.


Основной целью обращения журналиста к аудитории с этими проблемно-аналитическими материалами определяется расширение поля социальной активности читателя.

  1. Роль жанрообразующих факторов в образовании конкретных аналитических жанров.

ПОНЯТИЕ ЖАНРА. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содер­жательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.

В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образова нии того или иного жанра.


1.1. Предмет отображения

Предметом журналистского отображения может стать практи­чески любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределен предметом отображения? Несмотря на устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, все-таки не стоит соглашать­ся с ним в полной мере. Почему? Да потому, что, например, такие жанры, как очерк и рецензия, действительно имеют разный предмет отображения. Но это нельзя сказать об очерке и информационной заметке. Предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие “предметные совпадения” могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.

Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но от­нюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообра­зии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определенных пределах.

Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем числе случаев находится во внешнем по отношению к этому автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своем внутреннем мире, занимается самоанализом. Это дает воз­можность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (неравные по объему их представленности в журналистике) группы: собствен­но аналитические и самоаналитические публикации. Данная пред­метная “развилка”, как видим, действительно является постоянным жанрообразующим фактором.


1.2. Целевая установка

“Сильным” жанрообразующим свойством обладает целевая ус­тановка журналистского отображения действительности. Так, рас­сказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событи­ем, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В ре­зультате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.

Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной за­метке) автор ориентирует целевую установку на показ определен­ных характеристик предмета отображения в их “свернутом” виде, а во втором случае он “развертывает” такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.

Таким образом, целевая установка проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей ото­бражаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текс­тов, составляющих определенный жанр.


1.3. Метод отображения

По мнению ряда исследователей, в журналистике существует два основных метода “преобразования” объективной действитель­ности в ее информационный аналог — рационально-познаватель­ный (логический) и художественно-образный. К каким жанровым “последствиям” ведет применение рационально-познавательного метода действительности? Понять это в полной мере можно, вспом­нив, что этот метод включает в себя два уровня познания — эмпири­ческий и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.

Что касается использования в журналистике художественно-об­разного метода, то это требует некоторого уточнения. Суть его за­ключается в безграничном применении авторской фантазии, автор­ского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу со­здания художественного образа и выявления через него “правды жизни в целом”. Но при этом отнюдь не ставится цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем, как известно, и “озабочена” в основном журналистика. В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь для того, чтобы “оттенить” такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читате­лю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их “сосуществования”. Таким образом, говорить о применении в журналистике художественно-образного метода можно лишь с опре­деленными оговорками, понимая под этим прежде всего использо­вание образно-экспрессивного языка, определенного уровня дета­лизации отображения предмета, применение условности при рекон­струкции событий.

Результатом правильного использования художественно-образ­ного метода в журналистике является создание текстов, содержа­щих не художественные образы (что присуще художественной лите­ратуре), а публицистические, то есть образы, ограниченные “прав­дой факта”, но не “правдой жизни в целом”. Тем самым публицис­тика выступает переходной ступенью, “пограничной зоной”, отде­ляющей (и соединяющей) журналистику и художественную литера­туру.

Познакомившись с общей картиной жанрообразования в жур­налистике, мы должны более детально рассмотреть устойчивые группы публикаций (жанры) внутри самой “отрасли” аналитичес­кой журналистики.

До недавнего времени отечественная наука причисляла к анали­тической журналистике следующие жанры: “постановочные” кор­респонденции и статьи; обозрения; обзоры выступлений СМИ; ре­цензии; аналитические корреспонденции и статьи; комментарии;

литературно-критические статьи. Взглянем на эти и другие жанро­вые деления с точки зрения основных жанрообразующих факторов, о которых шла речь выше.


а) С точки зрения предмета отображения

Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них ос­вещают “первичную реальность” — различные предметные, онтоло­гические ситуации, практические действия, процессы, а другие —

“вторичную реальность” ~ информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т. тт.), третьи — и то и другое. Только пер­вую группу явлений освещают прежде всего аналитические статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают “постановочные” корреспонден­ции и статьи, обозрения, комментарии.


б) С точки зрения целевой установки отображения предмета

Аналитическая корреспонденция нацелена на выявление при­чин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности. Аналитическая статья — на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, определение тенден­ций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценнос­ти, формирование прогноза развития. “Постановочные” коррес­понденция и статья дают программы деятельности по отношению либо к одиночным феноменам, либо к их совокупности, Обозрение преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, проис­шедших, например, за определенный период времени, выявить их причину, значимость для аудитории, взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений знакомит аудиторию с “продукцией” СМИ, выносит им оценку. Рецензии выявляют ценность для ауди­тории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей и т. п. Литера­турно-критические статьи рассматривают особенности творчества писателя, выносят оценку тому или иному произведению.

Что касается комментария, то под ним обычно подразумевают ма­териалы, выносящие главным образом оценку каким-то уже извест­ным аудитории событиям, явлениям, указывающие на их причины и содержащие мнения компетентных в данных вопросах лиц.


в) С точки зрения метода постижения реальности

Аналитические публикации являются реализацией рациональ­но-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего жур­налиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики.

Знание названных выше трех основных жанрообразующих фак­торов помогает объяснить многие основные моменты в “рождении” тех или иных жанров. Тем не менее остаются и некоторые неяснос­ти в этом вопросе. Например, два журналиста из разных газет реши­ли написать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсменами, вместе были на пресс-конференции ее капитана. Но один написал аналитическое интервью, а другой — аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подготовлены публикации разных жанров. Подоб­ного рода примеров очень много. Как объяснить этот момент жанрообразования?

На наш взгляд, необходимо извлечь из тени исследовательского внимания четвертый, очень важный жанрообразующий фактор, ко­торым являются методы и формы репрезентации материала аудито­рии. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблю­дению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах журналистики. Методы репрезента­ции в журналистике представлены: методом сообщения, методом повествования и методом изложения.

Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специаль­ном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации, Когда кроме метода сообщения применяется еще и метод повествования, то возникает, например, жанр информа­ционной корреспонденции. Когда наряду с этими двумя методами применяется еще и метод изложения, то появляются жанры “нагляд­ного отображения” — репортажи, очерки, фельетоны.

Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как ис­ходные формы репрезентации материала. Этих форм две — монологи ческая и диалогическая. Применение первой формы — обязательное условие появления “монологических жанров”: корреспонденции, ста­тьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно порождает материалы “диалогических жанров” — интервью, беседу и т. п. Исход­ные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают “гибридные” формы типа “корреспонденция-интервью”, “беседа-отчет” и другие.

Общеизвестным является утверждение о том, что в журналисти­ке (в том числе и в аналитической) идет постоянное обновление “жанровой палитры”, причем предполагается, что наиболее актив­но оно идет в такие переломные моменты развития общества, какой мы наблюдаем в настоящее время.

Это утверждение не стоит понимать так, что журналист-аналитик навсегда исключает из круга своих задач, например, применявшиеся им доселе методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Просто меняется характер, форма представленности ре­зультатов применения этих методов, показа пути их применения, что приводит к некой “мутации” привычных, устоявшихся форм (жан­ров), но не к исчезновению их как таковых. Это вызвано необходи­мостью “адаптации” жанров к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в об­ществе в конкретный период его развития.

Так, например, в аналитической статье может быть изменено со­отношение “чисто информативного” материала (дополнительного) и “делового анализа” в пользу первого, с тем чтобы привлечь внима­ние широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра- Она так или иначе будет выполнять свою задачу, даже если будет представлять аудитории причинно-следственный анализ в “нетрадиционно” кратком его со­ставе- Это значит лишь то, что “проявленность” определенного ме­тода исследования будет в данном тексте просто редуцирована.



  1   2   3   4   5




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» для студентов 5 курса физико-математического факультета
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» для студентов 5 курса физико-математического факультета
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» для студентов 5 курса факультета физики и информатики
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы искусственного интеллекта» для студентов 5 курса физико-математического факультета
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену. Доверительное управление имуществом
Понятие и виды договорных обязательств в области реали­зации результатов творческой деятельности
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы стилистики»

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теоретические основы информатики»
Информатика как наука и как вид практической деятельности. Основные понятия информатики
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «основы социологиии и политологии»

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теоретические основы информатики» специальность 050200. 62 Физико-математическое образование (бакалавр)
Информатика как наука и как вид практической деятельности. Основные понятия информатики
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» iconВопросы к экзамену по дисциплине «технология физкультурно-спортивной деятельности»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы