Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов icon

Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов



НазваниеДревнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов
страница1/13
Дата конвертации28.06.2012
Размер2,07 Mb.
ТипЛитература
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Билеты по зарубежной литературе.


  1. Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов.

Античная литература выросла на основе мифологии, которая теснейшим образом связана с периодом доклассового общества.

Миф в переводе с греческого - «слово». Это наиболее ранняя форма понимания окружающего мира и самого себя. Миф - это описание событий, которые нельзя понять с помощью обычной логики.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил , его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Миф - это коллективное бессознательное творчество по законам воображения.

Мифы в большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль в общественной жизни. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения.

Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него разъяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений - вот почему вся природа оказалась огромной родовой общиной, представители которой являлись живыми существами и находились в тех или иных родственных отношениях (объяснял незнакомое с помощью знакомого).

Периоды мифологии:

1) доолимпийские - основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движимым непонятными силами, земля - основа мифологии, источник и кормилец всего мира - хтонизм, фетишизм, анимизм). В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфизму.

2) олимпийские - связанный с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму (ранняя классика и поздний героизм). Один главный бог - Зевс. Появляются боги нового типа, женские божества получили новые функции в связи с эпохой патриархата. Остаются, правда, фетишистские элементы - волоокая Гера и т.д. Возрастает роль людей в мифах: Ахилл ругает Аполлона за укрывательство Гектора.

В период поздней классики миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества. Мифология становится достоянием искусства.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил , его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Мифы имеются у самых отсталых народов: они в огромном большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль а общественной жизни. первобытный охотник особенно заинтересован в животных, и каждое племя имеет много рассказов о том, как и откуда пришли разные виды животных и как они получили свойственные им черты внешности. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения. Мифотворчество не является просто игрой фантазии ; это - ступень в процессе освоения мира, через которую прошли все народы. Низкий уровень производительных сил, недостаточное господство над природой открывают в первобытном обществе широкий простор для фантастических представлений о действительности, а впоследствии, с развитием социального неравенства и образованием классов, фантастические религиозные представления закрепляются в интересах господствующих слоев.Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды.

Мифология является той почвой, на которой впоследствии вырастают науки и искусства. С успехами познавательной деят-ти миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества.Мифология становится достоянием искусства, входит в фонд языковых метафор( геркулесовы столбы, яблоко раздора, муки Тантала, прокрустово ложе).

Мифотворчество прошло много этапов, прежде чем отлилось в формы, известные нам из греческой мифологии. В ней обнаружились напластания различных эпох. Греческие мифы содержат многочисленные отзвуки группового брака, матриархата, но вместе с тем отражены и исторические судьбы греческих племен в более поздние времена; они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира( космогония) и богов(теогония). В мифологических сказаниях греков находят отражение и представления о природе.Микенская эпоха является исторической базой основного ядра греческих героических сказаний, и сказания эти содержат в себе много элементов мифологизированной истории.

Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений.Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.Периоды мифологии : древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм) , затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс).



  1. Периодизация античной литературы.

Античная (лат. antiquus - древний) литература - литература греческого и римского рабовладельческого общества. Греческая культура развивалась самостоятельно (греки создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством).

Античная цивилизация родилась в Средиземноморье. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Существовали различные наречия греческого языка - дорийские, эолийские и эонийские. Существовали греческие колонии в Африке, Херсонесе (Севастополь) и т.д. Греки жили на берегу моря, не заходя вглубь материка. Основная форма организации жизни греков - полис.

Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в т.ч. и Грецией, многими странами Европы и Азии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII веку до н.э., римской - к III веку до.н.э. Завершение античности - V в. н.э. - падение Римской Империи. Таким образом, античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет. Периодизация:

1. Архаический период - до 6 вв. до н.э. Длинный рая веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть (Poetus novos - оскорбление - Цицерон - Катуллу). Произведения укладывались в гекзаметр.

2. Классический или Аттический период. 5-4 вв. до н.э. Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

3. Эллинистический период. - до завоевания Греции Римом., обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом.

Возникшая в 3 в.до н.э. (устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.

Конец античности - 410 или 476 г. - год падения Римской империи.


1) период Архаический(2в. до н. э.-5 в. н.э.):

а) период становления классического рабовладенческого общества и государства 5-7 в. до н.э. (Лирика Архилоха)

б) Гомеровский период 8 в. до н.э. (эпическая поэзия) 1. Гомеровский эпос (Гомер) 2. Дидактический эпос (Гесиод)

в)до литературный, до гомеровский период. (со 2 в до н. э. – 8 в . до н.э.)


2)Аттический или классический период (5 в. до н.э.)

Центр Афины. Это период расцвета и становления полиса. Драма возникает в аттике в двух формах. 1)Трагедии (Эсхил, Софокл) 2) Комедии (Аристофан). В это же время происходит развития театра и драматургии


3)Эллинистический период (3 в. до н.э.)

Период Греко-Македонских войн. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский»)

Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит)

Менандр –создатель эпической поэмы


4) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.)

Это период, когда Греция стала провинцией Римской империи. Но, тем не менее, туда всё равно приезжали учиться.

Жанр литературной биографии (Плутарх)

Классическая сатира (Лукиан)

Роман (2-ая форма софистсва, хотя греки и считали роман низкой формой литературы).

(Лот и Гелиодор. Они пытались вывести роман на более высокий уровень).


Древние греки занимали юг балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии(Лациум), потом овладели всей Италией, странами средиземноморья,в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии.Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до н.э. , римской лит-ры - 3 веку до.н.э.Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к 5 веку н.э.К тому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской культуры.Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы ант. лит-ра занимает огромный период времени - около 1200 лет.

Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим , охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э.Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н.э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

Второй период античной литературы - это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-4 века до н.э. Этот период обычно называется классическим(аттическим). В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

Третий период античной литературы , обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовледения, а именно крупного рабовладения. вместо небольших городов - государств классического периода, так назыв. полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода.Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической лит-ры , хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира.Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К этому третьему периоду относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически - римским периодом.Возникшая в 3 в.до н.э.(устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.

  1. Гомеровский героический эпос.


Произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам произв. древнегреческой литературы. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения одного только писателя. Если они даже и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества. Самое важное - художественное единство поэм Гомера. Лосев: «С полным правом можно сказать, что греческий народ, взятый в своём единстве и цельности, и есть тот единственный творческий индивидуум, который создал гомеровские поэмы».

Произведения записаны только во второй половине VI века, но в «устном» виде появились раньше: завершены около 9-8 вв. «Илиада» и «Одиссея» созданы на ионийском диалекте с примесью более раннего эолийского. В произведениях отражается история греческого народа. Сюжетом гомеровских поэм становятся разные эпизоды Троянской войны (Троя - это город в Малой Азии, который был заселен племенем фригийцев). Отразились разные периоды истории: само действие приходится на 13-12 вв. Но развитие греческого народа, отразившееся в поэмах гомера, охватывает не только весь общинно-родовой строй, но и выходит за его пределы.

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали.

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное) 2. Обстоятельная деловитость эпоса( "Каталог кораблей" занимает 300 строк, щит Ахилла - 132 строки) 3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика - даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4. Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа)

Но личность, в которой еще не проснулось ее "я" подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся 5. Традиционность(то, что изображается в эпосе для всех важно . Все уверены, что так оно и было всегда и будет.Все рассказывается медленно и степенно,как будто бы речь идет о вечной истине.Повторения или постоянные эпитеты)

6. Монументальность(эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства,воспитывает героическую волю,не терпит ничего низменного) 7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего,дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий) 8. Уравновешенно - созерцательное спокойствие свободно - героического духа.

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма. Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно - родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

  1. Свободный эпический стиль у Гомера - это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически - юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно - серьезном и часто даже трагическом плане.Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы.Противоречивость в гомеровском сттле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии.

  2. Своеобразие эпического стиля Гомера.

Стиль поэм - эпический.

Эпический стиль порожден общинно родовой формацией, т.е. коллективизмом. Неотъемлемое свойство - примат общего над индивидуальным. Но гомеровские поэмы являются не только порождением общинно-родового строя, они получили свой внешний вид почти в канун рабовладельческого строя, потому стиль поэм Гомера полон противоречий. Поэтому стиль Гомера - не просто эпический и не только строго эпический. Уже началось разложение общинно-родовой формации, зарождение в ней частной собственности. Поэтому строгий эпический стиль уже перестает удовлетворять. В нём начинают зарождаться всякие другие стили и жанры. Этот тип эпоса мы можем назвать свободным или смешанным эпосом.

Оба эти стиля перемешаны у Гомера.

Признаки раннего (строгого) эпического стиля:

1) Объективность. Древний эпический стиль даёт объективную картину мира и жизни, не входя глубоко в психологию действующих лиц и не гоняясь за деталями и подробностями изображения. Важно только то, что событие происходит. Всё изображаемое в эпосе трактуется как объективная реальность. Здесь нет ничего выдуманного из-за субъективной прихоти художника. Невозмутимый повествовательный тон характерен у Гомера для любых сказочных сюжетов (как будто всё это в действительности существовало).

2) Вещественное изображение жизни. Вместо углубленной психологии и вместо показа собственного отношения к жизни художник сосредотачивает внимание на внешней стороне изображаемых им событий.

3) Традиционность. Объективный характер эпического изображения жизни сопровождается в строгом эпосе сознанием постоянства царящих в ней законов. Для эп. художника по сути нет разницы между настоящим и прошлым - он изображает всё постоянное, вековое.

4) Монументальность. Широкий охват настоящего и прошлого делает эпическую поэзию возвышенной, торжественной, далёкой от субъективной прихоти человека в сравнении в величавым и общенародным прошлым.

5) Героизм. Особым стилем показываются в эпосе и люди, если они понимаются как носители всех этих свойств эпоса. Человек показывается героем, потому что внешне лишен эгоистических черт, но всегда является и внутренне, и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом.

6) Уравновешенное спокойствие. Эпическое спокойствие возникает в поэте, мудро созерцающим жизнь после великих катастроф и событий. Созерцая мировые события в их вековом развитии, он получает от этого не только уравновешенное спокойствие, но и внутреннее утешение.

Признаки свободного (смешанного) эпического стиля:

1) Эпические жанры, кроме героической поэмы: «Илиада» и «Одиссея» в основном - героические поэмы. Эпосу Гомера свойственны зачатки других греческих жанров, например сказки. Сказка ничем существенным не отличается от мифа по содержанию - но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нём лиц и событий, сказка же относится к изображаемому достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. Примеры: сирены, Сцилла - чудовище с шестью головами и 12 лапами и Харибда - водоворот. В гомеровском эпосе есть и элементы романа. Он повествует о бытовых явлениях, выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках Телемахом своего отца - элементы прикл. романа, вторая часть «Одиссеи» - элементы семейного романа.)

2) Лирика. Много лирических мест. Страстная любовь к жизни, особенно в условиях безвыходного положения, пронизывает обе поэмы. Гомер часто рисует себе страдания родных погибшего героя, которые пока ещё ничего не знают о его злой участи.

3) Драматизм. У Гомера имеются элементы и трагедии, и комедии со всеми свойственными им драматическими конфликтами. Трагичны почти все герои поэм.

4) Комизм, юмор, сатира, ирония. Например, драка Одиссея с нищим у дворца, где пируют женихи. Олимпийские сцены почти всегда комичны - возвышенное подается в качестве низменного. Гомер относится к своим богам и героям весьма иронично. Сатирический элемент очень силен. Циклопы - карикатура на людей, живущих безо всяких законов.

Поэтическая техника эпоса.

Повторение - повтор целых стихов или их частей, рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни. Эпитеты - быстроногий Ахилл, волоокая Гера, многоумный Одиссей и т.д. Сравнение с огнём, животными и т.д. Речи всегда торжественны, но обладают весьма примитивной аргументацией и наивным построением, исходящим из души говорящего. Хронологическая несовместимость.


  1. Мифы об Орфее и Эвридике, Дедале и Икаре, о подвигах Геракла.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии.

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп.Зевс который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро,что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп , овладеть Герой и Артемидой и ,вероятно,царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. тезей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества : Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию.Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой ; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному посейдону, но и мирному, мудрому Нерею.Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение З. на Олимпе. Ника Победа - уже не страшный и непобедимый Демон, нео прекрасная крылатая погиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее бемпорядочных действий. теперь она богиня права а справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба - богиня и символ вечной юности , мальчик - виночерпий Гинимед, Даже Мойры, страшные и неведомые богини рока и судьбы трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот,хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия.Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты.Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает свмертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.


4. Мифологические герои Древней Эллады : Геракл, аргонавты, Орфей...

Начало № 3. Звери приручаются человеком,отголосок чего мы получает хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда).Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти чел. интеллекта и чел. торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены , не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц, он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига , которыми он превзошел всех героев древности : на крайнем западе Г. дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на пов-сть. Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности. Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы, когда Одиссей(или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли, когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились , то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.


5. Происхождение мира в эллинском мифе и Ветхом завете: сравнение.

МИФ: Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Далеко же под Землей родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту.А от ночи и мрака произошел вечный свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга день и ночь.Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Уран. Он воцарился в мире и взял в жены Землю.Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих и грозных титанов - было у Урана и Геи.Их сын титан Океан и богиня Фетида породили на свет все реки и морских богинь - океанид.Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и Зарю - Эос(Аврора).Кроме титанов породила Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, пятидесятиголовых и сторуких великанов.Уран заключил их в недра Земли, но коварный Крон хитростью низверг отца и отнял у него власть. Богиня Ночь родила в наказание Крону ужасных божеств : Таната - смерть, Эриду - раздор, Гипнос - сон с роем мрачных, ужасных видений.

Ветхий Завет. Воспоминания, записанные в Библии, вышли из того ареала, который приблизительно можно очертить районом Месопотамии в северной ее части.Библия рассказывает по порядку, в какой именно последовательности происходило сотворение мира, растянувшееся на шесть дней.По Библии не имеет ни начала, ни конца Бог, что же до Земли и окружающих ее светил, а также всего, что на Земле растет и живет, то все это имеет свое начало.Сообщается также, что небо и земля были совершенно бесформенны, они были условно небом и землей, так как царил в буквальном смысле хаос. Первый день состоял в том, что Бог одним лишь словом : "Да будет свет!" отделил свет от тьмы и назвал свет - днем, а тьму - ночью. " И был вечер, и было утро: день один."Отделив в первый же день свет от тьмы, Бог на следующий же день создал твердь. Твердью называлась не земля, а небесная твердь. На третий день Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша!"Вода, которой, как оказывается, было покрыто все пространство, образовала моря, а на образовавшейся суше начала произрастать всякая зелень - трава и злаки.В 4-ый день Бог сказал: " Да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.И стало так."Он создал также солнце и луну, чтобы они также светили на землю. "И увидел Бог, что это хорошо".В пятый день Бог создал пресмыкающихся, животных, "и всякую птицу пернатую".Он их благословил и сказал: " ... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле."И наконец, в шестой день был создан человек."И сказал Бог: сотворим человека по образцу нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицими небесными, и над скотом, и над всею землей..."Человек был создан из праха, из земли. Он был комочком красной глины, пока бог не оживил его своим дыханием, вдохнув в прах бессмертную живую душу. А седьмой день стал днем отдохновения. Первоначально Бог создал человека бессмертным.



  1. Люди и боги в томах Гомера: человеческое в богах и божественное в героях.

Люди и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в героях.


С переходом от матриархата к патриархату развивается новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс, патриархальная община появляется теперь и на горе Олимпе. Зевс- главный бог дальновержец, который по сути дела решает все самые важные вопросы, а также борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон, например, убивает Пфийского дракона и основывает на его месте святилище. Он же убивает двух сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой, и вероятно царством самого Зевса. Персей убивает медузу. 12 подвигов совершает Геракл (1.Как Геракл задушил змей. 2.Битва с Лернейской гидрой.3.Геракл у кентавров 4.Как Геракл ловил Керинейскую лань. 5. Геракл изгоняет стимфальских птиц. 6. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия. 7ой и 8 ой подвиг Геракла. 9.Геракл в царстве амазонок. 10. Быки Гериона и хитрый великан Какос. 11. Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид. 12. Пеление трёхглавого пса Кербера.) Тезей убивает минотавра. Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера, главная богиня на Олимпе, жена и сестра Зевса, Гера совоокая, она становится покровительницей брака и семьи. Деметра, покровительница земледелия, с ней будут связаны Элисифнские мистерии. Афина, богиня честной, открытой войны ( в отличие от Ареса), Афродита- богиня любви и красоты, Гестия – домашнего очага, Артемида – приобрела красивый стройный вид, и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя бога –Гефеста. Богами специального патриархвального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. Гермес из прежнего примитивного существа стал покровителем торговли, скотоводства, искусства, в общем всякго рода человеческого мероприятия. Теперь всем правит Зевс, все стихийные силы в его подчинении, теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперь к нему также можно обратиться за помощью В принципе как во всей древне Греческой, так и отдельно в гомеровском эпосе существует изображения множество богов, но образы их меняются переходя из произведения в произведения. Роль божественного вмешательства (бог из машины), играет тут так же немаловажную роль. О божественном вмешательстве можного говорить на примере Илиады. Там оно происходит повсеместно. Влияние богов на жизнь человека или даже целой страны - как например боги старались помочь троянцам или ахейцам. А люди по прежнему верят в бога и каждый из низ молится своему богу.

Хочу привести мнение А.Ф. Лосева о мифологии в "Илиаде" и "Одиссее" : "можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо - это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов. Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди."

Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально. Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства : боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие. Затем, боги наделены многочисленными отрицательными чертами : они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам.

Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них. Под хтонизмом понимают ту мифологию, которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических (керы, эринии, доолимпийские божества). Прим: «волоокая Гера».

Действие "Илиады" протекает параллельно на Олимпе и на Земле. Боги разделены на два враждебных лагеря. Мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

Далее боги постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая. В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные - очеловечивание богов и обожествление героев.

В обеих поэмах много религиозно - мифологических противоречий. Зевс - верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый. В "Илиаде" Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессознательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в "Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

Зевс - тучеводец, громовержец. Светлоокая Афина, Арес меднобронный, Дерзославная Гера, Феб/Апполон сребролукий.


  1. Эпоха Возрождения как переворот в дух.жизни человека

Италия – родна Возрождения, т.к. там сохранилось больше всего памятников античного искусства и итальянский язык ближе всего к латыни. Другая причина – Италия самая развитая страна 14-15 веков. Там было больше, чем в других странах городов и итальянские купцы отличались деловитостью, энергией и совершали далекие путешествия по странам Европы, по Средиземному морю и в восточные страны. Человек формировался во время путешествий, обладал деятельным характером, честолюбивым, умеющим преодолевать различные препятствия, всегда был готов к опасностям.

Человек эпохи Возрождения. Изменяется сознание человека – прежде всего человек созидает собственную личность, становится творцом самого себя. Если в Средние века человек был создан Богом и ему предстояло выполнить все, что предначертано ему свыше, то в эпоху Возрождения человек себя формировал, стремился к знаниям, счастью, успеху.

Для эпохи Возрождения характерен философский принцип антропоцентризм – если в Средние века в центре была идея Бога (теоцентризм), то сейчас все сосредоточено на интересах личности. Поэты и писатели эпохи возрождения именуются обычно гуманисты. Здесь гуманизм – не снисходительность и склонность прощать, а имеет другой смысл: гуманисты делали предметом изображения человека, все человечество. И образ человека в произведениях эпохи Возрождения всегда связан с природой. Характерно – передать внутренний мир человека через внешние проявления; показать прекрасного человека. Чрезвычайно ценилась красота человека, также как и в античности полагали, что красота и доброта представляют собой единство.

В эпоху Возрождения верили, что прекрасный человек – добрый человек, и более того, доблестная, героическая личность. Искусство было устремлено к идеалу и идеальному. Человек изображается в единстве с природой и как часть природы.

Последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени является Данте Алигьери.



  1. Композиция «Декамерон». Проблематика, циклы новелл.

  2. Периодизация творчества Шекспира. 1й период творчества.

Периодизация творчества У. Шекспира. Первый период творчества.


1564-1616. Около 1587 – переселился в Лондон. Работал помощником режиссёра в разных театральных предприятиях. 1593 – поступил в лучшую лондонскую труппу, возглавляемую Джемсом Бербеджем. 1599 - члены этой труппы выстроили театр “Глобус”. 1593 – поэмы, к этому же периоду принадлежат сонеты, изданные в 1609. 1612 – переселился в Стредфорд, бросив театр.

Различаются три периода творчества: первый, отлич. жизнерадостностью, комедии (преобладает вера в жизнь, добрые начала: комедии "Укрощение строптивой" (1593 г.), "Сон в летнюю ночь" (1596 г.), "Много шума из ничего" (1598 г.), трагедия "Ромео и Джульетта" (1595 г.).) и исторические хроники (основная тема – феодальная смута 14-15 вв., война Алой и Белой розы.), и “Юлий Цезарь” (переходный период).

1601-1608 – второй период. Одну за другой пишет трагедии. "Гамлет" (1601 г.), "Отелло" (1604 г.), "Король Лир" (1605 г.), "Макбет" (1606 г.). Социально-политическая проблематика характерна для, так называемых, "римских" трагедий: "Юлий Цезарь" (1599 г.), "Антоний и Клеопатра" (1607 г.), "Кориолан" (1607 г.).

Третий период – трагикомедии, “Буря”. Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию романтических драм "Цимбелин" (1610 г.), "Зимняя сказка" (1611 г.), "Буря" (1612 г.), носящих оттенок своеобразной поучительной притчи



  1. Проблема воспитания в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Образ Панурга.

Гаргантюа и Пантагрюэль

В 1532 году вышла народная книга о великане Гаргантюа и славном его сыне Пантагрюэле. Книга не имела автора, сотканная из пословиц, поговорок – типично французская книга, потому что дерзкая по мысли своей, книга, которая утверждала, что человек – великан. Т.е. это была не метафора, говорилось о том, что человек – велик и всемогущ. В этом же году, Франсуа Рабле придумал себе псевдоним, который представлял собой анаграмму его имени – Франкофрибас Назье и издал под этим именем приложение/продолжение народной книги о Гаргантюа. И в частности, о бесстрашных подвигах сына Гаргантюа – Пантагрюэля. В течение 20 лет издаются 5 книг, которые в целом получили название «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Современный автор Кундера в своем эссе «Нарушенные завещания» пишет о том, что история французского романа открывается именем Франсуа Рабле, который предложил роману свои правила, свою эстетику вольномыслия.

В 19 веке возникло представление о том, что роман – это правоподобное отражение жизни, серьезное произведение. А в 16 веке в счастливые времена Боккаччо, Сервантеса и Рабле, роман не понимался как мудрое произведение. Роман понимался как игра с читателем, как всевластие этого в центре стоящего человека над миром.

В романе Рабле герой творит фантастически невероятные выщи, рождается из уха своей матери, срывает колокола с собора парижской богоматери, путешествует по миру и беседует с оракулом, который должен дать предвестие в таинственной бутылке. Бутылка в конце концов произносит самое главное в жизни: жениться или не жениться, будет он рогоносец когда женится или нет. Когда Пантагрюэль находит этого оракула, эта встреча говорит о жаждущих людях, берущих от этой жизни все, что она может дать.

Смех – главный герой романа. Здесь есть правдоподобие, и аллегория, и сатира и великаны.

Современный роман, который начался в 16 веке и пришел в 21-й, начинается с Раблезианства.

Раблезианство –в современной литературе принято считать, что роман нового времени был создан Рабле. Роман, в котором правда и вымысел, безграничная свобода человека, утверждались в народной смеховой стихии, которая по традиции шла от комедии Аристофана и самое яркое воплощение получила в романах 21-го века, в которых стихия смеха заявляет об относительности всех норм и правил и является самым главным правилом.

Рабле, опираясь на национальную французскую традицию фарса, создает особый синтез, который называют теперь романом нового времени.

Еще у Аристофана на первом месте стоит стихия несерьезности; эта аристофановская философия жизни получает продолжение в творчестве Рабле.

Раблезианство – это философия, идущая от видения мира Аристофаном - философия приятия всех даров и наслаждений и философия, в которой интеллект человека, его сердце и плоть – одинаково жаждут новых радостей жизни.

Великаны у Рабле идут из народной традиции, но переосмысливаются по-Возрожденчески, т.е. великан – это всемогущий человек Возрождения, для которого огорчения, войны – только мелкие препятствия в его жизни.

Одна из первых войн (еще в государстве Гаргантюа): булочники-пекари везли булки и оказалось, что они поссорились между собой, подрались, испортили хлеб. Объявлена война неким королем Пекрашолем, который мнит себя великим в этом мире, мнит, что он завоюет не только государство Гаргантюа, но и его великие войны (капитан Жру, Молокосос, фельдмаршал Фруфру) мечтают о том, как они покорят мир. Война еще не началась, но мысленно король Пекрашоль владеет всем миром и над этой серьезностью войны, над этой серьезностью претензий хохочет Рабле, возрожденчески понимая, что эта претензия дутая. Все великое войско Пекрашоля тонет, потому что лошадь Гаргантюа совершает свои естественные потребности.
Это не сатира на войну, а это утверждение того, что война нелепа.

Одна из основных тем романа – утверждение глупости, нелепости любых войн перед величием жизни, причем с побежденными поступают по-возрожденчески: не зло.

Когда войну ведет Пантагрюэль, с ним сражается король Анарх, который тоже мечтает о мировом господстве. Когда Пантагрюэль побеждает Анарха, он не казнит его. Он пытается сделать его порядочным человеком – хочет сделать его продавцом зеленого соуса и женить на вчерашней шлюхе, которая постоянно его избивает. Короли, их войны и притязания на владение мира – ничто перед мудростью Гаргантюа и Пантагрюэля. Смех – именно смеховая, а не бичующая стихия – становятся одной из самых главных.

Еще одна из основных тем романа – карикатура на Средневековые трактаты, учения, науки. Средневековая схоластическая наука показана в смехе от полноты жизни (в моменте, где Гаргантюа учится читать алфавит с двух сторон); схоластической науке противопоставлена наука возрожденческая, о которой тоже рассказано несерьезно, хотя это как будто бы идеал.

Провозглашается программа возрожденческого обучения в одном из писем сыну своему Пантагрюэлю Гаргантюа пишет: «Чтобы не было на свете ни моря, ни реки, ни родника, рыб которых ты бы не знал. Всех птиц небесных, все деревья, кусты и кустики, все травы на земле, все ее недра – все изучи, пусть ничто не будет тебе неизвестно». Перед нами широчайшая программа жажды знаний. Изучай все, что в мире есть – такова программа Возрождения.

Особое место в романе занимает т.н. Теллемское аббатство. Теллем – переводится как желание. Некий народный герой (не великан, но великан по своему восприятию жизни) брат Жан строит новое аббатство. Провозглашает вместо обета целомудрия, бедности и послушания то, что в их аббатстве монахи имеют право жениться, быть богатыми и свободными. На вратах аббатства написан лозунг «Делай что хочешь». Теллемское аббатство – новая возрожденческая структура общества, братство, где все прекрасны, жаждут знаний и счастливы, независимо от того, монах ты, рыцарь или девица.

Идеалом Рабле становится государственное устройство, при котором человеку выгодно быть счастливым. Этому государственному устройству противостоят многочисленные острова-государства, которые посещает Пантагрюэль. Он странствует по миру, чтобы найти оракул священной бутылки. Посещает множество островов с говорящими названиями (за что книга была сожжена): Острова Папефигов и Папеманов; острова Клерго, Карденго, Монаго, Абего, Папего.

Один из важнейших героев романа – Понурк. Вор, заблудыга, но владеет всеми европейскими языками. Образ Понурка является одним из первых в мировой литературе универсальным, всеобъемлющим образом человека, соединившего в себе самые величайшие достоинства и пороки человека не идеального, а реального, жизненного. Рабле сумел соединить раблезианский смех, народную карнавальную стихию и реализм.

В исследованиях Бахтина о романе подчеркивается с одной стороны типично-национальная французская стихия произведения и, с другой стороны, европейский универсализм романа. Т.е. Рабле понимается Бахтиным как создатель новой прозы, нового романа, традиции которого мы с вами видим и у Салтыкова-Щедрина, и у Гоголя, и у Свифта, и у Марка Твена, и у Бальзака, но более всего в романе 21-го века (даже у того же Кундера).


  1. Структура мира в «Божественной комедии». Пушкин о гениальности Дантевского плана.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconЛекция №14 Тема: Особенности биологической формы организации материи
Влияние солнечной активности. Космические циклы Влияние солнечной активности. Космические циклы
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconТема Литература и искусство Древней Греции
Без греческой философии невозможно было бы развития ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в своих...
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconАннотация в статье отражены особенности развития у детей младшего школьного возраста самостоятельности мышления, работа направленная на развитие мышления.
В статье отражены особенности развития у детей младшего школьного возраста самостоятельности мышления, работа направленная на развитие...
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconСто великих мифов и легенд. Москва "вече" 2003
Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconВ мире греческих мифов
А за нашим путешествием будет следить строгое жюри. Наши судьи должны определить, в каком классе учатся самые лучшие знатоки древнегреческих...
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconМифология древних славян содержание
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconСлавянская мифология
Славянская мифология, совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тысячелетия...
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconУрок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология»
Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения...
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconУрок мхк в 5 классе на тему «Сквозь тысячелетия вперед смотрящий» (Прометей) из раздела «Античная мифология»
Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения...
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов iconСюжеты и герои славянской мифологии Что мы знаем о славянской мифологии?
Доказать, что мифология древних славян не менее богата, чем мифология античности и других народов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы