Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм icon

Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм



НазваниеН. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм
Дата конвертации28.06.2012
Размер90,71 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

1.Осн. дидакт. правила - руководящие положения, к-рые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Рыбникова: 1. обучение должно воздействовать на разл. стороны восприятия; 2. уч-ки д. ясно понимать задачу; 3. показать сложное в простом, новое в знакомом; 4. соединять индукцию и дедукцию (от общего к частному).


4. Типология уроков лит. Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: 1.Изуч. худ. текста: восприятие П (творч. чтение); углубл. раб. над текстом; обобщение изучения; 2.Изуч. ист. и теор. лит. : формир-ние теор.- лит. пон.; усвоение научн. и крит. ст.; биогр. пис.; обзорные темы; обобщ., повт., вопросы; 3. развитие речи (устн. и письм.): обуч. тв-ким раб. по жизн. впечатл. и П лит. и иск-ва; обуч. устным ответам и докладам; обуч. изложениям и сочинениям; анализ сочинений.


15.Основные методы обучения. Метод (Голубков) – способ обуч., кот. прим-ся сист-ки и оказывает большое влияние на общее направл. педаг. раб. Прием – сост-ная часть метода. Кудряшев: •творч. чтение- акт-ция худ. восприятия. Приемы: выраз. чтение; коммент. чтение; беседа; творч. задание по личн. впечатлениям; •эврист. анализ- ввод-ся эл. науки о лит. Эврист. беседа – став-ся пробл. вопросы. Построение логич. четкой с-мы вопросов; построение заданий по тексту; постановка проблем, с кот. связ.вопросы и задания. •Исслед-кий –новые аспекты текста. Постановка исслед-го задания. •Репродукт-ный-знания в готовом виде. М. показать мнения совр-ков. Обобщение. Вып. заданий по учебнику.


17.Приемы анализа эпического П и его разл. аспекты. Как проявл-ся сюжет и композ. в отдельных эпизодах. Логика событий и причинно-временная связь происшествий. •Комментарий ист., быт., общекульт. типа. Треб-ся фоновые знания. Словарная раб.Приемственность.• Части и эл-ты П: сюжет, фабула, образы героев,пейзаж, портрет, их связь с общим течением текста, композиция. Образ героя: портрет (восстановл. по деталям, авт-кие особенности, узнавание, моделирование, достраивание); Х-р (опорные цитаты, тайный и явный психологизм (айсберг), внутр. противоречие героев (Пушк к Е.О.),ролевая игра); Судьба (повт-ные пункты, мотивация развязки, достраивание биогр.); Фон образа: тип ( отлич. др. от др.после сопоставления), прототип (отлич. от реал.), архетип ( ст. Лотмана; Дон Кихот, Гамлет – внесюжетны), весные образы (возникают напрямую); Культ. код – персонажи соотн-ся с рядом моделей, сюжетов, образов (Чичиков – антихрист, Наполеон), Лит. направление, в рамках кот. построен текст. Анализ зависит от возраста: 5-7- мотивировка, 7-12 – нравств. поз. героев, 12 – особ-сти лит. направления, авт. позиция. С-ма образов героев: сопоставл./противоп.; антагонист/двойник; ф-ции второст. персонажей, фоновых персонажей. Природа и вещи: деталь в динамике, наличие/отсутствие, ф-ция описания, противопоставление разныхпейзажей, однотипные пейзажи в разных текстах, животные, нац. и экзот. специфика, философия природы у авт., моделирование пейзажа, узнавание героя по вещам. Образ авт.: ЛГ (Тынянов о Блоке) – образ авт., кот. соотн-ся с реал. авт. и созд-ся в комплексе тектов. Ролевая лирика – повествователь не совпадает с авт., это маска. Образ авт. возникает в ром-кой лит (Байрон). Соотнош. героя-авт. Образ рассказчика (Тургенев). Сюжет и фабула: реконструкц. последовательностей событий. Хронотоп( Бахтин, 30-е гг.)- единство пр-ства и времени, кот. у него более активно. Время в ист. ром. (детали, образы, язык). Время м. идти скачками, быть условным, остан-ся. Фантастика . Уэллс вводит катег. будущего.


20.Совмещение «читательского» и «литературоведческого» подхода. Введ. в лит. контекст, теор. пон. Споры с 50-х гг. Тюпа: радик. подход, в осн. т. Бахтина. Гуковский: против лит-го текста. Использ. теор.-лит. понятий при рассмотрении идейно-худ. своеобразия П, его нравственного потенциала является условием включения в содержание лит. шк-го образования обязательного компонента умений самост-но использовать с-му знаний, представлений и понятий. Изучение лит.в ст. кл. предполагает последовательное воплощение взаимосвязанных принципов: историко-лит. и теор.-лит.. Совр.программы по лит. ориентируют учителя на последовательное и целенаправленное обращение к теор.-лит. понятиям, на овладение учащимися умениями и навыками использования этих понятий как орудия содержательного целостного анализа худ. П. Шк-ный анализ худ. текста, по существу, объединяет многообразие литературоведческих подходов к П, учитывает ист-кий, филос-кий, теор-кий, эстет-кий, лингво-стилист-кий и др. аспекты, правда в ограниченном виде. Шк-ный анализ лит. П в целом и в частности носит ярко выраженную воспитательную направленность. В ходе анализа шк-и переходят от худ. конкретности П словесного искусства к обобщениям разл. ха-ра и уровня, в том числе к обобщениям теор.-лит. плана. Иного пути формирования теор.-лит.понятий в шк-ном образовании нет. Даже тогда, когда учитель проводит спец. уроки по рассмотрению того или иного понятия по теории лит., в осн.таких уроков лежит ранее проведенная аналитическая работа по ряду худ. П. Внесение в анализ лит. текста эл-тов сист-го подхода, выражающегося в использовании теоретических посылок при рассмотрении образной специфики П, развивает ум и чувства ученика. Ориентация на необходимость использования знаний по истории и теории лит. в качестве «инструмента» познания новых лит. фактов развивает действенный компонент мышления, обеспечивает слияние конкретных и теоретических, образных и действенных его компонентов.


22.Виды д-сти учителя и уч-ка на уроке лит. •творч. чтение- акт-ция худ. восприятия. Приемы: выраз. чтение; коммент. чтение; беседа; творч. задание по личн. впечатлениям; Учащиеся: чтение, заучивание, слушание, сост. планов, пересказ, созд. отзывов.•эврист. анализ- ввод-ся эл. науки о лит. Эврист. беседа – став-ся пробл. вопросы. Построение логич. четкой с-мы вопросов; построение заданий по тексту; постановка проблем, с кот. связ.вопросы и задания. Учащиеся: связно излагают мысли, подбор материала,пересказ с эл-ми анализа,анализ эпизода и образа,сост. планов к ответам,выступлениям,сочинениям. •Исслед-кий –новые аспекты текста. Постановка исслед-го задания. Учащиеся: сам. анализ П, сопоставление текстов. •Репродукт-ный-знания в готовом виде. М. показать мнения совр-ков. Обобщение. Вып. заданий по учебнику. Учащиеся: запись плана, конспект лекций,раб. с учебником, доклад.


25. План и краткий конспект урока по лит.: Тема урока (заглавие, подзаголовок); Цели урока (учебно –развивающая, воспитательная); Особен-сти урока (гуманитарный в ср. шк. с РЯ…); Тип, вид, форма урока; Наглядность; Лейтмотив урока ( осн. тема, кот. возникает на каждом этапе), Стр-ра и примерное распределение времени (организ. момент – 15-20 сек, вступ. слово, акт-ция опорных знаний,блоки вопросов, кульминация – гл. вопрос, к кот. подвели); Итог урока; Д/з; Список лит.


26. Этапы изуч. лит. в шк. Программы по лит. построены на осн. представлений о периодах развития шк-ка, разработанные в трудах психологов. В нач. кл. заклад-ся осн. чит-кой к-ры, умения осмысл-го выраз-го чтения и элементарного разбора худ. П. Тематический принцип.В ср. шк. (5-7 кл.) – пропедевтический курс. Лит. П изуч-ся как рез. тв-ва писателя, как рез. эстет-го осмысления жизни. Воспит-ся культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоц. отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. В ст. классах лит. изуч-ся систематически. Программы построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого — к современности. В программы включены разделы для сам-го чтения, сведения по теории лит.. Учащиеся X-XI классов осваивают лит. в ее движении, развитии, в контексте ист.-лит-го процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя явл-ся форм-ние круга чтения учащихся и читат. интересов, соверш-ние чит-го восприятия, постижение природы лит. и ее закономерностей, соверш-ние речи учащихся. Акт-ция д-сти уч-ков связана с проведением разнообразных коллективных, групповых и индивидуальных заданий по чтению, комментированию и интерпретации худ. текстов, подготовкой содержательных обзоров по лит. различных периодов, с использованием различных технологий уроков.


27.Анализ драм-го П. Драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, кот. содержатся в ремарках и словах персонажей — отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на осн. реплик, монологов и диалогов д-щих лиц, а также ремарок автора. Авторская позиция скрыта в большей степени, чем в П др. родов лит.. Предназначенность пьесы для актерского исполнения, для сцены требует деления на акты и явления и определяет сравнительно небольшой объем. Важнейшая особенность драмы — концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Категория д-вия и конфликта. События и связь между ними. Важна катег. хронотопа (напр., 3 единства в класс. драме). Сцен. техника. Как разыгр-ся мизансцены. Анализ ремарок. Суммирующие вопросы. Выразительное чтение по ролям драматического произведения.


29.Стиховедение. Осн. особен. лир. произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются: изображение х-ра в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лир. произведениях отсутствует   развернутый сюжет. Гаспаров: имманентный анализ ( без биографии, ист. событий и т. д). •Идейно – образный пласт (идеи/эмоции, образы – чувств. вообразимый предмет/мотивы-д-вие), •Стилистический ( лексика, синтаксис), •Фонический (явления стиха, звукопись). Подходы к анализу: 1. от общего впечатления, 2. от медленного чтения, 3. чтение по ЧР( сущ. – предметы, понятия; прил. – чувства, эмоции; глаг. – д-вие, состояние). Последовательность. Преемственность.


30.Проблемы реч. разв. Обогащение слов. запаса на материале худ. П, обучение связной речи и развитие ее. Разв. речи – пост. протекающий в течение всей жизни ч-ка процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с дух. становлением личности, обогащением ее внутр. мира. Разв. речи (узко) – спец. учебная д-сть учителя и учащихся, направл. на овладение речью. Необходимо сочетать 3 подхода: 1. Психолингв. – т. реч. д-сти. 2. Лингводидактический - закономерности обучения родн. и иностр. яз. 3. Методико-лит. - возможности худ. лит., литературоведения, критики и т. ораторского искусства. 1. Упр. по реализации ролевого принципа разв. речи. 2. Упр. с эл-ми развития продуктивного артистизма речи. 3. Развитие умений худ. критики. 4. Развитие умений эстет-го анализа текста. 5. Упр. на приобщение к герменевтической исслед-кой процедуре при работе с текстом, напр., создание режиссерских ремарок и др. Принципы сов-ния реч. д-сти:- взаимодействие нравств. воспитания, интел-го, худ.- эстет-го и реч. развития в процессе постижения лит.; - органическая взаимосвязь работы по разв. речи со всеми компонентами занятий по лит., обеспечивающая как соверш-ние реч. д-сти, так и углубление восприятия лит. материала; - разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих тв-кую реч. д-сть на материале занятий по лит.; - соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями реч. д-сти, осуществляемыми в нач., ср.и ст. классах; - практ. направленность работы по разв. речи и приближение ее как к реальным жизненным ситуациям, так и к н-рым формам искусства; - систематический х-р работы по соверш-нию речи; - учет межпредметных связей лит., рус. яз., истории и др. предметов в процессе организации реч. д-сти.. Из многообразных форм тв-кой д-сти можно выделить подготовку докладов и сообщений на лит. темы. В процессе этой работы форм-ся и закрепляются труд. навыки и спец. реч. умения. Осн. направления работы по разв. речи: 1. Словарно-фразеол. раб. с текстом худ. П и лит.- крит. мат-лов. 2. Обучение разл. видам и жанрам монологических высказ. на лит. 3. Организация реч. д-сти в процессе диалогического общения. 4. Создание реч. ситуаций, стимулирующих разв. речи на деятельностной основе. 5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках лит. в аспекте реч. д-сти. Критерии реч. развития: 1. Владение акт. лексикой, х-щей дух. мир писателя и героя лит. П, нравственно-психолог. особенности ч-кой личности. 2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в х-ке эпохи, мировоззрения и тв-ва писателя. 3. Владение теоретико-лит. и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа худ. текста и разл. высказ. литературовед-го и лит.-крит-го х-ра. 4. Владение изобраз.-выраз. ср-ми яз.: пословицами, поговорками, афоризмами, использ. их в контекстной речи разл. уровня. 5. Понимание особенностей вида и жанра высказ. в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им. 6. Содержательность высказ.. 7. Четкость, логичность, стройность композиции высказ.. 8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления. 9. Ведение диалога на лит. темы. 10. Сам-сть в подготовке выступления. 11. Оптимальное соч-ние в высказ. материала, изученного по лит.-крит., литературовед. источникам, на осн. анализа текста, с собств. рассуждениями. 12. Владение особ-ми того или иного реч. стиля в соответствии с определенным жанром высказ. и ситуацией общения.


32. Развитие письм. речи зависит: а) от возр. особ-стей, б) уровня лит-го и реч. развития, в) от рода и жанра худ. П, на базе кот.проводится работа и г) от поставленных познавательных и коммуникативных задач. Виды упр.по разв. письм. речи:1. Репродуктивные: изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамм. заданиями. 2. Репродуктивно-оценочные: изложения с эл. сочинения, т.е. вкл. в себя собств. аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев. 3. Сочинения разных жанров: соч.-миниатюра, соч. по пословице, загадке, по личным наблюдениям, по картине и т.д. 4. Сочинения и изложения с эл. худ. тв-ва: рассказ о герое, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и х-ров героев и т.д., худ. зарисовки, сценки, написание сценариев.


34.Изложение —письм. пересказ прочит-го или прослуш-го и проанализ-го текста. Сочинение – собств. размышления пишущего по поводу проч-го и разобранного худ. П или его отрывка в разл. письменных речевых жанрах. В И воспроизводят готовый текст П или отрывка из него, в С - собственный текст. Идея (гл. мысль) И всегда повторяет идею пересказываемого текста. Идея С самост. определяется пишущим в итоге размышлений над худ.   текстом, изучения научно-популярной и критической лит.. Композиция И всегда воспроизводит композицию пересказываемого П. Композиция С избирается пишущим самост. в соответствии с темой, позицией автора по данному вопросу, видом и жанром письм. работы. Содержание И представляет собой воспроизведение пересказываемого текста. Содержание С — обоснование собств. рассуждений пишущего, раскрывающих тему и идею С. Яз. и стиль И обусловливается яз. и стилем автора худ. текста; задача пишущего — сохранить авт. стиль с присущей ему экспрессивностью. Стиль С определяется самим учащимся и, как пр., он может быть научным, научно-популярным (литературоведческим) или публиц. (лит.-крит., эссеистский) и т.д. Высокое качество И, его рез-сть во многом зависит от того, как в процессе подготовки проанализирован исходный текст.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм icon1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений
Тема Худ образ творческая специфика худ литературы. Ее познавательная функция
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм icon1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Истинная лит-ра уходит в зарубежье. Сов лит-ра утрачивает статус худ-ти и условно названа лит-рой. Жесткий контроль гос-ва
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconФедора Ивановича Буслаева (1818-1897). В 1844 (26 лет) исследование
Б. счит., что уч-ль д помочь учку сам-сть дух-ой жизни, думанья и творч-ва. Б. особ вним уделял изуч стилистики в школе, на связь...
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм icon1. Каковы особенности др/рус лит-ры как лит-ры эпохи Средневековья?
Др/рус лит-ра – лит-ра средневекового типа. Возрождения не было. Лихачев – Предвозрождение (14-15 вв)
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconУчебник для 8 класса. М., «Бином. Лаборатория знаний», 2003 г. 9 4
Алгебра 8 класс Учеб для шк и кл с углубл изуч математики/ Ю. Н. Макарычев и др. 5-е изд. М.: Мнемозина, 2005 г
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconКонспект урока фио козлова Ольга Александровна Место работы моу «Магистральная сош» Должность Учитель математики Предмет Алгебра Класс 7
Алгебра, 7 кл учеб для шк и кл с углубл изуч математики / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков. – 6-е изд., стер. – М.: Мнемозина,...
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconЛит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
С изо и музыкой, т к эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры...
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconЛит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
С изо и музыкой, т к эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры...
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconЛитература как наука и ее связь с другими науками
Теория лит-ры теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся...
Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: Изуч худ текста: восприятие п (творч чтение); углубл раб над текстом; обобщение изучения; Изуч ист и теор лит форм iconЛопе де Вега
В лит-ру вошел как драматург-комедиограф. Театр вызывал у него самый живой интерес. В конце жизни он насчитал 1500 пьес. Нам известно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы