Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… icon

Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…



НазваниеЛит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
страница1/5
Дата конвертации28.06.2012
Размер1,21 Mb.
ТипЛитература
скачать >>>
  1   2   3   4   5



  1. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…

Лит-ра – 1 из учебных шк-ых предметов. Он входит в систему фил-их дисциплин. Лит-ра – это и наука и иск-во. У нее есть свои цели и задачи – образовательная, воспитательная и развивающая – они прописаны в стандарте по лит-ре. Т.к. лит-ра – учебная дисц-на, то ри анализе пр-я следует исходить из того, что: 1) лит-ое пр-е существует как реальность, облад-щая идейной, нрав-ой, фил-ой и эстет-ой ценностью. 2) худ-ый мир лит-го пр-я не имеет ничего общего с матер-ой реальностью. 3) любое худ-ое пр-е строится на принципах худ-ой условности. 4) лит-е пр-я ничего не доказ-ют и не объясняют на рацион-ом уровне. 5) восприятие лит-го пр-я возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национ-ой лит-ры возможно на фоне мирового лит-го процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий – художественность.

Лит-ра как учебный предмет связана с рус-им и иностр-ым яз-ми, с к-ми образует круг филих дисциплин. С историей, обществовед-ем при рассм-ии озорных тем. С ИЗО и музыкой, т.к. эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры как иск-во слова. Сопост-е с др-ми видами иск-в; помочь в понимании отдельных проблем, рассматр-ых на уроках лит-ры; создать эмоц-ое поле урока.


Литература как учебный предмет в современной средней школе.

По мнению Твардовского: Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя. Он указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие. Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 4-7 класс, задача которого – ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества. Важнейшая цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной литературы, развитие художественной восприимчивости… - и на этой основе – формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политических и нравственных убеждений школьников, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и потребностей. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.

Задачи изучения литературы в школе.

Задачи: 1. развить потребность в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения, 2. развить эмоциональную сферу восприятия учащегося текста, 3. научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними, 4. научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и средства, используемые автором, 5. включить ученика в творческую деятельность с усилением самостоятельности от класса к классу. Сочинения-миниатюры. Описания, размышления. Особое место отводится 9 классу: 1. это выпускной класс основной средней школы, который должен обобщить и систематизировать полученные знания, 2. это переходный класс к старшей системе обучения: историко-литературный, жанрово-родовой принцип. Задачи 10-11 класса: 1. научить анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи, 2. научить анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения, оценивать его художественное достоинство, 3. сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах.


2

3

4 МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя. Структура курса: 1. теоретические проблемы современной методики, 2. основные этапы развития методики, 3. методы и приемы обучения литературы, 4. этапы изучения литературы в школе, 5. взаимосвязь восприятия и анализа произведения, 6. чтение и изучение художественного произведения с учетом жанрово0-родовой специфики, 7. теория литературы в школьном изучении, 8. урок литературы в современной школе, 9. развитие устной и письменной деятельности, 10. внеклассная и внешкольная работа. МПЛ как наука: 1. предмет исследования, 2. общественная значимость, 3. методы изучения: теоретический, экспериментальный (формирующий), 3. контрольный (контролирующий). Педагогические методы изучения литературы в школе: анкетирования, срезов, наблюдения, интервьюирования. Любая наука существует вне зависимости от других наук, как МПЛ, она фундаментальна. Предмет: установление закономерностей преподавания литературы как искусства слова. Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников. Методы: - срезов (массового опроса), - целенаправленного наблюдения, - естественного эксперимента, - лабораторного эксперимента. При использовании научной проблемы преподавания литературы используются методы: 1. теоретический (изучение и анализ трудов по методике, педагогике, психологии, литературоведении), 2. социолого-педагогический (анализ программ, учебников, учебных пособий, устных и письменных ответов, анкетирование, наблюдение за процессом образования), 3. экспериментальный (проведение констатирующих, обучающих, контролирующих экспериментов), 4. статистический (математическая обработка и обобщение результатов контролирующих срезов).

Начальный этап становления литературы как учебного предмета связан с разработкой учебных пособий. Гимназические курсы словесности мало отличаются от университетских в то время. В середине 19 века единственным методическим пособием был «Опыт краткого руководства к эстетическому разбору на части российской словесности» Гречанникова, написанное в вопросно-ответной форме и содержала подробный разбор отрывков из сочинений Ломоносова, Державина, Карамзина. Время становления МПЛ как науки – вторая половина 19 века (40-50 гг. 19 века), когда были созданы методические программы и учебники Буслаева, Водовозова и др. Событием стали книги Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.), Галахова «Полная русская хрестоматия» (1842 г.), «Программа русского языка и словесности» (1852 г.). Именно в 60-е г – первые съезды учителей-словесников, где принимают за основу своей деятельности «практический способ преподавания». В 70-х г. в курсе словесности в младших классах внимание отводится изучению языка и объяснительному чтению образцов русской литературы, а в старших классах историко-литературные обзоры. В 1870 г. педагоги-словесники высказываются в пользу исторического преподавания литературы. Увеличивается массив литературы научной, удачной с методической точки зрения. Учитель получает возможность выбора. Конец 19-начала 20 века и теория и МПЛ начинают реализовываться в разных подходах к преподаванию методических концепциях и системах. Впервые методика ориентируется не просто не школьную практику, но и обретает статус науки, использующих эксперимент. В 1901 г. в С.-Петербурге была основана лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. П. Нечаева, наметившего обширную программу экспериментально психологического решения острых проблем дидактики и методики. С появлением множества методических работ во 2 половине и конце 19 века складывается в МПЛ 2 направления: - академическое, - воспитательное. Академическое (Буслаево-Галаховское) – умственное развитие. Воспитательное (Водовозско-Стоюнинское) – воспитательные цели. На рубеже веков знаменита Игнатьевская программа. С 1847 г. Буслаев (1818-1897) – профессор МГУ, с 1881 г. – академик Российской Академии Наук. «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языка» (1861 г.), «Русская хрестоматия» (1870) выдержали 10 изданий и служили пособием при изучении древнерусской литературы и фольклора. Основная его книга «О преподавании отечественного языка» - первый в России научно-методический труд. В ней представляется развернутая концепция преподавания русского языка и словесности в школе, основанная на осмыслении самого предмета и методике его изучения. 1-я часть посвящена проблемам дидактики и методики (соотношение метода и приема в науке и школе, история и теория литературы в школе, виды разбора, роль практических упражнений и т. д.). 2-я часть – материал по истории русского языка. Во всех разделах книги заметно стремление автора представить концепцию преподавания, а также заострить обсуждение целого комплекса проблем. Стоюнин (1826-1888). В 1850 г. – первые исследования; учебник по грамматике и хрестоматия для женской гимназии. «Руководство для истории изучения замечательнейших произведений русской литературы (до новейшего периода) (1869 г.), «Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам: русским и иностранным» (1869 г.). Основной методический труд «О преподавании русской литературы»: 1 часть – изложение концепции школьного историко-литературного курса, 2 часть – принципы обоснования литературы в школе и разборы отдельных произведений. Центральный тезис книги – в школе надо изучать не отвлеченную теорию, ни науку, а сами литературные произведения, которые должны быть прочитаны и усвоены учащимися в процессе анализа.


5. Актуальн.пробл. методич-й науки:

1)содерж. материал лит-го образования(отбор худож-го материала) определение круга класн-го и внекласн-го чтения, знания по теории и истории лит-ры, принципы построения лит-го курса на разных ступенях обуч-я; 2)методы обучения взаимосвязь содержания и методы обучения, пути и приемы анализа литерат-го пр-я, возростные и индивид-е особен-ти восприятия лит-го пр-я; 3) созд-е учебно-методич.комплекса по лит-ре(написание программ,учебников,пособий,средств наглядности; 4)формы организации уч-го процесса( урок,факультатив,внекласн,внешкольн работа).

Основные полож-я концепции шк-го лит-го образов-я: 1)гуманизация содерж-я лит-го образ-я,его направлен-ть на освоение уч-гося общечеловеч.ценностей худож.пр-я;

2)изучение пр-я как явл-я искусства слова, в родовой и жанровой специфике, в единстве содерж-я и формы.

3)координации руск-й, бел-й и элементов зарубежн.лит-ры на основе принципа единства лит-го образования и приемств-х его этапов;

4)вариативность в обучении лит-ре, предоставление права учителю определять последов-ть изуч-я тем, широту и глубину освоения того или иного материала,взаимозаменять –в некот.случаях пр-я из списка для дополнит-го чтения и обсуждения обосновано перераспред-ть колич-во часов по темам;

5)концептуальн.подход к преподаванию рус.лит-ры на каждых из этапов лит-го образ-я:1-4 класс: 5-9кл;10-11кл


6. Литературное развитие читателя.

Не во все времена читательские реакции интересовали ученых-методистов. Долгое время основное время уделяли лишь предметному анализу худож-го пр-я. В настоящее время благодоря трудам психологов (Жабицкая Выносткий Никифорова) и методистам (Маранцман, Молдавская) много известно о школьнике как о читателе, о тех изменениях котор происходят в его отношении к искуству в связи с возрастн сдвигами. Деление на возрастные границы условно, потому что развитие человека происходит неравномерно оно зависит не только от школьного возраста, но и от того где он обитает.Программа по лит-ре – это программа развития ученика как читателя, она должна опираться на внутренние потребности ребенка. Литературное развитие начинается с класса начальной школы. Литература как самостоятельный предмет не изучается, но в рамках изучения языка закладываются основы читательской культуры и прежде всего умение осмысленно и выразительно читать. Ребята учаться различать художественные и нехудожественные тексты по методам преподовав-я и по способом читательской деятельности. Вся работа по развитию читательской деятельности направленна на развитие эмоциональной восприимчивости учащегося, творческой фантазии, пробуждение интереса чтения.5-6 класс «Возраст наивного реализма» этот термин возник в 20е годы 20 века. Он характ-ет такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искуства, не осознается, художественный образ отождествляет с реальной. Вымысел противопоставляется правде. В целом – литературе пр-е воспринимается как описание реальных жизненных фактов.Это самый эмоциональный возраст восприятий пр-ний искуства, ребят легко заразить чуством. В момент сопереживания, сочувствия, происходят сдвиги в нравственном развитии человека. В программах этого возраста необходимо включить произведения с яркими событийными сюжетами. Но постепенно необходимо преодолевать наивно реалистичные восприятия искуства.

ВАжно поставить произведение которое изображали один объект но увиденное авторами по разному. Ребенок постепенно учиться понимать что в искустве важен не только объект, предмет изображения, но и человек, автор, который этот объект увидел и оценил. 7-8(9) класс (период нравственного эгоцентризма) очень сложный период в отношении с искуством, когда не редко читатель замещает собой писателя. Проснувшаяся внутренняя жизнь подростка ослепляет его, (я) – в центре мира. «Я» - залоняет собой мир. Это самый субъективный период с отношением к искуству, когда ребенок ищит в литературном произведении нечто себе соответствующее. Программы предлагают произведения в центе которых не сюжет а характер. Программы включаются в произведения в которых нравственная проблематика первостепенна. Но для того чтобы литературное развитие продолжалось в этот период особенно интенсивно изучается теория литературы. Потому что Теория литературы открывает эстэтич. законы искуства и спорит с субьективнстью.

7. 9-11 класы - «Эпоха причинных связей» Это пора духвного и физического расцвета человека, период когда особенно интенсивно формируется мировоззрение, складываются критерии подхода к себе и к окружающей действительности. Интерес старшеклассников становится более глубоким и постоянным. Учащиеся способны воспринимать разнообразной формы художественной условности, трудные стилевые и композиционные решения. Этот период эмоционально образные восприятия искуства ослабляются а усиливаются интелектуальные. В старших класах значительно усиливаются дифференциация учиноков в нутри одного класса(то что оказывается доступно для одного и интересно, оказывается непосильно для другова) Бажовичь Л. И. : «в отличии от поподростка котрый в значительной степени обращен на познание самого себя, в своих переживаниях, в отличае от младшего школьника, который целиком поглащен вниманием к внешниму миру, в целях нахождения в нем своего места, атакже для того чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений к более объективному восприятию.»

8. Лит-ое образ-е в школе включает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читать худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. Отбирается это содерж-е по определ-м критериям. При отборе худ-х пр-ий: 1) высокие худ-е дост-ва пр-я, 2)этапное значение пр-ий для разв-я рус-ой лит-ры и для тв-ва конкретного пис-ля, 3) богатство проблематики пр-я, 4) наличие позитивого начала в тексте, 5) отраж-е в пр-ии диалогового хар-ра в рус-ой лит-ре, 6) сохран-е традиций отчест-го образ-я, 7)многообразие жанров худ-го пр-я.

При отборе теор-лит-х понятий учит-ся: возраст уч-ся и круг пр-ий, включенных в программу конкретного клсса. Лит-ое обр-е включает в себя худ-ые тексты (мифы, фолклор, пр-я ДРЛ, лит-ра 18в., 19в., 20в. и из соврем-ой лит-ры; пр-я зарубежной лит-ры; историко-лит-ый материал – биографии и материал о характере эпох; лит-критич-ий материал – работы критиков разных теорет-лит-ый материал.


9. Лит-ое образ-е в школе вклюсает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читть худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. Отбирается это содерж-е по определ-м критериям. При отборе худ-х пр-ий: 1) высокие худ-е дост-ва пр-я, 2)этапное значение пр-ий для разв-я рус-ой лит-ры и для тв-ва конкретного пис-ля, 3) богатство проблематики пр-я, 4) наличие позитивого начала в тексте, 5) отраж-е в пр-ии диалогового хар-ра в рус-ой лит-ре, 6) сохран-е традиций отчест-го образ-я, 7)многообразие жанров худ-го пр-я.

При тборе теор-лит-х понятий учит-ся: возраст уч-ся и круг пр-ий, включенных в программу конкретного клсса. Лит-ое обр-е включает в себя худ-ые тексты (мифы, фолклор, пр-я ДРЛ, лит-ра 18в., 19в., 20в. и из соврем-ой лит-ры; пр-я зарубежной лит-ры; историко-лит-ый материал – биографии и материал о характере эпох; лит-критич-ий материал – работы критиков разных t; теорет-лит-ый материал.


10. Лит-ое образ-е в школе вклюсает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читть худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. В 10 классе предст-на рус. лит-ра 19в. и даются тдельные сведения по заруб-ой лит-ре. Рус. в большинстве воем изуч-ся моногр-ми. В 11 классе из-ся рус. лит-ра рубежа 19-20вв. и 20в. Программа этих классов обращает особое внимание на ?, связ-е с теоией лит-ры. В 10 кл. уч-ся д. овладеть комплексом теор-х понятий, отраж-х истор-лит-е процессы. В 11 кл. происх-т форм-е новых понятий, связ-х с истор-лит-м процессом. Таково особть всех традиционных программ.

Иновац-ые пограмы имеют свою спец-ку. Они преп-т углубл-ое изуч-е нац-ой лит-ры. Главная цель – освоение худ-го мира писателя в истор-культ-м аспекте. Ведущая теор-лит-ая проблема в 10 кл. – худ-ый мир рус. лит-ры 19в., в 11 кл. – 20в. В них расширен жанровый спектр рус. лит-ры.

Учебные планы по лит-ре для старших Кл. предусматр-т 2 уровня глубины изуч-я предмета – общеобзазоват-ый (2-3 часа в нед.) и углубленный (5-6). Изуч-е лит-ры на общеоб-ом уровне предпол-т сохр-е традиц-ой основы курса. Делается упор на контекст-ое изуч-е п-ий, включ-ых в образоват-ый минимум. Но часа в неделю не позв-ют решить задачу лит-го обр-я на традиц-ом уровне. Уменьшение кол-ва часов на лит-ру ослабевает гуманитарную основу отеч-го обр-я. В школах с углубл-ым изуч-ем предмета расширяются рамки содержания курса. Основная задача – освоение лит-ры на углубленном уровне, изуч-е исследоват-ой деят-ти. В процессе изуч-я в этих Кл. лит-ры необх-мо вытроить ист-лит-й контекст, в рамках от-го ассм-ся пр-е, силивать межпредм-е и внутрипредм-е связи курса, формировать умение обобщат и сопоставлять различ. Лите явления и факты.


11. Вклад в классификацию методов внесли Голубков, Никольский, Ионин. По Голубкову метод обучения – такой способ обуч-ия, к-й примен-ся систематически и оказывает > влияние на общее направление педаг-ой работы, выделяет 3 основных метода: 1) лекция – сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, ритор-ие ?, работа над планом и записью лекции, использование наглядности). 2) беседа – аанлиз пр-я (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя). 3) самостоят-ая работа учащ-ся – устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием – составная часть метода, каждый метод располагает соответст-м приемом. В основе класс-ии Голубкова – источник знаний. Она не учитывает логик познават-ой деят-ти, этапов работы над худ-ым пр-ем – не прижилась.

В основе класс-ии Кудряшева – логико-познавательная деят-ть учащ-ся при направляющей роли учителя. Метод – система послед-го взаимосв-ых действий учителя и учащ-ся, обеспеч-их усвоение содерж-я образ-я. Методы: 1) Творческое чтение. Цель – активизация худ-го восприятия. Приемы – выразит-ое чтение, коментиров-ое чтение, беседа, творч-ое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деят-ти уч-ов – чтение, заучивание, слушание, составление плана… 2) Эвристический – поиск учащимися ответа на ?. Приемы – построение системы ?, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деят-ти уч-ов – подбор худ-го материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана. 3) Исследовательский. Цель – развить умение самост-го анализа лит-го пр-я. Приемы – пост-ка пробл-ых ?, формир-е исследоват-х заданий, составление списка лит-ры по проблеме. Виды деят-ти уч-ов – самост-ый анализ части или целого худ-го пр-я, сопоставление и оценка разных видов интер-ций текста. 4) Репродуктивный – подача знаний в готовом виде, прблемный способ излож-я. Приемы – лекция, самост-я работа с лит-рой. Виды деят-ти уч-ов – запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада. Возник еще 5) Комбинированный.

Никольский (лит-ра воздействует на воображение и чувства читателя) выделял 2 группы методов: 1) Эмоц-образное постижение пр-ий. Приемы – выразит-ое чтене учит-ля и уч-ся, заучивание, пересказывание, худ-ое илюстриров-е; 2) Истолкование пр-ий. Приемы – комментиров-ое чтение, беседа, слово учителя.

Ионин строит класс-ю на определении хар-ра совместной деят-ти учит-ля и уч-ся. Методы: 1) Худ-ая интерпрет-я – ученик стан-ся чтецом-интерпрет-ом, а учитель – режиссером. 2) Критико-публицистич-ий – формир-е определ-го типа читателя-критика. 3) Лит-ый поиск – разв-е школьного литературовед-я, исследоват-их возможностей школьников.

Приемы обучения. Их неск-ко 10ов. Основные: 1) Рассказ учителя – повествовательное излож-е содерж-я изучаемого материала. Должен обеспечивать достижение целей, содержать достовер-ые факты, достат-ое кол-во примеров, иметь четкую логику, доступный язык. 2) Лекция – выстраивает систему знаний, обладат особой убедит-ю и формирует мировоззрение; вызывает эмоцион-эстетич-ое отнош-е учащ-ся; средство формир-я устной и письменной речи; ср-во стимулир-я самост-ой работы. 2 вида – лекционный цикл для параллели и урок-лекция. 3) Справка (биограф-ая, историч-ая, культ-бытовая) 2-4 мин. Цель – ввести в эпоху, дать предст-е о быте, куль-ре… Достоверность, убедит-ть, доступн-ть. Стиль – науч-популярный. 4) Словарная работа – толкование слов учителем, обращение к словарям, толклв-е слов уч-ся, запись толк-я слов на доске, самост-я работа уч-ся по словарям. 5) Беседа – диалогический метод. Учитель с пом-ю ? побуждает учащ-ся рассуждать и подводит их к пониманию нового матер-ла. Виды – вводная, эврестическая – аналитическая, заключительная – обобщ-ая. По форме – индивид-ая (? Для 1 ученика), групповая, фронтальная – для всего класса. 6) Работа с книгой. 2 формы – под руководством учителя и самост-ая. Ученики овладевают новыми знан-ми и навыками работы с книгой. 7) Пересказ – способствует усвоению и пониманию текста + разв-е речи. Виды – подробный, сжатый, выборочный, худ-ый.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ

План:

1. Понятие о методах и приемах обучения литературе в школе.

2. Принципы обоснования методов: А) методы, определяемые формой приобретения знаний; Б) методы, обусловленные характером познавательной деятельности учащихся и обучающей роли учителя.

Ключевые слова: познавательная деятельность, метод, прием, вид учебной деятельности (ВУД), метод творческого чтения, эвристический или частично-поисковый, репродуктивный и исследовательский методы; наглядные, словесные и практические методы, беседа, самостоятельная работа.

В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя - обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность, Цель учащихся - выполнение заданий учителя.

Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.

Методы обучения - это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» (Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. - Т.2. - С. 813).

Метод обучения реализуется через частные методические приемы.

Прием обучения - детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:

-слово (лекция) учителя;

-беседа;

-самостоятельная работа и пр.

Да, на уроке учитель говорит, дети слушают, или учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, или дети работают над книгой по заданию учителя.

Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания - в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.

Очень различна по цели и содержанию может быть и беседа с целью активизировать восприятие учащимися прочитанного произведения: беседа-анализ по вопросам учителя; беседа-обобщение.

Самостоятельная работа может быть также разнообразна - закрепление изложенного учителем материала, исследование нового и др.

Естественно, что во всех указанных случаях работа учащегося будет различна и по содержанию, и по степени самостоятельности. Поэтому термины «лекция», «беседа», «самостоятельная работа» означают формы общения учителя с учащимися, но не методы.

Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и соответствующей работы учащихся. Лекция, беседа, самостоятельная работа распространены в школьной практике, но следует четко осознавать, какие конкретные цели и содержание вкладываются в эти виды занятий, что должны ученики усвоить и чему научиться на них.

Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школе» (М., 1975) отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характера познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный;

2. Репродуктивный;

3. Метод проблемного изложения;

4. Эвристический или частично-поисковый;

5. Исследовательский.

Содержание и логика познавательной деятельности учащихся под руководством учителя может стать обоснованием методов обучения литературе.

Первая ступень в логике познания литературным - восприятие художественной литературы. Процесс обогащения школьников литературными знаниями и умениями, процесс литературного, эстетического и нравственного развития их осуществляется в обучении, когда учитель применяет систему методов и приемов, соответствующих специфике литературы как учебного предмета.

Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно соответствующими этому методами, приемами и видами учебной деятельности. (М=П+ ВУД).

Кудряшев Н.И. в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981) обосновал следующие методы обучения литературе:

1. Метод творческого чтения;

2. Эвристический или частично-поисковый;

3. Исследовательский;

4. Репродуктивный.

Для метода творческого чтения характерны следующие методические примы:

– выразительное (художественное) чтение учителя;

– чтение мастеров художественного слова;

– обучение выразительному чтению учащихся;

– комментированное чтение;

– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;

– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);

– творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности ( ВУД):

– чтение художественных произведений в классе и дома;

– выразительное чтение;

– заучивание наизусть;

– слушание;

– составление плана;

– пересказ, близкий к тексту;

– художественное рассказывание;

– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

– отзывы о прочитанном;

– сочинения.

Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности.

Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:

– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения., по критической статье…) для эвристической беседы;

– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям;

– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;

– проведение диспута.

ВУД:

– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;

– пересказ с элементами анализа текста;

– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;

– составление плана как прием анализа;

– анализ образа героя;

– конспектирование;

– выступление на диспуте и др.

Исследовательский метод предусматривает такие приемы:

– выдвижение учителем проблемы;

– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;

– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;

– выполнение заданий творческого характера.

ВУД:

– самостоятельный анализ произведения;

– сопоставление двух или нескольких произведений;

– сопоставление произведения с его экранизацией;

– самостоятельная оценка спектакля, фильма;

– написание докладов, выступлений, статей.

Цель исследовательского метода - развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде) предусматривает следующие приемы:

– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

– обзорная лекция;

– задания по учебнику, учебным пособиям.

ВУД:

– запись плана или конспекта лекции учителя;

– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;

– составление синхронистических таблиц;

– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;

– подготовка докладов, сочинений.

В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются.

В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Под оптимизацией понимается, по определению Ю.К Бабанского, «наилучший для данных условий вариант обучения с точки зрения его эффекта и затрат времени школьников и учителей». (Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982)

Сами методы подразделяет автор на три группы:

– методы организации учебно-познавательной деятельности;

– методы ее стимулирования;

– методы контроля за ее эффективностью.

Выделяют три метода организации учебно-познавательной деятельности:

– словесные (рассказ, лекция, беседа);

– наглядные (показ иллюстративных таблиц);

– практические (упражнения, самостоятельные работы).


Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе.

Методы обучения – способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.(Российская педагогическая энциклопедия). Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. Прием – составная часть или отдельная сторона метода. В современной науке есть следующие классификации методов: 1. по источникам передачи и характеру восприятия информации (Перовский С. И., Лордкипадзе Д. О.). Выделяют 3 группы методов: а. словесные, б. наглядные, в. практические. 2. по дидактическим задачам (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Выделяют 3 группы методов: а. методы приобретения новых знаний, б. методы формирования умений и навыков и осуществление их на практике, в. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. 3. по характеру познавательной деятельности (Скаткин, И. Я. Лернер). Выделяют 5 методов: а. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), б. репродуктивный, в. проблемного изложения, г. эвристический (частично поисковый), д. исследовательский. 4. Кудряшов Н. И. а. репродуктивный, б. эвристический, в. исследовательский, г. творческого чтения, 5.бъяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), б. репродуктивный, в.ов: а.ение их на практике, в.ивающую усвоение им по сочетанию методов преподавания и методов учения (Махмутов М. И.): а. преподавания, б. обучения, в. учения. Метод преподавания – обусловленная закономерностями учения содержанием учебного материала система преподавания, применяемая как способ управления учителем познавательной деятельности ученика. Метод учения – прием обусловленный методом преподавания способ учебно-познавательной деятельности ученика, отражающий закономерности учения и направленный на достижение цели, поставленные учителем и принятый учеником и реализуемый через приемы учения. Метод обучения – это обусловленный социальными целями образования способ организации учителем учебно-воспитательного процесса.

Методы преподавания

Методы учения

Информационно-сообщающий

Исполнительский

Объяснительный

Репродуктивный

Инструктивно-практический

Продуктивно-практический

Объснительно-побуждающий

Частично-поисковый

Побуждающий

Поисковый

6. целостный подход при котором выделяется группа методов (Ю. К Бабанский): а. организация учебно-познавательной деятельности школьников, б. мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности, в. контроля эффективности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: - познавательные игры, - учебные дискуссии, - соревнования, - эмоциональное воздействие, - поощрение, - наказание. Методы контроля – это устный и письменный опрос, специальная диагностика, контрольные и лабораторные работы, тесты и др.


12. Освоение лит-го пр-я происходит в неск-ко этапов. Они включают: вступительное занятие, чтение пр-я, работу над текстом (анализ, разбор), заключительные занятия. Все они взаимосвязаны. Вступительные занятия. Цель: 1) создание установки на восприятие и понимание текста. 2) мотивировка послед-го аанлиза и создание ориентиров восприятия. Строгой классиф-ии таких занятий нет. Считается, что не должно превышать 15 мин. – в средних кл. В старших может занимать 1-2 урока. Продолж-ть, методику и содежание вступ-го занятия определяют: цели урока, возраст уч-ся, жанр и род изуч-го пр-я, возможности уч-ля, интеллект-ый фон кл. Методист Никифорова считает, что на вступ-х занятиях нужно: соориет-ть в жанре, в общем хар-ре пр-я, в месте и t действия, в системе образов и событий, в эмоц-м отношении автора к герою, в объеме и образном ядре пр-я.

Различают 2 пути подготовки к чтению и анализу текста: 1) на основе личных впечатлений, 2) на основе изуч-го пр-я. Содерж-е вступ-го занятия д.б. очень разнообр-м. Поэтому (:) виды занятий: 1) занятия, помог-е шк-м понять истор-ю эпоху, отраж-ю в пр-ии или относящуюся ко t его создания. Приемы: рассказ учителя, беседа, сообщение уч-ся, видеофрагмент. 2) Занятие, содерж-е соц-бытовой комментарий. Приемы: чтение культурологич-х текстов, рассказ учителя, сообщение уч-ся. 3) Занятие, дающие определенный угол зрения на пр-е. 4) основанное на живых наблюдениях уч-ся. 5) с использ-ем биогр-го материала. 6) включ-ее словарную работу.

На вступит-м этапе могут исп-ся приемы: рассказ учителя, постановка ?, викторина, рассмотр-е иллюстраций, работа с учебником, заочная экскурсия, сообщение уч-ся, просмотр видео, грамзаписи, работа со словарем.


Основные этапы изучения литературных произведений в школе.

1. Вступительное занятие, 2. Чтение произведения, 3. Анализ произведения, 4. Заключительное занятие. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С.А. Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: - вступительное слово учителя, - подготовительная беседа учителя с классом, - постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения. Основными формами проведения вступительных занятий являются: - рассказ учителя или лекция; - лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; - беседа; - работа по учебнику или с дополнительной литературой; - киноурок; - экскурсия. Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов - свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения. Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету ("вслед за автором", целостный), "по образам" и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции.


13. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.

Основная цель вступительных занятий – возбуждение интереса к изучаемому пр-ю и творчеству писателя в целом; создание установки на восприятие и понимание текста; мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Создание установки на чтение литературного произведения в школе должно вызвать не только интерес к книге, но и определенную направленность восприятия. Вступительные занятия призваны очертить круг ассоциаций важных для восприятия текста, вовлечь в проблемы, создать русло, по которому будет двигаться читатель. Методисты выделяют следующ виды работы, предваряющие чтение и разбор пр-я: - вступительн слово учителя, - подготовительн беседа, - постановка и запись вопросов, которыми должны руководствоваться школьники при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающ ученика к восприятию пр-я, - прослушив-е музыкальных произведений, тематически близких к изучаемому тексту, - рассматривание репродукций картин художников. Основные пути подготовки к чтению и анализу текста: - на основе изучаемого пр-я, - на основе личных впечатлений школьников. Одним из способов подготовки к чтению – оживление личных впечатлений, связанных с темой произведения, которые предстоит читать. В качестве прелюдии, создающей установку на чтение может выступить фильм, музыка, изобразит-е искусство. Средством создания установки на чтение произведения могут выступать: - рассказ об истории его создания, - эпизоды биографии писателя, вовлекающие школьников в круг его мысли. При этом полезно использовать заочную экскурсию, которая вызывает большой интерес у учеников, знакомит со сложными вопросами. Подготовка заочной экскурсии(ознакомления с мемуарами, письмами, дневниками и произведениями писателя) требует тщательного. Не менее тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал: рисунки, картины, различные карты, планы, фотографии. Вступительное занятие в форме заочной экскурсии можно проводить как в средних, так и в старших классах. Средством создания установки на чтение эпического и драматич-го произведения могут служить фрагменты текста, представленные учителем, диафильмом, вызывающей у учеников общий интерес. Иногда ориентиром для вхождения в текст становится разговор о жанрово-композиционных и стилистических особенностях произведения. Объем вступительных занятий может быть различен от 5-20 минут в средних классах и до целого урока в старших классах. Объем, содержание и методика проведения вступительных занятий определяется методикой специфики произведения, учебными и воспитательными задачами и возрастными особенностями учащихся. Для удобства методисты выделяют такие виды вступительных занятий: 1. вступительные занятия, помогающие понять историческую эпоху, отраженную в произведении, или относящуюся ко времени его создания, 2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведение, или вводящие в его тематику, 3. вступительные занятия, основанные на использовании жизненного опыта и живых наблюдений учащихся, 4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала. Вступительные занятия в старших классах отличаются большей степенью глубины и сложности. Чаще всего – это история создания пр-я или хара-ка эпохи, кот лучше всего давать на материале искусства, живописи и музыки того времени. Вступительное занятие не всегда прямо и непосредственно предшествует изучаемому пр-ю. Часто их трудно бывает дифференцировать, поскольку материал вступительных занятий рассредоточивается в обзорных темах, изложениях, биографии писателя, которые являются формой подготовки школьников к восприятию его творчества. Одним из видов вступительных занятий в старших классах может стать урок первоначальной ориентировки в тексте. Если в центре изучаемого произведения стоит фигура крупного исторического деятеля, всегда интересно показать школьникам какое истолкование находил его образ у других писателей, в других видах искусства, как тщательно и с каким чувством ответственности готовился автор к воплощению этого человека в своем творчестве.


14. Цели и способы выявления читательского восприятия в школьном изучении литературы

. Функциональный подход к изучению литературного произве­дения требует определить, какие читательские качества необ­ходимо сформировать в процессе анализа, каким образом за­висит выбор путей и приемов анализа от уровня литературного развития учащихся.

Ученикам 4—6 классов свойственно наивно-реалистическое отношение к искусству. События и герои художественного про­изведения ощущаются при этом как действительно существую­щие, прямо перенесенные из жизни на страницы книги. Начальность, примитивность наивного реализма очевидны. Дети не видят в произведении автора, не учитывают художественного вымысла, часто отворачиваются от условности, бе"; которой искусство не существует.Если считаться со способом литературного восприятия, органичным для учеников данного возраста, то анализ сле­дует строить, опираясь на событийную основу произведения. От поступка к характеру, от события к смыслу произведения -таков характерный для этих классов путь разбора, намечен­ный еще М. А. Рыбниковой.В 7—8 классе на литературном восприятии учеников остро сказывается процесс самоутверждения личности, которая в от­рочестве складывается, ищет опор, пытается осознать себя. Психическое развитие в этом возрасте приводит к обострен­ному вниманию к нравственным вопросам. Что добро и что зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем объяс­няется тот или иной поступок? Учитывая этот юношеский «эгоцентризм» учеников 7—8 клас­сов, мы ведем школьный анализ таким образом, чтобы на пер­вом плане оказывались нравственные коллизии художествен­ного произведения. В 9—10 классах наступает пора осознания своих связей с миром и мира как целого. Причинно-следственные связи ис­торического, социального, философского, эстетического по­рядка выступают в сознании учеников на первый план. Постоянства и интересы предшествующих этапов развития сохраняются, но теряют свою предельность. Условно мы назовем эту сту­пень развития периодом связей, осознания причин и следствий. В этот период школьный анализ откровеннее выявляет своеобразие художественного сознания писателя, его творческого метода в связях и противопоставлениях с литературой эпохи, традиции и новаторство в общем историко-литературном процессе, взаимосвязь художественных элементов в структуре произведения.

«Сюжет» школьного анализа определяется педагогическими целями преподавания и уровнем возрастного развития. В связи с этим можно наметить доминантный путь анализа для разных стадий школьного обучения: 4—6 классы — «це­лостный анализ»; 7—8 классы — анализ системы образов; 9— 10 классы — проблемный анализ.24

Неверный выбор пути анализа может иметь самые печаль­ные последствия для оценки произведения учениками. Когда учитель прямо переносит одну из проблем, волнующих литера­туроведов, в школьный анализ, это часто приводит к схемати­зации анализа, неверному его течению. «При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», — пишет Д. А. Сладкова в работе «Проблемное преподавание литературы в старших классах средней школы», — главная проблема — своеобразие пушкинского лиризма, при изучении романа Лермонтова «Ге­рой нашего времени» — своеобразие лермонтовского психоло­гизма».25
  1   2   3   4   5




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… iconЛит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
С изо и музыкой, т к эстет-ая основа. Межпред-ые связи помогают решить многие задачи в препод-ии лт-ры: выявить особен-ть лит-ры...
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… icon1. Каковы особенности др/рус лит-ры как лит-ры эпохи Средневековья?
Др/рус лит-ра – лит-ра средневекового типа. Возрождения не было. Лихачев – Предвозрождение (14-15 вв)
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… iconЛитература как наука и ее связь с другими науками
Теория лит-ры теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся...
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… icon1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Истинная лит-ра уходит в зарубежье. Сов лит-ра утрачивает статус худ-ти и условно названа лит-рой. Жесткий контроль гос-ва
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… icon1. Понятие худ лит. Книга рукописная, печатная, электронная. Споры о границах худ лит. Ценностная иерархия произведений
Тема Худ образ творческая специфика худ литературы. Ее познавательная функция
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… iconДокументи
1. /русский 10 кл, лит 10,11/рус 10 кл. лит 10, 11.doc
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… iconЛитература: Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М., Юрид лит., 1982
Ларин А. М. Расследование по уголовному делу. Планирование и ор­ганизация. М., Юрид лит., 1970
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… iconСодержательная часть программы. Виды содержания. Этапы формирования химических знаний учащихся. Логическая система содержания
Цели и задачи обучения химии в школе. Понятие "учебный предмет" и "учебный курс". Основные нормативные документы, определяющие химию,...
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… iconФоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию
«вульгаризм» (см.), «провинциализм» (см.) и др., и обозначающий слово или выражение всякого диалекта, местного или социального, введенное...
Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я… icon1. Предмет и задачи литературной критики, связь с другими литературоведческими
Нове развития худож лит-ры лежит стремление людей познать самих себя, закрепить какой-то свой опыт, а вболее поздние времена возникла...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы