Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме icon

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме



НазваниеМифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме
Дата конвертации20.07.2012
Размер191,86 Kb.
ТипЛитература
Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме


План Введение. 1.Мифология Древнего Рима. 2.Древнеримская архитектура. 3.Литература Древнего Рима. 4.Искусство Древнего Рима. Заключение. Список используемой литературы. Введение Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечногоРима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр домировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культурадостигает во времена Римской цивилизации. Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римскаякультура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позжеГреции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятнойимперии, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дорогиведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремилисьпутешественники, торговцы… Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории.Таким образом формировался синтез греческой и римской культур, результатомкоторого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянскихгосударств. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохино и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальнойРимской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство -высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавалине только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины,жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшихна более высокой ступени культурного развития. Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли соседей,но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современникиискали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находилиих причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но чтоже тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествиеварваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный аспект? В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениямиразвития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходеанализа попытаться определить , насколько велико было влияние культурзавоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлениемсамостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Крометого не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствоватьраспаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своейработе. Проблема эта является весьма популярной в исследовательских кругах.Ведь несмотря на длительное изучение четких ответов еще не получено. Хотялитературы для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. Принаписании этой работы я пользовалас изданиями по истории искусств, книгамипо мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками.Наиболее информативными и полезными оказались: «Очерки культуры ДревнегоРима» (Германа Н.Ю.), а также статья Кптева А.В. «Античное гражданскоеобщество». Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению проблемы.Многие их изыскания весьма полемичны, но в целом интересны и новы. Именноони, как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею и важную информацию,необходимую для понимания проблемы. 1.Мифология и религия Древнего Рима. На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций иобрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима.Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия. В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивыхземледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своейскромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала егодеревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин неиспытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, нилуну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражиливоображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн,заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей,молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью,деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошаларастущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни,умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинскихписателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека. По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самыхмельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекойразличных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либовысшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс,могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимоемножество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия вжизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов вобработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизничеловека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина былапокровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина иЭдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала запереносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенкаправильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить,Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома. И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждыйуспех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева илиблагосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, богаВермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей,ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызываланасмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одногопривратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но онипоместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли -богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумелодновременно стеречь петли и порог». Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливалсяутверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или чтоон может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту жеосторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодноназываться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Богли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семихолмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, накотором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине,мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежатжертвы, принесенные на этом алтаре. Римские боги не спускались на землю и не показывались людям такохотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотелиего о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубинелесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапныетаинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости. В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, каких следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно иточно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всюрелигиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам(Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведалисудебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрываетдело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтомусуществовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найтимолитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любоенарушение сводило на нет результаты богослужения. Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, какследует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то непредписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчимузыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот жеобряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начиналисначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву,содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опуститькакого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте.Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающемубыл придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особыйслуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, иодновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя былоуслышать, кроме слов произносимой молитвы. Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания,которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни.Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся вразличных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемыеавгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета всвященном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобныеявления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важнуюминуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самымизлюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулыдолжны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласитьмир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам свопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву имолился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и,обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, исообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя,авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу.Так привередливые куры управляли могущественной республикой, ивоеначальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго изсеми римских царей, которому приписывалось установление важнейшихрелигиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, незнала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В неепроникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудомможно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями. Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновениепосле завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в своюстолицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева. Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрецпровозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, которыйпростираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, которыйпокровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаюпочести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государствокарфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне вРим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы иблагосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этогохотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнутхрам и в вашу честь будут учреждены игры». 2.Древнеримская архитектура Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось беззаимствований.. Также как и в религиозных верованиях, заимствованияпроходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов. Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, ноочень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучшепользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособилиновые, усовершенствовали способы строительства. Потому не удивительно, что в римском искусстве периода расцветаведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже вразвалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохемирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениямобщественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным наогромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной повысоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатствукомпозиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерныесооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурныеобъекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своимизапросами. Потребности римского общества породили много типов сооружений:амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почвеполучили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры,храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римскойархитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике ицелостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии ичеткости. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистическиегосударства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменилинравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство.Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картиныгреческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении кордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер игралконструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративныхцелях. В республиканский период сложились основные типы римскойархитектуры.Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянныхожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальныхинженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римскогоискусства. Обращают внимание грандиозные сооружения — древние оборонительныестены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии,Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и такназываемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.). Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединялиразличные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.)для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всюИталию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня,плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 мдлиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочнымипролетами для горных вод. Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водойгородом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров,заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописныхокрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировойстолицы. Выросло количество общественных зданий, строилисьфорумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство. По словамисторика Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости могхвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным». Городпоражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он неимел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи.Великолепные здания, колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонамикрыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощи аллей. «Воплощением мощи и исторической значительности императорского Римабыли триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и впровинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активнымипроводниками римской культуры, идеологии. Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры иамфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республикив Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римскимизобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, местадля зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представлялисобой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города сместами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначалисьдля толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в днипразднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п. В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев,получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»).Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал околопятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделенына четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа ивыхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр егокомпозиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями длязрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамикиразвертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможностьмаксимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированнойпублики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласнообщественному рангу зрителей. Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромнойимперии. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатыйпамятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный вид. В III в. ещепродолжалось большое строительство – воздвигались арки, великолепные термы,дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ниодного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал».Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все болеепримитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями ироскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованныхприемов строительства. 3.Литература Древнего Рима Первые шаги римской художественной литературы связаны сраспространением в Риме греческой образованности Ранние римские писателиподражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими былииспользованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Однако, на моивзгляд, именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболееярко и самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена развитиягражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога свластью. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей вотдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны,несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь(carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложенаона сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийскогосвободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устнойпоэзии других народов. Римская литература возникает как литература подражательная. Первымримским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык«Одиссею». По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. егопривезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение изанимался обучением детей аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполненсатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нёмвстречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первоепоэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течениедолгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником. Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которыепредставляли собой переводы или переделки греческих произведений. При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около274—204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическоепроизведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующейримской истории. Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие,сюжетом для которых послужили римские сказания. Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественныйкостюм – тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulaepraetextae. «Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократическихубеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогдаСципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы вРиме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттудалишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлосьудалиться из Рима.» После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пуническойвойне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился сКатоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Эннийжил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получилправа римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близокон был к кружку Сципионов. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, крометого, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Эннийпервый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческиестихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих икоротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии. Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался какодин из лучших поэтов. От сочинения всех трёх перечисленных поэтов—Ливия, Андроника, Невия иЭнния — до настоящего времени дошли лишь отрывки. Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считалисьобразцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг.). Плавт родился вУмбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затемзанимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а всвободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшаясудьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавтупришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими ксамым разнообразным прослойкам населения Италии. 4.Искусство Древнего Рима И в заключении хотелось бы уделить внимание искусству Древнего Рима,тем более, что его обсуждение и оценка – один из самых противоречивыхвопросов в многочисленных исследованиях. Порой ученые высказывают весьмакритические суждения. Римское искусство рано научилось льстить ипритворятся, считает Дмитриева. «Уже в героизированных статуях Августа,изображаемого в виде полководца, театрально простирающего руку к войскам,есть натянутость и фальшь. И уже явно лживы и нарочиты портреты ничтожногоимператора Коммода в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах,или Нервы в облике Юпитера». В Риме не особо верили в идеал восточнойдревней триады «бог – царь – герой». Да и вообще ни во что уже не верили.Философская мысль лихорадочно блуждала, охотнее всего склоняясь к горестнойпокорности судьбе, проповедуемой стоиками. Пороки правителей ни для кого небыли секретом. Тем не менее престиж власти должен был как – топоддерживаться, потому самый преступный правитель не имел недостатка ввоспевателях и льстецах. Но все же фальшивило оно только на половину, и подмаской лести сквозила беспощадность взора, лишенная иллюзий. И потомуоднозначно осуждать или восхвалять искусство Древнего Рима нельзя. Корниэтой проблемы слишком глубоки, и потому следует обращаться к истории. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамкахрабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонентаимеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считаютзавершением художественного творчества античного общества. Правомерноутверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традицииэллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное,определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, исвоеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другимифакторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишьв ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность инеповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, чтоистория римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложностьего проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладалисимволика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступилиу римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространстваи формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния,подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, заторимлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с сисключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица ихарактера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.Римский мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в еепластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленениюцелого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бысквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Дляримлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в болееотчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило кутрате ощущения цельности мироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественноисторическим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительныеискусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика,станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигланебывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевомвыражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественнойформы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своейсущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражалиоткрытость здания просторам, окружавшим Акрополь. «В римской архитектуре,поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалосьзамкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовинуутопленной в стену. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческихатлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрироваливнимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубокопротиворечива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная,вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношениеримлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а неконцентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римскоеискусство - качественно новый этап эстетического освоения человекомреальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам,вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимаетсясейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянноерасширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением вего сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетскихи других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объясненотолько свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское началоиграть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественногонаследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своихримских принципов. Заключение Итак, в своей работе я попыталась проследить основные вехи развитияримской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется,что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо.Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противномслучае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризисаимперии, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самогообщества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой.Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притокеновых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзяизменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров.Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний разподтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнала многоновых интересных фактов, которые и попыталась отразить наиболее полно. Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадноенаследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор исоздатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительнопреобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоиннепреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римскоговремени оставило множество замечательных памятников в самых разныхобластях, начиная от произведений архитектуры и кончая стекляннымисосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем идоведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере иритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому онпринадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римскоегосударство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания стысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли воснову христианского искусства Нового времени. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделаласьосновой романских языков, а также языком науки и католической церкви.Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основуславянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказалибольшое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании,Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами,полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями. Использованная литература 1. Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л., 1957 2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г. 3. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г. 4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971 5. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990 6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992 7. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян.. 8. Коптев А.В. Античное гражданское общество.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconТема Литература и искусство Древней Греции
Без греческой философии невозможно было бы развития ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в своих...
Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconПедагогика в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconДеятельность юристов в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconСемья и брак в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconПрирода и человек в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconТрадиция обедов в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconВоенное дело в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconПраво собственности в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconОсновные формы правления в Древнем Риме

Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения в Древнем Риме

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы