Меценаты Киева icon

Меценаты Киева



НазваниеМеценаты Киева
Дата конвертации20.07.2012
Размер99,86 Kb.
ТипРеферат
Меценаты Киева


Реферат На тему “Меценаты Киева” Ученицы 9-а класса Специализованой школы № 53 Трубинской Александры Богдан и Варвара Ханенко. Замечательный след в истории Киева оставил союз Богдана Ивановича иВарвары Николаевны Ханенко. Более 40 лет они собирали произведения мировогоискусства, чтобы потом завещать их городу. Богдан Иванович родился в 1849 году на Черниговщине, где Ханенкампринадлежали крупные поместья, подаренные ещё гетманом КирилломРозумовским. Род их происходил от известного запорожского казака СтепанаХаненко и дочери польского старосты, живших в начале XVII столетия. Их сынМихаил стал гетманом Правобережной Украины, внук Данила – лубенскимполковником, правнук Николай – сподвижником гетмана Павла Полуботка.Образование Богдан Иванович получил в Москве: гимназия, потом – юридическийфакультет университета. После учёбы работал в департаменте юстиции вПетербурге. В 1875 году его избирают мировым судьёй. К этому времениотносится его женитьба на Варваре Николовне Терещенко, дочери известногокиевского мецената Николы Артемьевича Терещенко. Личные качества и эрудиция Богдана Ивановича пробудили интерес кколлекционированию. Коллекционировать Ханенко начал с того, что можно былонайти в букинистических лавках, - с художественных изданий и гравюр.Живопись современных отечественных художников была для него тогда не вполнедоступна, поэтому первыми полотнами в его собрании стали работы старыхмастеров западных школ, купленных у антикваров. Этому способствовало и то,что Ханенко пять лет работал и жил в Варшаве. Он посещал знаменитыеаукционы и магазины европейских столиц и всегда находил там что-нибудьинтересное. Его авторитет рос среди коллекционеров. В собрании появляютсяновые темы – скульптура, изделия художественной промышленности,произведения античной культуры, искусство Ближнего и Дальнего Востока. В 1881 году Ханенко вышел в отставку с правительственной службы, исупруги поселились в Киеве. Богдан Иванович занимался устройством образцового хозяйства в своихимениях, принимал участие в деловой жизни города и вскоре его избирают наряд видных должностей. С 1896 года Ханенко возглавляет управление деламиТоварищества заводов братьев Терещенко. Он принимал самое активное участиево всех благотворительных делах своего тестя. Но наибольшая заслуга Ханенкоперед Киевом – это его собственное собрание сокровищ и неутомимаядеятельность по созданию Киевского художественно-промышленного и научногомузея. Вопрос о Городском музее впервые серьёзно обсуждался в 1888 г., нотолько в 1894 г. тогдашний губернатор граф Игнатьев собрал у себя первоесовещание Комитета для разработки вопроса об устройстве в Киеве музея. Наэтом совещании присутствовали многие известные и почитаемые в Киевеграждане, среди них архитектор В.Н Николаев, историки Б.В. Антонович и А.И.Лазаревский, а также Б.И. Ханенко, А.Н. Терещенко, В.Ф. Симиренко, В.В. иЯ.В. Терновские, Лазарь и Лев Бродскиеи другие именитые люди. На этомсовещании Терещенко заявил, что его семья даёт на постройку здания 50 тыс.рублей. Их поддержали другие участники совещания, и сразу же образовалсякапитал в 63тыс. рублей. В те времена все решения на любом уровне должны были утверждатьсягородской думой. Очень долго выбирали участок для застройки. Комитетпостановил: “Имеющие поступать в музей коллекции разных предметовпредназначаются не для удовлетворения лишь любопытства, но для образованияи развития эстетического вкуса в обществе и, главным образом, в учащейсямолодёжи, а для достижения этой цели Музей должен помещаться в центральнойместности города.” Дума пошла на встречу и выделила участок на углуАлександровской улицы и Безымянному переулку. Участок для строительства былсложный и многие конкурсные проекты не могли быть реализованы на этомрельефе. Богдан Иванович деятельно участвовал в работе Комитета, ездил вПетербург к министру финансов Виттеза получением субсидий на строительство,т.к. пожертвований оказалось слишком мало для воплощения столь грандиозногозамысла. Впоследствии сооружением Музея занималось Киевское общество древностей иискусств. Председателем Общества была графиня М.Н. Мусина-Пушкина, а вице-председателем Б.И. Ханенко, но фактическим руководителем был БогданИванович. Через 4 года он стал им официально. 21 сентября 1887 г. торжественно заложено здание Городского музея,автором лучшего проекта которого был московский архитектор П.С. Бойцов.Детальный проект разрабатывали киевские архитекторы В.Н. Николаев и В.В.Городецкий. Богдану Ивановичу пришлось решать множество проблем, как денежных, так ипроектных, прежде чем было завершено строительство. Но ещё до завершениястроительства в августе 1889года на первом этаже была устроена выставка,считающейся датой основания Городского музея. На этой выставке былапредставлена большая коллекция В.В. Хвойки (2017 ед.), на покупку которойН.А. Терещенко пожертвовал 5 тыс.р. Через 2 года вмузей поступил ещё один значительный дар Николы Артемьевича – 34 портрета,выполненных по его заказу художником С.А. Мазараки. Среди них портретыгетманов и других исторических личностей. Освещение и официальное открытиедетища Богдана Ханенко, получившего название “Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя Николая Александровича”,состоялось 30 декабря 1904 года. Стоимость здания составила 249 тыс. руб.,из них правительство дало 100 тыс., Семья Терещенко 108, другиепожертвовали 41 тыс. руб. К тому времени музейное собрание древностейоценивалось в 134 тыс. руб. и больше половины – это подаренная Б.И. и В.Н.Ханенко археологическая коллекция из 3145 предметов. Было много другихдарителей, в числе их граф Бобринский, Михаил Кочубет и др. Деятельность Б.И. Ханенко по созданию музея бала отмечена присвоением емус 11 января 1910 года звания действительного статского советника. ПослеОктябрьской революции советское правительство объявило музейгосударственным учреждением и назвало Первым Государственным. Через 5 летон стал Всеукраинским историческим музеем им. Т.Г. Шевченко, в 1936г. –Киевским музеем украинского искусства, в 1964 г. – Государственным музеемукраинского изобразительного искусства и, наконец с 1996 г. – этоНациональный художественный музей. Б.И. Ханенко умер 26 мая 1917 г. после продолжительной болезни. Все своикапиталы он по завещанию передал Художественно-промышленному музею. Такимже образом он распорядился и собственной коллекцией – подарил городу.. Иусловие ставил только одно: музей должен называться “Собранием Ханенко”. Онне просто собирал экспонаты – он жил этим на протяжении многих лет. Вособняке на Терещековской ул. №15 все создавалось, лепилось и пестовалосьпо замыслу коллекционера. Снаружи особняк напоминал итальянский галаццо. Вовнутреннем пространстве – сочетание стилей разных исторических эпох, вкоторых интерьер создаёт фон для художественных произведений и работаетсамостоятельно. Всё это увязано с чисто музейными экспонатами на стенах. Ввитринах, в зале с галереей. Каждый сантиметр вертикальных плоскостей и каждый метр горизонтальногопространства в зале Богдана и Варвары Ханенко были подчинены Музею. Хозяевасоздали свой особый мир, свою среду обитания, в которой уместилисьсвидетели прошлого всех времён и народов. Современники отмечали, что такого собрания в частных руках больше нет ниу кого в России. После смерти Богдана Ивановича на долю Варвары Николаевны выпалатруднейшая миссия упорядочить коллекцию, подготовить её к преобразованию вмузей, но, самое главное, - сберечь в это лихое время. Делать это в городе,пережившем за 3 года 10 смен власти, было неимоверно трудно. ВарвараНиколаевна не приняла предложения уехать в Германию и открыть там музей напривилегированных условиях. Она обратилась в Украинскую Академию наук 15декабря 1918г. с просьбой принять от неё в дар все художественныебогатства. При этом повторила условия Богдана Ивановича: собрание должноназываться “Музей Б.И. и В.Н. Ханенко”. Однако Научный КомитетГлавпросвещения “ввиду отсутствия за Ханенко революционных заслуг” просилАкадемию наук “изыскать более подходящее лицо для наименования бывшегомузея Ханенко”, в результате чего, как компромисс утвердили название “Музейискусств при Академии наук”. Варвара Николаевна умерла 7 мая 1922 года и похоронена рядом с БогданомИвановичем в Выдубедском монастыре. К счастью, ей не пришлось бытьсвидетельницей, как из названия их детища было убрано упоминание об ихфамилии. С 1936 года музей стал называться Киевским музеем западногои восточногоискусства. За прошедшее время собрание Ханенко существенно пополнилось, главнымобразом поступлением в 1926 году коллекцией картин Василия Щавинского,который собирал картины с точно определённой целью – подарить их Киеву.Зная о таких же намериниях Ханенко, Щавинский подбирал картина такимобразом, чтобы они дополняли коллекцию Ханенко. К концу 30-х годов собраниесостояло из шести с половиной тысяч картин и предметов художественнойпромышленности и более тридцати тысяч гравюр. Пережив утраты в период Второй мировой войны, Киевский музей западного ивосточного искусства вновь открыл свои двери в октябре 1945 г. В 1989 г. в музее были начаты ремонтно-реставрационные работы, ставившиесвоей целью восстановить утраченные архитектурные детали и по архивнымфотодокументам возродить образ здания и его интерьеров времён Ханенко. 30 мая 1998года обновленный Музей западного и восточного искусства былоткрыт. Богдан Иванович и Варвара Николаевна не думали о наградах, нозаслужили благодарность потомков. Всё своей жизнью они подтвердили слованемецкого поэта XIX ст. Франца Горна: ”Не может быть истинной любви кискусству без горячей любви к человечеству”. После долгих лет забвения музей теперь носит имя Б.И. и В.Н. Ханенко. Сергей Фёдорович Грушевский. Сергей Федорович Грушевский принадлежал к числу тех педагогов, которыепоследовательно прошли все ступеньки школьного учительства, и стали виднымидеятелями на ниве народного просвещения, посвятив ему всю свою жизнь. Он родился 7 октября 1830 г. в Чигирине, в семье дьякона ФедораВасильевича Грушевского и его жены Марии Ботвиновской, дочерисвященнослужителя. Детство провел в с. Лесники Киевского уезда, кудаперебрался отец, став священником Преображенской церкви. РассчитыватьСергей мог лишь на собственные силы, и получить невиданное для егоокружения образование ему удалось только благодаря личным способностям иэнергии. Окончив в Киеве духовное училище, а в 1859 г. и духовную академию созванием магистра, Грушевский получил назначение профессором Полтавскойдуховной семинарии. Пробыл в ней около года и перешел в Киевскую семинарию,где преподавал литургику и Святое Писание, одновременно учительствуя вначальных школах. Осенью 1865 г. Сергей Федорович принял предложенное емуместо учителя русского языка и словесности в русско-греко-униатскойгимназии в г. Холме (теперь Польша). Здесь у Сергея Федоровича и Глафиры Захаровны Грушевских 17 сентября 1866г. родился сын Михаил - будущий первый Президент Украины. Его крестнойматерью была жена начальника Холмской учебной дирекции, профессора Киевскойдуховной академии Феофана Гавриловича Лебединцева — Юлия Александровна. Вскоре, в декабре 1868 г., Грушевские заканчивают свое пребывание вХолме, и с августа 1869-го Сергей Федорович уже работает на юге, куда емупорекомендовали переехать врачи,— преподает в Кутаисской гимназии. Потомвосемь лет прослужил в Ставрополе, с августа 1878 г. — во Владикавказе.Инспектор народных училищ Ставропольского края, директор народных училищТерской области и чин действительного статского советника — вот егопослужной список. А еще в активе — образцовый учебник церковно-славянскогоязыка для школ, получивший распространение почти по всей империи. Егоиздание ощутимо улучшило материальное состояние семьи. Находясь далеко отродного края, Грушевские поддерживали и сохраняли любовь ко всемуукраинскому. Раз в три года Сергей Федорович получал более длительныйотпуск по службе, и семья проводила его неизменно на Киевщине, откуда родомбыла и Глафира Захаровна. Как писал позже Михаил Сергеевич, у него подвлиянием отца и этих редких поездок пробудилось и окрепло украинскоенациональное чувство. В тифлисской гимназии Михаил прочитал все, что могдостать по истории, этнографии и литературе Украины, начал вести на родномязыке дневник. В 1884 году 18-летний гимназист отыскал адрес И. С. Нечуя-Левицкого ипослал ему свои первые литературные произведения. Получив похвальный отзывписателя, Михаил Грушевский на следующий год опубликовал украинскиерассказы «Бехаль-Джура» и «Бідна дівчина». Потом была учеба в Киевскомуниверситете св. Владимира, защита диссертации и с 1894 года —профессорская кафедра во Львове. Сергей Федорович все это время продолжал службу во Владикавказе, где иумер 27 января 1901 года. В духовном завещании он поручил своим наследникамучредить на оставленное состояние начальное народное училище воВладикавказе или Киеве. Для этого им следовало использовать половинукапитала в процентных бумагах, когда он возрастет до 200 тыс. рублей. По расчетам, такой момент должен был наступить в 1905 году, но Грушевскиезаранее решили, что училище будет в Киеве. 26 декабря 1911 г. состоялось освящение здания городских училищ имениС.Ф. Грушевского на Петропавловской площади. В торжестве приняли участиеначальник Юго-Западного края генерал-адъютант Ф.Ф. Трепов, киевскийгубернатор А.Ф. Гире, попечитель П.А. Зилов, городской голова И.Н. Дьяков идругие. Они осмотрели актовый зал, украшенный украинскими рушниками, 17классных комнат, библиотеку, столовую, кухню, кабинет врача, квартирузаведующего, хозяйственные помещения. К этому дню на первом этаже ужеразместился детский сад, на втором и третьем — три смешанных приходскихучилища на 456 учащихся. Содержание учебного заведения было обеспеченопроцентами с 50 тыс. руб., завещанных Грушевским в качественеприкосновенного капитала. К сожалению, власть предержащие вскоре забыли слова признательности,высказанные ими же на церемонии открытия в адрес человека, подарившегогороду новое учебное заведение. В начале января 1914 г. из Петербургапришло известие, что «министерство народного просвещения не призналовозможным, чтобы Куреневское городское начальное училище, которомугородским управлением присвоено имя профессора Грушевского, впредь носилоэто имя». Формальная зацепка — город своевременно не согласовал сцентральной властью вопрос увековечения памяти фундатора. Вдействительности же это была реакция на украино-фильскую деятельностьсыновей С. Ф. Грушевского — Михаила и Александра. Выполняя указание, директор народных училищ округа распорядился убратьимя Сергея Федоровича Грушевского с вывески на здании. Тогда МихаилСергеевич поставил в известность думу, что прекращает выдачу процентов снеприкосновенного капитала на содержание училища. Это было очень серьезно,ведь речь шла фактически о дальнейшем существовании учебного заведения. И вконце концов, в ответ на ходатайство городской думы, министерство вынужденобыло в июле 1915 г. отменить свой запрет. В 1917 г. для училища им. С. Ф. Грушевского нанимался дом № 15-6 поВышгородской улице. Тяжело было работать в тесном помещении, по все же101 мальчик и 106 девочек получали начальное образование под руководствомвосьми учителей. Тогда же, весной, начали преподавание на украинском языке. На заседании думы 7—9 марта 1917 г., было определено: «Ввести в городскомучилище имени Грушевского преподавание на украинском языке, осуществлениевозложить на ревизора-эксперта при городской училищной комиссии Т. Г.Лубенца». Во исполнение решения, в училище передали украинскую библиотеку из 135книг и 100 учебников украинского языка, а также портреты украинскихдеятелей, жанровые картины и другие подобные материалы. Однако спреподавательским составом было хуже: язык знали только заведующая училищемАнастасия Неселовская и двое преподавателей. Со временем здание училища имени Сергея Федоровича Грушевского (теперьэто улица Фрунзе, № 164) оказалось в окружении новой прилегающей застройки.Сейчас оно выглядит не так, как раньше, но все равно привлекает вниманиесвоими формами. До 1988 г. здесь была средняя школа № 14, а ныне - учебныйкомпьютерный центр Минского района города.-----------------------Меценатов много, они оставили нам много хорошего, а единственное, что мыможем сделать для них – это посетить те чудесные места, где находится ихнаследство нашему городу.[pic][pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Меценаты Киева iconГосударство Киевская Русь
Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию...
Меценаты Киева iconДокументи
1. /Меценаты в россии.doc
Меценаты Киева iconФормирование Киева и его развитие

Меценаты Киева iconАрхитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира

Меценаты Киева iconМеценаты в России
«Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо...
Меценаты Киева iconСтруктура и состояние водоснабжения и водосброса, подземных вод и артезианских скважин города Киева

Меценаты Киева iconБлаготворители и меценаты
Эта работа посвящена некоторым из них, тем, кого называли меценатами, а в частности московскими меценатами. Они дарили городу не...
Меценаты Киева iconСостав жюри фестиваля «ств пгту 2011»
России, профессор хорового и сольного пения пгпу, лауреат премии Пермского края в сфере искусства и культуры, лауреат премии фонда...
Меценаты Киева iconДинамо (Киев) – Арсенал (Лондон)
В прошлом сезоне Лиги чемпионов футболисты из Киева проиграли все шесть матчей группового этапа, а годом ранее сумели заработать...
Меценаты Киева iconЗарождение хохломской росписи 3 Периоды развития хохломского искусства 7
Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы