Биография Чернышевского icon

Биография Чернышевского



НазваниеБиография Чернышевского
Дата конвертации20.07.2012
Размер173,81 Kb.
ТипБиография
Биография Чернышевского


Николай Гаврилович Чернышевский. Сын полунищего дьячка из села Чернышево Пензенской губернии, он оченьрано остался без отца. Мать, видимо обладала сильным характером. Она пришлас маленьким сыном пешком в Тамбов и кинулась в ноги тамошнему архиерею.«Преосвященный» поморщился от грязи, которую принесли в дом, велел лакеюобрезать махры онуч на ногах ребенка, однако распорядился принять его втамбовское духовное училище на казенный счет. Мальчик прошел через всеиспытания голодного, безрадостного детства, жестоких нравов бурсы, суровыхдней пребывания в семинарии, куда его приняли тоже на казенный счет.Гавриил Иванович стал учителем семинарии, библиотекарем, а затем –саратовским священником, который отличался громадной начитанностью,бережной любовью к книге и был самым широко образованным человеком вгороде. Он был счастливо женат, и в 1828 году у него родился сын. Теперь он сам готовил мальчика в семинарию. Отец хотел избавить ребенкаот пребывания в духовном училище, слишком хорошо знал царившее там грубоеневежество, жестокость. Будучи весьма уважаемым в Саратове священником,Гавриил Иванович получил возможность оставить сына дома, только записав егов духовное училище. Оно было необходимой ступенью для вступления всеминарию. Гавриил Иванович обучал Николю латыни, греческому языку, математики,истории, географии и другим предметам, входившим в курс духовного училища.Г.И.Ч. с самого начала развивал в своем сыне пытливую самостоятельностьмысли. Живой интерес к книгам как к источнику познания мира, стремлениекаждый вопрос обдумать всесторонне, «додумать до конца», как впоследствиилюбил говорить Н.Г.Ч., потребность проверить выводы наук, убеждаться в нихсамостоятельно, или неутомимо искать новые решения, эти черты революционныхразночинцев 60-х годов были заложены в характере маленького Николи уже вовремена его занятий с отцом, хотя ни отец, ни сын этого тогда непредполагали. Его интересовал строй языка, его законы, позднее – история развитияязыков. Он изучал языки в первую очередь для того, чтобы читать книги, наних написанные. Позднее он замечательно быстро овладел английским, удивлялся какой этолегкий язык. Тоже было с венгерским и другими языками. Латинский,греческий, немецкий, французский, персидский, арабский, татарский – таковбыл языковой актив мальчика еще до поступления в семинарию. Вместе с тем было бы большой ошибкой представлять себе Н.Ч. каким-тозачитавшимся мудрым младенцем, заучившимся тихоней. Нет, это был неутомимыйизобретатель и страстный участник всевозможных мальчишеских затей в своем иокрестных дворах. С самого детства он упорно развивал в себе физическую силу, ловкость,выносливость. Вообще Ч. не был самой природой предназначен для спорта.Худенький, узкоплечий, несколько «нежного» сложения, он легко мог быпревратиться в слабосильного, болезненного человека, кабинетного ученого.Но нет, в Саратове он стал среди своих сверстников наиболее сильным,выносливым и бесстрашным. В сентябре 1842 года четырнадцатилетний Ч. начал заниматься всеминарии. По свидетельству современника, «в это время он был несколькоболее среднего роста, с необыкновенно нежным женственным лицом, волосысветло-желтые, но волнистые, мягкие и красивые, голос его был тихий, речьприятная, вообще это был юноша, как самая скромная, симпатичная ирасполагающая к себе девушка … Научные сведения его были необыкновенновелики …» На занятиях близорукий Ч. садился за первую парту, а в перерывах обычно«засаживался» в какой-нибудь угол. Но недолго ему приходилось там сидеть. Вклассе было более ста человек, и всякий раз не менее половины обращались кего помощи. Учителя семинарии, люди огрубелые, в большинстве своем далеко неотличавшиеся глубокими знаниями, относились к Ч. с уважением, граничившим спочтительностью. Он обычно сидел на занятиях молча, занимался чтением,выписками, никогда не вызывался отвечать, но если в классе никто не могответить на вопрос, преподаватель обращался к Ч. и тот «выручал»безотказно. Восхищение учителей вызывало творческий интерес к его предмету,стремление самостоятельно двинуться вперед по его пути. Тогда ужепятнадцатилетний семинарист углубился в научную разработку татарского языкаи работай над созданием первой татарской грамматики. Пришло, однако, время когда два с половиной года занятий привели его ктвердому решению поступать в университет. Для родителей это было удар,сокрушивший все их планы. Весною 1846 года Евгения Егоровна повезла сына вПетербург. Столица ей не понравилась: при доме нет ни двора, ни садика; завсякой мелочью беги в лавку, даже хлеба своего нет. Как только сын сдаетэкзамены и устроится в Петербурге, она уедет в родной Саратов. Зато сын, был «до смерти рад». «Теперешнее время очень важно длярешения судьбы моей», - писал он отцу. Но .ноша не знал Петербурга. Бедность сразу же зажала его в тиски.Квартиры стоили дорого, первая студенческая форма оказалась не посредствам. Приходилось экономить на чем только возможно. Ч. приехал вПетербург знающим молодым человеком с научным складом ума. Молодые иллюзиии разочарования, трудные писки правды, новые опыты жизни, погружение вполитику – вот чем был заполнен университетский период жизни Ч. Ч. составил курс лекций Срезневского; держал корректуру некоторых егокниг. Занятия по словесности, касались и современных явлений литературы. Ч.выступал там с работами о Лермонтове, о Гете, о круге чтения для детей, оязыке будущего. Впоследствии Ч., вспоминая о том, что в университете онписал повести, стремился поместить их в «Современнике» или «Отечественныхзаписках», встречался с Некрасовым, Пананьевым, издателем «Отечественныхзаписок» Краевским. Но они тогда не приметили конфузливого, с тихим голосоммолодого человека, а потом не узнали его в грозном публицисте и писателе Ч. Высшее счастье – это возможность протянуть руку помощи тому, ктострадает. Эта мысль не была надуманной, а исходила из самых основ характераЧ. он совершенно не мог пройти мимо человеческого горя. Впоследствии всвоем романе «Что делать?» он сформулировал основы новой, революционнойприветственности, утверждая, что истинное счастье заключается в борьбе засчастье народа. Но в студенческие годы эти убеждения еще толькоскладывались. В университетский период Ч. бился над этими вопросами, искал решений и,пройдя через ряд ошибок и разочарований, постепенно подходил к теории ипрактике революционного гуманизма. В романе «Что делать?» Ч. во весь голос говорит, что решение женскоговопроса в целом – это одна из задач революции. Каждый случай людского горявызывал в нем горячее стремление помочь, отдать свое, принести в жертвусобственные интересы. Но все дело в том, что он на этом не останавливался.Из его огромной, всеобъемлющей людской любви к людям выковываласьбеспощадная ненависть к угнетателям и угнетению, к самой системеэксплуатации человека человеком. Во имя любви к людям он становитьсяреволюционером. Вникая в 1848 году в события революции на Западе, Ч. понял себя: оносознал себя как борца, непримиримого и бесстрашного, который не мыслитжизни без активной защиты «низших классов», борьбы за их благо. Потрясенныйволной революций, он , по его собственным словам, «все больше утверждался вправилах социалистов». Между тем в России с 1848 года началось такназываемое «мрачное семилетие», длившееся вплоть до смерти Николая I.Поднималась волна полицейских репрессий. Свирепствовала цензура. В ночь на 23 апреля 1849 года были арестованы петрашевцы. Ч. записываетв дневнике: «Как легко попасть в историю, - я, например, сам никогда неусомнился бы вмешаться в их общество и со временем, конечно, вмешался бы».Но арест петрашевцев не испугал Ч. «Красный республиканец и социалист», -писал он о себе в дневнике. Ч. надо было очень знать, чтобы понять истинные масштабы его протеста исилу его духа. В Сибири, на каторге и в ссылке, он не раз вспоминал своиуниверситетские годы. Учась в университете, от «выучился» недоедать а иногда и простоголодать. Приучился жить и работать в холодной комнате. В любую погодуходить пешком от пятнадцати до тридцати верст в день. Выносливость его былонеобыкновенной, сила – незаурядной. Приближалось время окончания университета. Надо было готовится квыпускным экзаменам и написать специальную работу, чтобы окончить курскандидатом. Ч. мечтал о собственной работе, но времени на нее неоставалось. В середине сентября он нежданно-негаданно получил официальноепредложение занять место, о котором просил еще в начале мая. В Саратовуезжал уже не тот юноша, который в 1846 г. вез с собой в столицу грузвосторженных надежд и наивных верований. Четыре университетских года былирешающими в формировании его мировоззрения. Нового учителя словесностиждали с волнением. Один из учеников Ч. рассказывает: «Первые же уроки Николая Гавриловича,очаровавшие всех учеников, поразили их своей новизной и необычностью. Новыйучитель ни разу не повысил голоса, не делал замечаний. Он «послужил»ученикам таким высоким идеалам по уму, обширнейшим м глубоким знаниям, погуманности, что почти у каждого ученика загорелось настойчивое желаниеучится и учится. По свидетельству гимназистов, он беседовал с ними «какравный с равными». В Саратове Ч. встретился с Ольгой Сократовной Васильевой, ставшей егоженой. Она была «прекрасно сложенная, с выразительными черными глазами,унаследованными от отца как сталь густыми волосами, оттенявшими прелестныйовал лица … затмевала первых саратовских красавиц. Ч. встретил девушку,полную жизни, естественную, внутренне независимую. «Я решительно влюблен,мало того, что люблю», - записал он в дневнике. Я не уверен в том, долго лия буду пользоваться жизнью и свободою, - размышлял Ч. – у меня такой образмыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы,отвезут меня в Петербург и посадят в крепость. Кроме того, у нас будетскоро бунт, я буду непременно участвовать в нем. Меня не испугает ни грязь,ни пьяные мужики с дубьем, ни резня … Я не могу соединить ничьей участи сосвоей». Не любимая нуждалась в помощи, надо было освободить ее от гнетасемьи. Ольгу Сократовну так же, как позднее Веру Павловну в романе «Чтоделать?», надо было «вывести из подвала». К этому Ч. не мог оставатьсяравнодушным. Он говорил ей: - считайте меня своим женихом, не давая мнеправа считать вас своею невестой. В этом заключался понятный им обоим смысл. «Невестой» Ч. как и«невестой» Лопухова в романе «Что делать?», была революция. – Я хочу иметьтакого мужа, каким будете вы. – говорила Ольга Сократовна. 29 апрелясостоялась скромная свадьба, и в начале мая молодые уехали в Петербург.Уезжая, Ч. стремился к научной и литературной работе и, при всех условиях,к политической деятельности. Весной 1853 года Ч. приехали в Петербург.Снова петербургская жизнь оказалась трудной. Ч. служит преподавателем вкадетском корпусе, но этот заработок был ничтожен, его едва хватало наквартиру. Жили более чем скромно. Летом 1853 года Ч. начал работу над магистерской диссертацией. Весною1855 года, книга Ч. на степень «магистра русской словесности» наконец вышлав свет. С весны 1855 года вся его деятельность сосредоточилась в«Современнике». Участие Ч. в «Современнике»вызывало все более ожесточенныенападки со стороны умеренно либеральной и реакционной прессы. Подруководством и при участии Ч. «Современник» становился самым читаемымжурналом России. В стране назревала революционная ситуация. Главнойпроблемой эпохи стал крестьянский вопрос. В то же время ширились рядырусской революционной демократии, те, кто был крепче духом, теперь ужемогли встать под знамя, поднятое Ч., включиться в движение, возглавляемоеим. Ч. стремился революционным путем избежать ужасов капитализма. Он верилв то, что русское крестьянство совершит социалистическую революцию иутвердит социалистический строй, минуя капитализм. Статьи Ч. покрестьянскому вопросу вызывали ожесточение в правительственных кругах.Статья «О новых условиях сельского быта» (1858) крайне озлобила АлександраII. Статью было запрещено где бы то ни было упоминать. Имя Ч. начиналостановится ненавистным царю. После реформы политическая обстановка внутри страны накалилась допредела. Уже в 1861 г. полиция начала следить за каждым шагом Ч. В 1862 г.за квартирой Ч. было установлено постоянное наблюдение полиции. Положениестановилось очень серьезным. Не оставалось смысла дальше подвергатьсясистематической полицейской слежке. Решили переехать в Саратов. Теперь таммногое изменилось. Матери и отца Ч. давно уже не было в живых. В этострашное лето 1863 г. когда он отправил семью в Саратов, сам Ч. задержалсяв Петербурге. На четвертый день после отъезда семьи, 7 июля около 3 часовраздался резкий звонок. Вошел незнакомый офицер, приземистый, немолодой, скорявым лицом, он явился арестовать Ч. Ч. был заключен в 11-ю камеруАлексеевского равелина Петропавловской крепости. 20 мая 1864 года автор «Что делать?» был отправлен в телеге под охранойдвух жандармов из Петропавловской крепости в Сибирь. Неделю Ч. провел в Тобольске, в секретной камере ссыльнокаторжнойпересыльной тюрьмы. Тобольский губернатор был настолько обеспокоенприбытием к нему необычного узника, что отправил Ч. до Иркутска на постовыхлошадях за счет казны. Путь был невероятно тяжелым. По мучительным дорогам, часть которыхлетом становилась непроезжей, месяцами кружили не только из-за трудностейпути. Долго не мог решиться вопрос, где Ч. будет отбывать каторгу. Он ужедобрался из Иркутска в Усалье и снова был возвращен в Иркутск, откуда «безмалейшей остановки» отправлен к китайской границе, в глухое селение Кадаюна рудники. Полгода тяжело больной Ч. провел в лазарете. В письмах к родным Ч. ни словом не обмолвился о своей болезни. Ольга Сократовна собиралась ехать к мужу повидаться. Она выехала изПетербурга в Сибирь в начале мая 1866 г. взяв с собою Мишу – младшего сына.Она получила разрешение на свидание, но «с тем, чтобы во время нахожденияее в Нерчинских заводах учрежден был за нею надлежащий надзор…». Там Ольга Сократовна пробела три дня. Свидания с горячо любимой женойстали для Ч. источником непереносимых мучений. Сам Ч. рассказывал: «Мнебыло очень тяжело и встречать, и провожать их … Я уговаривал ее, чтобы онане приезжала больше». В середине сентября 1866 г. Ч. перевели из Кадаи в Александровскийзавод. Время, проведенной в Александровском заводе он впоследствиивспоминал как лучшие годы из прожитых в Сибири. Пришел долгожданный июль 1870 г. Срок каторги, собственноручновписанный в приговор самим царем, истекал. Но в середине июля последовало совсем другое распоряжение: Ч. сновазаключили в тюрьму и притом с гораздо более строгой изоляцией, чем прежде;не только по вечерам, а даже по воскресеньям он не мог видеться стоварищами. Без всякого суда и следствия срок его каторги был продлен. Ч. был одень болен. Редкое его письмо домой обходилось без фразы: «Ясовершенно здоров». А между тем он страдал тяжелым сердечным заболеванием,мучительным ревматизмом, заболеванием щитовидной железы, хроническимзаболеванием желудка и цингой. Но сила духа его была необыкновенной. Он справедливо гордился тойзакалкой, которую сам заставил себя пройти в юности. Вся его жизнь сосредоточилась в сумрачной, промозглой камеревселюстского острога. Днем он лежал, окруженный книгами, и читал с утра довечера. Ночью писал. Утром сжигал написанное. 1 марта 1881 года народовольцы убили Александра II. С новым царем онивступили в переговоры и обещали ему, что коронация пройдет спокойно тольков том случае, если он даст слово освободить Ч. Согласие было получено. В 1883 году (вместо 1870 года) он был наконец переведен на поселение.Он вошел в тюрьму 34-х лет, в расцвете сил, и вышел из нее 55-ти лет,тяжело больным, неестественно постаревшим, но с прежним неугасимымстремлением к труду. В 1889 году Ч. разрешили переехать в родной Саратов. Разрушительныеболезни, невероятное переуталение, тяжелые нервные потрясения, брожениемогучих творческих сил, замурованных, запрещенных, не имеющим выхода, - этобыли убийцы, призванные русским самодержавием в его борьбе с Ч. Он боролсядолго, боролся героически. Но смирительный клубок заболеваний в соединении с тяжелым нервнымпереутомлением сделал свое дело. В середине октября 1899 г. Ч. слей. Впервый и последний раз в своей жизни он не смог работать. Начал терятьсознание. Ч. скончался в ночь с 16 на 17 октября 1899 года. Память о немнетленна. Его голос звучит, подвиг его жизни не будет забыт никогда. Роман «Что делать?» стал воспитателем новых поколений, под его влияниемсотни людей становились профессиональными революционерами. В романечествуется присутствие самой горячей любви к человеку, в нем собраны иподвергнуты анализу пробивающиеся проблески новых и лучших стремлений.Автор смотрит в даль с той сознательной полнотой страстной надежды, которойнет у наших публицистов, романистов. Достоинства и недостатки этого романапринадлежат одному Ч., на остальные русские романы он похож только внешнейсвоей формой: он похож на них тем, что сюжет его очень прост и что в неммало действующих лиц. Роман «Что делать?» не принадлежит к числу сырыхпродуктов нашей умственной жизни. Он создан работой сильного ума; на немлежит печать глубокой мысли. Умея вглядываться в явления жизни, Ч. умеетобобщать и осмысливать их. Вся симпатия Ч. лежит безусловно на стороне будущего, симпатии этиотдаются безраздельно теми задатками будущего, которые замечаются уже внастоящем. В начале пятидесятых годов живет в Петербурге мелкий чиновникРозальский. Жена этого чиновника, Марья Алексеевна, хочет выдать свою дочь,Веру Павловну, за богатого и глупого жениха, а Вера Павловна, напротивтого, тайком от родителей выходит замуж за Медицинского студента Лапухова,который чтобы жениться, оставляет академию за несколько недель до окончаниякурса. Живут Лопуховы 4 года мирно и счастливо, но Вера Павловна влюбляетсяв друга своего мужа, медика Кирсанова, который также чувствует к нейсильную любовь. Чтобы не мешать их счастью, Лопухов официальнозастреливается, а на самом деле уезжает из России и проводит несколько летв Америке. Потом он возвращается в Петербург под именем американскогогражданина Чарльза Бьюмонта, женится на очень хорошей молодой девушке исходится самым дружеским образом с Кирсановым и его женой Верой Павловной,который конечно, давно знали настоящее значение его самоубийства. Вот весьсюжет романа «Что делать?». Если бы Ч. пришлось изображать новых людей, поставленных в положениеБазарова, то есть окруженных всяким старьем и тряпьем, то его Лапухов,Кирсанов, Рахметов стали бы держать себя почти совершенно так, как держитсебя Базаров. Но и Ч. нет никакой надобности поступать таким образом. Онзнает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как оничувствуют, как любят и уважают друг друга, как горячо стремятся к томувремени и тому порядку вещей при которых можно было бы любить всех людей идоверчиво протягивать руку каждому. Под рукой Ч. новый тип вырос ивыяснился до той определенности и красоты, до которой он возвышается ввеликолепных фигурах Лопухова, Кирсанова и Рахметова. Новые люди считают труд абсолютно необходимым условием человеческойжизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое существенноеразличие между старыми и новыми людьми. По-видимому, тут нет ничегоособенного. Кто же отказывает труду в уважении? Кто же не признает еговажности и необходимости? Для них труд действительно необходим. Труд инаслаждение сливаются в одно общее понятие. Без наслаждения они могутобходиться очень долго; без труда для них не мыслима жизнь. Размышляя часто и серьезно о том, что делается кругом, новые люди сразных сторон и разными путями приходят к тому капитальному заключению, чтовсе зло, существующее в человеческих обществах, происходит от двух причин:от бедности и от праздности; эти две причины берут свое начало из одногообщего источника, который может быть назван хаотическим состоянием труда.Труд и вознаграждение находятся теперь в обратном отношении: чем большетруда, тем меньше вознаграждение. От этого на одном конце лестницы сидитпраздность, а на другом – бедность. И та и другая порождает свой рядобщественных зол. От праздности происходит умственная и физическаядряблость, стремление создавать себе искусственные интересы и увлекатьсяими; потребность сильных ощущений преувеличенная раздражительностьвоображения, разврат от нечего делать, поползновения помыкать другимилюдьми, мелкие и крупные столкновения в семейной и общественной жизни,бесконечные раздоры равных с равными, старших с младшими, младших сстаршими, словом, - весь бесконечный рай огорчений и страданий, которымилюди угощают друг друга без малейшей надобности и которых существованиеможет быть объяснено только выразительной поговоркой: «с жиру собакибесятся». От бедности идут страдания и материальные, и умственные, инравственные, и какие угодно: тут и голод, и холод, и невежество, изкоторого хочется вырваться, и вынужденный разврат, против котороговозмущается природа самых загрубелых созданий, и горькое пьянство, которогостыдится сам пьяница, и вся ватага уголовных преступлений, которых нельзябыло бы совершить преступнику. Не всем, однако, такое положение дел нравиться: находятся отдельныеличности, которые говорят праздным моделям: «Вам скучно потому, что выничего не делаете, а есть другие люди которые страдают потому, что бедны!» Труд есть единственный источник богатства, богатство добываемое трудом,есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороковпраздности. Стало быть, целесообразная организация труда может и должнапривести за собой счастье человечества. Так или почти так рассуждают о высоких материях новые люди. Постоянноимея ввиду общую задачу всего человечества, они между тем уже разрешилиприложение к своей частной жизни. Для нового человека необходимо преждевсего, чтобы труд был ему по душе и по силам. Новые люди трудятся и желают своему труду простора и развития. Каждаячеловеческая страсть есть признак силы, ищущей себе приложения; как этасила будет приложена к делу, данная страсть будет называться добродетельюили пороком и будет приносить людям пользу или вред, выгоду или убыток. Новый человек занимается медициной не иначе, как по страстномувлечению; для него дорог каждый час, потому что каждый час посвящаетсялюбимому изучению. В жизни новых людей не существует разногласия междувлечением и нравственным долгом, между эгоизмом и человеколюбием; это оченьважная особенность. В их человеколюбии нет вынужденной искусственности; вих честности нет щепетильной мелочности; их влечения просты, здоровы,сильны и прекрасны. И дорогие люди, и наслаждения, и любимая женщина – всеэто, несомненно, очень хорошие вещи, но сам человек для самого себя дорожевсего на свете. Если ценой труда и лишений, ценой потраченной молодости,ценой потерянной любви он купил себе право глубоко и сознательно уважатьсамого себя, он получил право знать себе настоящую цену и видеть, что ценаэта не мала. Вот эгоизм новых людей, этому эгоизму нет границ; ему они действительноприносят в жертву всех и все. Любят они себя до старости, уважают доблагоговения. Еще больше, чем любовью и уважением они дорожат прямыми иоткровенными отношениями своего анализирующего и контролирующего я к томуя, которое действует и распоряжается внешними условиями жизни. Новые люди не грешат и не каются; они всегда размышляют и потому делаюттолько ошибки в расчете, а потом исправляют эти ошибки, избегают их впоследующих выкладках. У новых людей добро и истина, честность и знания,характер и ум оказываются тождественными понятиями; чем умнее новыйчеловек, тем он честнее. 1. Новые люди пристрастились к общеполезному труду. 2. Личная польза новых людей совпадает с пользой и эгоизм их вмешает в себе самую широкую любовь к человечеству. 3. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому, что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой против остальных людей. Новыми людьми называются мыслящие работники любящие свою работу.Значит, и злиться на них незачем. Обозначенные особенности нового типа предоставляют только самые общиеконтуры, внутри которых открывается самый широкий простор всемубесконечному разнообразию индивидуальных стремлений, сил и темпераментовчеловеческой природы. Эти контуры тем и хороши, что они не урезывают ниодной оригинальной черты и не навязывают человеку ни одного обязательногосвойства. В этих контурах уживется и насладится полным счастьем каждыйчеловек, если он не испорчен до мозга костей произвольно придуманнымианомалиями нашей неестественной жизни. Но так как эти контуры не могут датьполного понятия о живых человеческих личностях, принадлежащих к новомутипу, то обратимся к роману Ч. «Что делать?» и возьмем из него тот эпизод,в котором сосредоточивается главный его интерес. Постараемся проследить,как развивается в Вере Павловне любовь к другу ее мужа, Кирсанову, и какведут себя в этом случае Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. Вера Павловна –это женщина нового типа; время ее наполнено полезным и увлекательнымтрудом; стало быть, если в ней родится новое чувство, вытесняющее еепривязанность к Лопухову, то это чувство, выражает собою действительнуюпотребность ее природы, а не случайную прихоть праздного ума и блуждающеговоображения. Возможность этого нового чувства обусловливается очень тонкимразличием существующим между характером Лопухова и его жены. Разбирая характеры Лопухова и его жены, можно сказать что она любитцветы и картины, любит покушать сливок, понежиться в теплой и мягкойпостели; у него же, в кабинете нет ни цветов, ни картин, на стене виситтолько ее портрет и портрет «Святого старика», Роберта Оуэна. Эти внешниеразличия служат признаками более глубоких внутренних различий. Стало быть,в совместной жизни Лопуховых непременно один из супругов должен был в угодудругому подавлять личную особенность своего характера. Продумав часов до 3-х ночи, Лопухов убеждается, что у его женывозникает любовь к Кирсанову; анализируя характер Кирсанова, Лопуховзамечает, что в этом характере есть свойства, которые необходимы для ВерыПавловны и которых нет у него, Лопухова. Всматриваясь в поведениеКирсанова, Лопухов находит в нем такие факты которые заставляют его думать,что Кирсанов давно уже любит Веру Павловну. Весь образ действий Лопухова начиная от его поездки к Кирсанову икончая его подложенным самоубийством находит в себе блестящее оправдание втом полном и разумном счастье, которое он создал для Веры Павловны иКирсанова. Любовь, как понимают ее люди нового типа, стоит того, чтобы дляее удовлетворения опрокидывались всякие препятствия. Затруднительная задача разрушена, но разрешил ее не один Лапухов; емупринадлежала главная роль но эту роль было бы не возможно выдержать доконца, если бы Вера Павловна и Кирсанов не были людьми нового типа. Если бы вообще эти три человека не были в состоянии во всякую минутусмело глядеть друг другу в глаза, доверчиво советоваться между собою освоем общем деле и полюбовно разрешать это дело общими силами, то междуними непременно появились бы те недоброжелательные чувства, которыеназываются в общежитии антипатией, болезнью, подозрением, ревностью икоторые все вытекают из недостатка доверия и уважения. Новые люди никогда ничего не требуют от других; им самим необходимаполная свобода чувств, мыслей и поступков, и потому они глубоко уважают этусвободу в других. Они принимают друг от друга только то, что даетсядобровольно, с радостью, с полным и живым наслаждением. Новые люди только в антипатиях между собой развертывают все силы своегохарактера и все способности своего ума, с людьми старого типа они держатьсяпостоянно в оборонительном положении, потому что знают, как всякий честныйпоступок в испорченном обществе перетолковывается, искажается ипревращается в пошлости, ведущую за собой вредные последствия. Указывая на Лапухова, Кирсанова и Веру Павловну, Чернышевский говорилвсем своим читателям: вот какими могут быть обыкновенные люди, и такими онидолжны быть, если хотят найти в жизни много счастья и наслаждения. «Будущее– говорит Чернышевский, - светло и прекрасно. Любите его, стремитесь кнему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее,сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью инаслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего.Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из негов настоящее, сколько можете перенести.Оглавление I По страницам биографии Николая Григорьевича Чернышевского а) в Саратове; б) студент; в) учитель; г) публицистика; д) революционная деятельность; е) ссылка. II Роман «Что делать?» а) герои и судьбы; б) новые люди и современность. III Заключение




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Биография Чернышевского iconВзгляды Чернышевского на философию Гегеля. 2 Переход к материализму Фейербаха. 5
Русский народ и русское освободительное движение дали миру блестящую плеяду революционных демократов, мыслителей- материалистов Белинского,...
Биография Чернышевского iconН. Г. Чернышевского Кафедра литературы Романы Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и Н. С. Лескова «Некуда»: опыт сопоставительного анализа Курсовая
«Я знаю, что такое нигилизм, но никак не доберусь способа отделить настоящих нигилистов от шальных шавок, окричавших себя нигилистами....
Биография Чернышевского iconБиография
Жанр исторической художественной прозы. Современная биография выявляет, историческую национальную и социальную обусловленность, психологический...
Биография Чернышевского iconБиография В. В. Маяковского Биография Владимира Владимировича Маяковского. (Составлена из произведения "Я сам") Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селеБагдады, Кутаисской губернии Грузии

Биография Чернышевского iconПедагогические идеи Н. Г. Чернышевского

Биография Чернышевского iconБиография А. И. Неусыхина Биография А. И. Неусыхина Александр Иосифович Неусыхин исследователь и педагог родился 19 января 1898 года в Москве
После развода родителей, тяжко пережитого единственным сыном, мать Неусыхина работала в сёлах Ярославской губернии
Биография Чернышевского iconКропоткин Петр Алексеевич
Колокол", "Полярная звезда", работами Н. Г. Чернышевского, Н. В. Шелгунова и др
Биография Чернышевского iconА. Е. Ферсмана по проблеме «Современное минералообразование»
Забайкальский государственный гуманитарный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского
Биография Чернышевского iconКонстантин Бальмонт. Биография и творчество Константин Бальмонт. Биография и творчество
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии
Биография Чернышевского iconБиография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества Биография Иммануила Канта
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы