Мировой суд во второй половине 19 века icon

Мировой суд во второй половине 19 века



НазваниеМировой суд во второй половине 19 века
Дата конвертации20.07.2012
Размер179,4 Kb.
ТипРеферат
Мировой суд во второй половине 19 века


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)________________________________________________________________ФАКУЛЬТЕТ Гуманитарного и социально-экономического образованияКАФЕДРА Правоведения и истории____________________________СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Юриспруденция_______________________________ КУРСОВАЯ РАБОТАНА ТЕМУ: «Мировой суд в России во 2-ой половине XIX в.» ___________ ________________________________________________________________________________________________________________Выполнил студент III курса, группы 3 б Покусалова Ольга Николаевна__ Фамилия, имя, отчествоПринял __доцент_____________ Шевченко ВикторАлександрович Должность, звание Фамилия, имя, отчество«____» _______________ 200___ г.___________________________________________ Подпись Новочеркасск 2000 г. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………….….3Глава 1: Становление мировой юстиции в России…..…….5 §1. Учреждение мирового суда…………………………….5 §2. Принципы и порядок избрания мировых судей………6 §3. Классификация мировых судей………………………..8 §4. Компетенция мировых судей…………………………..9 §5. Съезды мировых судей…………………………………11Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года…………………13 §1. Судьба мирового суда…………………………………..13 §2. Новые учреждения вместо мировых судов……………14ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………17Список литературы………………………………….…………18 ВВЕДЕНИЕ Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутогоповорота от феодальной социально-экономической и политической системы кбуржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся накрепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов,приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям. Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путькапиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебнаяреформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуальногозаконодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное игражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностьюуголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств дляобеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальнойзадачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отменыкрепостного права в России. К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования«Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2)и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н.Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такиеизвестные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И.Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводствои судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г.,развитие институтов судебной реформы. Исследования построены надокументальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать«Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержаниявышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебнуюреформу как дар царя. Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих изсоставителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) исобрав оригинальный материал, автор написал исследование большойдостоверности. В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представленаработами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине послеих выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотяони не могли исчерпать столь сложную тему. На современном этапе развития в России законодательствомпредусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ»от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует иФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция(ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но законне определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылкук законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся приниматьсоответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей вРоссийской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучитьисторию мирового суда в России и довести дело до конца. Глава 1: Становление мировой юстиции в России §1. Учреждение мирового суда В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подалаАлександру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалосьотделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передатьмаловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданскихправ значительной массе народа разовьет юридические отношения междупомещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений,которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не всостоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган –мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостнойзависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела,возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широкораспространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой судрассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавшиймаловажные споры вообще. Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальныморганом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликтымежду помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европынизшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно,поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, кчему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировойюстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешенияспоров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган сперспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось ввысочайшем повелении 25 марта 1859 г. Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалосьнеобходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами,выходящими из крепостной зависимости. У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные деладолжен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи.Участия присяжных поверенных не допускалось. Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система.Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получилмировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу. §2. Принципы и порядок избрания мировых судей Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскимидумами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практическизакрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Крометого, занимать должность почетного мирового судьи, которая не былаоплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди. Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставлялавозможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность(как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьиродители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое противтого, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных вуездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс.р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право“предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и несоответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своимизаслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалосьсостоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьиуездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлялсписок лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов(ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего списокпубликуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может податьзаявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); всеэти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самымпроводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц,помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утвержденияизбранных (ст. 37 у. с. у.). Число мировых судей на каждый уезд определяется числом участков,которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц,из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1)Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весьнеопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания вопределенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, можетнаходиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местнымжителем зависит от избирательного собрания.2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.). 3) Обладание известнымобразовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что отизбираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживаниесоответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в такихдолжностях, на которых они могли приобрести практические сведения впроизводстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировымсудьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаютсяпереизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий даетправо на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядомотрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть: 1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания; 2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «средыобществ» и дворянских собраний; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.); 5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе впятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права напенсию не имеют. Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующимоснованиям: 1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующеетрехлетие; 2) за сокращением числа участков; 3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения должности мирового судьи. В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены счленами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждается съездамимировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судейосуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационныйдепартамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.). §3. Классификация мировых судей Мировые судьи разделяются на: 1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст. 41-45 у. с. у.); 2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела, или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью; вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с. у.); 3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.). Кроме того закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первыеучреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской иОренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначениезаменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировыхсудей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях. §4. Компетенция мировых судей Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудныедела «о менее важных преступлениях и проступках», за которыепредусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание ивнушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму насрок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Уставауголовного судопроизводства, далее у. у. с.) Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мировогоучастка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ;столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетныхмировых судей распространяется на всю территорию округа. По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на:судебные дела и дела административного и охранительного порядка. Вотношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции поделам гражданским и уголовным. Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владениинедвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения,когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы обобеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела обисках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно. Из уголовных дел мировым судьям подведомственны: 1) обязанности предварительного исследования и примирения ; 2) юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях, налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими изъятиями: а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей; б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства, запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.). Приговор мирового судьи признается окончательным, когда имопределяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 у. у. с.). Кромеуказанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие:денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьмуне свыше 1,5 лет. В сфере административных и охранительных функций мировых судей следуетотметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствиянотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствииврача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанностипо устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговораммировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие всоставлении очередного и периодических –списков присяжных заседателей,открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей. За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120Устава уголовного судопроизводства констатировала: “В делах, которые могутбыть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к мируи только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора”. Вслучае неуспеха он разрешал конфликт на основе “Устава о наказаниях,налагаемых мировыми судьями”. Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями,разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователемразрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировымии судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями иокружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.). Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний онидолжны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органамировой суд является судом первой инстанции в пределах указаннойкомпетенции. §5. Съезды мировых судей Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделалсямировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судейпервоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз втри года, заключается в распределении обязанностей между своими членами,установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу.Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят всемировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один надолжность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычноприсваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов взаседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числамировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрениюна съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2)прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следитьза точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторымгражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически взаседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранееопределяется земскими собраниями (ст. 52 у. с. у.), городскими думами илиминистерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созваниеособых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст.54 у. с. у.). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкциидля себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в концекаждого года представлять отчеты по своему округу. На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанностькассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решениедел, начатых участковыми мировыми судьями. На съезде мировых судей мог быть обжалован приговор мирового судьи,здесь съезд выступал как кассационная инстанция и собирался по меренеобходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировомуразбирательству” (ст. 51 у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судейосуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа. Высшийнадзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в кассационномдепартаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 у. с. у.). Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то,что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы,а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречиеобъяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторовсудебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшиепревоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган,призванный разрешать споры на основании закона. Следует отметить, что организация мировой юстиции с обособлением отобщей судебной системы не имела аналогов в мировой практике и не былапохожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции. Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года §1. Судьба мирового суда В 80-х годах XIX века, одновременно с усилением отрицательногоотношения ко всем реформам императора Александра II, все чаще и чаще сталипоявляться нападки на мировой суд. Случались неудачные решения мировыхсудей, их обобщали и говорили о несостоятельности мировых судей вообще.Случилось несколько раз за двадцать лет, что в уездах заседания мировогосуда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, чтонекоторые судьи медленно решали дела. Единичные случаи подхватывали,замалчивали образцовую работу других мировых съездов (в больших центрах онипревратились в постоянные учреждения), игнорировали и то, что решения вобщем были хороши, и то, что мировые судьи были завалены работой. Началисьтребования коренных преобразований: назначения председателя мирового съездаот правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отменывыборного начала и т. д. Особенно тревожным симптомом явилась в 1888 годурезкая критика со стороны добросовестного публициста (П. Н. Обнискова),горячо преданного основным принципам Судебных Уставов. Предположение, будтов уездных земских собраниях выборы мирового судьи определяются кумовством,и мировые судьи не способны творить суд за отсутствием юридическогообразования, так что фактически дело правосудия перешло в руки частногоходатая – все это привело критика к мысли, что необходимо уничтожитьвыборное начало и назначать судей от правительства из числа юристов. Тогдаже ему было сделано возражение, что достаточно уничтожить имущественныйценз, повысить ценз образовательный или отменить требование единогласия приизбрании кандидатов, не имеющих ценза, чтобы сразу ввести в круг учрежденияюристов, не ломая выборного начала. Недоумевали, почему назначенный судьябудет ближе к народу, чем выборный, почему полная зависимость отадминистрации (в то время нельзя было надеяться, что при назначении судейим будет гарантирована несменяемость) лучше влияния со стороны избирателей.Однако, весь этот спор, в котором были правы сторонники сохранения выборныхмировых судей, оказался бесполезным; судьба, которая постигла учреждение в1889 году, не соответствовала ожиданиям и тех, которые стояли за назначениесудей-юристов. При проведении судебной контрреформы мировой суд на большейтерритории страны был упразднен. В 1889 году Александр III утвердил дванормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила опроизводстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городскимсудьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенноновая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьянпользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городскиесудьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись. После 1889 года выборные мировые судьи уцелели в Санкт-Петербурге сего уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратовеи Харькове, а также в Области Войска Донского. Более посчастливилосьучреждению мировых судей по назначению от правительства. Они не толькоостались там, где введены были раньше (кроме названных выше местностей –еще в среднеазиатской области и в Измайловском уезде Бессарабскойгубернии), но, в самый год упразднения мировых судей для внутренней России,введены в губерниях Прибалтийских и Архангельской, сохраняются и в новойЧерноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцуЗакавказья в отношении компетенции и инстанций, но с неограниченным правомминистра юстиции увольнять и перемещать судей). §2. Новые учреждения вместо мировых судов Земские начальники назначались министром внутренних дел попредставлению губернаторов. Ими могли быть: 1) лица, прослужившие не менеетрех лет в должности предводителя дворянства, наличие имущественного иобразовательного ценза при этом не требовалось; 2) местные потомственныедворяне, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование илипрослужившие не менее трех лет в должности мирового посредника, мировогосудьи при наличии 0,5 ценза, необходимого для участия в выборах в уездноеземское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500рублей. Другим органом, к которому переходили функции упраздненного мировогосуда, был городской судья. Городские судьи учреждались в уездных игубернских городах, за исключением тех, в которых была сохранена мироваяюстиция. Они назначались министром юстиции из числа лиц, отвечающихтребованиям ст. 200 и ст. 201 Учреждения судебных установлений, а такжепостановлениям о судебных следователях, изложенным в ст. 202 и ст. 205этого Учреждения. Таким образом, требовалось наличие российскогоподданства, высшего образования или же «способность доказать на службесвои познания по судебной части». Земские начальники и городские судьи рассматривали гражданские делапо спорам и искам не свыше 500 рублей, дела о восстановлении нарушенноговладения, если со времени нарушения прошло не более 6 месяцев, дела опотравах и других повреждениях полей и угодий, когда сумма ущерба непревышала 500 рублей и все прочие иски на сумму не свыше 500 рублей. Имбыли подсудны уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях,налагаемых мировыми судьями, за исключением ст. 170, устанавливавшейответственность за кражу посредством взлома из запертых хранилищ сиспользованием отмычек, а также дела о беспатентной продаже спиртныхнапитков и табачных изделий. Вторую, апелляционную инстанцию для дел, подсудных земскимначальникам и городским судьям, составлял так называемый уездный съезд влице его судебного присутствия. Оно возглавлялось уездным предводителемдворянства, а в местностях, где не проводились дворянские выборы, - особымпредседателем. В состав судебного присутствия входили: уездный членокружного суда, почетные мировые судьи, городские судьи и земскиеначальники данного уезда. Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими начальникамии городскими судьями, становилось губернское присутствие, учреждавшееся вкаждой губернии под председательством губернатора, в составе вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного судаили его товарища и двух непременных членов. Кроме того в работе губернскогоприсутствия принимал участие председатель или один из членов местногоокружного суда. Наконец, третьим судебным органом, созданным вместо ликвидированныхмировых судов, были так называемые члены окружного суда, назначаемыеминистром юстиции по одному в каждом уезде. Им передавались все уголовные игражданские дела, отнесенные ранее к ведению мирового суда и неподсудныеземским начальникам и городским судьям. Уездные члены окружного судаучаствовали в заседаниях этого суда, могли привлекаться к работепоследнего при недостатке его членов. Апелляционной инстанцией для членаокружного суда был окружной суд, а кассационной – соответствующий(уголовный или гражданский) департамент сената. Таким образом, учреждение земских начальников поставило на местосудьи, призванного охранять мир и насаждать чувство законности, судью-администратора, призванного восстановить опеку над крестьянским населением.Только в городах, за исключением наименее значительных, функции мировыхсудей перешли не к земским начальникам, а частью к городским судьям, частьюк уездным членам окружных судов, которые заведовали делами, не вошедшими вкомпетенцию земских начальников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Начиная с 1866 года, мировые учреждения были открыты постепенно вовсех земских губерниях. Их успех в народе превзошел все ожидания. То, чтоони явятся благодеянием для населения, нетрудно было предвидеть уже потому,что они должны заменить собой пеструю коллекцию судебно-административныхмест (например в столицах – уездный и надворный суды, магистрат, городскойсловесный суд, комиссия для словесной расправы между рядчиками и рабочими,словесные суды при полицейских частях и управления полицейских частей).Предвиделось, что мировые судьи будут разбирать больше дел, чем всеперечисленные учреждения вместе взятые; например, в Москве ожидали, чтовместо 7500 дел, которые ведались названными местами, у всех мировых судейокажется 16000 дел или почти по 1000 дел на каждого из 17 участковых судей;вместо того в первый же год на каждого из судей пришлось примерно по 2800дел. В обеих столицах, как только в народе распространилась весть о новомсуде, к мировому судье потянулись с такими «мелкими» тяжбами и обидами, окоторых прежде не поднимали речи. Все, кто прежде чувствовали себябесправными и молча сносили обиду и угнетение, пошел к «мировому» проситьправосудия и заступничества, не справляясь с законами о его компетенции;просьбы жен о разводе или о выдаче вида на жительство стали обычнымявлением. Небывалой популярности суда в России содействовали, помимоскорости решения, вежливость и равное со всеми обращение со стороны судей,подбор которых, в общем, был очень удачен. Только представителипривилегированного сословия, воспитанные в атмосфере крепостного права,отвечали иногда, на первых порах, на вежливую манеру судей ропотом ивыходками в крепостническом духе. Похожие явления – приток дел и просителейи популярность в народе – повторялись в земской России повсеместно, по меревведения мировых учреждений. На протяжении четверти века мировые судьифункционировали, водворяя в обществе и народе идею законности и уважения кличности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. Правовая система «Гарант».2. ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.98. Правовая система «Гарант».3. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа. – М.: Юрид. лит., 1991 – 496 с.4. И. П. Анисимов. Судебные уставы императора Александра II (с разъяснением их по решениям кассационных департаментов правительствующего сената). СПб., 1884.5. Б. В. Виленский. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.6. М. Г. Коротких. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. – 183 с.7. А. Ф. Кони. Отцы и дети судебной реформы. СПб., 1914.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Мировой суд во второй половине 19 века iconОсновные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века

Мировой суд во второй половине 19 века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Мировой суд во второй половине 19 века iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Мировой суд во второй половине 19 века iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Мировой суд во второй половине 19 века iconРеферат по основам экономической теории на тему: «Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века»
...
Мировой суд во второй половине 19 века iconОсновные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века
...
Мировой суд во второй половине 19 века iconРоссия во второй половине XIX века

Мировой суд во второй половине 19 века iconКультура России во второй половине 18 века

Мировой суд во второй половине 19 века iconРазвитие США во второй половине ХХ века

Мировой суд во второй половине 19 века iconРоссия во второй половине восемнадцатого века

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы