Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» icon

Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей»



НазваниеПримеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей»
Дата конвертации28.07.2012
Размер76,98 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Примеры проектов учащихся.


Первая группа: «Краеведов-исследователей» (подготовила сообщение о боге Солнца).


1 ученик.

Одним из главных богов наших предков было солнце. Народная фантазия приблизила его к человеку и заставила оберегать всё живое. Вглядитесь в резьбу, вышивку, ткачество. Везде обилие солнц. Они, по верованиям, охраняют ворота, окна, человека. Считалось, если надел рубашку с вышитым солнцем, то убережешься от зла. Серьги, кольца, браслеты, пояса первоначально не считались простыми украшениями. Люди верили, что эти вещи несли великую службу – охраняли от темных сил, которые стремятся навредить человеку. Поэтому на все предметы наносили орнамент, в котором обязательным элементом было солнце. Солнцу посвящалось и устное слово. Например, в закличках оно изображается живым существом, подобным человеку. С ним можно разговаривать, оно имеет дом, детей. Желая вызвать солнце, дети прыгают и заклинают:

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко,

Твои дети на пече

На холодном кирпиче,

Они есть хотят,

Они пить хотят.

2 ученик.

Солнце вовлекалось в праздники, особенно весной. Во многих местах нашего края на Масленице сооружали столб, вершину которого украшало солнце-колесо. На колесе лежали подарки, которые старались достать ловкие смельчаки. На Пасху строили круговые качели. Молодежь качалась, повторяя движение солнца. Хоровод – это тоже отражение солнца. Круглый хлеб, блины-повторение великого божества. Венок – подобие солнца. Оно везде, верный страж.

3 ученик.

Отцом солнца считался Сварог – бог огня. Огонь почитался в Зауралье как сила, способная отогнать болезни, эпидемии. Особые надежды возлагались на так называемый живой огонь, добытый, как в доисторические времена, трением дерева о дерево, Как только на деревню нападала беда, мужчины собирались вместе и добывались огонь. От него зажигали один общий костёр, чтобы изгнать болезнь, приключившуюся с целой деревней. Кроме того, зажигался костёр перед каждым домом, чтобы нигде не спряталась хворь.


4 ученик .


В одной из легенд солнце – языческий мифологический персонаж – оказалось соединенным с христианскими героями. В Ильине Шатровского района рассказывается о причинах смены дня и ночи, а также о причинах раннего пения петуха. Дело, оказывается, вот в чём. Работая целый день, солнце раскаляется и устает. Прилетают ангелы, берут светило на свои крылья и несут в море – охладиться, покупаться, отдохнуть. Крылья ангелов, естественно, опаляются, обжигаются, К утру перышки начинают отрастать и доставляют немалые неприятности ангелам: кожа чешется, а крикнуть посланцы небес не могут. Вместо них кричит петух, у которого тоже чешется под крыльями. Безмолвные ангелы делают свою работу – ставят освежившееся солнце на место, однако, не ранее, чем пропоет петух.


Вторая группа: «Историков» рассказывает о месяце, отвечая на вопросы викторины «Месяц-ночное солнце».


  • Каким считался месяц – ночное солнце?

(Он считался могущественным)

  • С чем связан месяц в народных верованиях?

(Месяц в народных верованиях связан с потусторонним миром-миром мёртвых).

  • При каких обстоятельствах обращаются к ночному светилу?

(К ночному светилу обращаются при лечении зубов, но при этом упоминается царство мёртвых, где месяц будто бы был. )

  • Какой заговор сказывали на молодой месяц?

(Заговор сказывали на молодой, т.е. народившийся месяц, вернувшийся из иного мира. Перекрестившись, глядя на месяц приговаривали:

  • Месяц, месяц, ты был на том свете?

  • Был.

  • Мертвеца видел?

  • Видел.

Как у мертвеца зубы не болят, десна не горят, так бы и у меня, раба божьего (имя), зубы не болели, десна не горели. Будьте, мои слова, легки и крепки, крепче камня, крепче ножа булатного. Во веки веков. Аминь)


Третья группа . Проект: «Великая богиня – Мать-Земля».

Сохранился в Зауралье культ Великой Богини – Матери-Земли. Культ её известен в мифологии разных народов, в том числе и русского. На вышивке эта богиня изображена …, которая повелевает птицами и животными.

В заговорах и причитаниях по умершему земля называется … Былой

Её культ сохранился в поверьях. Один из самых больших грехов - … В её именины – Духов день (понедельник после Троицы) нельзя … Это помнится и в нашем крае. Былое почитание богини закреплялось в других поверьях. Так, в Зауралье верят, что земля вздрагивает, когда … Запрещалось … В былые времена клялись Землей и в знак верности своего слова … Сейчас, отправляясь служить в армию, некоторые ребята берут с собой … , как встарь. Это, как верят, будет защитой в трудных обстоятельствах.


Четвертая группа. Проект: « Парад мифологических существ» ( распределили роли мифологических существ, собрали материал о них, подготовили костюмы или маски.)


Хозяином дома считался домовой. Это я. Я слежу за порядком в доме, отношениями его обитателей. Меня и сейчас во многих местах называют «дедушкой-соседушкой», подчеркивая моё положение в доме и возраст. Переходя на новое место жительства, русские всегда звали меня с собой: «Дедушка-соседушка, пойдем с нами жить».


В Шатровском, Белозерском районах домовой имеет имя – Буканушка.

Его до сих пор подкармливают хлебными крошками и молочком, ставя всё это в подполье, чтобы охранял семью и помогал каждому из данного дома. А любовь или нелюбовь Буканушка не таит, Если полюбит, будет заплетать красивыми косичками волосы человека или гриву коня. Если кто попадет в немилость, жди беды. Скажем, не по душе домовому кошка. Значит, не жить ей долго. Домовой так ударит кошку, что она упадет со стула и погибнет.

Не любит, по поверьям, домовой, чтобы в доме были шум, ругань, склоки. У него есть свои художественные вкусы: ему нравится один цвет и не нравится другой. Не жить серым животным на подворье, если домовой не признает серое. Зато готов охранять того, у кого его любимый цвет волос и шерсти.

Домовой наделяется способностью угадывать будущее. Ночью навалится на человека и давай душить его. Человек должен спросить: «К добру или худу?» Будто бы о беде домовой скажет выдохом: «Ху-у». А если впереди добро, то промолчит. В обоих случаях перестанет душить.

Считается, что у домового есть своя внешность, В разных местах называют разный облик этого мифологического персонажа. Одни говорят, что он похож на хозяина, другие – на старичка, третьи – на кошку. Четвертые утверждают, что его вообще нельзя видеть. Местом обитания домового зауральцы чаще называют подполье, чердак, у печки, под батареей.


Ученица входит в костюме русалки.(выступление)

Я живу в чистой воде. Люди называют меня русалкой. Я красивая молодая девушка с длинными волосами. Сижу себе на мосточках, булькаю хвостом по воде, расчесываю волосы и зову к себе человека. Если не устоишь перед красотой, то утащу в воду и утоплю.

Учитель. Кто считался хозяином леса?

Ученик входит в костюме лешего. (выступление)

Ученик. Хозяином леса считаюсь я. Мне приписывают стремление завести человека, чтобы не нашёл дороги назад. Люблю я озорничать. Могу крикнуть, как филин, но так громко, что «вышибит человека из ума», испугает. Позволяю я себе дикий хохот, пробирающий морозом человека. Я такой забавник. Не убиваю, а завожу в гущу леса.


Пятая группа проект: «Обряд «Выбор невесты».


В устной поэзии Зауральцев сохранились имена добрых мифологических существ. Одно из них – Лада. Красиво звучит. Лада упоминается в игровых песнях, заклинавших любовь и брак. Уже забыто, что означает слово «Лада», но из песни оно не выброшено. По всему краю широко известна песня про Яшеньку.

Инсценирование обряда «Выбор невесты»

Ученики берутся за руки, образуя хоровод, и поют песню про Яшеньку:

Сидел наш Яшенька на золотом стуле,

Ладу, ладу, ладу, на золотом стуле.

На золотом стуле в ореховом кусте,

Ладу, ладу, ладу, в ореховом кусте.

Щёлкает Яшенька золоты орешки,

Ладу, ладу, ладу золоты орешки.

Золоты орешки девушкам дарены

Ладу, ладу, ладу, девушкам дарены,

Девушкам дарены, бабам посулены

Ладу, ладу, ладу, бабам посулены.

Ты вставай-ка, Яшенька, на резвые ножки,

Ладу, ладу, ладу, на резвые ножки.

Яшенька (ученик) идёт вдоль по хороводу, выбирает невесту и целует её.

Ученик. (сообщение).

Упоминание Лады вполне логично: выбирал невесту, призывай покровительницу семьи – Ладу. Лада считалась ещё Богиней любви и красоты. Князь Владимир до своего крещения позволял себе влюбляться и собирать красавиц, поклоняясь красоте. Он очень чтил Ладу, которая, по верованиям, охраняла любовь и красоту. Князь воздвигнул ей великолепный храм на Горе – месте, где стоял старый Киев. Лада изображалась в виде молодой прекрасной женщины в розовом венке на золотых волосах. Мастера одели её в русские одежду, опоясали золотым поясом, убрали жемчугом. Богиня за руку держала младенца – бога любви Лелю.

Песенное «лё-ли, лё-ли» – это изменение имени Лели – дочери Лады, богини Любви. От имени Лели образовано мужское имя Лель. Он считается юным богом любви. Свойства его удивительны: он метал из рук искры, зажигавшие любовь.


Шестая группа - «Художники» (представление иллюстраций к тексту о празднике, посвящённом Купале – богу лета, и рассказ о нём, используя рисунки.)


Сейчас в Зауралье отмечается праздник, посвящённый Купале – богу лета, полевых плодов, летних цветов. Имя бога происходит от слова «купа» - куст. Приходит праздник на 24 июня по старому стилю – 7 июля. В этот день заготавливают лечебные травы. Примета праздника – купание и обливание водой. Считалось, что это даёт человеку здоровье, а полям и лугам – дождь. Купание считалось таким обязательным, что, например, в Половинском районе везли к озеру даже старух и стариков.

Вечером Зауральцы прыгали через костры. С именем Купалы (Купала) связана бытующая и в Зауралье быличка о магической силе цветка папоротника. Повсеместно расскажут, будто в ночь под Ивана Купалу (Ивана Купальника) цветёт это растение. Если сорвать цветок, то он укажет место, где находится клад. Но вот беда: никто из зауральцев не сорвал этот могущественный цветок. Будто охраняют цветок нечистые силы. Они стараются заслонить его от людей, сокрыть. Но даже если доведётся увидеть это диво, то поднимется вся нечисть, чтобы сбить счастливчика с дороги. Она будет чёрт знает, что выделывать, лишь бы испугался человек и не дотянулся до цветка.


Седьмая группа: «Мозговой центр» объясняет выражение «Чур меня» и рассказывает о злом духе – чёрте.


В выражении «Чур меня» отразилась вера в Чура – бога границ. В древности считалось, что границы охранялись Чуром. Земля определённых родов считалась неприкосновенной, так как в ней покоились предки. А предки должны быть только со своими и не переходить под владычество чужих родов и племён. Чур стоял на страже мира. Это своеобразный часовой, оберегающий покой мёртвых и живых, а также незыблемость их связи.

Чур призывается в детских играх и детском быту. Когда хотят что-то поделить по справедливости, говорят: «Чур, пополам», «Чур моё», Чур вместе».

Из глубины веков в славянскую мифологию пришёл злой дух – чёрт. Главная особенность чертей – способность к оборотничеству. В Зауралье рассказывают, что в бане черти прикидываются весёлыми парнями с гармошкой, чем привлекают девушек и убивают их. Спасается только та, которая нечаянно увидит копыта у них и убежит из поганого места. Опасность чертей состоит в том, что они прикидываются: ягнёнком, козлёнком. В Белозерском, Юргамышском районах рассказывают такую мифологическую историю: «Идёт мужик ночью, видит: ягнёночек на дороге. Он его взял, положил на плечи и дальше пошёл. Вдруг как будто наткнулся мужик на что-то. Его даже качнуло. Глядит, а ноги ягнёнка воткнуты в землю. Выросли. Мужик испугался, перекрестился, сказав: «Господи Иисусе, сыне божий, помилуй мя грешного». Ягнёнок ноги подобрал, захохотал, сказав: «А-а, догадался».

Боится чёрт креста, имени божьего и молитвы. Силу свою пробует на беззащитных и беспутных, а в основном, пьяницах. Пьяного, черти заводят в болото, также пляшут, скачут на лежачем пьянчужке. Любимые занятия: игра в карты, курение, игра на гармошке, бросание песка человеку в глаза.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconЗаявка на участие в районных летних соревнованиях туристов-краеведов-экологов в 2011 году
На основании положения о районных летних соревнований туристов-краеведов-экологов направить 28-29 июня 2011г команду школы в составе...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconЕвгения Тополова, газета "Работа сегодня"
Как и ожидалось, наилучшие результаты показала первая группа, следующей в рейтинге стала группа, регулярно подвергавшаяся критике,...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconРежим использования территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр»
«Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр», которой руководил Габдулла Кареев», расположенного...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconРежим использования территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр»
«Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр», которой руководил Габдулла Кареев», расположенного...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconКартографическое описание границ территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр»
«Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр», которой руководил Габдулла Кареев», расположенного...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconКартографическое описание границ территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр»
«Дом №8 на ул. Татарстан, в этом доме в 1913г работала первая татарская группа «Сайяр», которой руководил Габдулла Кареев», расположенного...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconПоложение о конкурсе юных краеведов
Победы в Отечественной войне 1812 года, которая имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития нашей...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconКонкурс инновационных проектов для молодых исследователей в области промышленной безопасности
Всероссийский конкурс инновационных проектов для молодых исследователей в области промышленной безопасности
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconЧто такое метод проектов
Метод проектов это совокупность приёмов, действий учащихся в определённой последовательности для достижения поставленной задачи —...
Примеры проектов учащихся. Первая группа: «Краеведов-исследователей» iconОбразец оформления титульного листа дневника по предметной практике
Групповой отчет по практике о деятельности объекта (Приложение 2): (1 группа – учебный центр; 2 группа – огпс; 3 группа – Управление...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы