Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры icon

Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры



НазваниеИнтеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры
Дата конвертации20.07.2012
Размер43,45 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Интеллектуальная игра для знатоков русского языка

«Мой царь! Мой раб! Родной язык!»


Цель игры: воспитание чувства любви к родному языку, расширение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.


М.В.Ломоносов писал в «Российской грамматике» в 1755 году: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.» Далее он продолжал: «Карл Пятый, римский Император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».


Сегодняшний конкурс покажет, способны ли мы с вами также любить и беречь родное русское слово.


Многие слова русского языка имеют не одно, а несколько значений. В каких случаях мы употребляем слово «язык»? (слайды 3-4).


Задание 1. «Что бы это значило?» (слайд 5) – у команд лист бумаги, ручка.

Я буду называть русские слова, которые мы уже не употребляем в современной речи, но их корни стали основой других, знакомых нам слов. Ваша задача – назвать слово, которым мы сейчас передаем это же самое значение.

Проверка ответов – слайд 6.


Удивительнее всего, что именно маленькие дети очень тонко чувствуют родной язык, способы словообразования и придумывают новые слова, способные очаровать вас своим звучанием. Попробуйте догадаться, что значат придуманные детьми слова.

Задание 2. «Устами младенцев» (слайд 7 – 10).


Задание 3. «Как это называлось?» (слайд 11).

Есть в русском языке такие слова, которые употребляются крайне редко.


Мы встречаем их в литературных произведениях, в пословицах и поговорках. К этим словам, как и к своим далеким предкам, стоит относиться уважительно и бережно

(слайд 12).


Каждая команда получает наборы карточек, на которых написаны слова-архаизмы. Ваша задача – за 2 минуты найти пару к каждому слову, написанному на экране.


Я буду произносить слово, а капитан каждой команды – поднимать табличку со старинным соответствием этому слову.


Проверка – слайд 12 (триггеры).


Слова, как и люди с возрастом меняются. Иные меняют внешность, не изменяя смысла, а другие, не меняясь внешне, изменились по сути. Иные и вовсе умерли. О них мы вспоминаем, как о давно ушедших, но все же родных предках.

Следующий наш конкурс связан как раз с такими словами.


Задание 4 «Так льзя или нельзя?» (слайд 13) – бумага, ручки.

Знаете ли вы, что когда-то существовало и широко употреблялось слово «льзя»? Как вы думаете, что оно означало. Оно имело значение «можно». В русском языке есть слова, которые без частицы «не» не употребляются. Ваша задача – за 2 минуты вспомнить как можно больше таких слов.


Задание 5 «…на ланитах так утро горит…» (слайд 14)

На рисунке (слайд 15) вы видите русскую красавицу. На указателях – старорусские слова, обозначавшие части человеческого лица и фигуры. Каждый игрок по очереди будет брать карточку со словом, и показывать ту часть человеческого тела, которую это слово обозначало. После мы проверим ваши предположения. Проверка (слайд 15).


Задание 6 «Раньше и сейчас» (слайд 16).

Лев Васильевич Успенский (слайд 17) в своей книге «Слово о словах» пишет: «Каждое слово может в языке получать второе, третье и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». Вот о таких старых-новых словах мы сейчас и поговорим. (Первый вопрос – первой команде, если она не отвечает, вопрос переходит второй команде и т.д. Время ответа – 15 сек.)


  1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня – работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. (Дворник).

  2. Раньше – купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете в своем доме. (Гость.)

  3. Раньше – бес, дьявол; сейчас – противник, недруг, неприятель. (Враг).

  4. Раньше – человек, за плату получавший помещение и питание в чужом доме; сейчас – тот, кто живет на чужие средства. (Нахлебник).

  5. Раньше – художник, который расписывал здание или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание. (Подписчик).

  6. Раньше – рост, произрастание; сейчас – малосодержательная жизнь; бесцельное существование. (Прозябание).

  7. Раньше – мера длины около полутора километров; сейчас – род занятий, область деятельности. (Поприще).

  8. Раньше – неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный. (Подлый).

  9. Раньше – вензель, инициалы и фамилия, красиво сплетенные между собой; сейчас – система условных знаков для передачи секретных сведений. (Шифр).

  10. Раньше – поминки по умершему; даровая еда на поминках; сейчас – подвернувшаяся работа, приносящая быстрый зароботок, или плохо сделанная работа. (Халтура).

  11. Раньше – бродяга, разбойник; теперь – кукиш. (Шиш).

  12. Раньше – домашняя утварь, пушной товар, меха; сейчас – пришедшие в ветхость вещи, одежда, т.е. старье. (Рухлядь).

  13. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга. (Опешить).

  14. Раньше – женская одежда в виде теплой кофты обычно без рукавов; сейчас – стеганая ватная куртка, ватник. (Телогрейка).



Задание 7 «Толковый словарь» (слайд 18)

Мне хочется напомнить вам слова Л.Н.Толстого (слайд 19): «Если бы я был царь, я бы издал Закон, что писатель, который употребит слова, значение которого он не может объяснить, лишается прав писать и получает сто ударов розог». Мы с вами читатели, но нам тоже негоже не знать значение слов родного языка. И этот конкурс мы проведем так, как возможно бы предложил сам Лев Николаевич. Каждая команда по очереди читает задание на экране и в течение 20 сек. дает ответ на вопрос. (слайды 20 – 28).

  1. Адамова голова – символическое изображение смерти. Череп с двумя лежащими под ним крест-накрест костями.

  2. Витать – жить.

  3. Каналья – негодяй.

  4. Шапокляк – складная на пружинах шляпа-цилиндр, вошедшая в моду во второй половине 19 в.)

  5. Чертог – дворец; богатое помещение с пышным убранством; палаты во дворце, замке; большое красивое здание).

  6. Хоругвь – боевое знамя воинского подразделения; знамя с изображением Иисуса Христа).

  7. Печная – заботливая.

  8. Распоп – священник, лишенный духовного сана; расстриженный поп).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconИнтеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры
Цель игры: воспитание чувства любви к родному языку, расширение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconМой царь! Мой раб! Родной язык! Интеллектуальная игра
Орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconДокументы
1. /Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы/Интеллектуальная игра по литературе.doc
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconПоложение о проведении районного конкурса знатоков русского языка
«Наша новая школа», реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» (2012-2015 гг.) и в целях подготовки к Всероссийскому...
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconИнтеллектуальная историко-географическая игра «брейн-ринг» для 5-6 классов Цель игры
Цель игры: повышение познавательной активности и качества усвоения материала, через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления...
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconКузнецова Н. С. Гришанова Д. А. “Мой родной город Томск ”. Автор: Гришанова Даша, 5 класс Кузнецова Наталья Сергеевна, учитель английского языка Тема: “Мой родной город Томск” Образовательное учреждение: моу “Малиновская сош “Томского района Используемые ресурсы: текстовый редактор word,
...
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconИнтеллектуальная игра по профилактике вредных привычек Ход игры
Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил Фёдорович)
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconЛетние каникулы Июнь
В июне детская библиотека объявила конкурс рисунков «Мой край родной, мой милый Пыщуг». Участие приняли ребята из пришкольного лагеря....
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconПрезентация эссе «Язык мой – моя душа, мой мир»

Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры iconHttp://idioms chat ru Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1988
Григорян Л. Т. Язык мой друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1988
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы