Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод icon

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод



НазваниеПрава, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод
Дата конвертации28.07.2012
Размер375,58 Kb.
ТипРеферат
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод


План: 1. Введение - стр. 3. 2. Правовой статус - стр. 4. 3. Понятие прав и свобод человека и гражданина - стр. 6. 4. Права человека и права гражданина - стр. 8. 5. Классификация прав и свобод - стр. 9. 6. Обязанности - стр. 28. 7. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - стр. 30. Введение. Данную тему для этой курсовой работы я выбрал руководствуясь проблемойправ и свобод граждан, лиц не обладающих гражданством, а также лиц,обладающих двойным гражданством в России.В ст.1 ч.1 Конституции РФзафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской формой правления, на самом деле, по моемумнению, это не так.Наша страна находится сейчас на переходном этапе,этот факт отмечают и многие профессиональные юристы, но я уверенен, чтонаступит такой момент, когда уровень жизни поднимиться до такой степени,когда Россию можно будет по праву назвать демократическим правовымгосударством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людейбудет стоять на первом месте. При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, чтореализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при наличиинастоящего демократического правового государства.Этои является главнойпричиной переплетения этих двух важных проблем.Поэтому я и позволил себенебольшое отступление в начале по поводу реальной оценкегосударственного строя в России. Возвращаясь к проблеме демократии, важно отметить, что сам термин"демократия" произошел от слияния двух слов - "демос" - народ и "кратос"- власть.И изначально означал, власть в государстве должнаосуществляться народом, путем голосования и референдума.Наделение жеграждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано.А этопорождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, какреализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих натерритории Российской Федерации.И если учитывать, что вопрос, проблемаправ и свобод возникла на равне с возникновением проблемы демократии,как одного из видов государственного устройства, то возраст этойпроблемы насчитывает не одно столетие.Это доказывается тем, что еслипервым демократическим государством явилась Афинская республика,возникшая в V в. до н.э.(Пугачев В.П., Соловьев А.И. "Введение вполитологию" М., Аспект Пресс, 1996 г., стр.209), то нетрудно посчитатьсколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и еще неизвестносколько уйдет. При выборе данной темы для курсовой работы моим пожеланием было, чтобыразвитие России было быстрым и прогрессирующим, а уровень правовойкультуры был настолько высок, что все решения принимаемые компетентнымиорганами были основаны на законе и гуманном отношении к людям, тожеотносится и к последним.И хотя это звучит фантастично, но уже самапопытка была бы уже большим плюсом. Далее я постараюсь перечислить основные права и свободы граждан, атакже выявить и проанализировать механизмы их реализации и гарантии. Правовой статус. Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупностьего прав и обязанностей.Это главное содержание правового положениячеловека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы:гражданство, принципы, гарантии прав и свобод.Права и обязанности людейзакрепляются многими отраслями права, но особое значение в закрепленииположения человека в обществе имеет государственное право, прежде всегоКонституция, устанавливающая основы правового статуса человека игражданина.Они включают: гражданство, конституционные принципы правовогоположения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии,обязанности.Это важнейшие элементы правового положения человека.Основыправового статуса играют решающую роль в определении положения человекав обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляютположения главы 2 Конституции РФ. Однако, этими элементами не исчерпывается правовое положениечеловека.Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разнымиотраслями права, базируются на основных правах, свободах иобязанностях, развивают и конкретизируют их.Конституция прямо указывает,что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться какотрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека игражданина.При характеристике правового положения человека и гражданинаважное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные вКонституции РФ. Для положения человека в обществе важен принцип равенства передзаконом и судом , закрепленный в ст. 19: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека игражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств.Запрещаютсялюбые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможностидля их реализации. В Основном Законе появилась новая, весьма значимая конституционнаяхарактеристика прав и свобод человека и гражданина - они признаютсянепосредственно действующими, а также определяют смысл, содержание иприменение законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнотаправ и свобод граждан РФ.Каждый гражданин на территории России обладаетвсеми правами и свободами.Иностранные граждане и лмца без гражданстватакже пользуются В России правами и несут обязанности наравне сгражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом илимеждународным договором. Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконноеограничение - еще один важнейший принцип, в тоже время осуществлениеправ и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц,общественые и государственные интересы, которые также защищаютсягосударством (ст. 17). Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свободчеловека и гражданина в государственных и общественных интересах, нотолько федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны ибезопасности государства.Отдельные ограничения могут устанавливаться вусловиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан изащиты конституционного строя.Это делается опять - таки в соответствии сфедеральным конституционном законом, который устанавливает порядок иоснования введения чрезвычайного положения.Оно может вводиться на всейтерритории страны или в отдеоьных местностях, при этом обозначаютсяпределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия.Вусловиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или запрещаютсяна время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации,шествия, может также вводиться цензура, ограничивается свободапередвижения.Все это делается для предотвращения массовых беспорядков,столкновений, паники. Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этихправ и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающеесуществующие устои и правила общества и его жизни, то государство простовынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) егоосновных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению правана жизнь (ст.20 ч.1 Конституции РФ), если закон предусматривает затакое преступление эту крайнюю меру. Существующая классификация правовых статусов проводится по сфере ихдействия и структуре правовых систем.Различают следующие виды правовыхстатусов личности: -общий (международный) правовой статус.Включает в себя помимовнутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии,выработанные международным сообществом и закрепленные в международно -правовых документах; -конституционный (базовый).Объединяет главные права, свободы,обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны; -отраслевой статус.Состоит из правомочий и других компонентов,опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы; -родовой (специальный).Отражает специфику правового положенияотдельных категорий людей; -индивидуальный.Характеризует особенности положения конкретногочеловека. Понятие прав и свобод человека и гражданина. Возникновение понятия "права человека", т.е. осознанне этой проблемыкак научной, неразрывно связано с появлением и распространением идейестественного права.Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы(Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения иимеют одинаковые, дарованные природой права.Аристотель одним изосновополагающих считал право на частную собственность, которое отражаетприроду самого человека и основано на его любви к самому себе.В периодфеодализма многие етественно-правовые идеи облекались в религиознуюоболочку.Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие втрудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.Сразвитием имущественных отношений права человека постепенно перечодили вреальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых имеждународно-правовых документах, выступая критерием демократичности тойили иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека всистематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.),положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.).Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека игражданина (1789 г.).Основополагающие права человека, закрепленные вэтом правовом документе (на собственность, личную свободу ибезопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своейактуальности.В развернутом виде права человека получили отражение воВсеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН(1948 г.).Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществленияправ и свобод человека играют Международный пакт о гражданских иполитических правах и Международный пакт об экономических, социальных икультурных правах (1966 г.).В настоящее время права человека получилиширокое отражение в конституциях и законодательных актах большинствагосударств, являющихся членами Организации Объединенных Наций.Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать взаконодательстве и соблюдать на практике права человека выражено впринятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и КонституцииРоссийской Федерации (1993 г.). Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека исущественные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, онотолько закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию.В этом случаеего можно считать правовым.Если государство игнорирует етественные правачеловека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует ихосуществлению или создает условия для реализации прав только дляопределенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется какантидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.). Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающиеего жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всехсферах общественной жизни. Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свободасовести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.Влитературе и законодательстве используются также категории "правагражданина", "права личности". Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида,они не ограничиваются территориальными или национальными рамками,существуют независимо от закрепления в законодательных актахгосударства, являются объектом международно-правового регулирования изащиты.Они характеризуют человека как представителя рода человеческого ив этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными(коренными) правомочиями, необходимыми для его нормальногосуществования.В случае закрепления прав человека в законодательных актахконкретного государства они становятся и правами гражданина данногогосударства. Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получившихотражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенныхправомочий, выработанных в ходе развития общества и rocyдарства.Правагражданина обязательно закрепляются в конституциях и иныхзаконодательных актах и также обязательно государством декларируется иобеспечивается их защита.Они квалифицируют человека как членагосударственно-организованного сообщества. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретномуиндивиду в конкретной ситуации.Объем их может зависеть от социальио-экономического положения, общественно-политического статуса человека,условий его работы и проживания.Под "личностью" подразумевают человека,гражданина, иностраннго гражданина, лица без гражданства, беженца.Праваличности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень егосоциальной зрелости, способность осоознавать право и отвечать за своидействия. В настоящее время в международно-правовых актах, литературе изаконодательстве развитых государств категории "права. человека", "правагражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том жезначении.Использование отдельных категорий обусловлено чаще всегологическими и стилистическими правилами или необходимостью выделениятого или иного аспекта проблемы прав человека. Права человека и права гражданина. Эги две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако ихсодержание не одинаково.Права человека проистекают из теорииестественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя ите и другие носят неотъемлемый характер.Права человека являютсябазовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того,являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а правагражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицомтолько в силу его принадлежности к государству (гражданство). Такимобразом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всемнабором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всемиправами гражданина, признаваемыми в данном государстве.Поэтомуправомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группыправ и свобод. Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми,поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющиегражданства.Эти права обычно предполагают возможность участия вгосударственных делах в выборах высших и местных органов государственнойвласти, допуска в своей стране к государственной службе.Следовательно,лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве неимеют.Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом,объясняется правомерным желанием каждого государства предоставитьуказанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и вполной мере несущим конституционные обязанности.Это не означает, чтолица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдатьконституцию, уплачивать налоги и др.). Некоторые права предоставляются исключительно гражданам посоображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерацииправо частной собственности относится к категории прав человека, а правочастной собственности на землю относится только к категории правграждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российскоегосударство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство запределами страны только своим гражданам). В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и преждевсего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широкихконтактов в мире бизннеса, науки и культуры в каждой стране постояннонаходится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинвременно не приобретают гражданства государства пребывания.Их положениеопределяется только статусом прав человека, который, однако, охраняетсякаждым государством в силу его конституции и международного права. В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся вмеждународно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека,употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может бытьлишен...", "все".Права человека подразумеваются и в тех случаях, когдаконституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государствачто-то "гарантировать", "признавать" или "охранять".Когда же речь идет оправах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данногогосударства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеютправо".Следовательно, за терминологическим различием стоит различиеправового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека игражданина. Классификация прав и свобод. В настоящем законодательсте на данный млмент существует обширнаясовокупность прав и свобод человека и гражданина.Для того, чтобы былолегче их рассматривать, существет их классификация на отдельныегруппы.Данная классификация помогает лучшему уяснению относительнойцелостности прав и свобод каждой группы.Традиционно в науке права исвободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3.экономические, социальные и культурные.В действующей Конституции данноеразделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметнаданная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям.Даннойклассификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельныевмды прав могут быть отнесены к разным группам. Личные права и свободы. Эти права и свободы, также иминукмые гражданскими, составляют основу,базу правового статуса человека.Большинство из них носит абсолютныйхарактер, т.е. являются не только неотъемлемы, но и не подлежащиеограничению.Далее я перечислю основные политические права и свободы. 1. Право на жизнь. Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правахчеловека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое правочеловека, охраняемое законом.Никто не может быть в произвольном порядкелишен жизни.В Конституции РФ данное право закреплено в ст.20: 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливатьсяфедеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особотяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права нарассмотрению его дела судом с участием присяжных заседателей. Данное право налагает ряд обязанностей на государство.Прежде всего онопредполагает проведение государством миролюбивой политики, исключающейконфликты и войны.В мирных условиях гарантия данного права не сводится кзапрещению убийства, государство обязано организовать еффективную борьбус преступностью, особенно с террористическими акциями.Также гарантиямиэтого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаевна производстве, профилактики дорожно - транспортных происшествий,пожарной безопасности и др. 2. Достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанностиуважать других.Достоинство конкретизируется в правах человека, защитакоторых составляет назначение государства.В Конституции РФ данная нормазакреплена в ст.21, которая обладает абсолютным принципом: 1.Достоинство личности охраняется государством.Ничто не может бытьоснованием для его умаления. 2.Никто не должен подвернаться пыткам, насилию, другому жесткому илиунижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.Никто неможет быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным,или иным опытам. Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного праваи процесса, а также уголовно - процессуального кодекса.В Уголовномкодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета иоскорбление.Не менее важны гражданско - правовые гарантии, закрепленныев Гражданском кодексе.Это такие как жизнь, здоровье, деловая репутация,личная и семейная тайна, право на имя и авторство и др.При причинениегражданину моральный вред, то он в праве требовать от нарушительденежной компенсации.Также одним из способов защиты является правообрещения в суд. 3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможностьсовершать любые противоправные поступки. В неразрывной связи с нимнаходится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь,здоровье, честь, достоинство.Человек имеет право сам рапоряжаться своейсудьбой, выбирать свой жизненный путь.В конституции РФ это выражено вст.22: 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновен-ность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до-пускаетсятолько по судебному решению.До судебного решния лицо не может бытьподвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Ограничение этой свободы допускается только на основе закона и взаконных формах, все меры принуждения должны находиться под судебнымконтролем.Усиление гарантий свободы личности служит Федеральный закон осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступления от 15 июля 1995 г. 4. Право на частную жизнь. Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личнойжизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достояниемдругих.Частная жизнь отражает стремление каждогор человека иметь свойсобственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от постороннихглаз.Злоупотребление тайной частной жизни может иметь антиобщественный ипротивоправный характер, поэтому вторжение в эту тайну для выявленияпротивоправовых деяний того или иного лица, должно происходить наосновании закона при наличии веских, признанных законом, аргументов дляподозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е.при наличии возбужденного уголовного дела.При отсутствии данных условий,частная жизнь неприкосновенна.Гарантии этих прав содержатся во многихстатьях Конституции РФ, в частности в ст.23: 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разго-воров,почтовых, телеграфных и иных сообщений.Ограничение этого правадопускается только на основании решения суда. и в ст.24: 1. Cбор, хранение, использование и распространение информа-ции очастной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуп-равления, ихдолжностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться сдокументами , материалами, непосредственно затрагивающими его права исвободы, если иное не предусмотрено законом. 5. Неприкосновенность жилища. В принципе, неприкосновенность жилища является составной частьючаятной жизни.Никто не праве проникать в жилище против воли прощивающихв нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, илина основании судебного решения.Правом на охрану жилища являются лица,являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договорунайма.Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороныправохранительных органов - основное содержание неприкосновенностижилища.Однако при определенных ситуациях возникает необходимостьпроникновения в жилище против воли хозяев, это можно делать только наосновании закона или судебного решения, как уже указывалось выше.Приэтом сотрудники, прозведшие несанкционированное вторжение обязаны втечении 24 часов поставить в известность об этом прокурора.Cт. 25Конституции РФ: Жилище неприкосновенно.Никто не в вправе проникать в жилище противволи проживающих в нем лиц инче как в случаях, установленных федеральнымзаконом, или на основании судебного решения. 6. Национальная принадлежность. Т.к. Россия является многонациональной страной, то до надавнеговремени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже времярассматривалась как гордость каждого человека.Данное право зафиксированов ст.26 Конституции РФ: 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальнуюпринадлежность.Никто не может быть принужден к определению и указаниюсвоей национальной принадлежности. 2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на сво-бодный выборязыка общения, воспитания, обучения и творчества. 7. Свобода передвижений и места жительства. Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территориистраны.Следовательно этого права лишены все те лица, которые проникли встрану с нарушением визового режима или законодателтства о въезде(ст.27): 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы РоссийскойФедерации.Гражданин Российской Федерации имеет право бесприпятственновозвращаться в Российскую Федерацию. Помимо данной статьи эта конституционная норма реализуется через Законо праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня1993 г.Однако реализации данного права сопутствует определенный порядок. 8. Свобода совести и вероисповедания. В статье 28 Конституции РФ прямо зафиксировано, что Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспове-дания,включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любуюрелигию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствиис ними. Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируетсяФедеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях 1997г.В тоже время законодательство преследует те религиозные объединения,деяиельность которых несет вред здоровью граждан.С цельювосприпятствовать таким аетам Федеральный закон устанавливаетобязятельную ежегодную регестрацию в течении 15 лет послеобразования.Также таким организациям запрещено издавать и распространятьлитературу, вести образовательнуб деятельность и т.д. Изменение политики государства по отношению к религии постепенновозвращает стране духовные силы.Тем самым создаются материальные условиядля реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод -свободы вероисповедания. 9. Свобода мысли и слова. Мысль - неотъемлемое саойство каждого человека.В этом отношениизаконодательного закрепления свободы мысли не требуется.Человека можнозаставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думатьили не думать по желанию невозможно.По другому обстоит дело со свободойслова.Судьба у свободы слова и демократии общая: одно не можетсуществовать без другого.Признание свободы слова требует и признания ееограничения.Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу жезакрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разногорода вражду и ненависть.Многообразие проявления свободы слова даетоснование отнести ее в равной степени и к личным и к политическимправам.Так и произошло и со статьей 29 Конституции РФ, которая гласит,что: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждаюшие со-циальную,расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.Запрещаетсяпропаганда социального, расового, национального, религиозного илиязыкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убежденийили отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным способом.Переченьсведений, составляющих государственную тайну, определяется фелеральнымзаконом. 5. Гарантируется свобода массовой информации.Цензура зап-рещается. Политические права и свободы. Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместнос другими людьми.Отличительной чертой политических прав от личныхявляется то, что многие из первых принадлежат исключительно толькогражданам РФ.Основные политическиие права начинают действоватьнепосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерациисовершеннолетия.Это прямо выражено в ст.60 Конституци РосийскойФедерации, которая гласит, что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять вполном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полнаядееспособность гражданина.Дееспособность - юридическая возможностьсвоими действиями создавать или изменять права и обязанности.В этом иесть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения иявляется неотъемлимой частью правового статуса человека.Достигнувсовершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права вовсех областях политической, экономической и личной жизни и несетотвественность за результаты свох действий. 1. Свобода печати и информации. Данный вопрос свободы печати и инфомации является бесспорно главным впроблеме демократии.Поскольку без последнего невозможно ни гражданскоеобщество, ни правовое государство.Первооснова этой свободы зафиксированав статье 29, ч.4 Конституции. Особое значение принадлежит в рассматриваемом вопросе средстваммассовой информации (СМИ).В частности это закреплено в Законе осредствах массовой информации от 27 декабря 1991 г.Однако, государствовправе налогать на СМИ некоторые обязанности, такие как освещениедеятельности государственных органов. Единственным правительственным институтом, противостоящемзлоупотреблениям СМИ является Судебная палата по информационным спорампри Президенте Российской Федерации. 2. Право на объединение. Право на объединене - одно из самых всеобъемлющих политических правграждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан.Егоцель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого вполитической и общественной жизни, а так же юридически установитьсоздание разного рода общетсвенных объединений. Конституция Российской Федерации, Закон "Об общественных объединениях"и КЗоТ Российской Федеарци закрепляют за гражданам право на общественныеобъединения, общественные движения, партии, профсоюзы,предпринимательские объединения, общества и ассоциации. Ст.30 Конституции Россйской Федерации применяет формулировку "каждыйгражданин Россйской Федераци имеет право на объединение....." - этозначит, что каждый человек, законно находящийся на территории РоссйскойФедерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет правосоздавать общественные объединения и организации для реализации своихобщественных, социальных и политических интересов.Право на объединенияимеют как российске граждане так и лица без гражданства, исключениемявляются политическе партии, права на создание и участие в которых имеюттолько гарждане Российской Федерации.Принятие или вступление гражданинав общественную организацию осуществляется на добровольных началах всоответсвиями с условиями, записанными в ее уставе.Ни кто не может бытьпринужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так жепребывания в них.Право на общественные объединения предоставляетгражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно иливместе с общественной организацией.Конституция Российской Федерациигарантирует свободу деятельности общественных объединений.Это означает,что общественные объединения создаются без предварительного разрешениягосударственных орагнов.Право на объединение не является абсолютнымправом и может подвергнуться определенным ограничениям.Эти ограниченияустаанавливаются Конституцией Российской Федерацией. В частности на основании ст.56 Конституции Российской Федерацииотдельные ограничения устанавливаются в условиях чрезвычайногоположения.Конституция также устанавливает нормы об условиях образованийобщественных объединенй и предъявляемых к ним требованям.В части пятойстатьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели идействия которых направленны на насильственное свержение основконституционного строя, нарушение целостности Российской Федерациии,подрыв безопасности государства, создание вооруженных формированй,разжигание нацональной и религиозной розни. Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединенияпо мотивам нецелесообразности не допускается.Отказ о регистрации даетсяв письменной форме и может быть обжалован в суде и не являетсяпрепятсвием для повторной сдачи документов, при условии устраненияоснований, вызвавших отказ. Законодательством устанавливается также ограничение права наобъединение для судей, работников правоохранительных органов ивоеннослужащих.Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей вРоссйской Федерации", судьи не принадлежат к политческим партиям идвижениям.В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается созданиеи идеятельность политических партий и организаций.Такая деятельность недопустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответсвии сЗаконом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах РоссийскойФедеарции не допускается деятельность общественных и иных органзаций иобъединеий, преследующих политическе цели. Военнослужащие могут состоятьв общественных объединениях, которые не преследуют полическе цели, имеютправо учавствовать в их деятельности не находясь при исполненииобязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих").Встатье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. ,принятом Государственной Думой формулируется понятие общественногообъединения: "Это добровольноное, некоммерческое формрование, созданное поинициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и дляреалзации общих целей, указанных в уставе общественног объединения". Учредителями по существующему законодательству Россйской Федерацииявляются как физические так и юридескиие лица.Причем их должно быть неменее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов).Общественныеобъединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления,законности и гласности. 3. Право на мирные собрания и публичные манифесты. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам.ВКонституции это право выражено в статье 31, содержание которой гласит: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, безоружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия ипикетирования. Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих лбщиеинтересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее,стремление сделать свою позицию достоянием общественности.Проведениепубличных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ о порядкеорганизации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций ипикетирования от 25 мая 1992 года.При проведении данных мероприятий, ихучастники обязаны соблюдать общественный порядок.Государство гарантируетправо на проведение публичных мероприятий.Государственные и должностныелица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям.Запрещениевозможно лишь только в строго определенных случаях. 4.Право участвовать в управлении делами государства. Данное право закреплено в ст.32 ч.1Конституции РФ, суть которойзаключается в: 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управленииделами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей. А также развивает, содержащуюся в ст.3 Конституции положение онародовластии.Данное право непосредственно вытекает из статьи 21Всеобщей деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международногопакта о гражданских и политических правах. Участие граждан в управлении делами своего государства, будь тонепосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лчного участия вдеятельности органов государства) или через избираемых ими жепредставителей в органах государствеенной власти или местногосамоуправления, является выражением суверенитета народа и формойосуществления им своей власти. Существуют две формы непосредственного осуществления народомпринадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость:референдум и выборы. Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения,принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и вкаком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдумназначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленномфедеральным конституционным законом. Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственнойдемократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательнойкампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершаетсяопределением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способовформирования государственных органов, замещения должностей.Свободнымисчитаются выборы, которые проводятся без какого - либо принужденияотносительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»).Наибольшую свободу выбора дает наличие не-скольких баллотирующихсякандидатур, Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан вуправлении делами государства. 5.Право избирать и быть избранным. Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия,когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право вполной мере пользоваться политическими правами и свободами.Следуетотметить, что право гражданина быть избранным в органы государственнойвласти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ)наступает либо с 18 лет (пассвное избирательное право), либо позднее и сналичем особых прав (постоянное проживание на территории РоссийскойФедерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвомРФ).В частности можно привести пример, что для избрания в депутатыГосударственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год,согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полномочийПрезидента Российской Федерации обязательно постоянное проживание натерритории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз приэтом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания иосущевления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах,высокая правовая грамотность). Участе же в референдуме имеет низший возрастной ценз, которыйсоставляет в Росии всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России нис какиими другим ограничениями. Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что несуществует никаких ограничений в этой области.В частности, это касаетсяграждан, которые не способны по своему умственному или же психическомусостоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнятьгражданске обязанности (за ними в судебном порядке признаетсянедееспособность - т.е они не могут выступать в качесве субъектаправовых отношений). Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица,содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых естьзаконное постановлене (решение) суда, которое уже всупило в силу.Однаколица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесенприговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлени,которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательныеправа.Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке являетсяактом произвола. 6.Равный доступ к государственной службе. Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственнойслужбе.Это одна из новых норм для Конституци Российской Федерации.Еевключение означает не только приведение Конституции и законодательства всоответсвии с нормами международного права, но и снятие ограничения напартийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственникиза границей и т.д. Это право означает равенство исходных возможностей и отсутвиедискриминации по каким - либо признакам. Право поступления на государственную службу имеют граждане РоссийскойФедерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное неустановлено законами Российской Федерации.Не допускается установлениепри приеме на государственную службу каких бы то ни было прямыхили косвенных ограничений в зависимости от расы, пола,национальности, языка, социального происхождения, имущественногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям.Не следует забывать, что вовсем мире существует система конкурсов, теститрования,собеседований.Ограничением на прием на государственную службу можетслужить отсутствие соответствующего образования, опыта работы,квалификации по государственной должности. 7.Право участвовать в тправлении правосудия. Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело формувыборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе судав качестве судей и народных заседателей.В настоящее время осуществляетсяв России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемыхпутем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесениярешения по сущетсву (виновен - невновен) как основы приговора суда(ст.123 ч.4 Конституции).Это так же предусматривает открытоеразбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участиеграждан в отправлени правосудия. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городскомсуде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседатлей; в его работеобязательно учавствуют государственный обвинитель и защитник. 8.Право обращений. Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения(ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свободграждан.Данное право закреплено в ст. 33 Конституции: Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а такженаправлять индивидуальные и коллективные обращения в государственныеорганы и органы местного самоуправления. Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают пообщественной направленности.Они различаются по своей юридическойнаправленности и влекут разные правовые последствия.Термин "обращение"носит собирательный характер.В обращениях граждан могут содержатьсяжалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативноепредложение, заявление и пр.Действующее законодательство не даетопределения понятий "жалоба", "предложение", "заявление".Однакомноголетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения. Предложене - это такой вид обращения, который, как правило, не связанс нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимостирешения конкретной технической, научной, творческой, юридическойпроблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органаместного самоуправления, общественной организации и т.д. Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органыместного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализаципринадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущимзаконодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, наобмен жилой площади). Жалоба - обращение гражданина в государственные органы либо органыместного самоуправления с требованием о восстановлении права илизаконого интереса, нарушенного действиями юридических или физическихлиц.Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересовграждан.Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных правобратившегося или прав других конкретных лиц. Право на обращениее закреплено не только за гражданами, но и заобщественнымии организациями, в частности, творческие союзы, а так жеучреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав иинтересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право наколлективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц(петиции). Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридическх лиц)осуществлять обращения в письменной и устной форме, а засоответсвующими лицами закреплена обязанность эти обращеня принимать впорядки и сроки, установленные законодательством.В частности,предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, заисключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, очем сообщается лицу, внесшему предложение.Заявления же граждан решаютсяв срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые ненуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дняполучения заявления.Предложения и заявления граждан рассматриваются темиорганами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы вних вопросы. В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие поотношению к тем, действия которых обжалываются.Закон запрещаетнаправлять жалобы граждан тем ораганам, на действия которых направленаэта жалоба.Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб нанезаконные действия должностных лиц и органов государтства, существуетсудебный порядок обжалованя таких действий.В часности, за гражданам РФЗакон закрепляет право непосредственного обрашения в судебные органы нанезаконные действия.Что же касается действий, которые могут бытьобжалованы в суд, то их перечень закреплен в ст.2 Закона "Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.041993 года: Статья 2.Действия (решения), которые могут быть обжалованы суд. К действиям (решениям) государственных органов, органов местногосамоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественныхобъединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результатекоторых: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или 4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Если гражданин не согласен с решением суда - он может обжаловать его ввышестояшую инстанцию. Экономические, социальные и культурные права. 1. Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещеннойзаконом экономической деятельности - ст.34 Конституции РФ. К этому правуотносится также положения 8 -ой статьи Конституции, где гарантируются:единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономическойдеятельности, а также защита равным образом частной, государственной,муниципальной и иных форм собственности. Признание права на экономическую деятельность порождает длягосударства определенные обязанности выступающие как гарантия этогоправа.В то же время оно подлежит некоторым ограничениям: запрещаютсяопределенные виды экономической деятельности (производство оружия,наркотиков, изготовление орденов и т.д.), а также предполагает наличиелицензии на право ею заниматься.Конституцией РФ запрещаетсяэкономическая деятельность, направленная на монополизацию инедобросовестную конкуренцию. Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица,неограниченные законом в своей правоспособности (содержаниеправоспособности закреплено в ст.18 ГК РФ). Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговуюдеятельность, которая регулируется Федеральным законом (Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности), подписанныйПрезидентом РФ 14 октября 1995 года. Данное право регулируется прежде всего Гражданским кодексом РоссийскойФедерации, Федеральными законами (О производственных кооперативах) от 8мая 1996 года, (Об акцизах) от 7 марта 1996 года, а также Комплекснойпрограммой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденнаяУказом Президентом РФ от 21 марта 1996 года. 2. Право частной собственности. Оно принадлежит каждому и является одной из основ конституционногостроя, как это установлено в ст.8 и 9.Закрепление в Конституции этогоправа означало не только признание основного права демократическогорежима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободномугражданскому обществу.Охрана права частной собственности осуществляетсяуголовным, гражданским, административным и иными законодательствами, втом числе и земельным, т.к. земля является объетом частнойсобственности.Статья 35 устанавливает две юридическин гарантии: -никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решениюсуда; -принудительное отчуждение имущества для государственных нужд можетбыть произведено только при условии предварительного и равноценноговозмещения. Однако тажа Конституция устанавливает и ограничение - владение,пользование и распоряжение частной собственностью осуществляется ихсобственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде, атакже не нарушает прав и свобод иных лиц. 3. Трудовые права и свободы. Этоа группа прав и свобод включает в себя: свободу труда; право натруд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право наотдых.Указанное разграничение произведено на основе статьи 37Конституции РФ, которая гласит: 1. Труд свободен.Каждый имеет право свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то нибыло дискриминации и не ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда, а также право на защиту отбезработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры сиспользованием установленных федеральным законом способов их разрешения,включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых.Работающему по трудовому договоругарантируются установленные федеральным законом продолжительностьрабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодныйотпуск. Соответствующие права предусмотрены и регулируются правиламивозмещения работадателями вреда, причиненного работникам увечьем,профессиональным заболеванием либо иным поврездением здоровья, связаннымс исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлениемВерховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года (сизменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября1995 года), Основами законодательства Российской Федерации об охранетруда, принятой 6 августа 1993 года и рядом других нормативных актов, втом числе и КЗоТот. 4. Защита материнства, детства и семьи. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанностьродителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться онетрудоспособных родителях. Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслямиправа.Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняетдискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины иженщины, основывающих семью.Этому способствует Семейный кодекс, Жилищныйкодекс и другие нормативные акты. 5. Право на социальное обеспечение. В каждом государстве есть люди, которые в силу болезни или старости, атакже по причине других обстоятельств не в состоянии обеспечить своесуществование сами.Общество не может бросить таких людей на произволсудьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечениюматериальными благами за счет общества.В Росии тоже существует такаясистема, также и право на социальное обеспечение, зафиксированное вст.39 Конституции. Закон устанавливает возраст, с наступлением которого люди получаютправо на получение пенсии - 60 и 55 лет для мужчин и женщинсоответственно.Пенсионное законодательство в нашей стране подробнодетализировано, основным актом является Закон РСФСР о государственныхпенсиях от 20 ноября 1990 г. (с дополнениями). Закон о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. ввел пособия по безработице.УказПрезидента РФ о совершенствовании системы государственных социальныхпособий и коспенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении ихразмеров от 10 декабря 1994 г. установил ежемесячное пособие на каждогоребенка в возратсе до 16 лет.Существуют также пособия по временнойнетрудоспособности, а также ряд других пособий.Выплаты по пособиямпроизводятся из средств федеральных учреждений. 6. Право на жилище. Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых жизненных благ,основа номальной жизнедеятельности гражданина и поэтому закреплено вст.40 Конституции.Это право имеет ряд конституционных гарантий: -никто не может быть произвольно лишен жилья; -органы государственной власти и местного самоуправления поощряютжилищное строительство, создают условия для осуществления права нажилье; -малоимущим, а также иным, названным в законе гражданам, нуждающимся вжилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствиис утсановленными законом нормами. 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Действующая Конституция предоставляет право на медицинскую помощьгосударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно,за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. В РФтакже финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровьянаселения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной,частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующаяукреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта,экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию (ст.41Конституции РФ). Помимо гарантии, закрепленной в ч.3, рассматриваемой статьи,существуют следующие законы: Основы законодательства РоссийскойФедерации о физической культуре и спорте 1992 года, Закон РСФСР осанитарно - эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991года, Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 года и другие. 8. Право на благоприятную окружающую среду. Статья 42 Конституции РФ: Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее сосотоянии и на возмещение ущерба, причиненного егоздоровью или имуществу экологическим правонарушением. 9. Право на образование. Данное право имеет большое значение в жизни людей.Конституция РФгарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основногообщего и среднего профессионального образования в государственных илимуниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.ОсновнойЗакон РФ содержит положения о высшем образовании: каждый вправе наконкурсной основе бесплатно получить высшее образование вгосударственном или муниципальном образовательном учреждении (ст.43Конституции РФ). Основные принципы образовательной системы определены Законом обобразовании от 13 января 1996 года.Отношение в области высшего ипослевузовского профессионального образования регулируются Федеральнымзаконом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22августа 1996 года. 10. Свобода творчества. Данная свобода, закрепленная в ст.44, ч.1 Основного Закона РФ начает,что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправленияне вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан. Конкретные правовые гарантии содержаться в Основах законодательстваРоссийской Федерации о культуре, принятых в 1992 г., а также в Законе РФоб авторском праве и смежных правах, где установлены права, вытекающиеиз свободы творчества. 11. Право на участие в культурной жизни. Означает право граждан на свободное посещение театров, художественныхвыставок, музеев (ст.44, ч.1).Как и свобода творчества, право на участиев культурной жизни закреплено в Основах законодательства о культуре, гдесказано, что культурная деятельность является неотъемлемым правомкаждого гражданина независимо от его происхождения, пола, расы и т.д. Обязанности. Обязанности - мера лбщественного необходимого поведения человека,призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс,устойчивость и динамизм правового регулирования.В Конституциизакреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся еетерритории обладают всеми правами и свободами и несут равныеобязанности, предусмотренные Конституцией, но помимо них в Россиипроживает большое количество людей, необладающих гражданством.Всвязи сэтим обязанности людей, находящихся на территории России делятся наобязанности граждан и обязанности людей не являющихся гражданамиРоссийской Федерации (отсутствие таких обязанностей как защита Отечестваи др.). 1. Cоблюдение Конституции и законов. Это самая главная обязанность, закрепленная в ст.15 ч.2 КонституцииРФ.Данная конституционная обязанность распространяется и на граждан и нанеграждан и не сводится к соблюдению указанных нормативно - правовыхактов (Конституция и законы), она имеет более широкий характер иохватывает и подзаконные акты и законы субъектов Федерации и актыместного самоуправления, однако это не исчерпывающий перечень. 2. Уважение прав и свобод других лиц. Статья 17 часть 3 Конституции РФ: 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должнонарушать права и свободы других лиц. На успешного осуществления этого обязательства огромное влияниеоказывает развитие правосознания и правовой культуры. 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Эти обязанности отражают личную ответственность каждого человека засудьбу своих родителей и детей, когда они уже не могут или не всостоянии поддерживать свою жизнедеятельность (ст.38 ч.2 и 3).Относитсяко всем субъектам обязанностей. 5. Получение основного общего образования. В ст.43 указано, что каждый имеет право на получение бесплатногодошкольного, основного общего и среднего профессиональногообразования.Т.к. дети еще не в состоянии отвечать по этимобязательствам, то ответственность перекладывается на родителей,однако.А так как нарушение не влечет за слбой какой - либоответственности, то следовательно налицо небольшой правовй смысл данныхобязанностей.Единственное последствие, то это невозможность поступленияв высшее учебное заведение. 6. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранение исторического и культурногонаследия (ст.44 ч.3 Конституции).Помимо Конституции данное обязательствозакреплено также и в Основах законодательства Российской Федерации окультуре 1992 г.В Указе Президента РФ от 20 февраля 1995 г. закрепленперечень, охраняемых объектов культурного и исторического наследия. 7. Уплата налогов и сборов. Обязанность платить законно устанавливаемые налогом закреплена в ст.57Конституции РФ.Этот вопрос регулируется также Законом РФ об основахналоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., гдетакже установлено, что налони делятся на федеральные, субъектовФедерации и местные.Данным обязательством обладают все люди, находящиесяна территории РФ. 8. Cохранение природы и окружающей среды. Исполнение данного предписания выгодно не только государству, отстепени состояния окружающей среды зависит жизнь всех людей, поэтомусохранение природы должно быть не волей государства, навязанной нам припомощи Конституции (ст.58), а актом сомосознания того, что мы всезависим от окружающей среды.И должны сами стимулируемые инстинктомсомосохранения оберегать ее от загрязнения. 9. Защита Отечества. Защита Отечества, в соответствии со ст.59 Конституции, являетсядолгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.Обязанность позащите Отечества не распростроняется на граждан, если воинскиеформирования ВС РФ, в которых они несут службу, направляется за пределыРФ для участия в миротворческой деятельности.Граждане несут военнуюслужбу в соответствии с федеральным законом.Закон о воинской обязанностии воееной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службупризываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, неимеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные наобеспечение практического их осуществления, охрану и защиту.Наличиегарантий предполагает наличие обязанностей.Выше были описаны обязанностиграждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваютсяобязанности государства перед гражданамиОсновные гарантии закреплены вКонституции, но это не означает , чтоьперечисленный список гарантийявляется исчерпывающим.Для более подробного рассмотрения всейсовокупности гарантий существует и




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconПрава и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconПолитических прав и свобод
Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconКонституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconКонституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconПрограмма практических занятий занятие № Тема «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники» (2 часа)
...
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconКурсовая работа Классификация основных прав и свобод человека и гражданина в конституциях зарубежных стран
Основные права и свободы в конституциях демократических и социалистических государств 9
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconКонтрольная работа по предмету: Конституционное право России на тему "Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации"
Введение. Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconКонтрольная работа по предмету: Конституционное право России на тему "Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации"
Введение. Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconОсновные права и свободы Российских граждан студент 3 курса факультета юриспруденции заочной формы обучения Лукьянов А. Н. Проверил: саратов 2001 план: Введение Понятие и признаки основных (конст.) прав и свобод граждан Содержание и система конституционных прав и свобод граждан Судебные гарантии осн

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод iconКурсовая работа по предмету: Конституционное право России
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации ”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы