«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г icon

«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г



Название«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г
Дата конвертации28.07.2012
Размер346,48 Kb.
ТипРеферат
Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику


|Министерство образования Российской Федерации ||Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина || || || ||Кафедра: «Финансы и кредит» ||«Утверждаю» ||Заведующий кафедрой: ||кандидат экономических наук, ||профессор Толстых Т. Н. ||«___»____________ || || || ||КУРСОВАЯ РАБОТА ||по курсу «Финансы» ||На тему: «Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: КЭН, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена «____»__________________2001 г. ||Оценка___________________ || || ||Члены комиссии: || ||____________________________ || ||____________________________ || ||____________________________ || || || || || || || || || || ||Тамбов ||Министерство образования Российской Федерации ||Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина || ||Кафедра: «Финансы и кредит» ||«Утверждаю» ||Заведующий кафедрой: ||кандидат экономических наук, ||профессор Толстых Т. Н. ||«___»____________ || || ||Задание на КУРСОВУЮ РАБОТУ ||Студентка Тен Ирина Геннадьевна специальность 060500 группа 24 ||Номер зачетной книжки______________________ || ||Тема: «Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || ||Срок представления к защите «_____»______________2001 г. || ||Исходные данные для курсовой работы: газета «Коммерсантъ», газета ||«Экономика и жизнь», журнал «Вопросы экономики», журнал «Деловые люди», ||журнал «Российский экономический журнал» || ||Разделы курсовой работы: Эпиграф. ||Введение. ||1. СЭЗ в России. ||1.1. История организации СЭЗ в России. ||1.2. Типы СЭЗ, организуемых в России. ||2. Роль финансов в создании и функционировании СЭЗ. ||2.1. СЭЗ как препятствие на пути сохранения экономической целостности ||государства. ||2.2. Финансирование государством СЭЗ. ||3. Процесс интеграции России в мировую экономику. ||3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономику. ||3.2. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику. ||Заключение. ||Список литературы. || ||Руководитель __________________________________________ || ||Задание принял к исполнению______________________________. | Содержание (ПЛАН)| |ЭПИГРАФ |4 || |ВВЕДЕНИЕ |5 || | СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В РОССИИ |8 || |1.1. История организации свободных экономических зон в | || |России |8 || |1.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в | || |России |13 || | РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЗДАНИИ И | || |ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СВОБОДНЫХ | || |ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН |16 || |2.1. Свободные экономические зоны, как препятствие на | || | |16 || |пути сохранения экономической целостности государства | || |2.2. Финансирование государством свободных экономиче- |19 || |ских зон | || | ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ | || |ЭКОНОМИКУ |31 || |3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономи- |31 || |ку | || |3.2. Проблемы и перспективы интеграции России в миро- |32 || |вую экономику | || |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |46 || |ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 |49 || |СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |51 | Эпиграф: Хотели как лучше, получилось как всегда! В. С. ЧерномырдинВведение Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкоераспространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. Всовременном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточногоазиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров”благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких вмире темпов развития их хозяйств. Еще 1 января 1970 года, одна из первых вмире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны.С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличенияэкспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, вконечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом быласоздана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним излидеров “азиатского чуда”, несколько потускневшего на фоне мировогофинансового кризиса последних лет. В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай,в котором сегодня успешно работают 5 особых экономических регионов, которыееще в 1980 г. получили льготы СЭЗ. В 1990 г к ним присоединился Пудун вШанхае, который по объемам инвестиций 90-х годов превысил суммарный объеминвестиций 5 особых экономических регионов почти за 20 лет (соответственно25 и 22 млрд. дол). Кроме этого, 14 городов Китая получили статус открытыхприморских территорий. Именно фактор приморского побережья восточныхтерриторий Китая позволил этим регионам выйти в лидеры экономическогоразвития страны даже в условиях отсутствия льгот, присущих СЭЗ. Всего натерритории китайских СЭЗ в течение последних 20 лет было введено в действиеоколо 5700 предприятий с участием иностранного капитала. Следует отметить, что свободные таможенные зоны (СТЗ) в международныхторгово-экономических отношениях используются уже несколько веков, а первые“порто-франко” возникли на побережье Средиземного моря еще в конце XVIстолетия. В 1595 г. в итальянском городе Генуя одним из первых былпровозглашен статус свободного порта. Уже более 200 лет существует портовыйгород Одесса, который с 1817 года в дореволюционной России имел льготныйрежим “порто-франко”. Сегодня таких городов в мире насчитывается более 400.Только в Европе существует около 130 СТЗ, а в США на основе специальногозакона 1934 г., принятого с приходом к власти президента ФранклинаРузвельта, функционирует больше 180 СТЗ, которые там имеют название“внешнеторговых зон”. Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300. Самойбольшой среди них является научно-техническая СЭЗ “Силиконовая долина”, гдесосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другойвычислительной техники. Создание свободных экономических зон является также одним из элементовперенесения рычагов управления хозяйственными процессами смакроэкономического на региональный уровень, с усилением элементовсамоуправления. СЭЗ представляют собой одну из форм обеспеченияэффективности территориально-хозяйственной организации экономики. Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научнойлитературе распространено определение СЭЗ, как части национальнойтерритории, экономический потенциал которой ориентирован на решениеспецифической задачи (или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемуючасть территории страны из общего ряда. В то же время предпринимательскаядеятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблемоптимального размещения производительных сил в целом по стране, а также ееинтеграции в мировое хозяйство. По состоянию на начало 1999 года мировое экономическое пространствонасчитывало более тысячи свободных экономических зон. В нихизготавливается, а также из них вывозится продукция, стоимость которойсоставляет около 15% мирового торгового оборота. СЭЗ действуют по“шлюзовому” принципу, благодаря которому национальные товары и услугипоступают на мировой рынок, а иностранные ресурсы вливаются в национальныеэкономики, играя важную роль как в развитии хозяйства страны – реципиента,так и мировой экономики в целом.1. Свободная экономическая зона в России. Свободная экономическая зона – часть территории страны, на которойразрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. Втаких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются«мягкие» режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма.Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций. Развитиесвободных экономических зон в РФ сдерживает отсутствие единойзаконодательной базы.1.1. История организации свободных экономических зон в России. Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце80-х годов, может быть разделен на несколько этапов. На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самойидеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемаяединая государственная концепция свободных зон. Свободные зонырассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики испособ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежнымипартнерами. По форме они должны были быть зонами совместногопредпринимательства, точнее, компактными территориями с высокойконцентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такиезоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциаломс целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советскихтехнологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы натерритории зон предусматривались только в отношении предприятий синостранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССРнормами регулирования иностранных инвестиций. К началу 90-х годов государственная концепция свободных зондополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили своеразвитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрениевопроса о создании зон было официально перенесено на республиканскийуровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-тирегиональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонамисвободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде,Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, вАлтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде,Еврейской автономной области. В 1990-91 гг. Совет Министров или ВерховныйСовет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее еехозяйственно-правовой статус. (Заметим при этом, что в положениях зоныименовались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободногопредпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях об ихучреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым,а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее, каквнутриэкономический феномен, призванный создать противовесыцентрализованной системе хозяйствования. Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранногокапитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, наСахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения ихреализуемости, ни по своим последствиям. Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не тольконебольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомонереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблемсоблюдения на больших территориях особых таможенных процедур. Во-вторых, массовая раздача зональных преференций[1] отдельнымтерриториальным образованиям без четких на то критериев спровоцировалаволну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та илииная территория (город, область, морской порт, центр науки или простороссийская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса,лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось подмассированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивалисьобразования на своих территориях свободных зон. Такая активность местныхвластей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризиснымипроцессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем,нахлынувших, как им представлялось, из центра. В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство принялокурс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочнаялиберализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональныхтерриторий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период вРоссийской Федерации нормативно-правовые акты по регулированиювнешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятийприменительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонахстатусные положения формально никто не отменял, налоговые службыистолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительнуючасть ранее предоставленных зонам льгот. Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвалобеспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию какпринципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а такжепросьба руководителей зональных администраций (официальное обращение вфедеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранеевведенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указапрезидента, в котором было подтверждено действие прежних зональныхпреференций для иностранных предприятий и предприятий с иностраннымиинвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономическойдеятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторыеобщие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансированияобъектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетныхкредитов, направление в специальные зональные фонды части средств отприватизации федеральной собственности и др.). Принятие указаспособствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах(Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развитиятерритории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству. Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия наликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободныхэкономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозондвух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортногопроизводства. В основу отбора зональных территорий был положен принципсочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат наих инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью болеереалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения,принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонамтаможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отменаналоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ). И хотя иностранныминвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежнихусловий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосферабесперспективности. Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремлениеправительства удержать те или иные территории, претендующие на статуссвободной зоны, в пределах национального экономического пространства. В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российскойзональной политики: . урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства; . формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой; . усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу". Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, началинтенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенныхзон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Онисумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто -государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такомупути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление опринципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, атакже - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина(март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. Втом же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки,действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрияСанкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрацияУльяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта). Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированиюэксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссозданиепрежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций.Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом наорганизацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: былвосстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградскойобласти, а в июле 1994 г. была создана зона экономическогоблагоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модель оффшорной зоны,весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем, когда в марте 1995 г.все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены,борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности,Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФотдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне вКалининградской области", возвращавшего ей режим таможеннойэкстерриториальности. 22 января 1996 г. этот Закон был подписанПрезидентом.1.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России. Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории Россиипоказывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить наследующие основные типы: . комплексные зоны производственного характера; . внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); . функциональные, или отраслевые (технологические парки[2], технополисы[3], туристические, страховые, банковские и др.). Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками. Комплексные зоны - многопрофильны. Они формируются и на ограниченнойтерритории, и в границах областей и других территориальных образований. Вних создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательнымразвитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам ихсоздателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ вНаходке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.). Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и засчет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалкигрузов и их транзита. К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-ПортТерминал" (на территории московского Западного речного порта. Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют какнароднохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности,способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отрасляхна основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрениюрезультатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий,новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ вЗеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники,информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера можетбыть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонамтуристическо-курортного типа - особая экономическая зона "КавказскиеМинеральные Воды". На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но илокальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зоннеобходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило,размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами,железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны дляразмещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типатехнопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база иквалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зонтребует наличия культурных и исторических центров, бальнеологическихкурортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.2. Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон.2.1. Свободные экономические зоны, как препятствие на пути сохраненияэкономической целостности государства. На всероссийской конференции «Роль финансов в стабилизации российскойэкономики», проведенной в конце 1996 года общественным объединением«Гильдия финансистов» (специалистов) с участием специалистов в областифинансовых вопросов, ученых и представителей органов всех ветвей властипредседатель Советской Федерации Е. С. Строев в докладе «Конференция ипрактика бюджетного федерализма и ее законодательное обеспечение»подчеркнул, что Россия должна найти собственное свойственное только ейрешение проблемы бюджетного федерализма, хотя его последовательнаяреализация осложняется общей нехваткой бюджетных средств. В этих условияхналоговое законодательство требует серьезной корректировки, т. к.возрастает опасность разрушения единого экономического пространства, вчастности, из-за чрезмерной законоответственной активности отдельныхрегионов. Одним из опасных следствий системного кризиса в России являетсярегионолизация экономического и социального развития. Еще в советскойэкономике федеральная региональная политика воспринималась как системальгот и привилегий. Определенный «перекос» в эту сторону сохраняется исегодня. В результате, недооцениваются более важные задачи: прогнозированиеи контроль региональных последствий федеральных программ, мобилизациявнутренних ресурсов каждого региона и т. д. Важную проблему представляет формирование нормальных межбюджетныхотношений при использовании расходной части Федерального бюджета, а такжеопределение роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ. Концепции финансово-экономического развития России на ближайшие годыпосвятил выступление А. Я. Лившиц (в то время заместитель ПредседателяПравительства РФ, министр финансов) отметил: главной задачей финансовойполитики на 1997 год является вывод российской экономики на траекториюроста. Для ее решения необходимы переориентация финансовых потоков всторону реального сектора, снижение стоимости кредита до 20-25 % годовых идр. Финансовая политика призвана помочь решить ряд общеэкономическихзадач, в т. ч. задачу восстановления экономического роста. В условиях рыночного хозяйства, принимая во внимание многообразиеэкономики страны, необходимо расширить и обогатить инструментарийгосударственной финансовой политики (включая денежную, кредитную,налоговую, валютную, инвестиционную и т. д.). К инструментам финансовойполитики можно отнести и вопрос кадровой политики в финансовых и налоговыхорганах. Необходимо также разнообразие положением, структурой,финансированием федеральных служащих и органов, действующих на территорияхрегионов. Они должны быть органами РФ, на законную компетенцию которых немогут посягать региональные и местные власти, иначе невозможно обеспечитьединство финансовой политики, финансового пространства и финансовойсистемы. Для страны сейчас необходимо формирование сильного федеральногобюджета, централизация существенной доли ВВП наряду с укреплением иразветвлением доходной базы субъектов Федерации, решением ими проблембюджетной самодостаточности. Такой бюджет нужен для обеспечения стратегииэкономического развития всей страны, выравнивания бюджетной обеспеченностирегионов в условиях рыночного развития, сохранения управляемости единымсоциальным пространством. Но, практически, невозможно сохранить финансовую и экономическуюцелостность страны, если на территории некоторых регионов будут открытыСЭЗ. Несмотря на это процесс идет, и существует несколько СЭЗфункционирующих на территории РФ. Формирование СЭЗ для региона даетнекоторые льготы и, в некоторых случаях, привлекает иностранные инвестициина территорию региона, а т. к. финансирование регионов из федеральногобюджета оставляет желать лучшего, соответственно, и регионы «выкручиваются»как могут. Здесь представлен идеальный вариант. Создана зона, иностранныеинвесторы вкладывают средства, регион процветает. Но не все СЭЗ в Россииработают так успешно. В 1994 году СЭЗ "Находка" отказывается от статуса свободнойэкономической зоны и выступает с предложением создать на ее территориичетыре локальные зоны наподобие таможенных зон. Одной из главных причиннеудачи Находкинского эксперимента по развитию СЭЗ стала неадекватнаятрактовка самого понятия СЭЗ: руководители Находки пытались за счетпривлечения иностранных капиталов на льготных условиях решать собственные,прежде всего социальные проблемы - что вызывало вполне объяснимоенепонимание у потенциальных инвесторов в СЭЗ. Кроме того, не учитывалсятакой фактор, как необходимость массированного инвестирования в СЭЗсобственно российских ресурсов для создания соответствующей инфраструктурыдля работы уже иностранного капитала. При всех неудачах и просчетах в создании СЭЗ на территории России вмировой практике их эффективность многократно подтверждена. В настоящеевремя в мире, не говоря о Китае, насчитывается около 400 свободных зонторгово-складского типа (свободных таможенных зон) и более 300 свободныхзон производственного типа (зон экспортного производства). Наибольшее числосвободных таможенных зон (СТЗ) действует в индустриально развитых странах:в Европе насчитывается около 130 таких зон, в США - более 180. Зоныэкспортного производства (ЗЭП) получили наибольшее распространение вразвивающихся странах. В начале 90-х годов там действовало более 300 ЗЭП,более 100 находилось в стадии обустройства и более 50 - на планово-подготовительной стадии. Совокупный объем экспорта в ЗЭП достиг в 1999 г.30 млрд. долларов США (по сравнению с 17 млрд. долларов в 1990 году), ачисло занятых в них превысило 3 млн. человек (по сравнению с 2 млн. человекв 1990 году). Совершенно иная ситуация в этом вопросе сложилась в России. Свободныеэкономические зоны де-юре[4] вроде бы и существуют, но отношения в нихрегулируются по-разному, поскольку основополагающего базовогозаконодательного акта, который упорядочил бы их, до сих пор нет.Федеральный закон "О свободных экономических зонах", проект которого былвнесен в Государственную Думу в апреле 1995 года, трижды отклонялся: в немне продуман надлежащий, четкий механизм реализации в принципе верныхположений.2.2. Финансирование государством свободных экономических зон. В 1996 году было принято два федеральных закона – «О центремеждународного бизнеса в Ингушетии (г. Назрань)» и «Об особой экономическойзоне в Калининградской области». В 1999 году к ним добавился закон «Обособой экономической зоне в Магаданской области», а на аналогичный документпо Байкало-Амурской магистрали наложено вето президента. Этизаконодательные акты регулируют отношения на конкретной территории и немогут быть правилом для других регионов. Из-за отсутствия базовогозаконодательства сформулирована долговременная государственная политика вэтом важном для рыночных отношений деле, не определены место и роль СЭЗ внациональной экономике. Это не позволяет разработать федеральную программуразвития и финансирования СЭЗ, лишает иностранных инвесторов ориентираформирования своих долгосрочных планов. Развитие СЭЗ может быть обеспеченобазовым федеральным законом о СЭЗ. СЭЗ создается в целях развития экспериментального потенциала страны,увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширениявнешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основепривлечения иностранных и отечественных инвестиций, использованиямеждународного опыта управления этими структурами. Но успеху действующих уже СЭЗ препятствует причина следующегохарактера: В России отсутствуют налоговые льготы для участников СЭЗ. Кроменалоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений всоздание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у насстеснено в своих бюджетных возможностях. Минфин и МНС ведут борьбу задоходы бюджета. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем неподдерживаются, на них не выделяются никакие ресурсы. Для становления в Приморском крае СЭЗ «Находка» с ее большимэкспортным потенциалом требуются $15-20 млн. государственных вложений. После этого может сработать мультипликативный эффект. Государство невыделило даже 10-й доли этих вложений. Прямые вложения государства оченьмалы. Аналогичная ситуация и в других зонах: Калининградской и Магаданскойобластях, да и в Ингушетии. Дальневосточные же субъекты РФ в массе своей относятся к числуроссийских регионов с наименее благополучной социально-экономическойобстановкой, хотя их роль в решении общегосударственных задач обеспечениябезопасности страны, ее ресурсоснабжения непропорционально велика. Здесьнеобходимо сказать о большом бремени общефедеральных расходов, которыефактически безвозмездно несут дальневосточные субъекты РФ - Приморскийкрай, Хабаровский край, Амурская область - по поддержанию ТихоокеанскогоВМФ и погранвойск, тогда как все таможенные сборы из этих регионовнаправляются в Москву. А также о дисбалансе в финансировании данногорегиона: так, Приморский край регулярно перечисляет в Федеральный бюджетсредств в 2,5-3 раза больше, чем получает из него, - непомерно увеличиваярегиональное бремя расходов. Если в федеральных органах власти не изменится отношение к роли СЭЗ вобщей стратегии развития России, если государство не улучшит финансовуюподдержку СЭЗ и не ослабеет налоговый пресс на них, Россия не можетрассчитывать на нормальное развитие положенной эффективности отдеятельности СЭЗ. В России льготный хозяйственно-правовой режим был предоставленогромным территориям - краям и областям, превосходящим по размерамотдельные азиатские и европейские государства. Учреждение зон в такихмасштабах сделало невозможным практическую реализацию в них льготныхтаможенного, налогового и валютного режимов. Предоставление таких режимовучрежденным СЭЗ неизбежно вело к огромным экономическим потерям длягосударства и расточительству бюджетных средств. Невозможностьосуществления надежного таможенного контроля на границах подобных "зон"превратило их в гигантские "насосы", перекачивающие за рубеж товары ивалюту с остальной территории России и из самого региона. Это не привело ксозданию фактически ни одной реально действующей СЭЗ. Более того, принятымив 1993-1994 годах законодательными актами Российской Федерации по вопросамналогообложения, таможенного и валютного регулирования таможенных льгот ипривилегий лишаются все СЭЗ, за исключением Калининградской области. Итак, становление долговременной стратегии развития СЭЗ – эторазработка Федеральной программы создания и развития СЭЗ. Разработкойпрограммы должны заниматься соответствующие министерства и ведомства наоснове предложений региональных администраций и органов местногосамоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. Приутверждении подобного документа в правительстве указываются источникифинансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий исооружений административного назначения. Федеральная программа должнавключать следующие разделы: а). Основные направления политики создания и развития СЭЗ; б). Анализирование функционирования СЭЗ на территории страны и мерыповышенной эффективности их деятельности. в). Материальные, финансовые и другие ресурсы необходимые дляреализации федеральной программы, в том числе за счет средств федеральногобюджета с распределением ресурсов по свободным зонам. Необходимо, чтобы при внесении в Государственную думу законопроекта офедеральном бюджете на следующий год правительством указывалось предложениепо финансированию СЭЗ. Вообще в зависимости от типа СЭЗ (см. 1.2.) существуют различия вспособе регулирования их деятельности. СЭЗ могут создаваться в России на локальных участках территорий свыгодным географическим положением и ресурсным потенциалом; а также попретензии на получение льгот в связи с депрессивным состояниемэкономического региона. Во втором случае учреждение СЭЗ, не создавая стимулов для привлечениявнутренних или внешних инвестиций в производство, лишь искусственноподдерживает торгово-посреднический сектор экономики, лишая федеральный иместный бюджеты значительной доли налоговых поступлений. Вообще вопрос практического создания СЭЗ обусловлен возможностямиосуществления капитальных затрат на обустройство и инфраструктурноеобеспечение ее территории – и это основная часть затрат, связанных сформированием зоны. Существуют различные мнения по поводу источников финансирования затратна развитие инфраструктуры СЭЗ, также существует множество мнений повопросу о степени участия государства в финансировании. Для условий России наиболее предпочтительным является вариантсмешанного финансирования, когда государство целевым назначением выделяетсредства (в том числе на возвратной основе, например в виде льготногодолгосрочного кредита) на первоначальное развитие инфраструктурных объектовв СЭЗ, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом,вкладывают средства непосредственно в производственные объекты, расширяяпри необходимости мощности инфраструктурного обеспечения. Подобная схема применялась при создании свободной экспортной зоны«Масан» в Южной Корее, обеспечила производство продукции на $1,9 млрд. вгод при $28 млн. государственных финансовых вложений. В обустройстветерритории на первоначальном этапе развития зоны (1973-79 г.г.) и от $100млн. до $200 млн. частных инвестиций ежегодно на развитие промышленногопроизводства в зоне. Для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического иправового режима, чем величина льгот, но Россия не может гарантировать нистабильность, ни предоставление больших льгот. Государство самоустранилось от финансовой помощи обустройству СЭЗ,местные органы не располагают соответствующими возможностями, а иностранныйкапитал готов вливаться лишь в партнерстве с российскими инвесторами дляразделения риска и как подтверждение серьезного подхода к делу. Однако все-таки финансирование СЭЗ осуществляется в небольшихразмерах. В мае 1993 года правительство России предоставило администрацииСЭЗ «Находка» кредит в размере 20 125 млн. рублей на создание технопарков,переоборудования военного аэродрома и других целей. Здесь можно также привести Указ Президента РФ, который говорит о том,что правительству небезразлична судьба СЭЗ России. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 4 июня 1992 г. N 548 О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях ускорения реализации постановлений Верховного СоветаРоссийской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и 13 сентября 1990 г. N165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" исоответствующих постановлений Правительства Российской Федерации "Опервоочередных мерах по развитию свободных экономических зон", а такжеукрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ постановляю: 1. Министерству финансов Российской Федерации по согласованиюс органами управления СЭЗ определить условия предоставления бюджетныхкредитов. Установить, что средства, полученные в счет бюджетныхкредитов, направляются органами управления СЭЗ на финансированиеприоритетных объектов инфраструктуры зон. 2. Государственная программа приватизации на территории СЭЗосуществляется в первоочередном порядке. Государственному комитетуРоссийской Федерации по управлению государственным имуществом совместно сорганами управления СЭЗ в двухмесячный срок определить и утвердить переченьобъектов государственной собственности по каждой СЭЗ, подлежащихпервоочередной приватизации. 3. Установить, что часть средств от приватизации объектов,указанных в п. 2, подлежащих перечислению в федеральный бюджет,направляется на формирование фондов развития, залоговых и страховыхфондов СЭЗ. Государственному комитету Российской Федерации по управлениюгосударственным имуществом по согласованию с Министерствомфинансов Российской Федерации в двухмесячный срок утвердить нормативыотчислений в эти фонды. 4. Государственному таможенному комитету Российской Федерацииопределить порядок таможенного контроля на территории с учетомспецифики каждой зоны. 5. Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в СЭЗ ивывозимые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ,устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренногодействующим экспортным тарифом, по представлению администрации СЭЗ. 6. Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранныхинвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, включаяпорядок их налогообложения, на территории СЭЗ до принятия ЗаконаРоссийской Федерации "О свободных экономических зонах в Российской Федерации" определяются Законом Российской Федерации «Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации и положениями о СЭЗ. 7. Условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранныхинвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой,эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природныхресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морскойэкономической зоны, определяются соответствующим законодательством инормативными актами Российской Федерации. 8. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срокразработать проект Закона Российской Федерации "О свободныхэкономических зонах в Российской Федерации". 9. Возложить контроль и координацию работы по созданию и развитиюсвободных экономических зон на территории Российской Федерации наКомитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансовРоссийской Федерации. 10. Правительству Российской Федерации совместно с органамиуправления СЭЗ в трехмесячный срок подготовить предложения поприведению положений о СЭЗ в соответствие с настоящим Указом. 11. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания за исключением п. 3 и п. 6, вступающих в силу в соответствии с порядком,установленным постановление Съезда народных депутатов. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Исходя из международного опыта, объемы затрат на создание и развитиеразличных типов СЭЗ неодинаковы. Более сложными и крупными и, какследствие, более дорогими объектами являются зоны производственного типа (вотличие от зон торгово-складского типа или свободных таможенных зон).Комплексное обустройство квадратного километра зон экспортного производства(при обычных масштабах зоны не более 3 кв. км) в различных странах мираобходится в 25-50 млн. долларов США (в КНР - до 70 млн. долларов). Носредств в бюджете на всех не хватает, и СЭЗ России «не стоят в спискахпервыми». Остается надеяться только на иностранных инвесторов, что они«придут, увидят, помогут». В последнее время рост объемов иностранных инвестиций шел в основномза счет вложений в финансовый сектор и за счет кредитов международныхфинансовых организаций. В результате по итогам прошлого года доляпортфельных инвестиций в несколько раз превысила прямые вложения вэкономику. Сегодня иностранный капитал преимущественно направляется в такиеотрасли российской экономики, как финансы, кредит, страхование; общаякоммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; топливно-энергетический комплекс; пищевая промышленность; торговля и общественноепитание. По данным Государственной регистрационной палаты при МинюстеРоссии в Государственный реестр внесено свыше 26 тыс. коммерческихорганизаций с иностранными инвестициями. Доля иностранных денег в уставныхкапиталах этих организаций составляет порядка 14,3 млрд. долл. Коммерческиеорганизации с долевым участием иностранного капитала (СП) на территорииРоссии созданы предпринимателями из 147 стран, а организации со 100%иностранным капиталом созданы предпринимателями из 125 стран. Основная доляинвестиций (70%) приходится на 25 ведущих стран инвесторов. В их числовходят страны «большой семерки». Отсутствие четкого законодательства о свободных экономических зонах(СЭЗ), базирующегося на продуманной концепции их создания и развития,которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах,привело к тому, что процесс формирования СЭЗ в России практически зашел втупик. Такой ситуации способствовала изначально неверная концепцияформирования СЭЗ. Зоны рассматривались в качестве универсального средствадостижения множества сложных целей. При этом в регионах приобрело широкоераспространение представление, что достаточно объявить регион свободнойзоной и ввести там ряд налоговых или каких-либо других льгот, как тудаустремится иностранный капитал, с помощью которого можно будет решитьнаиболее острые социальные, экономические и даже экологические проблемы.Явно недооценивались такие ключевые моменты, определяющие возможностиразвития СЭЗ, как выгодность экономико-географического положения, наличие врегионе необходимой производственной и деловой инфраструктуры, условий дляактивной внешнеэкономической деятельности и т.д. Как я уже отмечала(п.1.1.), отсутствие базового закона о свободных экономических зонах впериод 1990-1994 годов постановлениями правительства и указами ПрезидентаРФ было создано около двух десятков таких зон, в том числе семь зон - вАзиатско-Тихоокеанском регионе: СЭЗ "Находка", "Ева" (Еврейская автономнаяобласть), "Кузбасс", "Сахалин" и "Даурия" (Чита), Зона свободногопредпринимательства "Алтай" и эколого-экономическая зона "Горный Алтай".Однако данные решения были приняты без тщательного анализа их последствий,без учета баланса между необходимой и наличной рабочей силой и реальныхэкономических возможностей государства. Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранениеустойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировалиотток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектораэкономики. Таким образом, сохранение на приемлемом уровне не толькопортфельных, но и прямых инвестиций из-за слабого государственногостимулирования, из-за отсутствия четкой глобальной программы действий нафедеральном уровне, было поставлено под вопрос. От правительства требуетсяв срочном порядке осуществить комплекс мер, направленных на стимулированиеиностранных инвесторов, обеспечение благоприятного инвестиционного климатав стране, устранение барьеров на пути иностранных инвестиций и принятиеобщепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов. Необходимотакже восстановить доверие к банковской системе в целом, сохранитьстабильность и конвертируемость рубля. Но начинать надо как всегда, сзаконодательной базы. Работа по совершенствованию законодательной базы шлапо двум направлениям - совершенствование внутри российскогозаконодательства в сфере привлечения иностранных инвестиций, а такжеподготовка и заключение международных договоров о поощрении и взаимнойзащите капиталовложений и договоров об избежании двойного налогообложения. В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямоотносящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Обиностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «Осоглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Обучастках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено наусловиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последнихзаконов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечениеминостранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин. В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобренСоветом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето напредставленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей изпредставителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента иправительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия дляиностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национальногорежима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона -предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованнойнационализации. В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут бытьпредоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, чтовложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются вприоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняютсяльготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленнуюстоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставныйкапитал и представляющих элементы основных производственных фондов. В Думе также находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов,касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлеченияиностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания,функционирования и ликвидации свободных экономических зон в РоссийскойФедерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобренСоветом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовленановая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительнойкомиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемаяправовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте,должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций наоснове концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечитьприток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.3. Процесс интеграции России в мировую экономику.3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономику. Владимир Путин выступил на заседании Координационного Советаотечественных товаропроизводителей с рядом заявлений, которые можнорассматривать как первый эскиз его предвыборной президентской программы."Первый раздел" касается международной политики. Основные тезисы премьератаковы: "Обстановка на мировой арене развивается сегодня не по темсценариям, которые разрабатывались некоторыми российскими политиками вначале 1990-х годов, и нам приходится на это реагировать". "ИнтеграцияРоссии в мировую экономику оказалась связанной с большими потерями дляроссийского хозяйства". "Российское государство и товаропроизводителиоказались не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке". "Мы не сумелисоздать действенную систему протекционистских мер для отечественныхтоваропроизводителей", - признал Путин. К вступлению во Всемирную торговуюорганизацию, по мнению премьера, следует "подходить очень взвешенно".Российским производителям необходимо более активно и наступательнодействовать на внешних рынках, необходима "активизация политическойподдержки российских экспортеров на самом высоком уровне". По словампремьера, убытки России от дискриминационных мер Запада составляют $2-2,5млрд. в год, что "сопоставимо с кредитами России от международныхфинансовых организаций". Государственное регулирование будет, в первую очередь, направлено на ВПК,который и должен стимулировать подъем других высоких технологий. Еще однимключевым тезисом экономической программы Путина стал призыв "изживатьвозникающие тенденции к самоизоляции у российских регионов". По его мнению,"вводя внутренние региональные ограничения, мы разрушаем свое общееэкономическое пространство, страну". 6 марта 1998 г. наконец принято Постановление правительства РФ № 283 «Обутверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности». Проводится работа попереходу на международные стандарты бухучета и аудита. На протяжениипоследних лет, одним из главных препятствий для иностранных инвесторов вработе с российскими предприятиями была финансовая непрозрачностьпоследних. И вот этот, безусловно, серьезный шаг навстречу интеграцииРоссии в мировую экономику позволит снять лишние преграды для приходаиностранных инвесторов в Россию. Наша страна активно участвует в работе по подготовке многостороннегосоглашения по инвестициям (МСИ), которое разрабатывается ОЭСР[5]. ЕслиРоссия присоединится к этому международному договору, то потребуетсяадаптация российского законодательства по иностранным инвестициям кстандартам МСИ. С целью прямого диалога с иностранными инвесторами, созданКонсультативный совет по иностранным инвестициям в России. Его возглавляетпредседатель правительства РФ. В состав совета входят 25 крупнейшихзарубежных компаний, фирм и банков. Консультативный совет - органсовещательный, на его помощь надеются и ждут активизации работы в частивыработки конкретных рекомендаций по устранению внутренних и внешнихбарьеров на пути иностранных инвестиций в Россию и экспорта российскихтоваров. Для усиления взаимодействия с иностранными инвесторами,привлечения их к конструктивному диалогу и участию в решении актуальныхвопросов реформирования российской экономики сфера деятельностиКонсультативного Совета будет расширена.3.2. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику. Три экономических района, представляющих Сибирь и Дальний Восток (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный), составляют в совокупностиболее 75% территории России. За последнее время азиатская часть России посуществу превратилась только в производителя продукции сырьевых отраслей. Вструктуре промышленного производства восточных районов наблюдаетсясущественное увеличение доли отраслей ТЭК и цветной металлургии. По этим жеотраслям увеличилась доля восточных районов в российском производстве. Поданным на конец 90-х годов на долю восточных районов приходилось около 25%производства электроэнергии, более 50% производства продукции топливнойпромышленности, более 50% производства цветной металлургии, примерно 20%продукции лесной и деревообрабатывающей, пищевой и рыбной промышленности. Это обусловлено в основном более стабильным по сравнению с другимиотраслями экономическим положением отраслей ТЭК и цветной металлургии иопережающим ростом цен на продукцию сырьевых отраслей и энергетики ввосточных районах. Доля восточных районов в производстве отдельных видовпродуктов еще более существенна. В Сибири добывается около 68% нефти игазового конденсата, более 92% природного газа, более 80% угля. Уникальность экономического положения России в том, что своим западным,более развитым и густонаселенным, крылом она примыкает к европейскомуэкономическому пространству, ядром которого является Евросоюз. А восточным- к Северо-Восточной Азии и, в более широком контексте, к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТК), где интеграционные процессы находятся наначальной стадии развития. На Дальнем Востоке решающая роль на длительную перспективу принадлежит и,по всей видимости, будет принадлежать факторам внешним. Дальний Востокимеет свободный доступ к морским путям сообщения с зарубежными торговымипартнерами. Сибирь фактически лишена самостоятельного выхода на внешние рынки.Исключение составляет ближнее зарубежье и, возможно, в перспективе Китайчерез "алтайский коридор", естественным образом связывающий Сибирь и северо-запад КНР через узкий участок границы между Монголией и Казахстаном. Нарядус различиями между сибирскими и дальневосточными регионами, существуютбольшие экономические, административные и ресурсные различия междурегионами внутри Дальневосточного экономического района. Приморье, Амурскаяобласть, Хабаровский край, Сахалин непосредственно используют морскиевыходы на региональные и мировые рынки и в торговом и инвестиционномотношении тяготеют к Японии, Китаю, Южной Корее. Северо-востокДальневосточного региона, напротив, имеет менее выгодное географическоеположение, магаданская и чукотская экономика нацелена на сотрудничество сСША. Медленно продвигается работа по созданию зоны свободной торговли в рамкахСодружества Независимых Государств. Подписанное 15 апреля 1994 года вМоскве главами 12 государств Соглашение о создании зоны свободной торговлисо временем потребовало внесения изменений и дополнений (соответствующийПротокол подписан в Москве 2 апреля 1999 года), которые, однако, не намногоулучшили положение. Главные проблемы видятся в следующем: до конца неурегулированы вопросы таможенных пошлин, налогов и сборов, не сформированыусловия для свободного движения товаров и услуг, нет единой точки зрения посозданию органа, который координировал бы действия Договаривающихся Сторонпо выполнению положений Соглашения, в нем не прописаны конкретные нормы опорядке разрешения споров, имеются другие противоречия, требующиеразрешения. Опыт создания и функционирования специальных экономических зонв России показывает, что в их существующем понимании они не справились ни сзадачей возрождения российской экономики, ни с задачей вовлечения России вмеждународное интеграционное сотрудничество. В современных условияхвыполнение Россией своей связующей европейский и азиатский региональныерынки функции связано не только и не столько с продолжением иликорректировкой прежней стратегии вхождения в АТР (азиатско-тихоокеанскийрегион) через СЭЗ. Сколько с адаптацией всей экономической стратегии Россиик вызовам глобализации и европейского, и азиатско-тихоокеанскогорегионализма. Проблемы адаптации России к вызовам глобализации и регионализма, втом числе азиатского регионализма, важно решать с учетом тенденций развитиявнешней торговли России с мировыми региональными рынками. В частности - сучетом возрастающей роли экономики АТЭС в обеспечении динамики нашеготоварооборота. В 1999 г. экспорт России в страны Азиатско-Тихоокеанского экономическогосотрудничества (АТЭС) достиг 17,6% общего объема экспорта, уступая толькоэкспорту в ЕС (33,4%), но превзойдя экспорт РФ в Центральную и ВосточнуюЕвропу (15,4%) и СНГ (14,9%). И хотя в российском импорте доля АТЭС (15,9%)меньше и доли ЕС (36,8%) и СНГ (27,6%), она остается выше доли другихмировых регионов, в том числе и Центральной, и Восточной Европы (7,0%). Сточки зрения методологии глобализации и нашей стержневой идеи онеобходимости учета в экономической стратегии России интеграционныхфакторов, главные вызовы глобализации для России на азиатско-тихоокеанскомнаправлении состоят в следующем. Во-первых, способность России адаптировать национальную экономическуюстратегию к динамике глобализации, к развитию европейского и азиатскогорегионализма и к интеграционным процессам в АТР на всех их уровнях -региональном, субрегиональном, двустороннем. Во-вторых, правильное понимание глобализации и взвешенное разумноеотношение к ней. Вырисовывающаяся сейчас официальная трактовка глобализациитолько как тенденции, темп и направления развития которой задаютамериканские ТНК, и которая не способствует уменьшению разрыва междубедными и богатыми, вряд ли может полезной. Требуется взгляд наглобализацию во всех ее измерениях и отношение к ней, прежде всего как квозможности экономического роста, а не "волшебной палочке", избавляющейразом от всех бед. Возможности, успех реализации которой зависит отправильности принимаемых в каждой данной стране и на каждом конкретномпредприятии решений. Что же касается диктата кого-либо, то здесь выходвидится в том, чтобы России активно включить источники своейинтеллектуальной и дипломатической инициативы и принимать конструктивное, ане сдерживающее участие в формировании глобальной правовой основы,стратегии и тактики глобализации. Если говорить о разрыве между бедными и богатыми, то глобализация, кактенденция, возникша




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г icon1. Место России на мировом валютном рынке 3 Общая характеристика протекционизма и фритредерства 9
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов интеграции России в мировую экономику
«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г icon«Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир».|| || || || || || || || ||Выполнила студентка: 14 группы ||1-го курса заочного отделения ||Академии экономики и ||управления ||Тен Галина Геннадьевна || || || || || || || || || || || || || || ||Тамбов ||2001 |содержание:|№ п/п| | || | |

«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconЛучшие дипломные работы: Первое место: Вергун А. Н. (Мгимо-университет) за дипломную работу «Создание свободных экономических зон в России как способ привлечения иностранных инвестиций. Мировой опыт»
Список призеров открытого конкурса студенческих работ «Москва крупнейший центр развития внешнеэкономических связей России»
«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconОсновные черты и особенности свободных ( специальных ) экономических зон Организационно-функциональная структура сэз
В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство важную роль играют свободные ( специальные...
«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconРоль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconПроблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России
Сэз прочно вошли в мировую хозяйственную практику и функционируют во многих странах мира, в том числе в странах «ближнего зарубежья»...
«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconМатематический квн «По тропинкам математики»
ДегтереваОксана Геннадьевна, Корниенко Любовь Николаевна, Филимонова Татьяна Николаевна
«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconПравовая природа оффшорных зон
В отличие от свободных экономических зон, связанных преимущественно с реальным сектором экономики, оффшорные зоны благоприятны для...
«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconТранспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику

«Роль финансов в создании и функционировании свободных ||экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую ||экономику» || || || ||Автор работы: студентка Тен Ирина Геннадьевна ||Руководитель работы: кэн, профессор Толстых Татьяна Николаевна ||Работа защищена 2001 г iconРегистрационный номер №: Дата регистрации заявки: заявка на участие в «ярмарке инноваций в образовании»
Лашутина Ирина Николаевна, Дудина Ольга Юрьевна, Говорова Елена Владимировна, Блаженкова Ольга Сергеевна, Шитова Ольга Николаевна,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы