Причины, закономерности и формы возникновения государства и права icon

Причины, закономерности и формы возникновения государства и права



НазваниеПричины, закономерности и формы возникновения государства и права
Дата конвертации28.07.2012
Размер290,18 Kb.
ТипЗакон
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права


СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 I. Развитие производящей экономики (неолитическая революция), повлекшая коренные изменения в общественных отношениях. 4 II. Социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений. 9 III. Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм первобытнообщинного строя. 13 IV. Множественность концепций о происхождении государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная), их основные положения. 16 Заключение. 20 Литература. 21 Введение. Вопросами происхождения государства и права в отечественной и зарубежнойюридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание.Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX – XXвеков работы известных российских ученых – юристов, философов: Муромцева С.А. (Определение и основное разделение права( (М., 1879); Коркунова Н. М.(Лекции по общей теории права( (СПб., 1904); Трубецкого Е. Н. (Энциклопедияправа( (М., 1906); Шершеневича Г. Ф. (Общая теория права( т. 1 – 4 (М.,1910 – 1912); Михайловского И. В. (Очерки философии( (Томск, 1914) идругих. О значительном внимании к вопросам теории государства и права впослереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографиипо данной тематике, а кроме того – учебники и учебные пособия. В числепоследних – работы: Денисова А. И. (Теория государства и права( (М., 1948);Кареловой М. П., Кечекьяна С. Ф., Федосеева А. С. и Федькина Г. И. (Теориягосударства и права( (М., 1955); Мокичева К. А. (Теория государства иправа( (М., 1971) и ряд других учебников и учебных пособий. Автор данной работы опирался как на труды современных исследователейправа, таких как Венгеров А. Б. (Теория государства и права( (М., 1999),Марченко М. Н. (Теория государства и права( (М., 1996), Лазарева В. В.(Теория права и государства(, Кошаниной Т. В. (Происхождение государства иправа: современные трактовки и новые подходы( (М., 1999), использовалматериалы периодической печати, опубликованные в журнале (Основыгосударства и права(, так и произведение классика марксизма – ленинизма Ф.Энгельса (Происхождение семьи, частной собственности и государства( (М.,1989). Целью данной работы является изучение и освещение вопросов возникновениягосударства и права. Автор в четкой последовательности попытался освятить вопросы развитияпроизводящей экономики, рассмотреть социальные нормы первобытного общества,особенности регулирования ими общественных отношений, а также в работесделана попытка рассмотреть вопросы права, его признаки, отличающие его отсоциальных норм первобытнообщинного строя. Также в работе рассматриваетсяплюрализм концепций о происхождении государства и права. Вот основные вопросы, которые автор попытался освятить в данной работе. I. Развитие производящей экономики (неолитическая революция), повлекшая коренные изменения в общественных отношениях. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождениигосударства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этотсоциальный институт или же он появился на определенном этапе развитияобщества. Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытногообщества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственноизучающих это общество. В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание опервобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существеннообогатились. Если в начале XIX – начала XX века историческое знание обобщественном развитии охватывало период в 3 тысячи лет, а все, что было доэтого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и другихнадежных источников), то теперь, к началу 3-го тысячелетия, история многихрегионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знаниеоб этом историческом диапазоне в жизни человечества. Кроме того, если для XIX – начала XX века был характерен в основном евро-центрический взгляд на историю, т. е. использовались знания истории Европыи некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственнораспространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научногоосмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теориягосударства и права становится, таким образом, действительно логическимобобщением истории всепланетного государственно – правового развитияобщества. В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следуетвыделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизациюпервобытной истории. Иными словами нужно отметить, что само это обществоникогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,археологическую и антропологическую. Особую методологическую ценность длятеории государства и права представляет периодизация, базирующая на новыхданных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежейразвития первобытного общества (неолитическую революцию( (от (неолит( -новый каменный век). Это понятие в историческую науку ввел английскийархеолог Г. Чойлд в средине XX века, характеризуя тот принципиальныйкачественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечествапри переходе в неолите (примерно VII – III тыс. до н. э.) от присваивающегок производящему хозяйству, т. е. от охоты, рыболовства и собирательства кземледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическомупроизводств. Этот переход начался в различных районах земного шара (Ближнийвосток, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10 – 12 тысяч летназад и занял несколько тысячелетий. Поскольку этот период изменил всю материальную основу жизни первобытногообщества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливообозначается как революция, хотя и растянулся на несколько тысячелетий. (Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытномобществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова быласоциальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства исуществования использовало человечество. Для теории государства и правапоявляется наконец возможность также четко определять, какие формыорганизации власти и социально – регулятивные системы функционировали вобществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящейэкономики(.1. Длительное время наш предок – кроманьонский человек (его появлениедатируется 40 тысяч лет назад) занимался охотой, рыболовством,собирательством плодов и корней растений, т. е. занимался присвоениемготовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые,костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливались также изготовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева и т. д.),т.е. занимался орудийной деятельностью. Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной,которой руководили ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчикипищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежалиродственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений:родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был их относительнокочевой образ жизни на определенной территории. Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, вболее крупные образования для защиты от нападений, для организации важныхпоходов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организациипервобытного общества лежали родственные отношения, постольку этуорганизацию определяют как родовой строй. В этом обществе существовала строго фиксированная системаполовозрастного разделения труда, распределение пищи, брачно – семейныхотношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения мужчин иженщин, их возраста, сложившихся форм брака – от моногамных до гаремныхформ семей. Разумеется, такая организация знала и властные институты, властьпредводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемостьвождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в первобытномобществе называется в отличии от власти в государственно – организационномобществе потестарной (от лат. (potestus( - власть, мощь). Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базироваласьне только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения.Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, впло1ть долишения жизни. Знало такое общество и различные организационные формы разрешения споров– состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, судродственников, посредников, предводителя, совета старейшин. Таким образом, такая социальная организация первобытного обществатысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивалагармоническое взаимодействие природы и человека, была первым, отличным твсех последующих способом существования человеческого общества, полностьюсоответствовала его потребностям. Но вот на рубеже 10 – 12 тысяч лет назад возникли экологически кризисныеявления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованиючеловечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные измененияклимата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов идр.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новомуспособу существования и воспроизводства – к производящей экономике,произошла (неолетическая революция(. Постепенно от охоты и собирательства, а также архаичных форм земледелия,скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно– огневом, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) искотоводства (пастбищному, отгонному, а затем к кочевому). Эти новые формыорганизации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль вжизни общества. Таким образом, социально – экономическая и экологическая сущность(неолитической революции( заключалась в том, что с целью удовлетворениясвоих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной сприсвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлиннотрудовой деятельности, направленной на преобразование природы ипроизводство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещениюими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не толькоселекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия искотоводства, но и иной производительной деятельностью – прежде всегоизготовлением керамических изделий, а также металлургией иметаллообработкой. Производящая экономика к IV – III тыс. до н. э. стала вторым и основнымспособом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления,которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответивперестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации,человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В этуперестройку входит и новая организация властных отношений – появлениегосударственных образований, раннеклассовых городов – государств. Итогом (неолитической революции( явилось возникновение в некоторыхрегионах земного шара ранних земледельческих обществ (например в районеБлижнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н. э.). На следующемэтапе социально – экономического развития (примерно к IV – III тыс. до н.э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникаютпервые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ. Онивозникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Ефрата, Нила, Инде,Янцзы и других, т. е. в наиболее благоприятных для земледелия климатическихи ландшафтных условиях, и составили к III – II тыс. до н. э. настоящий пояспервичных цивилизаций, простиравшихся от Средиземного моря до береговТихого Океана. Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества((демографический взрыв(), необходимый для существования и развитияцивилизаций. Уже на первых этапах своего становления производящая экономикахарактеризуется таким обменом между человеком и природой, при которомчеловек стал создавать первичный продукт. Производящая экономика объективно вела к усложнению организацийпроизводства, появлению новых управленческих, организационных функций,становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производствомпищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственноепроизводство, хранение и распределение первобытного продукта. Возникланеобходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого членаобщества, результаты его труда, его участия в создании общественных фондов,выдачи ему из общественных фондов. Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда.Выделяются группы организаторов производства, работников информационныхсистем, в которых осуществляется учет труда и распределение егорезультатов, а также работников систем контроля за соблюдениемрегламентирующих норм. Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлениюновых форм собственности: коллективной, групповой, частной – к дальнейшемусоциальному расслоению общества. Новая организация производственнойдеятельности также способствует социальной дифференциации общества:происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей,неучастия верхушки в материальном производстве. Начинается становлениеклассов, новых организационных форм управления обществом, зарождениегосударства. Таким образом, неолитическая революция - переход человечества кпроизводящей экономике – приводит первобытное общество объективно в силусвоего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоениюобщества, появлению классов, зарождению государства. Как правило, древнейшие государственные образования, закономерновозникают на социально – экономической основе раннеземледельческогообщества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичныегосударства возникают к IV – III тыс. до н. э. в Месопотамии, Месоамерике,в Горном Перу, в некоторых районах разновременно и независимо друг отдруга. Первоначально они возникают как города – государства. Поселок (селение),в котором живут свободные общинники – земледельцы представляют теперь неродовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селенийв хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает вадминистративно – хозяйственный центр – город. Этот город с прилегающей кнему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом –государством. В городе – государстве организуются три центра управления,административного и идеологического лидерства: городская община, дворец ихрам. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно– хозяйственные, распределительные и информационные системы. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениямфункции государственного управления. Эти функции весьма разнообразны:управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественныхритуальных обрядов; осуществление государственного продуктообмена, которыйсо временем развивается в товарообмен; защита от военных нападений иорганизация военных походов для покорения других городов – государств;взымание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов;создание институтов для рассмотрения споров; развитие ремесла и торговли иряд других функций. Таким образом, государство как новая организационная форма жизниобщества возникает объективно в итоге неолитической революции, переходачеловечества к производящей экономике, т. е. в процессе измененияматериальных условий жизни общества, становления новых организационно –трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне. А возникает всилу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.Первоначальная форма – город – государство – также обусловлена финальным, восновном земледельческим развитием неолитической революции. II. Социальные нормы первобытного общества, особенности регулирования ими общественных отношений. Понимание неолитической революции как рубежа, длящего всю историючеловечества на два способа существования и воспроизводства, – наприсваивающую и производящую экономику – является также и методологическимключом к изучению происхождения права, научного познания этого не менеесложного, чем государство, социального института. Если при изучении процессов происхождения государства основное вниманиеуделялось обобщению истории организационных форм и социальных структур,существовавших в первобытном обществе, в том числе на этапе его перехода враннеклассовые общества, а также при функционировании раннеклассовыхобществ, то при изучении происхождения права хотелось бы уделитьрегулятивным началам в жизни этих обществ. Что и как определило и обеспечивало поведение человека и его различныхобъединений: общины, клонов и т. д.? Всегда ли существовало право как одноиз мощнейших социально – регулятивных средств, или и право, точно так же,как и государство, возникает лишь на определенном этапе развитиячеловеческого общества. Чем отличаются регулятивные системыдогосударственных и государственных обществ – вот основные вопросы, которыепридется выяснить, чтобы познать причины появления и сущность права,выполнив тем самым основную исследовательскую задачу. Обратимся в этой связи вновь к социально – экономической сущностиприсваивающей системы хозяйства. Эта система объективно не нуждалась вучете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятиерыболовством, в другие способы добывания пищи, в обеспечении жильем и т.п.. Не было в присваивающем хозяйстве и какого – либо нормирования затратвремени на участие того или иного члена общины в этих процессах обеспечениялокальной группы. Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастнаяструктура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды,возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей,умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иныесамопроизвольные процессы – вот главное, что характеризует в целомвзаимодействия человека и природы в присваивающей экономике на протяжениимногих тысячелетий. Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение ииспользование приобретают в таких обществах и регулятивные начала,формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляцияобеспечивает существование и существенное воспроизводство конкретных общин,кланов, групп. Это правило смягчения агрессивных столкновений междугруппами, организации семейно – брачных отношений, закреплениеполовозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот,рыболовного промысла, распределение пищи, нормы функционированияпотестарных органов управления, процедуры решения споров и т. п. . Этирегулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна: онинаправлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничноесосуществование человека в природной среде, на воспроизводство его какбиологического вида. Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенноиначе. К IV – III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействиячеловека и природы, поддержание равенства между ними, сменяютсясознательным процессом регулирования организации сельскохозяйственногопроизводства, ремесла, скотоводства и т. п.. Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организациипроизводства, появляются новые управленческие функции, происходитстановление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного спроизводством пищи. Возникает необходимость регламентироватьсельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обменприбавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности.Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, иучитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, егоучастие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондовбез такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту несмогли бы существовать. Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда.Половозрастное деление, хотя и сохраняет свое значение, но и дополняетсяуже иным, социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слойлюдей, выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, чтопоявление не только публичной власти, но и иной системы регулирования,вызванной к жизни становлением производящей экономики и призваннойобъективно обеспечить ее функциональное развитие. Таким образом, на теоретическом уровне можно выделить не только наличиев историческом развитии человечества двух способов хозяйственно –присваивающей и производящей экономики, ( но и наличие двух принципиальноотличных систем регулирования, привязанных к экономическим и экологическимхарактеристикам этих способов хозяйствования, по всему комплексуматериальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них. И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающейэкономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализациии защиты, составляли достаточно солидную регулятивную систему. Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можноувидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем –идеализированное существо – покровитель отдельного члена группы или всейгруппы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать иупотреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологическогорегулятора, была своеобразной (Красной книгой(. Важнейшим вопросом существования человечества является еговоспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретныхгрупп, кланов необходимо было наличие в них определенного количестваженщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно – семейныеотношения, способы приобщения женщин в других группах, в том числе внекоторых ситуациях и их похищения. Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивалисоциализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряддругих необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ. Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа –запреты, дозволения и позитивное обязывание. Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в видеподкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иныепоступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками. Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека илиобъединений людей в присваивающей экономике указывая, например, на видыживотных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов,выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. .Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами иженщинами, взрослыми и детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения,каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишьспециальные лица - колдуны); запрещались похищения женщин и детей,применение оружия на стоянках, воровство, нарушение правил супружескогосоюза, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. . Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимоеповедение в процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжиганиекостров и поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения,например, лодок. Однако все эти способы регулирования не были направлены наизменение природных условий и выделение человека из природы, и обеспечивалилишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и ихпереработки, их приспособление для удовлетворения потребностей человека. Санкции. Это еще один из важнейших элементов регулятивной системыприсваивающих обществ. Хотя и на сегодня остается бесспорным вывод одобровольном выполнении правил поведения в присваивающих обществах в силупривычного понимания полезности этих правил, подражание, но вместе с тем иэти общества знали различных нарушителей брачно – семейных отношений,пользования участками территорий, тотемных систем и строгое их наказание. Вэтих случаях к нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть долишения жизни. Причем санкции не очень четко дифференцировались на реальныеи сверхъестественные. И поскольку нарушения всегда затрагивали религиознуюсторону жизни общества, постольку санкции всегда как бы освещались,поддерживались религиозными, сверхъестественными силами. Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание изобщины, нанесение телесного повреждение, смертная казнь – вот наиболеетипичные их формы. Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, котораяи в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иноготипа, чем та, которая возникла в производящей экономике. Это главное, и этоследует подчеркнуть. III. Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм первобытнообщинного строя. Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества былрод, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаеви их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу.От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табуотличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мереперехода человечества от присваивающей экономики к производящей системазапретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием иастрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей,нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнениеобщественной жизни предопределило необходимость создания новой организацииобщественного управления – такой организацией становится государство – ипоявление нового вида социального регулятора – права. Формирование права шло несколькими путями. Во – первых, государствосанкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало идоводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношениегосударства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторыеобычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самомурешать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи),другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Былии такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересованонастолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль всанкционировании обычаев играли жрецы. Во – вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечализа существование в обществе справедливых и обязательных для всех правилповедения и обеспечение их реализации. Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначеннымидолжностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Судывообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливаяпоследние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основеобычаев стало складываться общее право, в основе которого лежалипрецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своейконсервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широкоизвестны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и своинедостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранееобщественные отношения, складывавшиеся в процессе его развития. Поэтомугосударство начинает само создавать правовые нормы путем изданияспециальных нормативных актов. Таким образом, право выросло из системы социального регулированияпервобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретенийчеловечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранениесвоей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами. Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил)поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда инепосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительнойсилой. Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можновыделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которыепозволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о егоотличии от иных социальных норм. Это следующие признаки. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права,обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организациюпроизводства, распределение и перераспределение производимого илидобываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда наобщественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе,распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей вгосударстве, организацию и осуществление государственной власти,регламентацию товарно – денежных отношений и отношений собственности,обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные сорганизационно – трудовой и социальной жизнью общества. Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения),характеризуемых логической структурой ((если – то – иначе(), установлениеммасштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного,запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойстварегулятивной системы (дозволение, запреты, позитивное обязывание),зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становленияправа приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностьюгосударственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическиммеханизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но ивозможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характеримущественных ущемлений, физических, моральных страданий. Формализм. Правовые нормы, как правило фиксируются в письменном виде вспециальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д.. Формализмсоставляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения,закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализмправа определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, чтодействительно (работает( на стабилизацию общества, на точность применения,исполнения, соблюдения и использования правил поведения. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедурысоздания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок– характерный признак права, определяющий его связь с государственнымаппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией ит. п.. Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права,что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного,индивидуального, персонифицированного адресата, а направленынеопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое – либо конкретное лицооказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы(он( оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана инеоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательнымпроцессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляютопределенные органы государства, с признанием государством тех или иныхвозникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, сдеятельностью уполномоченных на это судов (прецедент). Объективность. Этот признак характеризует закономерный характерпоявления права на этапе перехода общества к производящей экономике,естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право,таким образом, не даруется какой – либо внешней силой обществу, непоявляется по явлению каких – либо культурных героев. Оно, так же, как игосударство, одно из условий осуществления политически организованногообщества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеетбольшую социальную ценность. Право в различных теоретико – юридических концепциях наделяется и инымипризнаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяютименно в системе указанных признаков определить право. При этом следуетподчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пластурегулятивной системы раннеклассового общества дает только вся совокупностьэтих признаков. Только в совокупности они определяют и социальную ценностьправа. IV. Множественность концепций о происхождении государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная), их основные положения. Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовойдействительности. Они являются гражданами (или подданными) определенногогосударства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия справовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокойдревности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путяхвозникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории,по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорийобъясняется различными историческими и социальными условиями, в которыхжили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которыеони занимали. Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят изнепознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а такжеконцепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, чтогосударство и право – явления вечные, присущие любом социому, посколькувозникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство иобщество и выделяют происхождение государства и права в качествеспецифической проблемы. Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождениягосударства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Еепредставителями были многие религиозные деятели Древнего Востока,средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеология Ислама исовременной католической церкви (неотомисты Жак Маритен и другие).Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализацииэтой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующихконцепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечностигосударства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле каквласти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства отбожественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозныеорганизации. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть:вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога,Высшего разума, т. е. это в конечном счете вопрос веры. Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ееоснователем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеивысказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский идругие). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает изразрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становитсяглавой государства — монархом. Его власть, таким образом — это продолжениевласти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Изпатриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод онеобходимости для всех людей подчиняться государственной властиОсновные положения патриархальной теории убедительно опровергаютсясовременной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобногоспособа возникновения государства. Напротив, установлено, чтопатриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложенияпервобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такаясемья, родственные связи достаточно быстро разрушаются Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехамиестествознания в XIX в. хотя подобные идеи высказывались значительнораньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-IIIвв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — спроцессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи сталираспространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидоваяборьба, эволюция, естественный отбор и т. п.) на социальные процессы.Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс идругие. В соответствии с органической теорией человечество возникло какрезультат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшееразвитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора(борьба с соседями) в единый организм — государство, в которомправительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом,используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшиеклассы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), агосподствующие классы — внешние (оборона, нападение). Некорректность органической теории происхождения государства и праваопределяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытияи жизнедеятельности. Развитие каждою уровня определяется свойственнымиэтому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии ит п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишьиз законов физики или химии, невозможно распространять биологические законына развитие человеческою общества. Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителямибыли Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняливозникновение государства и нрава факторами военно-политическою характеразавоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавленияпорабощенного племени и создавался государственный аппарат, принималисьзаконы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается какреализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассужденияхсторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когдамногие государства появились именно в результате завоевания одним народомдругого (раннегерманские, венгерское и другие государства). Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могловозникнуть государство, необходим такой уровень экономического развитияобщества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этотуровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привестик возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось врезультате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия,что имело место при возникновении германских или венгерского государств. Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в.,были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появлениегосударства и права проявлением свойств человеческой психики потребностьюподчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытногообщества, осознанием справедливости определенных вариантов действия иотношений и пр. Естественно, что социальные закономерности реализуются черезчеловеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психикиоказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, содной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — самачеловеческая психика формируется под влиянием соответствующихэкономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должныучитываться в первую очередь. Теория общественного договора (естественного права). Эта теория быласформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Т. Гоббса,Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева п. других, т е. вXVII—XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в«естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному(неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщееблагоденствие — «золотой век» и т. п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличияу каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога илиот Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людейвходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникаетнасилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собойдоговор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так,в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаемсамоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцомопределенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право нажизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих правлюди создают правительства, справедливая власть которых основывается насогласии управляемых». Характерно, что в работах многих представителей указанной школыобосновывалось право народа на насильственное, революционное изменениестроя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Этонашло свое отражение и в Декларации независимости США. Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора,которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этомобществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все жена то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научныхданных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представитьвозможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собойпри наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии ужесуществующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимостьэкономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнутьгосударство. Историко – материалистическая теория. Возникновение этой теории обычносвязывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая ихпредшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается втом, что государство возникает как результат естественного развитияпервобытного общества, развития прежде всего экономического, которое нетолько обеспечивает материальные условия возникновения государства и права,но и определяет социальные изменения общества, которые также представляютсобой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко – материалистическая концепция включает два подхода. Один изних, господствовавший в советской науке, решающую роль отводилвозникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними,непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этойнепримиримости, как орудие подавления господствующим классом другихклассов. Второй подход состоит из того, что в результате экономическогоразвития усложняются само общество, его производительность ираспределительная сферы, его (общие дела(. Это требует совершенствованияуправления, что и приводит к возникновению государства. Нужно отметить, что именно историко – материалистическая теория имеетпод собой строго научные основы. При этом оба ее направления правомерны,поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качествепричин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы,так и необходимость решения общих дел, совершенствования управленияобществом, специализации этого управления как формы разделения труда. Заключение. Таким образом, говоря о неразрывной связи государства и права можно сполной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначениюявляется государство, таковым будет и право. Какова социально – классоваяроль в обществе государства, такой будет и роль права. Следует отметить также, что государство и право не только зависимы другот друга, но в тоже время они сохраняют определенную самостоятельность.Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и вслучае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительнуюсилу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путемустановления обязательных для всех его органов, должностных лиц иорганизаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус,определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядокдеятельности и взаимоотношений. Независимо от типа, формы или просто привходящих обстоятельств поотношению к государству и обществу право всегда выступает как регуляторобщественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществеэкономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующийв той или иной стране государственный и общественный строй. Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношенийправо в любом обществе и государстве выполняет также роль воспитательную,которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственноепринуждение, но и убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальноезначение. Воспитательная роль права проявляется в том, что оно призвано развиватьв людях важнейшие добродетели: чувство справедливости, добра, правды,гуманности. Литература. 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е издание. М.: Юридическая литература. 1999. 2. Вишневский П. Ф. и др. Общая теория государства и права. Мн.: Тесей, 1999. 3. Дмитрук В. Н. Теория государства и права. Мн.: Амолфея, 1998. 4. История государства и права. Словарь – справочник. М.: Юридическая литература, 1997. 5. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. Санкт – Петербург: специальная литература, 1996. 6. Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. 7. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Санкт – Петербург: Лань, 1998. 8. Команина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999. 9. Черниловский З. Н. Всеобщее история государства и права. М.: Юристъ, 1996. 10. Котов К. С. Основы права. М.: Юридическая литература, 1998. 11. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политическая литература, 1989. 12. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов. М.: Юридическая литература, 1985. 13. Марченко М. Н. теория государства и права. Курс оукций. 2-ое изд. – М.: Зерцало, 1996. 14. Бородич В. Введение в правоведение. //Основы государства и права. – 2000 №5. с.29-44. 15. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в вузы. //Основы государства и права. –2001 №1 с. 14-33. 16. Ягоферов Д. Общая характеристика возникновения и развития научных взглядов на государство и право. // Основы государства и права. 2001 №1-2 с.21-24.1 Теория государства и права: Часть 1 Теория государства. – М.: Юристъ,1995, с.23.----------------------- Пути возникновения права в процессе перехода от родового строя к государству Санкционирование государственных норм первобытных обычаев Создание судами прецедентовИздание государством специальных актов, содержащих нормы права




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconТема возникновение и развитие науки теории государства и права специализация юридических знаний: ее причины, достоинства и недостатки. Потребность в обобщенном знании государства и права
Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как предмета теории государства и права. Основные закономерности...
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconТеория государства и права
В теории государства и права исследуется возникновение государства, его сущность, социальная роль, форма, понятие и право, как юридическое...
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconСодержание Стр. Теория Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconИсточники права Московского государства
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно...
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconЭкзаменационные вопросы по истории государства и права зарубежных стран для студентов дневного отделения и бакалавриата
Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств. Особенности деспотии как основной...
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconОбласть применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров,...
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права icon1. Понятие формы государства 5 Форма правления 7
Для изучения такого социального института, как государство в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы...
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconРазвитие взглядов на сущность, причины возникновения и формы инфляции

Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconТема Проблемы возникновения государства у восточных славян
Значение принятия христианства для эволюции Древнерусского государства и развития права
Причины, закономерности и формы возникновения государства и права iconСущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения
В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком и др государствах. Однако данное определение не раскрывает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы