Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". icon

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин".



НазваниеРазвитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
Дата конвертации28.07.2012
Размер217,84 Kb.
ТипРеферат
Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин


Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Реферат по Литературе Лопырева Михаила 9 "Г" Воронеж 1998. План. 1.Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни русскогообщества 20-х годов XIX века. 2.Утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности на характерглавного героя. 3. Умение различать истинные и мнимые ценности как показатель глубиныличности и способности ее к дальнейшему развитию. 4.Проблема личности и среды в романе. Масштаб личности, определяемыйкак способность подняться над средой, противостоять обыденности, косности. 5.Художественная функция элементов сюжета, направленных на решениепроблемы личности героя.Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минутырадости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального ивеселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю еестраницы. Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажетсявполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно,Евгений - кто же еще? Даше Татьяна, даже Ленский играют в романе менееважную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики,светские денди, крестьяне... И в школьных учебниках мы читаем: главныйгерой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века.Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было. Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве,юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит" (КнязьВяземский) - тоже про Онегина, это он "жить торопится" Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, адва героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количествостроф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько же,сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет обОнегине: "добрый мой приятель". Но много у них и разного. Трудно, конечно,сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным егофантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается:насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мыназываем "типичным представителем " его эпохи! В то время, когда он начал писать "Онегина", полагалось начинатьбольшое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь кбогам. Так, как начал Гомер свою " Илиаду ": Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына... Или так, как начал Пушкин свою оду "Вольность": Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?.. Так полагалось. А Пушкин начинает свой романв стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому егосовременнику басни Крылова "Осел и мужик": Осел был самых честных правил... - и переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, онсмело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешаетразвитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правили законов - за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: никритиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые, конечно,рассердятся на него за подобное начало. Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущегок больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя! Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответитьна этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкиноб Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, икакие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, чтолюбит, с кем борется... Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить,как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он неумеет. Зато умеет "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многиесветские люди, умеет скучать, томиться... Бот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. ДляПушкина петербургский театр - "волшебный край", о котором он мечтает вссылке: Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет? А Онегин "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь,наводит на ложи незнакомых дам...", едва взглянув на сцену "в большомрассеянье", уже"отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило,опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместес Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшейстепени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыклипредставлять себе при этом слове многотомное справочное издание - и вдруг:тоненькая книжка в стихах! А все-таки Белинский прав: дело в том, что впушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России вначале ХIХ века, что если бы ничего мы не знали об этой эпохе и толькочитали "Евгения Онегина" - мы бы все-таки звали многое. На самом деле, прочтя только двадцать строф, мы уже узнали, каквоспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездилиразвлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре,кто была самая знаменитая балерина и кто самый знаменитый балетмейстер.Теперь нам хочется знать, что покупала за границей и что вывозила заграницу Россия ХIХ века. Пожалуйста: "за лес и сало" ввозились предметыроскоши: "янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза... духи в граненомхрустале" и многое другое, необходимое "для забав, ... для неги модной".Хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили, о чем думали ибеседовали - скоро мы все это узнаем. Пушкин подробно и точно расскажет обовсем. Еще один вопрос: почему так много иностранных словв первой главе?Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madame, Monsieur I'Abbe,dandy, vale, roast-beef, entrechat... И слова-то из разных языков:французские, английские, латинские, опять английские, французские...Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним,всегда употреблял их? Вот в строфе XXVI он и сам пишет: А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами... Когда мы начнем читать вторую, третью и другие главы, то убедимся:Пушкину вовсе не нужны "иноплеменные слова", он превосходно без нихобходится. А вот Онегину - нужны. Пушкин умеет говорить по-русски блестяще,остроумно, богато - а герой его говорит светским мешаным языком, гдепереплетается английский с французским и где не поймешь, такой же роднойязык твоего собеседника. Более того, Пушкин сознательно, нарочно извиняетсяперед читателем - а вдруг читатель не заметит "иноплеменного" словесногоокружения Онегина! Нужно обратить его внимание на эти слова. Евгений Онегин - определенный этап в развитии русского общественногосознания. Онегин - воплощение европейского сознания: европейской культуры,образованности, приоритет рационалистического сознания. Подчеркивается егоотчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностраннымгувернером, засилье иностранных слов в первой главе. Пушкин не дает однозначных оценок, но видит и сильные стороны, прежде всего, потребность осмыслить себя как личность. Работая в Одессе над второй главой, Пушкин еще не знал, что скоро - непройдет и года - он вынужден будет поселиться в этом "прелестном уголке",сосланный, поднадзорный. Но он уже давно знал, что русская деревня далеконе так прекрасна, как кажется непосвященному взору. Еще в 1819 году,приехав в Михайловское во второй раз в жизни, двадцатилетний Пушкин увиделне только прелесть русской природы: ...Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества губительный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца... ("Деревня". 1819 г.) Вот эти страшные контрасты русской деревни XIX века сохранились в уме исердце поэта. Не случайно уже в первой строфе слышна еле заметная ирония -когда Пушкин говорит о "прелестном уголке". Чем дальше описывает ондеревню, тем слышнее ирония. Дом дядюшки Онегина назван "почтенным замком",хотя обставлен он весьма скромно: "два шкафа, стол, диван пуховый..." Слово"замок" вызывает мысли о феодале, которому подчинены безропотные вассалы, онесправедливости, царящей там, где властвует "барство дикое". Прочтя всего две строфы, читатель начинает понимать горечь эпиграфа: "ОРусь!" Тяжело мыслящему, благородному человеку жить на Руси в пушкинскуюэпоху. Трудно Онегину в деревне - потому трудно, что он умнее, честнее техлюдей, которые окружают его. И ему эти люди постылы, и он им враждебен; онизлословят о нем: "Сосед наш неуч; сумасбродят; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да, да нет; не скажет да-с Иль нет-с". Таков был общий глас. Эти обвинения нам знакомы: "Шампанское стаканами тянул. - Бутылками-с,и пребольшими. - Нет-с, бочками сороковыми". Так рассуждали о Чацком гостиФамусова. В "Горе от ума" глухая старуха графиня-бабушка не услышала низвука из того, что ей рассказал Загорецкий о Чацком, но слова нашла такиеже, как соседи Онегина: "Что? К фармазонам в хлеб ? Пошел он в басурманы?".Сам Пушкин во время южной ссылки примыкал к кишиневской масонскойорганизации. Среди масонов было немало передовых людей, будущихдекабристов, потому их так ненавидели гости Фамусова и соседи Онегина. Читая первую главу, мы сравнивали Онегина с Пушкиным, Чаадаевым,Кавериным - с умнейшими, выдающимися людьми своей эпохи. Евгений не таков,как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение пониматьжизнь, действовать. Но он много выше среднего человека своего круга - вэтом мы убеждаемся, читая вторую главу. И этого-то не прощает ему его круг. За неделю до того, как вчерне закончить вторую главу, Пушкин писал А.И. Тургеневу: "... Я на досуге пишу новую поэму Евгений Онегин, гдезахлебываюсь желчью". (Разрядка Пушкина.) За месяц до этого, в разгарработы над второй главой, Пушкин пишет в другом письме - П. А. Вяземскому:"...О печати и думать нечего, пишу спустя рукава. Цензура наша таксвоенравна, что с нею невозможно и размерить круга своего действия - лучшеоб ней и по думать". Когда на сцене появляется Ленскнй, мы знакомимся с еще одним типомрусского молодого человека пушкинской поры. ...С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный... В Геттингенском университете в Германии воспитывалось немало русскихюношей - и все они были известны своими "вольнолюбивыми мечтами". Итак, Онегин и Ленский подружились. Но они ведь такие разные: ... Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили длядружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезныхзанятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности,ничем не заполнена. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья. Это "первый каюсь я" - характерно для Пушкина. Да, и в его жизни былитакие дружеские отношения - от делать нечего - в которых пришлось потомгорько каяться: с Федором Толстым - "Американцем", тем самым, о которомГрибоедов говорит: "В камчатку сослан был, вернулся алеутом, и крепко наруку нечист; да умный человек не может быть по плутом", Быть может, Пушкин,когда писал эти строки, думал и об Александре Раевском, своем "демоне", -много горя принес ему этот друг. Круг их разговоров серьезен, это не пустая болтовня: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. Это - темы разговоров мыслящих людей. Те же проблемы обсуждалисьбудущими декабристами: читался "Общественный договор" французскогопросветителя Жан-Жака Руссо; решались задачи практического применения наукв сельском хозяйстве; о "добре и зле" сам Пушкин много говорил с Раевским,а в лицейские годы - с Кюхельбекером. В 1821 году Пушкин записал в своемдневнике: "Утро провел я с Пестелем; умный человек во всем смысле этогослова... Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственныйи проч.". Вполне может быть, что и с Пестелем Пушкин беседовал о добре изле, что их занимали "предрассудки вековые и гроба тайны роковые". В черновике у Пушкина вместо слов "судьба и жизнь" было написано "царейсудьба" - значит, и политические разговоры могли вести Онегин с Ленским. Каждый читает "Онегина" по-своему, и я вовсе не считаю свое прочтениеправильным. Но для себя я знаю: вот здесь начинает складываться трагедияОнегина. "Скажи, которая Татьяна?" Ведь Евгений поехал знакомиться с Ольгой. Его интересовала Ольга -возлюбленная друга. Почему же спрашивает он не о ней, а о ее сестре? Почемуговорит: "Я выбрал бы другую..." и тут же спохватывается: "Когда б я был,как ты, поэт..." Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье.Встретились - и заметили друг друга, и могли бы полюбить... Но Онегинотталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит всчастье, ни во что не верит, не умеет верить... Пушкин знает, что человек может и должен быть счастлив и приноситьсчастье другим. В своем романе он показывает, как несчастлив и горек жребийбезнадежного эгоиста; он спорит с Байроном, ищет новых путей и в жизни и влитературе. В начале четвертой главы, Пушкин опять возвращается к петербургскойжизни Онегина. То, что произойдет сейчас между Евгением и Татьяной, неслучайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина. Когда-то в юности,едва вступив в свет, Евгений был искренен, знал подлинные чувства : Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. "Роптанье вечноедуши" сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам: В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут - мигом утешался; Изменят - рад был отдохнуть. Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодостипоказались наивными, несбыточными; пришло неверие, а с ним - безразличие кжизни: Так точно равнодушный гость На вист вечерний приезжает, Садится; кончилась игра: Он уезжает со двора, Спокойно дома засыпает И сам не знает поутру, Куда поедет ввечеру. Жизнь - вист, карточная игра; ведется она, чтобы занять время - итолько, чтобы как-то протянуть дни, "зевоту подавляя смехом"; и так Онегинпрожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет. Вот как убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет. Убил! Это не случайное слово - у Пушкина не бывает случайных слов.Конечно, после таких восьми лет Евгений не подготовлен к настоящемучувству, не умеет предаться ему. Этим и объясняется его трагическоенепонимание Татьяны. Ведь ...получив посланье Тани, Онегин живо тронут был... ...И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но... Но... Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает,стряхивает с себя "сладостный, безгрешный сон"? Да потому, что сам себе неверит, потому, что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убилв себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокоеготово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений,страданий, и даже слишком больших радостей испугался - предпочел холодныйпокой... Разумеется, себе самому он не хочет признаться в этом и объясняетсвои поступки для самого себя заботой о юной, неопытной, искренней Татьяне. Проповедь Онегина, на первый взгляд, очень благородна. Будь на егоместе обычный светский денди, он не преминул бы именно "обмануть...доверчивость души невинной" , развлечься в деревенской глуши с наивнойсельской барышней - и, расставшись с ней, едва она ему надоест, обречь еена мучения и беду... Онегин не сделал этого - но ведь он не обычныйсветский денди! Он - как-никак - добрый приятель Пушкина. Он знает ценусвету и его "важным забавам", сам Пушкин любит в нем "мечтам невольнуюпреданность" - и вот эти мечты готовы осуществиться: прекрасная, гордая,душевно богатая, возвышенная девушка предлагает ему свою любовь, а он бежитот нее, бежит от своей мечты. Во имя чего? Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел... ...То верно б кроме вас одной Невесты не искал иной... ...Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя... Это неправда! Как может человек говорить о себе: "я не создан дляблаженства"?! Все люди созданы для счастья, но не все умеют бытьсчастливыми, - вот Онегин не умеет, боится. Он проговаривается: Скажу без блесток мадригальных: Нашел мой прежний идеал, Я верно б вас одну избрал В подруги дней моих печальных... Значит, такая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом Онегина! Ноидеал этот - "прежний", Онегин больше не верит в него; поздно, как емукажется, встретил он Татьяну... Ненавидя и презирая свет, он тем не менеезаражен его взглядами, его предрассудками: Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его… Почему Онегин так уверен, что иного "семейного счастья" быть не может?Потому что слишком много подобных примеров он видел в свете: Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже И днем и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу однако ж проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможностьвысокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру - и даже надежду на еевозвращение: Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Вот она - главная трагедия Онегина: "не обновлю души моей"! Конечно, сего точки зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможностьлюбви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну. Ночью, во сне, разворачивается в “Евгении Онегине” эпизод, которыйобыкновенно с трудом поддается комментарию. В самом деле, зачем внутривполне реалистической “энциклопедии русской жизни” (В. Белинский)потребовался такой странной, так явно и резко выпадающей из “нормального”повествования “сон Татьяны”? Сон этот прочитывается и по языческому, и по христианскомусимволическому словарю, но - неодинаково. С позиции язычества сон,сновидение - это всегда перемещение в иномирие. В таком смысле дляязычества сны не менее реальны, чем повседневная явь, - скорее более, ибоони обязательно вещие, пророческие: как раз потому, что они переносятгероев в повышенно значимое пространство. По всем законам языческойпространственной символики иномирие во сне Татьяны представлено дремучимлесом, его центр (средоточие его сил) - лесной избушкой (см. избу Бабы Яги), его граница - ручьем (река как граница двух миров). "Проводник" Татьяны вэто иномирие, медведь, - тоже традиционный хозяин лесного царства не тольков славянской, но и во всей индоевропейской мифологии. Для христианства - в высшем, абсолютном понимании - нет иномирия зла,нет и людей из этого иномирия зла по-христиански - лишь духовная пустота,зона отсутствия света и добра, его вселенская "тень". У зла нет и быть неможет своего, законного, постоянного места в мироздании: зло коренится вмире духовном, в душе человека. При этом ни один человек не имеет "злойдуши" (как скажет Пушкин даже о старухе графине из "Пиковой дамы"). Ночеловек может исказить, извратить природу своей души, если сделает из нее"игралище" страстей и эгоизма. Темный лес Татьяниного сна и делается символическим "пейзажем души"Онегина: ее потаенных "мрачных бездн", ее нравственного хаоса сдемоническими чудовищами-страстями, ее эгоистического холода. Внешне вбыту, в жизни Онегин, светский щеголь, скучающий в деревне столичныйжитель, - может казаться "очень мил". Духовные опасности, подстерегающиегероя, на бытовом языке невыразимы, бытовым зрением невидимы. И эротическоенаваждение, "тоска ночная", которая вторгается через Онегина в жизньТатьяны, - тоже есть не простая девическая влюбленность, но смертельноопасное искушение духа. И этого тоже нельзя покамест ни увидеть, ни прямовыразить фабульно, "реалистически", житейски. Лишь сон Татьяны делаетвозможным "сошествие во ад" онегинского духовного состояния; лишь сонвыводит вовне внутреннюю чудовищность этого состояния, его угрозу не толькодля героя, не только для его друга, но и для героини. В старорусскойлитературе был такой популярный жанр: прижизненные "хождения по мукам"загробия. Сон Татьяны именно и вводит в новоевропейский, вполне"цивилизованный" роман в стихах старинный полуфольклорный жанр, а тем самыми христианскую духовную традицию, этот жанр породившую. Теперь понятно, отчего композиционно иномирие попадает в литературныетексты чаще всего на сильных, особо отмеченных позициях: завязке действияили его кульминации. Как бы затейливо ни складывалась фабула произведения,ее настоящая цель и смысл, предназначение всех событий, суть и расстановкавсех основных ее участников проявляются именно там, в иномирии: местевстречи с судьбой, которое определено вековыми символическими традициями и"изменить" которое воистину "нельзя". В романе нет ни одной даты, но, если внимательно читать его, можноточно установить, когда происходят события. Онегин уехал в деревню к дяде вто самое время, когда Пушкина выслали из Петербурга. Помните: Онегин был готов со мною Увидеть чуждые страны; Но скоро были мы судьбою На долгий срок разведены. Отец его тогда скончался... ...Вдруг получил он в самом деле От управителя доклад, Что дядя при смерти в постели... Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербургатогда же. До этого "убил он восемь лет" в свете-значит, появился в обществепримерно в конце 1812 года. Сколько лет могло быть Онегину в это время? Впушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин"шестнадцати не больше лет" появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796году, он старше Пушкина на три гола. Встреча с Татьяной, знакомство сЛенским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года, он немальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцати летнимЛенским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чутьпокровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред". Там, где дни облачны и кратки, Родится племя, которому умирать не больно. Петрарка Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и -внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что намхочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится насвоей Ольге... Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно:погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли. Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибелиЛенского гораздо глубже. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернутьвспять, - сила "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистенПушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, - те тольконичтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца,палач: Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой, Надежный друг, помещик мирный И даже честный человек: Так исправляется наш век! На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он -опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершительприговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы неможем не разделять ее. Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говоритсебе, что он Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина:"обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружитьмладое сердце..."Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведьеще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно...Нет, поздно! Вот мысли Онегина: "...в это дело Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов..." Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью : И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков. Но здесь онвенчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трехвосклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотняглупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, которыйвертится на злой болтовне! "Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, чтоумение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", ипоступить так, как велит совесть,- это редкое уменье. Для него нужномужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы сих низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет. Удивителен в этой сцене Онегин. Вчера у него не хватило мужестваотказаться от дуэли. Его мучила совесть - ведь он подчинился тем самым"строгим правилам искусства", которые так любит Зарецкий. Сегодня онбунтует против "классика и педанта", но как жалок этот бунт! Онегиннарушает всякие правила приличия, взяв в секунданты лакея. "Зарецкий губузакусил", услышав "представление" Онегина, - и Евгений вполне этимудовлетворен. На такое маленькое нарушение законов света у него хватаетмужества. И вот начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах "враг" и"друг". В самом деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или ещедрузья? Они и сами этого не знают. Враг и стоят, потупя взор. Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела? Давно ль они часы досуга, Трапезу, мысли и дела Делили дружно ? Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно... Не засмеяться ль им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтися ль полюбовно?.. Но дико светская вражда Боится ложного стыда. ...Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел но крайний след, И каждый взял свой пистолет. Та мысль, к которой Пушкин подводил нас всем ходом событий, теперьсформулирована коротко и точно: Но дико светская вражда Боится ложного стыда. Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежеланиедумать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгенийказнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может ненаучиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Таксмерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно ещевпереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье. Татьяне кажется, что книги Байрона и французских писателей, найденныеею в кабинете Онегина, вполне исчерпывают и растолковывают характер ихвладельца, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?... Уж не пародия ли он? Это очень горькие раздумья. В первой главе мы видели петербургский бал глазами Пушкина -но мельком, в сущности, с улицы, через окно: "По цельным окнам тени ходят..." Мыуспели увидеть, как вошел Онегин, как "летают ножки милых дам", но невидели петербургского света близко и не слышали его суждений. Теперь, ввосьмой главе, нас приводят на "светский раут" вместе с музой и заставляютсмотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом. Но ведь и этот взгляд -пушкинский! Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был тамсвоим. А теперь - и он чужой, и ему привычные лица кажутся "рядом докучныхпривидений". Свет старается подогнать Онегина под привычный шаблонный тип - то, чточеловек может быть не таким, как все, и в то же время самим собой,непонятно свету. Все, что не похоже на общий уровень, объявляется маской, иникому не приходит в голову, что именно люди общего уровня - маски, а те,кто не похож на них - живые... И конечно, как всякая ограниченная душа, человек света считает себявсеведущим и дает указания: Иль просто будет добрый малый, Как вы да я, как целый свет? Посредственность страх как не любят тех, кто выделяется. Ей обязательнонужно, чтобы все были похожи друг на друга, чтобы все были "средними",обычными, не "выскакивали"... Вот и советуют Онегину быть "добрым малым",как все... Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин в строфе IX горькосмеется над тем идеалом, который создали себе "важные люди".Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто невызывает удивления или недовольства. "Молчаливы блаженствуют на свете!" В первой главе Пушкин и Онегин были очень разные. Какие они теперь? Обанемало пережили за прошедшие годы, оба познали горечь утрат иразочарований... Стали они ближе друг другу, чем раньше, или совсемразошлись? Окончательный текст романа - восемь глав - не дает нам ответа навопрос, где был Онегин целых три года. Но сохранились отрывки изпутешествия Онегина: ведь Пушкин сначала предполагал, что роман будетсостоять из девяти глав: восьмая расскажет о странствиях Онегина, а девятая- о его встрече с Татьяной в Петербурге. Отрывки ив путешествия Онегинапомогают понять, что пережил он, к чему пришел, с каким душевным грузомявился в большой свет осенью 1824 года. Через все его путешествие проходит горькое восклицание: "Тоска!"Страшно делается, когда вникаешь в мысли молодого здорового человека : Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Как этот бедный откупщик? Зачем, как тульский заседатель, Я не лежу в параличе? Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма? - Ах, создатель! Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? Тоска! Тоска! После трех лет странствий Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Почему - как Чацкий? Зачем понадобилось сравнивать Онегина именно сЧацким? Очевидно, потому, что при имени Чацкого прежде всего возникаетмысль о непримиримой вражде к обществу, о глубокой внутренней жизни,которой не было у Онегина раньше... Восьмая глава вызывает больше всего споров и разнообразных толкований.Это естественно; такова особенность пушкинского романа: он сообщаетчитателю факты, события, поступки героев и почти не дает психологическогообоснования этих событий, поступков, фактов. Изменилась Татьяна тольковнешне или внутренне тоже? Что за человек ее муж? Почему Онегин, неполюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?Да все эти вопросы Пушкин не дает однозначного, окончательного ответа,предоставляет читателю право додумывать самому... Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, чтоЕвгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-такиТатьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которуюОнегин увидел и почувствовал в вей. Татьяна не верит Онегину. Что она знает о нем? Каким представляет его?Таким, какого увидела в "опустелом кабинете" три года назад, на страницахего книг; в саду, когда пели девушки и сердце ее трепетало, а Онегин былхолоден и многословен... Теперь она читает его письма - и не верит им.(Ведь Онегин написал Татьяне не одно письмо: "Ответа нет. Он вновьпослание. Второму, третьему письму ответа нет".). Почему же мы, читаяписьмо Онегина, видим в нем неподдельную муку, настоящую любовь, а Татьянане видит или не хочет видеть? Может быть, ее жизнь в свете дала ей печальный опыт познания людей: ейуже известно, что мелкие чувства могут внешне выглядеть так же, какистинные... Может быть, жизнь в свете научила ее не верить людям - таксчитают некоторые исследователи творчества Пушкина. Внешне Онегин возвращается к тому образу жизни, который он вел вначале романа, когда мы только познакомились с ним:И в молчаливом кабинетеЕму припомнилась пора,Когда жестокая хандраЗа ним гналась в шумном свете...Это очень важные строки. "Припомнилась пора"! Значит, тогда было другоевремя, другое состояние души, и сам Онегин был другой! Каков же он теперь?Даже круг его чтения говорит очень много и очень определенно читателю-другу, современнику Пушкина. Гиббон, Руссо, Гердер, мадам де Сталь, Бель иФонтенель - философы, просветители, ученые... Это не "два-три романа, вкоторых отразился век", любимые Онегиным раньше. Это - круг чтениядекабристов, людей свободомыслящих, стремящихся к действию...По этого мало. Перед Онегиным открывается теперь все то, что было емунедоступно три года назад.Он меж печатными строкамиЧитал духовными глазамиДругие строки.Прежний Онегин - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать закнягиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний - но не новыйОнегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется: "А счастье было таквозможно, так близко ",- это неверно. Раньше счастье не было возможно,потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, собновленным Онегиным, но... поздно.Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений, равнодушный иэгоистичный, не понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжатьпреследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. Втакую вот "минуту, злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.Краткие выводы.1. Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни всего русскогообщества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает внешние формыбыта русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя,которые во многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжихолодность, высокомерие, насмешливость, прагматизм.2. Нравственно - художественная функция быта - раскрытие высокогоинтеллектуального уровня героя, утверждение мысли о влиянии ума, уровняобразованности на характер человека, его сознания.3. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегинапозволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторыхжизненных ценностей утверждаемых этой средой возникает проблема: может личеловек противостоять среде, т.е. проблема внутренней свободы. Но был лиОнегин свободен от своей среды ?Именно мысль об отсутствии внутренней свободы проходит через всеповествование о его юности.4. Но возможно ли воскресение души ? В последующих лавах (2-4) изображенаиная среда - среда поместных дворян; подчеркивается духовное и умственноепревосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой среде. Сдругой стороны, это жизнь на фоне природы, в единстве с живой, настоящей,естественной жизнью, и это благотворно влияет на героя: повышаетсяпотребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому;деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясьее величием и красотой.5.В сцене бала у Лареных показано, что герой не сумел войти в мирпатриархальной жизни, овеянной вековыми народно - патриархальнымитрадициями. События вырываются из-под контроля Онегина расставившиепривычные для его “жертв” сети. Легкого, остроумного розыгрыша неполучилось случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуациидуэли Онегин принимает вызов на поединок.6. Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т.е.формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.7.Любовь, как считает А.С. Пушкин, может пробудить к новой жизни. Ноотносится ли это к Онегину? - Хотелось бы верить, что это произойдет.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconБелинский о романе Пушкина "Евгений Онегин"
Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. “Евгений Онегин”, считает...
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconА. С. Пушкина Евгений Онегин Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Основная роль А. С. Пушкина-автор. Его задача

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconАвторские отступления в романе «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин»
Для воссоздания энциклопедии жизни Александр Сергеевич вводит авторские отступления. Они способствуют и отражению личности автора...
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconЛирические отступления в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconЛитературная игра «Умники и умницы» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства. М. Горький
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconНеразгаданные страницы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Неразгаданные страницы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Нариманов»...
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Образ Луки в пьесе М. Горького "На дне"

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №4: Автор и его герой в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Чтение наизусть отрывка из романа Поиски правды в пьесе М. Горького "На дне"

Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconПлан семинара №1
Вспомним слова, сказанные о «наполеонах» А. С пушкиным в романе «Евгений Онегин» / 2 глава, XIV строфа/. Что такое «наполеонизм»...
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". iconИллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Литература

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы