Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей icon

Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей



НазваниеСпецифика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей
Дата конвертации27.07.2012
Размер368,53 Kb.
ТипРеферат
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей


СОДЕРЖАНИЕ:| |Введение ……………………………………………………….. |2 ||I. |Глава. Исследование эмоций и чувств в зарубежной и |4 || |отечественной психологии ………………………………………….. | ||1.1. |Изучение эмоций: проблемы и трудности …………………… |4 ||1.2. |Понимание эмоций и чувств зарубежными психологами …... |6 ||1.3. |Проблема эмоций и чувств в отечественной психологии …… |10 ||1.4. |Особенности эмоций и чувств у школьников ………………... |15 ||1.5. |Краткий обзор исследований эмоций в специальной психологии| || |……………………………………………………………. |20 ||1.6. |Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального| || |ребенка ……………………………………………………. |25 ||II. |Глава. Экспериментальное исследование эмоций и чувств у | || |нормальных и аномальных детей ……………………………... |29 ||2.1. |Характеристика базы исследования …………………………... |29 ||2.2. |Характеристика методик ………………………………………. |31 ||2.3. |Результаты исследования ……………………………………… |35 || |Выводы …………………………………………………………. |38 || |Рекомендации …………………………………………………... |39 || |Библиография …………………………………………………... |42 || |Приложения …………………………………………………….. |44 |ВВЕДЕНИЕ. Когда предметом обсуждения становятся эмоции и чувства не приходитсяуказывать, что имеется в виду. Как специфические субъективные переживанияпорой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит,эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменовего внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственномужизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольнотонко понимаются. Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияниена все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природызатрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективногосамоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой иотчётливостью. Результаты влияния эмоций у этих людей могут быть самыеразличные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состоянияздоровья, поэтому возникла проблема специфики в эмоциональной сфере унормальных и аномальных детей. В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, чтоформирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувствсодействует более повершенному отношению человека к окружающему миру,природе и обществу, способствует становлению гармонически развитойличности. НОВИЗНА данного исследования в том, что исследования эмоциональногосостояния аномального ребенка на очень низком уровне, а, следовательно,формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследованиепотенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено. ЦЕЛЬ: на основе исследований специфик эмоций и чувств у нормальных ианомальных детей определить основные направления действий по дальнейшемуисследованию проблемы в дипломной работе. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач: 1. Провезти анализ литературных источников по проблеме. 2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание. 3. Провести анализ результатов исследования. 4. На основании результатов исследования подготовить практическиерекомендации. ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что приинтерпретации результатов аномальных детей будет проявляться специфика ихэмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся отэмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей. ОБЪЕКТОМ исследования являются эмоциональные состояния нормальных ианомальных детей. ПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств унормальных и аномальных детей. Выборочная совокупность: 30 человек: 1. 15 человек - аномальные дети (13 лет вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость встепени дебильность. 2. 15 человек - нормальные дети (13 лет общеобразовательная школа-интернат № 2). Методики: 1. «Изучение высших чувств». 2. «Шкала одиночества». 3. «Эмоциональная память». 4. «Шкала тревоги». ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ :Эмоциональный тон - проявление эмоций человека.Олигофрения - умственная отсталость в степени дебильность.Эмоции - непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности.Аффект - в переводе с лат. - душевное волнение, возбуждение; кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.. ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1.1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ. Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феноменвнутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманиюэмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попыткеосмыслить их в рамках психологической теории. Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциямипроблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить кэмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлениипроцессов жизнедеятельности. Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целымрядом причин. Прежде всего тем, что когда речь идёт об эмоциях, то здесьнаблюдается особый случай: они являются самой интимной специфическойхарактеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может бытьдаже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь во всякомслучае современные ЭВМ, которые успешно воспроизводят ряд функцииинтеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности.Вот почему в силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие,глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематическиисследовать? Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстверегулярность? Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственнопсихологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика иособенно этика. На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширилисьвозможности экспериментального исследования, психология сделала резкийповорот к этому надёжному источнику знаний. Однако, ограничения, вполнеестественные для экспериментального исследования эмоции, распространились ина теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию,оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций,втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряласистемность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенностьна вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем,которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномальногоразвития личности и в ряде других областей, практической деятельностичеловека. Ведь бесспорным является факт, как подчёркивал Г.Х. Шингаров, что"...эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и дляпривития ей социально-значимых черт. Нравственно воспитанным человекомявляется не только тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, укого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющиесердцевину человеческой личности (40, 443). Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизньчеловека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов икризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизнии тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачиобщепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов,психических функций в целостную личность. Как отмечает В.К. Вилюнас «Одно представляется бесспорным; даже еслив этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоцийразработка общей теории психического невозможна» (11, 6). Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных сэмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического иэкспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи,важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическимопытом, накопленным в психологических лабораториях, «...чтобы глава обэмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствуетположению и значению эмоций в реальной жизни», как подчёркивал В.К. Вилюнас(11, 56). 1.2. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ. 0б односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-томере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт,Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд);«активационная-энергетическая» (Спенсер). И хотя эти теории основаны назаслуживающих доверия показателях, существуют и другие, не менее важныеданные. За последнее время накоплено большое количество фактов,систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторыйопыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уженачинают проступать очертания целостной системы. Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явленийпринадлежит интроспективной психологии, основоположником которой являетсяВильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий,которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами иощущениями. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентностьструктуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундтвыделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил триосновных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в еготрёхмерной теории чувствований. Теория Вундта критиковалась американским психологом Титче-нером,который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множествечувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств:удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал. Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство являетсясвойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства:качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть нечто иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее вразличной степени наши ощущения. Представители интроспективной психологии по-разному определялиосновные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловленоособенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найтиадекватное решение данных проблем. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американскийпсихолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далеетезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следуеттелесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции.Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по егомнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемыхнекоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны,вследствие сходства и совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовалсвою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию,известную ныне, как и «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория,которая имеет значение и поныне. Согласно ее, эмоциональное состояниеявляется производным от состояния периферических органов. Джемс делитэмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные ссостоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции,связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеетнекоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущении, но вцелом она исходит из неправильных физиологических предпосылок. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге.По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций,проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видноУотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теорииинтроспективные элементы. Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получиланазвание "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовесидеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этойтеории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящимив центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил началоплодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационнымоткрытиям. Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всегоструктурного аспекта этих явлений. Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции.Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленногоповедения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленногоповедения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида копределённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоциясодержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести вконкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от другихпсихических образований – сложных чувств. Теория Мак-Дауголла не получилабольшого распространения. В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоцийявляется крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, которыйисследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить,каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания,познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирическиеисследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческихэмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи спознавательной способностью и деятельностью человека. Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие,критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он нерассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые вотечественной психологии рассматривают как основу эмоций. Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в областиэмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработалтеоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление обэмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности,в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение,знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональныйпроцесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызываетв зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесныхфункциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъектав целом. Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природуэмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии. 1.3. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Психические процессы представляют собой специфический продуктдеятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отраженииокружающей действительности. "Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественныепсихологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам иявлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: 1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров). 2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев). 3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов). Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается впереживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что "чувствавыражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что онпознаёт и делает" (30, 385). Чувства выражают состояние субъекта иотношение к объекту. "Психические процессы взятые в конкретной целостности,- это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; вних отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего ихсубъекта, для его жизни и деятельности. С.Л. Рубинштейн (264). Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции(чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру.Якобсон П.М. считает, что "...человек не пассивно, не автоматическиотражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнююсреду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своёотношение к предметам и явлениям реального мира" (43, 24). Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являютсяспецифической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А.Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как "отражениев мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъектапотребности к значимым для него объектам" (25, 361). Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъектаи зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому,как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность,выполняют оценочную функцию познания: "В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы иявления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, сдругой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностейи установок" (6, 109). Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считаетнедостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - этонепосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М.предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный исубъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическоеотображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективныйкомпонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Такимобразом, по Веккеру Л.М."...во-первых, эмоция, как отражение отношениясубъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическоеотображение отношения субъекта к объекту..."(7, 66). Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психологВилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленностиэмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психическиотображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентностьцелостного эмоционального явления, которая "всегда представляет собойединство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания,с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфическойокраски, с которой данное содержание отражается субъектом" (11, 43). Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н.Леонгьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положенийотносительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, орегулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессеусвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связьэмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции нетолько соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но иподчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает всвоих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важнуюроль в реализации этих мотивов. Они считают, что "...эмоции представляютсобой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектомдействительности, при посредстве которого производится психическоеуправление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляетсяпсихическая регуляция общей направленности и динамики поведения " (15,369). Кроме того, в отечественной психологии существует информационнаятеория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории,источником эмоции является расхождение между количеством наличнойинформации и информации, необходимой для решения стоящей перед человекомзадачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = – П/Н–С) – где П –потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональноеявление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции –потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас,сегодня. С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается Б.И. Додонов, которыйсчитает, что "...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единойизмерительной формулой" (14, 45). Б.И. Додонов подчёркивает, что психологиядолжна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическуюдеятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметомизучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этойточки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – этооценка, необходимая "...для существования организма и личности, дляорганизации их поведения" (14, 16); с другой стороны – это положительнаясамостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности. Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологическихмеханизмов, которые являются условием возникновения эмоциональныхпроцессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К.Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П.К. Анохинподчёркивал, что "...физиологическая характеристика эмоций... связанапрежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на всеэффекторные органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качествоэмоционального состояния, его характерное внешнее выражение" (5, 317). В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни идр., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состоянийв психической структуре личности, их связь с психическими процессами ипсихическими свойствами личности. Таковы основные направления исследования эмоций в отечественнойпсихологии. Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следуетотметить, что большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В.Петровский, А.Г. Ковалёв – считают чувства высшими, сложными, социальнымиэмоциями. Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продуктобщественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённогоуровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшимпотребностям и мотивам деятельности человека, как личности. Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которыеформируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные),которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества;эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии икрасоты. Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева,который делит их на аффекты. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональныхпроцессов. Основная их особенность в предметности. Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, чтооснованием для разграничения эмоций и чувств как качественно разныхпсихических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности,которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены. Другие учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов)считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой,глубиной, динамичностью. Отечественные психологи дают научное объяснение природы эмоций ичувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу,сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велисьдискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где ихискать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривалисьв рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в ихглубоко интимном содержании. Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад втеоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё оченьмного нерешённых проблем. 1.4. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ. Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается втом, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образажизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявленийэмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника;возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитииличности школьника. Разительные перемены в психическом развитии ребёнка, происходящие вотносительно короткий отрезок времени, не является редким явлением. Ктакого рода переменам относится перестройка в отношении чувств,наблюдающаяся у семилетних детей. Школьник следит за своим внешним видом,соответствующим состоянием учебных пособий и "орудий" учебного труда; онозабочен тем, что нужно рано встать, чтобы не опоздать в школу. В период обучения познавательная деятельность учащихся,осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательныхчувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств школьникаобусловлено его жизнью в классном коллективе. Опыт нравственного поведения становится определяющим факторомформирования моральных чувств. Эстетические чувства школьника развиваются на материале уроков и внеих – во время экскурсий, туристических походов, посещения музеев,концертов, просмотра спектаклей. Учащийся школы очень энергичен, его энергия не поглощается безостатка учебной работой. Избыток энергии проявляется в играх и различныхзанятиях ребенка. Разнообразная по содержанию деятельность школьника порождает целуюгамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкойформирования на её основе склонностей и способностей. Основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний ичувств школьника сводятся к следующим: а) по сравнению с дошкольниками понижается эмоциональнаявозбудимость, причём это происходит не в ущерб содержательной сторонеэмоций и чувств; б) начинает формироваться такое чувство, как чувство долга; в) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходитсоответствующий сдвиг в содержании чувств – они вызываются не тольконепосредственном окружением; г) повышается интерес к предметному миру и к тем или иным видамдеятельности. Типичным для детей подросткового возраста является то, что с периодомполового созревания у них значительно повышается эмоциональнаявозбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность. Характерным для подростка является то, что он часто совершаетдействия и поступки под непосредственным влиянием чувств и переживании,захватывающих его полностью. Возникающее у подростка половое влечение выражается в возникновенииинтереса к представителям другого пола. У некоторых школьников – подростков наблюдается "влюблённость–эмоциональный порыв, объектом которого становятся нередко взрослые люди. На фоне возрастных особенностей эмоциональной сферы подростковвыступает дифференциация чувств по всем их показаниям: содержанию, глубине,полноте и формам их проявления. Характеристика развития чувств подростка, по существу, не возможнабез учёта весьма интенсивно происходящего развития самосознания подростка.Только при учёте этого исключительно важного момента в развитии личностиможет быть понята роль переживаний в становлении самосознания подростка.Это взаимосвязанные явления, и в этом не трудно убедится, обратясь кфактам. Стремление подростка к острым переживаниям, переживанию опасныхситуаций – это очень типично для подросткового возраста. Не случайно онитак тянутся к приключенческой литературе и книгам о героях, читая которые,они сопереживают. Это сопереживание –так же существенное проявление эмоциии чувств подростка: сопереживание способствует их дальнейшему развитию. Увлечение подростков любимыми героями книг вызывает стремлениеподражать им. Увлечённость кем-то или чем-то – типичная черта типичногооблика подростка. Причём эта увлечённость, очень ярко эмоциональноокрашенная, нередко приводит к поступкам, не соответствующим возможностямподростка и неразумным по существу. Эта же увлечённость (сплошь и рядомвнешними качествами людей и внешними их проявлениями), часто являетсяоснованием для ошибочной оценки их личности. Эмоциональная обусловленностьэтих оценок, их субъективизм – часто наблюдающееся явление. У подростка отмечается также обострённая чувствами тревожность,требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащеговлияния воспитателя, находящая нужное и полезное применение. Этопроявляется в повышенной требовательности подростков к своим сверстникам. Требовательность и импульсивность проявляются как у мальчиков, так иу девочек подросткового возраста и, следовательно, представляют собой ихвозрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется втом, что возникшие желания реализуются, как правило, сразу, без всякихраздумий и задержек. Нередко следствием этого являются ошибочные решения ипоступки. В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, частоперерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, прикоторой все – радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща. Процесс становления системы отношений – отношений к себе самому, кмиру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, –охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности. Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьноговозраста хорошо иллюстрируется развитием чувств у подростков и в юности. Ноэта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональныхпроявлений личности в каждый возрастном период. Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжаетсяразвитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий факторэволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а такжевсе возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств какв плане развития их содержания и форм проявления, так и ихиндивидуализации, т. е. их неповторимого своеобразия, достигающего наиболееяркого выражения у старшеклассников. Своеобразие развития чувств в подростковом возрасте представленоследующими сторонами и проявлениями: а) особенно интенсивным развитием морально-этических и эстетическихчувств; б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений; в) формирование чувств в условиях общественно полезного ипроизводительного труда; г) устойчивостью и глубиной чувств, принципиальностью отношений иоценок. Формирование чувств, их воспитание – одна из самых сложныхвоспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача –формирование убеждений. Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения,которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой задачи, ясны. Здоровая, полнокровная в своём содержании жизнь ребёнка – основаоснов формирования его чувств, являющимся одним из очень сильных внутреннихстимулов-мотивов его волевой деятельности. Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитиемличности, которая совершенствуется в процессе деятельности. СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА. 1.5. КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМОЦИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Развитие комплекса мероприятий, проводимых в целях охраны детскогоорганизма, предупреждение болезней и применение наиболее совершенныхметодов лечения снижают количество детей, имеющих отклонения в умственномили физическом развитии. Однако, в силу не преодоленных еще полностьювредных факторов, влияющих на детский организм, у нас имеются умственноотсталые дети. Отечественная психология движимая гуманными целями, стремится помочьвоспитанию детей имеющих тот или иной дефект, найти пути для развития всехположительных сторон личности аномального ребёнка, чтобы дать емувозможность стать полезным членом общества. Изучение процесса развития умственно отсталого ребёнка помогло понятьэто развитие не как проявление предопределённых задатков или недостатков,не как вариант нормы, но как результат заболевания, которое и создалосвоеобразие развития. Однако и это своеобразное развитие, как показалиисследования, проведённые психологами А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьевым, Л.С.Выготским, все же есть развитие, формирование новых связей накоплениежизненного опыта, овладение знаниями и навыками, поступательное движениевперёд. М.С. Познер и В.И. Лубовский считают, что "... то, что ошибочнопринимают за врожденные и простые свойства психики, является рядом сложныхфункциональных систем, сформированных в процессе длительного развитияребёнка. ... Однако нет сомнения в том, что многие природные задатки являютсяважнейшим условием для развития этих сложных функциональных систем " (26,11-12). Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И.Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены наизучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личностипрослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости отпедагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе,работающем под руководством воспитателя. Развитие школьников прослеживается в их своеобразии и служитулучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое вниманиевопросу о взаимоотношении обучения и развития уделяется в исследованиях,проводимых под руководством Л.В. Занкова. Л.В.Занков на примере изучения школьников, показывает огромноевлияние правильно организованного обучения на развитие познавательнойдеятельности детей. Особенности развития умственно отсталого ребёнка показаны в работахИ.М. Соловьёва, Т.М. Дульнева, М.И. Феофанова, В.Г. Петровом, В.И.Пинского. Интересный материал к методике психолого-педагогического изученияребенка представлен в ряде исследований В.Я. Василевской. В настоящее времянаметилось три главных аспекта изучения олигофрении: биологический,клинический и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в рядеработ отечественных психологов-исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер,О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф.Шалимов, В.М. Явин и др.) Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детскойпсихиатрии с такими сложными науками, как эмбриология, биохимия,медицинская генетика, цитогенетика, иммунология, нейрофизиология. Исследованиями К.Н. Назарова, М.Г. Блюминой, А.А. Прокофьева-Бельговская и др., доказало, что генетическим фактором принадлежит ведущаяроль среди многочисленных причин врожденного слабоумия. Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшегорасчленения олигофрении, представляющих особую группу их различных поэтиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клиническиеформы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния ипсихопатологической картины с использованием современных методовисследования. Отечественные авторы (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.)подчеркивают, что ведущим признаком при олигофрении всех форм и степенейявляется недоразвитие познавательной деятельности, в особенности мышления. Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимостьразработки посильных для лиц с явлениями слабоумия трудовых рекомендаций. Всвоих трудах известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивал, что приустановлении трудового прогноза необходимо учитывать не только то, чтопострадало, но и то, что сохранено. Это положение было подтверждено вработах некоторых психиатров: Т.А. Гейгер, Д.Е. Мелехова. Следует подчеркнуть, что только на основе комплексных исследованийвозможна разработка адекватных клиническому состоянию и возрастнымособенностям олигофренов дифференцированных социально-реадаптационныхмероприятий. В настоящее время собственно психологические вопросы развитияпознавательной деятельности, эмоциональной сферы активно изучаются рядомотечественных исследователей (Б.И. Пинский, И.М. Соловьёва, В.Г. Петрова).Разрабатываются также методы экспериментально-психологического исследованиядетей с целью выявления умственной отсталости и её качественныхособенностей (М.К. Кононова, Э.А. Коробкова, А.Я. Иванова, Э.С. Мандрусова,Л.В. Викулова, И.А. Коробейникова и др.) Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепцияпсихического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С.Выготский – один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процессразвития умственно отсталого ребёнка как единым процесс, где последующийэтап развития зависит от предыдущего. А каждый последующий способреагирования зависит от реагирования ранее, Л.С.Выготский указывает нанеобходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития.Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственноотсталого ребёнка из основной причины его отсталости – факта поражения егоголовного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельныеособенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основнойпричине. Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственноотсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию,принципиально может выработать в себе высшие психические функции, нофактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высшихфункций " (10, 29). И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е.когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременноусваивать культуру человечества. Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепциюпсихического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряласвоей актуальности и сегодня. На современном этапе разрабатываются вопросы дифференциациииндивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которыхумственная отсталость вызвана этиологическими факторами и психическоесостояние которых также различно. Рассматриваются также сложные вопросыформирования личности и характера умственно отсталых детей. Достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти,речи, особенности психического развития аномального ребёнка. Но остаются, вчастности еще малоизученные эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка.В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И.Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этихработах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагиваетсялишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональнойсферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо иапосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекцииимеющихся недостатков. Каковы же они эти особенности? Что представляет собой эмоциональнаясфера аномального ребёнка? 1.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА. Развитие аномального ребёнка понимается как сложные процесс, прикотором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций,необходимых для нормального психического развития. Тот или иной типаномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общемпсихическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступаетнарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойстванервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, чтооказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях этонарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, напримерзрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи,двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект можетвызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитиеребёнка. Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно.Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии(неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью),тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностьюкомпенсации дефекта, которая зависит и от характера обучения и воспитания,и от особенностей общения аномального ребёнка с окружающими детьми ивзрослыми. Без глубокого психологического исследования невозможно учестьособенности аномального развития ребёнка. Этим занимается отрасльпсихологии, которая называется специальная психология. Одной из областейспециальной психологии является психология умственно отсталого ребёнка (илиолигофрения). Психология ребёнка олигофрена занимается изучением своеобразияразвития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования еголичности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характераобучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно оперетьсяпри обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта. Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена являетсянезрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Уребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных измененийспособствует своеобразному психопатологическому формированию характера,новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основногопсихического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственноотсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важноезначение. Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех летсвоей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самыхглубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики – это спецификадетского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологиюорганизма" (31, 42). Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразноеразвитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся,прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена впервую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов иинтеллекта. У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее яркопроявляется в игровое деятельности. Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен вигре, она для него не становится как для нормального школьника модельюприобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считаетсяважным диагностическим показателем умственной отсталости" (18, 9). Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развитыпотребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательныеинтересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видовдеятельности. Его деятельность и поведение подвержены влияниюнепосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомаминарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышеннаявозбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствиеопосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств. Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резчепроявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи,требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеютместа на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенноновых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнокразвивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадаетв условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущейдеятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивомстановятся указания учителя. Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характернымалодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С.Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы,ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие илинеудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того илииного раздражителя" (21, 41). То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нетдифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивныхпотребностей. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка – олигофрена(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью инепрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания надругое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость вповедении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватныевоздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмернаялёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость,примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формированиевысших чувств. Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование ивоспитание, способствует формированию его характера, новых положительныхсвойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психическогодефекта. II. ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У НОРМАЛЬНЫХ И АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общеобразовательная школа-интернат №2 находится по адресу: г.Мариуполь, переулок Космический, 1. Здание школы строилось 50 лет назад,имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате №2 детинаходятся круглосуточно, только на выходные уезжают по домам. В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал,медики, социолог, логопед и даже есть штатный психолог. Все педагоги ивоспитатели имеют высшее образование и большинство из них высшую степеньквалификации. Всего в школе обучается 1500 учеников: 2 – первых класса, 3 – вторыхкласса, 3 – третьих класса, 3 – пятых класса, 2 – шестых класса, 3 –седьмых класса, 3 – восьмых класса и 2 - девятых класса. Имеются классы, в которых обучение ведется на украинском языке. В администрацию школы входят 4 человека: директор, завуч, старшийвоспитатель и педагогический организатор. Вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей, тоженаходится в г. Мариуполе по адресу: проезд Шопена, 4. Здание школы было изначально построено с двумя корпусами: спальным иучебным, но недавно, второй корпус отделили и заняли под общественнуюшколу №24. Во вспомогательной школе не большой, но высококвалифицированныйпедагогический и воспитательский состав. Почти все преподаватели имеютспециальное дефектологическое образование. Всего в школе 900 учеников. У всех поставлен диагноз: умственнаяотсталость в степени дебильности. В классах по 13 – 15 человек, чтопредполагает индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. На 4-м этаже расположен спальный корпус, на 3-м и 2-м – учебныеклассы, на 1-м: вся администрация, столовая, кабинет психолога. Так как вшколе обучаются больные дети, то за ними постоянно ведут наблюдениепсихиатр, детский педиатр и 2 медсестры. Большое внимание уделяется социально-бытовой ориентации учащихся. Водворе здания имеются отдельные постройки, предназначенные для уроков труда.2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК. МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ". ЦЕЛЬ: Установить зависимость производительности запоминания отчувств. Необходимый материал: Список из 30 слов:10 из них связаны с чувствомудовлетворения (обозначаются знаком "+"), 10 – с чувством неудовлетворения(обозначаются знаком "–"), и нейтральные 10 (обозначаются знаком "О").|Бумага (О) |Любовь (+) |Злодей (-) ||лампа (О) |число (О) |буква (О) ||стипендия (+) |мечта (+) |театр (+) ||печаль (-) |мел (О) |грязь (-) ||цветок (+) |поэзия (+) |измена (-) ||танцы (+) |змея (-) |карандаш (О) ||стенка (0) |война (-) |драка (-) ||свидание (+) |дом (О) |поцелуй (+) ||экзамен (+) |ненависть (-) |смерть (-) ||окно (О) |торт (+) |тетрадь (О) |Методика выполнения: Экспериментатор просит учащихся внимательно слушать и запоминать те слова, которые он прочитает. Читает внятно, медленно. После того, как слова прочитаны, испытуемый записывает те из них, которые запомнил. Порядок записи не имеет значения. Затем экспериментатор ещё раз читает слова, а учащиеся обозначают у себя количество правильных слов, связанных с чувством удовл., неудовл., нейтральных. Сравнивая полученные результаты, испытуемый выясняет, оказывают ли чувства влияние на запоминание, если оказывают, то как. ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА. Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, М. Фергюсоном, Л.Пепло. ЦЕЛЬ: Исследование уровня субъективного ощущения человеком своегоодиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано стревожностью, социальной изоляцией депрессией, скукой. Необходимо различатьодиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление кодиночеству, потребность в нём. Инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотритепоследовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявленияприменительно к Вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: "часто","иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант ответа отметьте знаком "+".Необходимый материал: таблица с утверждениями. МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ" ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников. Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской. Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т.НОблонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что наней изображено. После анализа на основании полученных результатов,эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих подвоздействием этой картины экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём ихразличие. ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОГИ. ЦЕЛЬ: Методика адаптированная Немчиным Т.А., предназначена дляизмерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявлятьсяиспытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Инструкция: "Вам предлагается ознакомится с набором высказываний,касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте "да",либо "нет", если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первыйпришедший Вам в голову ответ". Необходимый материал: Тестовый материал №1.I. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.3. У меня редко бывают запоры.4. У меня редко бывают головные боли.5. Я редко устаю.6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.7. Я уверен в себе.8. Практически я никогда не краснею.9. По сравнению со своими друзьями, я считаю себя смелым.10. Я краснею не чаще чем другие.11. У меня редко бывает сердцебиение.12. Обычно мои руки бывают достаточно тёплые.13. Я застенчив не более чем другие.14. Мне не хватает уверенности в себе.15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.16.У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть наместе.17. Мой желудок сильно беспокоит меня.18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности,которые мне не преодолеть.21. Мне не редко снятся кошмарные сны.22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь.23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.25. Мне приходится испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, чтомне ничего не угрожает.26. Мне трудно сосредоточится на работе, или на каком-либо задании.27. Я работаю с большим напряжением.28. Я легко прихожу в замешательство.29. Почти всё время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.30. Я склонен принимать всё слишком всерьёз.31. Я часто плачу.32. Меня нередко мучают приступы рвоты, тошноты.33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.35. Мне очень трудно сосредоточится на чем-либо.36. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось быговорить.37. Моё материальное положение меня весьма беспокоит.38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильнаяпотливость.40. Даже в холодные дни я легко потею.41. Временами я становлюсь таким возбуждённым, что мне трудно спать.42. Я – человек легко возбудимый.43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны.45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.47. Я почти всё время испытываю чувство голода.48. Ожидание меня нервирует.49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.50. Меня нередко охватывает отчаяние. 2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ: «ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ». При интерпретации результатов теста «Шкала проявлений тревожности»аномальных детей стало видно, что у большинства из них средняя оценка от 25до 40 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровнятревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущныхпроблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по ихмнению отделяет их от других – эти дети считают существующую обстановкувраждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают отвоздействия обстоятельств, признаваемых в существующий моментнеблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 10 баллов, - это показательнизкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей –олигофренов ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить своеположение и престиж, и никакие проблемы и трудности не вызывают у нихвысокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает имвозбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми,бодрыми. Всегда находятся в компании друзей, стараются как можно большеобщаться, делиться опытом, ведут активный образ жизни, не переживая за то,что может произойти сегодня или в будущем. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА». При обработке результатов у нормальных детей по методике «Шкалаодиночества», получились следующие результаты: основная масса учащихся(90%) показали низкий уровень одиночества (от 0 до 25 баллов). Это говорито том, что нормальные дети, ведущие активный образ жизни, имеющие многодрузей и наставников, не замыкаются в себе, не чувствуют себя одинокими. В процессе беседы мною был задан вопрос, что такое одиночество? Начто многие ответили так: «Ну, я не знаю точно но, наверное, это чувство,когда никого не интересует то, что происходит с тобой, никто не приходит напомощь». Этот ответ говорит о том, что большинство учащихся даже не знакомыс таким чувством, как чувство одиночества, постоянно окруженные вниманием изаботой они чувствуют себя вполне счастливыми. У аномальных детей оказался высокий уровень одиночества (от 20 до 60баллов), и характерно то, что у многих детей – олигофренов одиночество –это желание отгородиться от всего окружающего мира, оказаться окруженнымистеной от всех. Это чувство одиночества не вынужденное, а принятоедобровольно. На поставленный вопрос: «Что такое одиночество?» большинство ребятдали точный ответ. Этот говорит о том, что они испытывали чувствоодиночества и очень хорошо знают, что это такое. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ». Целью данной методики было изучение особенностей высших чувствшкольников. После обработки результатов у нормальных детей получилосьследующее: описывая картину Н.Я. Яблонской «Утро», ребята не просто описаливсе увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будтопрочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бумаги. Особенностьювысших чувств школьников, явилось то, что описания были не сухими, анасыщенными эмоциональностью, яркими вспышками чувств. Очень красиво в их рассказах описывается утро. Большое вниманиеуделили солнцу. Хотя на картине его не четко можно видеть: «комната залитаяркими лучами просыпающегося утра». (Катя Б.) После окончания эксперимента, вся группа очень бурно обсуждалапроделанную работу. Было заметно, что она им очень понравилась. Все своичувства ребята вложили в это мини-сочинение. Из этого можно сделать вывод, что высшие чувства у нормальных детейразвиты и находятся на достаточно высоком уровне. Им не трудно подбиратьслова, что бы выразить то или иное чувство к кому-либо или чему-либо. Интерпретируя результаты детей-олигофренов, можно сделать вывод отом, что многие дети (90%) просто описали картину, т.е. то, что на нейизображено. Свое отношение к ней выразили так: «Мне понравилась картина»или «Мне не понравилась эта картина», а почему, объяснить не смогли. Вописании преобладала в основном констатация фактов: «На картине изображенадевочка, она делает зарядку. На улице наступило утро. В комнате стоит стол,на столе – завтрак…» Ни в одной из работ нет, какого бы то ни было сравнения, иливосторга, или красноречивого описания. Все четко и жестко. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувства удетей-олигофренов, находятся на очень низком уровне, недостаточно развиты.Это объясняется первичным дефектом – нарушением головного мозга.ВЫВОДЫ. В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств унормальных и анормальных детей. В результате экспериментального исследования эмоций и чувств понескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы унормальных детей и у детей с отклонениями. Особенностью эмоциональной сферы школьника, является его значительнаяэмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весьпсихический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы,подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие подвоздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому оченьважно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них,закладывая тем самым основу для развития в высших эстетических инравственных чувств личности. Сравнительное исследование эмоционального отношения к окружающему унормальных детей и аномальных, доказало гипотезу о том, что уровеньэмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественноотличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именнооказался ниже. Это подтвердили данные эксперимента. Такое аномальноеразвитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличиемпервичного дефекта – поражения головного мозга. При всем этом, личность аномального ребенка развивается.Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтомуочень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможностиумственно отсталого ребенка и знал специфику, особенности, своеобразие егоэмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению иличастичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет игратьважную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и врешении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.РЕКОМЕНДАЦИИ Для устранения грубых нарушений в развитии эмоциональной сферыумственно отсталого ребенка необходимо проведение коррекционно-воспитательной работы. Проведение коррекционно-воспитательной работы является специфическойи очень важной задачей социальных детских учреждений, поскольку от еекачества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов.Коррекционная работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения,пронизывает всю ситему деятельности таких учреждений. Каждое из проводимыхмероприятий (урок, внеклассная беседа или игра), специальная школарассматривает, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективнов коррекционно-воспитательном плане. Комплексная работа предполагает целенаправленное комплексноевоздействие на различные стороны развития аномального ребенка. Поэтомукоррекционные уси




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconРеферат по психологии на тему : "Природа эмоций и чувств" выполнила : студентка
Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль...
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconСвойства и виды эмоций и чувств

Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconИсследование эмоций и чувств в зарубежной и отечественной психологии

Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconВопросы к экзамену «Психолого-коррекционная работа в учреждениях для аномальных детей» Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии
Вопросы к экзамену «Психолого-коррекционная работа в учреждениях для аномальных детей»
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconДипломная работа развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изодеятельности Клименко Т. Г научный
Охватывает следующие способности: 1 распознавание собственных эмоций; 2 владение эмоциями; 3 самомотивация; 4 понимание эмоций других...
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей icon2. Выявление и устранение аномальных наблюдений во временных рядах
Причинами аномальных наблюдений могут быть ошибки технического порядка, или ошибки первого рода
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconКурсовая работа по физиологии Нейрофизиологические механизмы эмоций
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям...
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconУчебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества
Виды чувств и развитие их у детей младшего школьного возраста
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconПсихологический тренинг «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков». Цель
Цель: приобщить детей к ценностям межличностных отношений людей, привить навыки дружеского отношения друг к другу. Включить детей...
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей iconПсихологический тренинг «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков»
Коу омской области «Большеуковская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы