Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит icon

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит



НазваниеБюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит
Дата конвертации27.07.2012
Размер71,69 Kb.
ТипРеферат
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине


ПЛАН:1. Бюджетный дефицит и профицит. а) дефицит; б) профицит; в) первичный дефицит; г) фактический дефицит; д) структурный дефицит е) циклический дефицит.2. Концепции балансирования государственного бюджета.3. Проблемы балансирования государственного бюджета в Украине.1. Бюджетный дефицит и профицит. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когдарасходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетноесальдо, или дефицит бюджета. Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чащевсего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительствосталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е.превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, илиизлишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собойобратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Приняторазличать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставаниитемпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетныхрасходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, вчастности: - кризисные явления в экономике; - неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; - чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия ): - милитаризация экономики в мирное время; - осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; - чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основнымнаправлениям: - за счет увеличения его доходной базы; - на базе реструктуризации расходной части бюджета; - путем совершенствования бюджетных процедур. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета,уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Поаналогии определяется и первичный профицит. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицитгосударственного бюджета. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими(действительными) доходами и расходами правительства. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходамигосударственного бюджета. Другими словами, это та разница, котораясуществовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятыхзаконодательной властью государственных расходах в экономике существовалабы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим иструктурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицитпредставляет собой следствие колебаний экономической активности в ходеделового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях игосударственных расходов происходит автоматически. Графическое изображениебюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4. T,G E Профицит Дефицит Y Рис. 4. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета t – налоговая ставка; G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансированиядефицита.Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования -займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранныхгосударств, международных финансовых организаций, по которым возникаютдолговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другимизаемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте(внутренние заимствования). Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счетналогов) имеет свои пределы. Отсюда – хронический дефицит, который растетне только в абсолютных размерах, но и относительно. В конце 80-х годовбюджетный дефицит составил во Франции 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ-14,в Японии-15,6, в Бельгии-25,1 и Италии – 25,2%. По сравнению с 1970 г. этотпоказатель возрос в отдельных странах от 4 до 16 раз. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает вположение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому чтооно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числуотносятся: а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию; б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (вмире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%); в) внешний долг – международный кредит, получивший в современных условияхширокое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, нои развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки вбанках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансироватьбюджетный дефицит. В 80-х годах чистая задолженность (разница междупредоставленными и полученными иностранными займами) США превысила 500млрд.долларов (около 11% ВНП), а в конце 90-х годов может составить 1трлн.долларов; г) внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам инаселению. К их числу относятся государственные облигации.2. Концепции балансирования государственного бюджета. Центральное место в финансовой системе любого государства занимаетгосударственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Существуют три концепции балансирования государственного бюджета: Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодносбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебанияэкономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодомбезработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджетавтоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет,правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократитьгосударственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однакоследствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупногоспроса. На другом примере можно показать как стремление ежегодно балансироватьбюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышенииденежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Дляпредотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительстводолжно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличитьправительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно,что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен бытьсбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Например, наступает инфляция, правительство повышает налоги иправительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдобюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в периодспада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическуюполитику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а запериод в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключеваяпроблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом циклемогут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональныхфинансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета -на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальнойцелью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полнойзанятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики,ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежногохозяйства страны. Основа системы государственного регулирования бюджета, составляютдействия перераспределения доходов. Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетовявляется равенство доходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджетуотдельного человека или семьи. Недаром по такому случаю говорится: «поодежке протягивают ножки». С помощью бюджета регулируются социальные программы, обеспечениесохранности окружающей среды, происходит стимуляция научно-техническогопрогресса, поддержания обороноспособности, и др. государственные функции. Государство формирует бюджет того, чтобы иметь возможностьпредоставлять особые блага, общественные товары, которые удовлетворяютсовместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура,блага науки, культуры, образования, управления).3.Проблемы балансирования государственного бюджета в Украине. В основном к проблеме балансирования государственного бюджета в Украинеотносятся проблемы бюджетных расходов, решение которых связанно, сизменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике.Бюджеты и бюджетное регулирование, присущи экономике как рыночного, так инерыночного типа. В условиях командно-административной системы государство берет на себямножество функций по управлению народным хозяйством, регулированиюхозяйственных связей, поддержанию отраслей народного хозяйства,регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развитияразличных отраслей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей,поддержанию пропорционального развития различных отраслей народногохозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержанию развитияотраслей и производств, обеспечению повышения материального и культурногоуровня жизни населения страны. При этом происходит формирование ивыполнение финансовых планов предприятий. В бюджете финансируются предоставляемые бесплатно услуги в системеобразования и здравоохранения, дотируются товары и услуги первойнеобходимости (жилье, продовольствие, электроэнергия, транспорт),предоставляются льготы. В рыночных же условиях государство старается, прежде всего, устранитьсбои в функционировании рыночного механизма, а так же необходимость решениязадач перераспределения дохода. Украина сейчас на этапе перехода от командно-административной к рыночнойэкономики. После всего происходит сокращение функций государства.Впоследствии таких преобразований должно стать сокращение бюджетныхрасходов на финансирование народного хозяйства. Существует проблема нехватки собственных средств местных органов власти.Недостаточное поступление средств в их бюджеты в значительной степенипокрывается перераспределением доходов вышестоящими органами власти(Верховный Совет, областные, городские Советы народных депутатов). Этонаходит свое отражение в установлении нормативов отчисления средств отрегулирующих источников дохода в бюджеты соответствующих уровней ипредставлении им дотаций. При этом руководствуются уровнем социально-экономического развития конкретной административной единицы и объемомрасходов на поддержание нормального функционирования местного хозяйства. Литература1. Долан Э.Дж.Линдсей “Макроэкономика” –С.- Пб., 1994г.2. Макконвелл К.Р., Брю С.Л. Экономикис : принципы, проблемы и политика – М. 1992г.3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи, Экономика учебник4. Самюэльсон П.А., Нордгауз В.Д., Макроэкономика, Пер.с англ. К. – основы – 1995г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит icon2. Профицит и дефицит бюджета, мультипликатор сбалансированного бюджета
Наблюдается ситуация, когда доходы больше расходов, тогда гово­рят о профиците бюджета, или когда доходы меньше расходов — дефицит...
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит и связанные с этим проблемы

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconДефицит бюджета: сущность и регулирование 4 Дефицит бюджета и источники его покрытия 4
Целью работы является исследование методов покрытия бюджетного дефицита. В работе исследуются данные за три отчетных финансовых года...
Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит и методы его снижения

Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине план бюджетный дефицит и профицит а дефицит; б профицит; в первичный дефицит; г фактический дефицит iconБюджетный дефицит и пути его преодоления

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы